Файл: Кривенко, Е. И. Технологические процессы на предприятиях автосервиса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Продолжение табл. 3
Т
Участки СТО |
|
Мощность станции |
|||
8 |
п |
15 |
25 |
||
|
|||||
|
постов |
постов постов |
постов |
||
Кузовной .............. |
I |
1 |
3 |
4 |
|
Малярный ............. |
1 |
2 |
2 |
4 |
Вместе с тем необходимо отметить, что закрепле ние постов за участками носит в известной мере ус ловный характер, поскольку в случае производственной
необходимости с учетом экономической целесообразное ти на закрепленных рабочих постах могут выполнять
ся отдельные виды работ и с других участков. Участки приемки и выдачи автомобилей на СТО 11,
15 и 25 постов имеют по 2 поста (1 - приемки, 1 - выдачи), СТО на 8 постов участка приемки-выдачи не имеет.
В зоне ТО и TP, а также кузовном и малярном участках кроме рабочих постов предусмотрены вспомо гательные посты, на которых при необходимости мо гут выполняться отдельные виды работ.
Для нормального функционирования СТО важное* зна чение имеет эффективная система управления произ водством. На типовых станциях предусмотрен диспет черский пункт, который контролирует и управляет про изводственным процессом при выполнении ТО или ре монта на СТО.
Общий технологический процесс на СТО и организация проведения работ
Разнообразие требований клиентуры обуславливает характерные технологические особенности организации проведения обслуживания или ремонта, заключающиеся,
впервую очередь, в гибкости процесса обслуживания,
ввозможности различных сочетаний производственных
операций, а также как последовательного, так и неза висимого их осуществления.
16 -
Рис. 2. Схема расположения постов и участков типовой СТО
Гос. nvCfcW'iH^n nay іно-такни^есиая
C.ifí.iho rana СССР
ЭКЗЕМПЛЯР ЧИ’/Ль ЮГО ЗАЛА
В основе производственного процесса ТО и ремон та автомобилей на СТО заложена единая функциональ
ная схема (рис. 3).
В технологическом процессе предусмотрено прове дение работ текущего ремонта перед проведением тех нического обслуживания. Объем работ текущего ремон та определяет мастер-приемщик автомобиля, учитывая заявку владельца. При необходимости или в случае возникновения разногласий с клиентом выявление дей ствительного объема работ определяется диагности ческими методами. При проведении на СТО техничес кого обслуживания или ремонта предусмотрена следую щая последовательность работ: автомобиль, пройдя посты приемки и уборочно—моечные работы, поступает на диагностический участок, оттуда в зону текущего ремонта, где устраняются выявленные неисправности или отказы. Из зоны ремонта автомобиль поступает в зону обслуживания, а затем на контроль качества вы полняемых работ, после чего Выдается владельцу.
Предусматриваются 4 технологические схемы выпол нения работ по ТО и TP автомобилей (рис. 4):
вариант 1 - ТО в полном объеме; вариант П - выборочных комплексов работ ТО (кре-і
нежные, регулировочные, смазочные и др.);
вариант III - полного объема ТО совместно с рабо тами TP;
вариант 1У - выборочных комплексов работ ТО с работами TP.
Кроме того, в случае выявления ремонтных работ в процессе диагностирования, могут производиться еще 2 варианта работ: выполнение выявленных диагностиро ванием работ совместно с полным объемом ТО (вари ант У) и выборочными комплексами работ ТО (вари ант УI ).
Взависимости от требования владельца автомобиля
впроведении того или иного комплекса работ выбира
ется рациональная технологическая схема и организа ция производства. Но любая из технологических схем
- 18 -
Ри с, S. Функциональная сх ем а про изводс твенно го процесса на СТО
___Йариант I___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
HZIHZHZHZHZHZHZHZHZH
Вариант П
Рис. 4. Технологические схемы выполнения работ по ТО и TP автомобилей:
1 - приемка автомобилей на СТО; 2 - уборочно моечные работы; 3 - контрольно-диагностические ра
боты; 4 - крепежные работы; б - регулировочные ра боты; 6 - работы по системе питания; 7 - работы по системе электрооборудования; 8 - смазочные работы; 9 - контроль и выдача автомобилей владельцам; ТО ■ работы технического обслуживания в полном объеме;
TP - работы текущего ремонта
- 20 -
включает обязательно работы но приемке автомобиля и проведение уборочно-моечных работ, которые, на наш взгляд, должны предшествовать приемочным рабо там.
При выполнении работ по текущему ремонту авто мобилей предусматривается 2 варианта их проведения:
вариант 1 - выполнение работ TP по заявке вла дельца автомобиля;
вариант Л - выполнение работ TP, выявленных ди агностированием. Возможен комбинированный вариант.
Работы по ТО и TP автомобилей проводятся на со ответствующих участках станнии, располагающих ра бочими и вспомогательными постами.
Диагностика на типовых станциях выделена в само стоятельный участок. Средства диагностики должны размещаться на участке приемки автомобилей и на специализированных постах диагностики. В настоящее время на участке приемки в основном применяется субъективная диагностика, осуществляемая высококва лифицированным опытным механиком (мастером).
Работы текущего ремонта по своему характеру де лятся на постовые и цеховые.
Постовые работы TP выполняются на универсаль ных постах станции. К постовым работам TP относит ся в основном работы по замене узлов, агрегатов и деталей автомобиля.
Цеховые работы выполняются на специализированных участках станции (агрегатно-механическом, электро механическом и др.). К ним относятся разборочно-сбо- рочные,ремонтные, регулировочные и другие работы с агрегатами, узлами и деталями автомобиля.
Для выполнения кузовных и окрасочных работ пре дусмотрены специализированные участки.
На кузовном участке производятся жестяницкие, медницкие, арматурные, сварочные и другие работы, а также изготовление некоторых деталей кузова.
На малярном участке станции выполняются работы по окраске автомобилей и отдельных деталей со сняти ем старой краски, без снятия старой краски, а также
- 21
подкраска местных повреждений. Кроме того, на ма лярном участке производится окраска отдельных агре гатов, узлов и деталей, полировка кузова, нанесение антикоррозийной и противошумной мастики на днище кузова. Окраска и сушка автомобилей осуществляется
вкомбинированных окрасочно-сушильных камерах. Обеспечение участков и цехов запасными частями
осуществляется со складов запасных частей станций технического обслуживания.
Методы организации технологического процесса ТО и TP
Под технологическим процессом донимается опре деленная последовательность работ, обеспечивающая высокое качество их выполнения при минимальных заТ' ратах.
Основная часть работ по техническому обслужива нию автомобиля выполняется на рабочих постах про изводственной зоны, однако работы по обслуживанию системы питания, электротехнические, аккумуляторные шиномонтажные выполняются частично на постах, а частично - на производственно-вспомогательных спе циализированных участках станции.
Организация процесса технического обслуживания определяется технологическими особенностями каждого вида обслуживания, рабочих постов и рабочих мест.
В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслужи вания, различают два метода организации его работ: на универсальных или на специализированных постах.
На универсальном посту одна бригада рабочих всех специальностей выполняет работы, входящие в данный вид обслуживания. При организации технологического процесса посты могут быть тупиковые и проездные. На участке ТО станции в основном используются ту пиковые посты, а проездные применяются преимущест венно при уборочно-моечных работах.
При наличии нескольких однородных параллельных
- 22 -
постов, что имеет место на типовых СТО, работы мо гут выполняться спедиализированными бригадами, сос-| тоящими из рабочих разных специальностей, которые после выполнения своей работы на одном посту пере ходят на другой. Таким образом, в результате более рационального распределения исполнителей по постам эффективнее используется рабочее время рабочих.
Преимущество универсальных постов — в возможности ‘ проведения на них различного объема работ. Недостат ки этого метода при тупиковом расположении постов следующие: увеличение общего времени на обслужива ние автомобиля, значительная потеря времени на уста новку автомобилей на посты и съезд с них, а также загрязнение помещения отработавшими газами, при ма неврировании, необходимость многократного дублиро вания одинакового оборудования, что затрудняет меха низацию процессов обслуживания.
Метод технического обслуживания на специализиро ванных постах состоит в расчленении объема работ данного вида ТО и распределении его по нескольким • постам. Посты и рабочие на них специализируются с учетом однородности работ или рациональной их совме стимости, соответственно подбирается я специализиро ванное по выполняемым работам оборудование.
На типовых СТО предусмотрены специализирован ные посты смазки, а также посты диагностики автомо билей.
Метод специализированных постов может быть по точным и операционно-постовым (тупиковые посты).
При поточном методе каждый вид обслуживания про водят на нескольких, последовательно расположенных постах, за каждым из которых закрепляются специали зированные рабочие места для выполнения определен ных операций. Посты располагаются, как правило, в ли-, нию. При поточном методе необходимо обеспечить оди наковое время пребывания автомобиля на каждом , пос ту, выполнить при этом определенный объем работ и иметь постоянную численность работающих. Нарушение объема работ хотя бы на одном посту вызывает непро изводительные простои на других постах и нарушает
- 23
процесс поточного производства, поэтому при измене нии объема работ на посту необходимо изменить ко личество работающих.
Совокупность постов при поточном производстве составляет поточную линию обслуживания. Автомобили, обслуживаемые на поточной линии,могут передвигать ся своим ходом или принудительно. Соответственно этим требованиям пост оснащается необходимым обо рудованием, инструментом и приспособлениями.
Поточный метод эффективен в том случае, если сменная программа обслуживания достаточна для пол ной загрузки поточной линии, операции рбслуживания четко распределяются по исполнителям, работы широко механизируются, имеется надлежащая материально-тех ническая база и резервный пост или скользящие ис полнители.
Поточный метод является более производительным по сравнению с методом обслуживания на универсаль ных постах, так как при этом лучше используется обо-» рудование. В результате специализации работ, выпол няемых на каждом посту рабочими более узкой специ ализации, производительность труда повышается до
20%.
На СТО мощностью 50 рабочих постов (центр ВАЗа) предусмотрены поточные линии обслуживания ав томобилей на гарантийном периоде эксплуатации (по талонам сервисной книжки).
В центре технического обслуживания "Тлавмосавтотранса' смонтированы 2 параллельные поточные линии ТО по талонам сервисных книжек для автомобилей ВАЗ. Каждая линия рассчитана на обслуживание за од* ну смену при наличии 12 рабочих до 70 автомобилей. Линия начинается с двух подъемников (пост 1) четыремстоечных фирмы Emanuel SÖ180/A . На первом подъемнике предусматриваются все работы снизу ав - tomoбиля, регулировка сцепления, ручного тормоза, а также устранение подтекания масел и жидкостей, на втором - замена моторного масла, масла коробки пе редач и заднего моста, смена масляных фильтров и
- 24 -
фильтра вентиляции картера. Далее автомобиль уста навливается на конвейер. Перемещение автомобиля на конвейере осуществляется диспетчером.
Линия разделена на 7 постов, однако это разделе ние несколько условно, так как одну и ту же опера цию исполнитель может провести на различных постах. На втором и третьем постах производятся доливка жидкостей, подготовка двигателя и регулировка клапа нов. На четвертом и пятом постах осуществляется регулировка клапанов, промывка и продувка карбюра тора, замена воздушных фильтров. На шестом посту проверяется электрооборудование, проверяется и обслу живается аккумуляторная батарея. На седьмом посту установлено диагностическое оборудование: прибор для измерения боковых сил передних колес фирмы Bear І прибор дня проверки эффективности тормозов фирмы Bosch и мототестер фирмы Bosch для проверки углов замкнутого состояния контактов распределителя, регулировки оборотов холостого хода, там же имеется стробоскоп для контроля и установки момента зажига ния. Для регулировки фар используется переносной прибор фирмы Bosch.
На линии установлено также оборудование для за правки маслом, охлаждающей и тормозной жидкостями фирмы Emanuel оборудована подана сжатого воздуха (на каждый пост). Имеются переносной вентилятор для охлаждения двигателей (при регулировке зазоров кла панов) и переносной прибор для очистки свечей зажи гания. Расстановка оборудования на линии указана на рис. 5.
При операдионно-лостовом методе обслуживания ав—, томобилей объем работ каждого вида технического об служивания распределяется также на несколько постов, за которыми закреплены определенные работы.
После обслуживания на одном посту автомобилю при ходится выезжать с поста и снова заезжать уже на другой пост. Продолжительность пребывания на каждом посту обслуживания также должна быть одинаковой, т.еъ стремиться к синхронизации работы постов. Организа-
- 25 -