Файл: Петренко, Е. Я. Некоторые особенности работы автотракторных дизелей в высокогорных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

линдрах и выпускных каналах двигателя, а также уве­ личивается коксование поршневых колец, впускных и вы­ пускных клапанов, распылителей форсунок. Кроме того, частицы нагара, откалываясь от деталей цилиндро-порш­ невой группы, попадают па стенки цилиндров и увели­ чивают степень износа деталей этой группы.

За счет ухудшения процессов смесеобразования и го­ рения увеличивается продолжительность горения и тем­ пература выхлопных газов, что свидетельствует об уве­ личении теплонапряженности двигателей. Поэтому при эксплуатации автотракторных двигателей с постоянной цикловой подачей топлива (с заводскими регулировками топливной аппаратуры) на высотах свыше 1500 м над уровнем моря часты случаи преждевременного выхода из строя головок и прокладок блока, вставок камеры сгорания, впускных и выпускных клапанов, поршней, поршневых колец и распылителей форсунок. Снижается при этом и срок службы картерного масла, так как с по­ вышением температурного режима работы двигателей из масла выгорают легкие фракции и увеличивается выде­ ление смол.

Работа дизелей в области дымления не может быть допущена, так как при этом показатели рабочего цикла значительно отличаются от номинальных, а также резко снижается экономичность двигателей. При работе дизе­ лей за пределами дымления увеличиваются затраты на техническое обслуживание, снижается надежность рабо­ ты и сроки службы двигателей. При этом увеличивается потребление дефицитных запасных частей (детали ци­ линдро-поршневой группы, прокладки и головки блока, вставки камеры сгорания, впускные и выпускные клапа­ ны, распылители форсунок и т. д.) и моторного масла, что создает определенные затруднения в снабжении кол­ хозов и совхозов этими материалами.

28

Второй случай, когда с увеличением высоты, путем соответственного уменьшения цикловой подачи топлива, коэффициент избытка воздуха сохраняется постоянным (а= со«5^). В этом случае часовой расход топлива дви­ гателем в высокогорных условиях изменяется по закону:

Сти = в

то ■кг!час.

(23)

 

Уо

 

Из уравнения (23)

видно, что при увеличении высо­

ты для обеспечения постоянных значений коэффициента избытка воздуха необходимо уменьшать часовой расход топлива бтн, пропорционально удельному весу воздуш­

ного заряда у'н- В качестве примера в таблице 4 представлены значе­

ния показателей работы дизеля СМД-14 в высокогорных условиях с постоянным значением коэффициента избытка

воздуха

(а = со/г$0> достигнутым путем соответственного

уменьшения цикловой подачи топлива.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Значения параметров работы дизеля СМД-14 с постоянным

коэффициентом

избытка воздуха в высокогорных условиях

Высота

Эффективная

х Часовой

расход

Удельный

расход

мощность.

топлива,

топлива.

над

 

 

 

 

 

 

уровнем

 

%

 

%

г

% ,

моря, м

л.с.

к г/ч а г

 

л. с. ч.

с

75.8

100,С

15,00

100,0

198

100,0

1000

08,1

89,8

13,62

90,6

200

101,0

2000

59,8

78,9

12,33

82.';

206

104,0

3000

52,0

68,6

11,13

74,2

214

108,1

29



Из этой таблицы видно, что работа автотракторных дизелей с постоянными значениями коэффициента из­ бытка воздуха в высокогорных условиях, достигнутыми путем соответственного уменьшения цикловой подачи топлива, не может быть рекомендована для широкого применения, так как на высотах 2000 м и более падение эффективной мощности достигает весьма ощутимых ве­ личин. В этом случае, вследствие значительного падения литровой мощности, не полностью используются возмож­ ности дизелей, что свидетельствует об относительном увеличении их металлоемкости с ростом высоты.

Третий случай, когда режим работы дизеля в высоко­ горных условиях доводится до предела дымления. В этом случае в начале понижения барометрического давления (увеличения высоты) цикловая подача топлива не из­ меняется, л (за счет снижения коэффициента избытка воздуха) происходит некоторое обогащение рабочей с.меси. При дальнейшем падении давления окружающего воздуха путем соответственного уменьшения цикловой подачи топлива этот коэффициент поддерживается по­ стоянным.

Следует отметить, что уменьшение коэффициента избытка воздуха не должно превышать 10—15% номи­ нального значения, так как в противном случае режим работы дизеля перейдет в область дымления со всеми вытекающими из этого последствиями.

Для определения оптимальных значений коэффициен­ та избытка воздуха и часового расхода топлива дизеля СМД-14 при работе па высотах до 3000 м над уровнем моря предлагаются формулы, полученные в результате стендовых испытаний этого дизеля в реальных высоко­ горных условиях:

а н— а о' ~р-(1+65- 10~3-Я);

(24)

ГО

 

30

а 0

Ун

(25)

 

 

«И

Уо'

 

где Н — высота над уровнем моря в км.

коэффициента

В таблице 5 представлены значения

избытка воздуха и часового

расхода

топлива дизеля

СМД-14 для высотных условий, полученные расчетом по предлагаемым формулам.

Таблица 5

Расчетные значения коэффициента избытка воздуха

ичасового расхода топлива дизеля СМД-14 для работы

ввысокогорных условиях

Высота

 

Коэффициент

Часовой

расход

 

избытка

 

топлива,

над

 

воздуха,

 

 

уровнем

 

 

 

 

 

моря, м

 

а

%

кг,'час

%

 

 

0

1.000

1,60

100,0

15,00

100,0

1000

0,900

1,53

95,6

14,12

94,1

2000

0,808

1,46

91,9

13,28

88,5

3000

0,725

1,39

86,9

12,52

83,5

Из этой таблицы видно, что с ростом высоты сни­ жается коэффициент избытка воздуха. На высоте 3000 м над уровнем моря коэффициент избытка воздуха соста­ вил а =1,39, что соответствует понижению примерно на 13% по сравнению с работой на нулевой высоте. Таким образом, минимальное значение этого коэффициента не достигло своего нижнего предела (15%).

5—3599

31


Такие значения коэффициента избытка воздуха до­ стигнуты путем уменьшения цикловой подачи топлива. На высоте 3000 м значение часового расхода топлива дизеля СМД-14 снизилось до 12,52 кг!час, что соответ­ ствует уменьшению примерно на 16% по сравнению с нулевой высотой.

В таблице 6 даны значения показателей работы дизе­ лей.СМД-14, Д-50 и Д-37М на пределах дымления, по­ лученные при стендовых испытаниях этих дизелей в реальных высотных условиях.

Таблица 6

Результаты испытаний дизелей СМД-14, Д-50 и Д-37М при работе на пределах дымления в высотных условиях

Высота над уров­ нем моря, м

С М Д -1 4

 

От,

£ е ,

с

кг

г

нас

Л. с. ч

 

5?

 

Ь

 

 

Д -5 0

I

 

.

5:?

 

час

 

 

Д-37М

 

2

и

кг

г

Л . с. ч

час

Л. с. ч

 

500

75,4

15,00

199

49,6

9,63

195

41,3

7,78

188

1000

71,0

14,38

200

46,5

9,33

200

39,8

7,66

193

1500

69,5

13,97

201

45,9

9,27

202

37,9

7,46

197

2000

66,3

13,52

204

44,3

9,08

205

34,1

6,96

204

2500

61,7

12,96

39,7

8,33

210

32,0

6,69

209

3000

56,0

12,32

220

35,5

7,52

212

31,0

6,48

209

.

32


Сравнивая данные таблиц 3, 4 и б, видим, что при работе дизелей на режимах предела дымления по мере возрастания высоты эффективная мощность снижается в больших пределах, чем при работе с постоянной цик­ ловой подачей топлива (заводские регулировки топлив­ ной аппаратуры). Это происходит потому, что оптималь­ ные значения коэффициента избытка воздуха здесь до­ стигнуты за счет уменьшения цикловой подачи топлива. Па высоте 3000 м эффективная мощность дизеля СМД-14 при работе на режиме предела дымления на 7,7% ниже, чем при работе с заводскими регулировками топливной аппаратуры, и па 7,2% выше, чем при работе с постоян­ ными значениями коэффициента избытка воздуха. При этом удельный расход топлива на 15,4% ниже, чем при работе с заводскими регулировками топливной аппара­ туры, и на 2,7% выше, чем при работе этого дизеля с постоянными значениями коэффициента избытка воз­ духа.

При сравнении данных таблиц 5 и 6 видно, что рас­ четные значения часового расхода топлива дизеля СМД-14 в высотных условиях мало чем отличаются от действительных, полученных при испытаниях этого ди­ зеля в реальных высотных условиях. Поэтому предла­ гаемые формулы (24) и (25) могут быть рекомендованы механизаторам для определения оптимальных режи­ мов эксплуатации дизелей СМД-14 в высогорных усло­

виях.

Как первое приближение • эти формулы могут быть использованы и для других типов двигателей, имеющих внхрекамерное смесеобразование, при работе на высотах до 3000 м над уровнем моря.

В качестве примера рассмотрим методику определе­ ния оптимальных режимов работы вихрекамерного ди­ зеля Д-54 на высотах до 3000 м над уровнем моря.

Б*

33

Показатели работы дизеля Д-54 иа пулевой высоте:

эффективная мощность Ыео 54 л. с.; часовой расход топлива Ото= 11,9 кг!час; удельный расход топлива §ео = 220 г/л. с. ч.\

теплотворная способность топлива На= 10150 ккал/кг; коэффициент избытка воздуха «=1,71; механический кпд двигателя 1]т = 0,62; давление окружающего воздуха Р0 = 1,033 кг/см2\ температура окружающего воздуха /0 = 15°С;

удельный вес воздушного заряда (табл. 2) у'0 =

= 0,992 кг/м3.

Для некоторого упрощения расчета условно принято, что параметры окружающего воздуха изменяются с вы­ сотой в соответствии с Международной стандартной ат­

мосферой (таблица 1), а механический

кпд двигателя

с высотой не изменяется.

работы дизеля

Для расчета оптимальных режимов

Д-54 в высотных условиях воспользуемся вышеприведен­ ными зависимостями.

Коэффициент избытка воздуха найдем по формуле:

ая= а 0.'Ц .[1-( 6 5 -10-3-Я].

То

/

Часовой расход топлива

• • кг/час,

То/

Индикаторный кпд двигателя

тц= (0,4—0,08а) - а.

34