Файл: Калашников, М. В. Навигационный расчетчик НРК-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25. Перевод морских и английских миль в километры, футов в метры, миллиметров ртутного столба

в миллибары, градусов в радианы

Для перевода одних единиц измерения в другие не­ обходимо (шкалы 20 и 27):

— установить деление шкалы 27, обозначенное чис­ лом 100 или 1000, против деления шкалы 20, обозначен­ ного мм (морские мили), ам (английские мили),

ф(футы) или мм рт. ст.;

против деления шкалы 27, соответствующего коли­

честву миль, футов или миллиметров ртутного столба, на шкале 20 отсчитать соответственно число километров, метров или миллибар (рис. 40, а, б, в) и, наоборот, про-

пс,Аетры

га ^ е т р у

б

а

 

Радианм

в

г

Рис. 40. Перевод морских и английских миль в километры, футов в метры, миллиметров ртутного столба в миллибары, градусов в радианы

64

тив деления шкалы 20, соответствующего числу кило­ метров, метров, миллибар, — количество миль, футов или мм рт. ст. соответственно.

Примеры: 1) 320 км соответствуют 199 английским милям; 500 английских миль соответствуют 805 км.

2)320 км соответствуют 173 морским милям; 500 морских миль соответствуют 925 км.

3)700 (7000) м соответствуют 2300 (23 000) футам; 2500 фут со­ ответствуют 760 м.

4)736 мм рт. ст. соответствуют 980 мб\ 946 мб соответствуют

710 мм рт. ст.

Для перевода градусов в радианы и радианов в гра­ дусы необходимо деление шкалы 27, обозначенное циф­ рой 180, установить против деления шкалы 20, обозна­ ченное тг. В этом случае на шкале 20 против делений шкалы 27, соответствующих заданному числу градусов, отсчитываются радианы, а на шкале 27 против делений шкалы 20, соответствующих заданному числу радиа­ нов,— градусы (рис. 40, г).

26. Некоторые другие задачи, решаемые при помощи НРК-2

Ниже приводится ряд формул для решения наиболее часто встречаемых в летной практике задач. Использо­ вание НРК для вычисления искомых величин не должно встретить затруднения, если порядок решения приведен­ ных выше навигационных задач хорошо усвоен. Следует помнить только, что на НРК выполняются действия умножения и деления с двумя числами. Действия, свя­ занные со сложением и вычитанием исходных величин, должны быть выполнены предварительно, а результаты промежуточных вычислений записаны.

Для решения отдельных формул желающие могут со­ ставить ключи, позволяющие выполнить вычисление наи­ более экономно.

65


1. Маневрирование:

— безопасный временной интервал при пробивании облаков вверх или вниз

/

_ ^обл _

I___

®ез

V g

Кнаб (сниж)

где А Р — ошибка

в выдерживании скорости при проби­

вании облаков; Аовл — высота облаков;

— линейное упреждение разворота

ЛУР- t f t g ^ - ;

— минимальное расстояние для возможного погаше­ ния избытка времени или нагона при опоздании

о

__ Р Кмакс

a j.

°м и н

д у

-1г'|

где At — максимально возможный избыток или недоста­ ток времени;

— продолжительность полета на прямолинейном участке петли для погашения избытка времени At

f

tf 2 (Лt /360)

h —

2Г ’

где Wo— путевая скорость при полете на обратном пря­ молинейном участке петли;

— продолжительность

полета для погашения из­

бытка времени

отворотом на 60°

 

t\ —

0,11 S360;

— время встречи и догона самолетов

 

t

*$исх .

 

в ~

V, +

1/2 ’

 

t _

^исх .

 

д

W

66


— время горизонтального полета при построении ма­ невра для захода и расчета на посадку при различных вертикальных скоростях снижения

 

/ Я - Я,

,

Я - 2 0 0 А 1/сн

~f- 30

сек,

 

 

I

V »

-

 

V B2

)

V

 

 

 

 

 

 

где VBi и Ув2— средние вертикальные скорости на уча­

— расчетный

стках снижения;

 

прохода

ДПРМ

угол

отворота после

для захода на посадку с прямой

 

 

 

 

 

 

 

sin РУ =

 

-

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VГГ. II

 

 

 

 

2.

Баллистика

авиационной

бомбы

при

отсутствии

сопротивления воздуха:

 

 

без

начальной скорости

а)

если бомба

сброшена

 

(У = 0):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— вертикальная скорость падения

 

 

 

 

 

-vB= g t = V Щ н;

 

 

 

конечная скорость падения

;

'

 

— средняя скорость падения

 

 

 

 

 

 

-

v

 

2

=

2

 

 

 

 

 

 

иср

 

 

 

 

— путь по вертикали, пройденный за время i,

h = vcpt = ^ - \

время падения бомбы в пустоте с высоты Н

67


б) если бомба сброшена в горизонтальном полете на скорости (VV-0):

— путь бомбы в горизонтальном направлении (относ бомбы)

А = VT = V j/~Щ- ;

конечная скорость бомбы

=У V^+Vl = V V 2 + 2gH;

угол встречи бомбы с горизонтом цели

tg6

V 2gH

V

 

3. Бомбометание с горизонтального полета:

а) при безветрии:

 

— угол прицеливания

 

tg?o= ' Н

VT — д .

- Н

— наклонная дальность'сбрасывайия

Н Д 0 = VH* + А \= У Н * + {VT - ь у

или

Н

н

НДо = cos с0

sin (90° — то) ’

б) при наличии ветра:

— угол прицеливания

WT —-Д-cos УС

н

пли

WT — \ .

tg.<p

Н ’

— наклонная дальность сбрасывания

Н Д ж |/ 7 / * +

( WT — Д')3

или

 

 

Н Д г

 

Н

 

sin (90° — <р) V

боковое смещение бомбы

д= Д • sin УС;

в)

при групповом бомбометании сериями по сигналу

ведущего

 

 

 

I— г

*

 

 

W

T

- b

 

 

 

+ — ! r -

 

 

tg Твад = ---------------------

 

 

 

 

 

 

н

 

 

НДВ

 

 

 

и

 

 

sin (90° — 9Вед)

 

 

 

 

4.

Воздушное фотографирование:

 

— линейный масштаб фотографирования

 

 

 

м

=

-"

1

-

 

 

iric ---

j

 

где / — фокусное расстояние"объектива аэрофотоаппа­ рата в см;

— высота фотографирования

-H = Mcf;

— захват на местности стороной аэроснимка

L — Мс1,

где / — длина стороны аэроснимка в см; . ..............

размер стороны контура палетки

р= — -

-М к -

69