Файл: Кутыркин, В. А. Расчет параметров некоторых систем подогрева нефтепродуктов учебное пособие для курсов ИТР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
этот тепловой поток передается исключительно теплопроводно стью. Для расчета величин тепловых потоков от подогревателей к днищу применяем метод круговых потоков тепла.
Рассмотрим элемент подогревателей длиной /=}1 м (рис. 6). Для упрощения расчета заменим сечение круглой* трубы квадра том, описывающим крут сечения трубы. Такая замена увеличивает поверхность теплообмена, но при этом несколько компенсируются неучитываемые потери тепла конвекцией в сторону днища. Уча сток, где тепло распространяется вниз от элемента подогревателя, разбиваем на три зоны (рис. 6).
Рис. 6. Схема расчета теплопередачи от |
элемен |
|
та подогревателя к |
забортной воде через |
днище |
В з о не 1 тепловой поток |
через застывший слой нефтепродук |
та сначала идет по дугам круга, а затем от уровня нижней гра ни—по прямым. Теплопроходимость зоны
|
|
|
|
А |
Ъ3- к |
|
|
|
2 X |
|
._____хг |
|
|
|
д |
in |
|
(1.30) |
||
|
|
|
||||
|
1 |
к |
|
|
ba- h |
|
|
|
|
|
|
К |
|
где |
h — толщина |
застывшего слоя нефтепродукта с искрив |
||||
|
ленным тепловым потоком, равная радиусу г трубы |
|||||
|
подогревателя, м. |
равной диаметру трубы, |
тепловой |
|||
|
Че р е з з о ну II |
шириной, |
поток распространяется по прямым. Величина теплопроходимости зоны определится по выражению
К |
и |
I d |
(1.31) |
|
Ь— h |
||||
|
|
|||
|
|
^3 |
|
19
З о н а III аналогична зоне I и Л'11( = ^ j •
’Геплопотери в единицу времени от поверхности нагревательно го элемента для данного случая будут равны
|
Qn.H= |
I |
_ (1.32) |
|
|
i = l |
|
где |
tnn — температура |
поверхности нагревателей, |
°С. |
|
Теплопотери от .нефтепродукта через выделенную |
расчетную |
площадку днища, ширина которой равна расстоянию между тру бами нагревателя b
Qm = Кдн « I ( t — t j . |
(1.33) |
Приняв суммарные потери тепла на выделенной площадке дни ща равными Qn.h+ Q ah, из общей формы уравнения теплопереда чи можно получить значение общего коэффициента теплопередачи через днище
' 2 к { |
( t„. „ |
- t j |
|
j_2_>__________________ |
0 .3 4 ) |
||
в l |
( t — |
t,v) |
|
Общий коэффициент теплопередачи через подводную часть корпуса судна при подогреве нефтепродукта определится по вы ражению
к W |
Ц(> F(,-р к |
общ Fm |
Fб ~ |
(1.35) |
|
|
Fан |
Пример . Рассчитать средний коэффициент теплопередачи че рез подводную часть баржи проекта Р-27 при подогреве. Нефте
продукт—мазут марки 100. Температура воды в реке |
?w = 15°С. |
Подогреватель—из труб of==0,057 м, высота расположения подо гревателей над днищем—0,08 м. Расстояние между трубами на гревателя Ь — 0,6 м. Толщина застывшего слоя мазута на днище
§з. ш =0,08 м. Температура поверхности нагревателей tn.Н=120°С. Расчет . Из выражения (1.11) находим, что температуре за бортной воды £W=15°C и толщине застывшего слоя §3дн = 0,08 м соответствует средняя температура мазута М100 t—Q.7,8°С. На обшивке борта при этих условиях слой застывшего мазута будет составлять 83,б =0,056 м. Рассчитывая по методике § 1, находим,
что при указанных условиях кан = 1,29 ----------- |
, кб — 1,61------------ |
. |
м2 |
град |
м2 град |
Разбиваем участок распространения тепла от элемента нагревателякднищу на три зоны и по выражениям (1.30) и (1. 31), на-
20
ходим теплопроходимости Иj — Я]П |
0,035 Вт К, |
0,143 Вт |
||||
|
|
|
|
|
град |
град |
Площадь |
элементарной |
расчетной |
площадки днища в / = 0,6.1 = |
|||
— 0,6 м2. |
Используя |
(1. |
34), |
определяем кю общ = 4,04 |
----------- . |
|
Зная, что Fдн - - 1809 |
.ад2, |
F6 = |
|
|
м2 град |
|
5G4 .ад2, по (1.35) определяем общий |
коэффициент теплопередачи через подводную часть баржи при
подогреве мазута /cw = 3,45 — -......
'м2 град
§5. Сравнение результатов расчета с натурными
имодельными испытаниями
Распределение температурных полей при подогреве и остыва нии нефтепродукта, влияние судового набора и высоты располо жения подогревателей на процесс теплопередачи исследовалось авторами на специальном опытном стенде.
Необходимыми и достаточными условиями теплового подобия при свободном движении жидкости являются:
—геометрическое подобие;
—подобие физических параметров в сходственных точках на туры и модели;
—подобие температурных полей на границах;
—одинаковость значений комплекса (Gr Рг) в сходственных точках.
Соблюдение всех этих условий в модели с учетом изменения агрегатного состояния жидкости практически очень сложно. В на шем случае в этом нет необходимости, так как оценка коэффи циентов теплоотдачи производится по уже полученным .ранее экспериментальным данным. Распространение же тепла через стенку оценивается приближенным расчетным методом в равной степени справедливым как для условий модели, так и натуры. Важно лишь подтверждение приемлемости принятой схемы.
Расположение судового набора и подогревателей (рис. 7) вы полнено таким образом, чтобы они заполняли только среднюю часть емкости. Наличие соседних частей, где вместо стального на бора установлены деревянные брусья, имеющие низкую -теплопро водность, позволяет приблизить условия свободного движения нефтепродукта в рассматриваемой ячейке к действительным. В ка честве рабочей жидкости использовано масло цилиндровое 38 с температурой застывания t^=i\7aC, плотностью 0,935 т/л3, кине
матической вязкостью v = 0,41 см2!сек при 100°С,
Емкость с испытываемым нефтепродуктом устанавливалась на подставках из деревянных брусьев в бак, через который протека ла охлаждающая вода. Интенсивность подвода тепла от подогре вателей к нефтепродукту находилась в пределах, соизмеримых с
21
реальными. Три стенки были изолированы с помощью асбоцемент ных плит, закрепленных эпоксидной смолой. Для уменьшения теплопотерь через крышку, имеющую вырезы для термометров и реек термопар, она накрывалась асбестовой накидкой. В различных точках объема емкости были установлены 28 хромель-копелевых термопар, смонтированных на нескольких рейках. Высота их уста новки от днища находилась *в пределах 5—400 мм. Температура измерялась с помощью электронного потенциометра ЭПВ-2-10А, с градуировкой ХК, класс точности 0,5. Средняя температура нефте
продукта |
принималась равной |
ее •средневзвешенному |
значению. |
Подведенное тепло измерялось |
ваттметром, а температура на по |
||
верхности |
подогревателей—с помощью зачеканенной |
термопары. |
Рис. 7. Расположение набора, подогревателей и термопар в экспериментальной установке
22
•л5'</у
При подогреве температура слоев масла, расположенных вы ше подогревателя, довольно скоро выравнивается по всему объ ему (рис. 8), в то время как в нижних она все время резко зави сит от высоты расположения их от днища, что косвенно подтверж дает слабое влияние конвекции. В районе расположения набора
температура масла на несколько градусов ниже средней для соот ветствующего слоя. Так, на расстоянии 100 мм от днища в месте расположения рейки 1 она на 5°С ниже, чем у рейки 3, хотя пос ледняя дальше отнесена от подогревателей. Термопары же рей ки 2, находящиеся внутри профиля набора, до конца подогрева фиксировали температуру меньшую температуры застывания.
Сравнение модельных испытаний с |
теоретическим |
расчетом |
|||
для двухъярусного |
набора, состоящего |
из продольных |
балок- |
||
угольников 40X25X3 и шпангоута-швеллера 65X36X4,4 |
(рис. 9), |
||||
указывают на |
удовлетворительное |
совпадение результатов как |
|||
,при остывании, |
так |
и при подогреве |
масла. |
|
В достаточной степени близкими оказались расчетные значе ния коэффициентов теплопередачи через прдводную часть-с полу ченными при натурных испытаниях. Так,) при подогреве баржи «Болва» (рис. 10) относительная погрешность в их оценке не пре вышала 5%- Для оценки точности теоретических расчетов с на турными испытаниями в отношении тепловых потерь через палу бу также использованы результаты, полученные кафедрой энерге тики Астрыбвтуза (табл. 1) на барже пр. Р-27, имеющей Т= 2,6 м,
Н =2,85 м и ^ 8.4= 1940 м2.
Таблица 1
2
Температура зеркала нефтепродукта
|
|
|
и воздуха, °С |
|
|
Наименование |
^3 н = 50 |
U. в = 40 |
^3 н = |
||
^3. Н= 60 |
|||||
величин |
"*в |
|
|
|
|
/ в = 5 *в- 15 |
сл |
* . = 15 |
*В =15 |
* в = 5 |
|
|
|
II |
|
|
|
30 II СЛ
1 |
Температура палу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
бы tn,°C |
(экспери |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
мент) ........................ |
26,5 |
30 |
22 |
26 |
18 |
22 ,5 |
14 |
18,5 |
|||
2 |
Тепловые |
потери |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
через |
палубу, |
кВт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(эксперимент) |
. . . |
442 |
410 |
350 |
302 |
253 |
221 |
166 |
127 |
||
3 |
Тепловые потери |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
через |
палубу, |
кВт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(теоретический |
рас |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
чет) . . . |
. ■ |
. . . |
486 |
437 |
374 |
302 |
278 |
230 ' |
158 |
135 |
23