Файл: Вопросы эффективности общественного производства [сборник]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
труженикам села значительно увеличить производство сельско хозяйственной продукции, в том числе и товарной продукции.
Следовательно, дальнейшая интенсификация сельского хозяй* ■ства выдвигает, в свою очередь, такое требование, как создание
.материально-технической базы с перспективой перевода сельско го хозяйства на промышленную основу. Учитывая рост товарной продукции колхозов и промышленной продукции, подлежащей ре ализации в коллективных хозяйствах, необходимо совершенство вать рыночные отношения между двумя секторами хозяйства. В этих отношениях особое значение имеют объем реализуемой друг другу продукции, ее качество, уровень цен, а также стабильность государственных планов заготовок сельхозпродуктов.
Съезд уделил большое внимание этим вопросам. Установлены стабильные государственные планы продажи продукции сельским хозяйством, которые предусматривают к концу пятилетки с уче том сверхплановых заданий довести государственные .закупки зерна до 80—85 млн. тонн, скота и птицы — до 16 млн тонн, мо лока — до 55 млн. тонн, шерсти — до 470 тыс. тонн, картофеля
— до 15,5 млн. тонн, овощей — до 15 млн. тонн, плодов и ягод — до 5 млн. тонн, винограда — до 5,4 млн. тонн. Одновременно Гос план должен предусмотреть полное обеспечение вложений колхо зов материально-техническими ресурсами, а Госснаб — организо вать своевременную их доставку и реализацию.
Серьезное внимание в рыночных отношениях уделено закупоч ным ценам, от которых во многом зависит уровень рентабельности сельскохозяйственного производства. Повышены закупочные цены на молоко в среднем на 20%, введены новые закупочные цены на скот; закупочные цены на все виды продукции животноводства установлены по зонам страны единые для колхозов, совхозов и населения; выплачивается надбавка в размере 50% к закупочным ценам за скот, птицу, молоко, шерсть и яйца, проданные государ ству сверх годового плана. С целью повышения уровня взаимо связи между государством и колхозами и качества реализуемых товаров в районах, краях и областях созданы Государственные инспекции по закупкам и качеству сельхозпродукции, которые своей практической работой должны способствовать повышению государственной дисциплины и ответственности за выполнение установленных планов производства и закупок сельхозпродукции, укреплять деловые связи между производителями продукции и заготовительными, сбытовыми предприятиями. Совершенствова нию рыночных отношений между государством и колхозами бу дет способствовать также дальнейшее внедрение и развитие в колхозах хозяйственного расчета.
Таким образом, XXIV съезд КПСС в системе факторов, спо собствующих повышению эффективности общественного производ
47
ства, большое внимание уделил и таким, как совершенствование отношений распределения и обмена. Практическое выполнение за дач, поставленных партией в связи с этим, положительно скажет ся на развитии производства, а в конечном счете на повышении благосостояния советского народа.
Т. И. Жданова
КВОПРОСУ
ОРЕНТАБЕЛЬНОСТИ БЫТОВЫХ УСЛУГ
Сфера услуг представляет собой собирательную сферу прило жения труда, в которой объединены различные по своему харак теру, специфике, самого труда и специфике его продукта отрасли. Они удовлетворяют бытовые нужды населения, осуществляют ох рану его здоровья, выполняют общественно необходимые функ ции по просвещению, культуре, социальному обеспечению и т. д. Разнородность этих видов деятельности требует четкого разграни чения занятого в сфере услуг труда на производительный и не производительный, учета специфики продукта этого труда и его общественной оценки.
Учет специфики услуг важен не только в теоретическом, но п в практическом плане при решении конкретных проблем раз вития этой отрасли. К их числу относится в первую очередь про блема повышения эффективности затрат труда в указанной сфе ре, являющейся частью народного хозяйства.
Единство социалистической экономики обусловливает единый подход к определению критерия эффективности во всех сферах приложения труда. Таким критерием является получение в инте ресах общества наибольшего результата с наименьшими затрата ми общественных средств.
Однако показатели, которыми характеризуется эффективность сферы услуг, ее различных отраслей, должны быть научно обо снованы. Среди услуг могут быть выделены две большие группы
— услуги материального характера и нематериальные, или чис тые услуги. К первой группе могут быть отнесены коммунальные услуги, общественное питание, услуги транспорта, торговли, ма териально-технического снабжения, бытового обслуживания и ряд других. Вторая группа включает в себя услуги просвещения, здравоохранения, искусства, культуры и т. д.
Поскольку в статье речь идет о бытовых услугах населению, нам следует рассмотреть специфику труда в этой сфере. Такое
48
исследование важно не только в абстрактно-теоретическом плане,, но и для определения круга тех показателей, которые могут с достоверностью характеризовать эффективность труда в указан ной сфере его приложения.
С точки зрения экономического содержания важно прежде все го определить труд в этой сфере как производительный либо как непроизводительный. Это заставляет нас высказать кратко свое отношение к проблеме разграничения труда на эти две его раз новидности —• проблеме, имеющей многолетний «стаж» обсужде ния в экономической литературе и до сих пор остающейся дис куссионной.
При разграничении производительного и непроизводительного труда, как нам представляется, следует исходить из основных марксистских положений о производительном труде, среди кото рых важно отметить:
во-первых, необходимость характеризовать производительный труд в неразрывном единстве двух моментов — его материального содержания и общественной формы;
во-вторых, необходимость исходить при определении произво дительного труда из единства его качественной и количественной характеристики.
Определяя производительный труд с точки зрения его. содер жания, безотносительно к общественной форме труда, необходи мо, но нашему мнению, установить его связь с материальным: производством. В этой связи производительный труд выступает как труд, н е п о с р е д с т в е н н о создающий материальные бла га, труд, результатом которого является «потребительная стои мость, вещество природы, приспособленное к человеческим по требностям» '.
При этом важно отметить, что для определения труда как про изводительного или непроизводительного не может быть приме
нен критерий |
в е щ н о с т и создаваемой |
им потребительной стои |
мости. |
производительного труда |
чаще всего выступает в |
Результат |
виде вещи, в виде особых предметов, существующих вне произ водственного процесса и отличных по своей форме от элементов производства. Но вещная форма продукта сама по себе не может служить достаточным основанием для отнесения труда к произво дительному. По нашему мнению, в понятие «материальное благо»,
«материальный продукт» помимо вещей надо |
включать и |
м а |
т е |
||
р и а л ь н ы е услуги, т. е. такой вид деятельности, который, |
не |
со |
|||
здавая вещи, тем не менее |
материализуется в готовых продуктах, |
||||
сохраняя их, |
поддерживая |
в пригодном для |
потребления |
виде,. |
|
1 К- М а р к с |
и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 23, стр. 192. |
|
|
|
49*
обеспечивая их движение по фазам воспроизводства. К числу та ких видов деятельности относятся, к примеру, транспортное пере мещение продукта от места производства к месту потребления, ремонт и пр.
С точки зрения количественной определенности, производитель ный труд должен быть охарактеризован, по нашему мнению, как труд, создающий прибавочный продукт, возмещающий издержка производства и создающий известный избыток над ними.
Однако производительный труд вообще как выражение отно шения человека к природе остается за пределами политической экономии, если речь не идет об «общественно определенном тру де». Поэтому Маркс отмечает, что понятие производительного труда не ограничивается характеристикой его материального со держания; оно «...включает... в себя также и специфически обще ственное, исторически возникшее производственное отношение...» '.
Иначе говоря, каждая общественная форма организации тру да, не отменяя общих всем слособам производства критериев про изводительного труда, делает их недостаточными для его харак теристики в данных социально-экономических условиях. Поэтому производительным с точки зрения общественной формы следует считать труд, протекающий при господствующих в данном обще стве производственных отношениях, соответствующий цели про изводства.
Если с изложенных позиций подойти к определению произво дительного труда при социализме, то таковым, по нашему мне нию, следует считать непосредственно общественный, планомерно организованный труд, результатом которого является материаль ный продукт в вещной форме и в форме материальных услуг.
Количественный критерий производительного труда при социа лизме, как нам представляется, состоит в создании общественного продукта в размерах, превышающих материальные затраты на производство и потребление его участников, т. е. в создании об щественного фонда прибавочного продукта.
Если теперь, исходя из сказанного, рассматривать труд, заня тый в бытовом обслуживании населения, то с уверенностью мож но значительную, точнее, преобладающую его часть отнести к тру ду производительному. В самом деле, наибольший удельный вес среди всех видов бытовых услуг занимают услуги, связанные ли бо с производством новых, либо с ремонтом уже созданных ма териальных благ потребительского назначения. По данным ста тистической отчетности за 1970 г., доля такого рода услуг в об щем объеме услуг, оказанных населению предприятиями союзных1
1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 23, стр. 517.
50
министерств бытового обслуживания, составила 78,6% '• Вряд ли правомерно и целесообразно эти виды трудовой деятельности от носить к труду непроизводительному, как это делают некоторые экономисты21. Для такого вывода нет достаточных оснований. Ха рактеризуемый вид труда, занятый в бытовом обслуживании, ни чем — ни с точки зрения своего материального содержания, ни с точки зрения общественной организации — не отличается от труда по созданию продукта в сфере непосредственного производ ства.
С нашей точки зрения, лишь незначительная часть труда по бытовому обслуживанию населения может быть отнесена к непро изводительному. Это труд, целью которого является н е п о с р е д с т в е н н о е воздействие на человека, и выражающийся в услугах парикмахерских, бань, душей и т. п. Но удельный вес этих видов: бытового обслуживания невелик и по данным за 1970 г. состав ляет около 13%.
В практике ЦСУ до 1968 г. применялось деление бытовых ус
луг на производственные и непроизводственные. |
К п е р в о м у |
ви |
ду относились услуги, связанные с созданием |
(пошив одежды, |
|
обуви, строительство жилищ) и поддержанием |
в пригодном |
для |
потребления состоянии материальных благ (ремонт одежды и обу ви, металлоизделий, бытовых машин и приборов, химчистка и кра шение и т. л.). Ко в т о р о м у виду услуг относились услуги пра чечных, парикмахерских, бань, фотографий, прокатных пунктов и т. п.
Думается, что такое разграничение проводилось недостаточно
четко. Во вторую группу попадали неоднородные |
услуги: |
одни |
из них опосредуют движение материальных благ |
(услуги |
прачеч |
ных, прокатных пунктов, ломбардов), а другие скорее можно от нести к «чистым» услугам.
Производительный характер преобладающей части труда, за нятого оказанием бытовых услуг, и материальный характер про дукта этого труда позволяют определить эффективность производ ства этого вида услуг на основе тех же показателей, которые применяются в промышленности, сельском хозяйстве и других от раслях материального производства. К их числу относится преж
де всего рентабельность. |
анализ рентабельности |
различных ви- |
|||||
В данной |
статье |
дается |
|||||
1 См.: М. |
Г. Р о з е . |
Порядок |
установления |
цен |
на услуги, |
оказываемые |
|
предприятиями бытового обслуживания. М., 1971, |
етр. |
17. |
в |
материальных |
|||
2 «Услуги, |
как результат деятельности, воплощающейся |
предметах, так и деятельности, которая не |
оставляет после себя осязаемых ре |
||
зультатов, представляют |
собой различные |
виды |
непроизводительного труда» |
(В. Е. К о з а к . Теория |
производительного |
и непроизводительного труда. Авто |
|
реферат докторской диссертации. Киев, 1971, |
стр. |
25). |
51