ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
две трети их объема, а картеры редукторов — на одну треть объема;.
смазывать детали во время работы крана запрещается. 'Для правильного проведения смазки на каждый кран разрабатывается карта смазки, указывающая, когда и каким видом смазочного материала необходимо сма-
.зывать детали и узлы крана.
На каждом кране должны быть металли ческие ящики для хранения смазочного инвен таря, ящик для густой смазки и ведро с крыш кой и мелкой сеткой, а также обтирочные ма териалы в виде концов или ветоши. Количест во смазочных и обтирочных материалов на кране не должно превышать суточной потреб ности, хранят смазочные материалы в закры той посуде (бочках, бидонах, ведрах с плот ной крышкой, масленках и шприцах), а обти рочные — в металлической посуде. Использо ванные концы и ветошь необходимо удалять с крана.
Для стальных канатов смазка является так же обязательной, как и для частей механиз мов; смазка облегчает взаимное скольжение прядей и проволок каната при огибании им блоков и защищает канат от коррозии. Пень ковый сердечник каната удерживает в себе смазку. При перепасовке или капитальном ремонте крана канаты погружают в разогре тую до 50° С канатную мазь, а во время экс плуатации каната смазку наносят на канат кистью или лопаточкой. Перед смазкой . по верхность каната должна быть очищена щет ками.
Система opraHH3aunoHHO-texHH4ecKHX меро приятий, выполняемых через определенный промежуток времени по уходу и надзору за
58
машинами, а также проведение всех видов ремонтных работ, направленных на поддер жание машин, в рабочем состоянии, представ ляет собой систему планово-предупредитель ного ремонта (ППР). Система ППР обеспе чивает сохранность машин, их долговечную и безаварийную работу.
Планово-предупредительный ремонт ма шин предусматривает четкое разграничение объема работ по категориям ремонта, стро гую периодичность ремонта машин, планиро вание ремонтных работ,' заготовку сменных запасных деталей и необходимых материалов, а также сочетание ремонта с системой техни ческого обслуживания машин. Установленные сроки технического обслуживания козловых кранов, которые предусматривают осмотр каждую ’смену и техническое обслуживание (ТО-1 и ТО-2), являются обязательными меро приятиями при любом состоянии крана. Про филактические меры, принимаемые в процессе технического обслуживания крана, сокраща ют объем работ при плановом ремонте.
При ежесменном осмотре козлового крана машинист проверяет состояние всех болтовых соединений и стопорных устройств опорных тележек крана, надежность крепления ограж дений трапов и настилов, состояние смазоч ных устройств и наличие смазки, состояние канатов и их креплений, крюковые подвески канатных блоков и их устройств, работу тор мозов и отхода их колодок на опорных и гру зоподъемных тележках, а также проверяет электрооборудование крана, осветительные приборы и заземление.
Техническое обслуживание крана выпол няет крановая бригада вместе со специаЛь
59
ной бригадой рабочих-ремонтников. В состай работ технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 кроме операций ежесменного осмотра входит проверка элементов крана, его меха низмов и электрооборудования (выявляются изношенные детали и производится частичная их замена), проверка наличия смазки в редук торах и подшипниках и ее замена, регулиров к а механизмов и тормозов опорных и грузо подъемных тележек. При этом осматривают канаты, барабаны, блоки, зубчатые передачи, муфты, тормоза, ходовые колеса, траверсы, конечные выключатели и предохранительные устройства, электрооборудование и контакты. При осмотре контактов определяют необходи мость их замены. Износ или коррозию прово лок каната определяют по диаметру микро метром или другим измерительным прибором. При осмотре барабанов грузовой лебедки и лебедки передвижения каретки проверяют состояние канавок, реборд и мест крепления канатов; при осмотре блоков проверяют лег кость вращения и надежность закрепления их осей.
У зубчатых передач проверяют исправ ность шестерен и правильность их зацепления. Исправная работа зубчатых передач характе ризуется умеренным и равномерным шумом; крепление шестерен на валах должно быть на дежным без их смещения. Проверяют крепле ние отдельных частей корпуса редуктора меж ду собой и корпуса редуктора к раме, состоя ние кулачковых муфт и соединений, а в под шипниках качения меняют смазку.
При осмотре/тормозов и регулировке под тягивают или ослабляют тормозные пружины. При регулировке колодочного тормоза, уста
60
новленного на ходовых тележках крана, сто порную гайку удерживают ключом, а вторым ключом вращают шток за квадратный хвосто вик до тех пор, пока зазор между колодками и шкивом не достигнет нормы. Ход якоря электромагнита не должен превышать нормы, так как увеличение зазора между якорем и ярмом во втянутом положении приведет к сильному гудению и пережогу катушек, а уменьшение — к наклецу. Правильность регу лировки тормоза проверяют пробным пуском крана с полной нагрузкой. Торможение долж но проходить плавно, без толчков, а тормоз ной путь не должен превышать 1 м. Если пру жина не обеспечивает необходимого тормоз ного пути при наименьшем ходе якоря, ее сле дует заменить. При регулировке колодочных тормозов с электромагнитом ' зазор между колодками и шкивом должен составлять 0,5— 1 мм, что соответствует ходу якоря 7—10 мм. При включении якорь электромагнита должен втягиваться полностью, а тормозные колодки не издавать стука.
Тормоза "с электрогйдравлическим толка телем регулируются так же, как и электро магнитные. По мере износа обкладок следует регулировать тормоза, уменьшив величину хода поршня, так как поршень будет опу скаться на заплечики корпуса и препятство вать замыканию тормоза. Тормозные обклад ки можно эксплуатировать до тех пор, пока толщина их средней части вследствие износа не уменьшится до половины первоначальной. На тормозах ТК.Т-200 установлены прокладки толщиной 6 мм.
При осмотре хЬдовых колес проверяют дрепление к ним зубчатых передач,- надеж
61
носТь закрепления осей, износ поверхностей катания и реборд. При осмотре траверсы про веряют состояние замыкающего устройства крюка, крепление крюка к траверсе и легкость его вращения в ней.
Проверяют конечные . выключатели, их крепление к конструкции и работоспособ ность.
Осуществляют осмотр электрооборудова ния, рабочих поверхностей контактов электро аппаратуры и контактных колец электродви гателей, проверяют плотность болтовых сое динений, плавкие вставки предохранителей, магнитопроводы контакторов, реле и тормоз ных магнитов.
Сопротивление изоляции проверяют один раз в три месяца. Очищают внутренние и на ружные части электрооборудования. Регули руют ограничитель передвижения крана, ог раничитель передвижения каретки, ограничи тель высоты подъема траверсы, блокировки двери кабины и электрооборудования.
Текущий ремонт —это основной вид экс плуатационного ремонта, который выполняет на месте работы крана или в ремонтных ма стерских строительной организации крановая бригада с участием бригады ремонтников нуж ных специальностей. Объем работ при текущем ремонте различен и зависит от фактического из носа деталей. При текущем ремонте устраня ют отдельные неисправности в узлах и агре гатах крана путем замены или ремонта дета лей и узлов со снятием или без снятия их с крана. Кран приводят в состояние полной ис правности, обеспечивающей нормальную рабо ту его до очередного ремонта. При ремонте за
62-
варивают поврежденные элементы металло конструкций, тщательно осматривают все сварные швы, болтовые и шарнирные соеди нения, проверяют прогиб и износ полок ездо вой балки. Также тщательно осматривают электрооборудование, измеряют сопротивле ние изоляции всей проводки, заменяют негод ную электропроводку и плавкие предохрани тели, устанавливают новые контакты катушек, пружины контроллеров, конечных и других выключателей.
При капитальном ремонте производят пол ную разборку всех узлов и агрегатов крана с заменой всех изношенных деталей и восста новлением полной его работоспосЪбности. Ка питальный ремонт производят на ремонтных предприятиях (мастерские, заводы). При под готовке крана к капитальному ремонту со ставляют дефектную ведомость с указанием узлов, подлежащих замене. После капиталь ного ремонта кран должен пройти техническое освидетельствование в соответствии с прави лами Госгортехнадзора.
VII. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Машинист, принявший смену, несет пол ную ответственность за состояние и безава- ■ рийную работу крана, он обязан твердо знать и выполнять требования техники безо пасности.
Работа крана допускается только на пу тях, уклон которых и вЬзвышение одного рельса над другим не превышают величин, указанных в паспорте крана. Не разрешается работа кранов на неисправных подкрановых путях, где возможен его сход с рельсов.
Машинист должен помнить, что не следу-
63
ет без надобности подходить близко к токо ведущим частям и касаться их, если они даже изолированы, так как внешний вид изоляции не гарантирует ее исправность; нельзя прове рять наличие напряжения в электрической цепи пальцами, для этой цели Имеются сиг нальные лампы, вольтметры и другие при боры.
При открывании защитных панелей и про верке предохранителей машинист должен на деть перчатки и боты, а в елучае неисправно сти электрооборудования немедленно вызвать электромонтера. '
Машинист, не имеющий квалификации электромонтера, не должен производить замену или чистку деталей электрооборудования, а также смену плавких предохранителей. Ме таллические детали, кожухи и корпуса элект роаппаратов должны быть заземлены в соот ветствии с правилами устройства заземлений. Диэлектрические перчатки, боты и резиновые коврики через каждые шесть месяцев подвер гают испытаниям в лаборатории на целост ность и прочность.
Большинство несчастных случаев пр« ра боте на кранах происходит вследствие неисп равности электрооборудования и нарушения правил электробезопасности. Относительно безопасным напряжением для сухих помеще ний считается напряжение 40 в, а для сы рых—24 в, в то время как на козловых кра нах напряжение 220 или 380 в. Поражение электротоком происходит при соприкоснове нии с открытыми токоведущими частями или металлоконструкциями, находящимися под напряжением. Для предохранения от пораже
64
ния электротоком необходимо соблюдать правила электробезопасности.
Перед началом движения крана машинист должен убедиться, что в пределах передвиже ния крана нет людей, и подать звуковой сиг нал.
Перемещение грузов производят в соответ ствии со знаковой сигнализацией, устанавли вающей порядок обмена условными сигналами между стропальщиком (зацепщиком) и маши нистом (рис. 7).
Для безопасной работы необходимо перед подъемом груза убедиться, что грузовой канат находится в вертикальном положении и под нимаемый груз не может зацепиться за чтолибо во время подъема; при подъеме груза предельного веса нужно убедиться в надежно сти действия тормозов грузоподъемного меха низма, предварительно подняв груз на высоту не более 100 мм\ при перемещении груза нельзя допускать его раскачивания.
При подъеме груза не допускается подни мать груз, вес которого превышает грузо подъемность крана; поднимать машины, ме таллоконструкции и другие грузы, установлен ные на фундаментах, пока они полностью не освобождены от креплений; отрывать крю ком грузы, засыпанные землей, залитые бето ном или заложенные другими грузами; канто вать груз, вес. которого превышает грузо подъемность крана; подтаскивать груз по зем ле или рельсам крюком крана при косом нап равлении грузовых канатов, а также использо вать кран для передвижения вагонов, плат форм и тележек без специальных направляю щих блоков, обеспечивающих вертикальное направление грузовых канатов; поднимать
5— 675 |
65 |