Файл: Вопросы эффективности общественного производства [сборник]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

'использоваться в интересах укрепления планового руководства :народным хозяйством и развития инициативы предприятий и объ­ единений на началах хозяйственного расчета. Товарно-денежные отношения у нас имеют новое, присущее социализму содержание»1.

Одним из направлений, активно влияющих на повышение экснюмической эффективности общественного производства, является

совершенствование распределения и обмена предметов личного по­ требления.

Когда речь идет о повышении жизненного уровня населения, как главной задачи текущей пятилетки и в перспективе, то следует иметь в виду не только появившуюся для этого возможность, но и экономическую необходимость в росте благосостояния людей как важнейшего условия развития личного фактора производства — ра­ бочей силы — главной производительной силы общества, без чего невозможно дальнейшее ускоренное развитие производства. На

повышение эффективности личного фактора производства влияют рост доходов, развитие сферы услуг, увеличение товарооборота и др. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии гово­ рится, что «современное производство предъявляет быстрорасту­ щие требования не к одним лишь машинам, технике, но и прежде всего к самим работникам, к тем, кто эти машины создает и этой техникой управляет. Специальные знания, высокая профессиональ­ ная подготовка, общая культура человека превращаются в обязазательное условие успешного труда все более широких слоев ра­ ботников. Но все это в значительной мере зависит от уровня жизни, от того, насколько полно могут быть удовлетворены мате­ риальные и духовные потребности» 2.

Вместе с тем необходимость повышения эффективности личного фактора производства требует совершенствования механизма рас­ пределения и обмена. Известно, что закон распределения по труду реализуется главным образом через заработную плату. Следова­ тельно, практическое осуществление этого закона в условиях то­ варно-денежных отношений невозможно без рынка, ибо здесь, на рынке, посредством заработной платы происходит удовлетворение потребностей населения в предметах потребления. И если учесть, что и в девятой пятилетке главной формой повышения доходов населения будет повышение зарплаты (за счет повышения оплаты груда намечается обеспечить три четверти всего прироста реальных доходов населения), то это требует дальнейшего совершенствова­ ния товарно-денежных, рыночных отношений.

Рост денежных доходов населения в девятой пятилетке не ис­ черпывается повышением размеров заработной платы. Расширя­ ются налоговые льготы, выплаты из общественных фондов потреб­

1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 169. 2 Т а м ж е, стр. 41.

■42


ления. Всего денежные доходы населения в 1975 г. возрастут псу сравнению с 1970 г. на 78 млрд. руб.

Но увеличение денежных доходов населения влечет за собой рост платежеспособного спроса, проявляемого на рынке, в связи с чем партия и правительство уделяют большое внимание реали­ зации этих возросших денежных доходов. «Центральный Комитет считает, — говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС съезду, — что особое значение приобретает сегодня также задача обеспече­ ния растущего платежеспособного спроса населения продовольст­ венными и промышленными товарами, а также услугами» *. При росте денежных доходов населения на 40% продажа товаров на­ селению возрастет на 41,8%, а объем платных услуг — на 47%.

В этом проявляется преимущество социалистической системы хозяйства, при которой общество сознательно планирует и прак­ тически осуществляет мероприятия по определению с помощью балансов денежных доходов и расходов платежеспособного спро­ са, а с помощью объема и структуры производства — предложе­ ние товаров на рынке. Тем самым механизм внутреннего рынка, и прежде всего соотношение между спросом и предложением, ре­ гулируется планомерно. Этому в значительной степени способст вует проводимая с 1965 г. хозяйственная реформа, которая вне­ сла существенные изменения в порядок планирования производства товаров и во взаимоотношения между предприятиями и торгу­ ющими организациями, что в конечном счете активно влияет на: совершенствование распределения и обмена.

Насыщение рынка предметами потребления должно быть обес­ печено путем ускоренного развития всех отраслей народного хо­ зяйства. На основе тяжелой промышленности будут развиваться сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность. Помимо' этого, перед тяжелой промышленностью поставлена задача рас­ ширить непосредственно на ее предприятиях производство това­ ров народного потребления. Что касается легкой, пищевой, мясо­ молочной и рыбной промышленности, то для их развития выде­ лено 22,7 млрд. руб. Все это позволит в течение пятилетки уве­ личить выпуск товаров массового спроса по сравнению с 1970 г. в 1,9 раза. В целом объем продукции легкой промышленности увеличится на 35—40%, пищевой, мясо-молочной и рыбной — на

33—35%.

В этой связи Центральный Комитет партии и Совет Министров

СССР в соответствии с решениями XXIV съезда КПСС в целях более полного удовлетворения потребностей населения приняли развернутые постановления «О мерах по обеспечению дальнейше­ го развития производства товаров массового, спроса» и «О разви­

1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 44.

43


тии производственно-технической базы мясной и молочной промы­ шленности», в которых определены конкретные мероприятия по развитию производства товаров в этих отраслях промышленности.

Дополнительное насыщение рынка потребительскими товара­ ми для населения будет осуществляться и за счет некоторого опе­ режения темпов роста группы Б, производящих предметы потреб­ ления. В результате возросшего уровня нашей экономики стало возможным определить на девятую пятилетку рост производства средств производства на 46,3%, а выпуск предметов потребления

— на 48,6%- Это положительно скажется на одном из важнейших показателей благосостояния — товарообороте розничной торгов­ ли, который вырастет за пятилетку на 41,8%.

Особое внимание XXIV съезд партии уделил вопросу качества товаров народного потребления. «Задача состоит не только в том,

— отмечал А. Н. Косыгин, — чтобы суммарно покрыть покупа­ тельский спрос, главное, какие товары найдет покупатель в мага­ зинах, насколько он будет удовлетворен их разнообразием и ка­ чеством» *.

Об этом же А. Н. Косыгин вновь говорил на третьей Сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва, указывая, что торгу­ ющие организации и предприятия-изготовители столкнутся с серь­ езными трудностями в сбыте продукции, если ими не будут при­ няты меры к выпуску продукции высокого качества. Практика полностью подтверждает справедливость этих слов: нередко на складах скапливаются отдельные товары, не находящие спроса со стороны покупателей.

Повышенная ответственность предприятий и торгующих орга­ низаций за реализацию готовой продукции требует более внима­ тельного отношения к взаимосвязи предложения и спроса, и пре­ жде всего, необходимо тщательно изучать потребительский спрос, оперативно реагировать на все его изменения. В связи с этим на съезде указывалось об усилении ответственности торгующих ор­ ганизаций за правильное определение заказов, предъявляемых промышленности, за своевременное доведение товаров до потре­ бителя. Промышленность, в свою очередь, должна воздействовать на спрос населения, выпуская новые, более совершенные товары.

В этой связи с 1972 г. организован выпуск для предприятий и торгующих организаций информационного бюллетеня в целях си­ стематического освещения в нем вопросов состояния производства товаров народного потребления и удовлетворения потребности в них торгующих организаций (в территориальном разрезе), а так­ же с целью информации о лучших образцах новых товаров, поль­ зующихся повышенным спросом у населения, и о товарах, снима­

1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 179.

44


емых с производства. Решительно пресекаются факты снятия с производства или сокращения выпуска товаров, пользующихся спросом у населения. Оценка выполнения предприятиями плана реализации продукции будет производиться в зависимости от вы­ полнения обязательств по поставке товаров народного потребле­ ния, комплектующих изделий, узлов и деталей к ним :в номенкла­ туре, предусмотренной заключенными договорами. Рекомендуется активнее организовывать оптовые ярмарки, способствующие опе­ ративному реагированию производства на изменение спроса.

XXIV съездом КПСС серьезное внимание уделено обеспечению в текущей пятилетке стабильности государственных розничных цен, в то же время на отдельные виды товаров, по мере накопления товарных ресурсов, цены будут снижаться. Естественно, что все эти мероприятия, влияющие на совершенствование распределения, обмена и потребления, активно скажутся на повышении эффек­ тивности производства.

Другим направлением, влияющим на повышение эффективно­ сти общественного производства, является совершенствование ма­ териально-технического снабжения. Материально-техническое снабжение — это рынок средств производства, характерной чер­ той которого является планомерная организация распределения и обмена и взаимосвязи между производством и производитель­ ным потребителем. И здесь еще не исчерпаны резервы по повы­ шению эффективности самого производства. XXIV съезд, отмечая значение планомерно организованного материально-технического снабжения, в целях его дальнейшего развития предусматривает совершенствование распределения средств производства с помо­ щью как экономических, так и организационно-технических мер.

К этим мерам относятся планомерное развитие экономически целесообразных прямых длительных хозрасчетных связей между предприятиями, совершенствование научных методов управления и широкого внедрения электронно-вычислительной техники, укреп­ ление материально-технической базы снабженческо-бытовых орга­ низаций и их рациональное размещение, расширение хозрасчет­ ных взаимоотношений между предприятиями и организациями снабжения и сбыта, а также между главными управлениями (объ­ единениями) промышленных министерств и органами снабжения и сбыта.

Как мы видим, все эти меры направлены на дальнейшее со­ вершенствование планового распределения и обмена средств про­ изводства, для чего более активно используются товарно-денеж­ ные, рыночные отношения. Это подтверждается еще; и тем, что в системе материально-технического снабжения расширяется и воз­ растает роль оптовой торговли, диктуемая возросшим уровнем специализации производства, развитием общественного разделе­

45


ния труда, научно-технической революции, а также дальнейшим повышением и совершенствованием уровня хозрасчетной деятель’ ноети предприятий.

Фондирование материально-технического снабжения, обуслов­ ленное временной дефицитностью, порождает определенные труд­ ности, ослабляющие действенность хозрасчетных отношений. По мере развития производства возрастает возможность совершенст­ вования механизма распределения и обмена средств производства, усиливая тем самым экономическое стимулирование. Использова­ ние же товарно-денежных форм не изменяет сущности планомер­ ного материально-технического снабжения, а позволяет организо­ вать материально-техническое снабжение более рационально и эффективно.

Следовательно, речь идет о совершенствовании планомерно ор­ ганизованной формы товарных связей между предприятиями, по­ вышении роли экономических рычагов, что активно будет воздей­ ствовать на производство, на повышение его эффективности. «По мере увеличения ресурсов, — говорил А. Н. Косыгин,— мы смо­ жем развивать оптовую торговлю средствами производства. Это расширит самостоятельность и инициативу предприятий и объеди­ нений в выборе рациональных хозяйственных связей, будет спо­ собствовать экономии материальных ресурсов, улучшению работы и сокращению аппарата снабжения» '.

Уже в 1970 г. в стране работало более 600 оптовых магази­ нов Госснаба с товарооборотом свыше 1 млрд, руб., объем бес­ фондовой реализации средств производства посредством рынка заметно расширяется.

Третьим направлением усиления воздействия на эффективность общественного производства является совершенствование распре­ деления и обмена между двумя секторами общественного хозяй­ ства — государственного и кооперативно-колхозного.

Курс на интенсификацию сельскохозяйственного производства

положен

мартовским

(1965

г.) и развит другими

Пленумами

ЦК КПСС, среди

которых

особое значение

имеет

июльский

(1970 г.)

Пленум

ЦК

партии, выработавший

комплексную про­

грамму развития сельского хозяйства. XXIV съезд КПСС одобрил, этот курс, конкретизировал планы развития сельского хозяйства,

подкрепив

их выделением значительных материальных средств.

По линии

государства и колхозов за пятилетку будет вложено око­

ло 129 млрд, руб., т. е. столько, сколько за две предыдущие пя­ тилетки, вместе взятые. Сельское хозяйство получит много трак­

торов, автомобилей, различной сельскохозяйственной

техники,

комбикормов, строительных материалов и т. п. Все это

позволит

1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 171—172.

 

46