ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
М. В. КАЛ АШ Н И КО В
КОНТРОЛЕ
НАВИГАЦИОННЫЙ
РАСЧЕТЧИК
НРК-2
Ордена Трудового Красного Знамени ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР
М О С К В А - 1 9 7 0
|
6Т.5.1 |
УДК 029.7.054.07 |
|
К17 |
|
.V |
- ч - ь з п |
I |
е к'.-ь -н л я р |
I |
|
ЧИТ.» Л'.. НОГО ЗАДА |
| |
& /
/ i f - f &
Калашников М. В.
К17 Навигационный расчетчик НРК.-2. М., Воениздат, 1970 г.
80 стр.
1-12-4-7
ПРЕДИСЛОВИЕ
Навигационное оборудование современных самоле тов обеспечивает выполнение полета по заданному маршруту с высокой точностью в любых метеорологиче ских условиях. Применение для самолетовождения ра диолокационных станций, угломерно-дальномерных си стем, доплеровских измерителей путевой скорости и угла сноса, навигационных автоматов, централей скорости, высоты и вертикали, курсовых систем и других навига ционных приборов в значительной степени облегчает ра боту экипажа в полете, но не освобождает штурмана и летчика от выполнения предварительного расчета поле та на земле, а также расчетов в воздухе при определе нии отдельных навигационных элементов и коррекции показаний некоторых навигационных приборов. Большие скорости и высокие маневренные возможности совре менных самолетов требуют от экипажа выполнения свое временных, точных и быстрых вычислений.
Для выполнения навигационных расчетов применя ются различные счетно-измерительные штурманские ин струменты, номограммы, графики, таблицы, схемы. Большое число их создает известные неудобства при вы полнении расчетов в полете. Поэтому авиационная штур манская служба уделяет постоянное внимание разра ботке и унификации штурманского снаряжения с тем, чтобы в максимальной степени обеспечить удобство при
1* |
3 |
работе с ним и сократить время, затрачиваемое на рас четы.
Навигационный расчетчик НРК-2 представляет собой компактный комбинированный счетный инструмент, с по мощью которого могут быть решены практически все за дачи, выполняемые обычно на двух вычислительных ин струментах: навигационной линейке НЛ-10М и ветро чете. При этом некоторые навигационные задачи реша ются в более широком диапазоне величин, чем на НЛ-10М. Расчетчик позволяет, кроме того, осуществлять перевод скоростей в числа М и наоборот, а также опре делять поправки на сжимаемость воздуха для показаний широкой стрелки аэродинамических указателей ско рости.
В настоящей книге дано описание устройства навига ционного расчетчика НРК-2, а также изложен порядок решения с его помощью навигационных и некоторых математических задач. Изложенные в книге принцип устройства и порядок решения основных задач на ветро чете навигационного расчетчика в полной мере относят ся к ветрочету, помещенному в наколенных планшетах штурмана и летчика (НПШ-М и НПЛ-М), с 1966 г. по ступающих на снабжение авиации.
I, НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО НАВИГАЦИОННОГО РАСЧЕТЧИКА
1. Назначение НРК-2
Навигационный расчетчик НРК-2 является порта тивным счетным инструментом, предназначенным для выполнения навигационных расчетов штурманами и летчиками авиации Вооруженных Сил и других ведомств при подготовке к полету и в полете.
С помощью навигационного расчетчика решаются следующие основные задачи:
—расчет пройденного пути, скорости и времени по
лета;
—расчет угла сноса, путевой скорости, курса поле та или фактического путевого угла по известному векто ру ветра;
—расчет ветра по известным углу сноса и путевой скорости или по двум углам сноса, или по двум путевым скоростям;
—определение радиуса и времени разворота на за данный угол по известным скорости и углу крена;
—пересчет истинной скорости в приборную и при борной в истинную в диапазоне 100—2500 км/час;
—определение числа М, соответствующего заданной скорости полета, и наоборот;
—определение поправки на сжимаемость воздуха в
показания широкой стрелки аэродинамических указате лей скорости;
— пересчет истинной высоты полета в приборную и приборной в истинную в диапазоне 100—25 000 м\
— определение значений тригонометрических функ ций углов; умножение и деление чисел на тригонометри ческие функции углов.
Кроме того, навигационный расчетчик позволяет вы полнять некоторые другие специальные и математиче ские вычисления.
Таким образом, навигационный расчетчик обеспечи вает решение всех задач, выполняемых с помощью двух вычислительных инструментов: навигационной линейки НЛ-10М и ветрочета.
2. Устройство НРК-2
Навигационный расчетчик состоит из четырех изго товленных из органического стекла и поворачивающих ся вокруг общей оси дисков, на которые нанесены лога рифмические и другие шкалы, номограмма, индексы. Кроме того, на дисках имеются прозрачные окна для от счета на соответствующих шкалах заданных или иско мых величин. Один диск служит основанием навигаци онного расчетчика; три других диска (два с лицевой стороны и один с обратной) имеют-меньший диаметр и могут перемещаться относительно основания и друг друга.
Для удобства отсчета заданных или искомых вели чин с обеих сторон расчетчика имеются вращающиеся визирные линейки.
С лицевой стороны навигационного расчетчика (рис. 1) на основании и на двух поворотных дисках на несенные шкалы, номограмма и индексы образуют ветро чет, с помощью которого графически решается навига-
6
Рис. 1. Общий вид лицевой стороны навигационного расчетчика (ветрочет):
I — основание; II — поворотный |
диск с |
номограммой; III — курсовой лимб |
ветрочета; IV — |
визирная |
линейка с сектором |
7
ционный треугольник |
скоростей, но не в абсолютных, а |
|||
в относительных величинах |
(в процентах). Модуль век |
|||
тора воздушной* скорости V принимается за 100%, а |
||||
модули векторов скорости |
ветра |
U и путевой скорости |
||
самолета W соответственно |
равны -у--100% и -р-• 100%• |
|||
Они |
называются |
о т н о с и т е л ь н о й с к о р о с т ь ю |
||
в е т р а U% и о т н о с и т е л ь н о й п у т е в о й с к о р о |
||||
с т ь ю |
W%. |
|
|
|
На |
лицевой стороне основания |
навигационного рас |
четчика (рис. 2) по окружности нанесены логарифмиче
ские шкалы СКОРОСТЬ — ПУТЬ |
/ |
и СКОРОСТЬ |
КМ/ЧАС 2. Шкала 1 используется |
при |
решении задач |
по определению элементов навигационного треугольника скоростей, пройденного (оставшегося) расстояния, пу тевой скорости и времени полета, а шкала 2 — при ре шении задач по определению радиуса разворота само лета. С помощью этих шкал решаются также задачи на умножение и деление двух чисел.
На первом поворотном диске ветрочета (рис. 3) на несены: номограмма 3, шкала курсовых углов 4, две шкалы времени 5 и 6, шкала процентов 7, шкала тан генсов углов 8.
Номограмма 3 служит для определения модулей век торов относительной скорости ветр-а U% и относитель ной путевой скорости 117%, а также величины угла сноса. Она построена так, что при графическом решении нави гационного треугольника скоростей в ее центре берут начало векторы ветра и заканчивается вектор воздуш ной скорости, направление которого совпадает с направ лением курсовой черты а. Начала векторов воздушной
ипутевой скоростей расположены вне номограммы 3.
*Здесь и далее имеется в виду истинная воздушная скорость.
8
Для отсчета величины U% на номограмме нанесены концентрические окружности б, а для отсчета W% —
Рис. 2. Лицевая сторона основания навигационного расчетчика:
/ — шкала расстояний и скоростей; 2 — шкала скоростей
дуги в. Значения этих величин отсчитываются с по мощью делений на курсовой черте, нанесенных через 1% и оцифрованных через 5%. При этом оцифровка
2 — М. В. Калашников |
9 |
5%, 10% и т. д. используется при отсчете U% и соответ ствует оцифровке 105%, 110% и т. д. при отсчете W%.
3 — номограмма |
(я — курсовая |
черта, б — окружности |
U %, |
в — дуги |
Н" %, |
|
г — линии углов |
сноса); 4 — шкала курсовых углов |
ветра; |
5 и |
6 — шкалы |
||
времени; 7 — шкала процентов; |
8 — шкала тангенсов; 9 |
— индексы |
углов |
раз |
||
|
|
ворота |
|
|
|
|
С помощью наклонных линий углов сноса г определяются его знак и величина в градусах.
10
При расчете номограммы принято, что максималь ное значение относительной скорости ветра равно 30% V. Очевидно, что относительная путевая скорость в этом случае может иметь значения от 70 до 130% V, а угол сноса ±17°.
Шкалы времени 5 и 6 служат для отсчета времени', выраженного соответственно в минутах и секундах или в часах и минутах. Для удобства вычислений на шкале 5 нанесены треугольный, круглый и прямоугольный ин дексы.
С помощью шкалы процентов 7 и смежной с ней шкалы /, помещенной на основании (рис. 2), абсолют ные значения скорости ветра и путевой скорости перево дятся в относительные и наоборот. Для этого достаточ но установить треугольный индекс шкалы времени 5 (рис. 3) против заданного значения воздушной скорости на шкале 1 (рис. 2).
Шкала процентов имеет деления от 4 до 30%. Одна
ко деления, |
соответствующие 7, |
8....... 13, оцифрованы |
||
соответственно 70, 80,..., 130, |
а |
промежутки |
между |
|
ними разделены на десять частей. |
Такая оцифровка дает |
|||
возможность |
переводить значения |
относительной |
путе |
вой скорости в абсолютные и наоборот в пределах 70— 130%, а относительной скорости ветра в пределах
1—30% (например, против деления |
100% |
может быть |
|
отсчитана скорость, соответствующая |
1% |
и |
10%). |
С помощью шкалы тангенсов 8 |
(рис. |
3) |
решаются |
различные тригонометрические задачи и задачи по опре делению элементов разворота. На шкале имеются тре угольный индекс (черный), соответствующий 45°, ин декс R, против которого отсчитывается величина радиу са разворота, а также индексы 9 углов разворота, против которых производится отсчет значений времени
разворота-на заданные углы. |
- |
Второй поворотный прозрачный диск (рис. 4) явлneb |
|
s' |
И |