Файл: Вопросы эффективности общественного производства [сборник]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

труженикам села значительно увеличить производство сельско­ хозяйственной продукции, в том числе и товарной продукции.

Следовательно, дальнейшая интенсификация сельского хозяй* ■ства выдвигает, в свою очередь, такое требование, как создание

.материально-технической базы с перспективой перевода сельско­ го хозяйства на промышленную основу. Учитывая рост товарной продукции колхозов и промышленной продукции, подлежащей ре­ ализации в коллективных хозяйствах, необходимо совершенство­ вать рыночные отношения между двумя секторами хозяйства. В этих отношениях особое значение имеют объем реализуемой друг другу продукции, ее качество, уровень цен, а также стабильность государственных планов заготовок сельхозпродуктов.

Съезд уделил большое внимание этим вопросам. Установлены стабильные государственные планы продажи продукции сельским хозяйством, которые предусматривают к концу пятилетки с уче­ том сверхплановых заданий довести государственные .закупки зерна до 80—85 млн. тонн, скота и птицы — до 16 млн тонн, мо­ лока — до 55 млн. тонн, шерсти — до 470 тыс. тонн, картофеля

— до 15,5 млн. тонн, овощей — до 15 млн. тонн, плодов и ягод — до 5 млн. тонн, винограда — до 5,4 млн. тонн. Одновременно Гос­ план должен предусмотреть полное обеспечение вложений колхо­ зов материально-техническими ресурсами, а Госснаб — организо­ вать своевременную их доставку и реализацию.

Серьезное внимание в рыночных отношениях уделено закупоч­ ным ценам, от которых во многом зависит уровень рентабельности сельскохозяйственного производства. Повышены закупочные цены на молоко в среднем на 20%, введены новые закупочные цены на скот; закупочные цены на все виды продукции животноводства установлены по зонам страны единые для колхозов, совхозов и населения; выплачивается надбавка в размере 50% к закупочным ценам за скот, птицу, молоко, шерсть и яйца, проданные государ­ ству сверх годового плана. С целью повышения уровня взаимо­ связи между государством и колхозами и качества реализуемых товаров в районах, краях и областях созданы Государственные инспекции по закупкам и качеству сельхозпродукции, которые своей практической работой должны способствовать повышению государственной дисциплины и ответственности за выполнение установленных планов производства и закупок сельхозпродукции, укреплять деловые связи между производителями продукции и заготовительными, сбытовыми предприятиями. Совершенствова­ нию рыночных отношений между государством и колхозами бу­ дет способствовать также дальнейшее внедрение и развитие в колхозах хозяйственного расчета.

Таким образом, XXIV съезд КПСС в системе факторов, спо­ собствующих повышению эффективности общественного производ­

47


ства, большое внимание уделил и таким, как совершенствование отношений распределения и обмена. Практическое выполнение за­ дач, поставленных партией в связи с этим, положительно скажет­ ся на развитии производства, а в конечном счете на повышении благосостояния советского народа.

Т. И. Жданова

КВОПРОСУ

ОРЕНТАБЕЛЬНОСТИ БЫТОВЫХ УСЛУГ

Сфера услуг представляет собой собирательную сферу прило­ жения труда, в которой объединены различные по своему харак­ теру, специфике, самого труда и специфике его продукта отрасли. Они удовлетворяют бытовые нужды населения, осуществляют ох­ рану его здоровья, выполняют общественно необходимые функ­ ции по просвещению, культуре, социальному обеспечению и т. д. Разнородность этих видов деятельности требует четкого разграни­ чения занятого в сфере услуг труда на производительный и не­ производительный, учета специфики продукта этого труда и его общественной оценки.

Учет специфики услуг важен не только в теоретическом, но п в практическом плане при решении конкретных проблем раз­ вития этой отрасли. К их числу относится в первую очередь про­ блема повышения эффективности затрат труда в указанной сфе­ ре, являющейся частью народного хозяйства.

Единство социалистической экономики обусловливает единый подход к определению критерия эффективности во всех сферах приложения труда. Таким критерием является получение в инте­ ресах общества наибольшего результата с наименьшими затрата­ ми общественных средств.

Однако показатели, которыми характеризуется эффективность сферы услуг, ее различных отраслей, должны быть научно обо­ снованы. Среди услуг могут быть выделены две большие группы

— услуги материального характера и нематериальные, или чис­ тые услуги. К первой группе могут быть отнесены коммунальные услуги, общественное питание, услуги транспорта, торговли, ма­ териально-технического снабжения, бытового обслуживания и ряд других. Вторая группа включает в себя услуги просвещения, здравоохранения, искусства, культуры и т. д.

Поскольку в статье речь идет о бытовых услугах населению, нам следует рассмотреть специфику труда в этой сфере. Такое

48

исследование важно не только в абстрактно-теоретическом плане,, но и для определения круга тех показателей, которые могут с достоверностью характеризовать эффективность труда в указан­ ной сфере его приложения.

С точки зрения экономического содержания важно прежде все­ го определить труд в этой сфере как производительный либо как непроизводительный. Это заставляет нас высказать кратко свое отношение к проблеме разграничения труда на эти две его раз­ новидности —• проблеме, имеющей многолетний «стаж» обсужде­ ния в экономической литературе и до сих пор остающейся дис­ куссионной.

При разграничении производительного и непроизводительного труда, как нам представляется, следует исходить из основных марксистских положений о производительном труде, среди кото­ рых важно отметить:

во-первых, необходимость характеризовать производительный труд в неразрывном единстве двух моментов — его материального содержания и общественной формы;

во-вторых, необходимость исходить при определении произво­ дительного труда из единства его качественной и количественной характеристики.

Определяя производительный труд с точки зрения его. содер­ жания, безотносительно к общественной форме труда, необходи­ мо, но нашему мнению, установить его связь с материальным: производством. В этой связи производительный труд выступает как труд, н е п о с р е д с т в е н н о создающий материальные бла­ га, труд, результатом которого является «потребительная стои­ мость, вещество природы, приспособленное к человеческим по­ требностям» '.

При этом важно отметить, что для определения труда как про­ изводительного или непроизводительного не может быть приме­

нен критерий

в е щ н о с т и создаваемой

им потребительной стои­

мости.

производительного труда

чаще всего выступает в

Результат

виде вещи, в виде особых предметов, существующих вне произ­ водственного процесса и отличных по своей форме от элементов производства. Но вещная форма продукта сама по себе не может служить достаточным основанием для отнесения труда к произво­ дительному. По нашему мнению, в понятие «материальное благо»,

«материальный продукт» помимо вещей надо

включать и

м а

т е ­

р и а л ь н ы е услуги, т. е. такой вид деятельности, который,

не

со­

здавая вещи, тем не менее

материализуется в готовых продуктах,

сохраняя их,

поддерживая

в пригодном для

потребления

виде,.

1 К- М а р к с

и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 23, стр. 192.

 

 

 

49*



обеспечивая их движение по фазам воспроизводства. К числу та­ ких видов деятельности относятся, к примеру, транспортное пере­ мещение продукта от места производства к месту потребления, ремонт и пр.

С точки зрения количественной определенности, производитель­ ный труд должен быть охарактеризован, по нашему мнению, как труд, создающий прибавочный продукт, возмещающий издержка производства и создающий известный избыток над ними.

Однако производительный труд вообще как выражение отно­ шения человека к природе остается за пределами политической экономии, если речь не идет об «общественно определенном тру­ де». Поэтому Маркс отмечает, что понятие производительного труда не ограничивается характеристикой его материального со­ держания; оно «...включает... в себя также и специфически обще­ ственное, исторически возникшее производственное отношение...» '.

Иначе говоря, каждая общественная форма организации тру­ да, не отменяя общих всем слособам производства критериев про­ изводительного труда, делает их недостаточными для его харак­ теристики в данных социально-экономических условиях. Поэтому производительным с точки зрения общественной формы следует считать труд, протекающий при господствующих в данном обще­ стве производственных отношениях, соответствующий цели про­ изводства.

Если с изложенных позиций подойти к определению произво­ дительного труда при социализме, то таковым, по нашему мне­ нию, следует считать непосредственно общественный, планомерно организованный труд, результатом которого является материаль­ ный продукт в вещной форме и в форме материальных услуг.

Количественный критерий производительного труда при социа­ лизме, как нам представляется, состоит в создании общественного продукта в размерах, превышающих материальные затраты на производство и потребление его участников, т. е. в создании об­ щественного фонда прибавочного продукта.

Если теперь, исходя из сказанного, рассматривать труд, заня­ тый в бытовом обслуживании населения, то с уверенностью мож­ но значительную, точнее, преобладающую его часть отнести к тру­ ду производительному. В самом деле, наибольший удельный вес среди всех видов бытовых услуг занимают услуги, связанные ли­ бо с производством новых, либо с ремонтом уже созданных ма­ териальных благ потребительского назначения. По данным ста­ тистической отчетности за 1970 г., доля такого рода услуг в об­ щем объеме услуг, оказанных населению предприятиями союзных1

1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 23, стр. 517.

50


министерств бытового обслуживания, составила 78,6% '• Вряд ли правомерно и целесообразно эти виды трудовой деятельности от­ носить к труду непроизводительному, как это делают некоторые экономисты21. Для такого вывода нет достаточных оснований. Ха­ рактеризуемый вид труда, занятый в бытовом обслуживании, ни­ чем — ни с точки зрения своего материального содержания, ни с точки зрения общественной организации — не отличается от труда по созданию продукта в сфере непосредственного производ­ ства.

С нашей точки зрения, лишь незначительная часть труда по бытовому обслуживанию населения может быть отнесена к непро­ изводительному. Это труд, целью которого является н е п о с р е д ­ с т в е н н о е воздействие на человека, и выражающийся в услугах парикмахерских, бань, душей и т. п. Но удельный вес этих видов: бытового обслуживания невелик и по данным за 1970 г. состав­ ляет около 13%.

В практике ЦСУ до 1968 г. применялось деление бытовых ус­

луг на производственные и непроизводственные.

К п е р в о м у

ви­

ду относились услуги, связанные с созданием

(пошив одежды,

обуви, строительство жилищ) и поддержанием

в пригодном

для

потребления состоянии материальных благ (ремонт одежды и обу­ ви, металлоизделий, бытовых машин и приборов, химчистка и кра­ шение и т. л.). Ко в т о р о м у виду услуг относились услуги пра­ чечных, парикмахерских, бань, фотографий, прокатных пунктов и т. п.

Думается, что такое разграничение проводилось недостаточно

четко. Во вторую группу попадали неоднородные

услуги:

одни

из них опосредуют движение материальных благ

(услуги

прачеч­

ных, прокатных пунктов, ломбардов), а другие скорее можно от­ нести к «чистым» услугам.

Производительный характер преобладающей части труда, за­ нятого оказанием бытовых услуг, и материальный характер про­ дукта этого труда позволяют определить эффективность производ­ ства этого вида услуг на основе тех же показателей, которые применяются в промышленности, сельском хозяйстве и других от­ раслях материального производства. К их числу относится преж­

де всего рентабельность.

анализ рентабельности

различных ви-

В данной

статье

дается

1 См.: М.

Г. Р о з е .

Порядок

установления

цен

на услуги,

оказываемые

предприятиями бытового обслуживания. М., 1971,

етр.

17.

в

материальных

2 «Услуги,

как результат деятельности, воплощающейся

предметах, так и деятельности, которая не

оставляет после себя осязаемых ре­

зультатов, представляют

собой различные

виды

непроизводительного труда»

(В. Е. К о з а к . Теория

производительного

и непроизводительного труда. Авто­

реферат докторской диссертации. Киев, 1971,

стр.

25).

51