Файл: Справочник автомобилиста. Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
СПРАВОЧНИК
автомобилиста
•
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ТЕХНЙЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ
•
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДОНБАС» ДОНЕЦК— 1975
6Т2
С74
ftfr - Ъ -3fiJO
^ s ' S K j ГппянСправочникпи автомобилистаЯ К Т П М 1 . По-
С74 собие по технике безопасности при эксплуатации, техническом обслу живании и ремонте автомобилей. (Сост. В. М. Марков и Г. Ф. Савенко). Донецк, «Донбас», 1975.
128 с. с ил.; табл. Список лит.: с. 125.
В справочнике приведены основные требова ния, предъявляемые к водительскому составу при эксплуатации аьгомобилей, а также .даны прави ла техники безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту авто
мобилей.
Справочник рассчитан на шоферов, рабочих и инженерно-технических работников автомобиль
ных предприятий.
31803-000 С М213(04)—75 Бз—8 --9 —75
Издательство «Донбас», 1975
Глава I. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
Общие требования
Водитель автомобиля, находясь на линии, является ответственным лицом за соблюдение правил движения транспор та и техники безопасности. Поэтому он обязан знать эти правила и требовать их выполнения от лиц, сопровождающих, грузы.
К управлению автомобилем допуска ются только лица, имеющие удостовере ние на право вождения, выданное Госу дарственной автомобильной инспекцией.
Водителю запрещается
Выезжать из гаража на неисправном автомобиле.
Управлять автомобилем в состоянии даже легкого опьянения или под воздей ствием наркотических средств, а также употреблять алкогольные напитки или наркотические средства в течение всего времени нахождения в пути.
3
Управлять автомобилем при плохом самочувствии или сильном переутомле нии.
Передавать управление автомобилем лицам, не имеющим удостоверения на право вождения или имеющим удостове рение, но не указанным в путевом (маршрутном) листе.
Во время движения автомобиля раз* говаривать и выпускать из рукруль.
Допускать проезд людей на поднож ках и бортах кузова или стоять в Кузове грузового автомобиля.
Открывать дверь кабины автомобиля или автобуса до полной его остановки.
Вести автомобиль с грузом, габариты которого превышают ширину автомобиля и высоту 3,8 м (считая от поверхности дороги), а также в случаях, когда груз касается дороги.
Оставлять автомобиль без присмотра в незаторможенном состоянии и не уста новив упора под колесо.
Допускать к запуску двигателя завод ной рукояткой посторонних лиц.
Применять для запуска , двигателя нестандартные заводные рукоятки и ры чаги.
4
Участвовать в погрузочно-разгрузоч ных работах.
Перевозить пассажиров в кабине ав- . томобиля- в количестве, превышающем число мест.
Перевозить людей на грузовых авто мобилях, не предназначенных для этой цели, а также пассажиров, грузчиков и лиц, сопровождающих грузы, в кузовах самосвалов, лесовозов и на прицепах.
Перевозить пассажиров, а также лиц, сопровождающих грузы, в кузовах авто мобилей, занятых опасными грузами.
Водитель обязан перед выездом на ли нию проверить исправность автомобиля, прицепа, оборудования, обо всех неис правностях сообщить механику или на чальнику автоколонны и до устранения обнаруженных неисправностей на линию не выезжать.
Выполнять правила безопасности дви жения и указания регулировщиков улич ного движения.
Поддерживать скорость в соответст вии с требованиями правил движения с учетом состояния дороги и не превышать скорость, установленную технической ха рактеристикой для данного автомо биля.
5
Наблюдать за показаниями контроль ных приборов автомобиля и исправной работой всех механизмов.
Периодически проверять шины колес, удалять из них застрявшие камни и дру гие предметы.
При дорожных происшествиях, свя занных с несчастными случаями, немед ленно принимать необходимые меры для оказания помощи потерпевшим (сооб щить органам здравоохранения, милиции, предоставить автомобиль под перевозку пострадавших и т. д.).
Грузовой автомобиль должен отвечать следующим требованиям.
Состояние бортов должно исключать возможность выпадания груза при дви жении автомобиля.
Боковые.и задние борта должны от крываться (откидываться), иметь проч ные петли и запоры, исключающие воз можность самопроизвольного открывания и возникновения постороннего шума и вибрации.
При перевозке пассажиров на грузо вых (бортовых) автомобилях кузов не обходимо оборудовать сиденьями на вы соте от пола, обеспечивающей безопас ную перевозку людей (не выше 15 см от
6
верхнего края бортов); заднее и располо женные вдоль бортов сиденья необходи мо надежно закреплять специальными чеками или вязальной проволокой.
Автомобиль, предназначенный для си стематической перевозки пассажиров, кроме того, следует оборудовать тентом, лесенкой для посадки и высадки пасса жиров, освещением внутри кузова и си гнализацией. Выпускная труба глушите ля в этом случае должна быть выведена на 3—5 см за габариты кузова.
Число людей в кузове должно соот ветствовать следующим нормам.
Перевозка людей на грузовых автомо билях разрешается только водителям I и II классов, хорошо работающим в тече ние последних двух лет. В исключитель ных случаях, по особому разрешению ру ководителя автотранспортного предприя тия, к перевозке людей на грузовых авто мобилях допускаются водители III класса со стажем непрерывной работы не менее трех лет.
При перевозке людей на грузовых ав томобилях руководитель автотранспорт ного предприятия назначает старшего (ответственное лицо за безопасность перевозок), который обязан находиться в
I L>V o v u u Д v t u _ автомобиля, т до 1 1,5— 2,0 2,5—3,0 3,5— 4.0 5,0—7,0 7-5 и бол.
8
кузове автомобиля, а фами лия его должна быть записа-
”на в путевом листе.
Перевозка детей на грузо вых автомобилях разрешается
отолько в исключительных слу
чаях, причем на |
автомобиле |
с крытым кузовом |
с установ |
кой спереди и сзади соответст-
Sвующих знаков. При перевоз ке детей в автобусе выполнять следующие требования:
о автобус должен быть обо рудован дополнительными от ражателями (зеркалами), по зволяющими водителю наблю- 2 дать за посадкой пассажиров
и порядком в салоне;
о> иметь сигнализацию от кон дуктора к водителю;
|
|
труба |
глушителя |
должна |
||
|
ч- |
быть |
выведена за |
габариты |
||
- |
кузова |
так, чтобы отработан- |
||||
пас |
£ |
ные газы не попадали в салон;’ |
||||
Количество |
||||||
u |
их самопроизвольного откры- |
|||||
|
§ |
двери кузова должны иметь |
||||
|
х |
исправные |
запорные устройст |
|||
|
ва |
ва, исключающие возможность |
вания во время движения и иметь при способления для принудительного их от
крывания водителем; легковые |
автомо |
били необходимо снабдить |
ремнями |
безопасности. |
|
Особое внимание следует обратить на |
|
надежность уплотнения капота |
двига |
теля. |
горючих |
Автоцистерна для перевозки |
жидкостей (бензина, керосина, масла, хи микатов и т. д.) должна удовлетворять следующим требованиям:
иметь предохранительный клапан с противовзрывной сеткой, металлическими заземлителями — цепочками, приварен ными или припаянными к корпусу цис терн, второй конец цепочки должен быть снабжен металлическим острием длиною не менее 30 см;
выпускную трубу выводить вправо, под радиатор автомобиля (по ходу), с на клоном выпускного отверстия вниз;
сливные краны и шланги содержать в полной исправности, их состояние и креп ление должны исключать подтекание и расплескивание жидкости;
цистерну окрашивают в цвет, который зависит от рода перевозимых жидкостей, и делают надпись «Огнеопасно», если
9
жидкость горючая, или «Опасно», если жидкость негорючая;
автомобили, предназначенные для пе ревозки горючих жидкостей-химикатов, должны быть укомплектованы необходи мым набором инструментов и обеспечены запасом обезвреживающих веществ (ди хлорамин, хлорная известь и др.), а так же противопожарным инвентарем.
Грузовой автомобиль с прицепом. Прицеп присоединяют к' автомобилю с помощью специального приспособления, обеспечивающего нормальное движение. Если прицепные приспособления не-соот ветствуют требованиям ГОСТов, эксплуа тация их не допускаете?.
Прицепы, предназначенные для пере возок длинномерных грузов, необходимо оборудовать поворотными кругами с при способлениями. При этом поворотные круги должны иметь исправные стопоры, предупреждающие поворачивание прице па при движении назад. Запрещается стопорить поворотный круг дышла прице па при движении автомобиля.
Требования к бортовым прицепам та кие же, как и к кузовам автомобилей. Все бортовые прицепы должны иметь надеж ный ручной тормоз, обеспечивающий тор-
10
можение прицепа после его случайного отсоединения от автомобиля.
Прицепы с двумя осями должны иметь освещение и тормоза.
Грузовые автомобили и прицепы всех типов имеют на левой стороне переднего борта кузова или на кабине опознава тельный знак автопоезда — треугольный щиток (рис. 1).
Рис. 1. Опознавательный знак автопоезда
\ '
Грузовой автомобиль — тягач с полу прицепом следует оборудовать:
устройством, служащим передней опо рой для полуприцепа, когда он отцеплен от автомобиля-тягача;
соединительным устройством, обеспе чивающим фиксированное положение
11
замков — «Замок свободен», «Замок за крыт»;
особым тормозом, служащим для ограничения движения полуприцепа во время сцепки, расцепки и стоянки.
Автомобиль-самосвал и прицеп-са мосвал должны иметь прочные опорные приспособления (штангу, шарнирно скре пленную с рамой), которые исключают возможность самопроизвольного опуска ния поднятого кузова. На бортах делают надпись: «Не работай без упора при под нятом кузове!»
Сцепку автомобиля с прицепом осу ществляют не менее трех человек.
Правила безопасности при вождении автомобилей в сложных дорожных условиях
Водитель! Во избежание аварий и не счастных случаев при вождении автомо билей в сложных дорожных условиях строго соблюдай правила движения и техники безопасности.
Вождение автомобиля в ночное вре мя, в туманную и ненастную погоду зна чительно затрудняется, так как ухудша ется видимость, сокращается поле обзо-
12