ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
приготовляют битумоминеральную смесь или черный щебень по технологии, изложенной в § 9 и 10;
выемку послойно заполняют смесью, трамбуют вручную и укатывают катками на пневматических шинах или ме таллическими катками, затем на отремонтированных участ ках производят двойную поверхностную обработку по тех нологии, изложенной в § 10.
Трещины заделывают следующим образом: при ширине до 6 мм трещины предварительно разделывают зубилом в прямоугольные борозды шириной 8— 10 и глубиной 30— 40 мм при большой ширине трещины не разделывают: бороздки и трещины очищают от пыли и грязи, обрабаты вают за 2 раза 50%-ным раствором битума БНД-60/90 в
бензине; после высыхания раствора трещины |
заливают |
при помощи леек битумной мастикой «Изол», |
РБ.В или |
М-1; битумная мастика должна иметь температуру в пре делах 170—200°С; после заливки избыток мастики на по верхности покрытий срезают нагретой лопатой.
Содержание и ремонт площадок из монолитного бетона и сборных плит. Содержание покрытий заключается в очи стке поверхности от ныли, песка, грязи, посторонних пред метов (кусков разрушенного бетона, металлических пред метов), регулярной заливки швов мастиками. Эти работы выполняются ежедневно перед началом полетов вертоле тов, а если площадки используются эпизодически — перед посадкой вертолетов на них и ежедневно в процессе вре менной эксплуатации. В процессе эксплуатации могут по явиться сколы углов, сколы швов, выбоины глубиной до 4—5 см, шелушение поверхности, сквозные трещины.
Перечисленные дефекты временно можно заделывать битумными мастиками «Изол», РБВ, М-1 и др. Дефектные места очищают от пыли, грязи, грунтуются за 2 раза ра створом битума в бензине (1:1), а затем при температуре 180—200°С заливают указанными мастиками. Если в теп лое время года имеется перерыв в эксплуатации покрытий 7— 10 сут, необходимо производить ремонт дефектных мест.
81
Выбоины, большие раковины ремонтируют песчаным
бетоном (раствором) или бетоном |
на мелком щебне |
(3— |
|
10 мм) по следующей |
технологии: |
|
|
поврежденный бетон |
убирают, |
выбоины вырубают |
бе- |
тоноломами или клиньями, стенкам придают вертикальное положение, убирают остатки бетона, пыль, грязь, промыва
ют разделанные выбоины; |
состава |
1:2 |
(цемент: песок) с |
приготовляют раствор |
|||
В/Ц=0,4 или бетон состава 1:1,5:3 |
(цемент:песок:щебень) |
||
с В /Ц=0,4; |
|
1:1 (вода : цемент); це |
|
готовят цементный клей состава |
|||
мент и воду тщательно |
размешивают в |
емкости (ведре) |
вибратором; на смоченную поверхность ремонтируемого -покрытия
кистью наносят цементный клей толщиной слоя до 3 мм; после нанесения цементного клея дефектное место за
полняют раствором или бетонной смесью и уплотняют; уложенную бетонную смесь или раствор закрывают ме
шковиной, бумагой, |
полиэтиленовой пленкой и через 3— |
4 ч засыпают слоем |
песка толщиной 8— 10 см; через 7— |
10 сут отремонтированные участки можно эксплуатировать. Ремонт трещин производится по технологии, изложен ной в разделе «Содержание облегченных и переходных покрытий». Сборные плиты со значительными дефектами
целесообразнее заменить новыми (запасными).
§14. Мероприятия по борьбе с пылимостью аэродромов
ипосадочных площадок
Пыль на аэродромах и посадочных площадках препят ствует нормальной работе авиации. Вредное влияние пы ли сказывается, главным образом, в резком снижении по летной емкости посадочных площадок и аэродромов вследствие уменьшения видимости и падении надежности работы силовых установок вертолетов. Пыль на грунто-
82
вых площадках образуется при истирании и выдувании поверхностных слоев почвогрунтов, а также за счет зано са ветром частиц и агрегатов грунта с прилегающих тер риторий. Основной причиной образования пыли является аэродинамическое воздействие ветра и воздушных пото ков от несущих винтов вертолетов на несвязные грунто вые частицы, образующиеся вследствие потери внутрен него сцепления при уменьшении влажности и при измель чении под действием механических нагрузок пневматиков колес и обслуживающих технических средств.
Степень загрязнения воздуха зависит от структурной стойкости, минерального и дисперсного состава грунта, климатических условий, состояния дернового покрова, а также от интенсивности полетов вертолетов и движения
транспортных средств |
на подъездных |
дорогах. Так, при |
||||||
движении транспортных |
средств |
по |
грунтовым |
дорогам |
||||
коэффициент концентрации пыли |
достигает |
величины |
||||||
К = |
3—8 |
г/м3, |
а |
по |
дорогам |
с |
песчаным |
грунтом |
К = |
3—5 |
г/м3. |
При |
воздействии |
на |
неукрепленную грун |
||
товую поверхность воздушных струй |
от винтов |
вертоле |
тов установлено следующее. Концентрация пыли опреде
ляется интенсивностью воздушного |
потока |
от |
несущего |
|
винта. |
повышением нагрузки |
на |
ометаемую |
|
Поэтому с |
||||
винтом площадь |
следует ожидать |
увеличения запылен |
||
ности воздуха около вертолета. |
винтом |
вертолета не |
||
Содержание пыли под несущим |
равномерно как по ее концентрации, так и по дисперсному составу.
Характер движения пыли определяется скоростью и на правлением индуктивного потока воздуха, а также дисперс ным составом пыли, которая отгоняется от центра к пери ферии винта.
По данным испытаний вертолетов с газотурбинными двигателями наибольшая концентрация пыли зафиксиро вана в зоне под ротором несущего винта на расстоянии
83
15—30 м от его оси. Для песчаных поверхностей она до ходила до 5 г/м3. По мере увеличения высоты концентра ция пыли в воздухе уменьшалась и на высоте 2,0—2,5 м не превышала 0,05 г/м3. По дисперсному составу пыли крупные частицы (размеры более 20 мк) составляли в приземном слое воздуха 20%, а на высоте 2,0—2,5 м при мерно 2—3%.Следует отметить, что по мнению различ ных авторов технически чистым считается воздух с содер жанием пыли 1 мг/м3. В обычных условиях количество пыли в воздухе не превышает 3—5 мг/м3.
При эксплуатации вертолетов в запыленном воздухе зафиксировано резкое снижение ресурса двигателей и эко номичность эксплуатации. Так, по результатам испыта ний вертолета БЕЛЛ-УН40, проведенных в США, при общей наработке двигателей в полете 40,5 ч (из них 14 ч в пределах влияния земли) при контрольных испытаниях двигателей на стенде отмечено снижение мощности на 1,5%. В процессе испытаний двигателя с искусственным запылением воздуха отмечался повышенный износ деталей про точной части компрессора. Отмечено также, что после 25ч работы двигателя с воздухом, содержащим около 0,35 г/м3 пыли с размером частиц 0,105—0,21 мм, мощность двигате ля снизилась на 14%, а экономичность на 10%.
Существует много разнообразных способов борьбы с пылимостью, что объясняется невозможностью разработ ки одного универсального, пригодного во всех грунтово климатических и эксплуатационных условиях. При выбо ре рационального способа для конкретных условий необ ходимо учитывать его экономичность, продолжительность обеспыливающего действия, наличие соответствующих ма териалов и механизмов для производства работ. Следует учитывать также и срок использования посадочной пло щадки. При возведении капитальных покрытий на пло щадках, например, целесообразно применять способы с большой продолжительностью обеспыливающего дейст вия. Для оперативных площадок, используемых периоди-
84
|
|
|
|
Т а б л и ц а 20 |
Удаление от оси |
Скорость воздушного потока, |
м С |
||
ротора, |
м |
МИ-10К |
Ми-4 |
Ми-2 |
|
Мн-6 |
|||
10 |
16 |
15 |
10 |
20 |
20 |
26 |
25 |
15 |
15 |
30 |
30 |
28 |
20 |
10 |
40 |
32 |
30 |
16 |
9 |
50 |
26 |
25 |
12 |
5 |
60 |
23 |
22 |
10 |
|
80 |
18 |
16 |
8 |
— |
100 |
12 |
10 |
5 |
|
чески, можно ограничиться средствами, дающими кратко временный эффект, например поливка водой.
При выборе способов обеспыливания необходимо в первую очередь достигнуть максимальной связности от дельных частиц грунта путем агрегатирования до разме ров, при которых обеспечивается устойчивость против ветровой и струйной эрозии. В зоне воздействия воздуш ной струи от несущего винта наблюдаются участки с раз личными значениями скорости потока, постепенно умень шающимися с удалением от оси ротора винта. Распре деление скоростей в приземном слое воздушного потока от несущих винтов со стороны хвостового. оперения неко торых типов вертолетов на режиме висения показаны в табл. 20.
По данным специальных исследований практическая оценка ветроустойчивости и стойкости к струйной эрозии поверхностных слоев несвязных почвогрунтов может про изводиться по известным значениям эквивалентного ра диуса частиц и скорости потока в приземном слое. Для перемещения частиц крупнее 0,15 мм «размывающая» скорость увеличивается с ростом размера частиц, а для
85
|
|
|
Таблица 21 |
Крнтическа я скорость |
Диаметр частиц, мм |
Критическая ско |
Диаметр частиц, |
потока, м/с |
рость потока, м,с |
мм |
|
4—6 |
0,25—0,50 |
13—14 |
2 ,0—2,5 |
6 - 7 |
0,50—0,75 |
1 4 —15 |
2,5—3,0 |
7—9 |
0,75—1,00 |
15—17 |
3 ,0 —3,5 |
9 -1 1 |
1,00—1,50 |
17—18 |
3 ,5 —4,0 |
11—13 |
1,50—2,00 |
1 8 -2 0 |
4 ,0 —5,0 |
частиц меньшего размера она увеличивается по мере уменьшения диаметра частиц. Наибольшей эрозией обла дают несвязные грунты, имеющие размеры частиц
0,1—0,15 мм.
В табл. 21 показаны «размывающие» скорости в фун кции размеров частиц несвязных грунтов, полученные пу
тем |
обобщения |
результатов |
исследований |
ряда авторов. |
||
В |
пределах |
посадочной |
площадки |
и |
прилегающих |
|
районах мероприятия |
по |
обеспыливанию |
должны быть |
|||
дифференцированы в |
соответствии с |
воздействующими |
аэродинамическими нагрузками воздушных потоков несу щих винтов и ветра. Особое внимание должно быть уде лено зоне, где скорости потока превышают 10— 15 м/с. При наличии искусственных покрытий достаточных размеров на площадке они обеспечивают необходимую за
щиту |
от пылеобразования в наиболее загруженных зо |
нах. |
Таким образом, снижение пылеобразования дости |
гается: |
уменьшением на грунт степени воздействия аэродина мических и механических нагрузок (путем устройства ис кусственных покрытий);
поддержанием такого структурного и влажностного режима неукрепленного грунта, который обеспечивал бы связность и «неразмываемость» воздушными потоками;
86
искусственным повышением силы внутреннего сцепле ния между частицами и агрегатами грунта .путем введения различных вяжущих веществ.
Для обеспыливания можно использовать способ укреп ления грунта неорганическими вяжущими, например из
вестью, которую вносят в |
виде пушонки или известково |
го молока в соотношении |
1:4 в количестве 5% от массы |
обрабатываемого слоя. Укрепление грунта можно осуще ствить хлористым кальцием но норме 1 кг/м2 на каждые 10 см толщины обрабатываемого слоя. Следует учитывать, что такая обработка нуждается в периодическом обновле нии, поскольку хлористый кальций вымывается дождями. Наиболее эффективным мероприятием по борьбе с пылимостью грунтов является применение органических вяжу щих: битумов, нефтей, битумных эмульсий, дегтей и отхо дов нефтяного производства, расход которых составляет
1,5—2 л/:м2.
Для обеспыливания необходимо использовать высоко смолистые сорта нефти с вязкостью С£0 ^5. Если содержа
ние смолистых веществ незначительное, целесообразно до бавить гидроны или крекинг-мазуты до получения необхо димой вязкости.
Для производства битумных эмульсий могут быть ис пользованы битумы различных марок — БНД-40/60 или БНД-130/200. При обеспыливании песчаных грунтов в каче стве эмульгаторов можно использовать госсииоловую смо лу, казеиновый клей или поверхностно-активное вещество ОГ1-7. Перед розливом битумную эмульсию разбавляют во дой в соотношении 1:2 или 1:3. В качестве одного из наибо лее распространенных способов закрепления песчаных и супесчаных грунтов является применение разжиженного би тума. Для этого используют битумы любых марок, но основ ным требованием при приготовлении состава для розлива является его вязкость, которая регулируется количеством добавленного разжижителя и должна составлять 30—40 с, что обеспечивает легкое проникание битума в грунт.
87
Технология производства работ при обработке грунтов ® целях обеспыливания включает в себя следующие опе рации: выравнивание и планировка участка, приготовление н розлив (внесение) вяжущего на поверхности участка. Выравнивание и планировка участка производится с по мощью автогрейдера. Спланированный участок не должен иметь уклонов свыше 20%о и неровностей свыше 5 см глу биной. Розлив органических вяжущих производится обыч но с помощью автогудронатора, а битумных эмульсий так же с помощью навесных дождевальных установок ДДН-45, ДДН-50 или ДДЛ-59 на базе гусеничных тракторов. В по следнем случае в комплекте с ними используются подвиж ные емкости на 4—6 м3 для приема концентрированной эмульсии, воды и рабочего состава, а также насос для пере качки эмульсии из приемной в расходную емкость. Приго товление битумных эмульсий осуществляется в обычной ло пастной растворомешалке ОС-8 или бетоносмесителе С-7425. Вначале готовят глинистую суспензию с содержанием гли ны 65%, затем в нее добавляют битум, нагретый до 150 — 160°С. Соотношения битума, глины и воды (по массе) при мерно одинаковые (1:1:1). Битумную пасту готовят в ра створомешалке или бетоносмесителе. Рекомендуемый со став битумной пасты следующий: битум МГ-70/130 или вязкая нефть 30—35%; минеральный порошок 30—40% и вода 30—35%. Перед розливом битумную пасту разбавля'- ют .водой в соотношении от 1:1 до 1:10 в зависимости от (плотности обрабатываемого грунта. Распределение произ водится с помощью фекальных или штукатурных насосов пли с помощью автогудронатора. Норма розлива органи ческих вяжущих составляет для сырой нефти 3 л/м2, би тумных эмульсий 2—3 кг/м3, разбавленной битумной пасты 6—8 л/м2, разжиженного битума 3 л/м2. Розлив должен производиться равномерно но всей обрабатываемой пло щади. Для обеспечения устойчивости против выдувания слой пропитки (обработки) должен быть не менее 25—30 мм. Участки, где слой обработки оказался менее указан
88