Файл: Данилов, П. П. Машинист козлового крана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ремонта, а также умение быстро обнаружить и устранить любую неисправность в какомлибо узле крана. Машинист должен постоян­ но повышать свои знания, добиваться улучше­ ния использования крана, увеличения выра­ ботки, сокращения непроизводительных про­ стоев.

И. КОНСТРУКЦИЯ КОЗЛОВОГО КРАНА

Грузоподъемный кран — это совокупность механизмов и несущих конструкций, предна­ значенных для подъема и перемещения сво­ бодно подвешенных грузов. Основными пара­ метрами всех грузоподъемных кранов явля­ ются: грузоподъемность крана, длина стрелы, вылет и высота подъема крюка, ширина ко­ леи и база, скорость подъема груза, мощность силовой установки, вес. Грузоподъемность крана —это вес наибольшего груза в тоннах (включая вес захватных приспособлений), на подъем которого рассчитан кран при сохране­ нии необходимого запаса устойчивости и прочности его конструкций. Козловой кран отличается от других типов грузоподъемных кранов особой конструкцией и отсутствием стрелы. Конструкции козлового крана надеж­ ны в эксплуатации, имеют большую жест­ кость, лучше воспринимают динамические на­ грузки и почти не подвергаются вибрации. Для козловых кранов не требуются балласт­ ные устройства и противовесы, а также пово­ ротные механизмы. При работе на козловом кране обеспечивается хороший обзор обслу­ живаемой площадки, что позволяет точно вы­ полнять все операции подъема и опускания груза.

10

Козловые краны перемещаются по назем­ ным подкрановым путям и имеют постоянную грузоподъемность по всей ширине пролета (пролетом крана называется расстояние меж­ ду осями подкрановых путей). По типу гру­ зоподъемных механизмов козловые краны разделяются на краны с электрическими та­ лями и. на краны с грузоподъемными тележ­ ками, перемещающимися по верхнему или нижнему поясу горизонтальных ферм моста. По типу грузозахватных приспособлений коз­ ловые краны могут быть крюковыми, магнит­ ными, грейферными или оборудованными спе­ циальными захватами. Козловые краны изго­ товляют бесконсольными и с одной или двумя консолями (консолью называется выступаю­ щая за опору часть фермы моста). Консоль­ ные козловые краны по Сравнению с бескон­ сольными обслуживают большее площади за счет выноса консолей. На тяжелых консоль­ ных кранах кроме грузовых тележек устанав­ ливают элект'ротали, передвигающиеся . по балке, прикрепленной к нижнему поясу фер­ мы крана и консолям. Рабочей длиной консо­ ли называется расстояние между осью под-' кранового пути и осью крюка или другого захвата при расположении грузоподъемной тележки или электротали в крайнем положе­ нии на мосту крана. Кроме обычных козло­ вых кранов есть самомонтирующиеся козло­ вые краны, в которых имеется устройство для подъема моста в рабочее положение и опуска­ ния его на землю.-

Козловой кран состоит из моста (фермы), установленного на особого вида опорах — коз­ лах. Основными элементами козлового крана являются металлоконструкции (мост, опоры и

И


вспомогательные устройства), тележки (ходо­ вые и грузоподъемная) и кабина с приборами управления. При пролетах более 20 м устраи­ вают передвижные кабины, которые переме­ щаются вдоль моста вместе с грузоподъемной тележкой. Такое расположение кабины обе­ спечивает хорошую обозреваемость обслужи­ ваемой краном площади. Для входа -в кабину машиниста устроена лестница - с предохрани­ тельной решеткой, а кабина ограждена пери­ лами.

Главным механизмом крана является грузоподъемная тележка, которая передвига­ ется вдоль моста по двутавровой балке (мо­ норельсу) или по рельсам, уложенным по верхнему поясу моста. В качестве грузоподъ­ емной тележки, как правило, используют' ти­ повые электротали (тельферы), мостовые те­ лежки, а для захвата груза применяют канат­ ные и цепные стропы и другие захваты авто­ матического и полуавтоматического типа.

Мост козлового крана представляет собой решетчатую ферму прямоугольного сечения, опирающуюся на две опоры.

Опоры козлового крана представляют со­ бой уширенную книзу треугольную раму, стойки которой соединены между собой стяж­ ной балкой. Стойки опор крана сварные, ко­ робчатого сечения, изготовляются из листовой стали. Опоры установлены на четыре тележ­ ки, которые в зависимости от типа и грузо­ подъемности крана бывают приводными, или две из них приводными, а две холостыми. Ходовые тележки' снабжены механизмами, обеспечивающими передвижение крана по рельсам.

У самомонтирующихся . козловых кранов

12

06801

Пролет 11300(16000)

2800-

— База 6000 -

Рис. 1. Схема двухконссльного самомонтирующегося козлового крана КД-05

а — вид спереди; 6 — вид сбоку

имеется шарнирный механизм для поддержа­ ния одинакового' угла поворота опор при подъеме крана. Шарнирное соединение мо­ стовой фермы с опорами крана позволяет разводить их в стороны, опуская мостовую ферму при демонтаже, и сводить их, подни­

мая кран в рабочее положение.

козлового

В состав электрооборудо'вания

крана входят:

электродвигатели

механизмов

с аппаратурой

их управления, ограничители

высоты подъема грузового крана, ограничите­ ли передвижения крана и грузовой тележки, противоугонные захваты, ручные или автома­ тические, приборы освещения, токоподводя­ щие устройства и электропроводка. Управле­ ние краном производится из кабины машини­ ста и осуществляется при помощи контролле­ ров или командоаппаратов. Козловые краны имеют три рабочих движения: подъем и опу­ скание груза, передвижение грузовой тележ­ ки или тельфера и передвижение крана. Каж­ дое движение осуществляется от отдельного электродвигателя. При работе крана допу­ скается совмещение не более двух операций, например одновременный подъем груза и пе­ редвижение крана или передвижение крана и грузоподъемной тележки. Совмещение трех движений крана допустимо только для пред­

отвращения аварии или несчастного случая

(рис. 1).

1. Механизм передвижения крана

Механизм передвижения крана состоит из электродвигателя, промежуточного вала, ци­ линдрического или червячного редуктора, тормоза и катков, расположенных на ходовой

14


тележке. Рама тележки — из толстой листо­ вой стали сварной конструкции с ребрами жесткости и двумя боковинами для установки подшипников опорных катков. На поверхно­ сти рамы имеется привалочная плита для бол­ тового крепления тележки со стойкой опоры.

У козлового крана КД-05 на вилкообраз­ ной раме приводной тележки приварена пло­ щадка для монтажа механизмов: электродви­ гателя, соединенного эластичной муфтой с редуктором, и колодочного тормоза с элект­ ромагнитом. На ходовом валу редуктора

установлено 3y64afoe колесо,

находящееся

в паре с колесом,'установленным

на оси те­

лежки, на которой подвижно насажены каток и барабан самомонтажа, предназначенный для каната стягивания опор при подъеме кра­ на. Между катком и барабаном самомонтажа на подвижной шпонке расположена муфта, которая имеет устройство для фиксации ее в одном из крайних положений, соответствую­ щих соединению кулачков с катком или ба­ рабаном самомонтажа. Холостая опорная те­ лежка также изготовляется из толстолисто­ вой стали при помощи сварки. В верхней ча­ сти корпуса имеется привалочная плита для соединения со стойкой опоры, а в нижней ча­ сти монтируется ось катка. Холостые тележки большинства козловых кранов снабжены вин­ товыми рельсовыми захватами для закрепле­ ния крана во время стоянки. Крановые ходо­ вые катки козловых кранов изготовляют двух­ ребордными из ковкой высокоуглеродистой стали с последующей термической обработ­ кой. На кранах большой грузоподъемности катки устанавливают на скользящих подшип­ никах.

15

2. Тормоза

Тормоза тележек предназначены для оста­ новки крана при выключении двигателя (тор­ мозом называется механизм для замедления или остановки движущихся частей машины или всей машины в целом). Действие тормоза основано на превращении энергии торможе­ ния в тепловую энергию трения между вра­ щающимся шкивом и неподвижными колод­ ками. На механизмах мзловых кранов при­ меняют колодочные тормоза с электромагни­ том типа ТКТ-200 или тормоза с гидравличе­ ским толкателем.

Колодочные тормоза состоят из двух чу­ гунных колодок, симметрично расположенных по окружности тормозного шкива и уравнове­ шивающих давление на шкив, благодаря чему вал шкива не подвергается изгибу, системы рычагов, замыкающего устройства (груз или сжатая пружина) и привода (растормажива­ ющего устройства — электромагнита или гид­ равлического толкателя). К'чугунным колод­ кам алюминиевыми заклепками приклепаны фрикционные накладки. Головки заклепок должны быть утоплены в накладках до поло­ вины их толщины. Работа колодочного тор­ моза с короткоходовым электромагнитом происходит следующим образом: одновремен­ но с выключением электродвигателямеха­ низма прекращается питание током катушки электромагнита: электромагнит не может удерживать якорь й отходит от сердечника. При движении якоря освобождается шток и пружина, упираясь в скобу и в гайку, стре­ мится раздвинуть их и вызывает перемеще­ ние навстречу один другому вертикальных

16


рычагов. При сближении рычаги прижимают колодки к тормозному шкиву. Тормоза размы­ каются одновременно с включением электро­ двигателя. Ход якоря и колодок регулируют гайками. Для надежной работы тормоза должно быть достигнуто максимальное и од­ новременное прилегание накладок колодок к тормозному шкиву с одинаковой степенью нажатия, а также равномерный и одновре­ менный отход колодок от тормозного шкива на величину запроектированного зазора.

Отход колодок проверяют после включе­ ния электромагнита; величина отхода одной колодки не должна превышать величину от­ хода .другой. При регулировании короткоходо­ вых тормозов отход колодок устанавливают в пределах 0,4—1 мм для шкива диаметром 200 мм. При этом нормальный ход якоря про­ веряют калибром. Величину тормозного мо­ мента устанавливают посредством натяжения главной пружины, при этом должен быть обе­ спечен ход пружины на оттормаживание и необходимый зазор между витками. Чрезмер­ ное натяжение главной пружины вызывает перегрузку тормозного электромагнита; глав­ ную пружину после определения необходимой длины фиксируют гайкой и контргайкой и

вдальнейшем не регулируют (рис. 2),

Унекоторых типов козловых кранов на приводных опорных тележках и грузоподъем­ ной тележке применяют колодочные тормоза ТКТГ, у которых, электромагнит заменен

электрогидравлическим толкателем ТГМ-50 или ТЭГ-25.

Применение гидротолкателя обеспечивает надежность работы тормоза и позволяет пла­ вно регулировать торможение. Электрогид­

2~ <>78

17

равлический толкатель является независимым механизмом, преобразующим вращательное движение электродвигателя в поступательно­ возвратное перемещение штока. Он представ­ ляет собой соединение в единый механизм

Рис. 2. Колодочные тормоза

/ — подставка; 2 — вилки; 3 — пальцы ви­ лок; 4 — фрикционные накладки: 5 — чугун­

ные

колодки; 6 — пальцы крепления коло­

док;

7 — ригель;

8 — рычаги;' 9 — регулиро­

вочная гайка;

10 — скоба; // — главная

пружина; /2 — шток; 13—фиксирующие гай­ ки; 14 — палец; 15 — короткоходовый элек­ тромагнит; 16 — зажим; 17 — контргайка;,

18 — регулировочный болт

трех основных узлов: электродвигателя, гид­ ронасоса и поршневого гидротолкателя. Нор­ мальным рабочим положением толкателя яв­

ляется вертикальное положение штоком вверх.

Электрогидравлический толкатель ТГМ состоит из электродвигателя и центробежного насоса, помещенных в цилиндрический корпус и погруженных в рабочую жидкость (масло). Турбинное колесо центробежного насоса име­

18


ет прямые радиальные лопатки, что обеспечи­ вает нормальную работу толкателя независи­ мо от направления вращения электродвигате­ ля. При включении электродвигателя центро­ бежный насос создает избыточное давление под поршнем, которое поднимает поршень со штоком в верхнее положение и толкает тор­ мозные тяги, соединенные со штоком. Пор­ шень' остается в верхнем положении до тех пор, пока работает электродвигатель. Когда поршень приходит в верхнее положение, на­ сос продолжает работать и поддерживает в нижней полости необходимое давление для Отжатая тормозной пружины. Поршень оста­ ется в верхнем положении до тех пор, пока работает насос. После выключения электро­ двигателя поршень под воздействием внешней нагрузки, приложенной к штоку, и собствен­ ного веса опускается и перегоняет рабочую жидкость из нижней части цилиндра в верх­ нюю через каналы, имеющиеся в поршне. При этом обслуживающий механизм приводится в исходное положение. При заправке электрогидравлического толкателя маслом наполня­ ют его в вертикальном положении через за­ ливочное отверстие в крышке.

Масло нужно заливать через густую сетку во избежание попадания твердых частиц внутрь аппарата. При наполнении толкателя маслом необходимо обеспечить полное удале­ ние воздуха из-под поршня. Для этого через несколько минут после заполнения толкателя маслом до максимального уровня наливное отверстие закрывают пробкой и производят несколько включений толкателя с нагрузкой на штоке. Затем масло доливают до тех пор, пока оно не начнет подниматься вверх по на-

О*

19