Файл: Кутыркин, В. А. Расчет параметров некоторых систем подогрева нефтепродуктов учебное пособие для курсов ИТР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средний коэффициент теплопередачи через бортовую поверх­

ность будет равен 3,75— — -.

Mi град

Приняв .Рдп=|1809 м2, /7б = 564 м2 в соответствии с выражени-

ем (1.7), получаем kw 2,87 -----------

,

м* град

§ 2. Процесс теплопередачи от нефтепродукта к воде через двойное дно и борта

Теплопередача через двойное дно и борта представляет весьма сложный процесс. Она идет по нескольким каналам. Во-первых, хорошими проводниками тепла являются стальные элементы на­ бора корпуса, соединяющие наружную обшивку с внутренней. Вовторых, тепло передается за счет конвективного теплообмена меж­ ду холодными и горячими поверхностями, а также лучеиспуска­ нием. Вследствие ограниченности пространства и наличия конст­ рукций набора, условия движения восходящих и нисходящих по­ токов здесь крайне усложнены. Причем, если в междудонном пространстве конвективные потоки сравнительно ограничены, то

вбортовых, наоборот, весьма развиты.

Вдействующих РТМ по расчету’ теплопотерь при подогреве дается среднее эмпирическое значение коэффициента теплопере­

дачи через подводные поверхности (Вт/(^м2 град):

 

 

— для подводного

борта

 

 

 

 

н„. б. = / 0,06

0,026

2,85

 

 

0,9 + -°R^V

t+-

 

 

 

0,9 + °ВУ8о

 

 

 

 

 

10

 

0,014 -

0,0047

°ВУ>80

(* w -1 5 ) + 0,3;

(1. 15)

 

 

10

 

 

 

— для днища

 

 

 

 

 

кт = 0,42 + 0,005 tv ------ —---Ь ( —— ---- ! 0,0 Л t ,

(1.16)

 

£0— 33

\ t0 — 33

/

 

где t0— температура в начале процесса.

Коэффициенты теплопередачи через надводный борт опреде­ ляют по выражению

,

°й у

( 1 . 1 7 )

к и. б = (0,04 + 7 - 1 0 4) t — 0,063 tb — 0

, 5 + 2, 0

14


§ 3. Теплопередача от нефтепродукта к воздуху через палубу

При расчете потерь тепла через

палубу нефтеналивных

судов

используется выражение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

q = к (ts. „ —

 

 

 

( 1. 18)

где

q — удельный тепловой

поток, Вт/м2\

 

 

 

 

h.n— температура зеркала нефтепродукта,

°С;

 

 

tn— средняя

температура палубы, °С;

 

 

 

 

к— сложный

коэффициент теплопередачи

от

нефте­

 

продукта к палубе через разделяющую их газо­

 

воздушную прослойку, Вт/(м2град).

задаются,

Температурой палубы

 

при

расчете предварительно

а затем ее уточняют по

балансу

тепла, полученного палубой от

нефтепродукта, и тепла,

отданного

в

окружающую

среду путем

конвекции

и излучения.

При

этом

ориентировочные

величины

средних температур палубы определяют по различным эмпириче­ ским формулам.

Например, в [14] tn предлагается определять как

 

*п=

0,5 & + *.),

(1.19)

где

tr— температура

газовоздушной смеси

в подпалуб­

ном пространстве, °С.

температура наружного воздуха, °С. По [14, 25] для маловязких нефтепродуктов

fras 10

+ 0,46

,

(1.20)

а для высоковязких нефтепродуктов

 

 

*г=. 8+

0,63 *э.и.

 

(1.21)

Коэффициент теплопередачи от нефтепродукта через газовоз душную прослойку определяют по выражению

 

к =

------

( 1. 22)

 

 

1

 

 

«I

 

Здесь

а,— конвективный

коэффициент теплоотдачи от зер­

 

кала

нефтепродукта к газовоздушной прослой­

 

ке, Вт/(м2 град) ;

 

аг— конвективный

коэффициент теплоотдачи от га­

 

зовоздушной

прослойки к палубе, Вт/(м2 град) ;

 

8Г— толщина газовоздушной прослойки, м\

15


Хг— коэффициент

теплопроводности газовоздушной

смеси, Вт){мерах3);

и>— коэффициент

оребрения внутренней поверхности

палубы, обусловленный наличием подпалубиого

судового набора;

а,— коэффициент теплоотдачи излучением от нефте­

продукта к палубе, Вт/(м2 греи5).

Часто член, учитывающий термическое сопротивление тепло­ проводности тазовоздушпой прослойки, упускают, что следует

признать оправданным, так как коэффициенты теплоотдачи а, и а2 характеризует собой одновременно и конвекцию, и теплопровод­ ность.

Существующие эмпирические зависимости по определению си и иг получены для вполне определенных условий и использование их при расчетах часто сопровождается значительными просчетами.

Значения •конвективных коэффициентов теплоотдачи в основ­ ном определяются факторами свободного движения, которые ха­ рактеризуются величиной произведения критериев Грасгофа и Прандтля (Gr-Pr). Учесть влияние различных дополнительных факторов на теплоотдачу расчетным путем очень трудно, поэтому их суммарное влияние должно устанавливаться путем экспери­ мента.

Процесс теплопередачи в подпалубном пространстве нефтена­ ливных судов происходит в довольно своеобразных условиях. Рас­ смотрим их на примере нефтеналивной баржи проекта Р-27.

Наиболее часто в практике встречается случай, когда баржа находится в полном грузу. Борта ее при этом практически полно­ стью омываются водой, поэтому к окружающему воздуху тепло передается только через палубу. При полной загрузке баржи тя­ желыми сортами нефтепродуктов толщина газовоздушной про­ слойки между поверхностью нефтепродукта и палубой составляет в зависимости от рода груза 0,154-0,40 м. Высота же ггодпалубных продольных балок равна 0,25 м, высота карлингсов—0,40 м, бимсов—0,25 м, т. е. конструкции подпалубного судового набора или частично погружены в нефтепродукт, или касаются его по­ верхности.

Таким образом, газовоздушная прослойка между поверхно­ стью нефтепродукта и палубой конструкциями набора корпуса разбивается на отдельные ячейкц сравнительно-небольшого раз­ мера. Процесс теплообмена в них происходит в ограниченном про­ странстве. При этом некоторое влияние на теплообмен оказыва­ ют геометрические размеры и форма прослоек. Кроме того, часть тепла передается к палубе непосредственно от нефтепродукта теплопроводностью через погруженные в него конструкции подпа­ лубного набора. Это величинами коэффициентов теплоотдачи си

16


и иг не учитывается. Поэтому только после экспериментальной проверки ориентировочных значений а, и а3 становится возмож­

ным вести расчет по формуле (1.22).

Необходимость определения коэффициентов теплоотдачи щ и а2 для подпалубной газовоздушной прослойки отпадает вообще, если воспользоваться понятием «эффективного коэффициента теп­

лопроводности» прослойки [11]. Он является таким услов­

ным коэффициентом теплопроводности прослойки, при котором через последнюю передавалось бы то же количество тепла путем теплопроводности, что и посредством сложного процесса передачи

тепла конвекцией и лучеиспусканием. Для

плоских прослоек

Хэф

определяется по формуле

 

 

 

^эф = гк К + ал •

(1.

23)

Здесь

ек — коэффициент конвекции.

 

 

 

** = f ( G r P r ) f .

 

 

При (Or Pr)f < 1 0 8значение ек — 1. При (Or Pr)f>

103в прибли­

женных расчетах можно применять зависимость

[ 10]

 

ек = 0,18 (Or Pr)f °'№.

 

' ( 1 . 24 )

При вычислении критериев подобия за определяющий размер принимается толщина прослойки 6Г, а за определяющую темпера- туру—средняя температура смеси воздуха и паров нефтепродук­ та, вычисляемая по формуле

*/ = 0,5 н+ и •

(1.25)

Коэффициент теплоотдачи излучением

от зеркала нефтепро­

дукта к палубе ал определяется по

формуле

 

Т

\ i

 

*П \

100

100

( 1- 26)

а, = С,пр

Т„

Т».ш

 

где Спр—приведенный коэффициент лучеиспускания, Вт/(м2 -°К4) ;

 

Snp = Cs■гпр .

(1.27)

Здесь

Cs — коэффициент

лучеиспускания

абсолютно черного

 

тела.

 

 

 

Cs = 5,78 Вт/(м*-°К*)\

 

 

еПр— приведенная

степень черноты,

 

17


1

 

•Пр

1

 

 

 

( 1. 28)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£

2

 

 

 

где

6i — степень

черноты

зеркала нефтепродукта;

палубы.

Если

62— степень

черноты

внутренней

поверхности

ех~ (0,96

(лак

черный

при

температуре

30ф-95°С),

82—>0,87

(лак черный на

железной

пластине при

температуре

20-f30°C), то получим епр = 0,84, Спр-= 4 ,8 — 7^1"-

В [18] рекомендуется при расчете ал от зеркала нефтепродук­ та для судов <принимать Спр = 5,24 Вт/(м2-°К4). В некоторых ис­ точниках приведенную степень черноты епр для подпалубного про­ странства рекомендуют принимать равной 0,96.

При использовании понятия «эффективного коэффициента теплопроводности» прослойки удельный тепловой поток от нефте­ продукта к окружающему воздуху через палубу определится по выражению

Я= - г 4- (*з н

.

(1-29)

К

§ 4. Влияние подогревателей на увеличение потерь тепла

Экспериментами и практикой установлено, что застывший слой нефтепродукта в начале подогрева интенсивно разрушается вбли­ зи труб подогревателя. Причем разрушение застывшего слоя про­ исходит по горизонтали и вверх от уровня, на котором находится труба подгревателя, не затрагивая слой, расположенный между трубой и днищем. Объясняется это тем, что с момента начала на­ грева начинается очень быстрый рост пограничного слоя конвек­ ции и, так как плотность его меньше, чем у окружающего нефте­ продукта, распространение вверх от поверхности нагретой трубы.

В этот промежуток времени имеет место неустановившаяся естественная конвекция. Холодный нефтепродукт, соприкасаясь с горячими трубами, нагревается; пограничный слой, увеличиваясь, отрывается от поверхности труб и поднимается вверх. При этом происходит его смешивание с холодным нефтепродуктом.

Расчет коэффициентов теплопередачи через борт здесь анало­ гичен приведенному ранее для охлаждения нефтепродукта. Тепло­ передача через днище, помимо всего прочего, зависит от интен­ сивности распространения тепла вниз непосредственно от элемен­ тов подогревателей. Так как слой нефтепродукта ниже подогрева­ телей долгое время остается в застывшем состоянии, то, прене­ брегая незначительным влиянием конвекции, можно считать, что

18