Файл: Вопросы эффективности общественного производства [сборник]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
.дов услуг предприятий бытового обслуживания РСФСР и Ростов
ской области |
за 1965—70 гг. |
; |
' |
Развитие |
бытового обслуживания в РСФСР |
характеризуется |
.заметным количественным ростом и некоторым улучшением каче ственных показателей работы. В 1970 г. общий объем оказанных населению РСФСР услуг возрос по сравнению с 1965 г. в 1,6 ра
за, а на душу населения увеличился с 8 руб. в 1965 г. |
до |
17 руб. |
|||
в 1970 г. В целом по СССР этот показатель составил |
в |
1970 |
г. |
||
16 руб. Наиболее высоким |
он был в Литовской, |
Латвийской |
и |
||
.Эстонской ССР (21, 31, 26 |
руб. соответственно). |
В |
Ростовской |
||
области объем услуг, потребляемых городским жителем, в |
1970 |
г. |
|||
.составил 22 руб. 32 коп. в год, а на селе — 10 руб. 70 коп. |
|
Известно, что Директивы XXIV съезда КПСС предусматрива ют еще более высокие темпы развития этой отрасли в текущем пятилетии.
Увеличилась рентабельность услуг, оказываемых предприятия ми Министерства бытового обслуживания РСФСР. Заметим, что рентабельность здесь определяется как отношение прибыли к се бестоимости. Это связано с большой трудоемкостью; услуг данной
•отрасли: заработная плата в общих затратах на оказание услуг занимает от 20 до 60%. В этих условиях исчисление рентабельно сти, принятое в промышленности, не отражало бы эффективности затрат живого труда, доля которого, как мы видим,: здесь очень велика. Кроме того, использование показателя рентабельности, исчисленного как отношение прибыли к производственным фон дам (а он является не только показателем оценки деятельности предприятия, но и фондообразующим, в зависимость от которого ставится величина поощрительных фондов), сдерживало бы рост
.фондовооруженности труда в данной отрасли. Это недопустимо, особенно если учесть, что в сфере бытовых услуг существует зна
чительное число предприятий, расположенных в |
арендованных |
||
помещениях, с устаревшим оборудованием. |
услуг состави |
||
В целом по РСФСР |
рентабельность |
бытовых |
|
ла: в 1965 г. — 3,5%, в |
1967 г. — 5,2%, в |
1970 г. — 9,4%. Харак |
теристика рентабельности различных видов бытовых услуг пред ставлена в таблице.
Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет сделать не которые выводы. В целом рентабельность услуг по предприятиям бытового обслуживания РСФСР за указанные годы возросла на 5,9 пункта и в 1970 г. достигла наибольшего уровня по сравнению со всеми предшествующими годами.
Уровень рентабельности различных видов услуг различается весьма существенно. По этому показателю можно выделить три группы услуг: услуги с рентабельностью выше среднего, уровня, ниже него и убыточные услуги. К первым, как показывает табли-
52
|
|
|
|
Уровень рентабельности бытовых услуг |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
за |
1965—1970 гг. в |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РСФСР |
|
|
Ростовская |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
обл. |
|||
|
Виды обслуживания |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
1965 |
1967 |
|
1970 |
1967 |
1970 |
Ремонт швейных, меховых и |
|
|
|
|
|
|
|||||
кожаных |
изделий, |
головных |
|
|
|
|
|
|
|||
уборов и |
изделий |
|
текстильной |
— 3,4 |
— 0,8 |
|
2,3 |
— 0,4 |
4,3 |
||
галантереи |
|
|
|
|
|||||||
Индивидуальный пошив швей |
— 5,2 |
— 3,0 |
|
0,03 |
3,8 |
1,2 |
|||||
ных изделий |
|
|
|
|
|||||||
Ремонт |
обуви |
|
|
|
2Д |
6,3 |
|
7,6 |
6,5 |
14,3 |
|
Ремонт металлоизделий, бы |
21,0 |
13,3 |
|
18,1 |
. 14,3 |
13,2 |
|||||
товых машин и приборов |
обу |
|
|||||||||
Индивидуальный |
пошив |
10,0 |
13,8 |
|
18,6 |
11,7 |
19,4 |
||||
ви |
|
и изготовление |
ме |
|
|||||||
Ремонт |
6,1 |
5,5 |
|
7,7 |
___ |
_ |
|||||
бели |
по |
заказам |
населения |
|
|||||||
Химчистка и крашение одеж |
9,8 |
12,3 |
|
7,9 |
4,3 |
— 2,1 |
|||||
ды |
|
трикотажных |
изде |
|
|||||||
Ремонт |
17,0 |
9,1 |
|
7,3 |
|
|
|||||
лий |
|
|
|
пошив и |
|
|
|
||||
Индивидуальный |
17,0 |
16,4 |
|
17,6 |
27,3 |
53,2 |
|||||
вязка |
трикотаж, |
изделий |
|
|
|||||||
Стирка |
белья |
прачечными |
0,8 |
6,2 |
|
12,7 |
— |
— 3,3 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Услуги |
бань и |
душей |
|
— 9,1 |
—14,2 |
|
--21,2 |
— |
— |
||
Парикмахерские |
|
услуги |
|
9,8 |
10,0 |
|
9,2 |
20,7 |
21,9 |
||
Услуги фотографий и кино |
34,9 |
35,5 |
|
34,2 |
25,4 |
33,1 |
|||||
лабораторий |
|
|
|
|
|||||||
Ремонт и строительство жи |
— 0,5 |
2,8 |
. |
6,5 . |
5,8 |
3,9 |
|||||
лищ |
по |
заявкам |
населения |
ца, можно отнести индивидуальный пошив обуви, ремонт метал лоизделий и бытовой техники, пошив и вязку трикотажных изде лий, услуги фотографий и кинолабораторий. Ко второй группе относятся услуги по ремонту швейных, меховых и трикотажных из делий, ремонту обуви, химчистке, ремонту и изготовлению мебе ли. Индивидуальный пошив швейных изделий долгое время (вплоть до 1969 г.) в целом по РСФСР был убыточным. В 1970 г. убыточность этого вида услуг была преодолена, но рентабельность еще очень невысока (0,03%)- В прошлые годы убыток этой отрас ли обслуживания колебался от 4 до 16 млн. руб., прибыль в 1970 г. составила 200 тыс. руб. Убыточны услуги бань и душей, но их удельный вес в общем объеме услуг составляет 0,2%.
Анализ уровня рентабельности бытовых услуг в территориаль ном разрезе показывает большую пестроту этого показателя по различным регионам. Это видно и на примере Ростовской облас-
53
тн. Если в целом по РСФСР услуги химчистки и прачечных явля ются рентабельными, то по нашей области они убыточны. Ниже среднереспубликанского уровень рентабельности услуг по ремон ту металлоизделий и бытовой техники (18,1% и 13,2% соответст венно), по ремонту и строительству жилищ (6,5% и 3,9%)- По многим видам услуг рентабельность в Ростовской области превы шает среднереспубликанский показатель: по индивидуальному по шиву одежды — в 40 раз, по индивидуальному пошиву обуви — почти в 2 раза, по пошиву и вязке трикотажных изделий — в 3 раза, по услугам парикмахерских — в 2,4 раза.
Даже в пределах одного, сравнительно узкого региона (Крас нодарский и Ставропольский края и Ростовская область), рента бельность по разным видам услуг отличается весьма существен но. Так, в 1970 г. по ремонту обуви этот показатель колебался ог 4,2% в Краснодарском крае до 14,3% в Ростовской области, по индивидуальному пошиву швейных изделий — от 0,04% в Красно дарском крае до 8,3% в Ставропольском крае, по химчистке и крашению одежды — от —2,1% по Ростовской обл. до 8,3% в Краснодарском крае. По услугам парикмахерских уровень рен табельности в 1970 г. в Ростовской области (21,9%) был не толь ко выше среднего по РСФСР, но и превышал аналогичный пока затель во всех областях республики, за исключением Свердлов ской (23,6%).
При оценке уровня и динамики рентабельности различных ви дов бытовых услуг весьма важно учесть, что существующая прак тика исчисления рентабельности нередко искажает истинную кар тину результативности работы предприятий бытового обслужива ния. Это связано с тем, что по таким видам бытовых услуг, как ремонт бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление мебе ли, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств и др., в статистической отчетности по форме 1 СП (быт) дана пол ная себестоимость работ с учетом материалов, узлов, деталей. Па другим видам услуг — пошив одежды, вязка трикотажных изде лий и т. п. — оценка производится по стоимости обработки, т. е. без учета стоимости израсходованных материалов. Такой подход к определению показателя рентабельности как отношения прибы ли к себестоимости, исчисленной разным способом, дает весьма различную величину названного показателя. Вот пример. Если по
данным отчета по форме № 1 |
СП (быт) |
рентабельность |
услуг |
||
по ремонту домашних машин |
и приборов |
составляет 13,3% |
(при |
||
быль по отношению |
к полной |
себестоимости), то исчисленная как |
|||
отношение прибыли |
к стоимости обработки она |
составит |
20% |
||
(почти в 1,5 раза выше). Рентабельность |
услуг по |
ремонту |
мебе |
54
ли составит ^ответственно 6 и 10,1%, по ремонту квартир — 6,7
и 10,2% >.
Поэтому весьма важно унифицировать методы определения рен табельности услуг по разным их видам. На наш взгляд, и выруч ку от реализации услуг (плановую и фактическую), и себестои мость следует определять по стоимости обработки, ибо стоимость основных материалов, узлов и деталей не отражает результаты труда предприятий службы быта.
Несколько слов о факторах, определяющих рентабельность производства отдельных видов услуг и бытового обслуживания в целом. Среди них можно выделить группу факторов, общих как для промышленного производства, так и для производства быто вых услуг, и оказывающих влияние на рост рентабельности через снижение себестоимости. К ним относятся: механизация произ водственных процессов, концентрация и специализация производ ства, внедрение передовой технологии и т. д. Есть и другая груп па факторов, приобретающих особое значение прежде всего для анализируемой сферы.
Рентабельность предприятий бытового обслуживания сущест венно зависит от удельного веса различного рода услуг и продук ции в общем объеме их работы. Известно, что деятельность пред приятий службы быта неоднородна: это, с одной стороны, обслу живание непосредственно населения, а с другой стороны, услуги, предоставляемые организациям, а также производство массовой продукции. Обслуживать организации и учреждения, производить массовую продукцию для предприятий бытового обслуживания более выгодно, чем предоставлять услуги только населению, по скольку индивидуальный характер этого рода услуг определяет более высокую их себестоимость, а отсюда — более низкую рен табельность.
В 1969 г. в целом, по РСФСР производство промышленной продукции, а также работ и услуг для организаций на предприя
тиях службы быта составило почти 30% |
от общего объема работ, |
а полученная прибыль от этого вида |
деятельности составила |
57% всей прибыли. Значит, работы по обслуживанию населения, составляющие 70% в общем объеме работ, обеспечили лишь 43% прибыли1.2 Иначе говоря, 30% всего объема работ принесли почти в 1,5 раза больше прибыли, чем 70% работ по обслуживанию на селения. Таким образом, существует вполне определенная зависи
мость между долей услуг для |
населения и уровнем рентабельнос |
1 См.: «Методические указания |
о порядке разработки и утверждения цен |
и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями бытового обслуживания на селения». М„ Прейскурантнздат, 1970, стр. 48—49.
2 См.: М. |
Г. Р о з е . Порядок установления цен на услуги, оказываемые |
предприятиями |
бытового обслуживания. М., 1971, стр. 49. |
55
ти всей деятельности предприятий. С увеличением этой доли рен табельность снижается, и, наоборот, чем меньше объем услуг, оказываемых населению, тем выгоднее это для предприятий служ бы быта. *Это создает заинтересованность предприятий бытового обслуживания в выполнении работ, не соответствующих их функ циональному назначению.
На уровень рентабельности оказывает влияние и различное со отношение отдельных видов услуг для населения, поскольку для них характерен, как мы видели из таблицы, разный уровень рен табельности. Иными словами, речь идет о проблеме «ассортимен та» услуг — проблеме, которая имеет место и в промышленности, но в сфере услуг приобретает особое значение. Специфика услуг состоит в их невзаимозаменяемости. Если спрос на какой-либо то вар не удовлетворяется, он может быть, как правило, направлен на другой вид товара. В услугах другое дело. Потребность в стирке белья нельзя удовлетворить предложением отремонтиро вать обувь, или спрос на химчистку одежды — услугами фото графий. Поэтому соответствие предложения услуг общественной потребности в них, особенно при все возрастающей экономической и социальной значимости услуг в условиях развитого социализма., приобретает особую важность.
Степень |
выгодности услуг во многом опеределяется уровнем та |
рифов на |
них. Тарифы на многие коммунальные и бытовые услуги до |
сих пор устанавливаются децентрализованно. При этом диапазон ко лебаний цен (тарифов) весьма велик. Так, по ценам на услуги па рикмахерских колебания составляют (от средней по СССР) от 129,8% в Эстонской ССР до 63,1% в Армянской ССР. Весьма ве лики колебания тарифов и в пределах названных услуг по отдель ным их видам. К примеру, тариф на женскую стрижку в Армении
и |
Грузии составляет 45,4% к среднесоюзному уровню, |
а в Литве |
и |
Эстонии — 151,5%, в соседней с ними Латвии — |
121,2%, в; |
РСФСР — также 121,2% ’. При этом нередко наблюдается стрем ление ряда ведомственных организаций «поднять» рентабельность услуг, выполнить план по их реализации не за счет укрупнения предприятий, увеличения сменности, механизации работ и т. п., а другим, более легким способом — прямым повышением уровня действующих цен. Весьма образно писал об этом в «Литератур ной газете» А. Рубинов: «Раньше нормальный мужчина, не франт, не пижон, платил от 19 коп. до полтинника, а сейчас, если вы, си дя в парикмахерском кресле, укрытые белым пеньюаром, не про
явите должной бдительности, «ремонт» головы |
обойдется вам в |
|
два—три рубля» 21. |
|
|
1 См.: «Вопросы |
ценообразования». Вып. 3. М., 1971, |
стр. 117—118. |
2 «Литературная |
газета», 1971, № 21. |
, |
56