Файл: Кушнарев, Ю. М. Авторулевой Печора учебное пособие для студентов судоводительского факультета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
Эта «ошибка» проявляется при выходе судна на новый курс после окончания режима «Циркуляция».
Устранение этой «ошибки» осуществляется с помощью дополни тельного сигнала, пропорционального интегралу от угла рассогла сования, вырабатываемого с помощью блока коррекции (БК).
Реверс электродвигателя М5 при повороте рукоятки управления
вдругую сторону осуществляется с помощью микровыключателей
В10, В11 и реле Р 1, Р2, изменяющих полярность напряжения, пода ваемого на якорь электродвигателя М5.
При переходе на вид управления «Следящий» или «Простой» осуществляется возврат курсовых сельсинов М2 и М3 в нулевое по ложение, в случае, если они находились в этот момент в разверну том положении. Это производится с помощью контактного приспо собления КП2, которое до тех пор оставляет электродвигатель М5 под напряжением, пока сельсины М2 и М3, не вернутся в нулевое положение и не разомкнут контакты КП2.
^Автоматическое управление
Вид управления «Автомат» позволяет автоматически удержи вать судно на заданном курсе.
Для осуществления вида управления «Автомат» переключатель видов управления необходимо установить в положение «Автомат».
При этом должна загореться сигнальная лампа «Автомат», а принимающий сельсин курса М7 подключиться к датчику гироком паса.
Если судно идет заданным курсом, то подвижный индекс совме щен с неподвижным, роторы задающих курсовых сельсинов М2 и
.М3 находятся в нулевом положении, напряжение на входе усили теля равно нулю и руль находится в диаметральной плоскости
(ДП).
Отклонение судна от заданного курса будет воспринято гиро компасом, который через датчик развернет роторы сельсинов, при нимающих курса.
Репитерный сельсин Ml при этом развернет шкалы грубого и точного отсчета курса, а автоматный сельсин М7 развернет через дифференциал роторы задающих сельсинов курса М2 и М3 и свя занный с ними подвижный индекс.
Переменное напряжение с задающих сельсинов курса, сумми руясь с сигналом, пропорциональным скорости изменения угла кур са, который вырабатывается блоком коррекции, поступает на вход усилителя.
В АР «Печора-1» и «Печора-2» управляющий сигнал с выхода усилителя подается на обмотку возбуждения генератора системы
«Г-Д».
В АР «Печора-3» — «Печора-6» усиленный по напряжению и мощности управляющий сигнал с выхода усилителя подается на
16
двигатель Ml исполнительного механизма (ИМ), управляющего работой насоса рулевой машины.
Рулевая машина осуществляет перекладку руля в зависимости от фазы и величины управляющего сигнала в соответствующую сторону от фазы так, что судно возвращается на прежний курс.
Для различных условий плавания и в зависимости от гидроди намических свойств судна при одной и той же величине рыскания требуется различная величина перекладки руля для возврата судна на заданный курс.
Отношение величины изменения курса ср к величине перекладки руля (3 называется коэффициентом обратной связи, характеризую щим степень эффективности руля.
О |
(1) |
КОС = — . |
р
Изменение величины кос осуществляется путем подачи различ ного напряжения возбуждения на сельсин-датчик положения руля
вприборе РД.
Всхеме предусмотрено одиннадцать значений кос: 0,1; 0,15; 0,2; 0,35; 0,5; 0,7; 0,85; 1,0; 1,2; 1,35; 1,5.
Вцелях улучшения стабилизации судна на заданном курсе в закон управления введен сигнал, пропорциональный скорости из менения курса, вырабатываемый блоком коррекции (БК).
Величина выходного напряжения БК устанавливается |
потен |
|
циометром регулировки с диапазоном изменения сигнала |
от «0» |
|
до «1». |
|
|
Устанавливаемая величина сигнала производной |
зависит от |
|
гидродинамических свойств судна и условий плавания |
(скорости |
хода, загрузки судна, погодных условий и т. п.) и должна быть та кой, чтобы обеспечить удержание судна на курсе с заданной точ ностью.
Глава Ц. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ
§ 4. Общее наблюдение и уход
Личному составу, занятому обслуживанием аппаратуры АР «Печора», необходимо изучить всю техническую документацию, прилагаемую к системе.
Разборку приборов и механизмов аппаратуры следует произво дить только специалистам. Разборка приборов аппаратуры с целью
их изучения к а т е г о р и ч е с к и воспрещается. |
|
|
|
В период навигации аппаратура |
должна всегда находиться в |
||
состоянии готовности к действию. |
! |
Гос. публичная----------------- |
“Г |
|
|
МЯ.учК0“Т^хНИч*.,сИ5й |
|
|
|
виблио. Ci.dL С?СР |
I |
|
|
ЗКЗЕМ; цЛИ-Р |
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА i
Во время эксплуатации авторулевого необходимо постоянно производить планово-предупредительные осмотры (ППО) ежене дельные, ежемесячные и полугодовые.
Необходимо следить за герметичностью и водозащищенностыо приборов путем периодической проверки уплотнения крышек и сальников.
Проверять надежность крепления узлов, механизмов, приборов
имонтажа, надежность затяжки винтов и гаек, не залитых крас кой, надежность включения, отключения, фиксации переключате лей и контактных групп, наличие смазки в кинематических звеньях приборов. Проверять предохранители. Проверять состояние кабелей
иперемычек заземления.
Неисправные элементы заменять новыми из ЗИПа, имеющегося на судне.
Болты крышек затягивать до упора. Один раз в неделю необходимо:
а) производить наружный осмотр приборов; б) проверять пуск и остановку насосов от местных выключате
лей и с приборов ПУ; в) проверять работу авторулевого.
Не реже одного раза в месяц дополнительно к проверкам, опи санным выше, следует проверять сопротивление изоляции между корпусом и каждой из соединительных клемм на платах приборов.
Сопротивление изоляции, измеренное 500-вольтовым мегометром, должно быть в холодном состоянии — не менее 2-х МОм, в на гретом состоянии — не менее 1 МОм.
Примечание. Перед измерением сопротивления изоляции необ ходимо отсоединить провода от клемм 1 и 2 пла ты 1 усилителей 1 и 2.
Раз в полгода дополнительно к проверкам, приведенным выше, " необходимо:
а) производить внешний и внутренний осмотр всех приборов АР;
б) проверять смазку приборов согласно заводской инструкции; в) проверять величину контактного давления и производить
чистку и промывку контактных групп.
Контактное давление для контактных групп (КП1-КП2) в при борах рулевого датчика должно быть не менее 120 г.
Результаты периодических осмотров заносить в формуляр и су довой журнал.
18
§ 5. Проверка работоспособности
Авторулевой «Печора-1»
1.Произвести внешний осмотр.
2.Подать питание в схему рулевых указателей и убедиться в том, что при включении схемы рулевых указателей разность между показанием по шкале рулевой машины и стрелки истинного указа теля положения руля не превышает 1,0°.
3.Переключатель видов управления на Г1У установить в поло жение «Простой», а переключатель усилителей в положение «Уси литель-1».
4.Подать на АР питание переключателем «РМ». При этом должна загореться лампа сигнализации включения схемы привода, лампы подсветки шкал и сигнальная лампа «Простой».
5.Проверить синхронную связь сельсина-датчика гирокомпаса
ипринимающего в ПУ, согласовав их положения по шкалам. Со гласование осуществляется с помощью рукоятки согласования шкал курса в ПУ.
6.Нажать педаль «право руля» и не отпускать до остановки руля в положении, соответствующем показанию стрелки указателя
положения руля 35°±1° право.
7.Нажать педаль «лево руля» и не отпускать до остановки руля
вположении, соответствующем показанию стрелки указателя по ложения руля 35°±1° лево.
8.Вернуть руль в диаметральную плоскость.
9.Переключатель усилителей перевести в положение «Усили- тель-2» и проверить работу АР при виде управления «Простой» по пунктам 4—8 настоящей инструкции.
10.Переключатель видов управления перевести в положение «Следящий». При этом должна загореться сигнальная лампа «Сле
дящий».
11.Поворотом рукоятки управления вправо задать угол пере кладки руля 30° и убедиться по показанию стрелки указателя по ложения руля в ПУ в том, что отработка производится с точностью
впределах ±2,0°.
12.Поворотом рукоятки управления на еще больший угол убе
диться в обеспечении пределов перекладки 35°±1°.
13.Поворотом рукоятки управления влево вернуть руль в ДП.
14.Аналогично пунктам 11—13 настоящей инструкции проверить перекладку руля на левый борт.
15.Переключатель усилителей перевести в положение «Усили тель-1» и проверить работу АР при виде управления «Следящий» по пунктам 11 — 14 настоящей инструкции.
16.Установить переключатель видов управления в положение «Автомат», при этом должна загореться сигнальная лампа «Авто
мат».
19
17. Проверить работу электрических ограничителей перекладки
руля. Для этого поворачивать рукоятку управления до прекраще ния перекладки руля влево, затем вправо.
Пределы углов перекладки должны соответствовать ±35°±1°.
18. Проверить работу блоков коррекции (БК1 и БК2), выраба тывающих сигналы, пропорциональные производной и интегралу от угла изменения курса.
а) проверка сигнала производной
—выключить питание «РМ», открыть верхнюю крышку ПУ и откинуть механизм прибора ПУ наверх до фиксации его в откры том положении;
—отключить от клемм 2 и 3 клеммной платы П11 механизма прибора ПУ провода 20 и 21 и соединить их между собой (закоро
тить) ;
—отключить от клемм 2 и 3 клеммной платы П12 механизмов прибора ПУ провода 24 и 25 и также соединить их между собой (закоротить);
—опустить на место механизм прибора ПУ и закрыть верхнюю крышку;
—рукоятку регулировки сигнала производной и рукоятку пере
ключателя кос установить в положение «1»;
— включить питание «РМ», вывести рукоятку управления из нулевого положения до отметки 10—15° по шкале поворота ру коятки;
— зафиксировать при этом по шкале указателя положения ру ля поворот стрелки на некоторый угол и возврат в нулевое поло жение;
—повторить проверку поворотом рукоятки управления на дру гой борт;
—перевести переключатель усилителей в положение «Усили-
тель-2» и повторить проверку наличия сигнала производной;
— после окончания проверки выключить питание «РМ» и вос становить монтаж.
б) проверка сигнала интеграла
- включить питание «РМ»;
—установить рукоятку регулировки сигнала производной в по ложение «0», а переключатель кос оставить в положении «1»;
—сместить подвижный индекс на 2—3 градуса влево (вправо) поворотом рукоятки управления и вернуть ее в нулевое положе
ние;
—руль при этом быстро переместится на величину 2—3 граду са в соответствующую сторону;
—открыть нижнюю крышку и вынуть из гнезд предохранитель 10 и снова вывести рукоятку управления из нулевого положения на
такой же угол поворота;
20