Файл: Кушнарев, Ю. М. Авторулевой Печора учебное пособие для студентов судоводительского факультета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
— электродвигатель СЛ-121 (М 5)— исполнительный двига тель, разворачивающий через дифференциал датчики курса М2 и М3 с заданной угловой скоростью в режиме «Циркуляция» и воз вращающий в нулевое положение эти сельсины при переходе на вид управления «Следящий» и «Простой»;
—сельсин ДБС-500 (БС-500), М4 и шкала руля; две стрелки «Истинный» (для ДБС-500) или одна (для БС-500). Эти стрелки сидят на валиках роторов сельсина-приемника М4, электрически связанного с сельсином-датчиком в РД. Они указывают по шкале руля его истинное положение;
—механические передачи, связывающие перечисленные эле менты;
— контактное приспособление К.П2, связанноё кинематически с сельсином М2 и замыкающее цепь питания реле Р 1, Р2, которые подключают двигатель М5 к источнику постоянного тока для воз врата курсовых сельсинов М2 и М3 в нулевое положение при пере ходе с «Автомата» на вид управления «Следящий» или «Простой»;
—переключатель КП1 (6) сигнализации об уходе судна с курса при виде управления «Автомат». Этот переключатель кинематиче ски связан с сельсином V\3;
—лампы Л4-Л7 для подсветки шкал курса и руля;
—реле Р1 и Р2 типа РЭС-8, осуществляющие коммутацию це пей питания двигателя М5 при его реверсе;
—клеммные платы П1—П14 для удобства производства электромонтажа механизма прибора ПУ.
Станция электроэлементов (СЭ)
Станция электроэлементов предназначена для размещения в ней электроэлементов, а также для удобства разводки кабельных ли ний.
Конструктивно СЭ представляет собой прибор водозащищенно го исполнения, в котором установлены контакторы для шунтирова ния добавочного сопротивления в цепи обмотки возбуждения испол нительного двигателя в системе Г-Д; трансформаторы; демпфирую щие контуры; блоки выпрямителей и клеммные платы.
На боковых стенках корпуса имеются сальники для ввода кабе лей. Верхняя крышка обеспечивает свободный доступ ко всем злектроэлементам.
Датчик рулевой (РД)
Конструктивно рулевой датчик представляет собой прибор тер мического исполнения.
Прибор состоит из корпуса и крышки. В нижней части корпуса выведен валик с рычагом. Рычаг связан с баллером руля. Над ры чагом установлена шкала положения руля. Четыре сальника для
10
ввода кабелей размещены на боковой стенке корпуса. В приборе установлены: сельсины-датчики следящей системы, вырабатываю щие сигнал отрицательной обратной связи, пропорциональный по ложению руля; сельсин-датчик, вырабатывающий сигнал истинного положения руля для рулевых указателей; электрические ограничи тели, состоящие из контактных групп и кулачков, клеммные платы.
Механизм, исполнительный (ИМ)
В зависимости от типа насоса в качестве исполнительного ме ханизма в авторулевых «Г1ечора-3»—«Печора-7» применяются при боры типа ИМ-1 или типа ИМ-2.
Прибор ИМ-1 предназначен для управления насосом регули руемой производительности типа ПД. Выходным органом прибора ИМ-1 является валик. Прибор ИМ-1 обеспечивает поворот управ ляющего органа насоса в пределах ±30°, причем углы поворота могут быть уменьшены в пределах от ±30° до ±15° через 1°. Установка величины предельного угла поворота управляющего ор гана насоса (в приборе ИМ-1) осуществляется при сдаче рулевой машины.
Конструктивно ИМ-1 является прибором водозащищенного ис полнения и состоит из корпуса и двух съемных крышек.
На верхней крышке установлена рукоятка ручного (местного) управления.
В приборе установлены электродвигатель -типа АДП-262, Ml, служащий исполнительным двигателем при дистанционном управ лении насосным агрегатом, сельсин БД-404А М2, служащий для выработки напряжения, пропорционального смещению управляю щего органа насоса — сигнала промежуточной обратной связи, ну левой установитель, служащий для установки управляющего орга на в нулевое положение при нормальном и аварийном обесточива нии исполнительного электродвигателя, при отпускании рукоятки ручного управления и при срабатывании электромагнитной муфты. Электромагнитная муфта типа МЭП находится в кинематической цепи от двигателя к управляющему органу насоса. Так как муфта работает на постоянном токе, а управление ИМ осуществляется переменным током, в приборе предусмотрен выпрямительный мо стик (диоды Д1-Д8) (8). Механический ограничитель угла пере кладки управляющего органа насоса расположен на верхней крышке.
Для предохранения управляющего органа насоса от перегрузки на выходном валике прибора ИМ-1 предусмотрен предохранитель ный поводок с пружинными ножницами. Фрикционная муфта дает возможность проворачивания рукояткой ручного управления управ ляющего органа насосного агрегата. Для ввода и подключения ка белей в приборе имеются сальники и клеммные платы.
11
Прибор ИМ-2 предназначен для управления золотниковым (распределительным) устройством насоса постоянной производи тельности н отличается от прибора ИМ-1 только тем, что у прибора ИМ-2 выходным органом является рейка, ход которой не регули руется.
§ 3. Принцип работы авторулевого при различных видах управления
Ручное (местное) управление
!'
Ручное управление является аварийным и осуществляется в АР для управления электрогидравлическими рулевыми машинами, т. е. в АР «Печора-3» — «Печора-7».
Этот вид управления позволяет управлять перекладкой руля не зависимо от всех элементов системы. При ручном виде управления рукоятку на приборе ИМ закладывают в паз на торце вала, связан ного непосредственно с управляющим органом насосного агрегата.
Направление перекладки руля соответствует направлению пово рота рукоятки.
Пружинный нулевой установитель прибора ИМ фиксирует ру коятку (и управляющий орган насоса) в нулевом положении.
Простое управление
Простое дистанционное управление, осуществляемое педальным устройством в АР, для управления одной рулевой машиной и ру коятками простого управления в АР для управления двумя руле выми машинами. Этот вид управления является резервным и позво ляет выполнять все необходимые операции по маневрированию судна.
В АР для управления двумя секторными рулевыми машинами («Печора-2») при простом виде управления предусматривается возможность раздельного управления рулями.
Для осуществления простого управления переключатель видов управления необходимо установить в положение «Простой». При этом на ПУ должна загореться сигнальная лампа «Простой».
В АР «Печора-1 и «Печора-2» простое управление осущест вляется следующим образом:
— при нажатии педали (поворота рукоятки) замыкаются кон такты соответствующего микропереключателя и напряжение от си лового трансформатора подается на вход фазочувствительного устройства тиристорного усилителя;
12
— с выхода усилителя сигнал определенной величины и поляр ности поступает на обмотку возбуждения генератора системы «Г-Д». Исполнительный двигатель, при получении управляющего сигнала определенной величины и полярности, производит пере кладку руля на требуемый угол;
— руль при этом будет перекладываться до тех пор, пока будет нажата педаль (повернута рукоятка), либо пока он не достигнет электрических ограничителей, т. е. угол перекладки пропорциона лен времени удержания управляющего органа в нажатом положе нии.
В АР «Печора-3» — «Печора-7» простое управление осущест вляется следующим образом:
— при нажатии педали «Лево» («Право») замыкаются контак ты соответствующих микропереключателей и в исполнительном механизме подается напряжение на обмотку управления двига теля Ml;
—управляющее напряжение поступает от силового трансфор матора, причем фаза этого напряжения зависит от нажатой педали,
афаза напряжения возбуждения всегда остается неизменной;
—при поступлении напряжения на двигатель Ml его ротор на чинает вращаться-и перемещать выходной орган—выходной валик
вИМ-1 (или рейку в ИМ-2) и связанный с ним управляющий ор ган насосного агрегата в соответствующую сторону. Одновременно будут сжаты пружины нулевого установителя. Как только управ ляющий орган насоса сместится из нулевого положения, рулевая машина начнет перекладку руля. При отпускании педали микро переключатель разорвет цепь управления двигателя и пружина нулевого установителя вернет управляющий орган насоса в нуле вое положение. Перекладка руля прекратится.
Для уменьшения времени, необходимого для возврата управ ляющего органа насоса в нулевое положение пружинами нулевого установителя, в схеме предусмотрен разрыв механической связи между управляющим органом насоса и ротором двигателя, так как если эту связь не разрывать, то двигатель перейдет в генератор ный режим и создаст момент, противодействующий возврату управ ляющего органа насоса в нулевое положение. Разрыв механической связи осуществляется электромагнитной муфтой, на которую при отпускании педали подается напряжение, вызывающее ее сраба тывание.
В АР «Печора-i», «11ечора-3» и «Печора-4», у которых для осуществления простого управления используются педали, одновре менное их нажатие невозможно, так как они механически заблоки рованы.
Для возврата руля в ДГ1 (диаметральную плоскость) необхо димо нажать другую педаль и в момент подхода руля к ДП опу стить педаль.
13
Следящее управление
При следящем виде_управления соответствующим поворотом рукоятки управления задается направление и величина угла пере кладки руля.
Отработка заданного значения угла перекладки руля осущест вляется с помощью следящей системы.
Для перехода на следящее управление переключатель видов управления необходимо установить в положение «Следящий». При этом должна загореться сигнальная лампа «Следящий» на ПУ.
Функции датчиков следящей системы выполняют сельсины БД-404А (Мб, М8).
Следящее управление в АР «Печора-1» и «Печора-2» осущест вляется следующим образом (рис. 3). При повороте рукоятки управления на заданный угол поворачиваются связанные с ней ки нематически роторы задающих сельсинов Мб, М8.
С задающих сельсинов на входы усилителей подается напряже ние, пропорциональное углу поворота рукоятки управления. С вы хода усилителя напряжение поступает на обмотку возбуждения генератора системы «Г-Д». Исполнительный двигатель, подключен ный к выходу генератора, осуществляет перекладку руля. Напряже ние обратной связи, снимаемое с сельсина датчика обратной связи (М2 прибора РД), подается на вход усилителя в противофазе с на пряжением задающего сельсина. Исполнительный двигатель будет до тех пор перекладывать руль, пока напряжение от задающих сельсинов Мб, М8 не будет скомпенсировано напряжением обрат ной связи. В результате руль будет переложен на требуемый угол. При возвращении рукоятки управления в «ноль» руль возвращает ся в диаметральную плоскость.
В АР «Печора-3»—«Печора-7» следящее управление осущест вляется следующим образом:
—с задающего сельсина на вход усилителя подается напряже ние, пропорциональное углу поворота рукоятки управления. С вы хода усилителя напряжение поступает на управляющую >обмотку исполнительного двигателя Ml, расположенного в приборе ИМ. Двигатель приходит во вращение и смещает управляющий орган насоса от нулевого положения;
—с сельсина насоса в схему суммирования на входе усилителя поступает напряжение, близкое по величине и противоположное по фазе заданному напряжению;
—усиленная разность напряжений создает на двигателе мо мент, величина которого достаточна только для создания момента, уравновешивающего пружины нулевого установителя. Вследствие этого, управляющий орган насоса, который перемещается от нуле
вого положения, остановится, оставаясь в смещенном положении, а руль будет перекладываться;
14
— с ротора сельсина руля (М2 прибора РД) в схему суммиро вания поступает напряжение, по знаку противоположное задан ному;
■— исполнительный двигатель (Ml прибора ИМ), получив сиг нал противоположного знака, начнет возвращать управляющий орган насоса к нулевому положению. В тот момент, когда руль бу дет переложен на заданный угол, напряжение с датчика скомпен сирует входное напряжение усилителя, а напряжение с датчика прибора ИМ практически станет равным нулю и руль остановится.
При виде управления «Следящий» в системе предусмотрен самовозврат рукоятки управления в нулевое положение.
Ц и р к у л я ц и я
Для осуществления вида управления «Циркуляция» переключа тель видов управления необходимо перевести в положение «Авто мат». При этом должна загореться сигнальная лампа «Автомат».
Циркуляция осуществляется посредством поворота рукоятки на некоторый угол и фиксации ее в повернутом положении с помощью специального фиксирующего устройства.
Одновременно с поворотом рукоятки разворачиваются кинема тически связанные с ней роторы сельсинов Мб и М8, выполняющие в этом режиме роль задатчиков циркуляции.
Фазные обмотки этих сельсинов при этом соединяются последо вательно для получения необходимой величины сигнала управле ния электродвигателем циркуляции.
При повороте рукоятки управления на некоторый угол перемен ное напряжение, снимаемое с сельсинов Мб и М8, подается через выпрямитель на якорь электродвигателя М5 в качестве сигнала управления.
Электродвигатель М5 (СЛ-121) со скоростью, пропорциональ ной углу поворота рукоятки управления, начнет через дифферен циал разворачивать сельсины курса М2 и М3, которые выдают сигнал перекладки руля через усилительный тракт на рулевую ма шину.
Принимающий курса, автоматный сельсин М7, связанный электрически с гирокомпасом, начнет отворачивать через тот же дифференциал курсовые сельсины М2 и М3 в противоположную сторону, стремясь вернуть их в нулевое положение. -
После окончания переходного процесса, т. е. когда скорость от работки будет равна скорости заданной, в системе будет иметь ме сто «ошибка» (подвижный индекс будет отклонен от неподвижного на некоторый угол), в результате которой руль будет отклонен на некоторый угол, необходимый для осуществления циркуляции с за данной угловой скоростью.
15