ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ремонта, а также умение быстро обнаружить и устранить любую неисправность в какомлибо узле крана. Машинист должен постоян но повышать свои знания, добиваться улучше ния использования крана, увеличения выра ботки, сокращения непроизводительных про стоев.
И. КОНСТРУКЦИЯ КОЗЛОВОГО КРАНА
Грузоподъемный кран — это совокупность механизмов и несущих конструкций, предна значенных для подъема и перемещения сво бодно подвешенных грузов. Основными пара метрами всех грузоподъемных кранов явля ются: грузоподъемность крана, длина стрелы, вылет и высота подъема крюка, ширина ко леи и база, скорость подъема груза, мощность силовой установки, вес. Грузоподъемность крана —это вес наибольшего груза в тоннах (включая вес захватных приспособлений), на подъем которого рассчитан кран при сохране нии необходимого запаса устойчивости и прочности его конструкций. Козловой кран отличается от других типов грузоподъемных кранов особой конструкцией и отсутствием стрелы. Конструкции козлового крана надеж ны в эксплуатации, имеют большую жест кость, лучше воспринимают динамические на грузки и почти не подвергаются вибрации. Для козловых кранов не требуются балласт ные устройства и противовесы, а также пово ротные механизмы. При работе на козловом кране обеспечивается хороший обзор обслу живаемой площадки, что позволяет точно вы полнять все операции подъема и опускания груза.
10
Козловые краны перемещаются по назем ным подкрановым путям и имеют постоянную грузоподъемность по всей ширине пролета (пролетом крана называется расстояние меж ду осями подкрановых путей). По типу гру зоподъемных механизмов козловые краны разделяются на краны с электрическими та лями и. на краны с грузоподъемными тележ ками, перемещающимися по верхнему или нижнему поясу горизонтальных ферм моста. По типу грузозахватных приспособлений коз ловые краны могут быть крюковыми, магнит ными, грейферными или оборудованными спе циальными захватами. Козловые краны изго товляют бесконсольными и с одной или двумя консолями (консолью называется выступаю щая за опору часть фермы моста). Консоль ные козловые краны по Сравнению с бескон сольными обслуживают большее площади за счет выноса консолей. На тяжелых консоль ных кранах кроме грузовых тележек устанав ливают элект'ротали, передвигающиеся . по балке, прикрепленной к нижнему поясу фер мы крана и консолям. Рабочей длиной консо ли называется расстояние между осью под-' кранового пути и осью крюка или другого захвата при расположении грузоподъемной тележки или электротали в крайнем положе нии на мосту крана. Кроме обычных козло вых кранов есть самомонтирующиеся козло вые краны, в которых имеется устройство для подъема моста в рабочее положение и опуска ния его на землю.-
Козловой кран состоит из моста (фермы), установленного на особого вида опорах — коз лах. Основными элементами козлового крана являются металлоконструкции (мост, опоры и
И
вспомогательные устройства), тележки (ходо вые и грузоподъемная) и кабина с приборами управления. При пролетах более 20 м устраи вают передвижные кабины, которые переме щаются вдоль моста вместе с грузоподъемной тележкой. Такое расположение кабины обе спечивает хорошую обозреваемость обслужи ваемой краном площади. Для входа -в кабину машиниста устроена лестница - с предохрани тельной решеткой, а кабина ограждена пери лами.
Главным механизмом крана является грузоподъемная тележка, которая передвига ется вдоль моста по двутавровой балке (мо норельсу) или по рельсам, уложенным по верхнему поясу моста. В качестве грузоподъ емной тележки, как правило, используют' ти повые электротали (тельферы), мостовые те лежки, а для захвата груза применяют канат ные и цепные стропы и другие захваты авто матического и полуавтоматического типа.
Мост козлового крана представляет собой решетчатую ферму прямоугольного сечения, опирающуюся на две опоры.
Опоры козлового крана представляют со бой уширенную книзу треугольную раму, стойки которой соединены между собой стяж ной балкой. Стойки опор крана сварные, ко робчатого сечения, изготовляются из листовой стали. Опоры установлены на четыре тележ ки, которые в зависимости от типа и грузо подъемности крана бывают приводными, или две из них приводными, а две холостыми. Ходовые тележки' снабжены механизмами, обеспечивающими передвижение крана по рельсам.
У самомонтирующихся . козловых кранов
12
06801
Пролет 11300(16000) |
2800- |
— База 6000 - |
Рис. 1. Схема двухконссльного самомонтирующегося козлового крана КД-05
а — вид спереди; 6 — вид сбоку
имеется шарнирный механизм для поддержа ния одинакового' угла поворота опор при подъеме крана. Шарнирное соединение мо стовой фермы с опорами крана позволяет разводить их в стороны, опуская мостовую ферму при демонтаже, и сводить их, подни
мая кран в рабочее положение. |
козлового |
|
В состав электрооборудо'вания |
||
крана входят: |
электродвигатели |
механизмов |
с аппаратурой |
их управления, ограничители |
высоты подъема грузового крана, ограничите ли передвижения крана и грузовой тележки, противоугонные захваты, ручные или автома тические, приборы освещения, токоподводя щие устройства и электропроводка. Управле ние краном производится из кабины машини ста и осуществляется при помощи контролле ров или командоаппаратов. Козловые краны имеют три рабочих движения: подъем и опу скание груза, передвижение грузовой тележ ки или тельфера и передвижение крана. Каж дое движение осуществляется от отдельного электродвигателя. При работе крана допу скается совмещение не более двух операций, например одновременный подъем груза и пе редвижение крана или передвижение крана и грузоподъемной тележки. Совмещение трех движений крана допустимо только для пред
отвращения аварии или несчастного случая
(рис. 1).
1. Механизм передвижения крана
Механизм передвижения крана состоит из электродвигателя, промежуточного вала, ци линдрического или червячного редуктора, тормоза и катков, расположенных на ходовой
14
тележке. Рама тележки — из толстой листо вой стали сварной конструкции с ребрами жесткости и двумя боковинами для установки подшипников опорных катков. На поверхно сти рамы имеется привалочная плита для бол тового крепления тележки со стойкой опоры.
У козлового крана КД-05 на вилкообраз ной раме приводной тележки приварена пло щадка для монтажа механизмов: электродви гателя, соединенного эластичной муфтой с редуктором, и колодочного тормоза с элект ромагнитом. На ходовом валу редуктора
установлено 3y64afoe колесо, |
находящееся |
в паре с колесом,'установленным |
на оси те |
лежки, на которой подвижно насажены каток и барабан самомонтажа, предназначенный для каната стягивания опор при подъеме кра на. Между катком и барабаном самомонтажа на подвижной шпонке расположена муфта, которая имеет устройство для фиксации ее в одном из крайних положений, соответствую щих соединению кулачков с катком или ба рабаном самомонтажа. Холостая опорная те лежка также изготовляется из толстолисто вой стали при помощи сварки. В верхней ча сти корпуса имеется привалочная плита для соединения со стойкой опоры, а в нижней ча сти монтируется ось катка. Холостые тележки большинства козловых кранов снабжены вин товыми рельсовыми захватами для закрепле ния крана во время стоянки. Крановые ходо вые катки козловых кранов изготовляют двух ребордными из ковкой высокоуглеродистой стали с последующей термической обработ кой. На кранах большой грузоподъемности катки устанавливают на скользящих подшип никах.
15
2. Тормоза
Тормоза тележек предназначены для оста новки крана при выключении двигателя (тор мозом называется механизм для замедления или остановки движущихся частей машины или всей машины в целом). Действие тормоза основано на превращении энергии торможе ния в тепловую энергию трения между вра щающимся шкивом и неподвижными колод ками. На механизмах мзловых кранов при меняют колодочные тормоза с электромагни том типа ТКТ-200 или тормоза с гидравличе ским толкателем.
Колодочные тормоза состоят из двух чу гунных колодок, симметрично расположенных по окружности тормозного шкива и уравнове шивающих давление на шкив, благодаря чему вал шкива не подвергается изгибу, системы рычагов, замыкающего устройства (груз или сжатая пружина) и привода (растормажива ющего устройства — электромагнита или гид равлического толкателя). К'чугунным колод кам алюминиевыми заклепками приклепаны фрикционные накладки. Головки заклепок должны быть утоплены в накладках до поло вины их толщины. Работа колодочного тор моза с короткоходовым электромагнитом происходит следующим образом: одновремен но с выключением электродвигателямеха низма прекращается питание током катушки электромагнита: электромагнит не может удерживать якорь й отходит от сердечника. При движении якоря освобождается шток и пружина, упираясь в скобу и в гайку, стре мится раздвинуть их и вызывает перемеще ние навстречу один другому вертикальных
16
рычагов. При сближении рычаги прижимают колодки к тормозному шкиву. Тормоза размы каются одновременно с включением электро двигателя. Ход якоря и колодок регулируют гайками. Для надежной работы тормоза должно быть достигнуто максимальное и од новременное прилегание накладок колодок к тормозному шкиву с одинаковой степенью нажатия, а также равномерный и одновре менный отход колодок от тормозного шкива на величину запроектированного зазора.
Отход колодок проверяют после включе ния электромагнита; величина отхода одной колодки не должна превышать величину от хода .другой. При регулировании короткоходо вых тормозов отход колодок устанавливают в пределах 0,4—1 мм для шкива диаметром 200 мм. При этом нормальный ход якоря про веряют калибром. Величину тормозного мо мента устанавливают посредством натяжения главной пружины, при этом должен быть обе спечен ход пружины на оттормаживание и необходимый зазор между витками. Чрезмер ное натяжение главной пружины вызывает перегрузку тормозного электромагнита; глав ную пружину после определения необходимой длины фиксируют гайкой и контргайкой и
вдальнейшем не регулируют (рис. 2),
Унекоторых типов козловых кранов на приводных опорных тележках и грузоподъем ной тележке применяют колодочные тормоза ТКТГ, у которых, электромагнит заменен
электрогидравлическим толкателем ТГМ-50 или ТЭГ-25.
Применение гидротолкателя обеспечивает надежность работы тормоза и позволяет пла вно регулировать торможение. Электрогид
2~ <>78 |
17 |
равлический толкатель является независимым механизмом, преобразующим вращательное движение электродвигателя в поступательно возвратное перемещение штока. Он представ ляет собой соединение в единый механизм
Рис. 2. Колодочные тормоза
/ — подставка; 2 — вилки; 3 — пальцы ви лок; 4 — фрикционные накладки: 5 — чугун
ные |
колодки; 6 — пальцы крепления коло |
|
док; |
7 — ригель; |
8 — рычаги;' 9 — регулиро |
вочная гайка; |
10 — скоба; // — главная |
пружина; /2 — шток; 13—фиксирующие гай ки; 14 — палец; 15 — короткоходовый элек тромагнит; 16 — зажим; 17 — контргайка;,
• 18 — регулировочный болт
трех основных узлов: электродвигателя, гид ронасоса и поршневого гидротолкателя. Нор мальным рабочим положением толкателя яв
ляется вертикальное положение штоком вверх.
Электрогидравлический толкатель ТГМ состоит из электродвигателя и центробежного насоса, помещенных в цилиндрический корпус и погруженных в рабочую жидкость (масло). Турбинное колесо центробежного насоса име
18
ет прямые радиальные лопатки, что обеспечи вает нормальную работу толкателя независи мо от направления вращения электродвигате ля. При включении электродвигателя центро бежный насос создает избыточное давление под поршнем, которое поднимает поршень со штоком в верхнее положение и толкает тор мозные тяги, соединенные со штоком. Пор шень' остается в верхнем положении до тех пор, пока работает электродвигатель. Когда поршень приходит в верхнее положение, на сос продолжает работать и поддерживает в нижней полости необходимое давление для Отжатая тормозной пружины. Поршень оста ется в верхнем положении до тех пор, пока работает насос. После выключения электро двигателя поршень под воздействием внешней нагрузки, приложенной к штоку, и собствен ного веса опускается и перегоняет рабочую жидкость из нижней части цилиндра в верх нюю через каналы, имеющиеся в поршне. При этом обслуживающий механизм приводится в исходное положение. При заправке электрогидравлического толкателя маслом наполня ют его в вертикальном положении через за ливочное отверстие в крышке.
Масло нужно заливать через густую сетку во избежание попадания твердых частиц внутрь аппарата. При наполнении толкателя маслом необходимо обеспечить полное удале ние воздуха из-под поршня. Для этого через несколько минут после заполнения толкателя маслом до максимального уровня наливное отверстие закрывают пробкой и производят несколько включений толкателя с нагрузкой на штоке. Затем масло доливают до тех пор, пока оно не начнет подниматься вверх по на-
О* |
19 |