Файл: Бурдин, А. П. Посадочные площадки для вертолетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приготовляют битумоминеральную смесь или черный щебень по технологии, изложенной в § 9 и 10;

выемку послойно заполняют смесью, трамбуют вручную и укатывают катками на пневматических шинах или ме­ таллическими катками, затем на отремонтированных участ­ ках производят двойную поверхностную обработку по тех­ нологии, изложенной в § 10.

Трещины заделывают следующим образом: при ширине до 6 мм трещины предварительно разделывают зубилом в прямоугольные борозды шириной 8— 10 и глубиной 30— 40 мм при большой ширине трещины не разделывают: бороздки и трещины очищают от пыли и грязи, обрабаты­ вают за 2 раза 50%-ным раствором битума БНД-60/90 в

бензине; после высыхания раствора трещины

заливают

при помощи леек битумной мастикой «Изол»,

РБ.В или

М-1; битумная мастика должна иметь температуру в пре­ делах 170—200°С; после заливки избыток мастики на по­ верхности покрытий срезают нагретой лопатой.

Содержание и ремонт площадок из монолитного бетона и сборных плит. Содержание покрытий заключается в очи­ стке поверхности от ныли, песка, грязи, посторонних пред­ метов (кусков разрушенного бетона, металлических пред­ метов), регулярной заливки швов мастиками. Эти работы выполняются ежедневно перед началом полетов вертоле­ тов, а если площадки используются эпизодически — перед посадкой вертолетов на них и ежедневно в процессе вре­ менной эксплуатации. В процессе эксплуатации могут по­ явиться сколы углов, сколы швов, выбоины глубиной до 4—5 см, шелушение поверхности, сквозные трещины.

Перечисленные дефекты временно можно заделывать битумными мастиками «Изол», РБВ, М-1 и др. Дефектные места очищают от пыли, грязи, грунтуются за 2 раза ра­ створом битума в бензине (1:1), а затем при температуре 180—200°С заливают указанными мастиками. Если в теп­ лое время года имеется перерыв в эксплуатации покрытий 7— 10 сут, необходимо производить ремонт дефектных мест.

81

Выбоины, большие раковины ремонтируют песчаным

бетоном (раствором) или бетоном

на мелком щебне

(3—

10 мм) по следующей

технологии:

 

поврежденный бетон

убирают,

выбоины вырубают

бе-

тоноломами или клиньями, стенкам придают вертикальное положение, убирают остатки бетона, пыль, грязь, промыва­

ют разделанные выбоины;

состава

1:2

(цемент: песок) с

приготовляют раствор

В/Ц=0,4 или бетон состава 1:1,5:3

(цемент:песок:щебень)

с В /Ц=0,4;

 

1:1 (вода : цемент); це­

готовят цементный клей состава

мент и воду тщательно

размешивают в

емкости (ведре)

вибратором; на смоченную поверхность ремонтируемого -покрытия

кистью наносят цементный клей толщиной слоя до 3 мм; после нанесения цементного клея дефектное место за­

полняют раствором или бетонной смесью и уплотняют; уложенную бетонную смесь или раствор закрывают ме­

шковиной, бумагой,

полиэтиленовой пленкой и через 3—

4 ч засыпают слоем

песка толщиной 8— 10 см; через 7—

10 сут отремонтированные участки можно эксплуатировать. Ремонт трещин производится по технологии, изложен­ ной в разделе «Содержание облегченных и переходных покрытий». Сборные плиты со значительными дефектами

целесообразнее заменить новыми (запасными).

§14. Мероприятия по борьбе с пылимостью аэродромов

ипосадочных площадок

Пыль на аэродромах и посадочных площадках препят­ ствует нормальной работе авиации. Вредное влияние пы­ ли сказывается, главным образом, в резком снижении по­ летной емкости посадочных площадок и аэродромов вследствие уменьшения видимости и падении надежности работы силовых установок вертолетов. Пыль на грунто-

82


вых площадках образуется при истирании и выдувании поверхностных слоев почвогрунтов, а также за счет зано­ са ветром частиц и агрегатов грунта с прилегающих тер­ риторий. Основной причиной образования пыли является аэродинамическое воздействие ветра и воздушных пото­ ков от несущих винтов вертолетов на несвязные грунто­ вые частицы, образующиеся вследствие потери внутрен­ него сцепления при уменьшении влажности и при измель­ чении под действием механических нагрузок пневматиков колес и обслуживающих технических средств.

Степень загрязнения воздуха зависит от структурной стойкости, минерального и дисперсного состава грунта, климатических условий, состояния дернового покрова, а также от интенсивности полетов вертолетов и движения

транспортных средств

на подъездных

дорогах. Так, при

движении транспортных

средств

по

грунтовым

дорогам

коэффициент концентрации пыли

достигает

величины

К =

3—8

г/м3,

а

по

дорогам

с

песчаным

грунтом

К =

3—5

г/м3.

При

воздействии

на

неукрепленную грун­

товую поверхность воздушных струй

от винтов

вертоле­

тов установлено следующее. Концентрация пыли опреде­

ляется интенсивностью воздушного

потока

от

несущего

винта.

повышением нагрузки

на

ометаемую

Поэтому с

винтом площадь

следует ожидать

увеличения запылен­

ности воздуха около вертолета.

винтом

вертолета не­

Содержание пыли под несущим

равномерно как по ее концентрации, так и по дисперсному составу.

Характер движения пыли определяется скоростью и на­ правлением индуктивного потока воздуха, а также дисперс­ ным составом пыли, которая отгоняется от центра к пери­ ферии винта.

По данным испытаний вертолетов с газотурбинными двигателями наибольшая концентрация пыли зафиксиро­ вана в зоне под ротором несущего винта на расстоянии

83


15—30 м от его оси. Для песчаных поверхностей она до­ ходила до 5 г/м3. По мере увеличения высоты концентра­ ция пыли в воздухе уменьшалась и на высоте 2,0—2,5 м не превышала 0,05 г/м3. По дисперсному составу пыли крупные частицы (размеры более 20 мк) составляли в приземном слое воздуха 20%, а на высоте 2,0—2,5 м при­ мерно 2—3%.Следует отметить, что по мнению различ­ ных авторов технически чистым считается воздух с содер­ жанием пыли 1 мг/м3. В обычных условиях количество пыли в воздухе не превышает 3—5 мг/м3.

При эксплуатации вертолетов в запыленном воздухе зафиксировано резкое снижение ресурса двигателей и эко­ номичность эксплуатации. Так, по результатам испыта­ ний вертолета БЕЛЛ-УН40, проведенных в США, при общей наработке двигателей в полете 40,5 ч (из них 14 ч в пределах влияния земли) при контрольных испытаниях двигателей на стенде отмечено снижение мощности на 1,5%. В процессе испытаний двигателя с искусственным запылением воздуха отмечался повышенный износ деталей про­ точной части компрессора. Отмечено также, что после 25ч работы двигателя с воздухом, содержащим около 0,35 г/м3 пыли с размером частиц 0,105—0,21 мм, мощность двигате­ ля снизилась на 14%, а экономичность на 10%.

Существует много разнообразных способов борьбы с пылимостью, что объясняется невозможностью разработ­ ки одного универсального, пригодного во всех грунтово­ климатических и эксплуатационных условиях. При выбо­ ре рационального способа для конкретных условий необ­ ходимо учитывать его экономичность, продолжительность обеспыливающего действия, наличие соответствующих ма­ териалов и механизмов для производства работ. Следует учитывать также и срок использования посадочной пло­ щадки. При возведении капитальных покрытий на пло­ щадках, например, целесообразно применять способы с большой продолжительностью обеспыливающего дейст­ вия. Для оперативных площадок, используемых периоди-

84

 

 

 

 

Т а б л и ц а 20

Удаление от оси

Скорость воздушного потока,

м С

ротора,

м

МИ-10К

Ми-4

Ми-2

 

Мн-6

10

16

15

10

20

20

26

25

15

15

30

30

28

20

10

40

32

30

16

9

50

26

25

12

5

60

23

22

10

 

80

18

16

8

100

12

10

5

 

чески, можно ограничиться средствами, дающими кратко­ временный эффект, например поливка водой.

При выборе способов обеспыливания необходимо в первую очередь достигнуть максимальной связности от­ дельных частиц грунта путем агрегатирования до разме­ ров, при которых обеспечивается устойчивость против ветровой и струйной эрозии. В зоне воздействия воздуш­ ной струи от несущего винта наблюдаются участки с раз­ личными значениями скорости потока, постепенно умень­ шающимися с удалением от оси ротора винта. Распре­ деление скоростей в приземном слое воздушного потока от несущих винтов со стороны хвостового. оперения неко­ торых типов вертолетов на режиме висения показаны в табл. 20.

По данным специальных исследований практическая оценка ветроустойчивости и стойкости к струйной эрозии поверхностных слоев несвязных почвогрунтов может про­ изводиться по известным значениям эквивалентного ра­ диуса частиц и скорости потока в приземном слое. Для перемещения частиц крупнее 0,15 мм «размывающая» скорость увеличивается с ростом размера частиц, а для

85


 

 

 

Таблица 21

Крнтическа я скорость

Диаметр частиц, мм

Критическая ско­

Диаметр частиц,

потока, м/с

рость потока, м,с

мм

4—6

0,25—0,50

13—14

2 ,0—2,5

6 - 7

0,50—0,75

1 4 —15

2,5—3,0

7—9

0,75—1,00

15—17

3 ,0 —3,5

9 -1 1

1,00—1,50

17—18

3 ,5 —4,0

11—13

1,50—2,00

1 8 -2 0

4 ,0 —5,0

частиц меньшего размера она увеличивается по мере уменьшения диаметра частиц. Наибольшей эрозией обла­ дают несвязные грунты, имеющие размеры частиц

0,1—0,15 мм.

В табл. 21 показаны «размывающие» скорости в фун­ кции размеров частиц несвязных грунтов, полученные пу­

тем

обобщения

результатов

исследований

ряда авторов.

В

пределах

посадочной

площадки

и

прилегающих

районах мероприятия

по

обеспыливанию

должны быть

дифференцированы в

соответствии с

воздействующими

аэродинамическими нагрузками воздушных потоков несу­ щих винтов и ветра. Особое внимание должно быть уде­ лено зоне, где скорости потока превышают 10— 15 м/с. При наличии искусственных покрытий достаточных размеров на площадке они обеспечивают необходимую за­

щиту

от пылеобразования в наиболее загруженных зо­

нах.

Таким образом, снижение пылеобразования дости­

гается:

уменьшением на грунт степени воздействия аэродина­ мических и механических нагрузок (путем устройства ис­ кусственных покрытий);

поддержанием такого структурного и влажностного режима неукрепленного грунта, который обеспечивал бы связность и «неразмываемость» воздушными потоками;

86


искусственным повышением силы внутреннего сцепле­ ния между частицами и агрегатами грунта .путем введения различных вяжущих веществ.

Для обеспыливания можно использовать способ укреп­ ления грунта неорганическими вяжущими, например из­

вестью, которую вносят в

виде пушонки или известково­

го молока в соотношении

1:4 в количестве 5% от массы

обрабатываемого слоя. Укрепление грунта можно осуще­ ствить хлористым кальцием но норме 1 кг/м2 на каждые 10 см толщины обрабатываемого слоя. Следует учитывать, что такая обработка нуждается в периодическом обновле­ нии, поскольку хлористый кальций вымывается дождями. Наиболее эффективным мероприятием по борьбе с пылимостью грунтов является применение органических вяжу­ щих: битумов, нефтей, битумных эмульсий, дегтей и отхо­ дов нефтяного производства, расход которых составляет

1,5—2 л/:м2.

Для обеспыливания необходимо использовать высоко­ смолистые сорта нефти с вязкостью С£0 ^5. Если содержа­

ние смолистых веществ незначительное, целесообразно до­ бавить гидроны или крекинг-мазуты до получения необхо­ димой вязкости.

Для производства битумных эмульсий могут быть ис­ пользованы битумы различных марок — БНД-40/60 или БНД-130/200. При обеспыливании песчаных грунтов в каче­ стве эмульгаторов можно использовать госсииоловую смо­ лу, казеиновый клей или поверхностно-активное вещество ОГ1-7. Перед розливом битумную эмульсию разбавляют во­ дой в соотношении 1:2 или 1:3. В качестве одного из наибо­ лее распространенных способов закрепления песчаных и супесчаных грунтов является применение разжиженного би­ тума. Для этого используют битумы любых марок, но основ­ ным требованием при приготовлении состава для розлива является его вязкость, которая регулируется количеством добавленного разжижителя и должна составлять 30—40 с, что обеспечивает легкое проникание битума в грунт.

87

Технология производства работ при обработке грунтов ® целях обеспыливания включает в себя следующие опе­ рации: выравнивание и планировка участка, приготовление н розлив (внесение) вяжущего на поверхности участка. Выравнивание и планировка участка производится с по­ мощью автогрейдера. Спланированный участок не должен иметь уклонов свыше 20%о и неровностей свыше 5 см глу­ биной. Розлив органических вяжущих производится обыч­ но с помощью автогудронатора, а битумных эмульсий так­ же с помощью навесных дождевальных установок ДДН-45, ДДН-50 или ДДЛ-59 на базе гусеничных тракторов. В по­ следнем случае в комплекте с ними используются подвиж­ ные емкости на 4—6 м3 для приема концентрированной эмульсии, воды и рабочего состава, а также насос для пере­ качки эмульсии из приемной в расходную емкость. Приго­ товление битумных эмульсий осуществляется в обычной ло­ пастной растворомешалке ОС-8 или бетоносмесителе С-7425. Вначале готовят глинистую суспензию с содержанием гли­ ны 65%, затем в нее добавляют битум, нагретый до 150 — 160°С. Соотношения битума, глины и воды (по массе) при­ мерно одинаковые (1:1:1). Битумную пасту готовят в ра­ створомешалке или бетоносмесителе. Рекомендуемый со­ став битумной пасты следующий: битум МГ-70/130 или вязкая нефть 30—35%; минеральный порошок 30—40% и вода 30—35%. Перед розливом битумную пасту разбавля'- ют .водой в соотношении от 1:1 до 1:10 в зависимости от (плотности обрабатываемого грунта. Распределение произ­ водится с помощью фекальных или штукатурных насосов пли с помощью автогудронатора. Норма розлива органи­ ческих вяжущих составляет для сырой нефти 3 л/м2, би­ тумных эмульсий 2—3 кг/м3, разбавленной битумной пасты 6—8 л/м2, разжиженного битума 3 л/м2. Розлив должен производиться равномерно но всей обрабатываемой пло­ щади. Для обеспечения устойчивости против выдувания слой пропитки (обработки) должен быть не менее 25—30 мм. Участки, где слой обработки оказался менее указан­

88