Файл: Следзюк, П. Е. Резервы увеличения добычи железной руды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

265% при глубине упрочнения 75 мм. Применение взрывного упрочнения увеличило срок службы зубьев ковшей экскаваторов в 1,3-1,4 раза /36/.

Объемное упрочнение зубьев ковшей роторного экскаватора стыко­ шлаковой наплавкой электродами из высокохромистого чуг.уна дополни­ тельно легированного молибденом разработано и внедрено Криворожским Центральным рудоремонтным заводом треста "Кривбассрудоремонт” сов­ местно с Донецким политехническим институтом.

Промышленное применение на карьерах Марганецкого и Орджоникидзевского ГОКов показало, что износостойкость экскаваторных зубьев, упрочненных стыкошлаковой наплавкой, в 8-10 раз выше, чем литых зубьев из стали марки П0Г13Л.

Благодаря более длительному сохранению остроты зубьев ковшей производительность экскаваторов ЭРГ-1600/3000, разрабатывающих поро­ ды крепостью 8-13 по шкале М.М.Протодьяконова, повысилась на 3-4%. При этом существенно снизился расход электроэнергии.

Экономический эффект по двум указанным ГОКам за первый год эксплуатации наплавочного участка составил 140 тыс.руб /37/.

Карьерный транспорт

Устройство автоматического задания маршрутов карьерного желез­ нодорожного транспорта разработано отделом автоматизации института "Гипроруда", испытано и внедрено на посту "Северный отвал" Сарбайского рудоуправления ССГОКа.

Это устройство предназначено для автоматического задания мар­ шрутов железнодорожным составам на станциях и постах, оборудованных электрической централизацией стрелок и сигналов с маршрутным и ин­ дивидуальным управлением, и может работать в автоматизированной сис­ теме управления горнотранспортными работами.

Кроме того, оно может применяться как самостоятельное устройст­ во (локальное устройство АЗМ) для автоматического управления стрел­ ками и сигналами на тупиковых станциях и постах.

Ожидаемый экономический эффект от внедрения устройства автома­ тического задания маршрутов только на рудниках ССГОКа составит около 250 тыс.руб/год.

Перевод карьера на комбинированный транспорт позволяет лучше использовать преимущества каждого вида транспорта с учетом горно­ технических условий .производства открытых горных работ, повысить эффективность работы карьерного транспорта.

Институтом "Южгипроруда" разработан технический проект по пе­ реводу карьера ЮГОКа на комбинированный вид транспорта, в том чис­

ле предусматривается» Х8‘ :


- для вывозки руды в объеме 37 млн.т/год железнодорожно-кон­ вейерный транспорт с использованием на нижних горизонтах локомотивов ПЭ-2М постоянного тока напряжением 3000 В с перегрузкой (на горизон­ те минус 75 м) добытой руды в количестве 20 млн.т/гбд на конвейерную линию протяженностью 2,7 км. Остальную руду (17 млн.т/год) предлага­ ется вывозить непосредственно на обогатительную фабрику локомотива­ ми (с переценкой на горизонте минус 60 м локомотивов ПЭ-2М на локо­ мотивы ЕЛ-1);

- для вывозки пустых пород на отвалы предусматривается только железнодорожный транспорт с перецепкой локомотивов (ПЭ-2М на ЕЛ-1) на горизонте минус 60 м.

Такая технологическая схема и технические средства при удельных капитальных затратах 4,86 руб/т руды обеспечивают увеличение произ­ водительности карьера ЮГОКа с 30,5 до 37 млн.т/год сырой руды и се­ бестоимость руды - 0,84 руб/т /38/.

Хорошо организованный контроль за работой автосамоовалов на перевозке горной массы способствует повышению эффективности эксплуа­ тации карьерного автомобильного транспорта.

На карьерах комбината "Ураласбест" применяется прибор для авто­ матического определения производительности автосамосвалов, разрабо­ танный Свердловским горным институтом им.Вахрушева совместно со спе­ циалистами комбината "Ураласбест". Этим прибором определяется и сум­ мируется с предшествующими замерами вес горной массы, находящейся в кузове автосамосвала при его разгрузке, по величине давления масла в системе гидравлического подъемника (гидроопрокидывателя) кузова

/39/.

Повышению использования полезного объема транспортных сосудов и установлению потерь руды и концентратов при их перевозке на горнообогатительных предприятиях уделяется большое внимание.

На многих горных предприятиях с открытым способом разработки месторождений полезных ископаемых, расположенных на Урале, в Сиби­ ри, Северных и Центральных областях европейской части СССР, вслед­ ствие налипания и примерзания к ковшам погрузочных машин, днищу и стенкам транспортных средств снижается производительность горного и транспортного оборудования на 15-18% /40/.

Значительные потери мелкой руды и железорудных концентратов имеют место при транспортировке их в открытых вагонах (полувагонах) МПС в результате сдувания, а также неполной разгрузки вагонов на заводских вагоноопрокйдывателях.- Только потери от неполной разгруз­ ки вагонов могут достигать 2,5-3% от веса железорудного сырья, по­ ступающего на металлургические заводы /41/.

13



Применение профилактического средства "НШГРИН" для обработки внутренних поверхностей ковшей экскаваторов и думпкаров, разработан­ ного институтом "НЙИОГР" с рядом институтов и нефтехимических предприя­ тий, значительно улучшило работу погрузочного и транспортного карьер­ ного оборудования:.продолжительность разгрузки сократилась на 20-40%, а производительность локоыотивосоставов повысилась на 5-10%. При этом затраты, связанные с применением "НШГРИНА", не превышают 0,5-0,7

коп/ы3 /40/.

Устранение потерь мелкой руды и концентратов от их сдувания при транспортировке на дальние расстояния может быть достигнуто путем об­ разования защитной пленки на их поверхности из 15%-ного водного раст­ вора 45% сульфитного щелока, разбрызгиваемого автоматически дей­ ствующими форсунками на пункте профилактики.

Срок окупаемости сооружения такого пункта, разработанного инсти­ тутом "Гипроруда", не превышает одного года /42/.

Ремонт основного технологического оборудования и выполнение вспомогательных работ

Новая система оплаты труда буровых и экскаваторных бригад за вы­ полнение ремонтных и вспомогательных работ разработана и внедрена на карьере Оленегорского ГОКа.

Прежняя система оплаты не способствовала уменьшению объема этих работ, так как на заработную плату буровых и экскаваторных бри­

гад не влияли степень использования оборудования и соблюдение техноло­ гической дисциплины.

Новая система в соответствии со специально разработанными нор­ мативами предусматривает оплату труда членов брилад за выполнение ре­ монтных и вспомогательных работ в зависимости от объема основных ра­ бот (для буровых бригад - метраж пробуренных скважин, для экскаватор­ ных - объем погруженной.в транспортные средства горной массы).

В результате введения такой системы оплаты объем ремонтных -и вспомогательных работ на буровых и экскаваторных участках карьера Оле­ негорского ГОКа сократился на 50% /20/.

Усреднение руд

Внутрикарьерное усреднение руд - резерв повышения эффективно­ сти работы обогатительных фабрик и доменных печей.

мероприятия по усреднению железорудного сырья на карьерах без значительных капитальных затрат разработаны институтом "Гипроруда".

Составлены краткая геологическая и техническая характеристики по 28 железорудным месторождениям Советского Союза, разрабатываемым и намеченным к разработке открытым способом. Для большинства рассмот­ ренных месторождений приведены гистограммы и кривые распределения содержания железа в руде. Рассмотрены основные принципы организации горных работ на карьерах в режиме усреднения. Проанализированы осо­ бенности решения задач усреднения на различных этапах проектирова­ ния, планирования и управления и рассмотрены вопросы усреднения на подшихтовочно-аккумулирующих складах, а также организации геолого­ маркшейдерской и диспетчерской служб.. Приведены результаты предва­ рительной оценки показателей однородности качества железорудного сырья на ряде'действующих и проектируемых горно-обогатительных ком­ бинатов, и определена ориентировочная экономическая эффективность

внедрения результатов работ по усреднению руд./43/.

Два варианта технологии усреднения руд на карьерных складах в зависимости от вида карьерного транспорта (железнодорожного или ав­ томобильного) разработаны ИГД Минчермета СССР.

Согласно выполненным расчетам эксплуатационные затраты на усред­ нение руд на карьерных складах по этим вариантам составляют 400 - 600 тыс.руб/год. В результате улучшения технологических показателей обогатительного'процесса экономический эффект от переработки усред­ ненной руды (по сравнению с переработкой неусредненной руды)соетавляет 1,2-3,.О млн.руб.

Технология усреднения руды по варианту о железнодорожным транспортом внедрена на карьерах Коршуновского, Качканарского и Оленегорского ГОКов, а с автомобильным транспортом - на Ковдорском ГОКе. /44/.

Усреднение руды при ее добыче на Оленегорском ГОКе обеспечива­ ется систематическим планированием и выполнением недельных, суточ­ ных и сменных графиков добычи руды в карьере и отгрузки ее на обога­ тительную фабрику непосредственно из карьера и с усреднительного склада, состоящего из двух штабелей по 100-125 тыс.т.

Качественный состав руд определяется геологической службой рудника по результатам опробования бурового шлама взрывных скважин и.керна эксплуатационной разведки. Это позволяет планировать отгруз­ ку на фабрику различных по качеству руд от каждого экскаватора и из рудного склада в заданных объемах.

Последующее усреднение руды при ее дроблении, загрузке в бун­ кера и выпуске на конвейер, а также в процессе обогащения, класси­ фикации и измельчения приводит к тому, что среднеквадратичные от­ клонения параметров качества уменьшаются вдвое.

В результате сглаживания колебаний качества руды содержание железа в концентрате возрастает на и,12$, а извлечение на 0,32%.

21


Значительная работа по организации врутрикарьерногс усреднения руд перед их обогащением проводится на ряде Криворожских ГОКов(ЮГОК, НКГОК,.ИнГОК, ЦГОК, СевГОК).

На ДГОКе внутрикарьерное усреднение руд путем перспективного и текущего планирования горных работ внедрено по рекомендациям Криво­ рожского горнорудного и Московского горного институтов.

Основу перспективного планирования составляет сводный сетевой график организации горных работ на карьере на год с квартально-ме­ сячным их планированием; для текущего планирования такой основой - являются недельно-суточные графики, построенные по данным геологи­ ческого .и маркшейдерского отделов рудника /4-5/.

На ИнГОКе внутрикарьерное усреднение руд|1 обеспечивается в ос­ новном четырьмя следующими организационно-техническими мероприятия­ ми:

-планированием горных работ на карьере на год, квартал, месяц,

сутки;

-определением состава рудной шихты на смену по геологическим

данным;

-контролем за соблюдением состава рудной шихты и корректиров­ кой режимов работы экскаваторов и автотранспорта;

-распределением автотранспорта по экскаваторным забоям.

Для решения задач по усреднению сырья используется электронновычислительная машина, а для оперативного управления карьерным ав­ тотранспортом - световое табло.

От применения светового табло получен экономический эффект в сумме 23,5 тыс.руб/Год.

В результате осуществления вышеуказанного комплекса мероприя­ тий потери общего железа в хвостах на обогатительной фабрике ком­ бината уменьшились на 0,25%; годовой экономический эффект за счет рационального использования руды превысил 100 тыс.руб/Нб/.

Технология усреднения на карьерах КМА богатых железных руд для повышения однородности их качества (природная изменчивость этих руд в 5-V раз ниже норма) перед отгрузкой металлургическим за­ водам разработана и внедрена институтом "НИИКМА", совместно со спе­ циалистами рудников и треста "Центроруда".

Выемка руд в карьерах осуществляется одновременно из различ­ ных по качеству рудных блоков с учетом требований усреднения, преду­ смотренных календарными планами-графиками производства буровзрывных и экскаваторных работ. Для оперативного управления работой выемоч­ но-транспортного комплекса применяют недельно-суточные и сменно-су­ точные графики работы карьера, технологического транспорта и дро­

бильно-сортировочных фабрик. к2