Файл: Зикринов, Ф. З. Служба трудовых ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рами, имеют большую популярность среди населения, руководителей предприятий, организаций, местных пар­ тийных и советских органов. В Казахстане, например, на их долю приходится 60,7% общей численности обра­ щающегося населения в органы по труду, 62,2% направ­ ляемых ими на работу и 65% трудоустраиваемых. Эти бюро намного лучше выполняют заявки отраслей народ­ ного хозяйства на рабочую силу — до 70% против 42,7% в целом по республике. Для предприятий, строек и организаций городов Алма-Аты, Караганды, Петро­ павловска, Семипалатинска и Чимкента подбор одного работника с помощью экспериментального бюро обхо­ дится в два-три раза дешевле, чем в других городах. Экспериментальные службы полнее знают спрос про­ изводства на кадры, в результате ими трудоустрое­ но 76,4% общей численности трудоустроенного незанято­ го населения органами по труду. У этого типа бюро на­ много шире возможности по привлечению к посильной занятости лиц, достигших пенсионного возраста, в трудо­ устройстве уволенных с предприятий и организаций за нарушение трудовой дисциплины и вернувшихся из мест заключения. И есть полные основания полагать, что накопленный экспериментальными службами опыт помо­ жет преодолеть осторожность в вопросе распространения этого метода комплектования кадрами на другие го­ рода.

В развитии БТИИН чрезвычайно важную роль игра­ ют местные Советы и в первую очередь исполкомы обла­ стных и городских Советов депутатов трудящихся. Прежде всего они позаботились о том, чтобы БТИИН принимали трудящихся в удобных помещениях, к кото­ рым можно подъехать с любого конца города. Под неос­ лабным вниманием держат Советы организацию заклю­ чения договоров, повышение действенности информации, культуру обслуживания населения, совершенствование БТИИН.

28

Активное участие в становлении службы принимают Джамбулский, Кокчетавский, Талды-Курганский горко­ мы партии и горисполкомы, обязавшие предприятия ком­ плектоваться кадрами организованно. Исполкомы Петро­ павловского и Чимкентского городских Советов посредст­ вом БТИИН ведут борьбу с прогульщиками и разного рода нарушителями трудовой дисциплины. Для этих це­ лей создана специальная комиссия. В ее составе — депу­ таты, представители от профсоюзов, органов внутренних дел, начальники отделов кадров крупных предприятий. Согласно положению, утвержденному горисполкомом, ру­ ководители предприятий по установленной форме изве­ щают комиссию о лицах, уволенных за нарушение трудовой дисциплины. Комиссия берет их на учет и тру­ доустраивает. Если нарушение трудовой дисциплины допущено впервые, то комиссия выносит решение о трудо­ устройстве по основной профессии. Если же лицо обсуж­ дается вторично, то выдается направление на нижеоплачнваемую работу. Это заставляет многих взяться за ум, задуматься над своим поведением.

Организация посредничества. Основа посредничест­ ва — договорные отношения, согласно которым пред­ приятия представляют в БТИИН сведения о наличии свободных мест и перечисляют за услуги определенную сумму денежных средств согласно тарифу, а БТИЙН информирует население о потребности предприятий в рабочих и служащих и направляет на них обративших­ ся с просьбой о трудоустройстве. Круг предприятий, под­ лежащих обслуживанию, определяется в начале каждого года в ходе договорной кампании.

Посредничество является бесплатным для населения и платным для производства. На практике применяются две принципиально разные формы оплаты посредниче­ ских услуг. В ряде республик финансовое положение БТИИН поставлено в зависимость от численности ра­ ботающих на производстве. В Казахстане, например,

3—1249

29



предприятия перечисляют ежегодно службе средства в следующих размерах:

Предприятия и организации

Тарифная плата за год

численностью работающих

1

(в рублях) 1

5001 и выше

1500

4001—5000

1250

3001—4000

1000

2001—3000

800

1001—2000

600

901—1000

450

801— 900

400

701— 800

350

601— 700

300

501— 600

250

401— 500

200

301— 400

150

201— 300

125

101— 200

75

До 100

50

Вторая форма оплаты — «подушная». За каждого трудоустроенного бюро получает от предприятия опре­ деленную сумму: в РСФСР — 2 рубля, в городах, рас­ положенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, до 4 рублей, в Туркмении — 2, на Украине — 3, в Молдавии — 3,4 рубля. В основу системы положен применяемый принцип расчетов за рабочих, направляемых производству в порядке оргнабора.

Отдельно предприятия оплачивают стоимость объяв­ лений о спросе на кадры, помещаемых на стенде «Служ­ ба трудоустройства». Так, в РСФСР за этот вид услуг бюро получает от предприятий:

1 Для г. Алма-Аты тариф ниже на 53—60%.

30

 

Срок нахождения объявления на 1-м стенде

 

 

 

(дней)

 

Количество профессий

7

Ч

21

1- месяц

в объявлении

 

 

стоимость в рублях

 

До 5

0,50

0,80

1,50

2,00

От 6 до 10

1,00

1,50

2,80

4,00

От 11 до 15

1,50

2,20

4,00

6,00

В формировании доходов БТИИН доля «подушного» тарифа составляет 80%, информационного — 20%.

Обе системы имеют свои достоинства и недостатки. Тариф первой системы оплаты не отражает резуль­

татов труда, не выполняет роли экономического рычага, способного повысить эффективность трудового посред­ ничества. Размер оплаты определен не тем, сколько лю­ дей направлено предприятию, а численностью на нем работающих. При этом тарифе на формирование доходов больше влияет расторопность работников бюро в про­ ведении договорной кампании, охват ею предприятий. Не поставленная в прямую и даже косвенную зависи­ мость от численности направленной рабочей силы про­ изводству, эта система расчетов не создает побудитель­ ных мотивов у бюро в увеличении организованного трудоустройства. Под взятые с предприятия деньги не гарантируется направление рабочих и служащих. Пред­ приятия, перечислившие равную сумму, получают разное количество работников, и один трудоустроенный для них обходится неодинаково: 3 рубля в среднем по Казахской ССР, 1,3 1— в Алма-Ате, 10 рублей — в Кустанае.

«Подушная» форма оплаты освобождена от подобных недостатков, нагляднее демонстрирует принцип самооку­ паемости посредничества, но она требует организации довольно сложного учета, проведения частых финансо­ вых операций по схеме: «предприятие — банк—БТИИН» и обратно, что отвлекает немалые силы.

3 *

31


Общий недостаток применяемых форм оплаты по­ среднических услуг — финансовая зависимость посред­ ника от предприятий, нередко мешающая ему проводить правильную политику в кадровом вопросе и заставляю­ щая, в частности, отступать от принципа распределения трудовых ресурсов в нужном направлении. Но накоплен­ ный опыт формирования доходов БТИИН очень ценен — он создает предпосылки выработки более гибкой системы финансирования их производственной деятельности, включая бюджетное.

Производственная деятельность — посредничество на­ чинается с заявки («Сведения о потребности предприя­ тий в кадрах»), сообщающей сколько нужно рабочих, служащих, инженеров и какой квалификации, вид опла­ ты труда, среднемесячную заработную плату, сменность работы, продолжительность отпуска, льготы и преиму­ щества, культурно-бытовые и жилищные условия. На ее основе проводятся информация, прием и трудоустройство населения, собеседования, комплектования предприятий кадрами.

По степени выполнения заявок хозяйственники оце­ нивают деятельность БТИИН. От наличия заявок во многом зависят объемы организованного трудоустрой­ ства: чем их больше, тем шире возможности БТИИН трудоустроить обратившегося. Это ставит перед службой задачу совершенствования методов выявления спроса и получения самих заявок.

Каждая заявка проверяется на правильность ее со­ ставления — сопоставляется с плановой и фактической численностыо.И если против плана заявляется больше, то численность корректируется до уровня плановой. При корректировке учитывается также использование на предприятии рабочей силы, уровень ее текучести. На основании обработанных заявок организуется срочная информация в газетах, по радио, телевидению и на' стендах «Служба трудоустройства», размещенных в

32

оживленных местах города — рынки, вокзалы, магазины, парки и т. д.

Содержание и направленность информационных бюл­

летеней службы

трудоустройства самые различные:

одни перечисляют

требуемые профессии, другие — про­

фессии и отрасли, третьи — важнейшие народнохозяйст­ венные предприятия и 'пусковые объекты, четвертые — призывают трудиться незанятое население, пенсионеров, студентов, пятые — адресованы выпускникам общеобра­ зовательных школ, шестые — демобилизованным воинам, рекламируется сама служба.

В информационном зале БТИИН на специальных стендах «расписаны» требуемые профессии. Информи­ рует и радио. Время от времени информатор объявляет, в каком кабинете можно получить консультацию, взять направление на работу. Прослушиваются и магнитофон­ ные записи выступлений начальников отделов кадров неукомплектованных предприятий. Все это — элементы научной организации труда в бюро, помогающие людям пользоваться его услугами и реже ошибаться в выборе места работы.

Прием населения и подбор работы — основное в пос­ редничестве — проводится путем индивидуального собе­ седования: либо по принципу профессиональной принад­ лежности граждан, либо по отраслевому методу. При отраслевом методе инспектор специализируется на об­ служивании предприятий одной-двух отраслей. Это по­ зволяет ему в сравнительно короткое время изучить условия труда и быта на однородных предприятиях, разобраться в их кадровой потребности, узнать их внут­ рипроизводственные резервы труда, а также представи­ телей отделов кадров. В свою очередь предприятия осведомлены, какой инспектор их обслуживает и решают через него вопросы, касающиеся взаимоотношений сто­ рон. При этом методе просто вести учет направленных, трудоустроенных и выполнения заявок по предприятиям

33


и отраслям. Его недостаток в том, что специалисту сквозной профессии, например, шоферу приходится об­ ходить всех или большинство отраслевых инспекторов, ибо спрос на такую профессию имеют многие отрасли.

При профессиональном методе инспектор имеет дело с определенной группой профессий. В противоположность отраслевому он удобен населению. Люди выбирают ра­ боту с помощью одного инспектора, в одном кабинете. Но этот метод требует от инспекторов знаний производ­ ственно-бытовых условий всех предприятий города и спрос на кадры по ним, то есть требует большего числа служащих в бюро.

Осуществляя прием, инспектор придерживается не­ скольких правил.

Как государственный служащий, он стремится в большом и малом принципиально решать вопросы, вхо­ дящие в его служебные обязанности,— активно прово­ дить политику партии и государства в деле рациональ­ ного использования трудовых ресурсов, в минимально короткое время трудоустроить нуждающихся в работе с учетом интересов граждан и производства и тем самым содействовать более полному вовлечению населения в общественное хозяйство, улучшению обеспеченности его рабочей силой, закреплению кадров и росту производи­ тельности труда.

Вместе с тем, инспектору важно понять человека, узнать как можно больше о его способностях, склонно­ стях, о том, что волнует и побудило его оставить пред­ приятие (таких большинство!) и искать новую работу. Для этих целей на каждого посетителя заводится «Учет­ ная карточка на обратившегося с просьбой о трудо­ устройстве»— перфокарта, фиксирующая фамилию и инициалы, место жительства, профессию (специаль­ ность), пол, возраст, образование, перерыв в работе, в качестве кого может работать, стаж работы на послед­ нем месте, из какой отрасли пришел, причину увольне­

34

ния, в какой отрасли и на какой работе — постоянной, сезонной, с неполным рабочим днем, надомной — может работать, даты увольнения, обращения в бюро, срок тру­ доустройства.

Следующее правило — подробно и квалифицированно ознакомить человека со спросом на кадры: рассказать о предприятиях, нуждающихся в его профессии, назвать все «плюсы» и «минусы» того или иного производства. Чтобы более эффективно проводить эту работу, в распоряжении многих бюро имеется достаточно объективная информа­ ция о спросе на кадры: альбомы, характеризующие дея­ тельность предприятия; справочный материал, отражаю­ щий специфические условия, присущие той или иной специальности и предприятию в целом, такие, например, как льготы при выходе на пенсию, спецпитание, возможность приобретения смежных профессий, обеспечение жилой площадью, возможность вступления в кооператив, для шоферов, например, — марка автомобиля и его состояние; история предприятия и перспективы его развития; рабо­ чие династии; списки предприятий, имеющих общежитие; сведения о курсовой системе; рекомендации по организа­ ции приема населения; выписка из кодекса законов о труде.

Наконец, самое главное правило — из множества ва­ риантов трудоустройства надо найти самый удобный, оптимальный для человека и предприятия. Если в ходе приема устанавливается, что лицо, ищущее работу, отве­ чает требованиям, предъявленным предприятием, и оно на нем согласно трудиться, выписывается направление. В подтверждении о приеме на работу, заполняемом и возвращаемом предприятием, указывается, что направ­ ленный трудоустроен, а в случае отказа сообщается причина.

Трудовое посредничество достаточно полно отражает статистика. Учитываются обратившиеся, направленные и трудоустроенные по отраслям: промышленность, строи­

35