Файл: Следзюк, П. Е. Резервы увеличения добычи железной руды.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
Механизация обработки взрывчатых материалов и зарядания скважин повышают эффективность взрывных работ на карьерах.
Самоходная зарядная машина типа СУЗН-5А предназначена для пере возни сухих компонентов в.в. и формирования из них взрывчатых сме сей типа "игданита" и зерногранулитов в процессе заряжания скважин на карьерах, а также для заряжания скважин готовыми в.в. Производи тельность машины составляет 125 кг/мин, грузоподъемность 7,5 т; про
изводительность модернизированной машины СУЗН-5М достигает 300 кг/мин. Эта машина применяется на предприятиях трестов "Кривбассвзрыв
проы" и "Центроруда", Соколовско-Сарбайском, Оленегорском и других ГОКах.
Опыт работы карьеров показывает, что применение одной зарядной машины типа СУЗН позволяет получить экономию денежных средств в ‘сум ме до 50 тыс.руб/год /24/.
Самоходная зарядная установка типа МЗ-8 конструкции специалис тов треста "Кривбассвзрывпроы" предназначена для заряжания сухих и обводненных скважин на карьерах рассыпными в.в.
Конструктивной особенностью этой машины является наличие в ее емкости управляемой диафрагмы, которая обеспечивает наиболее полную разгрузку емкости. Производительность установки - 500 кг/мин, гру зоподъемность - 8 т.
Зарядную установку МЗ-8 используют на карьерах Криворожского железорудного бассейна; экономический эффект от применения одной та кой установки составляет около 30 тыс.руб/год /25/.
Самоходная установка типа ПРУ-30 также конструкции специалистов треста "Кривбассвзрывпроы" предназначена для растаривания и загрузки бункеров зарядных самоходных машин сыпучими и частично слежавшимися рассыпными в.в., упакованными в бумажную мешкотару. Производитель ность установки - 30 т/ч.
Самоходная растаривающая установка ПРУ-30 применяется на карье рах Криворожского железорудного бассейна; экономический эффект от . использования одной установки - 40 тыс.руб/год /26/.
Самоходная машина для забойки взрывных скважин типа 3C-I облег чает труд взрывников и сокращает время подготовки участка (блока) уступа карьера к взрыву.
При небольших расстояниях доставки с помощью этой машины можно подвезти и засыпать в скважины до 30 м3/сы забойного материала. Про изводительность труда взрывников на забойке скважин при использова нии машины 3C-I повышается в 3-5 раз /27/.
13
Комплексная механизация взрывных работ.
На Коунрадском карьере Балхашского горно-металлургического ком бината осуществлена следующая схема комплексной механизации взрывных работ, предусматривающая применение заводских гранулированных в.в.
и"игданита" местного приготовления:
-механизация погрузочно-разгрузочных работ на базисном складе в.в. с использованием поддонов и вилочных электропогрузчиков типа ЭПВ-1 грузоподъемностью 1000 кг;
-механизация растаривания гранулированных в.в., поставляемых
вбумажной мешкотаре, с помощью растеривающей установки типа УРВ-2
изагрузка зарядных машин типа "Зыряновск";
-доставка в.в. на взрываемые блоки и заряжание скважин маши
ной "Зыряновск".
В результате комплексной механизации взрывных работ произво дительность труда на базисном складе в.в. повысилась в 1,2-1,5 ра
за, а взрывников на |
карьере - в 2-2,5 раза |
/28/. |
В Криворожском |
железорудном бассейне |
аналогичная схема ком |
плексной механизации взрывных работ осуществлена в системе управле ния "Взрывпром-2" треста "Кривбасевзрывпром", обслуживающего карье ры ЮГОКа, ИнГОКа и НКГОКа, на которых расход в.в. за один массовый взрыв составляет 700-800 т и более. Это позволило повысить произво дительность труда на базисном складе в.в. - в 1,5-2 раза и взрывни ков - в 3-5,5 раза.
Годовой экономический эффект от комплексной механизации взрыв ных работ при использовании зарядно-транспортных машин типа СУЗН-5 составляет 120-130 тыс.руб, машин типа "Зыряновск" - I6G-I80 тыс.
руб /29/.
Вторичное дробление негабаритных кусков руды и пустых горных пород на карьерах улучшает работу погрузочного и транспортного оборудования.
Применение установки "Имюльс-2" (разработана Отделом электроимпульсных установок специального конструкторского бюро Института тепло- и массообмена Академии Наук Белорусской ССР) позволяет произ водить такие работы без разлета осколков, воздушной ударной волны и сейсмического эффекта при взрывах.
Для вторичного электровзрывного дробления необходимо пробурить в негабаритных кусках шпуры диам.40 мм и глубиной не превышающей 2/3 их линейных размеров. Затем в шпур помещают взрыватель с натя нутой между электродами проволочкой диам.1-2 мм и заливают шпур во дой. После этого производят разряжение батареи конденсаторов'на
14
два или четыре взрывателя. При этой происходит мгновенный разогрев проволочек, их плавление, взрывообразное испарение и расширение паров металла, что приводит к образованию импульса давления с энергией,спо собной совершать механическую работу разрушения.
Расстояние, на котором монет производиться вторичное дробление, составляет около 25 м. Число разрядов, производимых установкой "Им- пульс-2" - около 20 в час.
Экономический эффект от применения одной такой установки при односменной работе превышает 30 тыс.руб/год /30/.
Экскаваторные работы
Мировой рекорд погрузки взорванной скальной горной массы (кре пость 18-20 по шкале М.М.Протодьяконова) экскаватором ЭКГ-4,6Б в железнодорожные думпкары (свыше 270 тыс .м^/мес..) установила бригада Героя Социалистического Труда В.К.Мироненко на карьере ЮГОКа.
За 1973 г. эта бригада погрузила 2006470 м5 скальной горной массы при среднемесячной погрузке 167,2 тыс.м^ и достигла высоких показателей в управлении и эксплуатации вверенного ей экскаватора:
основное время рабочего цикла составляет |
25с (вместо 31,9с по нор |
|
ме), вспомогательное время цикла - 1,3с |
(вместо 3,0с), |
а оператив |
ное (основное плюс вспомогательное) время |
цикла - 26,3с |
(вместо |
33,9с). |
|
|
Объем погрузки между планово-предупредительными'ремонтами экскаватора составил в этом году 334,4 тыс.м3.
Это стало возможным благодаря большому мастерству всех членов бригады (в том числе помощников машинистов экскаватора), овладевших передовыми приемами и методами, работы машиниста экскаватора и смеж ных профессий (слесаря, электрослесаря, электросварщика), а также в результате внедрения комплексного плана организации производства и'труда.
Главным в работе бригады В.К.Мироненко, обеспечившим большие успехи в ее работе, является тесное содружество экскаваторщиков с бригадами буровых станков, взрывников, по ремонту горного оборудо вания, путейцев, транспортниками и обогатителями.
Для повышения эффективности буровзрывных работ на карьере раз работаны паспорта, предусматривающие расположение взрывных скважин в зависимости от их диаметра и категории горных пород по взрываемо сти, что сократило непроизводительные трудовые затраты и улучшило
качество взрывов. |
|
Применено |
многорядное короткозамедленное' взрывание, в |
13"
зажатой среде, эффективная диагонально-волновая схема коммутации взрывной сети и параллельное дублирование магистралей.
Массовые взрывы производятся с одновременным использованием до
1100 т в.в.
Все это позволило значительно улучшить качество дробления гор ных пород при их отбойке, от массива, сократить ширину развала, уст ранить обратный выброс взорванной породы, исключить случаи массовых отказов, в результате чего вдвое сократилось число взрывов и были высвобождены дополнительно два дня в месяц для экскаваторной погруз ки взорванной массы в думпкары.
Повышение степени дробления горных пород способствовало сокра щению продолжительности рабочего цикла экскаватора, увеличению срока службы узлов и деталей экскаватора.
Осуществление массовых взрывов на неподобранный забой с отсып кой защитного вала без демонтажа передвижных железнодорожных путей, контактной сети, линий электропередачи и связи позволило сразу же после взрыва приступать к экскаваторной погрузке.
Энергоснабжение экскаватора осуществляется от двух независимых подстанций по двум линиям электропередачи. При этом экскаватор пита ется через пункты подключения, а буровые станки - через передвижные трансформаторные подстанции. Такая схема энергоснабжения позволяет
устранять простои бурового и |
экскаваторного оборудования при отклю |
||
чении |
электротока |
на одной |
из питающих подстанций. Подключение пи |
тающего |
кабеля экскаватора к |
подстанции производят с помощью кабе- |
|
леукладчика; на эту |
операцию |
затрачивается 20 мин вместо I ч при вы |
полнении этой работы вручную.
Путевые работы производятся механизированным способом. Для по вышения производительности труда путевых рабочих и сокращения про должительности производимых работ разработаны пооперационные графи ки, позволяющие переукладывать звено за 15 мин и обрабатывать соот ветствующий участок пути за 22 мин.
График подачи к экскаватору порожних думпкаров разработан с ' учетом установленных затрат времени на их погрузку.
Бригада экскаваторщиков, руководимая В.К.Иироненко, обязалась свой план погрузки горной породы, установленный на девятую пятилет ку, выполнить за 4 года /31-33/.
Значительных успехов на погрузке горной массы в карьерах до бились также экскаваторщики комбината "КМАруда1*.
Передовые экскаваторные бригады уже в 1973 г. откликнулись на призыв бригадира машинистов экскаватора Лебединского рудника А.С. ■ Д ^ ^ и н а ^рроТьсЪ за достижение погрузки горной массы не менее
250 тыс.т/м^ fcoBnia |
в год, что значительно превышает выработку |
по |
|
отрасли, и намного |
превысили этой показатель. |
|
|
Так, машинисты Г.И.Глинин погрузил |
- 550,8, И.Г.Башкиров |
- |
|
558,8, Н.А.Мазалов |
- 588,5, В.П.Сахаров |
- 4-54,2 тыс.т/м3 ковша |
в |
год.
Организация работы машинистов экскаваторов по методу бригадно го подряда внедрена на карьере Оленегорского ГОКа.
Согласно этому методу между администрацией комбината и брига дой машинистов экскаватора заключается хозяйственный договор на погрузку в карьерные транспортные средства определенного количества горной массы в. течение года и в отдельные периоды. Этот договор преду сматривает обязательства обеих сторон по обеспечению выполнения под ряда, сроки выполнения работ, оплату труда и порядок расчетов,санк ции и другие условия.
Годовой экономический эффект от внедрения этого метода органи зации экскаваторных работ превышает 50 тыс.руб; производительность труда повысилась на 59,8% /54/.
Повышение срока службы - износоустойчивости зубьев ковшей экс каваторов типа механической лопаты способствует росту производитель ности экскаваторных работ.
Установка для стыкошлаковой наплавки зубьев ковшей экскавато ров ЭКГ-4 и ЭКГ-8 разработана и внедрена Криворожским Центральным рудоремонтным заводом треста "Кривбассрудоремонт" совместно с До нецким политехническим институтом.
По новой технологии зубья отливаются из углеродистой стали марки 55Л1, а затем их рабочая часть наплавляется электродами из высокохромистого чугуна. В результате срок службы таких зубьев воз
рос |
в 8-10 раз по сравнению о зубьями, изготовленными |
из легирован |
|||
ной |
стали марки |
П О П З Л |
и ранее применявшимися |
на карьерах Кривбас- |
|
са (срок службы |
зубьев |
1-3 мес.). |
|
|
|
|
Годовой экономический эффект от применения |
зубьев |
наплавлен- . |
ных электродами из высокохромистого чугуна составляет 159 тыс.руб
/55/.
Взрывное упрочнение зубьев ковшей экскаваторов ЭКГ-4 и ЭКГ-8 разработано Криворожским горнорудным институтом совместно с трестом "Кривбассвзрывпром" и внедрено на карьерах НКГОКа, СевГОКа, ИнГОКа.
Для упрочнения зубьев ковшей экскаваторов используется плас тичное в.в. ПВВ-805 плотностью 1,6 г/сы2 , со скоростью детонации 7,6 км/с и давлением при взрыве 280 кг/см2 . Упрочнение взрывом по вышает поверхностную твердость зубьев из марганцовистой стали на
Гои п в
И *
библио ей* .
ж ? ш о г < т >
Ч И Т А/1ЬЭ9Г О 3AJK*