Файл: Менделевич, А. М. Производственная программа и товарооборот предприятий общественного питания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различают индивидуальный (однотоварный) индекс цен, который характеризует изменение цен на отдельный товар, и общий, или групповой, характеризующий соот­ ношение цен на все товары (или отдельную группу то­ варов) .

Общий индекс цен на продукцию общественного пи­ тания может изменяться и при неизменных индивиду­ альных индексах вследствие изменения внутригрупповой структуры сырья.

Расчет общего индекса цен производится на основе данных статистической отчетности (формы № 4-торг). Средние цены определяются путем деления стоимости израсходованного сырья по товарным группам на его количество (табл. 4).

Наименование группы сырья и продуктов

Мясо и птица . . .

Колбасные изделия И т. д.

И т о г о . . .

Наценка общественного питания . . . .

Весь товарооборот . .

измере­

 

Единица

ния

 

ц

 

Ц

 

 

 

Т а б л и ц а

4

 

Средние цены,

Расход сырья

 

« £

в ценах,

тыс.

 

 

коп.

руб.

 

 

К о

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

и к

базисного■ периода! Р(

отчетного периода )(Pi

базисного периода 1)Ро(Q

отчетного периода

)Pi(<7i

н я ,7

S ю ^

 

 

 

 

 

HJ о 4—'

 

 

 

 

 

Z % Л

 

 

 

 

 

5 й ■£>

 

 

 

 

 

Ъ£ О.Й

 

 

 

 

 

405

175

164

70,9

66,42

310

185

190

57,35

58,9

V

 

 

580,0

573,0

 

 

110,7

109,4

 

 

 

 

 

 

690,7

682,4

Сумму наценки общественного питания в ценах ба­ зисного периода целесообразно рассчитывать по сло­ жившемуся уровню наценок к сумме расхода сырья по розничным ценам за отчетный период

109,4 х ЮО

19,09%; 580 X 19,09

110,7 тыс. руб.

573,0

100

 

Таким образом, общий индекс цен отчетного года на продукцию собственного производства и покупные това­ ры (весь товарооборот) по сравнению с прошлым годом

составит 0,988 Г682,4

Отсюда можно сделать вывод,

4690, 7.

 

16


что средняя стоимость единицы реализованном кулинар­ ной продукции и покупных товаров снизилась в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 1,2%.

Индекс физического объема товарооборота (/3) оп­ ределяется путем деления индекса товарооборота в це­

нах соответствующих лет

^/х— ? |- 1-

на индекс цен

I,

Щ\Р\

 

 

 

 

Ч\Ръ )•

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индекс товарооборота в ценах соответствующих лет

(11) по рассматриваемому

предприятию (табл.

2) со­

ставил 0,971

• Индекс цен (/2)

равняется

0,988.

Таким образом, индекс товарооборота в сопоставимых

ценах базисного периода (73) будет равен 0,983 (— =

\ h

~ (Н ш )' ^ ньши словами>если бы в отчетном периоде не произошло некоторого снижения цен на кулинарную

продукцию и покупные товары

(на 1,2%),

то фактичес­

кий объем

товарооборота анализируемого

предприятия

в отчетном

году составил бы не 682,4

тыс. руб., а

691,0 тыс. руб. (703X0,983).

выполнения

плана и ди­

После завершения анализа

намики товарооборота и выпуска продукции по балан­ совому предприятию или организации в целом проводит­ ся изучение этих показателей в разрезе отдельных филиалов (при анализе результатов деятельности ба­ лансового предприятия) или отдельных балансовых предприятий (при анализе результатов деятельности треста).

Анализ выполнения плана товарооборота и выпуска продукции по отдельным филиалам и местам реализа­ ции позволяет выявить изменения условий работы от­ дельных филиалов, а также недостатки в организации производства и контроля за выполнением плана.. Тем самым такой анализ способствует изысканию дополни­ тельных резервов увеличения выпуска продукции и раз­ работке конкретных мероприятий по. их использованию.

При анализе работы треста большую помощь может оказать использование метода группировки предприя­ тий. Группировку балансовых предприятий целесообраз­ но производить в зависимости от контингента“потреби­


телей и степени выполнения плана. По контингентам потребителей балансовые предприятия подразделяются на столовые при фабриках, заводах, учреждениях, учеб­ ных заведениях, школах и на общегородские предприя­ тия. Общегородские предприятия, находящиеся на само­ стоятельном балансе, в свою очередь могут группиро­ ваться по типам: рестораны, кафе, закусочные и др.

Группировка предприятий по контингентам потреби­ телей и в зависимости от типа имеет определенные труд­ ности, вызванные тем, что балансовые предприятия час­ то объединяют предприятия разного типа и одновремен­ но обслуживают различные контингенты потребителей. Поэтому целесообразно группировать по типам и кон­ тингентам обслуживаемых потребителей те предприятия, оборот и выпуск продукции которых занимают преобла­ дающее место в общем товарообороте и выпуске про­ дукции производственного объединения.

Группировка предприятий позволяет выявить степень обслуживания различных групп населения и тем самым выявить дополнительные резервы дальнейшего увели­ чения выпуска продукции и товарооборота общественно­ го питания.

В процессе анализа выполнения плана товарооборо­ та и выпуска продукции предприятиями треста важное значение имеет определение ритмичности и равномер­ ности выполнения плана каждым балансовым предприя­ тием и проведение сравнительного анализа работы от­ дельных предприятий.

Изучение ритмичности выполнения плановых заданий производится на основе исчисления коэффициента рит­ мичности, группировки предприятий по степени выпол­ нения плановых заданий, а также путем использования коэффициента вариации.

Коэффициент ритмичности определяют по формуле

он

К п= 1

П X 100

где Кр— коэффициент ритмичности; Он — недовыполнение плана товарооборота и выпус­

ка продукции предприятиями в относительных показателях;

Я — количество анализируемых предприятий.

18

Чем больше коэффициент ритмичности приближает­ ся к единице, тем выше ритмичность выполнения плана. Недостаток коэффициента ритмичности как показателя равномерности выполнения плана заключается в том, что он учитывает лишь размер и степень недовыполне­ ния плановых заданий, но не отражает амплитуду коле­ баний уровня выполнения плана. Резкие отклонения в уровне выполнения плана отдельными балансовыми предприятиями или их филиалами свидетельствуют о не­ достаточной обоснованности установленных плановых заданий. Поэтому одновременно с коэффициентом рит­ мичности целесообразно рассчитывать коэффициент ва­ риации выполнения плана по формуле

V'— X 100,

л:

где V — коэффициент вариации;

а — среднее квадратическое отклонение уровня вы­ полнения плана каждым предприятием от сред­ него уровня по тресту или группе предприятий;

х — средний уровень выполнения плана по

тресту

или группе предприятий.

 

Среднее квадратическое отклонение (о) рассчиты­

вается по формуле

 

п

 

где х — фактический уровень выполнения плана

каж­

дым предприятием;

 

п — число анализируемых предприятий.

 

Ритмичность работы предприятий и организаций общественного питания заключается не только в равно­ мерности выполнения итоговых плановых показателей всеми балансовыми предприятиями, но и в выполнении их в течение всего анализируемого периода, т. е. еже­ квартально и ежемесячно.

Характерной особенностью работы предприятий об­ щественного питания является неравномерность потока потребителей в отдельные часы работы, дни и недели

19



месяца. Существенное влияние на ритмичность работы предприятий оказывают сезонные и климатические фак­ торы, а также период каникул, отпусков. Поэтому усло­ вия работы и объем товарооборота и выпуска продукции одного планового периода (месяца, квартала) не сопо­ ставимы с другим. В связи с этим при анализе выполне­ ния плана в разрезе отдельных периодов работы пред­ приятия или организации фактический выпуск продук­ ции и объем товарооборота необходимо сопоставлять только с плановыми показателями и отчетными данными соответствующего периода прошлого года или за ряд лет.

Анализ выполнения плана товарооборота и выпуска продукции завершается изучением структуры продукции собственного производства и ассортимента покупных товаров. Данный анализ позволяет выявить степень удо­ влетворения спроса потребителей на готовые блюда, ку­ линарные изделия, полуфабрикаты, выпускаемые из различных видов сырья и продуктов, и на покупные то­ вары, реализуемые на предприятиях общественного пи­ тания без дополнительной обработки.

Анализ

производится на основе данных формы

№ 4-торг «Отчет по общественному питанию»

(разделы

II, III и IV)

(табл. 5).

учитывает

Действующая статистическая отчетность

ассортимент продукции общественного питания лишь по видам блюд (первые, вторые, третьи) без характеристи­ ки сырья, используемого для их изготовления. Поэтому анализ выпуска блюд в ассортименте должен быть до­ полнен изучением структуры использованного сырья.

При завершении анализа ассортимента выпускаемой продукции и структуры товарооборота, показывающего общую тенденцию работы предприятия над расширени­ ем ассортимента и использованием более трудоемкого сырья, целесообразно определить динамику средней тру­ доемкости выпускаемой продукции и товарооборота. Исчисление средней трудоемкости выпускаемой продук­ ции и товарооборота позволяет выразить эту тенденцию в количественных показателях. Для расчета средней трудоемкости товарооборота и выпуска продукции целе­ сообразно использовать коэффициенты трудоемкости обработки и реализации отдельных видов сырья и про­ дуктов, разработанные УкрНИИТОПом.

20