Файл: Костенко, И. А. Опыт социального планирования и социально-психологических исследований в строительных организациях Минстроя СССР [информационный обзор].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
устраивали расцепки. Наибольшее число недовольных расценка ми приходится на рабочих V—VI разрядов.
Ответы рабочих о неудовлетворенности действующими ЕНиР говорят о том, что все нормы соответствуют средним условиям организации труда и производства. Выборочная проверка пока зала,.что ряд расценок является выгодным, ю есть они обеспе чивают высокий заработок без большого напряжения в труде. В то же время имеются расценки, по которым невозможна даже выработать тарифную ставку.
Была исследована зависимость между уровнем премиаль ных выплат в заработной плате и текучестью рабочих кадров. Установлено, что при выплате премий за год в размере 100 руб. текучесть уменьшается на 8,4%.
Одной из причин неудовлетворенности рабочих оплатой труда, несомненно, следует считать низкую осведомленность рабочих: незнание ими сменных заданий, незнание того, на сколько выполняются эти задания.
6.Неудовлетворительные бытовые условия на производстве
итекучесть кадров. Известно, что бытовые условия строителей,
всилу специфических условий производства, несколько хуже по сравнению с другими отраслями. Частые перебазировки с одной площадки на другую приводят к тому, что на стройках нехвата- ет столовых, душевых, красных уголков. Это служит одной из
причин текучести рабочих кадров.
В целом отсутствие нормальных культурно-бытовых условий на стройках как одну из причин увольнения указывают больше женщины, чем мужчины. Эти мотивы в качестве увольнения выдвигают все возрастные группы, но больше молодые в воз расте от 19 до 29 лет. Неудовлетворительные культурно-быто вые условия на производстве как одну из причин текучести рабо-
'чих отмечают в опросных листах и инженерно-технические работники.
По большинству критических замечаний со стороны ИТР отдельные недостатки в культурно-бытовом обслуживании рабо чих на производстве располагаются в следующем порядке: от сутствие или недостаточность бытовых помещений (19—38%), отсутствие буфетов, столовых (15—38%), плохая работа город ского и поселкового транспорта (14—23%), неудовлетворен ность доставкой на работу и с работы транспортом строитель ных организаций (6—13%).
7.Неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями и текучесть кадров. Как показало Обследование, неудовлетворен ность жилищно-бытовыми условиями продолжает занимать видное место среди причин увольнений рабочих по собственно му желанию. Больше всего нареканий высказывают на то, что приходится жить в общежитии. Эти жалобы принадлежат в
26
основном строителям, не имеющим семей, в возрасте 18—30 лет, с небольшим стажем работы (до 3 лет) в организации.
На втором месте по количеству ответов находятся такие мотивы увольнений, как отсутствие надежды на получение ком наты или квартиры. В среднем по всем обследованным трестам снимают комнату частным образом до 13% к общему числу оп рошенных, проживают в общежитиях свыше 36'э/о.
8. Взаимоотношения с руководством и в коллективе.
Значительная часть рабочих в качестве мотива увольнения ссылается на плохие взаимоотношения с руководством или в коллективе: невнимательное отношение к нуждам и запросам рабочих '(22,1% всех опрощенных), отсутствие дружбы в .кол лективе (13,4%), грубость и высокомерное отношение руководи телей к подчиненнцм (9,3%).
Не находят нужного контакта с коллективом рабочие в воз расте 18 лет (16,8°/о), 19 лет (16,6%), 20—24 лет (13,9%), их образование 7—11 классов, стаж работы от 3 месяцев до 1 года. Это рабочие, которые, пришли из школы (15,6%), торговли (1552°/«), армии (11,7%), сельского хозяйства (10,7%), то есть в основном это новые в данном коллективе рабочие, которые не сумели адаптироваться, и молодежь, которой свойственна воз растная неуживчивость.
Поэтому одной из задач планов социального развития кол лектива по сокращению текучести кадров является создание благоприятного социально-психологического климата в стро ительных организациях.
9. Ритмичность строительного производства и текучесть
рабочих кадров. На протяжении планового периода выполнение объемов строительно-монтажных работ приводит к неравномер ной загрузке рабочих. В первые месяцы, особенно в январе, по сравнению с последними месяцами года наблюдается значи тельный спад в объемах выполненных работ. Неритмичная рабо та приводит к штурмовщине, что ведет к сверхурочным работам, большой скученности рабочих на участках с небольшим фрон том работ, ухудшению1производственно-бытовых условий, сни жению качества строительства. Все это также вызывает повы шенную текучесть рабочих кадров. Достижение полной ритмич ности производства позволит значительно снизить текучесть
рабочих.
План социального развития коллектива призван регулиро вать различные формы подвижности кадров. В настоящее время в строительных, организациях сложились формы борьбы с теку честью кадров. Всем руководителям ясно, что необходимы очень радикальные меры по ограничению экономического и мораль ного ущерба, вызываемого текучестью. Нет необходимости до казывать экономическую и социальную эффективность стабиль
27
ных кадров, но в этом свете важно понять, какие кадры рабочих прежде всего уходят из коллектива. Анализ текучести кадров по мотиву «собственное желание» показывает, что в основном ухо дят молодые рабочие, не проработавшие в коллективе и года. Ни заработная плата, ни предоставление общежития не играют ведущей роли при стабилизации новичка в коллективе. Анализ показывает, что 90у/о увольняющихся—в возрасте от 20 до 30 лет. Из них 50%, ранее сменивших по одному рабочему месту.
Стабилизация кадров зависит от многих факторов, и вще.р- вую очередь, от производственной адаптации новичка на строй ке, которая зависит от коллектива.
Производственный коллектив в социалистическом обществе наряду со специальными производственными задачами обладает и воспитательной функцией.' По мере движения нашего обще ства к коммунизму роль этой функции все более возрастает. Вот почему план социального развития коллектива предприятия обязательно предусматривает мероприятия по совершенствова нию «психологической атмосферы», носящие воспитательный характер. Эти мероприятия должны быть основаны на фунда менте социально-психологических закономерностей примени тельно к конкретным условиям деятельности того или иного коллектива.
Воспитание коммунистического отношения к труду, улучше ние взаимоотношений между членами производственных кол лективов, между руководителями и подчиненными—эти задачи, стоящие перед коллективом каждой стройки, предприятия, мо гут быть в значительной степени решены с помощью социально психологических способов регулирования социальных отноше ний в коллективе.
Каждый человек на производстве входит в состав того или иного первичного трудового коллектива (бригады, отдела). Члены его находятся в систематическом и непосредственном взаимодействии друг с другом. Вторичный трудовой коллектив— это работники всей стройки, предприятия в целом. В каждом из этих видов коллективов можно обнаружить формальную и неформальную структуру.
Формальная структура коллектива характеризуется взаимо отношениями, которые регулируются официальным положением лиц в системе данной организации, должностными инструкция ми, приказами и распоряжениями и т. п. К формальной струк туре относятся все официальные каналы коммуникаций, свя зывающие людей в их производственной и общественной дея тельности как по вертикали (взаимодействие между руководите лями и подчиненными), так и по горизонтали (взаимодействие между членами коллектива, равными по своему^ служебному
28
положению или по своему положению в системе общественной организации).
Неформальная структура коллектива основана на неофи циальных отношениях, зависящих от симпатий и антипатий лю дей. Эта структура создается на основе связей между людьми, чувствующими психологическую близость, общность интересов. В неформальной структуре взаимодействие происходит между теми людьми, которые симпатизируют и доверяют друг другу вне всякой зависимости от того, обусловлено ли данное взаимо действие какими-либо официальными предписаниями. Изучение неформальных взаимоотношений исключительно важно, ибо они характеризуют в значительной степени «психологический кли мат» в коллективах, вскрывают резервы воспитательной работы.
В силу неоднородности межличностных взаимоотношений неформальная структура коллектива дифференцируется на ряд отдельных группировок по два-три человека и более (но обыч но не более 7—8 человек). Члены этих группировок находятся в тесных взаимных контактах, сохраняя определенные социаль ные дистанции по отношению к другим лицам, не входящим в «их» группировку. Существование подобных группировок в многочисленных первичных коллективах (более 20—30 человек) неизбежно, и оно не подвержено какому-либо регламентирова нию со стороны администрации.
Руководитель коллектива должен быть осведомлен о существовании группировок в структуре коллектива. Ему необходимо в своей деятельности ориентироваться до определенной степени на мнение наиболее авторитетных членов этих группировок, если, разумеется, их деятельность не противоречит обществен ным интересам и целям.
Хорошо организованным будет тот коллектив, в котором официальный руководитель является в то же время и неофици альным лидером наиболее влиятельной и ценной в обществен- • ном смысле группировки. В таких случаях деятельность людей регулируется влиянием ядра неформальной структуры во главе с официальным руководителем коллектива.
Сработанность, слаженность коллектива определяется сте пенью единства формальной и неформальной структур. Чем вы
ше эта степень, |
тем больших успехов может достигнуть коллек- |
т и в . |
по сближению формальной и неформальной |
Мероприятия |
структур коллективов, 1включенныев план социального развития,
позволяют оптимальнее сбалансировать |
систему |
официальных |
|
и неофициальных отношений и тем самым улучшить |
«психоло |
||
гическую атмосферу» на предприятии. |
учитывать |
особенности |
|
При расстановке рабочих следует |
|||
неформальной структуры коллектива, |
стараясь, |
однако, не |
допускать обособления отдельных группировок. Специализацию рабочих необходимопроводить на самых сложных работах.
29