Файл: Калашников, М. В. Навигационный расчетчик НРК-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М. В. КАЛ АШ Н И КО В

КОНТРОЛЕ

НАВИГАЦИОННЫЙ

РАСЧЕТЧИК

НРК-2

Ордена Трудового Красного Знамени ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР

М О С К В А - 1 9 7 0

 

6Т.5.1

УДК 029.7.054.07

 

К17

 

.V

- ч - ь з п

I

е к'.-ь -н л я р

I

ЧИТ.» Л'.. НОГО ЗАДА

|

& /

/ i f - f &

Калашников М. В.

К17 Навигационный расчетчик НРК.-2. М., Воениздат, 1970 г.

80 стр.

1-12-4-7

ПРЕДИСЛОВИЕ

Навигационное оборудование современных самоле­ тов обеспечивает выполнение полета по заданному маршруту с высокой точностью в любых метеорологиче­ ских условиях. Применение для самолетовождения ра­ диолокационных станций, угломерно-дальномерных си­ стем, доплеровских измерителей путевой скорости и угла сноса, навигационных автоматов, централей скорости, высоты и вертикали, курсовых систем и других навига­ ционных приборов в значительной степени облегчает ра­ боту экипажа в полете, но не освобождает штурмана и летчика от выполнения предварительного расчета поле­ та на земле, а также расчетов в воздухе при определе­ нии отдельных навигационных элементов и коррекции показаний некоторых навигационных приборов. Большие скорости и высокие маневренные возможности совре­ менных самолетов требуют от экипажа выполнения свое­ временных, точных и быстрых вычислений.

Для выполнения навигационных расчетов применя­ ются различные счетно-измерительные штурманские ин­ струменты, номограммы, графики, таблицы, схемы. Большое число их создает известные неудобства при вы­ полнении расчетов в полете. Поэтому авиационная штур­ манская служба уделяет постоянное внимание разра­ ботке и унификации штурманского снаряжения с тем, чтобы в максимальной степени обеспечить удобство при

1*

3


работе с ним и сократить время, затрачиваемое на рас­ четы.

Навигационный расчетчик НРК-2 представляет собой компактный комбинированный счетный инструмент, с по­ мощью которого могут быть решены практически все за­ дачи, выполняемые обычно на двух вычислительных ин­ струментах: навигационной линейке НЛ-10М и ветро­ чете. При этом некоторые навигационные задачи реша­ ются в более широком диапазоне величин, чем на НЛ-10М. Расчетчик позволяет, кроме того, осуществлять перевод скоростей в числа М и наоборот, а также опре­ делять поправки на сжимаемость воздуха для показаний широкой стрелки аэродинамических указателей ско­ рости.

В настоящей книге дано описание устройства навига­ ционного расчетчика НРК-2, а также изложен порядок решения с его помощью навигационных и некоторых математических задач. Изложенные в книге принцип устройства и порядок решения основных задач на ветро­ чете навигационного расчетчика в полной мере относят­ ся к ветрочету, помещенному в наколенных планшетах штурмана и летчика (НПШ-М и НПЛ-М), с 1966 г. по­ ступающих на снабжение авиации.

I, НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО НАВИГАЦИОННОГО РАСЧЕТЧИКА

1. Назначение НРК-2

Навигационный расчетчик НРК-2 является порта­ тивным счетным инструментом, предназначенным для выполнения навигационных расчетов штурманами и летчиками авиации Вооруженных Сил и других ведомств при подготовке к полету и в полете.

С помощью навигационного расчетчика решаются следующие основные задачи:

расчет пройденного пути, скорости и времени по­

лета;

расчет угла сноса, путевой скорости, курса поле­ та или фактического путевого угла по известному векто­ ру ветра;

расчет ветра по известным углу сноса и путевой скорости или по двум углам сноса, или по двум путевым скоростям;

определение радиуса и времени разворота на за ­ данный угол по известным скорости и углу крена;

пересчет истинной скорости в приборную и при­ борной в истинную в диапазоне 100—2500 км/час;

определение числа М, соответствующего заданной скорости полета, и наоборот;

определение поправки на сжимаемость воздуха в


показания широкой стрелки аэродинамических указате­ лей скорости;

— пересчет истинной высоты полета в приборную и приборной в истинную в диапазоне 100—25 000 м\

— определение значений тригонометрических функ­ ций углов; умножение и деление чисел на тригонометри­ ческие функции углов.

Кроме того, навигационный расчетчик позволяет вы­ полнять некоторые другие специальные и математиче­ ские вычисления.

Таким образом, навигационный расчетчик обеспечи­ вает решение всех задач, выполняемых с помощью двух вычислительных инструментов: навигационной линейки НЛ-10М и ветрочета.

2. Устройство НРК-2

Навигационный расчетчик состоит из четырех изго­ товленных из органического стекла и поворачивающих­ ся вокруг общей оси дисков, на которые нанесены лога­ рифмические и другие шкалы, номограмма, индексы. Кроме того, на дисках имеются прозрачные окна для от­ счета на соответствующих шкалах заданных или иско­ мых величин. Один диск служит основанием навигаци­ онного расчетчика; три других диска (два с лицевой стороны и один с обратной) имеют-меньший диаметр и могут перемещаться относительно основания и друг друга.

Для удобства отсчета заданных или искомых вели­ чин с обеих сторон расчетчика имеются вращающиеся визирные линейки.

С лицевой стороны навигационного расчетчика (рис. 1) на основании и на двух поворотных дисках на­ несенные шкалы, номограмма и индексы образуют ветро­ чет, с помощью которого графически решается навига-

6

Рис. 1. Общий вид лицевой стороны навигационного расчетчика (ветрочет):

I — основание; II — поворотный

диск с

номограммой; III — курсовой лимб

ветрочета; IV —

визирная

линейка с сектором

7

ционный треугольник

скоростей, но не в абсолютных, а

в относительных величинах

(в процентах). Модуль век­

тора воздушной* скорости V принимается за 100%, а

модули векторов скорости

ветра

U и путевой скорости

самолета W соответственно

равны -у--100% и -р-• 100%•

Они

называются

о т н о с и т е л ь н о й с к о р о с т ь ю

в е т р а U% и о т н о с и т е л ь н о й п у т е в о й с к о р о ­

с т ь ю

W%.

 

 

 

На

лицевой стороне основания

навигационного рас­

четчика (рис. 2) по окружности нанесены логарифмиче­

ские шкалы СКОРОСТЬ — ПУТЬ

/

и СКОРОСТЬ

КМ/ЧАС 2. Шкала 1 используется

при

решении задач

по определению элементов навигационного треугольника скоростей, пройденного (оставшегося) расстояния, пу­ тевой скорости и времени полета, а шкала 2 — при ре­ шении задач по определению радиуса разворота само­ лета. С помощью этих шкал решаются также задачи на умножение и деление двух чисел.

На первом поворотном диске ветрочета (рис. 3) на­ несены: номограмма 3, шкала курсовых углов 4, две шкалы времени 5 и 6, шкала процентов 7, шкала тан­ генсов углов 8.

Номограмма 3 служит для определения модулей век­ торов относительной скорости ветр-а U% и относитель­ ной путевой скорости 117%, а также величины угла сноса. Она построена так, что при графическом решении нави­ гационного треугольника скоростей в ее центре берут начало векторы ветра и заканчивается вектор воздуш­ ной скорости, направление которого совпадает с направ­ лением курсовой черты а. Начала векторов воздушной

ипутевой скоростей расположены вне номограммы 3.

*Здесь и далее имеется в виду истинная воздушная скорость.

8


Для отсчета величины U% на номограмме нанесены концентрические окружности б, а для отсчета W%

Рис. 2. Лицевая сторона основания навигационного расчетчика:

/ — шкала расстояний и скоростей; 2 — шкала скоростей

дуги в. Значения этих величин отсчитываются с по­ мощью делений на курсовой черте, нанесенных через 1% и оцифрованных через 5%. При этом оцифровка

2 — М. В. Калашников

9


5%, 10% и т. д. используется при отсчете U% и соответ­ ствует оцифровке 105%, 110% и т. д. при отсчете W%.

3 — номограмма

(я — курсовая

черта, б — окружности

U %,

в — дуги

Н" %,

г — линии углов

сноса); 4 — шкала курсовых углов

ветра;

5 и

6 — шкалы

времени; 7 — шкала процентов;

8 — шкала тангенсов; 9

индексы

углов

раз­

 

 

ворота

 

 

 

 

С помощью наклонных линий углов сноса г определяются его знак и величина в градусах.

10

При расчете номограммы принято, что максималь­ ное значение относительной скорости ветра равно 30% V. Очевидно, что относительная путевая скорость в этом случае может иметь значения от 70 до 130% V, а угол сноса ±17°.

Шкалы времени 5 и 6 служат для отсчета времени', выраженного соответственно в минутах и секундах или в часах и минутах. Для удобства вычислений на шкале 5 нанесены треугольный, круглый и прямоугольный ин­ дексы.

С помощью шкалы процентов 7 и смежной с ней шкалы /, помещенной на основании (рис. 2), абсолют­ ные значения скорости ветра и путевой скорости перево­ дятся в относительные и наоборот. Для этого достаточ­ но установить треугольный индекс шкалы времени 5 (рис. 3) против заданного значения воздушной скорости на шкале 1 (рис. 2).

Шкала процентов имеет деления от 4 до 30%. Одна­

ко деления,

соответствующие 7,

8....... 13, оцифрованы

соответственно 70, 80,..., 130,

а

промежутки

между

ними разделены на десять частей.

Такая оцифровка дает

возможность

переводить значения

относительной

путе­

вой скорости в абсолютные и наоборот в пределах 70— 130%, а относительной скорости ветра в пределах

1—30% (например, против деления

100%

может быть

отсчитана скорость, соответствующая

1%

и

10%).

С помощью шкалы тангенсов 8

(рис.

3)

решаются

различные тригонометрические задачи и задачи по опре­ делению элементов разворота. На шкале имеются тре­ угольный индекс (черный), соответствующий 45°, ин­ декс R, против которого отсчитывается величина радиу­ са разворота, а также индексы 9 углов разворота, против которых производится отсчет значений времени

разворота-на заданные углы.

-

Второй поворотный прозрачный диск (рис. 4) явлneb­

s'

И