ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
температуре, едим мы ее горячей или холодной, пах нет по-разному.
Но и в этом море запахов химия начала ориентиро ваться. Уже удалось изучить и описать точную конст рукцию ароматов нескольких блюд. Оказалось, напри мер, что букет мясного бульона состоит из смеси запахов не очень-то приятных: сероводорода, этилово го и метилового спиртов, ацетона, ацетальдегида, метплэтилкетона и других веществ.
Если жидкий кристалл способен разобраться в бе сконечно разнообразных и сложных переплетениях за пахов, то неужели он отступит перед набором ощуще ний, слагающих вкус?
Здесь надо сделать одно замечание. Когда мы гово рим об изумительном, восхитительном, тонком вкусе тех или иных блюд, мы говорим неправду. Во всяком слу чае, мы явно преувеличиваем. Дело в том, что все пере численные прилагательные не могут быть отнесены ко вкусу. Этими восторженными словами' мы оцениваем особый сложный комплекс — вкусо-запах. Именно им мы восхищаемся, именно он дает нам богатство пище вых ощущений и наслаждение.
Чистый вкус самых изысканных блюд, как и всего съедобного, существующего на свете, беден, если не сказать, убог. Ибо, создавая свои гастрономические шедевры, природа и повара располагают лишь следу ющими «нотами»: кислой, сладкой, соленой и горькой. Только этими четырьмя составляющими приходится манипулировать, комбинируя вкусовую гамму и ана наса, и борща.
Трудно поверить, что жидкие кристаллы не смогут отличить сахара от соли. Приборы, реагирующие на вкус, будут созданы. Но эта уверенность пока ничем не подкреплена: жидкие кристаллы на остроту вкуса, насколько можно судить, еще не проверялись.
62
БУТЕРБРОД С МЕЗОФАЗОЙ
Аппетит приходит во время еды. Узнавая о чуде сах, очень скоро к ним привыкаешь. И уже ждешь но вых чудес и разочаровываешься, если их нет. Узнав об «ощущениях» жидких кристаллов, хочется, естест венно, спросить: а может быть, они обладают и еще каким-нибудь, неведомым нам «чувством»?
Что ж, жидкие кристаллы не разочаруют. Так, они очень чутко реагируют на электрические и магнит ные поля, откликаясь на их действие переменой либо цвета, либо прозрачности. Собственно, это «девятое чувство» и возбудило несколько лет назад живейший интерес и ученых, и инженеров, работающих в разных областях науки и техники, к веществам в обличье кен тавров.
Способность жидких кристаллов становиться в электрическом поле окрашенными или мутными ока залась чрезвычайно ценной: открылась возможность создавать простые, легко управляемые и очень точно работающие светоклапанные устройства, оптические модуляторы и вентили, плоские линзы, средства отоб ражения, хранения и передачи информации.
В конструкции великого множества самых разнооб разных подобных приборов лежит, как правило, один и тот же основной принцип. Чтобы было понятно, о чем идет речь, опишем некоторые из таких простейших устройств.
Для начала возьмем два обыкновенных оконных стекла и одну сторону каждого покроем тонким проз рачным слоем двуокиси олова. Это вещество проводит электрический ток, и его используют в технике в качест ве прозрачного электрода. К каждому электроду подсо единим проводнички. Теперь на одну из пленок дву окиси олова нанесем жидкий кристалл. А сверху
63
наложим — прозрачным электродом вниз — второй стеклянный лист и приклеим его краями к первому. Получился пятислойный «бутерброд»: внутри-—тонкий слой жидкого кристалла между двумя электропрово дящими пленками, снаружи — стеклянные пластины.
Стекло, изготовленное таким образом, не отличишь от обычного, разве только обращают на себя внимание два проводничка, выходящие из торца. Однако стоит подать на них напряжение в 10 вольт, как стекло по мутнеет, словно покроется дымкой. Увеличиваем нап ряжение — дымка сгущается. При 60 вольтах «бутер брод» почти совсем перестает пропускать свет. Выклю чаем ток — стекло снова становится прозрачным.
Подобные стекла можно использовать для регули рования внутреннего освещения помещений (кстати, они не так уж дороги). Тончайшая пленка анизотроп ной жидкости днем защищает комнату от жарких сол нечных лучей, а вечером — от посторонних глаз. Она служит своеобразной шторой. Под действием электри ческого поля слой жидкого кристалла толщиной в со тые п тысячные доли миллиметра уменьшает интен сивность проходящего светового потока в 100 раз. Это позволяет использовать анизотропные жидкости в све тозапирающих устройствах, в управляемых светофиль трах. Есть основания полагать, что в дальнейшем будут разработаны такие вещества, способности которых на дежно перекрывать путь свету еще более увеличатся.
А теперь представим себе, что электрическое напря жение подается на прозрачные электроды не постоян но, а с теми или иными интервалами. Глядя па стекло, мы будем видеть то темноту, то — в интервалах — свет. Если включать ток, используя азбуку Морзе, стекло будет превращать электрические точки и тире в свето вые сигналы разной длительности, которые можно чи тать на расстоянии.
64
Однако для современной техники азбука Морзе — слишком медленный и нерациональный способ переда чи информации. Гораздо больше сведений в единицу времени можно передать с помощью модулирования светового потока по интенсивности. Информация будет заключаться не только в комбинации сигналов «свет — тьма», но еще и в том, каков этот свет, как меняется его интенсивность.
Жидкие кристаллы превосходно владеют насыщен ным языком современной техники. Если на прозрачные электроды подавать промодулированное, несущее ин формацию напряжение, электрочувствительная плен ка, заключенная между ними, будет соответственно изменять, кодировать проходящий сквозь нее световой поток. Оконное стекло превратится в оптический мо дулятор.
Жидкокристаллические устройства подобного рода особенно важны в тех случаях, когда имеешь дело с
5 |
Жидкая радуга |
65 |
лазерным лучом. Свет обладает богатейшими возмож ностями для передачи информации. Он характеризует ся четырьмя основными параметрами — амплитудой, фазой и длиной волны, а также плоскостью колебаний, т. е. плоскостью поляризации. При нагрузке лазер ного луча информацией можно изменять две, три, а то и все четыре характеристики луча одновременно — сигналы не наложатся один на другой, не перепутают ся. Тугой пучок лазерного излучения —это четыре изо лированных друг от друга информационных канала, каждый из которых самостоятельно несет нагрузку.
Вещества, пребывающие в мезофазе, позволяют со здавать простые и надежные приборы, которые спо собны управлять не только интенсивностью, но и дру гими параметрами лазерного луча, превращать его в многоканальный кабель, передающий мощные потоки информации.
Мы набросали контуры одной из технических вет вей, которая выросла в последнее время на стволе жидкокристаллического дерева. С каждым годом на ней появляется все больше новых отростков и плодов. Управление устройствами и приборами может осуще ствляться с помощью как электрического, так н маг нитного воздействия на жидкокристаллический эле мент или даже механического давления на него. По просту говоря, нажал на стскло-«бутерброд», как на клавишу,— и световой поток мгновенно изменится.
Если, едва сделав первые серьезные шаги в науке и технике, анизотропные жидкости внесли так много ценного в бурно развивающуюся физическую оптику, то можно представить себе, сколь весомым станет этот вклад в будущем. Достаточно сказать, что уже сейчас на основе жидкого кристалла можно изготовить, на пример, совершенно плоскую линзу, которая отлично фокусирует световые пучки.
66
ПРОТАЛИНЫ НА СТЕКЛЕ
Другая ветвь, идущая от жидкокристаллического ствола, не менее крепка, плодовита и многообещающа. Речь пойдет о разнообразных средствах отображения информации — световых табло, транспарантах, пане лях п т. п. Конструкционная основа, используемая здесь, та же, что в светоклапанных устройствах и оп тических модуляторах — две стеклянные пластины с нанесенными на них тонкими электропроводящими пленками и десяти — двадцатимикронным слоем жид кого кристалла между ними. Конечно, для каждого конкретного типа приборов подбирается особая рецеп тура жидкокристаллической смеси, наиболее полно удовлетворяющая требованиям, предъявляемым к данному устройству.
На одну нз двух электропроводящих пленок нано сят нужное изображение — эмблему завода, реклам ный рисунок и т. д. С помощью современной фототех ники перенести на пленку буквы, цифры и знаки не со ставляет труда. Так же несложно и вытравить их, т. е. удалить со стекла прозрачный токопроводящий слой именно в тех местах, где изображен, скажем, шрифт. Затем стеклянную пластину (прямо по прозрачному электроду) «красят» жидким кристаллом. Потом на нее накладывают второй стеклянный лист, токопрово дящая пленка которого осталась в неприкосновенно сти. Получается та же пятислойная конструкция. От личить ее по внешнему виду от стекла с управляемой прозрачностью нельзя.
Подключим проводннчкп к слабому источнику тока, например к батарейке,— и стеклянное полотно мгно венно станет белым, словно окно в мороз. На этом снежном фоне будет четко выделяться прозрачная надпись или рисунок.
67
Жидкокристаллическая пленка, оказавшаяся меж ду двумя прозрачными электродами и подвергшаяся воздействию электрического поля, изменила свои опти ческие свойства, стала, подобно инею на окне, рассеи вать свет. В тех местах, где двуокись олова удалена со стекла при вытравливании, электрического поляне возникает, жидкий кристалл остается прозрачным. От ключаем ток — иней в секунду растает, надпись исчез нет. Включаем ток — слова или рисунок появляются опять. Буквы и знаки на таком табло можно сделать более контрастными, яркими и далеко видимыми, если установить подсветку или покрыть заднее стекло зер кальным слоем.
При создании конструкций жидкокристаллических световых панелей и табло можно поступать и наобо рот— вытравливать двуокись олова там, где должен быть фон. В таком случае при включении тока на про зрачном стекле возникнет снежно-белая надпись или рисунок. Если использовать смеси тех жидких кри сталлов, которые применяются для температурных из мерений (они потребуют большего напряжения тока), то изображение на табло станет цветным. Включив в электрическую цепь устройство, которое меняет на пряжение по заданной программе, жидкокристалли ческое табло можно заставить играть всеми цветами радуги.
Несколько усложним конструкцию — к каждой букве или элементу рисунка подведем проводничок. Теперь можно включать и выключать изображение не только целиком, но и по частям, в любом порядке, не прерывно вызывая к жизни все новые краски. На та кую рекламу обратит внимание каждый! (А ведь ре клама то л ьк о тогда оправдывает свое существование, когда обращает на себя внимание.)
При некоторой изобретательности нетрудно скон
68
струировать фигуру, состоящую из линий — элементов цифр от нуля до девяти,— матричную жидкокристал лическую ячейку. Если элементы ячейки нарисовать прозрачным электродом и подвести к каждому из них собственный проводничок, то, включая проводники в определенной комбинации, можно «зажигать» на од ном и том же месте любую цифру.
Табло с двумя матричными ячейками даст возмож ность отображать в цифровом виде информацию о тем пературе воздуха в любое время года. Четыре мат ричные ячейки могут служить циферблатом для ча сов, показывающих время с точностью до минуты, де сять ячеек — панелью почти для любого точного при бора.
Конечно, очертания цифр на табло лучше сделать привычными для глаза. Это можно осуществить, если разбить каждую цифру на большое число сегментов. Идеальный случай тот, когда сегмент превращается в
69