Файл: Кутыркин, В. А. Расчет параметров некоторых систем подогрева нефтепродуктов учебное пособие для курсов ИТР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

этот тепловой поток передается исключительно теплопроводно­ стью. Для расчета величин тепловых потоков от подогревателей к днищу применяем метод круговых потоков тепла.

Рассмотрим элемент подогревателей длиной /=}1 м (рис. 6). Для упрощения расчета заменим сечение круглой* трубы квадра­ том, описывающим крут сечения трубы. Такая замена увеличивает поверхность теплообмена, но при этом несколько компенсируются неучитываемые потери тепла конвекцией в сторону днища. Уча­ сток, где тепло распространяется вниз от элемента подогревателя, разбиваем на три зоны (рис. 6).

Рис. 6. Схема расчета теплопередачи от

элемен­

та подогревателя к

забортной воде через

днище

В з о не 1 тепловой поток

через застывший слой нефтепродук­

та сначала идет по дугам круга, а затем от уровня нижней гра­ ни—по прямым. Теплопроходимость зоны

 

 

 

 

А

Ъ3- к

 

 

 

2 X

 

._____хг

 

 

д

in

 

(1.30)

 

 

 

 

1

к

 

 

ba- h

 

 

 

 

 

 

К

 

где

h — толщина

застывшего слоя нефтепродукта с искрив­

 

ленным тепловым потоком, равная радиусу г трубы

 

подогревателя, м.

равной диаметру трубы,

тепловой

 

Че р е з з о ну II

шириной,

поток распространяется по прямым. Величина теплопроходимости зоны определится по выражению

К

и

I d

(1.31)

Ь— h

 

 

 

 

^3

 

19



З о н а III аналогична зоне I и Л'11( = ^ j •

’Геплопотери в единицу времени от поверхности нагревательно­ го элемента для данного случая будут равны

 

Qn.H=

I

_ (1.32)

 

 

i = l

 

где

tnn — температура

поверхности нагревателей,

°С.

 

Теплопотери от .нефтепродукта через выделенную

расчетную

площадку днища, ширина которой равна расстоянию между тру­ бами нагревателя b

Qm = Кдн « I ( t — t j .

(1.33)

Приняв суммарные потери тепла на выделенной площадке дни­ ща равными Qn.h+ Q ah, из общей формы уравнения теплопереда­ чи можно получить значение общего коэффициента теплопередачи через днище

' 2 к {

( t„.

- t j

 

j_2_>__________________

0 .3 4 )

в l

( t —

t,v)

 

Общий коэффициент теплопередачи через подводную часть корпуса судна при подогреве нефтепродукта определится по вы­ ражению

к W

Ц(> F(, к

общ Fm

Fб ~

(1.35)

 

Fан

Пример . Рассчитать средний коэффициент теплопередачи че­ рез подводную часть баржи проекта Р-27 при подогреве. Нефте­

продукт—мазут марки 100. Температура воды в реке

?w = 15°С.

Подогреватель—из труб of==0,057 м, высота расположения подо­ гревателей над днищем—0,08 м. Расстояние между трубами на­ гревателя Ь — 0,6 м. Толщина застывшего слоя мазута на днище

§з. ш =0,08 м. Температура поверхности нагревателей tn.Н=120°С. Расчет . Из выражения (1.11) находим, что температуре за­ бортной воды £W=15°C и толщине застывшего слоя §3дн = 0,08 м соответствует средняя температура мазута М100 t—Q.7,8°С. На обшивке борта при этих условиях слой застывшего мазута будет составлять 83,б =0,056 м. Рассчитывая по методике § 1, находим,

что при указанных условиях кан = 1,29 -----------

, кб — 1,61------------

.

м2

град

м2 град

Разбиваем участок распространения тепла от элемента нагревателякднищу на три зоны и по выражениям (1.30) и (1. 31), на-

20


ходим теплопроходимости Иj — Я]П

0,035 Вт К,

0,143 Вт

 

 

 

 

 

град

град

Площадь

элементарной

расчетной

площадки днища в / = 0,6.1 =

— 0,6 м2.

Используя

(1.

34),

определяем кю общ = 4,04

----------- .

Зная, что Fдн - - 1809

.ад2,

F6 =

 

 

м2 град

5G4 .ад2, по (1.35) определяем общий

коэффициент теплопередачи через подводную часть баржи при

подогреве мазута /cw = 3,45 — -......

'м2 град

§5. Сравнение результатов расчета с натурными

имодельными испытаниями

Распределение температурных полей при подогреве и остыва­ нии нефтепродукта, влияние судового набора и высоты располо­ жения подогревателей на процесс теплопередачи исследовалось авторами на специальном опытном стенде.

Необходимыми и достаточными условиями теплового подобия при свободном движении жидкости являются:

геометрическое подобие;

подобие физических параметров в сходственных точках на­ туры и модели;

подобие температурных полей на границах;

одинаковость значений комплекса (Gr Рг) в сходственных точках.

Соблюдение всех этих условий в модели с учетом изменения агрегатного состояния жидкости практически очень сложно. В на­ шем случае в этом нет необходимости, так как оценка коэффи­ циентов теплоотдачи производится по уже полученным .ранее экспериментальным данным. Распространение же тепла через стенку оценивается приближенным расчетным методом в равной степени справедливым как для условий модели, так и натуры. Важно лишь подтверждение приемлемости принятой схемы.

Расположение судового набора и подогревателей (рис. 7) вы­ полнено таким образом, чтобы они заполняли только среднюю часть емкости. Наличие соседних частей, где вместо стального на­ бора установлены деревянные брусья, имеющие низкую -теплопро­ водность, позволяет приблизить условия свободного движения нефтепродукта в рассматриваемой ячейке к действительным. В ка­ честве рабочей жидкости использовано масло цилиндровое 38 с температурой застывания t^=i\7aC, плотностью 0,935 т/л3, кине­

матической вязкостью v = 0,41 см2!сек при 100°С,

Емкость с испытываемым нефтепродуктом устанавливалась на подставках из деревянных брусьев в бак, через который протека­ ла охлаждающая вода. Интенсивность подвода тепла от подогре­ вателей к нефтепродукту находилась в пределах, соизмеримых с

21


реальными. Три стенки были изолированы с помощью асбоцемент­ ных плит, закрепленных эпоксидной смолой. Для уменьшения теплопотерь через крышку, имеющую вырезы для термометров и реек термопар, она накрывалась асбестовой накидкой. В различных точках объема емкости были установлены 28 хромель-копелевых термопар, смонтированных на нескольких рейках. Высота их уста­ новки от днища находилась *в пределах 5—400 мм. Температура измерялась с помощью электронного потенциометра ЭПВ-2-10А, с градуировкой ХК, класс точности 0,5. Средняя температура нефте­

продукта

принималась равной

ее •средневзвешенному

значению.

Подведенное тепло измерялось

ваттметром, а температура на по­

верхности

подогревателей—с помощью зачеканенной

термопары.

Рис. 7. Расположение набора, подогревателей и термопар в экспериментальной установке

22

•л5'</у

При подогреве температура слоев масла, расположенных вы­ ше подогревателя, довольно скоро выравнивается по всему объ­ ему (рис. 8), в то время как в нижних она все время резко зави­ сит от высоты расположения их от днища, что косвенно подтверж­ дает слабое влияние конвекции. В районе расположения набора

температура масла на несколько градусов ниже средней для соот­ ветствующего слоя. Так, на расстоянии 100 мм от днища в месте расположения рейки 1 она на 5°С ниже, чем у рейки 3, хотя пос­ ледняя дальше отнесена от подогревателей. Термопары же рей­ ки 2, находящиеся внутри профиля набора, до конца подогрева фиксировали температуру меньшую температуры застывания.

Сравнение модельных испытаний с

теоретическим

расчетом

для двухъярусного

набора, состоящего

из продольных

балок-

угольников 40X25X3 и шпангоута-швеллера 65X36X4,4

(рис. 9),

указывают на

удовлетворительное

совпадение результатов как

,при остывании,

так

и при подогреве

масла.

 

В достаточной степени близкими оказались расчетные значе­ ния коэффициентов теплопередачи через прдводную часть-с полу­ ченными при натурных испытаниях. Так,) при подогреве баржи «Болва» (рис. 10) относительная погрешность в их оценке не пре­ вышала 5%- Для оценки точности теоретических расчетов с на­ турными испытаниями в отношении тепловых потерь через палу­ бу также использованы результаты, полученные кафедрой энерге­ тики Астрыбвтуза (табл. 1) на барже пр. Р-27, имеющей Т= 2,6 м,

Н =2,85 м и ^ 8.4= 1940 м2.

Таблица 1

2

Температура зеркала нефтепродукта

 

 

 

и воздуха, °С

 

Наименование

^3 н = 50

U. в = 40

^3 н =

^3. Н= 60

величин

"*в

 

 

 

 

/ в = 5 *в- 15

сл

* . = 15

*В =15

* в = 5

 

 

II

 

 

 

30 II СЛ

1

Температура палу­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бы tn,°C

(экспери­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мент) ........................

26,5

30

22

26

18

22 ,5

14

18,5

2

Тепловые

потери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

через

палубу,

кВт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(эксперимент)

. . .

442

410

350

302

253

221

166

127

3

Тепловые потери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

через

палубу,

кВт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(теоретический

рас­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чет) . . .

. ■

. . .

486

437

374

302

278

230 '

158

135

23