Файл: Манин, Ю. М. Экологические проблемы эпохи научно-технической революции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
обмена, выживание наиболее приспособленных, взаимодействие наследственности и изменчивости.
По некоторым подсчетам биомасса Земли со ставляет 1012— 1013 т, образуя 10-15 часть земной массы (6-1027 т). Ежегодно на Земле производится почти 380 млрд, т (38 • 1010) живого вещества. За всю историю биосферы общая масса произведенного ею живого вещества почти в два раза превысила неорганическую массу земной коры. Биосфера функционирует как грандиозный химический ком бинат, в котором происходит постоянный кругово рот веществ: неживое, неорганическое вещество в процессе обмена веществ превращается в живое; живое, умирая и разлагаясь,— вновь в неживое. Жизнедеятельность организмов изменила естест венно-динамическое равновесие планеты, преобра зив круговорот веществ и ход многих природных процессов и породив множество новых направле ний движения вещества. Биологический обмен во многом стал определять весь обмен вещества и энергии на нашей планете.
Так, существенно изменилась энергетика плане ты: часть солнечной энергии стала аккумулировать ся в продуктах фотосинтеза, изменяя состав приповерхностной части планеты. Атмосферный кислород — это прежде всего продукт жизнедея тельности растений. Каменный уголь и другие горю чие ископаемые— продукты в основном биогенного происхождения. Известняки своим возникновением обязаны мелким морским животным. Изменилась и структура земной поверхности: почвенный покров планеты также создавался при участии живых орга низмов.
Биологическая эволюция вела не только к воз растанию роли живого вещества в развитии биосфе ры, но и к так называемым биоценотическим рево
10
люциям, качественно меняющим всю систему биоценозов — совокупность растительных и живот ных видов в конкретной среде их обитания. Послед няя такая революция произошла примерно 120— 70 млн. лет назад, когда на смену древним расте ниям пришли покрытосемянные (цветковые) расте ния, что вызвало изменение всей базирующейся на растительном мире экологической пирамиды, со стоящей из растительноядных и хищных животных. На месте исчезнувших биоценозов возникли и по степенно стабилизировались новые биоценозы, сохранившиеся в основном до настоящего времени. В течение последних нескольких десятков миллио нов лет происходила лишь эволюция — плавное, последовательное совершенствование биоценозов, сложившихся в результате биоценотической рево люции. Процесс совершенствования биоценозов и привел к появлению высшего биологического ви да — гомо сапиенс.
С возникновением человека и человеческого общества наша планета вступила в качественно но-, вый — третий — этап своего развития, этап социо сферы .— общественной, социальной жизни, кото рая стала оказывать все увеличивающееся воздей ствие на неорганическую и органическую природу. Возрастающее значение человечества определя лось, естественно, не величиной его «биомассы». В. И. Вернадский приводил сравнение австрийского экономиста Л. Бретано, который подсчитал, что если всех населяющих Землю людей поставить ря дом, дав каждому из них один квадратный метр площади, то они не заняли бы даже всей поверхно сти небольшого Боденского озера на границе Бава рии и Швейцарии.
Правда, подсчеты Л. Бретано не были точными. Площадь Боденского озера 538 км2, а уже в начале
XIX в. (еще до рождения Л. Бретано) население земного шара превысило миллиард человек. Так что люди, населявшие планету тогда, поставленные плечом к плечу, заняли бы территорию, вдвое пре вышающую Боденское озеро.
С тех пор население Земли значительно возрос ло. В ночь на 28 марта 1976 г. электронный счетчик, находящийся в музее науки и техники в Чикаго (на светящемся экране которого все время меняются цифры, указывающие число жителей планеты в дан ный момент), отметил круглую цифру — 4 млрд. Днем, когда в музей вошли первые посетители, на экране уже светилась цифра 4 000 106 397. За эти немногие часы население планеты возросло более чем на 100 тыс. человек. Ныне потребовалась бы территория в восемь раз превышающая Боденское озеро, чтобы на каждого жителя Земли пришлось по одному квадратному метру площади.
А если для сравнения взять самое крупное озе ро нашей республики — озеро Нарочь с площадью в 80 км2, то населяющие ныне земной шар люди, поставленные рядом, заняли бы территорию, в 50 раз превышающую его площадь — десятую часть Минской области. Но вся остальная поверхность Земли осталась бы свободной от людей.
По подсчетам В. И. Вернадского, «биомасса» че ловечества составляет десятые доли процента мас сы всех живых организмов на Земле. «Все челове чество, вместе взятое,— писал он,— представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его свя зана не с его материей, но с мозгом, с его разумом и направленным этим разумом трудом» 6. Как от мечал В. И. Вернадский , человек, руководствуясь разумом, употребляет все вещество, окружающее
8 В. И. В е р н а д с к и й . Биосфера. М., 1967, с. 355.
его,— косное и живое — не только на построение своего тела, но и на нужды своей общественной жизни.
Движущей силой биологической эволюции явля ется противоречие между безграничной способно стью к размножению — наиболее характерным свойством жизни — и ограниченностью материаль ных ресурсов, которые могут быть использованы. Это противоречие разрешается путем овладения новыми источниками вещества и энергии. Движущей силой социального развития выступает противоре чие между безграничной способностью людей к развитию материального и духовного производства, направленного на удовлетворение их постоянно растущих потребностей, и ограниченностью матери альных ресурсов, которые человечество на каждой стадии своей эволюции в состоянии использовать. Это противоречие разрешается посредством вовле чения в процесс производства новых природных факторов, все более активного преобразования ве щества природы в необходимые обществу матери альные блага. Общество творит новую в геологи ческом смысле форму созидания и превращения веществ, которую академик А. Е. Ферсман назвал техногенезом.
Человечество постепенно стало играть решаю щую роль во всей биосфере благодаря тому, что в дополнение к биологическому, непосредственному обмену веществом и энергией с природой, прису щему всем живым организмам, оно создало новый, гораздо более активный тип материальных отноше ний с окружающей средой — производство средств жизни в процессе трудовой деятельности.
Если для доорганического развития материаль ного мира характерно сохранение и превращение вещества и энергии, а для биосферного — обмен
13
веществом и энергией между органической и неор ганической природой и между самими живыми ор ганизмами, то третьему, социосферному этапу при суще возникновение новой специфической формы обмена веществом, энергией и информацией — ма териальное производство. Материальное производ ство в отличие от органического бытия природных существ составляет сущность жизнедеятельности общества, общественного бытия людей.
«Животное,— писал Ф. Энгельс,— в лучшем слу чае, доходит до собирания, человек же производит; он создает такие жизненные средства (в широчай шем смысле этого слова), которые природа без не го не произвела бы» 7.
Отсюда ясно, какую поистине огромную роль во всей общественной жизни, во всей системе обще ственного бытия играет взаимодействие общества с природой. Материальный процесс жизни людей не возможен без такого взаимодействия, а поэтому он неотделим и от естественных процессов, происходя щих в окружающей среде.
Но вместе с тем взаимодействие общества со средой своего обитания играет все большую роль и в изменении самой среды. Материальные резуль таты производственной деятельности общества включаются в общую, единую систему веществен но-энергетических и биологических процессов пла неты, создавая как бы «вторичную природу», сли вающуюся с первой. Взаимодействие общества и природы в процессе материального производства постепенно становится важнейшим и все возра стающим по своему значению фактором эволюции планеты, все в большей степени влияющим на пе ремещение и превращение вещества и энергии, на
7 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 20, с. 622.
14
развитие биосферы. Вводя благодаря своему со знательному, целенаправленному труду в механизм изменения земной коры новые мощные процессы, человек стал могучей геологической силой, меняю щей весь облик нашей планеты. «Лишь человеку,— писал Ф. Энгельс,— удалось наложить свою печать на природу: он не только переместил различные виды растений и животных, но изменил также внеш ний вид и климат своего местожительства, изменил даже самые растения и животных до такой степе ни, что результаты его деятельности могут исчез нуть лишь вместе с общим омертвением земного шара» 8.
Критикуя натуралистическую точку зрения о том, что только природа действует на человека и что только природные условия определяют его истори ческое развитие как одностороннее, Ф. Энгельс от мечал: «И человек воздействует обратно на приро ду, изменяет ее, создает себе новые условия суще ствования. От «природы» Германии, какой она была в эпоху переселения в нее германцев, осталось чер товски мало. Поверхность земли, климат, расти тельность, животный мир, даже сами люди беско нечно изменились, и все это благодаря человече ской деятельности, между тем как изменения, происшедшие за это время в природе Германии без человеческого содействия, ничтожно малы»9.
Создание «вторичной природы» не означает, ко нечно, независимости человечества от биосферы. Если и можно говорить о «техносфере» (этот тер мин был предложен академиком А. Е. Ферсманом), то не как о замене биосферы, а как о ее дополне нии, взаимодействующем с биосферой в рамках
8 К. М а р к с |
и |
Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 20, с. 357. |
• Т а м ж е, |
с. |
546. |
15
единой динамической системы — социосферы. Био сфера развивается в социосферу, в которой в ди намическом единстве соединяются природные и со циальные процессы — собственно биосфера и тех носфера, созданная человеком. Социосфера не сосуществует рядом с биосферой. Это сегодняшняя оболочка планеты, преобразованная человеческой деятельностью.
В развитии социосферы можно выделить ряд этапов, характеризующихся различным типом вза имодействия двух составляющих ее элементов — биосферы и техносферы, или, другими словами, ти пом взаимодействия природы и общества. Каждый из них базируется на определенном типе экономи ки. До настоящего времени история человечества знала три типа экономики — присваивающую эконо мику и два типа экономики производящей — аграр ную (первичная сфера производящей экономики) и индустриальную (вторичная сфера производящей экономики). Каждой из них присуще свое, качест венно своеобразное экологическое мышление.
Как известно, общественное бытие людей отра жается в различных формах общественного созна ния. Философия как мировоззрение отражает отно шение человека к миру в целом и выясняет его ме сто в этом мире. Отдельные стороны отношения человека к миру отражаются в религиозном и худо жественном (эстетическом) сознании. В религиоз ном сознании проявляется отношение человека к господствующим над ним внешним природным и социальным силам, в эстетическом — отношение к прекрасному в мире. Моральное сознание отража ет взаимоотношения людей в общественной жизни, политическая идеология и правосознание — их от ношение к политике различных классов и государ ственному строю с его системой законов.
16
В связи с этим возникает вопрос: поскольку вза имодействие общества с окружающей средой тоже входит в общественное бытие, составляет его само стоятельную, специфическую область, его самую глубокую основу, то не следует ли экологическое сознание, отражающее эту сторону общественного бытия, рассматривать как особую форму общест венного сознания наряду с философской, полити ческой, морально-этической и другими его фор мами?
Если исходить из того, что экологическое созна ние отражает свою, специфическую сторону обще ственного бытия — область отношений общества к окружающей природной среде (не к природе, ми ру в целом — этим занимается философия, а лишь к той природной среде, в которой живет и с кото рой взаимодействует человек), причем такую об ласть взаимоотношений, роль которой в настоящее время неизмеримо возросла, то такая постановка вопроса имеет свои основания. Ведь в принципе процесс развития общественного бытия может при водить не только к исчезновению отдельных форм общественного сознания (религии, политической идеологии, правосознания), но и к возникновению его новых форм.
Однако следует учитывать, что ныне экологи ческое сознание включается в другие формы обще ственного сознания. Проблема взаимодействия общества и природы — это прежде всего философ ская проблема, изучаемая историческим мате риализмом. Ею интересуется и религия — от при зывов Библии владычествовать «и над рыбами мор скими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гада
ми, пресмыкающйктиен-пи землей, ди сивременно- |
||||
.Г, |
.. |
Гос, пуоличн£>Г |
|
г |
го «Журнала |
Мос KQg^py. |
|
помещаю- |
|
|
|
библиотека СССР |
|
|
|
|
ЭКЗЕМПЛЯР |
! |
17 |
|
|
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА |
|
|
щего на своих страницах статьи по экологической проблеме и дающей ей свое, религиозное истолко вание. Отношение к природе стало одной из важ ных нравственных проблем современности. В обла сти эстетического сознания несомненно огромное воздействие общения с природой на формирование чувства прекрасного. Возрастает роль экологичес ких проблем в современной политической идеоло гии. Принятие законов об охране природы включи ло эти проблемы и в область правосознания. Таким образом, экологическое сознание как бы растворя ется в других формах общественного сознания.
Рассматривая развитие взаимодействия природы
и общества, необходимо проанализировать |
и его |
||
отражение в общественном сознании. |
|
||
Основные стадии |
Первый тип взаимодействия |
обще- |
|
развития |
ства и природы был характерен для |
||
взаимодействия |
присваивающей |
экономики |
перво- |
и природы |
бытного общества. Он заключался в |
||
и их отражение |
присвоении при |
помощи созданных |
в общественном людьми средств труда тех благ, косознании торые производила сама природа.
На этом уровне развития производительных сил природные факторы играли особенно важную роль, так как они были условием существования и разви тия первобытной общины. Природа господствовала над человеком, человек зависел от ее стихийных сил. Подобный тип взаимоотношений общества с природой определял и тип экологического созна ния, тип отражения в общественном сознании един ства и взаимодействия природы и общества. Ведь, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, «определен ное отношение к природе обусловливается формой общества, и наоборот» 10.
10 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с , Соч., т. 3, с. 29.
18
В начале человеческой истории, писали осново положники марксизма, существовало тождество че ловека и природы. По словам К. Маркса, первобыт ный человек не выделял себя из природы, он счи тал себя слитным с ней, ее частью. Господство природных сил над людьми отразилось в возникно вении религиозного сознания, в котором вполне ре альные, земные силы принимали форму неземных сверхъестественных, надприродных божественных сил. Им приписывались и победы в овладении людь ми силами природы (например, овладение огнем), и неудачи, поражения в борьбе с природой. Таким образом, для первой стадии взаимоотношений че ловека с природой было характерно чувство нераз рывной связи человека с природой, с одной сторо ны, и с другой — восприятие земных природных сил как сил неземных, сверхъестественных, а отношений с природой как отношений человека с этими сверхъ естественными силами. В первобытном обществе именно экологическое сознание, отражавшее ста дию взаимодействия общества и природы, явилось основой возникновения религии. В свою очередь религия оказывала обратное воздействие на разви тие общественного бытия — сковывала активность человека в его взаимодействии с природой, мешала освобождению из-под господства природных сил.
Переход от присваивающей экономики к эконо мике производящей — аграрной,, а затем индустри альной, лежащей в основе классового общества, постепенно освобождал человечество от господст ва сил природы, приводил к практическому овладе нию ими. Именно к этой стадии относится образное сравнение, которое приводит в вышедшей в 1972 г. книге «Вопросы земледелия» советский селекци онер Т. С. Мальцев, сравнивающий мир с шахмат ной доской, за которой сидят двое: Человек и При
2* |
19 |