Файл: Кутыркин, В. А. Расчет параметров некоторых систем подогрева нефтепродуктов учебное пособие для курсов ИТР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где

/гм. с— коэффициент,

учитывающий

увеличение

потерь

 

напора за счет местных сопротивлений

(введен

 

условно);

 

 

(здесь A* — 0);

 

A z — разница нивелирных высот

 

v— коэффициент

кинематической

вязкости

нефте­

 

продукта.

 

 

 

 

 

 

Учитывая, что ранее принято d=Q ,65 у

Qu

, найдем

 

 

/Гм, с

(V"_L./)

 

 

(4. 20)

 

/ / — 11,5

Qu

 

 

 

 

 

 

 

 

Вязкость нефтепродукта зависит от температуры. Примем наи­

более простую форму этой связи

 

 

- и f

(4. 21)

 

V= V0 е

где-

v0— постоянная величина;

 

 

и— крутизна вискограммы;

 

'/,

— коэффициенты кинематической вязкости

нефте­

 

продукта соответственно при температуре

входа

 

и выхода из подогревателя.

 

Подставим полученное значение напора в формулу (4.18),

 

1,5 —

С/-Т

-- ut"

lit.,

N„

 

(4. 22)

 

 

Чн

 

 

4 С учетом связей

(4.17)

и (4.22)

годовые приведенные затраты

для рассматриваемой системы подогрева определяются из следую­ щей зависимости:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

at"

 

S = (0,1

- а,)

с, F~ I Со-

с3

 

 

 

11,5

/гм. с Iи 'io ^

7

/эл

/

 

 

 

 

 

"Чн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,65 т: с4/„ q0’:>[с р)

 

 

П>5(

< -

0

0’51

 

 

 

11,5 /гм, са2g r

 

 

 

 

- ut" '

 

 

 

 

п /0v0е

 

 

 

 

 

 

 

Чэл

 

Чн

 

 

 

 

 

+ 1,57 а8

/гтр /н

,0 . 5 ,

_ ч - 0,5

,

/

 

, -

0,5

U

-

tB) п тп + /1 .

(4. 23)

a (с

р) ”

( / -

/ )

-

 

В состав А вошли величины, не зависящие от отыскиваемых параметров. Введя дополнительный множитель Лагранжа и учи­ тывая выражение (4.6), получим новую функцию

48



i/lri-

K ~ к

(p = S + K F

t -

1.

-

(4. 24)

Kn [U '~ 0

( t '~ t'j]

необходимым условием минимума которой является равенство ну­ левому значению частных производных

д Ф (0,1

с -гАл=

0 ;

 

 

 

 

(4. 25а)

d F

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д Ф

= —

(0,1 4-а,) ( с2+ — — ) +

a* g т

п

d't"

*

L

 

V

 

Ъл

)

 

 

 

 

 

 

11,5

кы, с и к

v0 е

at

 

 

 

в и.

 

м у

 

 

 

I ■|

 

 

...---■...............................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,02 (0,1 -!-«,) с4q0,5(с р) ' °’5 (t'l -

tM) - 1,5

,57 cir к 7р

 

^

ft

tn

. (Ам

 

Ам)

 

ол

0.5 (Ам - tH)

 

 

 

 

 

 

 

 

с у

 

 

 

 

 

 

 

1,5

 

 

 

K„(t — t

) (t — t

— t

+ t

)

 

 

 

П ' I ™

„-.м*

' T

M

T

51/

 

 

 

A,, ?In-

tT tM

 

 

 

 

 

 

 

 

C - £

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4, 256)

 

 

 

к n it' — A"-- A" i- A)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a t

 

-m

т

 

M-'

 

 

 

Таким образом, совместно с (4.6)

имеем систему из трех урав­

нений с тремя

неизвестными.

Решая

 

(4.25, а) относительно Ал,

найдем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хл — — (0,1 -

fti) су .

 

Подставив значение Хл в уравнение (4.25,6), получим одно уравнение, решенное относительно F в неявной форме. Корни

его отыскиваются

методом последовательных

приближений или

графической

интерполяцией.'

 

 

Пр и м е р

рас че т а . Определить . оптимальные параметры

циркуляционного

подогрева для

танкера

грузоподъемностью

5000 г, теплоноситель—выхлопные

газы ДВС,

 

49


Предварительно оценим значения отдельных величин и коэф­ фициентов. Транспортируемый нефтепродукт—мазут марок М40, М100. Кинематическая вязкость его изменяется в широких преде­ лах, в качестве расчетной примем следующую зависимость вязко­

сти от

температуры:

 

 

 

v =

0,078

е ' 0,092; Р = 950

кг;м)

7

9310 Я/.*--;

с •—

1880

Дж/(кг град.)

 

 

 

Стоимостные показатели

с\, с%,

с’з,

щ существенно зависят от

типа и мощности оборудования, но для ориентировочных расчетов достаточно принять их усредненные значения С\ = 45 руб/м2-,

^2= 0,025 руб/Bnr, с3= 0,03 руб/Вт; с4= 40 руб/м2. Амортизацион­ ные отчисления—4,9%, текущий ремонт—3,0%,тогда со = 0,079. Тем­

пература

газов па входе в.теплообменник //Т= 380°С, па выходе

из него

tr •— 160РС. Температура мазута на входе в теплообмен­

ник—40°С. Примем для теплообменника кп= 1 4 Вт/(м2 град)-. Дру­ гие величины = 0,65, т)эл = 0,9, кя.ц = 1,3, тп п — 7,2- 10е сек, tB= 12°С, к{р~-8 В/п>(м2 град), ат —1,14-10~3 руб/Дж, g = 2,9- Ю3Вт. 1„ — 75 м.

Обозначив члены уравнения (4. 25, б) ср,, ср2, гр3, <f4, (р5, сведем их численные значения в табл. 4. решению для рассматриваемого случая будет соответствовать % ==i89°C. Производительность циркуляционных насосов в соответствии с формулой (2.1) равна 0,0033 мъ/сек. Даже для принятого варианта, когда потери тепла не учитывают изоляции трубопровода, оптимальная температура на выходе из теплообменника принимает весьма высокие значе­ ния. Если же этими потерями пренебречь, то получаются значе­

ния tM порядка 95— 105°С. С другой стороны, чем выше темпера­

тура, тем

меньше

потребная производительность

насоса,

что не­

выгодно

по технологическим

причинам

(желательно прокачать

большую часть нефтепродукта).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

f °с

?i

?2

Ъ

94

Тб

X ш

^ВГ

LBr

 

(2 ? = о,

 

 

 

 

 

 

 

75

- 3 ,6 2

- 1,03

0,02

- 3 ,2 4

5,05

- 2 ,8 2

 

100

- 0 ,3 6 _

— 0,48

0,04

- 4,09

6,01

1,13

89 °С

125

- 0 ,1 2

- 0 ,2 8

0,05

- 5 ,3 0

7,55

1,90

 

50


Таким образом,

полученные значения 7Л, можно считать наи­

более целесообразными. Площадь

поверхности

нагрева должна

быть равна 106 м2.

 

 

 

Если в качестве

теплоносителя

используется

пар (7Т— ПО —

120°С, tT — 9095°С, я'п-: 140 Впъ{м2 град), то повышение темпе­ ратуры мазута на выходе невыгодно. Это потребует относительно

развитых площадей подогрева, так как с увеличением tM резко падает температурный напор.

Ориентировочный-расчет показывает, что для паровых тепло­ обменников достаточно иметь t"M= 70+75°С.

§ 3. Расчет параметров системы подогрева барж

Подогрев нефтепродукта в речных баржах, как известно, раз­ деляется на предварительный на рейде и непосредственный во время выгрузки. Первый при достаточно мощных грузопотоках обеспечивается специальными пародателями. Нужно отметить,■ что при подогреве в баржах в пунктах выгрузки эффективнее все­ го использовать в качестве теплоносителя пара. При относитель­ но высоком общем к. п. д. стоимость оборудования, приходящаяся на получение 1 единицы тепла, для паровых котлов паропроизводительностью 1,5-fB кг!сек ниже, чем у других каких-либо уста­ новок. Появление баржи с двойным дном, где возможно примене­ ние вынесенных концентрированных подогревателей, позволяет возвращать конденсат и использовать для производства пара ду­ шевые водотрубные котлы. Для оценки оптимальных параметров системы подогрева с вынесенными теплообменниками рассмотрим две конструктивные схемы:

теплообменники (один или несколько) расположены на баржах, пар к ним в рейсе подводится от утилизационного котла толкача, а в пункте выгрузки-—от пародателя;

теплообменники установлены на толкачах и пародатеяях. Так как затраты по установке оборудования на толкачах в

обоих случаях будут примерно одними и теми же, то первый ва­ риант экономически менее выгоден (пародателей меньше, чем барж), но в то же время он универсальнее, так как подогрев неф­ тепродукта можно осуществлять от любых источников пара.

Схема расположения оборудования системы подогрева приме­ нительно к баржам пр. Р-43 приведена на.рис. 17. Важным фак­ тором, влияющим на конструктивное исполнение системы подо­ грева, является обеспечение надежной работы насосов со стороны всасывания. Потери напора при охлаждении нефтепродукта неиз­ бежно растут и уже при вязкости (2,5-f3) 10~3 м2!сек их величица становится равной допустимой вакуумметрической высоте всасы­ вания. насоса. На практике мы можем столкнуться с таким фак­

51