Файл: Кутыркин, В. А. Расчет параметров некоторых систем подогрева нефтепродуктов учебное пособие для курсов ИТР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

том, что установленный на палубе насос не сможет обеспечить перекачивание застывшего нефтепродукта. Рассмотренная выше схема может быть с успехом использована при частичном подо­ греве нефтепродукта в пути установкой толкача.

Рис. 17. Схема организации подогрева с вынесенными теплообменниками для барж пр. Р-43

При подогреве только в пункте выгрузки необходимо обеспе­ чить повышение температуры нефтепродукта у приемников насо­ сов в момент их включения. Прежде всего это достигается устрой­ ством парового спутника или местного подогрева у всасывающего трубопровода. Для упрощения схемы последний следует поме­ стить лишь в один-два тапка (рис. 17), а пропуск нефтепродукта из других танков обеспечивать за счет открытия клинкетов или за счет устройства специальных перепускных отверстий, располо­ женных на уровне зеркала нефтепродукта.

•Для улучшения условий всасывания возможно также примене­ ние насосов, помещенных непосредственно в танке. Особый инте­ рес в данном случае представляет совмещенный электронасосподогреватель [8], рекомендуемый для перекачивания нефтепро­ дукта без специального подогрева даже в зимний период. С точки зрения экономики два последних варианта равноценны. Оптималь­ ные параметры элементов системы, как обычно, оценим из усло­ вия минимума годовых приведенных затрат с учетом приведенных затрат по флоту

 

S =

(0,1 К-\

Э) -г -8'ф— min.

 

 

 

С о с т а в

к а п и т а л ь н ы х

в л о ж е н и й—К

(аналогичен рас­

смотренному

для танкеров).

Дополнительно необходимо

учесть,

что одним, пародателем

будет

обслуживаться

несколько

барж.

Кроме того,

подлежит

определению величина

его теплопроизво-

дительности. Как в формулах

 

(4.10—4.17) можно записать:

 

 

 

К1= с, Д, п6;

,

(4.

26)

 

 

К%с2 Nn п6;

 

(4.

27)

52


к , - с ,

;

(4.

28)

/\'4г-- c,t г. d l п(, ;

(4.

29)

К-, - с Я-

 

(4. 30)

Для эксплуатационных' расходов:

 

 

•Э,=»я, 2

 

(4. 31)

/ ~ 1

 

 

 

■'К - (Ц q Na у

и г;

(4.

32)

ау тг d

,

(4.

33)

 

э х= аг q тпП6 z ; .

 

 

 

(4. 34)

 

-9.- = «5 ,

 

 

 

 

 

 

(4. 35)

где

Kr,— стоимость изготовления и монтажа котлов;

 

 

 

■п()— число барж,

занятых на данной линии;

 

 

 

z— количество

рейсов, совершаемых за навигацию

 

одной баржой;

 

 

 

 

 

 

 

' Эл,— зарплата обслуживающего

персонала и другие

 

расходы, маЛо зависящие от мощности парода-

С о с т а в

геля.

 

 

з а т р а т по

ф л о т у — 5фможно

п р и в е д е н н ы х

 

представить в виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

9 ( а6 + - ° ,]

Иб ) x n z ,

 

 

 

(4. 36)

 

 

\

 

*

/

 

 

 

 

 

где

а6— затраты на содержание барж

на стоянке

в еди­

 

ницу

времени;

 

 

 

 

 

 

 

 

К6- стоимость баржи;

 

 

 

 

 

 

 

Т— длительность

навигационного

периода;

 

 

 

ср— коэффициент,

учитывающий

 

неравномерную

за­

 

нятость пародателя, приводящую к простою су­

 

дов при ожидании подогрева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4.

37)

где

лТщ0— время

выполнения технических

операций;

 

 

 

т0ж—'время

ожидания

подогрева;

 

его

величина

опре­

деляется по известным формулам теории массо­ вого обслуживания [17].

53


Определению подлежат величины q, Qn, Nn, F.

При заранее назначенной скорости движения циркулируемого нефтепродукта, как это видно из выражения, потребляемая мощ­ ность мало зависит от Q и является практически постоянной ве­ личиной. В первом приближении можно считать, что она не вли­ яет на оценку отыскиваемых параметров.

Время

подогрева определим по приближенной формуле

 

 

 

 

 

 

т О с p(tHв -

tHп)

 

 

 

 

(4. 38)

 

 

 

’ П

 

 

Я4с.п ъ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

 

f]c. п~~ к. п. д. системы подогрева,

учитывающий

потери

 

 

 

тепла

от

нефтепродукта в

окружающую

среду;

 

 

т]т— к. п. д. транспортировки

тепла от

котдов до подо­

 

 

 

гревателей.

 

 

1

 

 

возмож­

Предварительный

расчет для принятой

схемы дает

ность следующей

аппроксимации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' £

 

^ d, 1 ^ 2 ,5 6 -\0~ 2

 

 

 

 

(4. 39)

 

 

 

I = 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончательно

годовые

приведенные

затраты

можно

предста­

вить как функцию величины q

 

 

 

 

 

 

 

$ =

(0,1 -г ау)

с,

q п6

+ 2,56-10

съ пь ]/

q

+ с 6<7 Н

К-n(4

 

4 )

 

 

 

 

 

 

 

0,1 Кь

 

 

 

-2,56-10

2"|/

cj а3ктр (4 — 4)-

?

аб

+ аг я-t К

 

 

 

 

 

 

 

' (

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШQ Ср (4. в ~ 4. п)

пб г + А ,

 

 

 

(4. 40)

 

 

 

 

 

Я4Т4с. п

 

 

 

 

 

 

 

где

А — затраты, не зависящие от q.

 

 

 

 

 

Оптимальное значение q определится из следующего выраже­

ния:

 

 

 

 

 

 

 

 

(0,1+ а,)

схп6

4 )

54 съ яб -гс.

54

(4i 4)

 

(4

 

~j/~ q

 

V

Я

 

 

 

 

 

 

 

+

0,1

К6

+ а, ЯтЛ/ц

171 G Ср (4. в

4. п)

 

 

 

Т

 

 

 

Я* 4т 4с. п

 

Пренебрегая величиной

54 |+ +б

(7я ft-тр (4т

4^]

 

 

 

 

V Я

54


получим

 

о ,’ Kj

t- а2 g\

7VU щ G с р (tHв

п) /ig z

 

Т

 

 

 

 

 

 

ъ Пс. п ( 0 , 1 - f a , ) |

 

(4. 41,)

 

 

-*п ( * „ - £ )

 

Рассмотрим пример расчета для баржи пр. Р-43

при подогреве

 

 

 

 

 

J ] у »

мазута со следующими параметрами р = 950 кг/м3\с — 1880 — ----

tB.П= 35°С;

t„. в 48°С; tu =

35°С;

tu = 75°С; 0 =

 

кг град

9200 м\ Дру­

гие величины примем: <р=

1,3; 7'— 1,73-Ю7 сек\ п6=

6; z 16;

a, =0,079;

ка — 140 ВтЦн2

град)\

tn = 115°С; т)с. п = 0,7;

к)т = 0,9.

Стоимостные величины имеют следуюнше ориентировочные зна­

чения: с|= 45

руб/м2; с2 — 0,03 руб/Вт.

учетом

затрат по

корпусу); аб =

2,2-10 3руб/сек-, Д6= 800000 руб при N ^ 3 0 кВт—

а 2 gj Мц — 1,5-Ю

руб!сек.

Подставив1 эти

значения в преды­

дущее уравнение,

получим:

 

 

 

 

 

 

 

[1,3 (2,2-10

* + 4,6-10 3) + 1,5 -10

V

 

 

0,9-0,7-0,178 (

45-6..+ 0,03

 

 

 

 

 

I

140-60

 

 

 

-0,5-9200-1880-950-13-96

 

„ „

1Лв D

— —----------------------------------------------- = 3,58-10 Вт.

0,9-0,7-0,179

- + 0,03)

 

 

 

 

V,

140-60

/

 

 

Точное решение даст минимум годовых приведенных затрат при ^= 3,46-10° Вт, что незначительно отклоняется от приближен­ ной величины и указывает на приемлемость сделанных допуще­ ний. Соответствующая такому значению q суммарная площадь по­ верхности нагрева будет равна 430 ж2, а производительность на­ сосов Q=0,025 м3/сек каждого.

Вообще, как это видно из -зависимости (4.41), оптимальная мощность пародателя существенно зависит от разницы температур

(t„. в — tu. п). Естественно, что при назначении ее необходимо

внимательно изучить условия, в которых предполагается эксплу­ атация (длительность рейса, температуры при наливе и пр.).

Для оптимальных параметров загрузка пародателей при ис­ пользовании их только на предварительном подогреве возрастает

55


с 11 до

63%, при

увеличении грузооборота соответственно от

150 до

1500 тыс. т,

т. е. практически во всех случаях имеется воз­

можность их дополнительного использования на подогрев во вре­ мя выгрузки. Таким образом, рекомендуемая мощность пародателей может быть даже несколько увеличена по сравнению с рас­ четной.

Глава V ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПОДОГРЕВА

§ 1. Расчет оптимальных температур подогрева нефтепродуктов в танкерах

При транспортировании нефтепродукта в речных судах на стоимость перевозок существенно влияет степень подогрева про­ дукта. Снижение вязкости нефтепродуктов способствует росту производительности насосов и сокращению простоев при выгруз­ ке. В то же время на подогрев нефтепродуктов необходимо за­ тратить большее количество тепла и, кроме того, по мере роста температуры увеличиваются тепловые потери.

В качестве критерия оптимальности подогрев нефтепродуктов целесообразно принять минимум приведенных затрат на подогрев и на выгрузку продукта, учитывая стоимость простоя судов;

 

ST.

 

п,1

ат

(5. 1)

 

S t . н + ®

й -

Ч т — min,

 

 

 

г

 

 

где

sT. п цена

топлива, расходуемого за единицу време­

 

ни на

подогрев;

 

 

 

Sr. н— цена топлива,

расходуемого за единицу

времени

 

на работу грузовых насосов;

 

ат— стоимость содержания танкера на стоянке в еди ­ ницу времени;

Ат— строительная стоимость танкера; тп— время предварительного подогрева;

т„. т— время выгрузки танкера.

Для определения минимума функции S необходимо все пере­ менные выразить аналитически в зависимости от температуры по­ догрева нефтепродукта.

Время предварительного подогрева определим по формуле

tпр

 

d t

П G т с \

 

Я '^w F*

(5. 2)

±к

*w) — KBFB{ t — tB)

^Н. м

 

 

56