Файл: Кушнарев, Ю. М. Авторулевой Печора учебное пособие для студентов судоводительского факультета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта «ошибка» проявляется при выходе судна на новый курс после окончания режима «Циркуляция».

Устранение этой «ошибки» осуществляется с помощью дополни­ тельного сигнала, пропорционального интегралу от угла рассогла­ сования, вырабатываемого с помощью блока коррекции (БК).

Реверс электродвигателя М5 при повороте рукоятки управления

вдругую сторону осуществляется с помощью микровыключателей

В10, В11 и реле Р 1, Р2, изменяющих полярность напряжения, пода­ ваемого на якорь электродвигателя М5.

При переходе на вид управления «Следящий» или «Простой» осуществляется возврат курсовых сельсинов М2 и М3 в нулевое по­ ложение, в случае, если они находились в этот момент в разверну­ том положении. Это производится с помощью контактного приспо­ собления КП2, которое до тех пор оставляет электродвигатель М5 под напряжением, пока сельсины М2 и М3, не вернутся в нулевое положение и не разомкнут контакты КП2.

^Автоматическое управление

Вид управления «Автомат» позволяет автоматически удержи­ вать судно на заданном курсе.

Для осуществления вида управления «Автомат» переключатель видов управления необходимо установить в положение «Автомат».

При этом должна загореться сигнальная лампа «Автомат», а принимающий сельсин курса М7 подключиться к датчику гироком­ паса.

Если судно идет заданным курсом, то подвижный индекс совме­ щен с неподвижным, роторы задающих курсовых сельсинов М2 и

.М3 находятся в нулевом положении, напряжение на входе усили­ теля равно нулю и руль находится в диаметральной плоскости

(ДП).

Отклонение судна от заданного курса будет воспринято гиро­ компасом, который через датчик развернет роторы сельсинов, при­ нимающих курса.

Репитерный сельсин Ml при этом развернет шкалы грубого и точного отсчета курса, а автоматный сельсин М7 развернет через дифференциал роторы задающих сельсинов курса М2 и М3 и свя­ занный с ними подвижный индекс.

Переменное напряжение с задающих сельсинов курса, сумми­ руясь с сигналом, пропорциональным скорости изменения угла кур­ са, который вырабатывается блоком коррекции, поступает на вход усилителя.

В АР «Печора-1» и «Печора-2» управляющий сигнал с выхода усилителя подается на обмотку возбуждения генератора системы

«Г-Д».

В АР «Печора-3» — «Печора-6» усиленный по напряжению и мощности управляющий сигнал с выхода усилителя подается на

16


двигатель Ml исполнительного механизма (ИМ), управляющего работой насоса рулевой машины.

Рулевая машина осуществляет перекладку руля в зависимости от фазы и величины управляющего сигнала в соответствующую сторону от фазы так, что судно возвращается на прежний курс.

Для различных условий плавания и в зависимости от гидроди­ намических свойств судна при одной и той же величине рыскания требуется различная величина перекладки руля для возврата судна на заданный курс.

Отношение величины изменения курса ср к величине перекладки руля (3 называется коэффициентом обратной связи, характеризую­ щим степень эффективности руля.

О

(1)

КОС = — .

р

Изменение величины кос осуществляется путем подачи различ­ ного напряжения возбуждения на сельсин-датчик положения руля

вприборе РД.

Всхеме предусмотрено одиннадцать значений кос: 0,1; 0,15; 0,2; 0,35; 0,5; 0,7; 0,85; 1,0; 1,2; 1,35; 1,5.

Вцелях улучшения стабилизации судна на заданном курсе в закон управления введен сигнал, пропорциональный скорости из­ менения курса, вырабатываемый блоком коррекции (БК).

Величина выходного напряжения БК устанавливается

потен­

циометром регулировки с диапазоном изменения сигнала

от «0»

до «1».

 

 

Устанавливаемая величина сигнала производной

зависит от

гидродинамических свойств судна и условий плавания

(скорости

хода, загрузки судна, погодных условий и т. п.) и должна быть та­ кой, чтобы обеспечить удержание судна на курсе с заданной точ­ ностью.

Глава Ц. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ

§ 4. Общее наблюдение и уход

Личному составу, занятому обслуживанием аппаратуры АР «Печора», необходимо изучить всю техническую документацию, прилагаемую к системе.

Разборку приборов и механизмов аппаратуры следует произво­ дить только специалистам. Разборка приборов аппаратуры с целью

их изучения к а т е г о р и ч е с к и воспрещается.

 

 

В период навигации аппаратура

должна всегда находиться в

состоянии готовности к действию.

!

Гос. публичная-----------------

“Г

 

 

МЯ.учК0“Т^хНИч*.,сИ5й

 

 

 

виблио. Ci.dL С?СР

I

 

 

ЗКЗЕМ; цЛИ-Р

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА i


Во время эксплуатации авторулевого необходимо постоянно производить планово-предупредительные осмотры (ППО) ежене­ дельные, ежемесячные и полугодовые.

Необходимо следить за герметичностью и водозащищенностыо приборов путем периодической проверки уплотнения крышек и сальников.

Проверять надежность крепления узлов, механизмов, приборов

имонтажа, надежность затяжки винтов и гаек, не залитых крас­ кой, надежность включения, отключения, фиксации переключате­ лей и контактных групп, наличие смазки в кинематических звеньях приборов. Проверять предохранители. Проверять состояние кабелей

иперемычек заземления.

Неисправные элементы заменять новыми из ЗИПа, имеющегося на судне.

Болты крышек затягивать до упора. Один раз в неделю необходимо:

а) производить наружный осмотр приборов; б) проверять пуск и остановку насосов от местных выключате­

лей и с приборов ПУ; в) проверять работу авторулевого.

Не реже одного раза в месяц дополнительно к проверкам, опи­ санным выше, следует проверять сопротивление изоляции между корпусом и каждой из соединительных клемм на платах приборов.

Сопротивление изоляции, измеренное 500-вольтовым мегометром, должно быть в холодном состоянии — не менее 2-х МОм, в на­ гретом состоянии — не менее 1 МОм.

Примечание. Перед измерением сопротивления изоляции необ­ ходимо отсоединить провода от клемм 1 и 2 пла­ ты 1 усилителей 1 и 2.

Раз в полгода дополнительно к проверкам, приведенным выше, " необходимо:

а) производить внешний и внутренний осмотр всех приборов АР;

б) проверять смазку приборов согласно заводской инструкции; в) проверять величину контактного давления и производить

чистку и промывку контактных групп.

Контактное давление для контактных групп (КП1-КП2) в при­ борах рулевого датчика должно быть не менее 120 г.

Результаты периодических осмотров заносить в формуляр и су­ довой журнал.

18

§ 5. Проверка работоспособности

Авторулевой «Печора-1»

1.Произвести внешний осмотр.

2.Подать питание в схему рулевых указателей и убедиться в том, что при включении схемы рулевых указателей разность между показанием по шкале рулевой машины и стрелки истинного указа­ теля положения руля не превышает 1,0°.

3.Переключатель видов управления на Г1У установить в поло­ жение «Простой», а переключатель усилителей в положение «Уси­ литель-1».

4.Подать на АР питание переключателем «РМ». При этом должна загореться лампа сигнализации включения схемы привода, лампы подсветки шкал и сигнальная лампа «Простой».

5.Проверить синхронную связь сельсина-датчика гирокомпаса

ипринимающего в ПУ, согласовав их положения по шкалам. Со­ гласование осуществляется с помощью рукоятки согласования шкал курса в ПУ.

6.Нажать педаль «право руля» и не отпускать до остановки руля в положении, соответствующем показанию стрелки указателя

положения руля 35°±1° право.

7.Нажать педаль «лево руля» и не отпускать до остановки руля

вположении, соответствующем показанию стрелки указателя по­ ложения руля 35°±1° лево.

8.Вернуть руль в диаметральную плоскость.

9.Переключатель усилителей перевести в положение «Усили- тель-2» и проверить работу АР при виде управления «Простой» по пунктам 4—8 настоящей инструкции.

10.Переключатель видов управления перевести в положение «Следящий». При этом должна загореться сигнальная лампа «Сле­

дящий».

11.Поворотом рукоятки управления вправо задать угол пере­ кладки руля 30° и убедиться по показанию стрелки указателя по­ ложения руля в ПУ в том, что отработка производится с точностью

впределах ±2,0°.

12.Поворотом рукоятки управления на еще больший угол убе­

диться в обеспечении пределов перекладки 35°±1°.

13.Поворотом рукоятки управления влево вернуть руль в ДП.

14.Аналогично пунктам 11—13 настоящей инструкции проверить перекладку руля на левый борт.

15.Переключатель усилителей перевести в положение «Усили­ тель-1» и проверить работу АР при виде управления «Следящий» по пунктам 11 — 14 настоящей инструкции.

16.Установить переключатель видов управления в положение «Автомат», при этом должна загореться сигнальная лампа «Авто­

мат».

19



17. Проверить работу электрических ограничителей перекладки

руля. Для этого поворачивать рукоятку управления до прекраще­ ния перекладки руля влево, затем вправо.

Пределы углов перекладки должны соответствовать ±35°±1°.

18. Проверить работу блоков коррекции (БК1 и БК2), выраба­ тывающих сигналы, пропорциональные производной и интегралу от угла изменения курса.

а) проверка сигнала производной

выключить питание «РМ», открыть верхнюю крышку ПУ и откинуть механизм прибора ПУ наверх до фиксации его в откры­ том положении;

отключить от клемм 2 и 3 клеммной платы П11 механизма прибора ПУ провода 20 и 21 и соединить их между собой (закоро­

тить) ;

отключить от клемм 2 и 3 клеммной платы П12 механизмов прибора ПУ провода 24 и 25 и также соединить их между собой (закоротить);

опустить на место механизм прибора ПУ и закрыть верхнюю крышку;

рукоятку регулировки сигнала производной и рукоятку пере­

ключателя кос установить в положение «1»;

— включить питание «РМ», вывести рукоятку управления из нулевого положения до отметки 10—15° по шкале поворота ру­ коятки;

— зафиксировать при этом по шкале указателя положения ру­ ля поворот стрелки на некоторый угол и возврат в нулевое поло­ жение;

повторить проверку поворотом рукоятки управления на дру­ гой борт;

перевести переключатель усилителей в положение «Усили-

тель-2» и повторить проверку наличия сигнала производной;

— после окончания проверки выключить питание «РМ» и вос­ становить монтаж.

б) проверка сигнала интеграла

- включить питание «РМ»;

установить рукоятку регулировки сигнала производной в по­ ложение «0», а переключатель кос оставить в положении «1»;

сместить подвижный индекс на 2—3 градуса влево (вправо) поворотом рукоятки управления и вернуть ее в нулевое положе­

ние;

руль при этом быстро переместится на величину 2—3 граду­ са в соответствующую сторону;

открыть нижнюю крышку и вынуть из гнезд предохранитель 10 и снова вывести рукоятку управления из нулевого положения на

такой же угол поворота;

20