ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
27? |
|
|
|
|
Цена делений по интер |
|
ч о |
Наименование |
|
|
валу шкалы |
||
оз а |
|
Интервал шкалы |
||||
* 5 |
шкалы (индекса) |
|
|
|||
3 2 |
|
минимальная |
максимальная |
|||
г ! |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
26 |
Синусы УГЛОВ |
|
6—90° |
i° |
5° |
|
27 |
Шкала |
1/пр, Кинд и |
100—2500 км/час |
2 км/час |
50 км/час |
|
|
чисел М |
|
0,1—2 ,5М |
0,0 Ш |
0,05М |
|
28 |
Шкала |
t°H |
|
+ 30° до —80° |
10° |
10° |
29 |
Шкала |
Я пр |
|
0—11 км |
1 км |
1 км |
30 |
Шкала АИСЖ |
|
10—170 км/час |
10 км/час |
10 км/час |
|
31 |
Шкала |
Я пр |
|
2—25 км |
1 км |
1 км |
32 |
Шкала |
М° |
для |
4—100° |
2° |
10° |
33 |
ТУЭ |
М° |
для |
2—140° |
2° |
20° |
Шкала |
||||||
|
ТНВ |
|
|
|
|
|
20
II. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПРИ ПОМОЩИ НАВИГАЦИОННОГО РАСЧЕТЧИКА
1. Перевод скоростей, выраженных |
в км/час, |
в скорости, выраженные в м/сек, |
и обратно |
Для перевода скоростей используются шкалы 1 и 5 ветрочета навигационного расчетчика.
Если требуется перейти от скорости, выраженной в км/час, к скорости, выраженной в м/сек, необходимо
(рис. 8):
Рис. 8. Перевод скорости, выраженной в км/час, в скорость, выраженную в м/сек
— установить круглый индекс шкалы 5 против деле ния шкалы 1, соответствующего заданной скорости в км/час,
21
— против прямоугольного индекса отсчитать ско рость в м/сек (при этом против треугольного индекса будет скорость, выраженная в км/мин).
При решении обратной задачи:
—установить прямоугольный индекс шкалы 5 про тив деления, соответствующего заданной скорости в
м/сек;
—против круглого индекса отсчитать на шкале 1 скорость в км/час (см. рис. 8).
Примеры: 1) 930 км/час соответствуют 258 м/сек или 15,5 км/мин. 2) 320 м/сек соответствуют 1150 км/час.
2. Расчет путевой скорости по пройденному расстоянию и времени полета
Задача решается на шкалах / и 5 в такой последо вательности (рис. 9):
Рис. 9. Расчет путевой скорости по пройденному расстоянию и вре мени полета
—установить на шкале / против деления, соответ ствующего пройденному расстоянию S км, деление шка лы 5, соответствующее времени полета t мин;
—против треугольного индекса шкалы 5 на шкале 1 отсчитать искомую путевую скорость W км/час.
22
Если время полета выражено в секундах, а расстоя ние в метрах, то путевая скорость в км/час отсчитывает ся против круглого индекса.
Пример. Дано: S=82 км, t = 5 мин 50 сек. Н а х о д и м : №=840 км/'час.
3. Расчет пройденного расстояния по путевой скорости и времени полета
Для решения задачи необходимо:
— установить треугольный индекс шкалы 5 против деления на шкале /, соответствующего значению путе вой скорости W км/час,
— против деления шкалы 5, соответствующего вре мени полета t мин, на шкале 1 отсчитать йскомое рас стояние S км (см. рис. 9).
Пример. Дано №=1150 км/час, £=12,5 мин.
На х о д и м : S=240 км.
4.Расчет времени полета по пройденному расстоянию
ипутевой скорости
Для решения задачи необходимо:
—установить треугольный индекс шкалы 5 против деления на шкале 1, соответствующего значению путе вой скорости W км/час,
—против деления шкалы I, соответствующего прой денному расстоянию S км, на шкале 5 отсчитать иско
мое время полета t мин.
Пример. Дано: S=122 км-, №=890 км/час. Н а х о д и м : £ = 8 мин 12 сек.
5. Расчет курса полета и путевой скорости по известному вектору ветра
Задачи по расчету курса самолета и путевой скоро сти обычно решаются при расчете полета, который про-
23
изводится штурманом или летчиком перед вылетом по заданному маршруту с учетом данных о ветре. В ряде случаев такие задачи приходится решать в воздухе (при изменении маршрута в процессе полета; когда фактиче ский ветер отличается от ветра, по которому произведен предварительный расчет полета, и т. д.).
Для расчета курса самолета и путевой скорости не обходимо знать воздушную скорость полета V, направ ление 8 и скорость ветра U на высоте и заданный маг нитный путевой угол ЗМПУ данного отрезка маршрута.
Пример. Дано: V=750 |
км/час: |
8=105°; £7=130 км/час, |
|
ЗМПУ=60°. |
магнитный курс полета |
МК и путевую скорость W. |
|
Рассчитать |
|||
П о р я д о к |
р е ш е н и я |
(шкалы |
1, 5, 7, 10): |
—на ветрочете навигационного расчетчика установить треуголь ный индекс шкалы 5 против деления шкалы 1, соответствующего заданной воздушной скорости У=750 км/час,
—с помощью шкалы 7 по известной величине скорости ветра определить значение относительной скорости ветра: £7=130 км/час,
£7% = 17 %;
—развернуть курсовой лимб так, чтобы против стрелки курсо вой черты а номограммы установилось деление курсовой шкалы, со ответствующее значению магнитного направления ветра 8=105°, и, пользуясь делениями на курсовой черте, нанести на лимбе каранда шом отметку, определяющую конец вектора относительной скорости ветра (рис. 10);
—установить против стрелки курсовой черты значение задан ного магнитного путевого угла ЗААП^^бО" (рис. 11); на номограмме против конца вектора относительной скорости ветра (против нане сенной отметки) отсчитать значение угла сноса УС = +6°, а на шкале
курсовых углов 4 — величину |
угла |
ветра, если это необходимо; |
— рассчитать магнитный |
курс |
полета по формуле |
МК=ЗМПУ—УС = 60°— (-1-6°) =54°
и, разворачивая курсовой лимб, установить его значение против стрелки курсовой черты (или развернуть курсовой лимб на величину угла сноса по часовой стрелке при правомсносе и против часовой стрелки при левом сносе; в этом случае против стрелки курсовой черты установится значение рассчитанного курса полета);
24
Рис. 10. Нанесение на курсовом лимбе вектора относи тельной скорости ветра
25
3 — М. В. Калашников
26
— против конца вектора относительной скорости ветра отсчи
тать уточненные |
величины угла сноса и относительной путевой ско |
рости: УС = +7°, |
W% = 111 % (рис. 12); |
Рис. 12. Определение курса следования и путевой скорости для полета по линии заданного пути
— если новое значение угла сноса отличается от первого боль ше чем на Т , магнитный курс полета необходимо рассчитать с уче том этого угла сноса;
3» |
27 |
— по полученному значению относительной путевой скорости 47% = 111% с помощью шкалы 7, проверив, что против треугольного индекса шкалы 5 установлено заданное значение воздушной скоро сти, определить по шкале 1 величину путевой скорости: Й7% = 111%, 1)7=830 км/час.
6. Расчет фактического путевого угла и путевой скорости по известному вектору ветра
Расчет путевого угла и путевой скорости обычно про изводится в полете при счислении и прокладке пути на карте в целях получения места самолета и линии факти ческого пути.
Для расчета путевого угла и путевой скорости необ ходимо знать выдерживаемую воздушную скорость поле
та V, направление о и скорость |
ветра U на высоте и |
||
средний фактический магнитный курс МКСр. |
|||
Пример. Дано: К=900 |
км/час; |
8=290°; U= 100 км/час, |
|
МКсР = 345°. |
|
|
|
Рассчитать фактический магнитный путевой угол ФМПУ и пу |
|||
тевую скорость |
W. |
(шкалы |
1, 5, 7, 10): |
П о р я д о к |
р е ш е н и я |
—установить треугольный индекс шкалы 5 против деления шкалы /, соответству’гойтего значению фактической воздушной ско рости Р=900 км/час (рис. 13);
—с помощью шкалы 7 по известной величине скорости ветра определить значение относительной скорости ветра: U= 100 км/час
и% = П%;
— развернуть курсовой лимб так, чтобы против стрелки курсо вой черты а установилось деление шкалы 10, соответствующее маг нитному направлению ветра 5 = 290°, и, пользуясь делениями, нанести на лимбе карандашом отметку, определяющую конец вектора отно сительной скорости ветра (на рис. 13 эта операция опущена, она со ответствует положению шкал, Приведенному на рис. 10);
— установить против стрелКи курсовой черты номограммы зна чение среднего фактического магнитного курса MKcp = 345°; против конца вектора относительной скорости ветра отсчитать значения угла сноса и относительный путевой скорости; У С = —5°, $,% = Ю7%;
—рассчитать фактический магнитный путевой угол по формуле ФМПУ = МКс р + УС = 345°+ (—5°) = 340°;
—с помощью шкалы 8 по шкале 1 определить величину путе
вой скорости: №% = 107%, =965 км/час.
Рис. 13. Расчет фактического путевого утла и путевой скорости по известному вектору ветра
7. Расчет ветра по путевой скорости и углу сноса
Для определения ветра этим способом необходимо знать путевую скорость IV и угол сноса, а также вы держиваемые при этом средние значения истинной воз душной скорости полета V и курса МКср.
Пример. Дано: У=900 |
км/час, МКср--290°; |
№=980 |
км/час; |
||
УС = —4°. |
направление |
8 п скорость |
ветра U. |
|
|
Рассчитать |
|
|
|||
П о р я д о к |
р е ш е н и я |
(шкалы 1, 5, 7, W ); |
против |
деления |
|
— установить треугольный индекс |
шкалы 5 |
29