Файл: Бурдин, А. П. Посадочные площадки для вертолетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дорожки и места стоянок вертолетов. Летная полоса со­ стоит из рабочей площади, концевых и боковых полос безопасности. Рабочая площадь предназначена для взле­

тов

и посадок

вертолетов расчетным

способом. Конце­

вые

и боковые

полосы безопасности

предусматриваются

на случай выхода вертолета за границы рабочей площа­ ди. Если несущая способность грунта в предполагаемый период эксплуатации площадки может оказаться недо­ статочной для обеспечения базирования вертолетов, в центральной части летной полосы устраивают взлетнопосадочные полосы или площадки с искусственным по­ крытием. Полосами воздушных подходов называют уча­ стки местности, примыкающие к аэродрому или посадоч­

ной площадке,

над которыми производится набор высо­

ты

при взлете

и снижение при посадке.

Рулежные до ­

рожки — специально подготовленные пути

для руления

н

буксировки

вертолетов. Места стоянки — подготовлен­

ные площадки для хранения и технического обслужива­ ния вертолетов.

Выбор, проектирование и строительство аэродромов и посадочных площадок для вертолетов производятся в соответствии с требованиями «Руководства по проекти­ рованию вертодромов и посадочных площадок для вер­

толетов

гражданской

авиации».

Минимальные

размеры

элементов аэродромов

(посадочных площадок)

для вер­

толетов

приведены в

табл.

1.

 

 

 

Из условий безопасной эксплуатации вертолетов ук­

лоны грунтовой

летной полосы

не должны

 

превышать

3% на

постоянных аэродромах

(посадочных

площадках)

и 5%

на временных, а уклоны

взлетно-посадочных по­

лос (площадок) с искусственным

покрытием — 2 %.

Требования

к размерам

зон

воздушных

подходов и

ограничению

высоты препятствий

в их пределах приве­

дены на рис.

2 и в табл. 2.

 

 

Минимальные размеры взлетно-посадочных

площа­

док с искусственным покрытием,

приведенные в

табл. 1,

10


Т а б л и ц а 1

расчетный

Элементы аэродромов

 

Типы

вертолетов

 

 

 

 

 

 

способ взлета

и посадочных площадок

Ми-6,

 

Ми-4 Ми-2

Ка-26,

(посадки)

 

Ми-ЮК Ми-8

Ми-1

По-само-

Летная полоса, м:

250

180

 

 

120

летному

длина

150

150

 

ширина

100

60

60

45

40

 

В том числе рабочая

пло-

 

 

 

 

 

щадь:

200

150

120

130

100

 

длина

 

ширина

50

30

30

25

20

Взлетно-пбсадочная полоса с искусственным покрытием,

По-верто- летному

длина

ширина

Летная полоса, м:

длина

ширина

в том числе рабочая плошадь:

длина

ширина

Взлетно-посадочная площадка с искусственным покрытием, м:

длина х ширина

ширина рулежной дорожки, м минимальный радиус сопряжения РД, м

200

120

90

110

80

50

30

30

25

20

200

120

120

120

100

80

40

40

26

26

О О

60

60

45

40

 

80

40

40

26

26

150

90

90

100

80

30

10

10

6

6

50

30

30

95

20

30

10

10

6

6

22 X

10х ЮХ 6X6

6 x 6

Х 2 2

х ю

ХЮ

6

6

15

8

8

28

16

16

12

12

П Р и м е ч а н и е. В числителе указаны размеры элементов при взлете (посадке) с использованием влияния воздушной подушки, в знаменателе—без ее использования


 

 

 

определены

с

учетом

 

 

 

обеспечения

безопасности

 

 

 

при

взлетах

и

посадках

 

 

 

вертолетов. Однако вре­

 

 

 

мя, затрачиваемое пило­

 

 

 

том на выполнение по­

 

 

 

садочных операций, за­

 

 

 

висит

от

размеров

пло­

 

 

 

щадки

с

искусственным

 

 

 

покрытием.

Поэтому

для

 

 

 

площадки

меньших

раз­

 

 

 

меров

требуется большее

 

 

 

время

маневрирования

 

 

 

при подлете и, следова­

 

 

 

тельно, увеличенные лет­

 

 

 

ные

 

эксплуатационные

 

 

 

затраты.

Для

определе­

Рис. 2.

Схема размеров полос воз­

ния

рациональных

раз­

меров

взлетно-посадоч­

душных

подходов:

ных

площадок

с учетом

а — в направлении

старта; б — поперек

старта; в

— план;

2 — рабочая пло­

стоимости

строительства

1 — летная полоса;

покрытий,

 

планируемой

щадь

 

 

 

 

 

 

интенсивности

полетов и

стоимости летного часа вертолета разработаны номограм­ мы (рис. 3).

Стоимость в рублях летного часа различных типов вертолетов в условиях строительства БАМа при выпол­ нении разных видов pa-бот приведена в табл. 3.

Пример пользования номограммами. Требуется определить разме­ ры взлетно-посадочной площадки с искусственным покрытием для вертолета Ми-8, выполняющего пассажирские перевозки при следу­

ющих

исходных данных:

срок использования

площадки

— 5 лет, го­

довая

интенсивность полетов — 000 операций,

стоимость

покрытий —

12 руб/м2, стоимость

летного часа — 590 руб.

(табл. 3).

Ход реше­

ния показан на рис.

3, б. Таким образом, для принятых

условий эко­

номически целесообразный

размер площадки 15X15 м.

 

12


Показа тели

Минимальные размеры элементов

зон воздушных ПОДХОДОВ l\ ,h ,

Ь1 ,

Ь2 и максимальные величины

тан­

генсов углов наклона условных пло­

скостей ограничения

препятствий в

их пределах

t g 0 i ,

t g 0 2 и tgp

при взлетах и

посадках:

по-самолетному и по-вертолет- ному с использованием влияния воздушной подушки:

/ь м

12, м

t g 0 i

tg 0 2

tg ?

b i, м

b2, м

по-вертолетному без использо­ вания влияния воздушной по­ душки;

1ь м

tg®i

t g 3

Максимально допустимая высота препятствий в зоне воздушных под­ ходов к посадочной площадке h, м

Таблица 2

 

Типы вертолетов

 

Ми-6,

Ми-8 Ми-4 Ми-2

Ка-26,

Ми-ЮК

Ми-1

100

100

100

100

100

1160

1120

1160

1160

1150

1:20

1:20

1:20

1:20

1:15

1:8

1:8

1:8

1:8

1:8

1:2

1:2

1:2

1:2

1:2

150

100

100

85

80

700

660

660

645

640

300

300

300

300

300

1:2

1:2

1:2

1:2

1:2

1:1

1:1

1:1

1:1

1:1

150

150

150

150

150

13