Файл: Следзюк, П. Е. Резервы увеличения добычи железной руды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механизация обработки взрывчатых материалов и зарядания скважин повышают эффективность взрывных работ на карьерах.

Самоходная зарядная машина типа СУЗН-5А предназначена для пере­ возни сухих компонентов в.в. и формирования из них взрывчатых сме­ сей типа "игданита" и зерногранулитов в процессе заряжания скважин на карьерах, а также для заряжания скважин готовыми в.в. Производи­ тельность машины составляет 125 кг/мин, грузоподъемность 7,5 т; про­

изводительность модернизированной машины СУЗН-5М достигает 300 кг/мин. Эта машина применяется на предприятиях трестов "Кривбассвзрыв­

проы" и "Центроруда", Соколовско-Сарбайском, Оленегорском и других ГОКах.

Опыт работы карьеров показывает, что применение одной зарядной машины типа СУЗН позволяет получить экономию денежных средств в ‘сум­ ме до 50 тыс.руб/год /24/.

Самоходная зарядная установка типа МЗ-8 конструкции специалис­ тов треста "Кривбассвзрывпроы" предназначена для заряжания сухих и обводненных скважин на карьерах рассыпными в.в.

Конструктивной особенностью этой машины является наличие в ее емкости управляемой диафрагмы, которая обеспечивает наиболее полную разгрузку емкости. Производительность установки - 500 кг/мин, гру­ зоподъемность - 8 т.

Зарядную установку МЗ-8 используют на карьерах Криворожского железорудного бассейна; экономический эффект от применения одной та­ кой установки составляет около 30 тыс.руб/год /25/.

Самоходная установка типа ПРУ-30 также конструкции специалистов треста "Кривбассвзрывпроы" предназначена для растаривания и загрузки бункеров зарядных самоходных машин сыпучими и частично слежавшимися рассыпными в.в., упакованными в бумажную мешкотару. Производитель­ ность установки - 30 т/ч.

Самоходная растаривающая установка ПРУ-30 применяется на карье­ рах Криворожского железорудного бассейна; экономический эффект от . использования одной установки - 40 тыс.руб/год /26/.

Самоходная машина для забойки взрывных скважин типа 3C-I облег­ чает труд взрывников и сокращает время подготовки участка (блока) уступа карьера к взрыву.

При небольших расстояниях доставки с помощью этой машины можно подвезти и засыпать в скважины до 30 м3/сы забойного материала. Про­ изводительность труда взрывников на забойке скважин при использова­ нии машины 3C-I повышается в 3-5 раз /27/.

13


Комплексная механизация взрывных работ.

На Коунрадском карьере Балхашского горно-металлургического ком­ бината осуществлена следующая схема комплексной механизации взрывных работ, предусматривающая применение заводских гранулированных в.в.

и"игданита" местного приготовления:

-механизация погрузочно-разгрузочных работ на базисном складе в.в. с использованием поддонов и вилочных электропогрузчиков типа ЭПВ-1 грузоподъемностью 1000 кг;

-механизация растаривания гранулированных в.в., поставляемых

вбумажной мешкотаре, с помощью растеривающей установки типа УРВ-2

изагрузка зарядных машин типа "Зыряновск";

-доставка в.в. на взрываемые блоки и заряжание скважин маши­

ной "Зыряновск".

В результате комплексной механизации взрывных работ произво­ дительность труда на базисном складе в.в. повысилась в 1,2-1,5 ра­

за, а взрывников на

карьере - в 2-2,5 раза

/28/.

В Криворожском

железорудном бассейне

аналогичная схема ком­

плексной механизации взрывных работ осуществлена в системе управле­ ния "Взрывпром-2" треста "Кривбасевзрывпром", обслуживающего карье­ ры ЮГОКа, ИнГОКа и НКГОКа, на которых расход в.в. за один массовый взрыв составляет 700-800 т и более. Это позволило повысить произво­ дительность труда на базисном складе в.в. - в 1,5-2 раза и взрывни­ ков - в 3-5,5 раза.

Годовой экономический эффект от комплексной механизации взрыв­ ных работ при использовании зарядно-транспортных машин типа СУЗН-5 составляет 120-130 тыс.руб, машин типа "Зыряновск" - I6G-I80 тыс.

руб /29/.

Вторичное дробление негабаритных кусков руды и пустых горных пород на карьерах улучшает работу погрузочного и транспортного оборудования.

Применение установки "Имюльс-2" (разработана Отделом электроимпульсных установок специального конструкторского бюро Института тепло- и массообмена Академии Наук Белорусской ССР) позволяет произ­ водить такие работы без разлета осколков, воздушной ударной волны и сейсмического эффекта при взрывах.

Для вторичного электровзрывного дробления необходимо пробурить в негабаритных кусках шпуры диам.40 мм и глубиной не превышающей 2/3 их линейных размеров. Затем в шпур помещают взрыватель с натя­ нутой между электродами проволочкой диам.1-2 мм и заливают шпур во­ дой. После этого производят разряжение батареи конденсаторов'на

14


два или четыре взрывателя. При этой происходит мгновенный разогрев проволочек, их плавление, взрывообразное испарение и расширение паров металла, что приводит к образованию импульса давления с энергией,спо­ собной совершать механическую работу разрушения.

Расстояние, на котором монет производиться вторичное дробление, составляет около 25 м. Число разрядов, производимых установкой "Им- пульс-2" - около 20 в час.

Экономический эффект от применения одной такой установки при односменной работе превышает 30 тыс.руб/год /30/.

Экскаваторные работы

Мировой рекорд погрузки взорванной скальной горной массы (кре­ пость 18-20 по шкале М.М.Протодьяконова) экскаватором ЭКГ-4,6Б в железнодорожные думпкары (свыше 270 тыс .м^/мес..) установила бригада Героя Социалистического Труда В.К.Мироненко на карьере ЮГОКа.

За 1973 г. эта бригада погрузила 2006470 м5 скальной горной массы при среднемесячной погрузке 167,2 тыс.м^ и достигла высоких показателей в управлении и эксплуатации вверенного ей экскаватора:

основное время рабочего цикла составляет

25с (вместо 31,9с по нор­

ме), вспомогательное время цикла - 1,3с

(вместо 3,0с),

а оператив­

ное (основное плюс вспомогательное) время

цикла - 26,3с

(вместо

33,9с).

 

 

Объем погрузки между планово-предупредительными'ремонтами экскаватора составил в этом году 334,4 тыс.м3.

Это стало возможным благодаря большому мастерству всех членов бригады (в том числе помощников машинистов экскаватора), овладевших передовыми приемами и методами, работы машиниста экскаватора и смеж­ ных профессий (слесаря, электрослесаря, электросварщика), а также в результате внедрения комплексного плана организации производства и'труда.

Главным в работе бригады В.К.Мироненко, обеспечившим большие успехи в ее работе, является тесное содружество экскаваторщиков с бригадами буровых станков, взрывников, по ремонту горного оборудо­ вания, путейцев, транспортниками и обогатителями.

Для повышения эффективности буровзрывных работ на карьере раз­ работаны паспорта, предусматривающие расположение взрывных скважин в зависимости от их диаметра и категории горных пород по взрываемо­ сти, что сократило непроизводительные трудовые затраты и улучшило

качество взрывов.

 

Применено

многорядное короткозамедленное' взрывание, в

13"


зажатой среде, эффективная диагонально-волновая схема коммутации взрывной сети и параллельное дублирование магистралей.

Массовые взрывы производятся с одновременным использованием до

1100 т в.в.

Все это позволило значительно улучшить качество дробления гор­ ных пород при их отбойке, от массива, сократить ширину развала, уст­ ранить обратный выброс взорванной породы, исключить случаи массовых отказов, в результате чего вдвое сократилось число взрывов и были высвобождены дополнительно два дня в месяц для экскаваторной погруз­ ки взорванной массы в думпкары.

Повышение степени дробления горных пород способствовало сокра­ щению продолжительности рабочего цикла экскаватора, увеличению срока службы узлов и деталей экскаватора.

Осуществление массовых взрывов на неподобранный забой с отсып­ кой защитного вала без демонтажа передвижных железнодорожных путей, контактной сети, линий электропередачи и связи позволило сразу же после взрыва приступать к экскаваторной погрузке.

Энергоснабжение экскаватора осуществляется от двух независимых подстанций по двум линиям электропередачи. При этом экскаватор пита­ ется через пункты подключения, а буровые станки - через передвижные трансформаторные подстанции. Такая схема энергоснабжения позволяет

устранять простои бурового и

экскаваторного оборудования при отклю­

чении

электротока

на одной

из питающих подстанций. Подключение пи­

тающего

кабеля экскаватора к

подстанции производят с помощью кабе-

леукладчика; на эту

операцию

затрачивается 20 мин вместо I ч при вы­

полнении этой работы вручную.

Путевые работы производятся механизированным способом. Для по­ вышения производительности труда путевых рабочих и сокращения про­ должительности производимых работ разработаны пооперационные графи­ ки, позволяющие переукладывать звено за 15 мин и обрабатывать соот­ ветствующий участок пути за 22 мин.

График подачи к экскаватору порожних думпкаров разработан с ' учетом установленных затрат времени на их погрузку.

Бригада экскаваторщиков, руководимая В.К.Иироненко, обязалась свой план погрузки горной породы, установленный на девятую пятилет­ ку, выполнить за 4 года /31-33/.

Значительных успехов на погрузке горной массы в карьерах до­ бились также экскаваторщики комбината "КМАруда1*.

Передовые экскаваторные бригады уже в 1973 г. откликнулись на призыв бригадира машинистов экскаватора Лебединского рудника А.С. ■ Д ^ ^ и н а ^рроТьсЪ за достижение погрузки горной массы не менее


250 тыс.т/м^ fcoBnia

в год, что значительно превышает выработку

по

отрасли, и намного

превысили этой показатель.

 

Так, машинисты Г.И.Глинин погрузил

- 550,8, И.Г.Башкиров

-

558,8, Н.А.Мазалов

- 588,5, В.П.Сахаров

- 4-54,2 тыс.т/м3 ковша

в

год.

Организация работы машинистов экскаваторов по методу бригадно­ го подряда внедрена на карьере Оленегорского ГОКа.

Согласно этому методу между администрацией комбината и брига­ дой машинистов экскаватора заключается хозяйственный договор на погрузку в карьерные транспортные средства определенного количества горной массы в. течение года и в отдельные периоды. Этот договор преду сматривает обязательства обеих сторон по обеспечению выполнения под­ ряда, сроки выполнения работ, оплату труда и порядок расчетов,санк­ ции и другие условия.

Годовой экономический эффект от внедрения этого метода органи­ зации экскаваторных работ превышает 50 тыс.руб; производительность труда повысилась на 59,8% /54/.

Повышение срока службы - износоустойчивости зубьев ковшей экс­ каваторов типа механической лопаты способствует росту производитель­ ности экскаваторных работ.

Установка для стыкошлаковой наплавки зубьев ковшей экскавато­ ров ЭКГ-4 и ЭКГ-8 разработана и внедрена Криворожским Центральным рудоремонтным заводом треста "Кривбассрудоремонт" совместно с До­ нецким политехническим институтом.

По новой технологии зубья отливаются из углеродистой стали марки 55Л1, а затем их рабочая часть наплавляется электродами из высокохромистого чугуна. В результате срок службы таких зубьев воз­

рос

в 8-10 раз по сравнению о зубьями, изготовленными

из легирован­

ной

стали марки

П О П З Л

и ранее применявшимися

на карьерах Кривбас-

са (срок службы

зубьев

1-3 мес.).

 

 

 

Годовой экономический эффект от применения

зубьев

наплавлен- .

ных электродами из высокохромистого чугуна составляет 159 тыс.руб

/55/.

Взрывное упрочнение зубьев ковшей экскаваторов ЭКГ-4 и ЭКГ-8 разработано Криворожским горнорудным институтом совместно с трестом "Кривбассвзрывпром" и внедрено на карьерах НКГОКа, СевГОКа, ИнГОКа.

Для упрочнения зубьев ковшей экскаваторов используется плас­ тичное в.в. ПВВ-805 плотностью 1,6 г/сы2 , со скоростью детонации 7,6 км/с и давлением при взрыве 280 кг/см2 . Упрочнение взрывом по­ вышает поверхностную твердость зубьев из марганцовистой стали на

Гои п в

И *

библио ей* .

ж ? ш о г < т >

Ч И Т А/1ЬЭ9Г О 3AJK*