Файл: Леонтьев, П. А. Экономические основы военной мощи государства [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

расчет специалистов показывает, что для проведения только одной фронтовой наступательной операции потребуется около 300 тыс. тонн горючих и смазочных материалов, тогда как в прошлой войне, в 1945 году, расходовалось на фронтовую операцию всего лишь 42 тыс. тонн. При этом следует учесть, что в будущей войне возрас­ тает потребность в специальных видах топлива.

Во-вторых, производство ракетно-ядерного оружия, самолетов

со сверхзвуковой скоростью, высокоманевренных мощных танков и другой военной техники требует жаропрочных и тугоплавких спла­ вов, редких и цветных металлов, большого расхода электроэнергии.

В-третьих, будущая война будет наиболее ожесточенной. По­ этому потери боевой техники и оружия значительно возрастут. Если в Великой Отечественной войне потери самолетов в месяц состав­ ляли 21% всех самолетов, находившихся на фронте, а танков 19% и артиллерии 9%, то в будущей войне потери боевой техники (по расчетам специалистов НАТО, произведенных ими примени­ тельно к своим войскам) в первые полмесяца войны составят 60 - 85%. Таким образом, весьма вероятно, что потери в оружии, боевой технике могут быть в 6—8 раз больше, чем в прошлую войну 0

В-четвертых, сложность развертывания военного

производства

в условиях современной войны требует создания еще

в мирный пе­

риод запасов вооружения, достаточных для удовлетворения по­ требностей вооруженных сил хотя бы для начального периода войны. Конечно, нельзя сбрасывать со счета текущее производство боевой техники и оружия, которое должно возрастать в условиях войны. Для этого необходимо подготовить производственный аппарат про­ мышленности, энергетические мощности, которые можно было бы в короткие сроки переключить на выпуск военной продукции.

В-пятых, технический прогресс производства вызывает даль­ нейшую специализацию труда. В условиях подетальной специализа­ ции военного производства обеспечением вооруженных сил техни­ кой, оружием, горюче-смазочными материалами и продовольствием практически заняты в той или иной мере почти все отрасли общеегвениого производства. Поэтому для победы в современной войне важно иметь не только хорошо подготовленные и технически осна­ щенные вооруженные силы, но и осуществить целеустремленную, всестороннюю экономическую подготовку страны к обороне.

В-шестых, моторизация и механизация армий, сложность про­ изводства вооружения и возрастание его стоимости обусловили уве­ личение объема и стоимости материально-технического оснащения частей и соединений. Данные, характеризующие эту закономер­ ность, приведены выше.

Таким образом, чтобы обеспечить материальные потребности со­ временной войны, страна (коалиция) должна располагать мощной, технически развитой экономической базой, включающей все совре-1

1 См.: Военная стратегия, с. 382.

22


менные отрасли производства — промышленность, сельское хозяй­ ство, строительство, транспорт и связь.

Война, военное потребление и увеличение его объема не выте­ кают из внутренней природы социализма. Основной задачей социа­ листических стран является создание материально-технической ба­ зы социализма и коммунизма, наиболее полное удовлетворение по­ стоянно растущих материальных и культурных потребностей трудя­ щихся.

Однако в условиях сложной международной обстановки Комму­ нистическая партия и Советское правительство вынуждены выде­ лять большой объем материальных ресурсов для обеспечения обо­ ронных нужд страны.

Расходы на оборону в Государственном бюджете СССР на 1974 год определены в сумме 17,6 млрд, рублей, что составляет 9,1 % всех расходов бюджета.

От экономики страны ныне требуется обеспечить:

а) содержание кадровых Советских Вооруженных Сил, которые были бы в состоянии в любой момент нанести сокрушительный удар по агрессору;

б) систематическое обновление основных видов оружия и боевой техники. Если в начале XX века для замены основных видов ору­ жия требовалось 20—30 лет, то теперь замена оружия и боевой тех­ ники осуществляется в 2—3 раза быстрее. В США, например, после второй мировой войны сменилось пять поколений основных видов оружия; только за последние 12—15 лет сменилось 2—3 поколения ракет. Естественно, что СССР и другие страны социалистического содружества не могут допустить отставания в этом отношении от агрессивных империалистических государств;

в) накопление и систематическое обновление государственных и войсковых резервов и запасов;

г) систематическое и быстрое наращивание материальной базь гражданской обороны;

д) высокие темпы наращивания устойчивости и живучести мате­ риального производства в период войны;

е) совершенствование отраслевой структуры производства вооб­ ще, оборонной промышленности — в особенности, а также высокие темпы научно-технического прогресса.

В условиях бурного развития научно-технической революции, с одной стороны, и военного дела •— с другой, взаимоотношения между ними приобретают новые свойства. Ныне боевое оружие, вся боевая техника не могут быть созданы и управляемы без применения самых современных научных достижений.

Если в применении к производству наука становится непосред­ ственной производительной силой, то в военной области она все бо­ лее превращается в важнейший элемент, определяющий развитие боевой техники, оружия, военного дела в целом. Научно-исследо­ вательские и опытно-конструкторские работы (НИ и ОКР) состав-

23:


лнют значительный, а в некоторых системах, определяющий удель­ ный вес стоимости оружия и боевой техники. Так, затраты на иссле­ дования и разработку стратегического бомбардировщика В-52 пре­ высили 20% общих расходов его производства, межконтиненталь­ ных баллистических ракет — 60%, новейших космических систем —

90%.

Значительный удельный вес НИ и ОКР в структуре стоимости вооружения связан с огромными расходами государства на созда­ ние материальной базы, на проведение экспериментов и содержание большого количества работников научных учреждений. Сюда вклю­ чается содержание научных учреждений, занимающихся как фун­ даментальными, так и прикладными науками.

Мощная экономика и развитая материально-техническая база научных учреждений, которой располагают многие страны, позво­ лили резко сократить разрыв во времени между открытиями в тео­ ретических науках и их воплощением в жизнь. В самом деле, для

воплощения принципа

фотографии

в

практику потребовалось

102 года (1727—1829);

для телефона

этот срок составил 55 лет

(1820—1875); для телевидения — 14 лет

(1922—1936). На создание

же атомной бомбы понадобилось всего 6 лет (1939—1945), а для воплощения идей квантовой механики в действующий лазер — и то­ го меньше — 5 лет (1956—1961).

Что касается использования достижений науки в военном деле, то здесь следует выделить три основных направления: военная тех­ ника; управление войсками и оружием; люди, владеющие военной техникой.

Зависимость развития военной техники и оружия от состояния науки имеет давние традиции. Без элементарных знаний математи­ ки, физики и химии невозможно создать даже простейшее огне­ стрельное оружие, не говоря уже о сложных ракетных комплексах радиолокационных станциях, сверхзвуковых самолетах, надводных и подводных кораблях.

Развитие науки привело к подлинной революции и в средствах; управления. К ним относятся прежде всего приборы и механизмы, с помощью которых обрабатывается информация, осуществляется ее передача от низших подразделений высшим и от высших к низ­ шим, поддерживается связь между подразделениями, частями, сое­ динениями и объединениями. Решающее значение здесь имело воз­ никновение и развитие радио, радиоэлектроники, кибернетики. На этой основе возникли автоматизированные системы управления войсками.

Современная революция в военном деле выдвинула новые повы­ шенные требования и к человеку — главной силе на войне.

Чем сложнее военное дело, тем нужнее большая теоретическая и другая подготовка военных кадров. Необходима высокая военно­ техническая культура воинов. Только при этом условии можно эффективно использовать мощное вооружение для победы над про-

24


тивником В. И. Ленин указывал, что самое лучшее вооружение не дает эффекта «при отсутствии людей, способных со знанием дела пользоваться новейшими усовершенствованиями военной техники» Мощное, технически совершенное оружие само по себе не может обеспечить победы над врагом. Без человека самые совершенные технические средства мертвы. Человек и боевая техника находятся

вединстве.

Сдругой стороны, хорошо обученные, но плохо вооруженные военные кадры не могут рассчитывать на успех в вооруженной борь­ бе. Поэтому наука, научно-технический прогресс, которые воплоща­ ются в оружии и боевой технике, являются одним из важнейших факторов военной мощи государства.

Ленинские идеи о науке, как факторе укрепления оборонной мощи государства, закреплены и развиты в понятии научного по­ тенциала страны, означающего возможности науки решать совре­ менные и перспективные проблемы социально-экономического раз­ вития страны и самой науки.

Важнейшими показателями научного потенциала являются: вопервых, достигнутый уровень развития всех наук: естественных,, технических, общественных и военных;

во-вторых, характер связи науки с практикой и степень опере­ жения фундаментальными науками практики;

в-третьих, уровень развития производительных сил и матери­ альная база научно-исследовательских учреждений;

в-четвертых, число и квалификация научных работников, коли­ чество учебных и научно-исследовательских учреждений;

в-пятых, постановка дела образования в стране; в-шестых, способность государства планировать, организовы­

вать и направлять развитие науки и эффективное использование ее результатов в практике.

Коммунистическая партия я Советское государство в ходе со­ циалистического строительства не жалели сил и средств для разви­ тия науки, создавали ученым небходимые условия для плодотвор­ ной деятельности. Расходы на науку из средств государственного бюджета и других источников непрерывно возрастали. Примеча­ тельно, что расходы на научные исследования возрастали в большей степени, чем темпы роста национального дохода. Так, с 1940 по 1973 год расходы на науку в СССР увеличились с 0,3 до 15,7 млрд, рублей, т. е. в 52 раза, а произведенный национальный доход вырос в 7,5 раза.

Безусловно, все увеличивающееся финансирование научных учреждений, укрепление их кадрами, совершенствование матери­ альной базы не могло не сказаться на уровне и результатах науч­ ных исследований.1

1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 9, с. 156

25'


Л\ногие выдающиеся открытия советской науки были заложены еще в предвоенные годы. Именно тогда были разработаны теоре­ тические основы ядерной физики, атомной энергетики, физики по­ лупроводников, принципы радиолокации, теория ракетостроения.

Огромный вклад в научно-технический прогресс внесли наши ученые в послевоенный период. Они явились новаторами в области использования ядерной энергии в мирных целях, обеспечили широ­ кую программу космических исследований, выход человека в кос­ мос. достигли больших результатов в развитии физики, математи­ ки, биологии, медицины и других наук. Следовательно, шел процесс развития фундаментальных и прикладных наук.

Определяющим условием развития научного потенциала явля­ ется уровень развития производительных сил. В современный пе­ риод особенно велика зависимость научного потенциала от со­ стояния производительных сил и прежде всего от промышленно­ сти. Только высокий уровень современной промышленности позво­ ляет создать материально-техническую базу, необходимую для глу­ боких теоретических исследований и экспериментальных работ. Крупная промышленность обеспечивает также реализацию научных открытий, т. е. внедрение их в практику.

В социалистическом обществе созданы все условия для того, чтобы планомерно направлять работу ученых страны на решение важнейших, наиболее перспективных теоретических и практических проблем, имеющих огромное значение для строительства комму­ низма и укрепления оборонной мощи нашего государства. «Про­ гресс науки и техники, — говорил Л. И. Брежнев на XXIV съезде КПСС, — это главный рычаг создания материально-технической базы коммунизма... Перед нами, товарищи, задача исторической важности: органически соединить достижения научно-технической

революции с преимуществами социалистической системы хозяйства,

шире развить свои, присущие социализму, формы соединения нау­ ки с производством» '.

Состояние научного потенциала, степень его развития безуслов­ но зависят от наличия научно-исследовательских учреждений, от количества и уровня подготовки научных кадров, постановки дела народного образования.

За годы Советской власти сформировалась разветвленная сеть научных учреждений во главе с Академией наук СССР. Созданы республиканские академии наук, отделения АН СССР, научные центры на Урале и Дальнем Востоке.

Сегодня в нашей стране насчитывается 5251 научное учрежде­ ние, включая высшие учебные заведения, и свыше 1108 тыс. научных работников, с учетом профессорско-преподавательского состава и научных работников вузов. Научные работники Советского Союза составляют одну четвертую часть всех научных работников мира.

Кадры научных работников ежегодно пополняются выпускника-1

1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 57.

26