Файл: Данилов, П. П. Машинист козлового крана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

груз с находящимися на нем людьми, а также груз, уравновешиваемый весом людей или под­ держиваемый руками;' поднимать груженый

1

 

Рис. 7. Условная знаковая сигна­

3

лизация, применяемая при переме­

 

 

щении грузов

 

 

 

1 — поднять

груз

или крюк, прерыви­

 

стое движение вверх согнутой в локте

 

руки ладонью вверх; 2 — опустить

груз

 

или крюк; прерывистое движение вниз

 

согнутой в

локте

руки

ладонью

вниз;

 

3 — передвижение

груза вправо; дви­

 

жение вправо согнутой в локте руки

 

ладонью вправо; 4 — передвижение гру­

 

за вправо;

движение

влево

согнутой

 

в локте руки ладонью

влево; 5 — пере­

 

движение груза или крана вперед; дви­

 

жение вытянутой руки ладонью вперед;

 

6 — передвижение

груза или крана на­

 

зад; движение вытянутой руки ладонью

 

назад;

7 — «стой»,

прекратить

подъем

 

или передвижение

груза

или

крана;

 

резкое движение руки вправо и влево

 

на уровне пояса ладонью, обращенной

 

вниз;

8 — «чуть-чуть»,

незначительное

 

движение 'одного из механизмов крана;

 

сигнал

передается

перед

одним

из

приведенных выше сигналов следую­ щим образом: кисти рук обращены ла­ донями внутрь одна к другой на не­ большом расстоянии, руки при этом подняты вверх

66


контейнер, если стропы зацеплены Менее чем в четырех точках; производить разгрузку или погрузку автомашин, в кабинах которых нахо­ дятся люди; освобождать краном чалочные канаты или приспособления, защемленные грузом; поднимать железобетонные и бетон­ ные изделия, не имеющие указаний об их ве­ се; сбрасывать груз с ударом о землю, раска­ чивать, ударять или стремительно опускать груз для освобождения его от налипшей зем­ ли, снега или льда; сбрасывать что-либо с кра­ на вниз и оставлять на кране какие-либо не­ закрепленные детали и инструменты, а также обтирочный материал в местах, не предназна­ ченных для их хранения. Во время перерыва в работе оставлять груз в подвешенном состоя­ нии запрещается.

Опускать перемещаемый груз разрешается только на предназначенное для этого место, обеспечивающее невозможность падения, оп­ рокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены прочные подкладки, чтобы стропы можно было легко и без повреж­ дений извлечь из-под груза.

Находиться в кабине лицам, не имеющим отношения к работе крана, а также допускать к управлению краном стажеров без наблюде­ ния за ними не разрешается. Если машинист выходит из кабины, он должен поставить кон­ троллер в нулевое положение, выключить ру­ бильник защитной панели и запереть кабину. При подъеме и спуске по лестнице, ведущей в кабину, обе руки машиниста должны быть сво­ бодны, а необходимые ему предметы уложены в сумку. Кабина крана должна обеспечивать хорошую обзорность подкрановой площадки,

5*

67

которая должна иметь достаточное осве­ щение.

Машинист должен прекратить ■работу на кране в случаях неисправности механизмов крана, если на канатах образовались петли или они повреждены, корпуса электрооборудо­ вания или металлоконструкции крана находят­ ся под напряжением, а также.при силе ветра, превышающей 6 баллов. При сильном ве.тре необходимо укрепить кран рельсовыми захва­ тами и подложить под колеса крана башма­ ки, а тельфер или грузоподъемную тележку укрепить к опоре крана стропом.

Для определения предельной скорости ветра, при которой возможна работа крана, устанавливают анемометр — прибор, питаю­ щийся током напряжением 220 в. Анемометр состоит из двух частей: датчика, который ус­ танавливают на верхней части крана, и пуль­ та, устанавливаемого в кабине машиниста. Шкала прибора обеспечивает наблюдение за скоростью ветра от 2 до 25 м/сек. На пульте анемометра имеется световая сигнализация. При скорости ветра меньше предельной включается зеленая лампа, при порывах вет­ ра — желтая, а при длительности порывов ветра, опасной для работы крана, красная лампа. Одновременно с включением красной лампы включается звуковой сигнал, преду­ преждающий машиниста об опасности.

Машинист прекращает работу при полу­ чении сигнала «стоп» независимо от того, кем этот сигнал подан. В случаях внезапного пре­ кращения подачи электроэнергии к крану ма­ шинист должен поставить штурвал или ру­ коятку контроллера в нулевое положение и отключить рубильник в кабине.-Если нельзя

68


опустить груз на землю, необходимо принять меры к ограждению площадки под грузом. Каждая вынужденная остановка крана должна быть отмечена машинистом в журна­ ле приема-сдачи смены.

Если при перемещении груза выйдет из строя тормоз механизма подъема, во избежа­ ние падения груза необходимо выключить механизмы подъема, а груз отвести на бли­ жайшее свободное место.

Состояние тормозов тележек передвиже­ ния крана и подъема груза значительно опре­ деляет безопасную работу крана. Машинист должен следить за исправностью тормозов и тормозить плавно, без рывков. При отпуска­ нии тормоза колодки или диски должны от­ ходить от тормозного шкива на одинаковое расстояние по всей своей поверхности. Необ­ ходимо следить за состоянием тормозных дисков и колодок, которые должны быть су­ хими и чистыми, не допускать попадания на них масла. Диски следует периодически сни­ мать и промывать в керосине. Во избежание пожара не разрешается оставлять на .кране использованный обтирочный материал, запа­ сы масла, керосина или бензина. На каждом кране должен быть сухой огнетушитель и ящик с песком.

VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Основными условиями для повышения производительности труда являются правиль­ ная организация труда, применение передо­ вой технологии и прогрессивных методов тру­

69


да, повышение квалификации рабочих. Повы­ шение производительности труда имеет боль­ шое народнохозяйственное значение, так как с увеличением производительности труда уве­ личивается накопление общественных бо­ гатств, повышается благосостояние трудя­ щихся. Производительность труда характери­ зуется количеством продукции, выработанной в единицу времени. Задачей технического нормирования является определение времени для выполнения той или иной работы и уста­ новление правильных, технически обоснован­ ных норм затрат труда на выработку едини­ цы продукции. Технически обоснованные нор­ мы предусматривают использование произ­ водственных ресурсов, учитывают опыт рабо- чих-новаторов производства и устанавлива­ ются на основе изучения наиболее эффектив­ ных способов производства работ с учетом внедрения новой техники. Техническое нор­ мирование изучает новые, прогрессивные ме­ тоды труда, обосновывает их и внедряет, спо­ собствует развитию социалистического сорев­ нования и повышению производительности труда. В целях действительного отражения прогрессивных методов производства работ технические производственные нормы перио­ дически пересматривают и изменяют для уст­ ранения потерь рабочего времени и других дефектов организации труда. Производствен­ ные нормы, на основе которых разработаны сдельные расценки, обеспечивают примене­ ние эффективной системы заработной платы, основанной на социалистическом принципе оплаты труда.

Технические производственные нормы со­ стоят из норм выработки и норм времени.

70

Нормой времени называется количество рабочего времени, установленное на выполне­ ние одной производственной операции или единицы продукции при определенных усло­ виях. Норма времени включает только затра­ ты производительного (нормируемого) вре­ мени и выражается в человеко-часах или че­ ловеко-днях.

Нормой машинного времени называется количество рабочего времени машины, необ­ ходимое для выполнения единицы объема или выпуска единицы продукции. Норма вре­ мени машины исчисляется в машино-часах, машино-сменах. Нормой выработки называ­ ется количество продукции, которое должно быть выработано рабочим соответствующей квалификации или бригадой рабочих в тече­ ние определенного времени (час, смену), и выражается в единицах измерения задан­ ной работы.

Норма выработки устанавливается на че­ ловеко-час, человеко-день, машино-час, ма- шино-смену.

Нормы времени на выполнение единицы продукции принимаются по действующим производственным «Единым нормам и рас­ ценкам» (ЕНиР), содержащим установлен­ ные показатели: нормы времени на выполне­ ние единицы работы, времени работы машин на единицу продукции, оплаты за выполне­ ние единицы работ. Нормативные данные со­ провождаются указаниями по условиям при­ менения норм, составу комплексных бригад, составу выполнения работ, особенностям производства работ, приводится ‘ перечень применяемых машин и их характеристика. При выполнении работ бригадой норма време­

71


ни составляет суммарную затрату рабочего времени всех членов бригады, приходящуюся на единицу продукции. Оценка количества и качества затрачиваемого рабочим труда осуще­ ствляется на основе нормирования труда и применения «Единого тарифно-квалификаци­ онного справочника», тарифных сеток, ставок, а также различных систем оплаты труда.

Тарифная сетка строительных рабочих представляет собой шкалу,’ состоящую из шести разрядов и устанавливающую соотно­ шение уровня заработной платы между рабо­ чими различной квалификации. Установлен­ ный рабочему разряд является показателем его квалификации и определяет уровень его заработной платы. Для самой низкой квали­ фикации рабочих принимается первый, а для высшей-—шестой разряд.

Соотношения в заработной плате рабочих разных разрядов регулируются тарифным ко­ эффициентом, показывающим, восколько раз ставка данного разряда .больше ставки перво­ го разряда, коэффициент которого принимает­ ся за единицу. Тарифной ставкой называется заработная плата рабочего, причитающаяся ему за выполнение установленных норм выра­ ботки. Расценкой является заработная плата рабочего, которую он получает за выполнен­ ную единицу работы. В строительстве приме­ няют две основные формы оплаты труда — сдельную и повременную.

Сдельная форма оплаты является основной и преобладающей и может быть прямой — сдельной, сдельно-премиальной ж аккордно­ премиальной. Повременная форма оплаты труда может быть простой — повременной, и повременно-премиальной. При прямой' сдель­

72

ной оплате труда рабочий или бригада в це­ лом получает заработную плату за фактиче­ ски выполненное количество работ по одной и гой же неизменной сдельной расценке, при­ чем увеличение выполненного объема работ в прямой пропорции увеличивает заработную плату. Сдельно-премиальная" оплата труда предусматривает дополнительную оплату за каждый процент сокращения нормативного времени при досрочном выполнении задания. Аккордно-премиальная система широко при­ меняется для оплаты труда рабочих комплекс­ ных бригад и бригад конечной продукции, вы­ полняющих полный комплекс взаимосвязан­ ных работ. Такая система оплаты труда дает бригаде возможность полной свободы по рас­ становке и использованию каждого члена бри­ гады, в результате чего повышается произво­ дительность труда, качество работ и заработок бригады.

Повременная система оплаты труда преду­ сматривает оплату рабочего за определенное отработанное время (часы, дни) по соответст­ вующей тарифной ставке независимо от объ­ ема выполненных работ. Эту систему приме­ няют при невозможности учета выполненной продукции, а также для оплаты дежурных слесарей и других профессий обслуживающе­ го персонала. Повременно-премиальная систе­ ма оплаты труда предусматривает кроме зара­ ботной платы рабочих, начисленной по уста­ новленным тарифным ставкам, выплату пре­ мий за своевременное и качественное выпол­ нение заданий при условии, что участок, кото­ рый обслуживают эти рабочие, выполняет ме­ сячный план, а машины работают без просто--

7 3 -