Файл: Кривенко, Е. И. Технологические процессы на предприятиях автосервиса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СТО работают два крупных предприятия: на 80000 автомобилезаездов (Дентр ТО Главмосавтотранса) и на 18000 автомобилезаѳздов (цех ТО и ремонта автомо­ билей АЗЛК на Волгоградском проспекте).

Вперспективе предполагается в крупных городах

сбольшим количеством автомобилей постройка специа­ лизированных СТО по отдельным маркам автомобилей,

атакже на отдельные виды ТО и ремонта.

Важными условиями обеспечения успешной деятель­ ности системы ТО и ремонта автомобилей являются комплектование всех подразделений системы квалифи­ цированными кадрами и проведение всей работы на ос­ нове единой технической политики во всех звеньях системы.

Эта политика должна выражаться в единообразии технической документации, в единстве структуры как крупных, так и мелких предприятий, в применении еди­ ной технологии обслуживания и ремонта автомобилей во всей сети предприятий обслуживания и ремонта.

Специфика технического обслуживания и ремонта автомобилей ВАЗ-2101 'Жигули* потребовала создание принципиально новой организации обслуживания.

В 1971-1872 гг. были выделены для обслуживания (в гарантийный период эксплуатации) автомобилей ВАЗ-2101 отдельные станции, оснащенные оборудовани­ ем и специализированным инструментом. В 19721974 гг. Волжское объединение по производству легко­

вых автомобилей организовало сеть заводских станций по обслуживанию автомобилей ВАЗ. Интенсивное развитие сети СТО требует технического перевооруже­ ния, ус овершѳнствования технологических процессов ТО и ремонта автомобилей, применения высокопроизводи­ тельного технологического оборудования, приспособле­ ний и инструмента, внедрение которых должно базиро­ ваться на современных достижениях науки и техники. Это, в свою очередь, ставит задачу дальнейшей акти­ визации работы но совершенетвованню технологических процессов, внедрению новой техники и передовой тех­ нологии на автообслуживающих предприятиях автосер-

- 9 -


виса, а также разработки научной организации труда и управления предприятиями.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ТО И TP АВТОМОБИЛЕЙ НА СТО

Производственный процесс представляет собой со­ вокупность действий, в результате которых поступаю­ щий на СТО автомобиль после проведения профилакти­ ческих или ремонтных работ приводится в технически исправное состояние. В производственный процесс вхо­ дят не только работы непосредственно с автомобилем, сборкой узлов и агрегатов, до и все вспомогательные процессы (подготовка производства, доставка запчас­ тей и материалов, контроль и т.д.).

Технологический процесс ТО и ремонта автомоби­ лей является частью производственного процесса, свя­ занного с непосредственным воздействием на автомо­ биль.

Система ТО и ремонта

Система технического обслуживания легковых авто­ мобилей, принадлежащих гражданам, является новой сферой приложения общественного труда, вызванной развитием производства легковых автомобилей в стра­ не. Ее назначение - обеспечить техническую исправ­ ность автомобилей в процессе эксплуатации, а также организовать предпродажную подготовку, гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт выпущенных автомобилей.

В СССР техническое обслуживание легковых авто­ мобилей, принадлежащих гражданам, производится на предприятиях технического обслуживания на основе планово—предупредительной системы (техническое об­ служивание, выполняемое через установленный период

иремонт по потребности).

-10 -

Данная система регламентируется "Временным по­ ложением о техническом обслуживании и ремонте лег­ ковых автомобилей, принадлежащих гражданам' £3] , утвержденным Минавтопромом в апреле 1Ѳ72 г.

Осуществление системы планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта должно обеспе­ чивать высокую техническую готовность подвижного состава при наименьших затратах на его содержание.

Обслуживание легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, имеет специфические особенности, заклю­ чающиеся в неровномерном, случайном характере по­ ступлений автомобилей на СТО, выборочном проведении работ по обслуживанию и ремонту, неравномерности распределения объемов работ по видам и др. Эти спе­ цифические особенности отражены в названном выше

* Временном положении,* По периодичности, перечню и трудоемкости выполня­

емых работ техническое обслуживание подразделяется на ежедневное (ВО), первое (ТО-1) и второе (ТО-2). Наряду с этими видами обслуживания предусматривает­ ся также обслуживание новых моделей автомобилей по сервисным книжкам, которые играют диснипдинязи-

рующую роль в привлечении владельцев автомобилей ин­ дивидуального пользования к обслуживанию на СТО.

ЕО предусматривает выполнение контрольно—осмот- ровых работ но агрегатам, узлам и системам, влияю­ щим на безопасность движения, а также заправочные и уборочно-моечные работы. Они производятся, как правило, владельцем автомобиля.

ТО-1 предусматривает выполнение профилактических работ: смазочных, контрольно-осмотровых, крепежных и регулировочных в сравнительно небольшом объеме. При ТО-1 выполняется общая диагностика агрегатов и узлов, влияющих на безопасность движения.

ТО-2 предусматривает выполнение всех видов работ ТО-1, но в значительно большем объеме и применитель­ но к увеличенному перечню агрегатов, узлов и систем автомобиля. При ТО-2 выполняется поэлементная (уг­ лубленная) диагностика основных агрегатов, узлов и систем автомобиля.

- 11


Периодичность ТО устанавливается по пробегу. Для автомобилей выпуска до 1970 г. периодичность ТО-1 - 1600 км, ТО-2 — 7500 км; для автомобилей выпуска после 1970 г.*ТО-1 - 8000 км; ТО-2 -

12000 км. Для автомобилей ВАЗ проводится обслужива-, иие по талонам сервисных книжек с периодичностью 10000 км, установленной заводом-изготовителем, исхо­ дя из конструктивных особенностей автомобилей.

Обслуживание автомобиля по сервисной книжке за­ ключается в том, что через определенный пробег ав­ томобиля с начала эксплуатации предусматривается выполнение соответствующего объема контрольно-регу­ лировочных, крепежных и других профилактических ра­ бот. Пробеги И соответствующие им объемы работ указываются в талонах сервисной книжки, обслужива­ ние по которой рассчитано до капитального ремонта автомобиля.

По своей структуре сервисная книжка имеет два основных раздела. Первый содержит права и обязан­ ности поставщика и потребителя, инструктивные указа­ ния по эксплуатации автомобиля, гарантийные условия, порядок оформления, регистрации, хранения и предъяв­ ления документа; второй - определенное количество отрывных талонов, устанавливающих режим обслужива­ ния автомобиля по километражу пробега и по времени экс-і плуатадди, а также очередность посещения станции обслу­ живания. На лицевой стороне каждого талона указывает­ ся километраж пробега для данного талона, а на его обо­ ротной стороне - номенклатур* обязательных работ по обслуживанию. В одних сервисных книжках в зави­

симости от марки автомобиля номенклатура работ ос­ тается постоянной, не меняющейся при нарастании и пробега и периодичности обслуживания; в других име­ ется две-три номенклатуры, каждая из которых перио­ дически повторяется, соответствуя определенной перио­ дичности и кратности пробегов.

Техническое обслуживание по сервисным книжкам является наиболее удобной формой для новых моделей легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, ко­ торое заключается в конкретизации работ, исходя из

- 12 -

конструктивных особенностей автомобилей. Применение сервисных книжек способствует соблюдению владель­ цами автомобилей установленных заводом режимов об­ служивания.

При подготовке автомобилей к зимнему и летнему периодам эксплуатации проводится дополнительное се­ зонное обслуживание, которое, как правило, совмещает­ ся с очередным видом ТО.

Ремонт автомобилей выполняется по потребности и в соответствии с назначением и характером выпол­ няемых работ подразделяется на текущий (TP) и ка­ питальный (KP).

При TP неисправности устраняются путем замены или ремонта отдельных износившихся или поврежден­ ных деталей агрегата, кроме базовых, KP агрегата про­ водится в случае, если его базовая деталь нуждается в ремонте, который требует полной разборки агрегата или техническое состояние последнего ухудшилось в связи со значительным износом большинства его дета­ лей. Критерием необходимости выполнения KP легково­ го автомобиля является техническое состояние его ку­ зова.

Как показывают расчеты, общие расходы владель­ цев на содержание автомобилей составляют:

 

Распределение зат-

Наименование

рат на один средне-

затрат

списочный автомо­

 

биль в год,

Техническое обслуживание ............

12

Ремонт .........

14

Запасные части, используемые при

обслуживании и ремонте ........

18

Приобретение запасных частей на

 

предприятиях 'Автотехобслужива­

ние " и торговой сети ....................

12

- 18 -


 

Распределение зат­

Наименование

рат на один средне-,

затрат

списочный автомо­

 

биль в год,

 

%

Приобретение шин ..................

14

Приобретение эксплуатационных

материалов {бензин, масла,

 

смазка) ...............................................

23

Налог ............

3

Техосмотр, страхование ..........................

3

Итого: .................

100

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

выполняются в основном на станции технического об­

служивания.

 

Предпродажная подготовка автомобилей выполняет­

ся при магазинах по продаже автомобиля своими сила­

ми, в отдельных случаях по договорам с близрасполо-

жѳнными СТО силами работников СТО.

"Временным положением" предоставлено право вла­

дельцу автомобиля выборочное проведение отдельных

видов работ из объема СТО.

 

Структура станций технического обслуживания

Для высококачественного выполнения работ по ТО

и ремонту необходима высокоорганизованная система

производства и труда с рациональными технологичес­

кими процессами.

 

Технологический процесс

технического обслуживания

определяется особенностями каждого вида воздействия,

степенью специализации, количеством рабочих постов и

рабочих мест, а также является основанием для пра­

вильного размещения на территории станции техничес­

кого обслуживания всех основных и вспомогательных

служб.

 

- 14 -


При разработке технологического процесса важно, чтобы маршруты движения автомобилей на территории ÇTO были прямоточными и не пересекались.

Производственная зона типовых станций техничес­ кого обслуживания имеет 14 основных участков, каждо­ му из которых присвоен свой кодовый номер: 1 - при-* емка и выдача автомобилей; 2 - мойка; 3 - диагнос­ тика; 4 - техническое обслуживание; 5 - текущий ре­ монт; 6 - смазка; 7 - ремонт и зарядка аккумулято­ ров; 8 - ремонт электрооборудования; 9 - ремонт топ­ ливной аппаратуры; 10 - агрегатно-механический; 11 - шиномонтажный; 12 - обойный; 13 — кузовной; 14 - малярный.

Схема расположения посте® и участков типовой СТО показана на рис. 2, где позиций участков соот­ ветствуют их кодовым номерам.

Кроме того, для станций технического обслужива­ ния с магазинами по продаже автомобилей имеется участок № 15 предпродажной подготовки.

Кроме основных производственных участков станции имеют склад запасных частей, клиентскую, админист- ративно-быТовую часть, расположенную, как правило, на втором этаже, и др.

В зависимости от мощности СТО за каждым участ­ ком закреплено определенное количество рабочих пос­ тов (табл. 3).

Таблица 3

Распределение рабочих постов по участкам СТО

Участки СТО

Мощность станции

 

6

11

15

25

 

 

постов

постов постов

постов

Мойка .....................

1

1

1

1

Диагностика .........

1

2

3

3

ТО и TP ................

2

4

5

11

Смазка ....................

-

1

1

2

- 15 -