Файл: Кутыркин, В. А. Расчет параметров некоторых систем подогрева нефтепродуктов учебное пособие для курсов ИТР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где

/cw>

кв— коэффициенты

теплопередачи от

нефтепродукта

 

 

к воде и воздуху;

 

 

 

Fyg,

Рв— площади

охлаждения, омываемые

соответствен­

 

 

но водой

и

воздухом;

 

 

t,

-ty,,

tB— температура

соответственно нефтепродукта, во­

 

 

ды и

воздуха.

 

 

 

 

Время выгрузки танкера определим из уравнения, предложен­

ного в работе [15]

 

0,95 О

 

 

 

 

 

тВ. Т

(J,05 G

(5. 3)

 

 

 

Qo

Q,

 

 

 

 

 

 

 

 

где

 

Q3— производительность

зачистных насосов;

 

 

Q0— поминальная

 

производительность

грузовых на­

 

 

сосов,

развиваемая

ими

при конкретных усло­

Величина

виях

работы.

*

 

вязкости

нефтепродук-

Qo зависит, как

известно, от

та, схемы и диаметра трубопроводов танкера и нефтебазы. Полу­ чить значение Qo можно лишь эмпирическим путем, накладывая опытные графические характеристики насоса на соответствующие характеристики трубопроводов.

Пример . Определим минимум функции S. Номинальная про­ изводительность грузовых насосов соответствует производительно­

сти в точке пересечения графических характеристик работы насоса и трубопровода (рис. 18).

Рис. 18. Характеристики системы трубопроводов а насосов. 1,2,3—последовательная работа двух

насосов;

4,5, 6—параллельная работа двух

насо­

сов; 7, 8, 9—графическая

характеристика

трубо­

провода,

вязкость нефти

соответственно

2,4,8

см*/с; Q — производительность насосов.

м3/сек

57


По полученным значениям построена кривая зависимости Q0 = /(v ), дополненная точками, характеризующими работу насо­ сов на воде и нефтепродуктах вязкостью 12 и 16 см2/сек (рис. 19).

Рис. 19. Влияние вязкости на номинальную подачу насосов 1—параллельная схема включения насосов; 2—последователь­ ная схема насосов

Из рис. 19 следует, что для рассматриваемых условий работы большая производительность достигается при параллельной схе­

ме включения насосов. Какой-либо строгой связи между Qn и у не наблюдается, но в пределах 2 см2/сек < у < 12 см2/сек кривую можно аппроксиммировать выражением

Q0 = 0,39-10 % пр-0,1 54 -10-1 vnp + 0,191 .

(5.4)

Если учесть, что между вязкостью и температурой нефтепро­ дукта существует определенная связь

V= v0 eut, :

то получим

Q0 = 039-10

v2o e 2 ^ n{,- 0 ,l5 6 - 1 0 ” !vo^ nP+ 0,191. (5.5)

Для танкеров, ввиду кратковременности процесса выгрузки и относительно небольшой мощности котлоагрегатов, средняя тем­ пература во время выгрузки превышает taр лишь на 1— 1,5°С, т. е.

58


ростом температуры во время выгрузки можно пренебречь. Для определения оптимальной температуры предварительного подо­ грева возьмем производную dS/dtnp и приравняем ее нулю

 

 

G р с sT.я

 

 

0,95 О

Ч

/rw Fw (^iпр

K&Fa (^пр

^в)

Q;

 

0.1 к.

(0,78-10

и •V

0,156-10 - 1 «-V ) = 0. (5.6)

*Р « т +

 

п р

 

 

Исходные данные: G=4500 м5;

 

 

Fw =

1600 м2; FB— 1700 м2; аг =

 

 

= 0,53-10

* руб/сек;

/бт =

1,2-

■10^руб, sT.п = 0,14* Ю

руб!сек;

Г = 0,18 -108 сек; ср=

1,2; £W=

10°C;

4 = 1 5 °С ;

р = 950

кг/м5;

с —

= 1880 Дж/(кг

град.).

Примем

v = 0,045 — 0,092

t.

 

 

 

Решая уравнение методом по­ следовательного приближения,

получим температуру предвари­

тельного подогрева

tn. р от =

= 50,2°С. Средняя производи­ тельность выгрузки при этом составит 0,124 м5/сек. Тот же

результат можно получить, по­ строив графическую зависи­ мость S ~ f ( t nр) (рис. 20).

Рис. 20. Влияние температуры подвгрева на величину приведенных за­ трат

§ 2. Расчет оптимальных температур подогрева нефтепродуктов в баржах

Отличие от рассмотренного выше варианта здесь состоит в том, что температура предварительного подогрева нефтепродукта существенно отличается от средней температуры во время выгруз­ ки. В то же время нельзя не учитывать непроизводительные про­ стои при предварительном подогреве, если они осуществляются

не в пути, а в пункте выгрузки.

Оптимум

определяется

также из

условия

минимума

приведенных

затрат

на подогрев и

выгрузку

за один рейс

 

 

 

 

,S =

 

0,1*6

(*п —ч. б)'+sT.нч . о= min, (5.7)

S t . п +

9 #б +

т

59


где

%

— время

предварительного подогрева нефтепро­

 

 

дукта

соответственно в пути и пункте выгрузки;

 

'в. б — время

выгрузки баржи.

Время предварительного подогрева определяется по выраже­ нию, аналогичному (5.2), с учетом доли подогреваемых танков, а время выгрузки для барж зависит от типа их конструкции. Так, для судов с одинарным корпусом необходимо учитывать вязкость нефтепродукта, так как от нее существенным образом зависит стенание остатков. Для барж с двойным дном влияние вязкости сказывается в меньшей степени и им здесь впо*лне можно пре­ небречь, а формула для расчета времени выгрузки принимает тот же вид, что и для танкеров. Зависимость производительности на­ сосов нефтеперекачивающих станций от вязкости примем в следу­ ющем [6] виде:

Qn = \/

(5.8)

*« %. б 7

где

Мц— мощность

привода грузовых

насосов;

 

'<]„— к. п. д. грузовых насосов;

 

 

сс— величина,

зависящая от

условий работы по

 

данному

трубопроводу.

 

Среднюю температуру нефтепродукта при выгрузке необходи­ мо определять по выражению (3.6), решив его предварительно от­ носительно 4 б- Аналитически это не всегда возможно. В частно­ сти имеющиеся формы зависимости t— / (v)me позволяют полу­ чить такое решение. Для того, чтобы получить в явной форме хо­ тя бы приближенную зависимость т„. б ■ = /(4р), необходимо при­ держиваться следующей последовательности рассмотрения зада­ чи: «, . -

а) для заданного нефтепродукта отыскивается в любой форме зависимость vB.б = / (4. б );

б) для каждого конкретного значения 4.6 из совмещенных

характеристик или по формуле (5.8) находится подача грузовых насосов, а вместе с этим время разгрузки баржи;

в) полученные значения

4.6 и тв 5

позволяют

по

выражению

(3.6) определить необходимую для их

обеспечения

величину 4 Р-

В табл. 5 дается пример подобного

расчета

для следующего

значения отдельных величин: т — 0,5;

О — 9200

.и2;

G к / =

3 - 10е Вт град; р0 — |/

NhH

= 0,6-10

м* сек

; Q, —

 

 

 

- ‘>

 

 

— 312

= 0,0275' мг/'сек; q ~ 3-10s

Вт; t0

10°С.

 

 

 

60


С достаточной для практических целей точностью функцию 'п. л = /(* Пр) можноапроксимировать выражением(20°С<4р<60°С)

 

 

Ч. б —■а,\-\----р — ,

(5.9)

 

 

*пр

 

где

а\ и

— эмпирические коэффициенты;

в данном единич­

 

 

ном случае «1 = 3,19104б'е/с; Ьх= 7,41 •\05секград

 

 

(рис. 21).

 

Рис. 21. Зависимость времени выгрузки баржи от температуры предварительного подогрева

После решения уравнения (5.7) на минимум для оптимальной температуры предварительного подогрева получаем следующую зависимость:

[ у / ^

 

btlq rmG'ZKftp) ^ ^

^пр —

s р с I

s т G рс

S р с

 

 

0,1 к 6VI

 

 

5Т. п "Г" 9 I ^6

где

S

Т

=

 

 

5т. п + 5т. н + ? I й(>+ 0,1 Кб

Для

рассматриваемого примера получается (s=Q,7), что

(щ>=21°С. Это значение ниже 4. п» что в данном случае говорит о

нецелесообразности предварительного подогрева вообще. Но ве­ дение выгрузки в таких случаях может оказаться возможным только при отвлечении части тепла на подогрев в междудонку, в

61