Файл: Кривенко, Е. И. Технологические процессы на предприятиях автосервиса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
СТО работают два крупных предприятия: на 80000 автомобилезаездов (Дентр ТО Главмосавтотранса) и на 18000 автомобилезаѳздов (цех ТО и ремонта автомо билей АЗЛК на Волгоградском проспекте).
Вперспективе предполагается в крупных городах
сбольшим количеством автомобилей постройка специа лизированных СТО по отдельным маркам автомобилей,
атакже на отдельные виды ТО и ремонта.
Важными условиями обеспечения успешной деятель ности системы ТО и ремонта автомобилей являются комплектование всех подразделений системы квалифи цированными кадрами и проведение всей работы на ос нове единой технической политики во всех звеньях системы.
Эта политика должна выражаться в единообразии технической документации, в единстве структуры как крупных, так и мелких предприятий, в применении еди ной технологии обслуживания и ремонта автомобилей во всей сети предприятий обслуживания и ремонта.
Специфика технического обслуживания и ремонта автомобилей ВАЗ-2101 'Жигули* потребовала создание принципиально новой организации обслуживания.
В 1971-1872 гг. были выделены для обслуживания (в гарантийный период эксплуатации) автомобилей ВАЗ-2101 отдельные станции, оснащенные оборудовани ем и специализированным инструментом. В 19721974 гг. Волжское объединение по производству легко
вых автомобилей организовало сеть заводских станций по обслуживанию автомобилей ВАЗ. Интенсивное развитие сети СТО требует технического перевооруже ния, ус овершѳнствования технологических процессов ТО и ремонта автомобилей, применения высокопроизводи тельного технологического оборудования, приспособле ний и инструмента, внедрение которых должно базиро ваться на современных достижениях науки и техники. Это, в свою очередь, ставит задачу дальнейшей акти визации работы но совершенетвованню технологических процессов, внедрению новой техники и передовой тех нологии на автообслуживающих предприятиях автосер-
- 9 -
виса, а также разработки научной организации труда и управления предприятиями.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ТО И TP АВТОМОБИЛЕЙ НА СТО
Производственный процесс представляет собой со вокупность действий, в результате которых поступаю щий на СТО автомобиль после проведения профилакти ческих или ремонтных работ приводится в технически исправное состояние. В производственный процесс вхо дят не только работы непосредственно с автомобилем, сборкой узлов и агрегатов, до и все вспомогательные процессы (подготовка производства, доставка запчас тей и материалов, контроль и т.д.).
Технологический процесс ТО и ремонта автомоби лей является частью производственного процесса, свя занного с непосредственным воздействием на автомо биль.
Система ТО и ремонта
Система технического обслуживания легковых авто мобилей, принадлежащих гражданам, является новой сферой приложения общественного труда, вызванной развитием производства легковых автомобилей в стра не. Ее назначение - обеспечить техническую исправ ность автомобилей в процессе эксплуатации, а также организовать предпродажную подготовку, гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт выпущенных автомобилей.
В СССР техническое обслуживание легковых авто мобилей, принадлежащих гражданам, производится на предприятиях технического обслуживания на основе планово—предупредительной системы (техническое об служивание, выполняемое через установленный период
иремонт по потребности).
-10 -
Данная система регламентируется "Временным по ложением о техническом обслуживании и ремонте лег ковых автомобилей, принадлежащих гражданам' £3] , утвержденным Минавтопромом в апреле 1Ѳ72 г.
Осуществление системы планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта должно обеспе чивать высокую техническую готовность подвижного состава при наименьших затратах на его содержание.
Обслуживание легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, имеет специфические особенности, заклю чающиеся в неровномерном, случайном характере по ступлений автомобилей на СТО, выборочном проведении работ по обслуживанию и ремонту, неравномерности распределения объемов работ по видам и др. Эти спе цифические особенности отражены в названном выше
* Временном положении,* По периодичности, перечню и трудоемкости выполня
емых работ техническое обслуживание подразделяется на ежедневное (ВО), первое (ТО-1) и второе (ТО-2). Наряду с этими видами обслуживания предусматривает ся также обслуживание новых моделей автомобилей по сервисным книжкам, которые играют диснипдинязи-
рующую роль в привлечении владельцев автомобилей ин дивидуального пользования к обслуживанию на СТО.
ЕО предусматривает выполнение контрольно—осмот- ровых работ но агрегатам, узлам и системам, влияю щим на безопасность движения, а также заправочные и уборочно-моечные работы. Они производятся, как правило, владельцем автомобиля.
ТО-1 предусматривает выполнение профилактических работ: смазочных, контрольно-осмотровых, крепежных и регулировочных в сравнительно небольшом объеме. При ТО-1 выполняется общая диагностика агрегатов и узлов, влияющих на безопасность движения.
ТО-2 предусматривает выполнение всех видов работ ТО-1, но в значительно большем объеме и применитель но к увеличенному перечню агрегатов, узлов и систем автомобиля. При ТО-2 выполняется поэлементная (уг лубленная) диагностика основных агрегатов, узлов и систем автомобиля.
- 11
Периодичность ТО устанавливается по пробегу. Для автомобилей выпуска до 1970 г. периодичность ТО-1 - 1600 км, ТО-2 — 7500 км; для автомобилей выпуска после 1970 г.*ТО-1 - 8000 км; ТО-2 -
12000 км. Для автомобилей ВАЗ проводится обслужива-, иие по талонам сервисных книжек с периодичностью 10000 км, установленной заводом-изготовителем, исхо дя из конструктивных особенностей автомобилей.
Обслуживание автомобиля по сервисной книжке за ключается в том, что через определенный пробег ав томобиля с начала эксплуатации предусматривается выполнение соответствующего объема контрольно-регу лировочных, крепежных и других профилактических ра бот. Пробеги И соответствующие им объемы работ указываются в талонах сервисной книжки, обслужива ние по которой рассчитано до капитального ремонта автомобиля.
По своей структуре сервисная книжка имеет два основных раздела. Первый содержит права и обязан ности поставщика и потребителя, инструктивные указа ния по эксплуатации автомобиля, гарантийные условия, порядок оформления, регистрации, хранения и предъяв ления документа; второй - определенное количество отрывных талонов, устанавливающих режим обслужива ния автомобиля по километражу пробега и по времени экс-і плуатадди, а также очередность посещения станции обслу живания. На лицевой стороне каждого талона указывает ся километраж пробега для данного талона, а на его обо ротной стороне - номенклатур* обязательных работ по обслуживанию. В одних сервисных книжках в зави
симости от марки автомобиля номенклатура работ ос тается постоянной, не меняющейся при нарастании и пробега и периодичности обслуживания; в других име ется две-три номенклатуры, каждая из которых перио дически повторяется, соответствуя определенной перио дичности и кратности пробегов.
Техническое обслуживание по сервисным книжкам является наиболее удобной формой для новых моделей легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, ко торое заключается в конкретизации работ, исходя из
- 12 -
конструктивных особенностей автомобилей. Применение сервисных книжек способствует соблюдению владель цами автомобилей установленных заводом режимов об служивания.
При подготовке автомобилей к зимнему и летнему периодам эксплуатации проводится дополнительное се зонное обслуживание, которое, как правило, совмещает ся с очередным видом ТО.
Ремонт автомобилей выполняется по потребности и в соответствии с назначением и характером выпол няемых работ подразделяется на текущий (TP) и ка питальный (KP).
При TP неисправности устраняются путем замены или ремонта отдельных износившихся или поврежден ных деталей агрегата, кроме базовых, KP агрегата про водится в случае, если его базовая деталь нуждается в ремонте, который требует полной разборки агрегата или техническое состояние последнего ухудшилось в связи со значительным износом большинства его дета лей. Критерием необходимости выполнения KP легково го автомобиля является техническое состояние его ку зова.
Как показывают расчеты, общие расходы владель цев на содержание автомобилей составляют:
|
Распределение зат- |
Наименование |
рат на один средне- |
затрат |
списочный автомо |
|
биль в год, |
Техническое обслуживание ............ |
12 |
Ремонт ......... |
14 |
Запасные части, используемые при |
|
обслуживании и ремонте ........ |
18 |
Приобретение запасных частей на |
|
предприятиях 'Автотехобслужива |
|
ние " и торговой сети .................... |
12 |
- 18 -
|
Распределение зат |
Наименование |
рат на один средне-, |
затрат |
списочный автомо |
|
биль в год, |
|
% |
Приобретение шин .................. |
14 |
Приобретение эксплуатационных |
|
материалов {бензин, масла, |
|
смазка) ............................................... |
23 |
Налог ............ |
3 |
Техосмотр, страхование .......................... |
3 |
Итого: ................. |
100 |
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей |
|
выполняются в основном на станции технического об |
|
служивания. |
|
Предпродажная подготовка автомобилей выполняет |
|
ся при магазинах по продаже автомобиля своими сила |
|
ми, в отдельных случаях по договорам с близрасполо- |
|
жѳнными СТО силами работников СТО. |
|
"Временным положением" предоставлено право вла |
|
дельцу автомобиля выборочное проведение отдельных |
|
видов работ из объема СТО. |
|
Структура станций технического обслуживания |
|
Для высококачественного выполнения работ по ТО |
|
и ремонту необходима высокоорганизованная система |
|
производства и труда с рациональными технологичес |
|
кими процессами. |
|
Технологический процесс |
технического обслуживания |
определяется особенностями каждого вида воздействия, |
|
степенью специализации, количеством рабочих постов и |
|
рабочих мест, а также является основанием для пра |
|
вильного размещения на территории станции техничес |
|
кого обслуживания всех основных и вспомогательных |
|
служб. |
|
- 14 - |
При разработке технологического процесса важно, чтобы маршруты движения автомобилей на территории ÇTO были прямоточными и не пересекались.
Производственная зона типовых станций техничес кого обслуживания имеет 14 основных участков, каждо му из которых присвоен свой кодовый номер: 1 - при-* емка и выдача автомобилей; 2 - мойка; 3 - диагнос тика; 4 - техническое обслуживание; 5 - текущий ре монт; 6 - смазка; 7 - ремонт и зарядка аккумулято ров; 8 - ремонт электрооборудования; 9 - ремонт топ ливной аппаратуры; 10 - агрегатно-механический; 11 - шиномонтажный; 12 - обойный; 13 — кузовной; 14 - малярный.
Схема расположения посте® и участков типовой СТО показана на рис. 2, где позиций участков соот ветствуют их кодовым номерам.
Кроме того, для станций технического обслужива ния с магазинами по продаже автомобилей имеется участок № 15 предпродажной подготовки.
Кроме основных производственных участков станции имеют склад запасных частей, клиентскую, админист- ративно-быТовую часть, расположенную, как правило, на втором этаже, и др.
В зависимости от мощности СТО за каждым участ ком закреплено определенное количество рабочих пос тов (табл. 3).
Таблица 3
Распределение рабочих постов по участкам СТО
Участки СТО |
Мощность станции |
|
|||
6 |
11 |
15 |
25 |
||
|
|||||
|
постов |
постов постов |
постов |
||
Мойка ..................... |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Диагностика ......... |
1 |
2 |
3 |
3 |
|
ТО и TP ................ |
2 |
4 |
5 |
11 |
|
Смазка .................... |
- |
1 |
1 |
2 |
- 15 -