ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ственных лиц обязательно должна проводиться инвен таризация материалов.
Важной задачей материального учета является раз работка и постоянное совершенствование норм хранения запасов, отпуска- и расходования материалов. Без на дежного нормативного хозяйства нельзя наладить конт роль за состоянием запасов, которые должны быть минимально достаточными для обеспечения бесперебой ности и ритмичности производственного процесса. Нуж на также тщательно продуманная система документо оборота по складским операциям.
Учет материалов на общезаводских складах и в кла довых осуществляется непосредственно материально от ветственными лицами (заведующими складами, кладов щиками) обычно только по количеству (в натуральных показателях) в сортовом разрезе в соответствии с при нятым порядком хранения материалов. Для такого уче та применяются карточки складского учета материалов
(ф. № М-17). Они заготавливаются бухгалтерией по мере поступления материалов на основе номенклатурыценника, а затем передаются материально ответствен ным лицам вместе с приходными документами. На кар точке ставится виза бухгалтера. Никаких реестров при этом вести не следует.
На каждый номенклатурный номер материала от крывается отдельная карточка. Если она заводится на укрупненный номенклатурный номер, то независимо от этого материалы на складе должны храниться раздель но по тем позициям, которые были укрупнены.
Полученные от бухгалтерии карточки с заполненны ми постоянными реквизитами кладовщик дополняет указаниями мест хранения материала (номера стелла жей, ячеек, полок и т. п.). К месту хранения прикреп ляется материальный ярлык (ф. № М-16). На укруш 'ненный номенклатурный номер заполняется столько ярлыков, сколько было объединено позиций материалов.
На складах с небольшой номенклатурой материалов учет часто ведется в специальных книгах (амбарные книги). Каждый лист книги — это карточка складского учета, а вся книга — комплект сброшюрованных кар точек.'
Записи по приходу и отпуску материалов ведутся в сортовых карточках на основании оформленных первич-
30
мых бухгалтерских документов (приходных ордеров, товарно-транспортных накладных, актов приемки, тре бований, дуаль-карт и т. п.). Это делается, как правило, в день совершения операции. После каждой операции на карточках должен выводиться остаток материалов. Исключение допускается лишь в отношении накопитель ных документов. Например, из лимитно-заборных карт записи могут переноситься в карточки складского учета по мере закрытия карт, но не позднее 1-го числа сле дующего за отчетным месяца. В этом случае лимитные карты рекомендуется хранить вместе с соответствую щими карточками сортового учета, чтобы всегда можно было определить остаток материала.
Заведующий складом (кладовщик) обязан периоди чески сообщать отделу снабжения об отклонениях фак тического остатка материалов от установленной нормы запаса. Это делается на основании карточек складского учета путем выписки специальной сигнальной справки. Чтобы выявить излишние и ненужные материалы и принять меры к их реализации, материально ответ ственные лица должны сигнализировать об остатках материалов, находящихся длительное время без дви жения.
Для того чтобы складской оперативный учет приоб рел бухгалтерскую достоверность и был включен в еди ную оперативно-бухгалтерскую систему учета, работ ники бухгалтерии обязаны, как правило, ежедневно (или с иной периодичностью в зависимости от количества операций и документов), контролировать непосредствен но на складах '.в присутствии материально ответствен ного лица оформление первичных документов, а также записи в складских карточках. Особое внимание обра щается и на своевременность оприходования поступив ших за истекшие сутки материалов.
Бухгалтер проверяет каждый документ и каждую запись, в том числе и выведенные кладовщиком остатки. Такая проверка по каждой операции подтверждается визой бухгалтера на соответствующей строке карточки. Подпись бухгалтера одновременно служит подтвержде нием факта сдачи (приемки) первичных документов. Поэтому составлять специальные реестры нецелесооб разно (за исключением некоторых случаев, например при отдаленности складов и др.).
31
Лимитные карты должны сдаваться в бухгалтерию немедленно после использования лимита. В конце меся ца они передаются в бухгалтерию независимо от этого обстоятельства. Также поступают и с месячными отрыв ными талонами от карт, выписываемых на квартал. Если карты ведутся в двух экземплярах, то предвари тельно выверяются итоговые данные складских и цехо вых экземпляров.
Работники бухгалтерии обязаны не только контро лировать складской учет, но и оказывать необходимую помощь в его организации. Все это повышает уровень складского до достоверности бухгалтерского учета, что позволяет в любой момент знать книжные остатки мате риалов. Выборочные проверки наличия отдельных видов материалов придают контролю оперативность и дей ственность. Значительно ускоряются очередные инвен таризации, быстрее выявляются их результаты, так как не надо ждать книжных остатков от бухгалтерии. Не посредственный контроль работников бухгалтерии за всей оперативной работой складов способствует упоря дочению не только учета, но и всего складского хозяй ства.
Несколько по-иному ведется учет и контроль на скла дах и в кладовых, расположенных на далеком расстоя нии от бухгалтерии. В этом случае контроль проводится непосредственно в бухгалтерии предприятия. Первич ные документы в установленные сроки должны переда ваться в бухгалтерию при реестре сдачи документов, в котором указываются количество и номера сдаваемых первичных документов (отдельно по приходу и расхо ду). Работники бухгалтерии должны периодически (в сроки, установленные главным бухгалтером) посещать отдаленно расположенные склады и кладовые.
В конце месяца кладовщик представляет в бухгал терию в двух экземплярах ведомость остатка материа лов (по количеству). Бухгалтерия проверяет оформле ние документов и составление ведомостей, затем один экземпляр ведомости с замечаниями и указаниями воз вращается на склад. Если перечень материалов неболь шой, может применяться система материальных отчетов о поступлении, отпуске и остатках материалов (с при ложением первичных документов). Материально ответ ственные лица такие отчеты составляют ежедневно или
32
раз в несколько дней. В результате нет необходимости вести карточки сортового учета.
На многих предприятиях применяется система от пуска материалов без оформления расходных докумен тов (см. стр. 27) путем подписи получателей непосред ственно в складских карточках. В этом случае в форму карточки вводятся дополнительные графы для подписей получателей, а также указания направления расхода и цехов (см. ниже). При этом возможны различные варианты. При небольшой номенклатуре материалов и отсутствии М СС такие карточки открываются на месяц. В конце месяца они передаются в бухгалтерию для об работки. Вместо них открываются новые карточки, в которые переносятся данные об остатках из карточек за истекший месяц.
В условиях применения вычислительных перфора ционных машин и большой номенклатуры материалов карточки обрабатывают в конце месяца с таким расче том, чтобы к началу следующего дня вернуть их на склад. Возможно и ведение таких карточек в двух экземпля рах, первые из которых по окончании месяца предна значены для бухгалтерии. На некоторых предприятиях
К А РТО Ч К А С К Л А Д С К О Г О -У Ч Е Т А М А Т Е Р И А Л О В
Склад |
Стеллаж |
Ячейка |
измеренииЕдиница |
Це. а
Марка
О
и
Профиль |
Размер |
номерклатурныйНомен |
Балансовый счет №
Норма запаса
мини мак мум симум
1 1 1 1
Наименование материала
Дата |
№ документа |
илиОт когокомуполученовыдано |
Приход (количество) |
получа |
Расход |
количество |
сумма |
(Остатокколичество) |
кладовщика |
Расписка |
контроль |
||
участок,цех |
бригада |
дебет |
заказа№ |
получателяматериала |
|||||
тель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(шифр)
; j
1
33
ведут два комплекта карточек: один — па четные, дру гой •— на нечетные месяцы. Когда одни из них сдается
на М СУ пли в |
бухгалтерию, записи производят во вто |
ром комплекте. |
|
Если созданы условия и есть возможности, счетно табличные машины целесообразно устанавливать непо средственно на складах. Они агрегатируются с перфо рационными устройствами для получения технического носителя информации. При этом на основании первич ных документов каждая операция отражается учетчи- ком-оператором одновременно на карточках складского учета и на перфокартах (перфолентах), которые исполь зуются для составления бухгалтерских сводок и группи ровок. Тем самым достигается тождественность записей в складском и бухгалтерском учете. Трудоемкость ве дения складской картотеки резко снижается.
Автоматизация учета материалов приведет к отказу от карточек сортового учета на складе, так как ЭВМ ежедневно и за любой период времени может выдавать на основании документов в разрезе номенклатурных номеров сортовые оборотные ведомости (по количеству и сумме). Естественно, что автоматизация учета мате риалов должна сочетаться с автоматизацией всего склад ского хозяйства.
4. УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ В БУХГАЛТЕРИИ
Контроль и обработка первичных документов. Вся первичная документация по учету движения материалов со складов и из кладовых поступает в бухгалтерию. Здесь она подвергается сплошному контролю как по существу совершенных операций и правильности их оформления, так и в отношении точности арифметиче ских подсчетов. Особое внимание обращается на полно ту и правильность проставленных в них шифров.
Важным моме'нтом является проверка тождествен ности данных базисных складов и цеховых кладовых, касающихся внутренней переброски материалов. Все выявленные расхождения должны немедленно устра няться.
Следующий этап обработки первичных документов— это их таксировка. Проводить ее надо особенно внима тельно, так как именно на этом этапе возможно наи
34
большее количество ошибок, выявление которых связа но со значительными затратами труда. В настоящее время таксировка, как правило, проводится с помощью вычислительных машин. Для этого документы сдаются на машиносчетную установку. .
Если на предприятии установлен порядок передачи всех карточек складского учета для обработки на М СУ, картотеки с этими карточками после выведения остат ков на конец месяца, но не позже 1-го числа следую щего за отчетным передаются со складов на М СУ в соответствии с установленным графиком. Это целесооб разно делать в вечернюю смену работы М СУ, чтобы не нарушать бесперебойность ^выдачи материалов со скла дов.
При таксировке следует придерживаться определен ного порядка. Так, по многострочному документу такси руется каждая его строка, а по лимитно-заборным кар там — только общий итог (с учетом возврата, если он был).
Если таксировке подвергаются все карточки склад ского учета (при варианте их обработки с таксировкой), то ее результат записывается в карточке строкой ниже количественного остатка. Когда отпуск оформлялся не посредственно по складской карточке (без документа), расход в ней таксируется по общему итогу за месяц, а приход — построчно, что важно для сверки с данны ми о расчетах с поставщиками.
Порядок таксировки зависит' и от количества экзем пляров документов. Так, можно таксировать только пер вые экземпляры документов. подсчитывая' н контроли"-" руя общую сумму по пачкр. При выписке документов в "двух экземплярах таксировка" может производиться па раллельно по двум экземплярам двумя операторами, которые затем сличают результаты. Двойную такси ровку целесообразно проводить и в условиях ручной
обработки документов или применяя малую механиза цию. Дополнительные затраты времени на этом этапе, как правило, окупаются затем при выявления. ошиб.о.к.и.а. стадии выверки данных складского количественшгр_ и бухгалтерского суммового учета.
Контролируется таксировка документов и складских карточек на М СУ автоматически в процессе составле ния сальдово-сличительных ведомостей или с помощью
35
специальных, контрольно-таксировальных табуля грамм.
Важным этапом обработки документов является их группировка.} цель которой получить итоговые данные для записей"' в регистры бухгалтерского учета. В усло виях применения ПВМ и ЭВМ путем соответствующей механизированной обработки первичных документов или складских карточек составляются табуляграммы, кото рые представляют собой группировочные ведомости, необходимые для бухгалтерского учета материалов и его увязки с данными складского аналитического учета: обобщенных данных о заготовленных материальных цен ностях в разрезе складов, синтетических счетов и групп материалов; материалах, находящихся в пути; неотфак турованных поставках; отклонениях фактической себе стоимости от учетных цен; о расходе материалов по на правлениям и др. Порядок разработки и составления табуляграмм устанавливается типовыми проектами ме ханизации учета материалов.
Если документы обрабатываются вручную или с при менением вычислительных клавишных машин, то вторые экземпляры группируются в разрезе складов, групп и номенклатурных номеров. Документы помещаются в контрольную картотеку, предназначенную для различ ных справок, а также выверки аналитического сортового учета и составления статистической отчетности по мате риальным ценностям.
На первых экземплярах первичных документов бух галтерия проставляет учетные шифры видов операции, поставщика и т. д., а затем они группируются по необ ходимым признакам, т. е. видам операций, источникам поступления или направлениям расхода материалов. Это делается путем составления группнровочных ведомостей по приходу и ведомостей распределения расхода. JIp n - ходные документы используются для бухгалтерского, учета приобретения и заготовления материальных цен ностей, а расходные — для учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции.
Обобщение данных первичных документов. Чтобы получить необходимые данные для аналитического и синтетического учета, бухгалтерия (в условиях ручной обработку и малой механизации) ведет накопительные ведомости синтетического учета,
36
Эти ведомости заводят по каждому складу отдельно по приходу и расходу в разрезе синтетических счетов и групп материалов. Они ведутся на основании первичных документов по принятым учетным ценам. Суммы по на кладным на внутреннее перемещение материалов выде ляют по особой строке. В ведомости указывают началь ные и конечные остатки материалов. По окончании отчетного месяца (а можно, например, и раз в пять дней или декаду) итоговые данные по приходу и расходу (при журнально-ордерной форме учета) переносятся в соот ветствующие разделы специальной ведомости № 10 «Движение материальных ценностей (в денежном выра жении)». Данные по приходу отражаются в разделе 2 (поступление и остаток на начало месяца), а по рас ходу— в разделе 3 (расход и остаток на конец месяца по синтетическим счетам и учетным группам).
Н А К О П И Т Е Л Ь Н А Я В Е Д О М О СТ Ь П О Б А Л А Н С О В О М У С Ч Е Т У 05 П О |
|
||||||
С К Л А Д У |
.Ni |
3 |
ЗА |
И Ю Л Ь |
1973 г. |
|
|
Дата записи |
Группа № 50 |
Группа М 51 |
•к |
||||
приход |
расход |
приход |
расход |
X |
|||
|
|
|
|
|
|
|
н |
Остаток |
на начало ме- |
1300 |
— |
|
|
2520 |
|
|
|
|
сяца |
|
|
— |
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
|
5/ѴІІ |
800 |
|
500 |
— |
|
|||
и т. д. |
6/Ѵ1І |
1900 |
— 600 |
— |
400 |
— |
900 |
— |
||
7— 10/Ѵ11 |
1300 |
700 |
||||||||
Обороты |
за месяц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Остаток на конец месяца |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведомость № 10 предназначена для учета движения
иостатков материалов по местам их хранения по учет ным ценам. Одновременно в ней отражается и факти ческая себестоимость поступивших и выбывших мате риальных ценностей, выявляются отклонения от приня тых учетных цен. Если не ведутся накопительные ведо мости, то ведомость Kg 10 составляется на основании первичных документов. Стоимость как поступивших, так
ивыбывших материалов приводится по учетным ценам
вразрезе синтетических счетов или учетных групп (ме таллы черные, цветные и т. п.) и, кроме того, на лице
37
вой стороне по отдельным общезаводским складам (без разбивки по синтетическим счетам или группам), т. е. в целом по каждому складу. Общие итоги остатков, прихода и расхода по синтетическим счетам или учет ным группам по второму и третьему разделам должны быть равны соответствующим итогам первого раздела.
Во втором разделе ведомости из общего итога по ступления выделяется приход от поставщиков по учет ным ценам. Эти данные сверяются с соответствующими данными журнала-ордера № 6 по кредиту счета 60 «Рас четы с поставщиками», в котором также по учетным ценам в отдельной графе отражается поступление мате риалов от поставщиков. Кроме того, в этом же разделе ведомости № 10 в конце месяца из общей суммы поступ ления на общезаводские склады выделяется внутренний оборот по предприятию (возврат с цеховых складов, из производства, переброска с других складов).
В таком же порядке, как и поступление во втором разделе, отражается и расход материалов в третьем раз деле ведомости. Данные о внутреннем обороте по при ходу и расходу должны быть тождественны.
Чтобы выявить отклонения фактической себестои мости поступивших и выбывших в течение месяца мате риалов от их стоимости по учетным ценам, во втором разделе ведомости приводится и фактическая себестои мость поступивших материалов в разрезе синтетических счетов или учетных групп. Она указывается на основа нии итоговых данных соответствующих журналов-орде ров. Для сводки этих данных в ведомости предусмот
рена |
специальная справка |
(на |
последней |
стра |
нице). |
основе сопоставления |
остатка |
на начало |
месяца |
На |
иприхода материалов по фактической себестоимости и по учетным ценам во втором разделе выявляются суммы
ипроцент отклонений по каждому синтетическому счету или учетной группе материалов. С помощью этого про цента в журнале-ордере № 10/1 определяется сумма фактической себестоимости израсходованных материа лов, которая показывается и в ведомости № 10 (в треть ем разделе). Здесь же выводится остаток материалов на конец месяца по отдельным счетам и группам (по учет ным ценам и по фактической себестоимости). Эти дан ные используются и для выявления остатков материаль
38