ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
предприятие, что вполне естественно. Гарантированность трудоустройства посредством бюро проявляется не по отношению какого-то конкретного предприятия, а на одном из пользующихся его услугами. И чем полнее служба знает спрос на кадры, тем больше у нее гаран тий на трудоустройство человека.
Значение формы характеризует ее широкий народно хозяйственный подход к решению вопросов распределе ния трудовых ресурсов, реализуемый через ее основопо лагающие принципы. Учитывая возрастающую роль личного фактора в развитии общественного производ ства, служба удовлетворяет интересы и желания чело века в выборе места работы строго на добровольных началах.
Приглашение населения воспользоваться услугами БТИИН обеспечивается рекламой. Организованное тру доустройство исключает принудительность. Нежелание человека обратиться в орган, а при обращении — отказ получить направление на работу не влекут за собой ни юридических, ни экономических последствий. В отно шениях между человеком и БТИИН правомочным явля ется первый, обязанным — второй. Исходное в трудоуст ройстве при помощи БТИИН — волеизъявление челове ка. Направление на работу выдается по его просьбе, и он вправе отказаться от него и устроиться самостоя
тельно.
На добровольной основе устанавливаются отношения и с предприятиями. БТИИН не ущемляет их права в подборе, расстановке и использовании кадров. В этих вопросах, как и прежде, заводская администрация обла дает инициативой, ее права в приеме на работу оста ются теми же, что и при найме других контингентов работников. Но это не означает пассивного отношения предприятий к службе. Напротив, по многим вопросам заинтересованность исходит от них. По своей инициативе они заключают с БТИИН договора, опосредствующие
20
взаимные отношения. Особо большой интерес проявля ют к органу предприятия, испытывающие затруднения по каким-либо причинам в самостоятельном укомплек товании кадрами.
Экономическая стратегия партии предполагает уси ление режима экономии во всех сферах народного хо зяйства, устранение или в крайнем случае сокращение потерь прошлого и живого труда. Экономия человече ских ресурсов складывается под влиянием различных факторов. Во многом зависит она и от сроков заполнения свободных рабочих мест, сроков трудоустройства. Чем они короче, тем больше в распоряжении общества про изводительного рабочего времени. К сожалению, об этих направлениях режима экономии хозяйственники забывают, хотя здесь скрыты огромные резервы труда, во многом определяющие необходимость трудового по средничества и его принцип — ускорение трудоуст ройства.
Одно из условий в деятельности БТИИН — диффе ренцированное обеспечение производства кадрами. Сле дуя ему, БТИИН стремится в первую очередь обеспечить
.рабочими не полностью укомплектованные предприятия и важнейшие на данном этапе участки народного хо зяйства. Необходимость в проведении этого принципа усиливается возрастающей потребностью в рабочей силе. Отсюда служба ставит и задачу разрешения такого противоречия в системе найма кадров, как нехватка кадров на одних производствах и избыток на других.
Достижение наибольших результатов в повышении эффективности общественного производства и использо вании трудовых ресурсов теснейшим образом связано с тем, в какой степени при трудоустройстве удается до биться соответствия между профессиональной, физиче ской пригодностью человека и запросами производства, с одной стороны, характером труда и быта последнего и требованиями трудящегося — с другой.
21
Разумеется, это соответствие не устанавливается ме ханически, особенно при стихийном трудоустройстве. Последовательное проведение в жизнь принципа соот ветствия — трудная задача и для службы трудоустрой ства. Его реализация находится в непосредственной зависимости от обеспеченности БТИИН набором научно обоснованных характеристик как на работника, так и на рабочее место, подлежащее заполнению.
Указанные принципы являются руководящими для работников, занятых в сфере трудоустройства. Осуще ствляя их, посредничество способствует интенсификации производства, повышению его эффективности. Но реали зуются они на практике не в равной мере.
Важнейшие задачи, предписанные службе,— инфор мация населения о потребности производства в рабочих и служащих, трудоустройство их, удовлетворение по требностей хозяйственных органов в кадрах. В процессе становления и совершенствования своей работы многие бюро взяли на себя ряд новых функций: вовлечение в общественное производство домохозяек, пенсионеров, студентов, выпускников общеобразовательных школ, изыскание свободных резервов трудовых ресурсов, изу чение использования рабочей силы, участие в комплек товании курсовой сети, проведении профориентационной
работы.
Из названных функций более успешно решается ин формационная, хотя она подчинена задаче трудоустрой ства населения, являющейся но важности основной. Од нако пока ни одна из предписанных задач не является монополией посредника. Все они реализуются в ограни ченном объеме. Посредничество не распространяется на сельскохозяйственные предприятия, предприятия рабо чих поселков и многих малых и средних городов.
Развитие БТИИН. Становление БТИИН началось с упорядочения информации о спросе на кадры. Службе, взявшейся посредничать в трудоустройстве и найме
22
кадров, стало очевидным, что без централизации инфор мации нельзя осуществлять трудовое посредничество даже в незначительных размерах. Но были и другие довольно веские причины. Информация, осуществляемая предприятиями, по своим масштабам была чрезмерной. Объявлениям о спросе на кадры ежедневно отводили целые полосы газеты, десятки минут — радио и телевиде ние. Пестрели объявлениями заводские проходные, сте ны, ограды, заборы. Дать или не дать объявление — бы ло делом предприятия, поэтому их давали даже тогда, когда в них не было нужды. На все это, разумеется, затрачивались немалые денежные средства.
Не отличалась информация и объективностью. Она гарантировала высокие заработки, быстрое получение жилья, хорошие условия труда, быта и отдыха. Созда валась картина — куда приглашают, там все ‘лучше. Положение усугублялось еще и тем, что она никоим образом не отвечала состоянию дел с трудовыми ресур сами, велась без учета их наличия. Предприятие, давшее объявление, не интересовали источники рабочей силы. Не беспокоило его и то, что своим объявлением оно пе ретягивает специалистов с соседних заводов, где и без того в них нужда. Результатом никем не контролируе мой информации вместо пользы часто был вред: одних она срывала с мест, в других вселяла мысль уволиться. И вместо ожидаемого улучшения с обеспеченностью производства кадрами увеличивались масштабы их не организованного движения, еще больше затруднялся на бор работников, особенно предприятиями, имевшими в силу своих специфических особенностей трудные условия труда и быта.
Централизовав информацию, БТИИН вносят принци пиальные изменения в организацию этой работы. Адрес ные объявления заменяются профессионально-отрасле вым бюллетенем, который вместо адресов предприятий, запросивших кадры, называет только отрасли народного
23
хозяйства и требуемые профессии. Остальное — назва ние предприятия, условия труда, быта и т. д,— человек узнает в бюро.
Новшество имеет глубокий смысл. Профессиональ
но-отраслевой |
бюллетень |
рассчитан |
преимущественно |
на уволенных |
лиц; он не |
сообщает |
того, что может |
склонить к текучести новых работников и этим в какойто мере сокращает ее. Адресной же информацией могут пользоваться в равной степени уволенные и не уволен ные рабочие и служащие. Централизация изжила свой ственные прежней информации отрицательные черты в виде чрезмерности и необъективности. В новом виде она стала действенным фактором, способным улучшить обес печенность производства кадрами, сокращать их теку честь. БТИИН не дает информацию или ограничивает ее в случаях, если на заявленную предприятиями про фессию нет предложений со стороны населения.
Упорядочение информации сыграло положительную роль. Предприятия освободили себя от хлопот, связан ных с ее проведением. Новая информация оказалась в 3,6 раза дешевле старой, хотя тарифы за объявления в газете, по радио и телевидению в последнее время стали выше. И такая экономия достигнута не за счет свертывания информации (в среднем в месяц каждое БТИИН публикует и передает в эфир 16 бюллетеней о спросе на кадры, кроме того, в его распоряжении десят ки специальных информационных стендов). А благодаря тому, что упорядочена частота подачи объявлений, в этот процесс внесена организованность, да и стала она более объективной.
Но главное— в другом. Выясняется, что информа ция не имеет решающего влияния на приток кадров, особенно новых. Как бы часто ни выходили объявления, они не увеличивают трудовых ресурсов, а только спо собствуют интенсивности трудовых перемещений. И ком плектование по принципу: «Чем чаще объявления, тем
24
больше работников придет на производство» — не только не эффективное дело, но и вредное.
БТИИН, призванные управлять трудовыми ресурса ми, возникают постепенно. Вначале они создаются в го родах с высоким уровнем развития промышленности, преимущественно в областных центрах. Несколько позже ряду госкомитетов, включая казахстанский, было пре доставлено право создавать при необходимости службу в малых и средних городах. В итоге происходит расши рение ее сети. К началу десятой пятилетки число бюро возросло в 2,1 раза, ими было охвачено около 15% го родов страны, а в Казахстане— более 50%.
Действующие бюро являются преимущественно ин формационными: из возложенных на них функций они более успешно реализуют информационные услуги. Роль их в трудоустройстве пока не велика. Выступая в ка честве информационного органа, БТИИН удалось охва тить примерно пятую часть трудоустраивающегося на селения. Этого, естественно, недостаточно для того, чтобы полностью реализовать преимущества посредни ческого органа, кардинально улучшить обеспеченность производства кадрами, на одних сократить сверхплано вую численность, на других восполнить ее недостаток. Однако подбирать работу в условиях, когда ее чрезмер но много, комплектоваться кадрами в условиях недо статка трудовых ресурсов с помощью БТИИН целесооб разнее, удобнее, сподручнее, быстрее.
Эффективность БТИИН возрастает по мере увеличе ния числа лиц и предприятий, пользующихся услугами этого посредника. Поэтому важным шагом в разви тии бюро явился начавшийся эксперимент по их преоб разованию из информационных органов в центры тру доустройства.
Четвертьмиллионная Калуга и восьмисоттысячная Уфа — первые из городов страны, начавшие с 1971 года важный социальный эксперимент — поиск путей центра
25
лизованного обеспечения граждан работой, а предприя тий — рабочей силой. В экономическом отношении это индустриально развитые центры, в которых, как и в большинстве городов, не совсем благоприятная демогра фическая ситуация, достигнута высокая занятость тру доспособного населения, существует напряженность с комплектованием развивающегося народного хозяйства рабочей силой.
Суть эксперимента состоит в предоставлении службе права распоряжаться трудовыми ресурсами, распреде лять их по производствам на свое усмотрение, не ущем ляя при этом интересов человека трудиться там, где он желаетИсключения касаются тех, кто назначается на работу вышестоящими органами или администрацией: научных сотрудников; ведущих специалистов научно-ис следовательских и проектно-конструкторских организа ций; молодых специалистов, окончивших высшие и сред ние специальные учебные заведения; выпускников проф техобразования, общеобразовательных школ; учителей, врачей и других работников, направляемых в плановом порядке.
Очень важно заметить, что эксперимент, обязывая человека идти по вопросам трудоустройства в специали зированный орган, не ущемляет при этом его права трудиться там, где он желает. Пришедшему в бюро предлагают направление на любое предприятие, испы тывающее нужду в кадрах. Не навязывая трудящемуся предприятие, бюро приводит аргументы в пользу того или иного, а куда пойти — решает каждый сам. Точно так же и предприятия: они принимают из числа направ ляемых БТИИН тех, кто им подходит. То есть экспери ментирование идет практически в рамках действующего законодательства. Таковы наиболее важные моменты, характеризующие существо Калужского и Уфимского эксперимента.
26
Эксперимент в трудоустройстве своей народнохояйственнои значимостью вызвал огромный интерес. В ;Калуге и Уфе побывали представители многих городов из всех союзных республик, с их опытом ознакомились предста вители зарубежных стран1.
С 1 июля 1972 года метод получил прописку в пяти городах Казахстана Алма-Ате, Караганде, Петропав ловске, Семипалатинске и Чимкенте, отличающихся друг от друга наличием трудовых ресурсов, обеспеченностью ими и характером использования их, что очень важно для получения результатов эксперимента в разных ус ловиях. Позже на централизованное трудоустройство, в порядке опыта, был переведен ряд бюро в Узбекистане, Молдавии, Туркмении и Киргизии. Но общее количество их в стране невелико— 18.
Проводимые в разных местах эксперименты не имеют принципиального различия. Партийные и советские ор ганы городов, в которых отрабатывается новый метод, рассматривают его как первостепенный. Для его внед рения образованы комиссии, возглавляемые секретаря ми городских комитетов партии. Комиссии ведут большую организационную работу. На городских, районных пар тийно-хозяйственных активах, совещаниях секретарей парторганизаций, руководителей предприятий, строек и учреждений, представителей фабрично-заводских ко митетов и начальников отделов кадров разъяснены цели и задачи эксперимента. Раз в квартал комиссия заседа ет, анализирует результаты эксперимента.
По мнению многих, эксперимент показал широкие возможности БТИИН в рационализации трудовых пе ремещений. Сравнительный анализ работы эксперимен тальных бюро с информационными обнаруживает замет ные различия между ними. Бюро, выполняющие функции
централизованного |
комплектования производства кад- |
1 «Правда», 1974, 29 |
января. |
27