Файл: Вопросы эффективности общественного производства [сборник]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

.дов услуг предприятий бытового обслуживания РСФСР и Ростов­

ской области

за 1965—70 гг.

;

'

Развитие

бытового обслуживания в РСФСР

характеризуется

.заметным количественным ростом и некоторым улучшением каче­ ственных показателей работы. В 1970 г. общий объем оказанных населению РСФСР услуг возрос по сравнению с 1965 г. в 1,6 ра­

за, а на душу населения увеличился с 8 руб. в 1965 г.

до

17 руб.

в 1970 г. В целом по СССР этот показатель составил

в

1970

г.

16 руб. Наиболее высоким

он был в Литовской,

Латвийской

и

.Эстонской ССР (21, 31, 26

руб. соответственно).

В

Ростовской

области объем услуг, потребляемых городским жителем, в

1970

г.

.составил 22 руб. 32 коп. в год, а на селе — 10 руб. 70 коп.

 

Известно, что Директивы XXIV съезда КПСС предусматрива­ ют еще более высокие темпы развития этой отрасли в текущем пятилетии.

Увеличилась рентабельность услуг, оказываемых предприятия­ ми Министерства бытового обслуживания РСФСР. Заметим, что рентабельность здесь определяется как отношение прибыли к се­ бестоимости. Это связано с большой трудоемкостью; услуг данной

•отрасли: заработная плата в общих затратах на оказание услуг занимает от 20 до 60%. В этих условиях исчисление рентабельно­ сти, принятое в промышленности, не отражало бы эффективности затрат живого труда, доля которого, как мы видим,: здесь очень велика. Кроме того, использование показателя рентабельности, исчисленного как отношение прибыли к производственным фон­ дам (а он является не только показателем оценки деятельности предприятия, но и фондообразующим, в зависимость от которого ставится величина поощрительных фондов), сдерживало бы рост

.фондовооруженности труда в данной отрасли. Это недопустимо, особенно если учесть, что в сфере бытовых услуг существует зна­

чительное число предприятий, расположенных в

арендованных

помещениях, с устаревшим оборудованием.

услуг состави­

В целом по РСФСР

рентабельность

бытовых

ла: в 1965 г. — 3,5%, в

1967 г. — 5,2%, в

1970 г. — 9,4%. Харак­

теристика рентабельности различных видов бытовых услуг пред­ ставлена в таблице.

Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет сделать не­ которые выводы. В целом рентабельность услуг по предприятиям бытового обслуживания РСФСР за указанные годы возросла на 5,9 пункта и в 1970 г. достигла наибольшего уровня по сравнению со всеми предшествующими годами.

Уровень рентабельности различных видов услуг различается весьма существенно. По этому показателю можно выделить три группы услуг: услуги с рентабельностью выше среднего, уровня, ниже него и убыточные услуги. К первым, как показывает табли-

52


 

 

 

 

Уровень рентабельности бытовых услуг

 

 

 

 

 

 

 

за

1965—1970 гг. в

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РСФСР

 

 

Ростовская

 

 

 

 

 

 

 

 

обл.

 

Виды обслуживания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1965

1967

 

1970

1967

1970

Ремонт швейных, меховых и

 

 

 

 

 

 

кожаных

изделий,

головных

 

 

 

 

 

 

уборов и

изделий

 

текстильной

— 3,4

— 0,8

 

2,3

— 0,4

4,3

галантереи

 

 

 

 

Индивидуальный пошив швей­

— 5,2

— 3,0

 

0,03

3,8

1,2

ных изделий

 

 

 

 

Ремонт

обуви

 

 

 

6,3

 

7,6

6,5

14,3

Ремонт металлоизделий, бы­

21,0

13,3

 

18,1

. 14,3

13,2

товых машин и приборов

обу­

 

Индивидуальный

пошив

10,0

13,8

 

18,6

11,7

19,4

ви

 

и изготовление

ме­

 

Ремонт

6,1

5,5

 

7,7

___

_

бели

по

заказам

населения

 

Химчистка и крашение одеж­

9,8

12,3

 

7,9

4,3

— 2,1

ды

 

трикотажных

изде­

 

Ремонт

17,0

9,1

 

7,3

 

 

лий

 

 

 

пошив и

 

 

 

Индивидуальный

17,0

16,4

 

17,6

27,3

53,2

вязка

трикотаж,

изделий

 

 

Стирка

белья

прачечными

0,8

6,2

 

12,7

— 3,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Услуги

бань и

душей

 

— 9,1

—14,2

 

--21,2

Парикмахерские

 

услуги

 

9,8

10,0

 

9,2

20,7

21,9

Услуги фотографий и кино­

34,9

35,5

 

34,2

25,4

33,1

лабораторий

 

 

 

 

Ремонт и строительство жи­

— 0,5

2,8

.

6,5 .

5,8

3,9

лищ

по

заявкам

населения

ца, можно отнести индивидуальный пошив обуви, ремонт метал­ лоизделий и бытовой техники, пошив и вязку трикотажных изде­ лий, услуги фотографий и кинолабораторий. Ко второй группе относятся услуги по ремонту швейных, меховых и трикотажных из­ делий, ремонту обуви, химчистке, ремонту и изготовлению мебе­ ли. Индивидуальный пошив швейных изделий долгое время (вплоть до 1969 г.) в целом по РСФСР был убыточным. В 1970 г. убыточность этого вида услуг была преодолена, но рентабельность еще очень невысока (0,03%)- В прошлые годы убыток этой отрас­ ли обслуживания колебался от 4 до 16 млн. руб., прибыль в 1970 г. составила 200 тыс. руб. Убыточны услуги бань и душей, но их удельный вес в общем объеме услуг составляет 0,2%.

Анализ уровня рентабельности бытовых услуг в территориаль­ ном разрезе показывает большую пестроту этого показателя по различным регионам. Это видно и на примере Ростовской облас-

53


тн. Если в целом по РСФСР услуги химчистки и прачечных явля­ ются рентабельными, то по нашей области они убыточны. Ниже среднереспубликанского уровень рентабельности услуг по ремон­ ту металлоизделий и бытовой техники (18,1% и 13,2% соответст­ венно), по ремонту и строительству жилищ (6,5% и 3,9%)- По многим видам услуг рентабельность в Ростовской области превы­ шает среднереспубликанский показатель: по индивидуальному по­ шиву одежды — в 40 раз, по индивидуальному пошиву обуви — почти в 2 раза, по пошиву и вязке трикотажных изделий — в 3 раза, по услугам парикмахерских — в 2,4 раза.

Даже в пределах одного, сравнительно узкого региона (Крас­ нодарский и Ставропольский края и Ростовская область), рента­ бельность по разным видам услуг отличается весьма существен­ но. Так, в 1970 г. по ремонту обуви этот показатель колебался ог 4,2% в Краснодарском крае до 14,3% в Ростовской области, по индивидуальному пошиву швейных изделий — от 0,04% в Красно­ дарском крае до 8,3% в Ставропольском крае, по химчистке и крашению одежды — от —2,1% по Ростовской обл. до 8,3% в Краснодарском крае. По услугам парикмахерских уровень рен­ табельности в 1970 г. в Ростовской области (21,9%) был не толь­ ко выше среднего по РСФСР, но и превышал аналогичный пока­ затель во всех областях республики, за исключением Свердлов­ ской (23,6%).

При оценке уровня и динамики рентабельности различных ви­ дов бытовых услуг весьма важно учесть, что существующая прак­ тика исчисления рентабельности нередко искажает истинную кар­ тину результативности работы предприятий бытового обслужива­ ния. Это связано с тем, что по таким видам бытовых услуг, как ремонт бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление мебе­ ли, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств и др., в статистической отчетности по форме 1 СП (быт) дана пол­ ная себестоимость работ с учетом материалов, узлов, деталей. Па другим видам услуг — пошив одежды, вязка трикотажных изде­ лий и т. п. — оценка производится по стоимости обработки, т. е. без учета стоимости израсходованных материалов. Такой подход к определению показателя рентабельности как отношения прибы­ ли к себестоимости, исчисленной разным способом, дает весьма различную величину названного показателя. Вот пример. Если по

данным отчета по форме № 1

СП (быт)

рентабельность

услуг

по ремонту домашних машин

и приборов

составляет 13,3%

(при­

быль по отношению

к полной

себестоимости), то исчисленная как

отношение прибыли

к стоимости обработки она

составит

20%

(почти в 1,5 раза выше). Рентабельность

услуг по

ремонту

мебе­

54


ли составит ^ответственно 6 и 10,1%, по ремонту квартир — 6,7

и 10,2% >.

Поэтому весьма важно унифицировать методы определения рен­ табельности услуг по разным их видам. На наш взгляд, и выруч­ ку от реализации услуг (плановую и фактическую), и себестои­ мость следует определять по стоимости обработки, ибо стоимость основных материалов, узлов и деталей не отражает результаты труда предприятий службы быта.

Несколько слов о факторах, определяющих рентабельность производства отдельных видов услуг и бытового обслуживания в целом. Среди них можно выделить группу факторов, общих как для промышленного производства, так и для производства быто­ вых услуг, и оказывающих влияние на рост рентабельности через снижение себестоимости. К ним относятся: механизация произ­ водственных процессов, концентрация и специализация производ­ ства, внедрение передовой технологии и т. д. Есть и другая груп­ па факторов, приобретающих особое значение прежде всего для анализируемой сферы.

Рентабельность предприятий бытового обслуживания сущест­ венно зависит от удельного веса различного рода услуг и продук­ ции в общем объеме их работы. Известно, что деятельность пред­ приятий службы быта неоднородна: это, с одной стороны, обслу­ живание непосредственно населения, а с другой стороны, услуги, предоставляемые организациям, а также производство массовой продукции. Обслуживать организации и учреждения, производить массовую продукцию для предприятий бытового обслуживания более выгодно, чем предоставлять услуги только населению, по­ скольку индивидуальный характер этого рода услуг определяет более высокую их себестоимость, а отсюда — более низкую рен­ табельность.

В 1969 г. в целом, по РСФСР производство промышленной продукции, а также работ и услуг для организаций на предприя­

тиях службы быта составило почти 30%

от общего объема работ,

а полученная прибыль от этого вида

деятельности составила

57% всей прибыли. Значит, работы по обслуживанию населения, составляющие 70% в общем объеме работ, обеспечили лишь 43% прибыли1.2 Иначе говоря, 30% всего объема работ принесли почти в 1,5 раза больше прибыли, чем 70% работ по обслуживанию на­ селения. Таким образом, существует вполне определенная зависи­

мость между долей услуг для

населения и уровнем рентабельнос­

1 См.: «Методические указания

о порядке разработки и утверждения цен

и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями бытового обслуживания на­ селения». М„ Прейскурантнздат, 1970, стр. 48—49.

2 См.: М.

Г. Р о з е . Порядок установления цен на услуги, оказываемые

предприятиями

бытового обслуживания. М., 1971, стр. 49.

55


ти всей деятельности предприятий. С увеличением этой доли рен­ табельность снижается, и, наоборот, чем меньше объем услуг, оказываемых населению, тем выгоднее это для предприятий служ­ бы быта. *Это создает заинтересованность предприятий бытового обслуживания в выполнении работ, не соответствующих их функ­ циональному назначению.

На уровень рентабельности оказывает влияние и различное со­ отношение отдельных видов услуг для населения, поскольку для них характерен, как мы видели из таблицы, разный уровень рен­ табельности. Иными словами, речь идет о проблеме «ассортимен­ та» услуг — проблеме, которая имеет место и в промышленности, но в сфере услуг приобретает особое значение. Специфика услуг состоит в их невзаимозаменяемости. Если спрос на какой-либо то­ вар не удовлетворяется, он может быть, как правило, направлен на другой вид товара. В услугах другое дело. Потребность в стирке белья нельзя удовлетворить предложением отремонтиро­ вать обувь, или спрос на химчистку одежды — услугами фото­ графий. Поэтому соответствие предложения услуг общественной потребности в них, особенно при все возрастающей экономической и социальной значимости услуг в условиях развитого социализма., приобретает особую важность.

Степень

выгодности услуг во многом опеределяется уровнем та­

рифов на

них. Тарифы на многие коммунальные и бытовые услуги до

сих пор устанавливаются децентрализованно. При этом диапазон ко­ лебаний цен (тарифов) весьма велик. Так, по ценам на услуги па­ рикмахерских колебания составляют (от средней по СССР) от 129,8% в Эстонской ССР до 63,1% в Армянской ССР. Весьма ве­ лики колебания тарифов и в пределах названных услуг по отдель­ ным их видам. К примеру, тариф на женскую стрижку в Армении

и

Грузии составляет 45,4% к среднесоюзному уровню,

а в Литве

и

Эстонии — 151,5%, в соседней с ними Латвии —

121,2%, в;

РСФСР — также 121,2% ’. При этом нередко наблюдается стрем­ ление ряда ведомственных организаций «поднять» рентабельность услуг, выполнить план по их реализации не за счет укрупнения предприятий, увеличения сменности, механизации работ и т. п., а другим, более легким способом — прямым повышением уровня действующих цен. Весьма образно писал об этом в «Литератур­ ной газете» А. Рубинов: «Раньше нормальный мужчина, не франт, не пижон, платил от 19 коп. до полтинника, а сейчас, если вы, си­ дя в парикмахерском кресле, укрытые белым пеньюаром, не про­

явите должной бдительности, «ремонт» головы

обойдется вам в

два—три рубля» 21.

 

1 См.: «Вопросы

ценообразования». Вып. 3. М., 1971,

стр. 117—118.

2 «Литературная

газета», 1971, № 21.

,

56