Файл: Калашников, М. В. Навигационный расчетчик НРК-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

Продолжение

27?

 

 

 

 

Цена делений по интер­

ч о

Наименование

 

 

валу шкалы

оз а

 

Интервал шкалы

* 5

шкалы (индекса)

 

 

3 2

 

минимальная

максимальная

г !

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

Синусы УГЛОВ

 

6—90°

27

Шкала

1/пр, Кинд и

100—2500 км/час

2 км/час

50 км/час

 

чисел М

 

0,1—2 ,5М

0,0 Ш

0,05М

28

Шкала

t°H

 

+ 30° до —80°

10°

10°

29

Шкала

Я пр

 

0—11 км

1 км

1 км

30

Шкала АИСЖ

 

10—170 км/час

10 км/час

10 км/час

31

Шкала

Я пр

 

2—25 км

1 км

1 км

32

Шкала

М°

для

4—100°

2°

10°

33

ТУЭ

М°

для

2—140°

20°

Шкала

 

ТНВ

 

 

 

 

 

20


II. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРИ ПОМОЩИ НАВИГАЦИОННОГО РАСЧЕТЧИКА

1. Перевод скоростей, выраженных

в км/час,

в скорости, выраженные в м/сек,

и обратно

Для перевода скоростей используются шкалы 1 и 5 ветрочета навигационного расчетчика.

Если требуется перейти от скорости, выраженной в км/час, к скорости, выраженной в м/сек, необходимо

(рис. 8):

Рис. 8. Перевод скорости, выраженной в км/час, в скорость, выраженную в м/сек

— установить круглый индекс шкалы 5 против деле­ ния шкалы 1, соответствующего заданной скорости в км/час,

21

— против прямоугольного индекса отсчитать ско­ рость в м/сек (при этом против треугольного индекса будет скорость, выраженная в км/мин).

При решении обратной задачи:

установить прямоугольный индекс шкалы 5 про­ тив деления, соответствующего заданной скорости в

м/сек;

против круглого индекса отсчитать на шкале 1 скорость в км/час (см. рис. 8).

Примеры: 1) 930 км/час соответствуют 258 м/сек или 15,5 км/мин. 2) 320 м/сек соответствуют 1150 км/час.

2. Расчет путевой скорости по пройденному расстоянию и времени полета

Задача решается на шкалах / и 5 в такой последо­ вательности (рис. 9):

Рис. 9. Расчет путевой скорости по пройденному расстоянию и вре­ мени полета

установить на шкале / против деления, соответ­ ствующего пройденному расстоянию S км, деление шка­ лы 5, соответствующее времени полета t мин;

против треугольного индекса шкалы 5 на шкале 1 отсчитать искомую путевую скорость W км/час.

22

Если время полета выражено в секундах, а расстоя­ ние в метрах, то путевая скорость в км/час отсчитывает­ ся против круглого индекса.

Пример. Дано: S=82 км, t = 5 мин 50 сек. Н а х о д и м : №=840 км/'час.

3. Расчет пройденного расстояния по путевой скорости и времени полета

Для решения задачи необходимо:

— установить треугольный индекс шкалы 5 против деления на шкале /, соответствующего значению путе­ вой скорости W км/час,

— против деления шкалы 5, соответствующего вре­ мени полета t мин, на шкале 1 отсчитать йскомое рас­ стояние S км (см. рис. 9).

Пример. Дано №=1150 км/час, £=12,5 мин.

На х о д и м : S=240 км.

4.Расчет времени полета по пройденному расстоянию

ипутевой скорости

Для решения задачи необходимо:

установить треугольный индекс шкалы 5 против деления на шкале 1, соответствующего значению путе­ вой скорости W км/час,

против деления шкалы I, соответствующего прой­ денному расстоянию S км, на шкале 5 отсчитать иско­

мое время полета t мин.

Пример. Дано: S=122 км-, №=890 км/час. Н а х о д и м : £ = 8 мин 12 сек.

5. Расчет курса полета и путевой скорости по известному вектору ветра

Задачи по расчету курса самолета и путевой скоро­ сти обычно решаются при расчете полета, который про-

23


изводится штурманом или летчиком перед вылетом по заданному маршруту с учетом данных о ветре. В ряде случаев такие задачи приходится решать в воздухе (при изменении маршрута в процессе полета; когда фактиче­ ский ветер отличается от ветра, по которому произведен предварительный расчет полета, и т. д.).

Для расчета курса самолета и путевой скорости не­ обходимо знать воздушную скорость полета V, направ­ ление 8 и скорость ветра U на высоте и заданный маг­ нитный путевой угол ЗМПУ данного отрезка маршрута.

Пример. Дано: V=750

км/час:

8=105°; £7=130 км/час,

ЗМПУ=60°.

магнитный курс полета

МК и путевую скорость W.

Рассчитать

П о р я д о к

р е ш е н и я

(шкалы

1, 5, 7, 10):

на ветрочете навигационного расчетчика установить треуголь­ ный индекс шкалы 5 против деления шкалы 1, соответствующего заданной воздушной скорости У=750 км/час,

с помощью шкалы 7 по известной величине скорости ветра определить значение относительной скорости ветра: £7=130 км/час,

£7% = 17 %;

развернуть курсовой лимб так, чтобы против стрелки курсо­ вой черты а номограммы установилось деление курсовой шкалы, со­ ответствующее значению магнитного направления ветра 8=105°, и, пользуясь делениями на курсовой черте, нанести на лимбе каранда­ шом отметку, определяющую конец вектора относительной скорости ветра (рис. 10);

установить против стрелки курсовой черты значение задан­ ного магнитного путевого угла ЗААП^^бО" (рис. 11); на номограмме против конца вектора относительной скорости ветра (против нане­ сенной отметки) отсчитать значение угла сноса УС = +6°, а на шкале

курсовых углов 4 — величину

угла

ветра, если это необходимо;

— рассчитать магнитный

курс

полета по формуле

МК=ЗМПУ—УС = 60°— (-1-6°) =54°

и, разворачивая курсовой лимб, установить его значение против стрелки курсовой черты (или развернуть курсовой лимб на величину угла сноса по часовой стрелке при правомсносе и против часовой стрелки при левом сносе; в этом случае против стрелки курсовой черты установится значение рассчитанного курса полета);

24


Рис. 10. Нанесение на курсовом лимбе вектора относи­ тельной скорости ветра

25

3 — М. В. Калашников

26

— против конца вектора относительной скорости ветра отсчи­

тать уточненные

величины угла сноса и относительной путевой ско­

рости: УС = +7°,

W% = 111 % (рис. 12);

Рис. 12. Определение курса следования и путевой скорости для полета по линии заданного пути

— если новое значение угла сноса отличается от первого боль­ ше чем на Т , магнитный курс полета необходимо рассчитать с уче­ том этого угла сноса;

27

— по полученному значению относительной путевой скорости 47% = 111% с помощью шкалы 7, проверив, что против треугольного индекса шкалы 5 установлено заданное значение воздушной скоро­ сти, определить по шкале 1 величину путевой скорости: Й7% = 111%, 1)7=830 км/час.

6. Расчет фактического путевого угла и путевой скорости по известному вектору ветра

Расчет путевого угла и путевой скорости обычно про­ изводится в полете при счислении и прокладке пути на карте в целях получения места самолета и линии факти­ ческого пути.

Для расчета путевого угла и путевой скорости необ­ ходимо знать выдерживаемую воздушную скорость поле­

та V, направление о и скорость

ветра U на высоте и

средний фактический магнитный курс МКСр.

Пример. Дано: К=900

км/час;

8=290°; U= 100 км/час,

МКсР = 345°.

 

 

 

Рассчитать фактический магнитный путевой угол ФМПУ и пу­

тевую скорость

W.

(шкалы

1, 5, 7, 10):

П о р я д о к

р е ш е н и я

установить треугольный индекс шкалы 5 против деления шкалы /, соответству’гойтего значению фактической воздушной ско­ рости Р=900 км/час (рис. 13);

с помощью шкалы 7 по известной величине скорости ветра определить значение относительной скорости ветра: U= 100 км/час

и% = П%;

— развернуть курсовой лимб так, чтобы против стрелки курсо­ вой черты а установилось деление шкалы 10, соответствующее маг­ нитному направлению ветра 5 = 290°, и, пользуясь делениями, нанести на лимбе карандашом отметку, определяющую конец вектора отно­ сительной скорости ветра (на рис. 13 эта операция опущена, она со­ ответствует положению шкал, Приведенному на рис. 10);

— установить против стрелКи курсовой черты номограммы зна­ чение среднего фактического магнитного курса MKcp = 345°; против конца вектора относительной скорости ветра отсчитать значения угла сноса и относительный путевой скорости; У С = 5°, $,% = Ю7%;


рассчитать фактический магнитный путевой угол по формуле ФМПУ = МКс р + УС = 345°+ (—5°) = 340°;

с помощью шкалы 8 по шкале 1 определить величину путе­

вой скорости: №% = 107%, =965 км/час.

Рис. 13. Расчет фактического путевого утла и путевой скорости по известному вектору ветра

7. Расчет ветра по путевой скорости и углу сноса

Для определения ветра этим способом необходимо знать путевую скорость IV и угол сноса, а также вы­ держиваемые при этом средние значения истинной воз­ душной скорости полета V и курса МКср.

Пример. Дано: У=900

км/час, МКср--290°;

№=980

км/час;

УС = —4°.

направление

8 п скорость

ветра U.

 

 

Рассчитать

 

 

П о р я д о к

р е ш е н и я

(шкалы 1, 5, 7, W );

против

деления

— установить треугольный индекс

шкалы 5

29