Файл: Данилов, П. П. Машинист козлового крана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мычки (соединители). Для перемычек между -стыками рельсов, а также в качестве соедини­ тельных ^ проводников применяют круглую сталь диаметром 6—9 мм или полосовую сталь толщиной не менее 4 мм. Перемычки привари­ вают к шейкам рельсов на расстоянии не ме­ нее 500 мм от их кондов (стыков). Приварка перемычек и соединительных проводников к подошвам рельсов -не допускается.

Для предохранения расположенного на земле токоподводящего кабеля от загрязнения и механических повреждений вдоль подкрано­ вого пути прокладывают дощатый желоб или асфальтированную канавку.

Режим работД всех узлов козлового крана в большой степени зависит от состояния под­ крановых путей.

Большой износ головок рельса приводит к прокату бандажей ходовых катков, значи­ тельные зазоры в стыках рельсов отрицатель: но влияют на работоспособность передаточно­ го механизма и электрооборудования, уширения колеи приводят к выходу^из строя метал­ локонструкций крана.

Во время эксплуатации рельсовых подкра­ новых путей необходимо постоянно наблюдать за их состоянием, особенно в местах стоянки крана. Состояние рельсового пути проверяет не реже одного раза в месяц администрация участка.

При проверке осматривают состояние рель­ сов, рельсовых скреплений, полушпал, балла­ ста, тупиковых упоров, а также размер колеи, расположение рельсов в вертикальной плоско­ сти, параллельность рельсов в горизонтальном направлении. В зимний период необходимо очищать от снега все полотно рельсового пути

50

и водоотводные канавы. Во время таяния сне­ га, а также весной во время оттаивания грунта необходимо тщательно следить за очисткой во­ доотвода. О проведенной проверке состояния пути и его пригодности к дальнейшей эксплуа­ таций должна быть сделана соответствующая запись в книге «Осмотры и ремонты крановых путей». Перед началом смены машинист крана должен осмотреть путь и убедиться в его ис­ правности.

VI ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Перед началом работы на кране машинист должен ознакомиться с‘ записями о состоянии крана в журнале приема и сдачи смены, а за­ тем убедиться в исправности крана. Кран ос­ матривают только при отключенном вводном

.рубильнике, чтобы механизмы крана не были под напряжением. Машинист обязан тщатель­ но осмотреть подкрановые пути и тупики, за­ земление и токоподводящий кабель, убедиться в исправности механизмов передвижения, электродвигателя, тормозов и конечных вы­ ключателей, надежности соединения баланси­ ров. Опорные тележки должны иметь надеж­ ное крепление всех элементов, хорошее со­ стояние сварных швов, болтовых соединений, правильную установку осей, валов, плотный контакт ходовых катков с рельсом.

Для нормальной работы механизма пере­ движения крана необходимы правильная уста­ новка и надежное крепление электродвигате­ ля, редуктора и барабана или венца ходового колеса, которые устанавливаются на жестком основании. Поломка валов редуктора, как правило, происходит в результате перекоса. Нормальная работа редукторов и открытых

4 *

51

 


зубчатых передач возможна только при пра­ вильной их установке по отношению к другим механизмам привода и цх качественной смаз­ ке. Затем осматривают электрооборудование кабины, кабель, подводящий ток к тельферу (тележке), состояние конечного выключателя, осветительных и сигнальных приборов, прове­ ряют исправность ограждения механизмов и аппаратов, наличие в кабине крана резиновых ковриков и перчаток, бот или калош. Защит­ ные средства тщательно проверяют перед каж­ дой сменой, чтобы они не имели повреждений и проколов. На площадке у кабины и на фер­ ме крана не должно быть посторонних пред­ метов, которые могут упасть при движении крана. В темное время суток осматривают кран с переносной электрической лампой на напря­ жение не более 36 в.

Закончив осмотр крана, машинист подклю­ чает ток и приступает к опробованию крана на холостом ходу. При этом проверяют работу грузоподъемного механизма и его концевых выключателей, исправность звукового сигнала, осветительной сети и аварийного выключате­ ля, работу контакторов и контроллеров, ис­ правность их фиксаторов и контакторов при включении двигателей, работу механизма пе­ редвижения крана и тормозов.

Тормоза должны обеспечивать надежную остановку крана, тормозной путь должен быть не более 1 м. Токоприемное устройство (ка­ бельный барабан с противовесом или токо­ съемник) должно работать без заеданий и шу­ ма. Конечные выключатели передвижения ма­ шинист проверяет с помощью стропальщика, который нажимает рычаг выключателя вруч­ ную.

52

После опробования крана на холостом хо­ ду, машинист может приступить к работе на кране, сделав соответствующую запись в жур­ нале приема-сдачи смены.

Если во время осмотра и проверки работы механизмов и электрооборудования машинист обнаружит -неисправности, препятствующие безопасной работе крана, то, не приступая к работе, он должен сделать соответствующую запись в журнале приема-сдачи смены, поста­ вить в известность об этом ответственного за исправноедействие и безопасную эксплуата­ цию крана и потребовать устранения этих не­ исправностей до начала работы.

Машинист не должен приступать к работе, если им обнаружены следующие дефекты кра­ на: блоки крюка или другого захватного орга­ на не вращаются вокруг своих осей; крюк не вращается в обойме, а гайка; крепящая крюк, не имеет устройства, предотвращающего крюк от самоотвинчивания; канаты имеют порван­ ные пряди, петли, вмятины или износ, превы­ шающий установленную норму; при включе­ нии механизма тормоз не растормаживается или при включении тормоз не затормаживает­ ся; повреждена изоляция' электропроводки; заземляющий провод имеет обрыв, отсоедине­ ны заземляющие перемычки;, редукторы, тор­ мозные шкивы, подшипники, электродвигате­ ли, а также другое оборудование крана не укреплены и смещаются во время работы ме­ ханизма; сняты ограждения с какого-либо ме­ ханизма или электрооборудования (крышки, кожухи, ' дверцы); троллеи соприкасаются между собой или с металлоконструкцией кра­ на, .а также если гибкие троллеи сильно сви­ сают.

53


При кабельном токопроводе противовес ка­ бельного барабана заклинивается в направля­ ющих; бездействуют конечные выключатели или их рычаги не возвращаются в исходное по­ ложение, неисправно сигнальное устройство; корпус контроллера и другое электрооборудо­ вание или металлоконструкции крана находят­ ся под напряжением, отсутствует резиновый коврик в кабине крановщика. Машинист мо­ жет приступить к работе после устранения об­ наруженных неисправностей и соответствую­ щей отметки лица, устранившего их., в журна­ ле приема-сдачи смены.

Машинист должен управлять краном, со­ блюдая правила управления и требования тех­ ники безопасности. При первом подъеме груза после устранения неисправностей ма­ шинист должен проследить, не опускается ли -груз вниз, опускание груза указывает на не­ исправность тормоза механизма подъема. В этих случаях тормоз необходимо отрегулиро­ вать.

При контроллерном управлении механиз­ мами крана надо плавно переводить рукоят­ ку контроллера с одной позиции на другую. Подъем груза производят последовательным перемещением рукоятки контроллера из ну­ левого положения по направлению стрелки с выдержкой при переводе с одной позиции на другую в пределах 2 сек.

Подъем груза в зависимости от его веса начинается со второго или третьего положе­ ния рукоятки контроллера. Спуск груза произ­ водят последовательным перемещением ру­ коятки контроллера из нулевого до пятого по­ ложения,. причем спуск начинается с первого положения рукоятки контроллера независимо

от веса груза. Остановку механизма подъема производят плавным возвратом рукоятки кон­ троллера в нулевое положение.

Не допускается подъем и спуск груза при нахождении рукоятки контроллера в проме­ жуточных нефиксированных положениях. Ма­ шинист должен следить, чтобы обойма крю­ ка не поднималась до предела, т. е. до сраба­ тывания конечного выключателя подъема. Управление механизмом передвижения крана производят последовательным перемещением рукоятки контроллера в любое направление движения в зависимости от необходимости пе­ редвижения крана— «вперед» или «назад». При передвижении крана надо плавно пере­ водить рукоятку контроллера с одной пози­ ции на другую. Время разгона крана при этом не менее 8 сек. При времени разгона меньше 2 сек будут происходить рывки b механизмах, перегрузка электродвигателей, колеса крана могут пробуксовывать, а груз раскачиваться. Во избежание этого следует делать наиболь­ шую выдержку на второй позиции контролле­ ра, когда начинается движение крана. Изме­ нять направление движения крана можно 'только после его остановки. Остановка меха­ низма передвижения крана производитсяплавным возвратом рукоятки контроллера в нулевое положение без задержки. Нельзя ус­ танавливать маховик контроллера в проме­ жуточных положениях, так как это может привести к возникновению устойчивой дуги и расплавить контакты контроллера.

Наиболее экономичная работа крана до­ стигается при передвижении крана на послед­ ней позиции контроллера, соответствующей максимальной скорости, так как при этом об­

55


мотки якоря соединяются накоротко, минуя пускорегулирующие сопротивления. При ра­ боте крана допускается совмещение не более двух операций, например одновременный подъем груза и передвижение крана или пе­ редвижение крана и грузоподъемной тележки или-тельфера. При подъеме груза машинист должен следить, чтобы груз не упирался в ферму или опоры крана; перемещать подня­ тый груз надо на такой высоте, чтобы между ним и встречающимися на пути предметами был просвет не менее 0,5 м.

В процессе эксплуатации крана необходимо следить за исправным содержанием и нор­ мальной работой всех механизмов, исправным состоянием каната механизма подъема груза, наличием смазки во всех узлах, указанных в карте смазки, температурой нагрева электро­ двигателей тележки и тельфера, которая не-, должна превышать 60° С, четкой работой тор­ мозов тельфера и тележки, состоянием под­ крановых путей. При работе двух кранов на одном подкрановом пути машинисты должны быть проинструктированы о способах сигна­ лизации, приемах совместной работы и техни­ ке безопасности.

После окончания работы на кране маши­ нистдолжен установить" кран на место, пред­ назначенное для его стоянки. Крюк крана должен быть поднят в верхнее положение, а рукоятки контроллеров находиться в нуле­ вом положении. Аварийный выключатель и рубильник защитной панели должны быть вы­ ключены.

В журнале приема-сдачи смены машинист обязан сделать запись о состоянии крана, за­ крыть кабину на замок, закрепить кран про-

56

тквоугонными захватами, отключить освеще­ ние (прожекторы) и отключить вводный ру­ бильник.

Продолжительность нормальной эксплуа­ тации крановых механизмов в значительной степени зависит от своевременной смазки и качества смазочных материалов.

Основным назначением смазки является уменьшение трения между поверхностями де­ талей, Имеющих взаимное скольжение (валы, подшипники, зубчатые и червячные передачи). Для уменьшения износа трущихся поверхно­ стей крановых механизмов узлы трения сма­ зывают специальными мазями или маслами.

При выборе смазки необходимо учитывать режим работы механизма. При высоких ско­ ростях смазочное масло должно обладать текучестью, при большой нагрузке на меха­ низм масло должно быть вязким. Правильный выбор смазочного материала и своевремен­ ность смазки трущихся поверхностей имеет большое значение для безаварийной и дли­ тельной работы крана.

При правильном проведении смазки необ­ ходимо учитывать -следующие требования:

смазку наносить только на очищенные по­ верхности;

смазочный материал должен быть чистым, без механических примесей, которые делают смазку непригодной, так как приводят к бы­ строму износу трущихся поверхностей; не со­ держать воды, которая может вызвать корро­ зию смазываемых поверхностей;

смазку нельзя наносить слишком обильно, гак как это приводит к загрязнению деталей и потерям смазочных -материалов; полости подшипников следует заполнять смазкой на

57