Файл: Манин, Ю. М. Экологические проблемы эпохи научно-технической революции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обмена, выживание наиболее приспособленных, взаимодействие наследственности и изменчивости.

По некоторым подсчетам биомасса Земли со­ ставляет 1012— 1013 т, образуя 10-15 часть земной массы (6-1027 т). Ежегодно на Земле производится почти 380 млрд, т (38 • 1010) живого вещества. За всю историю биосферы общая масса произведенного ею живого вещества почти в два раза превысила неорганическую массу земной коры. Биосфера функционирует как грандиозный химический ком­ бинат, в котором происходит постоянный кругово­ рот веществ: неживое, неорганическое вещество в процессе обмена веществ превращается в живое; живое, умирая и разлагаясь,— вновь в неживое. Жизнедеятельность организмов изменила естест­ венно-динамическое равновесие планеты, преобра­ зив круговорот веществ и ход многих природных процессов и породив множество новых направле­ ний движения вещества. Биологический обмен во многом стал определять весь обмен вещества и энергии на нашей планете.

Так, существенно изменилась энергетика плане­ ты: часть солнечной энергии стала аккумулировать­ ся в продуктах фотосинтеза, изменяя состав приповерхностной части планеты. Атмосферный кислород — это прежде всего продукт жизнедея­ тельности растений. Каменный уголь и другие горю­ чие ископаемые— продукты в основном биогенного происхождения. Известняки своим возникновением обязаны мелким морским животным. Изменилась и структура земной поверхности: почвенный покров планеты также создавался при участии живых орга­ низмов.

Биологическая эволюция вела не только к воз­ растанию роли живого вещества в развитии биосфе­ ры, но и к так называемым биоценотическим рево­

10

люциям, качественно меняющим всю систему биоценозов — совокупность растительных и живот­ ных видов в конкретной среде их обитания. Послед­ няя такая революция произошла примерно 120— 70 млн. лет назад, когда на смену древним расте­ ниям пришли покрытосемянные (цветковые) расте­ ния, что вызвало изменение всей базирующейся на растительном мире экологической пирамиды, со­ стоящей из растительноядных и хищных животных. На месте исчезнувших биоценозов возникли и по­ степенно стабилизировались новые биоценозы, сохранившиеся в основном до настоящего времени. В течение последних нескольких десятков миллио­ нов лет происходила лишь эволюция — плавное, последовательное совершенствование биоценозов, сложившихся в результате биоценотической рево­ люции. Процесс совершенствования биоценозов и привел к появлению высшего биологического ви­ да — гомо сапиенс.

С возникновением человека и человеческого общества наша планета вступила в качественно но-, вый — третий — этап своего развития, этап социо­ сферы .— общественной, социальной жизни, кото­ рая стала оказывать все увеличивающееся воздей­ ствие на неорганическую и органическую природу. Возрастающее значение человечества определя­ лось, естественно, не величиной его «биомассы». В. И. Вернадский приводил сравнение австрийского экономиста Л. Бретано, который подсчитал, что если всех населяющих Землю людей поставить ря­ дом, дав каждому из них один квадратный метр площади, то они не заняли бы даже всей поверхно­ сти небольшого Боденского озера на границе Бава­ рии и Швейцарии.

Правда, подсчеты Л. Бретано не были точными. Площадь Боденского озера 538 км2, а уже в начале


XIX в. (еще до рождения Л. Бретано) население земного шара превысило миллиард человек. Так что люди, населявшие планету тогда, поставленные плечом к плечу, заняли бы территорию, вдвое пре­ вышающую Боденское озеро.

С тех пор население Земли значительно возрос­ ло. В ночь на 28 марта 1976 г. электронный счетчик, находящийся в музее науки и техники в Чикаго (на светящемся экране которого все время меняются цифры, указывающие число жителей планеты в дан­ ный момент), отметил круглую цифру — 4 млрд. Днем, когда в музей вошли первые посетители, на экране уже светилась цифра 4 000 106 397. За эти немногие часы население планеты возросло более чем на 100 тыс. человек. Ныне потребовалась бы территория в восемь раз превышающая Боденское озеро, чтобы на каждого жителя Земли пришлось по одному квадратному метру площади.

А если для сравнения взять самое крупное озе­ ро нашей республики — озеро Нарочь с площадью в 80 км2, то населяющие ныне земной шар люди, поставленные рядом, заняли бы территорию, в 50 раз превышающую его площадь — десятую часть Минской области. Но вся остальная поверхность Земли осталась бы свободной от людей.

По подсчетам В. И. Вернадского, «биомасса» че­ ловечества составляет десятые доли процента мас­ сы всех живых организмов на Земле. «Все челове­ чество, вместе взятое,— писал он,— представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его свя­ зана не с его материей, но с мозгом, с его разумом и направленным этим разумом трудом» 6. Как от­ мечал В. И. Вернадский , человек, руководствуясь разумом, употребляет все вещество, окружающее

8 В. И. В е р н а д с к и й . Биосфера. М., 1967, с. 355.

его,— косное и живое — не только на построение своего тела, но и на нужды своей общественной жизни.

Движущей силой биологической эволюции явля­ ется противоречие между безграничной способно­ стью к размножению — наиболее характерным свойством жизни — и ограниченностью материаль­ ных ресурсов, которые могут быть использованы. Это противоречие разрешается путем овладения новыми источниками вещества и энергии. Движущей силой социального развития выступает противоре­ чие между безграничной способностью людей к развитию материального и духовного производства, направленного на удовлетворение их постоянно растущих потребностей, и ограниченностью матери­ альных ресурсов, которые человечество на каждой стадии своей эволюции в состоянии использовать. Это противоречие разрешается посредством вовле­ чения в процесс производства новых природных факторов, все более активного преобразования ве­ щества природы в необходимые обществу матери­ альные блага. Общество творит новую в геологи­ ческом смысле форму созидания и превращения веществ, которую академик А. Е. Ферсман назвал техногенезом.

Человечество постепенно стало играть решаю­ щую роль во всей биосфере благодаря тому, что в дополнение к биологическому, непосредственному обмену веществом и энергией с природой, прису­ щему всем живым организмам, оно создало новый, гораздо более активный тип материальных отноше­ ний с окружающей средой — производство средств жизни в процессе трудовой деятельности.

Если для доорганического развития материаль­ ного мира характерно сохранение и превращение вещества и энергии, а для биосферного — обмен

13


веществом и энергией между органической и неор­ ганической природой и между самими живыми ор­ ганизмами, то третьему, социосферному этапу при­ суще возникновение новой специфической формы обмена веществом, энергией и информацией — ма­ териальное производство. Материальное производ­ ство в отличие от органического бытия природных существ составляет сущность жизнедеятельности общества, общественного бытия людей.

«Животное,— писал Ф. Энгельс,— в лучшем слу­ чае, доходит до собирания, человек же производит; он создает такие жизненные средства (в широчай­ шем смысле этого слова), которые природа без не­ го не произвела бы» 7.

Отсюда ясно, какую поистине огромную роль во всей общественной жизни, во всей системе обще­ ственного бытия играет взаимодействие общества с природой. Материальный процесс жизни людей не­ возможен без такого взаимодействия, а поэтому он неотделим и от естественных процессов, происходя­ щих в окружающей среде.

Но вместе с тем взаимодействие общества со средой своего обитания играет все большую роль и в изменении самой среды. Материальные резуль­ таты производственной деятельности общества включаются в общую, единую систему веществен­ но-энергетических и биологических процессов пла­ неты, создавая как бы «вторичную природу», сли­ вающуюся с первой. Взаимодействие общества и природы в процессе материального производства постепенно становится важнейшим и все возра­ стающим по своему значению фактором эволюции планеты, все в большей степени влияющим на пе­ ремещение и превращение вещества и энергии, на

7 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 20, с. 622.

14

развитие биосферы. Вводя благодаря своему со­ знательному, целенаправленному труду в механизм изменения земной коры новые мощные процессы, человек стал могучей геологической силой, меняю­ щей весь облик нашей планеты. «Лишь человеку,— писал Ф. Энгельс,— удалось наложить свою печать на природу: он не только переместил различные виды растений и животных, но изменил также внеш­ ний вид и климат своего местожительства, изменил даже самые растения и животных до такой степе­ ни, что результаты его деятельности могут исчез­ нуть лишь вместе с общим омертвением земного шара» 8.

Критикуя натуралистическую точку зрения о том, что только природа действует на человека и что только природные условия определяют его истори­ ческое развитие как одностороннее, Ф. Энгельс от­ мечал: «И человек воздействует обратно на приро­ ду, изменяет ее, создает себе новые условия суще­ ствования. От «природы» Германии, какой она была в эпоху переселения в нее германцев, осталось чер­ товски мало. Поверхность земли, климат, расти­ тельность, животный мир, даже сами люди беско­ нечно изменились, и все это благодаря человече­ ской деятельности, между тем как изменения, происшедшие за это время в природе Германии без человеческого содействия, ничтожно малы»9.

Создание «вторичной природы» не означает, ко­ нечно, независимости человечества от биосферы. Если и можно говорить о «техносфере» (этот тер­ мин был предложен академиком А. Е. Ферсманом), то не как о замене биосферы, а как о ее дополне­ нии, взаимодействующем с биосферой в рамках

8 К. М а р к с

и

Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 20, с. 357.

• Т а м ж е,

с.

546.

15


единой динамической системы — социосферы. Био­ сфера развивается в социосферу, в которой в ди­ намическом единстве соединяются природные и со­ циальные процессы — собственно биосфера и тех­ носфера, созданная человеком. Социосфера не сосуществует рядом с биосферой. Это сегодняшняя оболочка планеты, преобразованная человеческой деятельностью.

В развитии социосферы можно выделить ряд этапов, характеризующихся различным типом вза­ имодействия двух составляющих ее элементов — биосферы и техносферы, или, другими словами, ти­ пом взаимодействия природы и общества. Каждый из них базируется на определенном типе экономи­ ки. До настоящего времени история человечества знала три типа экономики — присваивающую эконо­ мику и два типа экономики производящей — аграр­ ную (первичная сфера производящей экономики) и индустриальную (вторичная сфера производящей экономики). Каждой из них присуще свое, качест­ венно своеобразное экологическое мышление.

Как известно, общественное бытие людей отра­ жается в различных формах общественного созна­ ния. Философия как мировоззрение отражает отно­ шение человека к миру в целом и выясняет его ме­ сто в этом мире. Отдельные стороны отношения человека к миру отражаются в религиозном и худо­ жественном (эстетическом) сознании. В религиоз­ ном сознании проявляется отношение человека к господствующим над ним внешним природным и социальным силам, в эстетическом — отношение к прекрасному в мире. Моральное сознание отража­ ет взаимоотношения людей в общественной жизни, политическая идеология и правосознание — их от­ ношение к политике различных классов и государ­ ственному строю с его системой законов.

16

В связи с этим возникает вопрос: поскольку вза­ имодействие общества с окружающей средой тоже входит в общественное бытие, составляет его само­ стоятельную, специфическую область, его самую глубокую основу, то не следует ли экологическое сознание, отражающее эту сторону общественного бытия, рассматривать как особую форму общест­ венного сознания наряду с философской, полити­ ческой, морально-этической и другими его фор­ мами?

Если исходить из того, что экологическое созна­ ние отражает свою, специфическую сторону обще­ ственного бытия — область отношений общества к окружающей природной среде (не к природе, ми­ ру в целом — этим занимается философия, а лишь к той природной среде, в которой живет и с кото­ рой взаимодействует человек), причем такую об­ ласть взаимоотношений, роль которой в настоящее время неизмеримо возросла, то такая постановка вопроса имеет свои основания. Ведь в принципе процесс развития общественного бытия может при­ водить не только к исчезновению отдельных форм общественного сознания (религии, политической идеологии, правосознания), но и к возникновению его новых форм.

Однако следует учитывать, что ныне экологи­ ческое сознание включается в другие формы обще­ ственного сознания. Проблема взаимодействия общества и природы — это прежде всего философ­ ская проблема, изучаемая историческим мате­ риализмом. Ею интересуется и религия — от при­ зывов Библии владычествовать «и над рыбами мор­ скими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гада­

ми, пресмыкающйктиен-пи землей, ди сивременно-

.Г,

..

Гос, пуоличн£>Г

 

г

го «Журнала

Мос KQg^py.

 

помещаю-

 

 

библиотека СССР

 

 

 

 

ЭКЗЕМПЛЯР

!

17

 

 

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

 

 


щего на своих страницах статьи по экологической проблеме и дающей ей свое, религиозное истолко­ вание. Отношение к природе стало одной из важ­ ных нравственных проблем современности. В обла­ сти эстетического сознания несомненно огромное воздействие общения с природой на формирование чувства прекрасного. Возрастает роль экологичес­ ких проблем в современной политической идеоло­ гии. Принятие законов об охране природы включи­ ло эти проблемы и в область правосознания. Таким образом, экологическое сознание как бы растворя­ ется в других формах общественного сознания.

Рассматривая развитие взаимодействия природы

и общества, необходимо проанализировать

и его

отражение в общественном сознании.

 

Основные стадии

Первый тип взаимодействия

обще-

развития

ства и природы был характерен для

взаимодействия

присваивающей

экономики

перво-

и природы

бытного общества. Он заключался в

и их отражение

присвоении при

помощи созданных

в общественном людьми средств труда тех благ, косознании торые производила сама природа.

На этом уровне развития производительных сил природные факторы играли особенно важную роль, так как они были условием существования и разви­ тия первобытной общины. Природа господствовала над человеком, человек зависел от ее стихийных сил. Подобный тип взаимоотношений общества с природой определял и тип экологического созна­ ния, тип отражения в общественном сознании един­ ства и взаимодействия природы и общества. Ведь, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, «определен­ ное отношение к природе обусловливается формой общества, и наоборот» 10.

10 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с , Соч., т. 3, с. 29.

18

В начале человеческой истории, писали осново­ положники марксизма, существовало тождество че­ ловека и природы. По словам К. Маркса, первобыт­ ный человек не выделял себя из природы, он счи­ тал себя слитным с ней, ее частью. Господство природных сил над людьми отразилось в возникно­ вении религиозного сознания, в котором вполне ре­ альные, земные силы принимали форму неземных сверхъестественных, надприродных божественных сил. Им приписывались и победы в овладении людь­ ми силами природы (например, овладение огнем), и неудачи, поражения в борьбе с природой. Таким образом, для первой стадии взаимоотношений че­ ловека с природой было характерно чувство нераз­ рывной связи человека с природой, с одной сторо­ ны, и с другой — восприятие земных природных сил как сил неземных, сверхъестественных, а отношений с природой как отношений человека с этими сверхъ­ естественными силами. В первобытном обществе именно экологическое сознание, отражавшее ста­ дию взаимодействия общества и природы, явилось основой возникновения религии. В свою очередь религия оказывала обратное воздействие на разви­ тие общественного бытия — сковывала активность человека в его взаимодействии с природой, мешала освобождению из-под господства природных сил.

Переход от присваивающей экономики к эконо­ мике производящей — аграрной,, а затем индустри­ альной, лежащей в основе классового общества, постепенно освобождал человечество от господст­ ва сил природы, приводил к практическому овладе­ нию ими. Именно к этой стадии относится образное сравнение, которое приводит в вышедшей в 1972 г. книге «Вопросы земледелия» советский селекци­ онер Т. С. Мальцев, сравнивающий мир с шахмат­ ной доской, за которой сидят двое: Человек и При­

2*

19