Файл: Вопросы эффективности общественного производства [сборник]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
'использоваться в интересах укрепления планового руководства :народным хозяйством и развития инициативы предприятий и объ единений на началах хозяйственного расчета. Товарно-денежные отношения у нас имеют новое, присущее социализму содержание»1.
Одним из направлений, активно влияющих на повышение экснюмической эффективности общественного производства, является
•совершенствование распределения и обмена предметов личного по требления.
Когда речь идет о повышении жизненного уровня населения, как главной задачи текущей пятилетки и в перспективе, то следует иметь в виду не только появившуюся для этого возможность, но и экономическую необходимость в росте благосостояния людей как важнейшего условия развития личного фактора производства — ра бочей силы — главной производительной силы общества, без чего невозможно дальнейшее ускоренное развитие производства. На
повышение эффективности личного фактора производства влияют рост доходов, развитие сферы услуг, увеличение товарооборота и др. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии гово рится, что «современное производство предъявляет быстрорасту щие требования не к одним лишь машинам, технике, но и прежде всего к самим работникам, к тем, кто эти машины создает и этой техникой управляет. Специальные знания, высокая профессиональ ная подготовка, общая культура человека превращаются в обязазательное условие успешного труда все более широких слоев ра ботников. Но все это в значительной мере зависит от уровня жизни, от того, насколько полно могут быть удовлетворены мате риальные и духовные потребности» 2.
Вместе с тем необходимость повышения эффективности личного фактора производства требует совершенствования механизма рас пределения и обмена. Известно, что закон распределения по труду реализуется главным образом через заработную плату. Следова тельно, практическое осуществление этого закона в условиях то варно-денежных отношений невозможно без рынка, ибо здесь, на рынке, посредством заработной платы происходит удовлетворение потребностей населения в предметах потребления. И если учесть, что и в девятой пятилетке главной формой повышения доходов населения будет повышение зарплаты (за счет повышения оплаты груда намечается обеспечить три четверти всего прироста реальных доходов населения), то это требует дальнейшего совершенствова ния товарно-денежных, рыночных отношений.
Рост денежных доходов населения в девятой пятилетке не ис черпывается повышением размеров заработной платы. Расширя ются налоговые льготы, выплаты из общественных фондов потреб
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 169. 2 Т а м ж е, стр. 41.
■42
ления. Всего денежные доходы населения в 1975 г. возрастут псу сравнению с 1970 г. на 78 млрд. руб.
Но увеличение денежных доходов населения влечет за собой рост платежеспособного спроса, проявляемого на рынке, в связи с чем партия и правительство уделяют большое внимание реали зации этих возросших денежных доходов. «Центральный Комитет считает, — говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС съезду, — что особое значение приобретает сегодня также задача обеспече ния растущего платежеспособного спроса населения продовольст венными и промышленными товарами, а также услугами» *. При росте денежных доходов населения на 40% продажа товаров на селению возрастет на 41,8%, а объем платных услуг — на 47%.
В этом проявляется преимущество социалистической системы хозяйства, при которой общество сознательно планирует и прак тически осуществляет мероприятия по определению с помощью балансов денежных доходов и расходов платежеспособного спро са, а с помощью объема и структуры производства — предложе ние товаров на рынке. Тем самым механизм внутреннего рынка, и прежде всего соотношение между спросом и предложением, ре гулируется планомерно. Этому в значительной степени способст вует проводимая с 1965 г. хозяйственная реформа, которая вне сла существенные изменения в порядок планирования производства товаров и во взаимоотношения между предприятиями и торгу ющими организациями, что в конечном счете активно влияет на: совершенствование распределения и обмена.
Насыщение рынка предметами потребления должно быть обес печено путем ускоренного развития всех отраслей народного хо зяйства. На основе тяжелой промышленности будут развиваться сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность. Помимо' этого, перед тяжелой промышленностью поставлена задача рас ширить непосредственно на ее предприятиях производство това ров народного потребления. Что касается легкой, пищевой, мясо молочной и рыбной промышленности, то для их развития выде лено 22,7 млрд. руб. Все это позволит в течение пятилетки уве личить выпуск товаров массового спроса по сравнению с 1970 г. в 1,9 раза. В целом объем продукции легкой промышленности увеличится на 35—40%, пищевой, мясо-молочной и рыбной — на
33—35%.
В этой связи Центральный Комитет партии и Совет Министров
СССР в соответствии с решениями XXIV съезда КПСС в целях более полного удовлетворения потребностей населения приняли развернутые постановления «О мерах по обеспечению дальнейше го развития производства товаров массового, спроса» и «О разви
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 44.
43
тии производственно-технической базы мясной и молочной промы шленности», в которых определены конкретные мероприятия по развитию производства товаров в этих отраслях промышленности.
Дополнительное насыщение рынка потребительскими товара ми для населения будет осуществляться и за счет некоторого опе режения темпов роста группы Б, производящих предметы потреб ления. В результате возросшего уровня нашей экономики стало возможным определить на девятую пятилетку рост производства средств производства на 46,3%, а выпуск предметов потребления
— на 48,6%- Это положительно скажется на одном из важнейших показателей благосостояния — товарообороте розничной торгов ли, который вырастет за пятилетку на 41,8%.
Особое внимание XXIV съезд партии уделил вопросу качества товаров народного потребления. «Задача состоит не только в том,
— отмечал А. Н. Косыгин, — чтобы суммарно покрыть покупа тельский спрос, главное, какие товары найдет покупатель в мага зинах, насколько он будет удовлетворен их разнообразием и ка чеством» *.
Об этом же А. Н. Косыгин вновь говорил на третьей Сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва, указывая, что торгу ющие организации и предприятия-изготовители столкнутся с серь езными трудностями в сбыте продукции, если ими не будут при няты меры к выпуску продукции высокого качества. Практика полностью подтверждает справедливость этих слов: нередко на складах скапливаются отдельные товары, не находящие спроса со стороны покупателей.
Повышенная ответственность предприятий и торгующих орга низаций за реализацию готовой продукции требует более внима тельного отношения к взаимосвязи предложения и спроса, и пре жде всего, необходимо тщательно изучать потребительский спрос, оперативно реагировать на все его изменения. В связи с этим на съезде указывалось об усилении ответственности торгующих ор ганизаций за правильное определение заказов, предъявляемых промышленности, за своевременное доведение товаров до потре бителя. Промышленность, в свою очередь, должна воздействовать на спрос населения, выпуская новые, более совершенные товары.
В этой связи с 1972 г. организован выпуск для предприятий и торгующих организаций информационного бюллетеня в целях си стематического освещения в нем вопросов состояния производства товаров народного потребления и удовлетворения потребности в них торгующих организаций (в территориальном разрезе), а так же с целью информации о лучших образцах новых товаров, поль зующихся повышенным спросом у населения, и о товарах, снима
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 179.
44
емых с производства. Решительно пресекаются факты снятия с производства или сокращения выпуска товаров, пользующихся спросом у населения. Оценка выполнения предприятиями плана реализации продукции будет производиться в зависимости от вы полнения обязательств по поставке товаров народного потребле ния, комплектующих изделий, узлов и деталей к ним :в номенкла туре, предусмотренной заключенными договорами. Рекомендуется активнее организовывать оптовые ярмарки, способствующие опе ративному реагированию производства на изменение спроса.
XXIV съездом КПСС серьезное внимание уделено обеспечению в текущей пятилетке стабильности государственных розничных цен, в то же время на отдельные виды товаров, по мере накопления товарных ресурсов, цены будут снижаться. Естественно, что все эти мероприятия, влияющие на совершенствование распределения, обмена и потребления, активно скажутся на повышении эффек тивности производства.
Другим направлением, влияющим на повышение эффективно сти общественного производства, является совершенствование ма териально-технического снабжения. Материально-техническое снабжение — это рынок средств производства, характерной чер той которого является планомерная организация распределения и обмена и взаимосвязи между производством и производитель ным потребителем. И здесь еще не исчерпаны резервы по повы шению эффективности самого производства. XXIV съезд, отмечая значение планомерно организованного материально-технического снабжения, в целях его дальнейшего развития предусматривает совершенствование распределения средств производства с помо щью как экономических, так и организационно-технических мер.
К этим мерам относятся планомерное развитие экономически целесообразных прямых длительных хозрасчетных связей между предприятиями, совершенствование научных методов управления и широкого внедрения электронно-вычислительной техники, укреп ление материально-технической базы снабженческо-бытовых орга низаций и их рациональное размещение, расширение хозрасчет ных взаимоотношений между предприятиями и организациями снабжения и сбыта, а также между главными управлениями (объ единениями) промышленных министерств и органами снабжения и сбыта.
Как мы видим, все эти меры направлены на дальнейшее со вершенствование планового распределения и обмена средств про изводства, для чего более активно используются товарно-денеж ные, рыночные отношения. Это подтверждается еще; и тем, что в системе материально-технического снабжения расширяется и воз растает роль оптовой торговли, диктуемая возросшим уровнем специализации производства, развитием общественного разделе
45
ния труда, научно-технической революции, а также дальнейшим повышением и совершенствованием уровня хозрасчетной деятель’ ноети предприятий.
Фондирование материально-технического снабжения, обуслов ленное временной дефицитностью, порождает определенные труд ности, ослабляющие действенность хозрасчетных отношений. По мере развития производства возрастает возможность совершенст вования механизма распределения и обмена средств производства, усиливая тем самым экономическое стимулирование. Использова ние же товарно-денежных форм не изменяет сущности планомер ного материально-технического снабжения, а позволяет организо вать материально-техническое снабжение более рационально и эффективно.
Следовательно, речь идет о совершенствовании планомерно ор ганизованной формы товарных связей между предприятиями, по вышении роли экономических рычагов, что активно будет воздей ствовать на производство, на повышение его эффективности. «По мере увеличения ресурсов, — говорил А. Н. Косыгин,— мы смо жем развивать оптовую торговлю средствами производства. Это расширит самостоятельность и инициативу предприятий и объеди нений в выборе рациональных хозяйственных связей, будет спо собствовать экономии материальных ресурсов, улучшению работы и сокращению аппарата снабжения» '.
Уже в 1970 г. в стране работало более 600 оптовых магази нов Госснаба с товарооборотом свыше 1 млрд, руб., объем бес фондовой реализации средств производства посредством рынка заметно расширяется.
Третьим направлением усиления воздействия на эффективность общественного производства является совершенствование распре деления и обмена между двумя секторами общественного хозяй ства — государственного и кооперативно-колхозного.
Курс на интенсификацию сельскохозяйственного производства
положен |
мартовским |
(1965 |
г.) и развит другими |
Пленумами |
||
ЦК КПСС, среди |
которых |
особое значение |
имеет |
июльский |
||
(1970 г.) |
Пленум |
ЦК |
партии, выработавший |
комплексную про |
грамму развития сельского хозяйства. XXIV съезд КПСС одобрил, этот курс, конкретизировал планы развития сельского хозяйства,
подкрепив |
их выделением значительных материальных средств. |
По линии |
государства и колхозов за пятилетку будет вложено око |
ло 129 млрд, руб., т. е. столько, сколько за две предыдущие пя тилетки, вместе взятые. Сельское хозяйство получит много трак
торов, автомобилей, различной сельскохозяйственной |
техники, |
комбикормов, строительных материалов и т. п. Все это |
позволит |
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 171—172. |
|
46