Файл: Следзюк, П. Е. Резервы увеличения добычи железной руды.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
265% при глубине упрочнения 75 мм. Применение взрывного упрочнения увеличило срок службы зубьев ковшей экскаваторов в 1,3-1,4 раза /36/.
Объемное упрочнение зубьев ковшей роторного экскаватора стыко шлаковой наплавкой электродами из высокохромистого чуг.уна дополни тельно легированного молибденом разработано и внедрено Криворожским Центральным рудоремонтным заводом треста "Кривбассрудоремонт” сов местно с Донецким политехническим институтом.
Промышленное применение на карьерах Марганецкого и Орджоникидзевского ГОКов показало, что износостойкость экскаваторных зубьев, упрочненных стыкошлаковой наплавкой, в 8-10 раз выше, чем литых зубьев из стали марки П0Г13Л.
Благодаря более длительному сохранению остроты зубьев ковшей производительность экскаваторов ЭРГ-1600/3000, разрабатывающих поро ды крепостью 8-13 по шкале М.М.Протодьяконова, повысилась на 3-4%. При этом существенно снизился расход электроэнергии.
Экономический эффект по двум указанным ГОКам за первый год эксплуатации наплавочного участка составил 140 тыс.руб /37/.
Карьерный транспорт
Устройство автоматического задания маршрутов карьерного желез нодорожного транспорта разработано отделом автоматизации института "Гипроруда", испытано и внедрено на посту "Северный отвал" Сарбайского рудоуправления ССГОКа.
Это устройство предназначено для автоматического задания мар шрутов железнодорожным составам на станциях и постах, оборудованных электрической централизацией стрелок и сигналов с маршрутным и ин дивидуальным управлением, и может работать в автоматизированной сис теме управления горнотранспортными работами.
Кроме того, оно может применяться как самостоятельное устройст во (локальное устройство АЗМ) для автоматического управления стрел ками и сигналами на тупиковых станциях и постах.
Ожидаемый экономический эффект от внедрения устройства автома тического задания маршрутов только на рудниках ССГОКа составит около 250 тыс.руб/год.
Перевод карьера на комбинированный транспорт позволяет лучше использовать преимущества каждого вида транспорта с учетом горно технических условий .производства открытых горных работ, повысить эффективность работы карьерного транспорта.
Институтом "Южгипроруда" разработан технический проект по пе реводу карьера ЮГОКа на комбинированный вид транспорта, в том чис
ле предусматривается» Х8‘ :
- для вывозки руды в объеме 37 млн.т/год железнодорожно-кон вейерный транспорт с использованием на нижних горизонтах локомотивов ПЭ-2М постоянного тока напряжением 3000 В с перегрузкой (на горизон те минус 75 м) добытой руды в количестве 20 млн.т/гбд на конвейерную линию протяженностью 2,7 км. Остальную руду (17 млн.т/год) предлага ется вывозить непосредственно на обогатительную фабрику локомотива ми (с переценкой на горизонте минус 60 м локомотивов ПЭ-2М на локо мотивы ЕЛ-1);
- для вывозки пустых пород на отвалы предусматривается только железнодорожный транспорт с перецепкой локомотивов (ПЭ-2М на ЕЛ-1) на горизонте минус 60 м.
Такая технологическая схема и технические средства при удельных капитальных затратах 4,86 руб/т руды обеспечивают увеличение произ водительности карьера ЮГОКа с 30,5 до 37 млн.т/год сырой руды и се бестоимость руды - 0,84 руб/т /38/.
Хорошо организованный контроль за работой автосамоовалов на перевозке горной массы способствует повышению эффективности эксплуа тации карьерного автомобильного транспорта.
На карьерах комбината "Ураласбест" применяется прибор для авто матического определения производительности автосамосвалов, разрабо танный Свердловским горным институтом им.Вахрушева совместно со спе циалистами комбината "Ураласбест". Этим прибором определяется и сум мируется с предшествующими замерами вес горной массы, находящейся в кузове автосамосвала при его разгрузке, по величине давления масла в системе гидравлического подъемника (гидроопрокидывателя) кузова
/39/.
Повышению использования полезного объема транспортных сосудов и установлению потерь руды и концентратов при их перевозке на горнообогатительных предприятиях уделяется большое внимание.
На многих горных предприятиях с открытым способом разработки месторождений полезных ископаемых, расположенных на Урале, в Сиби ри, Северных и Центральных областях европейской части СССР, вслед ствие налипания и примерзания к ковшам погрузочных машин, днищу и стенкам транспортных средств снижается производительность горного и транспортного оборудования на 15-18% /40/.
Значительные потери мелкой руды и железорудных концентратов имеют место при транспортировке их в открытых вагонах (полувагонах) МПС в результате сдувания, а также неполной разгрузки вагонов на заводских вагоноопрокйдывателях.- Только потери от неполной разгруз ки вагонов могут достигать 2,5-3% от веса железорудного сырья, по ступающего на металлургические заводы /41/.
13
Применение профилактического средства "НШГРИН" для обработки внутренних поверхностей ковшей экскаваторов и думпкаров, разработан ного институтом "НЙИОГР" с рядом институтов и нефтехимических предприя тий, значительно улучшило работу погрузочного и транспортного карьер ного оборудования:.продолжительность разгрузки сократилась на 20-40%, а производительность локоыотивосоставов повысилась на 5-10%. При этом затраты, связанные с применением "НШГРИНА", не превышают 0,5-0,7
коп/ы3 /40/.
Устранение потерь мелкой руды и концентратов от их сдувания при транспортировке на дальние расстояния может быть достигнуто путем об разования защитной пленки на их поверхности из 15%-ного водного раст вора 45% сульфитного щелока, разбрызгиваемого автоматически дей ствующими форсунками на пункте профилактики.
Срок окупаемости сооружения такого пункта, разработанного инсти тутом "Гипроруда", не превышает одного года /42/.
Ремонт основного технологического оборудования и выполнение вспомогательных работ
Новая система оплаты труда буровых и экскаваторных бригад за вы полнение ремонтных и вспомогательных работ разработана и внедрена на карьере Оленегорского ГОКа.
Прежняя система оплаты не способствовала уменьшению объема этих работ, так как на заработную плату буровых и экскаваторных бри
гад не влияли степень использования оборудования и соблюдение техноло гической дисциплины.
Новая система в соответствии со специально разработанными нор мативами предусматривает оплату труда членов брилад за выполнение ре монтных и вспомогательных работ в зависимости от объема основных ра бот (для буровых бригад - метраж пробуренных скважин, для экскаватор ных - объем погруженной.в транспортные средства горной массы).
В результате введения такой системы оплаты объем ремонтных -и вспомогательных работ на буровых и экскаваторных участках карьера Оле негорского ГОКа сократился на 50% /20/.
Усреднение руд
Внутрикарьерное усреднение руд - резерв повышения эффективно сти работы обогатительных фабрик и доменных печей.
мероприятия по усреднению железорудного сырья на карьерах без значительных капитальных затрат разработаны институтом "Гипроруда".
Составлены краткая геологическая и техническая характеристики по 28 железорудным месторождениям Советского Союза, разрабатываемым и намеченным к разработке открытым способом. Для большинства рассмот ренных месторождений приведены гистограммы и кривые распределения содержания железа в руде. Рассмотрены основные принципы организации горных работ на карьерах в режиме усреднения. Проанализированы осо бенности решения задач усреднения на различных этапах проектирова ния, планирования и управления и рассмотрены вопросы усреднения на подшихтовочно-аккумулирующих складах, а также организации геолого маркшейдерской и диспетчерской служб.. Приведены результаты предва рительной оценки показателей однородности качества железорудного сырья на ряде'действующих и проектируемых горно-обогатительных ком бинатов, и определена ориентировочная экономическая эффективность
внедрения результатов работ по усреднению руд./43/.
Два варианта технологии усреднения руд на карьерных складах в зависимости от вида карьерного транспорта (железнодорожного или ав томобильного) разработаны ИГД Минчермета СССР.
Согласно выполненным расчетам эксплуатационные затраты на усред нение руд на карьерных складах по этим вариантам составляют 400 - 600 тыс.руб/год. В результате улучшения технологических показателей обогатительного'процесса экономический эффект от переработки усред ненной руды (по сравнению с переработкой неусредненной руды)соетавляет 1,2-3,.О млн.руб.
Технология усреднения руды по варианту о железнодорожным транспортом внедрена на карьерах Коршуновского, Качканарского и Оленегорского ГОКов, а с автомобильным транспортом - на Ковдорском ГОКе. /44/.
Усреднение руды при ее добыче на Оленегорском ГОКе обеспечива ется систематическим планированием и выполнением недельных, суточ ных и сменных графиков добычи руды в карьере и отгрузки ее на обога тительную фабрику непосредственно из карьера и с усреднительного склада, состоящего из двух штабелей по 100-125 тыс.т.
Качественный состав руд определяется геологической службой рудника по результатам опробования бурового шлама взрывных скважин и.керна эксплуатационной разведки. Это позволяет планировать отгруз ку на фабрику различных по качеству руд от каждого экскаватора и из рудного склада в заданных объемах.
Последующее усреднение руды при ее дроблении, загрузке в бун кера и выпуске на конвейер, а также в процессе обогащения, класси фикации и измельчения приводит к тому, что среднеквадратичные от клонения параметров качества уменьшаются вдвое.
В результате сглаживания колебаний качества руды содержание железа в концентрате возрастает на и,12$, а извлечение на 0,32%.
21
Значительная работа по организации врутрикарьерногс усреднения руд перед их обогащением проводится на ряде Криворожских ГОКов(ЮГОК, НКГОК,.ИнГОК, ЦГОК, СевГОК).
На ДГОКе внутрикарьерное усреднение руд путем перспективного и текущего планирования горных работ внедрено по рекомендациям Криво рожского горнорудного и Московского горного институтов.
Основу перспективного планирования составляет сводный сетевой график организации горных работ на карьере на год с квартально-ме сячным их планированием; для текущего планирования такой основой - являются недельно-суточные графики, построенные по данным геологи ческого .и маркшейдерского отделов рудника /4-5/.
На ИнГОКе внутрикарьерное усреднение руд|1 обеспечивается в ос новном четырьмя следующими организационно-техническими мероприятия ми:
-планированием горных работ на карьере на год, квартал, месяц,
сутки;
-определением состава рудной шихты на смену по геологическим
данным;
-контролем за соблюдением состава рудной шихты и корректиров кой режимов работы экскаваторов и автотранспорта;
-распределением автотранспорта по экскаваторным забоям.
Для решения задач по усреднению сырья используется электронновычислительная машина, а для оперативного управления карьерным ав тотранспортом - световое табло.
От применения светового табло получен экономический эффект в сумме 23,5 тыс.руб/Год.
В результате осуществления вышеуказанного комплекса мероприя тий потери общего железа в хвостах на обогатительной фабрике ком бината уменьшились на 0,25%; годовой экономический эффект за счет рационального использования руды превысил 100 тыс.руб/Нб/.
Технология усреднения на карьерах КМА богатых железных руд для повышения однородности их качества (природная изменчивость этих руд в 5-V раз ниже норма) перед отгрузкой металлургическим за водам разработана и внедрена институтом "НИИКМА", совместно со спе циалистами рудников и треста "Центроруда".
Выемка руд в карьерах осуществляется одновременно из различ ных по качеству рудных блоков с учетом требований усреднения, преду смотренных календарными планами-графиками производства буровзрывных и экскаваторных работ. Для оперативного управления работой выемоч но-транспортного комплекса применяют недельно-суточные и сменно-су точные графики работы карьера, технологического транспорта и дро
бильно-сортировочных фабрик. к2