Файл: Кутыркин, В. А. Расчет параметров некоторых систем подогрева нефтепродуктов учебное пособие для курсов ИТР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
Средний коэффициент теплопередачи через бортовую поверх
ность будет равен 3,75— — -.
Mi град
Приняв .Рдп=|1809 м2, /7б = 564 м2 в соответствии с выражени-
ем (1.7), получаем kw — 2,87 ----------- |
, |
м* град
§ 2. Процесс теплопередачи от нефтепродукта к воде через двойное дно и борта
Теплопередача через двойное дно и борта представляет весьма сложный процесс. Она идет по нескольким каналам. Во-первых, хорошими проводниками тепла являются стальные элементы на бора корпуса, соединяющие наружную обшивку с внутренней. Вовторых, тепло передается за счет конвективного теплообмена меж ду холодными и горячими поверхностями, а также лучеиспуска нием. Вследствие ограниченности пространства и наличия конст рукций набора, условия движения восходящих и нисходящих по токов здесь крайне усложнены. Причем, если в междудонном пространстве конвективные потоки сравнительно ограничены, то
вбортовых, наоборот, весьма развиты.
Вдействующих РТМ по расчету’ теплопотерь при подогреве дается среднее эмпирическое значение коэффициента теплопере
дачи через подводные поверхности (Вт/(^м2 град): |
|
|
|||
— для подводного |
борта |
|
|
|
|
н„. б. = / 0,06 |
0,026 |
2,85 |
|
|
|
0,9 + -°R^V |
t+- |
|
|
||
|
0,9 + °ВУ8о |
|
|||
|
|
|
|
10 |
|
0,014 - |
0,0047 |
°ВУ>80 |
(* w -1 5 ) + 0,3; |
(1. 15) |
|
|
|
10 |
|
|
|
— для днища |
|
|
|
|
|
кт = 0,42 + 0,005 tv ------ —---Ь ( —— ---- ! 0,0 Л t , |
(1.16) |
||||
|
£0— 33 |
\ t0 — 33 |
/ |
|
где t0— температура в начале процесса.
Коэффициенты теплопередачи через надводный борт опреде ляют по выражению
, |
°й у |
( 1 . 1 7 ) |
к и. б = (0,04 + 7 - 1 0 4) t — 0,063 tb — 0 |
, 5 + 2, 0 |
14
§ 3. Теплопередача от нефтепродукта к воздуху через палубу
При расчете потерь тепла через |
палубу нефтеналивных |
судов |
|||||||
используется выражение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
q = к (ts. „ — |
|
|
|
( 1. 18) |
||||
где |
q — удельный тепловой |
поток, Вт/м2\ |
|
|
|
||||
|
h.n— температура зеркала нефтепродукта, |
°С; |
|
||||||
|
tn— средняя |
температура палубы, °С; |
|
|
|
||||
|
к— сложный |
коэффициент теплопередачи |
от |
нефте |
|||||
|
продукта к палубе через разделяющую их газо |
||||||||
|
воздушную прослойку, Вт/(м2град). |
задаются, |
|||||||
Температурой палубы |
|
при |
расчете предварительно |
||||||
а затем ее уточняют по |
балансу |
тепла, полученного палубой от |
|||||||
нефтепродукта, и тепла, |
отданного |
в |
окружающую |
среду путем |
|||||
конвекции |
и излучения. |
При |
этом |
ориентировочные |
величины |
средних температур палубы определяют по различным эмпириче ским формулам.
Например, в [14] tn предлагается определять как
|
*п= |
0,5 & + *.), |
(1.19) |
где |
tr— температура |
газовоздушной смеси |
в подпалуб |
ном пространстве, °С.
температура наружного воздуха, °С. По [14, 25] для маловязких нефтепродуктов
fras 10 |
+ 0,46 |
, |
(1.20) |
а для высоковязких нефтепродуктов |
|
|
|
*г=. 8+ |
0,63 *э.и. |
|
(1.21) |
Коэффициент теплопередачи от нефтепродукта через газовоз душную прослойку определяют по выражению
|
к = |
------ |
( 1. 22) |
|
|
1 |
|
|
|
«I |
|
Здесь |
а,— конвективный |
коэффициент теплоотдачи от зер |
|
|
кала |
нефтепродукта к газовоздушной прослой |
|
|
ке, Вт/(м2 град) ; |
||
|
аг— конвективный |
коэффициент теплоотдачи от га |
|
|
зовоздушной |
прослойки к палубе, Вт/(м2 град) ; |
|
|
8Г— толщина газовоздушной прослойки, м\ |
15
Хг— коэффициент |
теплопроводности газовоздушной |
смеси, Вт){мерах3); |
|
и>— коэффициент |
оребрения внутренней поверхности |
палубы, обусловленный наличием подпалубиого |
|
судового набора; |
|
а,— коэффициент теплоотдачи излучением от нефте |
|
продукта к палубе, Вт/(м2 греи5). |
Часто член, учитывающий термическое сопротивление тепло проводности тазовоздушпой прослойки, упускают, что следует
признать оправданным, так как коэффициенты теплоотдачи а, и а2 характеризует собой одновременно и конвекцию, и теплопровод ность.
Существующие эмпирические зависимости по определению си и иг получены для вполне определенных условий и использование их при расчетах часто сопровождается значительными просчетами.
Значения •конвективных коэффициентов теплоотдачи в основ ном определяются факторами свободного движения, которые ха рактеризуются величиной произведения критериев Грасгофа и Прандтля (Gr-Pr). Учесть влияние различных дополнительных факторов на теплоотдачу расчетным путем очень трудно, поэтому их суммарное влияние должно устанавливаться путем экспери мента.
Процесс теплопередачи в подпалубном пространстве нефтена ливных судов происходит в довольно своеобразных условиях. Рас смотрим их на примере нефтеналивной баржи проекта Р-27.
Наиболее часто в практике встречается случай, когда баржа находится в полном грузу. Борта ее при этом практически полно стью омываются водой, поэтому к окружающему воздуху тепло передается только через палубу. При полной загрузке баржи тя желыми сортами нефтепродуктов толщина газовоздушной про слойки между поверхностью нефтепродукта и палубой составляет в зависимости от рода груза 0,154-0,40 м. Высота же ггодпалубных продольных балок равна 0,25 м, высота карлингсов—0,40 м, бимсов—0,25 м, т. е. конструкции подпалубного судового набора или частично погружены в нефтепродукт, или касаются его по верхности.
Таким образом, газовоздушная прослойка между поверхно стью нефтепродукта и палубой конструкциями набора корпуса разбивается на отдельные ячейкц сравнительно-небольшого раз мера. Процесс теплообмена в них происходит в ограниченном про странстве. При этом некоторое влияние на теплообмен оказыва ют геометрические размеры и форма прослоек. Кроме того, часть тепла передается к палубе непосредственно от нефтепродукта теплопроводностью через погруженные в него конструкции подпа лубного набора. Это величинами коэффициентов теплоотдачи си
16
и иг не учитывается. Поэтому только после экспериментальной проверки ориентировочных значений а, и а3 становится возмож
ным вести расчет по формуле (1.22).
Необходимость определения коэффициентов теплоотдачи щ и а2 для подпалубной газовоздушной прослойки отпадает вообще, если воспользоваться понятием «эффективного коэффициента теп
лопроводности» прослойки [11]. Он является таким услов
ным коэффициентом теплопроводности прослойки, при котором через последнюю передавалось бы то же количество тепла путем теплопроводности, что и посредством сложного процесса передачи
тепла конвекцией и лучеиспусканием. Для |
плоских прослоек |
Хэф |
|
определяется по формуле |
|
|
|
|
^эф = гк К + ал • |
(1. |
23) |
Здесь |
ек — коэффициент конвекции. |
|
|
|
** = f ( G r P r ) f . |
|
|
При (Or Pr)f < 1 0 8значение ек — 1. При (Or Pr)f> |
103в прибли |
|
женных расчетах можно применять зависимость |
[ 10] |
|
ек = 0,18 (Or Pr)f °'№. |
|
' ( 1 . 24 ) |
При вычислении критериев подобия за определяющий размер принимается толщина прослойки 6Г, а за определяющую темпера- туру—средняя температура смеси воздуха и паров нефтепродук та, вычисляемая по формуле
*/ = 0,5 (к н+ и • |
(1.25) |
|
Коэффициент теплоотдачи излучением |
от зеркала нефтепро |
|
дукта к палубе ал определяется по |
формуле |
|
|
Т |
\ i |
|
*П \ |
|
100 |
100 |
( 1- 26) |
а, = С,пр |
Т„ |
|
Т».ш |
|
где Спр—приведенный коэффициент лучеиспускания, Вт/(м2 -°К4) ;
|
Snp = Cs■гпр . |
(1.27) |
|
Здесь |
Cs — коэффициент |
лучеиспускания |
абсолютно черного |
|
тела. |
|
|
|
Cs = 5,78 Вт/(м*-°К*)\ |
|
|
|
еПр— приведенная |
степень черноты, |
|
17
1
|
•Пр |
— |
1 |
|
|
|
( 1. 28) |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
£ |
2 |
|
|
|
где |
6i — степень |
черноты |
зеркала нефтепродукта; |
палубы. |
|||
Если |
62— степень |
черноты |
внутренней |
поверхности |
|||
ех~ (0,96 |
(лак |
черный |
при |
температуре |
30ф-95°С), |
||
82—>0,87 |
(лак черный на |
железной |
пластине при |
температуре |
20-f30°C), то получим епр = 0,84, Спр-= 4 ,8 — 7^1"-
В [18] рекомендуется при расчете ал от зеркала нефтепродук та для судов <принимать Спр = 5,24 Вт/(м2-°К4). В некоторых ис точниках приведенную степень черноты епр для подпалубного про странства рекомендуют принимать равной 0,96.
При использовании понятия «эффективного коэффициента теплопроводности» прослойки удельный тепловой поток от нефте продукта к окружающему воздуху через палубу определится по выражению
Я= - г 4- (*з н |
. |
(1-29) |
К
§ 4. Влияние подогревателей на увеличение потерь тепла
Экспериментами и практикой установлено, что застывший слой нефтепродукта в начале подогрева интенсивно разрушается вбли зи труб подогревателя. Причем разрушение застывшего слоя про исходит по горизонтали и вверх от уровня, на котором находится труба подгревателя, не затрагивая слой, расположенный между трубой и днищем. Объясняется это тем, что с момента начала на грева начинается очень быстрый рост пограничного слоя конвек ции и, так как плотность его меньше, чем у окружающего нефте продукта, распространение вверх от поверхности нагретой трубы.
В этот промежуток времени имеет место неустановившаяся естественная конвекция. Холодный нефтепродукт, соприкасаясь с горячими трубами, нагревается; пограничный слой, увеличиваясь, отрывается от поверхности труб и поднимается вверх. При этом происходит его смешивание с холодным нефтепродуктом.
Расчет коэффициентов теплопередачи через борт здесь анало гичен приведенному ранее для охлаждения нефтепродукта. Тепло передача через днище, помимо всего прочего, зависит от интен сивности распространения тепла вниз непосредственно от элемен тов подогревателей. Так как слой нефтепродукта ниже подогрева телей долгое время остается в застывшем состоянии, то, прене брегая незначительным влиянием конвекции, можно считать, что
18