Файл: Манин, Ю. М. Экологические проблемы эпохи научно-технической революции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
рода. Белыми фигурами всегда играет Природа, за ней право первого хода. И Человек, чтобы не про играть, должен правильно, со знанием дела отве тить на любой ход Природы.
На стадии аграрной экономики, характерной для докапиталистического классового общества, основ ным способом добывания средств существования было «увеличение производства продуктов приро ды с помощью человеческой деятельности» п , а ве дущей сферой деятельности являлось сельское хо зяйство — земледелие и животноводство. Произво дительные силы на этой стадии развития составляли простые орудия производства — инструменты, со зданные из преобразованного вещества природы. Однако, хотя и произошел переход от «каменного века» к «железному веку», преобладающее коли чество орудий труда по-прежнему изготавливалось из дерева. Основным источником энергии становит ся энергия естественных природных сил, приручен ных человеком,— мускульная сила одомашненных животных, энергия ветра и воды, используемая в ветряных и водяных мельницах. При аграрном типе хозяйства человечество еще в очень большой сте пени зависело от климатических и иных природных условий.
Переход к новому типу взаимоотношений обще ства и природы, естественно, отразился в общест венном сознании, в экологическом мышлении лю дей. Уже философы-материалисты античности, не отрицая существования богов, начинали объяснять природные и социальные явления естественными причинами. Но человек по-прежнему рассматри вался в единстве с природой, как ее неотторжимая часть. Человек и природа не противопоставлялись
11 К, М а р к с и Ф, Э н г е л ь с . Соч., т. 21, с. 33.
2Q
друг другу, а выступали как единое целое, подчи няющееся одним и тем же законам рождения, жиз ни и смерти.
К. Маркс отмечал, что в античной мысли не бо гатство, а сам человек выступает в качестве цели производства 12. Античная мысль не знает всепо глощающей страсти к «господству» над природой, к преобразованию ее. «Взгляд на природу, как на кучу строительного материала, из которого можно делать все, что заблагорассудится человеку, прин ципиально чужд греческому мышлению. Если мир совершен и гармоничен, то абсурдна идея его из менения, преобразования. Если он имеет закончен ный образ, то человеку важно понять это совершен ство, чтобы быть совершенным самому» 13. Счита лось, что познавать природу человек должен не для того, чтобы властвовать над ней, а для наслаж дения ее красотой и гармонией, для того, чтобы приобщиться к гармонии мироздания.
В эпоху феодализма, также базировавшегося на аграрном типе хозяйства, экологическое сознание не претерпевает существенных изменений. В созна нии масс господствует религия с присущим ей эко логическим сознанием. В служанку богословия пре вращается философия, с позиций религии решаю щая вопрос о мире и назначении человека.
Решающий шаг в освобождении человечества от господства сил природы был сделан с переходом от первого типа производящей экономики — эконо мики аграрной ко второму типу — экономике инду стриальной и соответственно от феодальных отно шений к отношениям капиталистическим. Это нашло
12 |
См.: |
К. М а р к с |
и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 46, |
ч. И, |
|
|
с. 476. |
|
|
|
|
13 |
Г. |
Н. |
В о л к о в . |
Истоки и горизонты прогресса. М., |
1976, |
|
с. |
156. |
|
|
|
21
свое отражение и в развитии экологического мыш ления людей. В материалистической философии но вого времени был разработан принцип детерминиз ма. Но вместе с тем метафизический, антидиалек тический характер материализма той эпохи не позволил правильно решить проблему взаимоотно шения природы и общества.
Ограниченность экологического мировоззрения того времени, выражавшая в соответствии с зако ном отрицания отрицания противоположность пред шествующему типу экологического мышления, за ключалась, во-первых, в том, что осознание един ства общества с природой сменяется метафизико материалистическим разрывом их целостности, при котором общество и природа выступают как сосу ществующие стороны, внешне противостоящие друг другу реальности, развивающиеся обособленно друг от друга. Природа выступала как внешняя, чуждая среда, с которой человек должен бороться. «Борьба с природой»— первый принцип, характеризовавший экологическое мышление этого периода.
Ф. Бэкон и Р. Декарт положили начало провоз глашению господства человека над природой, что отражало огромное развитие производительных сил по сравнению с этапом присваивающей эконо мики. Отсюда вытекал второй принцип — «покоре ние природы». И наконец, третий принцип — «не исчерпаемость природы», в котором находило выражение то, что «очеловеченная» природа пред ставляла собой в тот период сравнительно неболь шую область в огромном пространстве еще не ос военных человечеством природных богатств и тер риторий. Поэтому казалось, что природа и ее ресурсы практически безграничны по сравнению с потребностями населения Земли. Еще в середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс цитировали в работе
22
«Святое семейство» слова своего современника Шарля Конта, который считал, что по крайней мере «свет небесных тел, воздух и вода имеются в таких больших количествах, что человек не может их за метным образом увеличить или уменьшить; каждый может поэтому присвоить себе из всего этого столь ко, сколько ему нужно для удовлетворения своих потребностей, не нанося никакого ущерба другим людям в пользовании этими вещами»14.
Одна крайность порождала другую. В противо вес идее о господстве человека над природой воз никает географический детерминизм UJ. Монтескье, признававший определяющую роль природных, прежде всего климатических факторов в жизни общества. Жан-Жака Руссо сделало знаменитым его сочинение, давшее отрицательный ответ на поставленный Дижонской академией вопрос: «Спо собствовало ли возрождение наук и искусств улуч шению нравов?» Идее борьбы с природой Жан-Жак Руссо противопоставил призыв к возвращению к при роде.
Господство первой метафизической трактовки, проявлявшейся, во-первых, в разрыве природных и социальных процессов, в абсолютном противопо ставлении общества и природы, нашло яркое выра жение в резком обособлении и противопоставле нии естественных и общественных наук, естество знания и науки о человеке и обществе. Во-вторых, оно проявилось в абсолютизации власти человека над природой.
Такое мировоззрение особенно характерно для общества, базирующегося на индустриальном тех
нологическом |
и капиталистическом |
экономическом |
||
способах производства. В |
машинной |
технологии |
||
14 К. М а р к с |
и Ф. Э н г е л ь с . |
Соч., |
т. 2, |
с. 48. |
23
власть человека над природой проявлялась особен но ярко, а капиталистический способ производства в погоне за максимальной прибылью доводил хищ ническое отношение к природным ресурсам до крайней степени.
Основоположники марксизма опре деляли всю докоммунистическую историю человеческого общества как его предысторию, ибо люди в этот период еще не были господа ми своих собственных обществен
ных отношений — над ними властвовали окружаю щие их условия жизни. Лишь ликвидировав частную собственность и классовые антагонизмы, преодолев стихийность общественного развития, общество вступает в действительную — коммунистическую — историю своего развития. «Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей,— писал Ф. Энгельс,— поступают под контроль самих людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общест венные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из цар ства необходимости в царство свободы» 15.
Взаимодействие общества с природой в период его предыстории и в период его действительной, открываемой социалистической фазой развития истории качественно отличается друг от друга. Для всей докоммунистической предыстории человече ства характерно противоборство человека с приро дой. Коммунистической истории присуще их гармо ническое взаимодействие, «примирение человече-
15 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 20, с. 295.
24
ства с природой и с самим собой», по образному выражению Ф. Энгельса» 16.
Противоборство общества с природой свое выс шее выражение находило в доведении его до выс шей стадии, до конфликтов и кризисов. Распростра ненное утверждение о том, что в прошлом воздей ствие общества на природу было незначительным и природа могла восстанавливаться своими силами, верно лишь в глобальном, но отнюдь не в локаль ном и региональном масштабах. «Использовать природу можно по-разному,— говорил Л. И. Бреж нев на XXV съезде КПСС.— Можно — и история че ловечества знает тому немало примеров — остав лять за собой бесплодные, безжизненные, враж дебные человеку пространства» 17. Экологические кризисы, характерные для всей предыстории чело вечества, были закономерным следствием взаимо действия общества и природы на той стадии обще ственного развития. Первый экологический кризис, вызванный производственной деятельностью чело века, возник еще на начальной стадии этого взаимо действия — стадии присваивающей экономики.
Почему это происходило?
В основе возникновения и развития материаль ного производства лежит необходимость удовле творения человеческих потребностей. Удовлетворяя существующие потребности, материальное произ водство в то же время порождает новые, кото рые требуют дальнейшего развития производитель ных сил. Постоянно разрешаясь и возникая вновь, это противоречие между человеческими потребно стями и уровнем развития производительных сил приводит в конце концов к повышению эффектив
16 |
К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 1, с. 551. |
17 |
Материалы XXV съезда КПСС, с. 53. |
25
ности существующего типа хозяйства до такой сте пени, при которой исчерпывается естественное условие производства, лежащее в его основе. Воз никает экологический кризис антропогенного про исхождения, т. е. вызванный не естественными при родными причинами, а деятельностью людей. Вы ход из такого кризиса мог быть обеспечен лишь путем перехода к новому, более высокому типу хо зяйства, с новым естественным условием производ ства, лежащим в его основе.
Первый экологический кризис антропогенного происхождения, порожденный развитием охотничь его хозяйства в верхнем палеолите, возник на зна чительной части территорий, населенных человеком. Крупные животные, бывшие в этот период важней шим объектом охотничьего хозяйства, в умерен ных широтах начинают исчезать. Некоторые ученые видели причину этого исключительно в изменении климата, вызванном последним материковым оле денением.
Крупнейший советский климатолог член-коррес пондент АН СССР, лауреат Ленинской премии М. И. Будыко для выяснения причин исчезновения крупных животных провел специальные математи ческие расчеты 18, на основании которых пришел к выводу, что только изменением природных усло вий этого объяснить нельзя. Большую роль здесь сыграла деятельность людей. По подсчетам М. Бу дыко, численность животных на нашей планете за 10— 25 тыс. лет после начала охоты на них меня лась сравнительно мало. Затем стала быстро умень
18 См.: M. И. Б у д ы к о . О причинах вымирания некоторых животных в конце плейстоцена. — «Известия АН СССР». Сер. геогр., 1967, № 2, с. 28— 36; M. И. Б у д ы к о . Изме нения климата. Л., 1974, с. 181— 182, 240— 253.
26
шаться, и через несколько столетий наиболее круп ные животные (например, мамонт) полностью вы мерли. Для более мелких животных, у которых коэффициент рождаемости, как правило, выше, пе риод стабильной численности оказался большим. Но охота на таких животных играла меньшую роль в жизни первобытного человека.
Повышение эффективности охотничьего хозяй ства обеспечило временное изобилие пищи и сделало возможным увеличение численности насе ления. Но оно же послужило и причиной экологи ческого кризиса. При консервативности производст венной деятельности первобытного общества пре кращение массовой охоты на крупных животных поставило людей в трудное положение и привело к сокращению их общей численности. Установлено, что с переходом от палеолита к мезолиту ряд до стижений культуры верхнего палеолита был частич но или полностью утрачен.
Подобное положение характерно не только для Европы и Азии. Ло мнению американских ученых, на которых ссылается М. И. Будыко, примерно 11 тыс. лет назад небольшая группа людей через Берингов пролив проникла в северо-западные рай оны Америки и нашла там стада крупных животных, никогда не встречавшихся с человеком и поэтому не выработавших необходимых способов защиты. Это создало благоприятные условия для охоты. На селение быстро росло, и быстро — в течение при мерно тысячелетия — люди заселили всю террито рию Америки, истребив при этом около 30 родов крупных животных — мамонта, мастодонта, лошадь и др. Исчерпание естественного условия производ ства в результате уничтожения видов животных, являвшихся важнейшим источником существования людей, имело место и здесь.
27