Файл: Кривенко, Е. И. Технологические процессы на предприятиях автосервиса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл. 3

Т

Участки СТО

 

Мощность станции

8

п

15

25

 

 

постов

постов постов

постов

Кузовной ..............

I

1

3

4

Малярный .............

1

2

2

4

Вместе с тем необходимо отметить, что закрепле­ ние постов за участками носит в известной мере ус­ ловный характер, поскольку в случае производственной

необходимости с учетом экономической целесообразное ти на закрепленных рабочих постах могут выполнять­

ся отдельные виды работ и с других участков. Участки приемки и выдачи автомобилей на СТО 11,

15 и 25 постов имеют по 2 поста (1 - приемки, 1 - выдачи), СТО на 8 постов участка приемки-выдачи не имеет.

В зоне ТО и TP, а также кузовном и малярном участках кроме рабочих постов предусмотрены вспомо­ гательные посты, на которых при необходимости мо­ гут выполняться отдельные виды работ.

Для нормального функционирования СТО важное* зна чение имеет эффективная система управления произ­ водством. На типовых станциях предусмотрен диспет­ черский пункт, который контролирует и управляет про­ изводственным процессом при выполнении ТО или ре­ монта на СТО.

Общий технологический процесс на СТО и организация проведения работ

Разнообразие требований клиентуры обуславливает характерные технологические особенности организации проведения обслуживания или ремонта, заключающиеся,

впервую очередь, в гибкости процесса обслуживания,

ввозможности различных сочетаний производственных

операций, а также как последовательного, так и неза­ висимого их осуществления.

16 -


Рис. 2. Схема расположения постов и участков типовой СТО

Гос. nvCfcW'iH^n nay іно-такни^есиая

C.ifí.iho rana СССР

ЭКЗЕМПЛЯР ЧИ’/Ль ЮГО ЗАЛА

В основе производственного процесса ТО и ремон­ та автомобилей на СТО заложена единая функциональ­

ная схема (рис. 3).

В технологическом процессе предусмотрено прове­ дение работ текущего ремонта перед проведением тех­ нического обслуживания. Объем работ текущего ремон­ та определяет мастер-приемщик автомобиля, учитывая заявку владельца. При необходимости или в случае возникновения разногласий с клиентом выявление дей­ ствительного объема работ определяется диагности­ ческими методами. При проведении на СТО техничес­ кого обслуживания или ремонта предусмотрена следую­ щая последовательность работ: автомобиль, пройдя посты приемки и уборочно—моечные работы, поступает на диагностический участок, оттуда в зону текущего ремонта, где устраняются выявленные неисправности или отказы. Из зоны ремонта автомобиль поступает в зону обслуживания, а затем на контроль качества вы­ полняемых работ, после чего Выдается владельцу.

Предусматриваются 4 технологические схемы выпол­ нения работ по ТО и TP автомобилей (рис. 4):

вариант 1 - ТО в полном объеме; вариант П - выборочных комплексов работ ТО (кре-і

нежные, регулировочные, смазочные и др.);

вариант III - полного объема ТО совместно с рабо­ тами TP;

вариант 1У - выборочных комплексов работ ТО с работами TP.

Кроме того, в случае выявления ремонтных работ в процессе диагностирования, могут производиться еще 2 варианта работ: выполнение выявленных диагностиро­ ванием работ совместно с полным объемом ТО (вари­ ант У) и выборочными комплексами работ ТО (вари­ ант УI ).

Взависимости от требования владельца автомобиля

впроведении того или иного комплекса работ выбира­

ется рациональная технологическая схема и организа­ ция производства. Но любая из технологических схем

- 18 -

Ри с, S. Функциональная сх ем а про изводс твенно го процесса на СТО


___Йариант I___ ___ ___ ___ ___ ___ ___

HZIHZHZHZHZHZHZHZHZH

Вариант П

Рис. 4. Технологические схемы выполнения работ по ТО и TP автомобилей:

1 - приемка автомобилей на СТО; 2 - уборочно­ моечные работы; 3 - контрольно-диагностические ра­

боты; 4 - крепежные работы; б - регулировочные ра­ боты; 6 - работы по системе питания; 7 - работы по системе электрооборудования; 8 - смазочные работы; 9 - контроль и выдача автомобилей владельцам; ТО ■ работы технического обслуживания в полном объеме;

TP - работы текущего ремонта

- 20 -

включает обязательно работы но приемке автомобиля и проведение уборочно-моечных работ, которые, на наш взгляд, должны предшествовать приемочным рабо­ там.

При выполнении работ по текущему ремонту авто­ мобилей предусматривается 2 варианта их проведения:

вариант 1 - выполнение работ TP по заявке вла­ дельца автомобиля;

вариант Л - выполнение работ TP, выявленных ди­ агностированием. Возможен комбинированный вариант.

Работы по ТО и TP автомобилей проводятся на со­ ответствующих участках станнии, располагающих ра­ бочими и вспомогательными постами.

Диагностика на типовых станциях выделена в само­ стоятельный участок. Средства диагностики должны размещаться на участке приемки автомобилей и на специализированных постах диагностики. В настоящее время на участке приемки в основном применяется субъективная диагностика, осуществляемая высококва­ лифицированным опытным механиком (мастером).

Работы текущего ремонта по своему характеру де­ лятся на постовые и цеховые.

Постовые работы TP выполняются на универсаль­ ных постах станции. К постовым работам TP относит­ ся в основном работы по замене узлов, агрегатов и деталей автомобиля.

Цеховые работы выполняются на специализированных участках станции (агрегатно-механическом, электро­ механическом и др.). К ним относятся разборочно-сбо- рочные,ремонтные, регулировочные и другие работы с агрегатами, узлами и деталями автомобиля.

Для выполнения кузовных и окрасочных работ пре­ дусмотрены специализированные участки.

На кузовном участке производятся жестяницкие, медницкие, арматурные, сварочные и другие работы, а также изготовление некоторых деталей кузова.

На малярном участке станции выполняются работы по окраске автомобилей и отдельных деталей со сняти­ ем старой краски, без снятия старой краски, а также

- 21


подкраска местных повреждений. Кроме того, на ма­ лярном участке производится окраска отдельных агре­ гатов, узлов и деталей, полировка кузова, нанесение антикоррозийной и противошумной мастики на днище кузова. Окраска и сушка автомобилей осуществляется

вкомбинированных окрасочно-сушильных камерах. Обеспечение участков и цехов запасными частями

осуществляется со складов запасных частей станций технического обслуживания.

Методы организации технологического процесса ТО и TP

Под технологическим процессом донимается опре­ деленная последовательность работ, обеспечивающая высокое качество их выполнения при минимальных заТ' ратах.

Основная часть работ по техническому обслужива­ нию автомобиля выполняется на рабочих постах про­ изводственной зоны, однако работы по обслуживанию системы питания, электротехнические, аккумуляторные шиномонтажные выполняются частично на постах, а частично - на производственно-вспомогательных спе­ циализированных участках станции.

Организация процесса технического обслуживания определяется технологическими особенностями каждого вида обслуживания, рабочих постов и рабочих мест.

В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслужи­ вания, различают два метода организации его работ: на универсальных или на специализированных постах.

На универсальном посту одна бригада рабочих всех специальностей выполняет работы, входящие в данный вид обслуживания. При организации технологического процесса посты могут быть тупиковые и проездные. На участке ТО станции в основном используются ту­ пиковые посты, а проездные применяются преимущест­ венно при уборочно-моечных работах.

При наличии нескольких однородных параллельных

- 22 -

постов, что имеет место на типовых СТО, работы мо­ гут выполняться спедиализированными бригадами, сос-| тоящими из рабочих разных специальностей, которые после выполнения своей работы на одном посту пере­ ходят на другой. Таким образом, в результате более рационального распределения исполнителей по постам эффективнее используется рабочее время рабочих.

Преимущество универсальных постов — в возможности ‘ проведения на них различного объема работ. Недостат­ ки этого метода при тупиковом расположении постов следующие: увеличение общего времени на обслужива­ ние автомобиля, значительная потеря времени на уста­ новку автомобилей на посты и съезд с них, а также загрязнение помещения отработавшими газами, при ма­ неврировании, необходимость многократного дублиро­ вания одинакового оборудования, что затрудняет меха­ низацию процессов обслуживания.

Метод технического обслуживания на специализиро­ ванных постах состоит в расчленении объема работ данного вида ТО и распределении его по нескольким • постам. Посты и рабочие на них специализируются с учетом однородности работ или рациональной их совме­ стимости, соответственно подбирается я специализиро­ ванное по выполняемым работам оборудование.

На типовых СТО предусмотрены специализирован­ ные посты смазки, а также посты диагностики автомо­ билей.

Метод специализированных постов может быть по­ точным и операционно-постовым (тупиковые посты).

При поточном методе каждый вид обслуживания про­ водят на нескольких, последовательно расположенных постах, за каждым из которых закрепляются специали­ зированные рабочие места для выполнения определен­ ных операций. Посты располагаются, как правило, в ли-, нию. При поточном методе необходимо обеспечить оди­ наковое время пребывания автомобиля на каждом , пос­ ту, выполнить при этом определенный объем работ и иметь постоянную численность работающих. Нарушение объема работ хотя бы на одном посту вызывает непро­ изводительные простои на других постах и нарушает

- 23


процесс поточного производства, поэтому при измене­ нии объема работ на посту необходимо изменить ко­ личество работающих.

Совокупность постов при поточном производстве составляет поточную линию обслуживания. Автомобили, обслуживаемые на поточной линии,могут передвигать­ ся своим ходом или принудительно. Соответственно этим требованиям пост оснащается необходимым обо­ рудованием, инструментом и приспособлениями.

Поточный метод эффективен в том случае, если сменная программа обслуживания достаточна для пол­ ной загрузки поточной линии, операции рбслуживания четко распределяются по исполнителям, работы широко механизируются, имеется надлежащая материально-тех­ ническая база и резервный пост или скользящие ис­ полнители.

Поточный метод является более производительным по сравнению с методом обслуживания на универсаль­ ных постах, так как при этом лучше используется обо-» рудование. В результате специализации работ, выпол­ няемых на каждом посту рабочими более узкой специ­ ализации, производительность труда повышается до

20%.

На СТО мощностью 50 рабочих постов (центр ВАЗа) предусмотрены поточные линии обслуживания ав­ томобилей на гарантийном периоде эксплуатации (по талонам сервисной книжки).

В центре технического обслуживания "Тлавмосавтотранса' смонтированы 2 параллельные поточные линии ТО по талонам сервисных книжек для автомобилей ВАЗ. Каждая линия рассчитана на обслуживание за од* ну смену при наличии 12 рабочих до 70 автомобилей. Линия начинается с двух подъемников (пост 1) четыремстоечных фирмы Emanuel SÖ180/A . На первом подъемнике предусматриваются все работы снизу ав - tomoбиля, регулировка сцепления, ручного тормоза, а также устранение подтекания масел и жидкостей, на втором - замена моторного масла, масла коробки пе­ редач и заднего моста, смена масляных фильтров и

- 24 -

фильтра вентиляции картера. Далее автомобиль уста­ навливается на конвейер. Перемещение автомобиля на конвейере осуществляется диспетчером.

Линия разделена на 7 постов, однако это разделе­ ние несколько условно, так как одну и ту же опера­ цию исполнитель может провести на различных постах. На втором и третьем постах производятся доливка жидкостей, подготовка двигателя и регулировка клапа­ нов. На четвертом и пятом постах осуществляется регулировка клапанов, промывка и продувка карбюра­ тора, замена воздушных фильтров. На шестом посту проверяется электрооборудование, проверяется и обслу­ живается аккумуляторная батарея. На седьмом посту установлено диагностическое оборудование: прибор для измерения боковых сил передних колес фирмы Bear І прибор дня проверки эффективности тормозов фирмы Bosch и мототестер фирмы Bosch для проверки углов замкнутого состояния контактов распределителя, регулировки оборотов холостого хода, там же имеется стробоскоп для контроля и установки момента зажига­ ния. Для регулировки фар используется переносной прибор фирмы Bosch.

На линии установлено также оборудование для за­ правки маслом, охлаждающей и тормозной жидкостями фирмы Emanuel оборудована подана сжатого воздуха (на каждый пост). Имеются переносной вентилятор для охлаждения двигателей (при регулировке зазоров кла­ панов) и переносной прибор для очистки свечей зажи­ гания. Расстановка оборудования на линии указана на рис. 5.

При операдионно-лостовом методе обслуживания ав—, томобилей объем работ каждого вида технического об­ служивания распределяется также на несколько постов, за которыми закреплены определенные работы.

После обслуживания на одном посту автомобилю при­ ходится выезжать с поста и снова заезжать уже на другой пост. Продолжительность пребывания на каждом посту обслуживания также должна быть одинаковой, т.еъ стремиться к синхронизации работы постов. Организа-

- 25 -