Файл: Данилов, П. П. Машинист козлового крана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

две трети их объема, а картеры редукторов — на одну треть объема;.

смазывать детали во время работы крана запрещается. 'Для правильного проведения смазки на каждый кран разрабатывается карта смазки, указывающая, когда и каким видом смазочного материала необходимо сма-

.зывать детали и узлы крана.

На каждом кране должны быть металли­ ческие ящики для хранения смазочного инвен­ таря, ящик для густой смазки и ведро с крыш­ кой и мелкой сеткой, а также обтирочные ма­ териалы в виде концов или ветоши. Количест­ во смазочных и обтирочных материалов на кране не должно превышать суточной потреб­ ности, хранят смазочные материалы в закры­ той посуде (бочках, бидонах, ведрах с плот­ ной крышкой, масленках и шприцах), а обти­ рочные — в металлической посуде. Использо­ ванные концы и ветошь необходимо удалять с крана.

Для стальных канатов смазка является так же обязательной, как и для частей механиз­ мов; смазка облегчает взаимное скольжение прядей и проволок каната при огибании им блоков и защищает канат от коррозии. Пень­ ковый сердечник каната удерживает в себе смазку. При перепасовке или капитальном ремонте крана канаты погружают в разогре­ тую до 50° С канатную мазь, а во время экс­ плуатации каната смазку наносят на канат кистью или лопаточкой. Перед смазкой . по­ верхность каната должна быть очищена щет­ ками.

Система opraHH3aunoHHO-texHH4ecKHX меро­ приятий, выполняемых через определенный промежуток времени по уходу и надзору за

58

машинами, а также проведение всех видов ремонтных работ, направленных на поддер­ жание машин, в рабочем состоянии, представ­ ляет собой систему планово-предупредитель­ ного ремонта (ППР). Система ППР обеспе­ чивает сохранность машин, их долговечную и безаварийную работу.

Планово-предупредительный ремонт ма­ шин предусматривает четкое разграничение объема работ по категориям ремонта, стро­ гую периодичность ремонта машин, планиро­ вание ремонтных работ,' заготовку сменных запасных деталей и необходимых материалов, а также сочетание ремонта с системой техни­ ческого обслуживания машин. Установленные сроки технического обслуживания козловых кранов, которые предусматривают осмотр каждую ’смену и техническое обслуживание (ТО-1 и ТО-2), являются обязательными меро­ приятиями при любом состоянии крана. Про­ филактические меры, принимаемые в процессе технического обслуживания крана, сокраща­ ют объем работ при плановом ремонте.

При ежесменном осмотре козлового крана машинист проверяет состояние всех болтовых соединений и стопорных устройств опорных тележек крана, надежность крепления ограж­ дений трапов и настилов, состояние смазоч­ ных устройств и наличие смазки, состояние канатов и их креплений, крюковые подвески канатных блоков и их устройств, работу тор­ мозов и отхода их колодок на опорных и гру­ зоподъемных тележках, а также проверяет электрооборудование крана, осветительные приборы и заземление.

Техническое обслуживание крана выпол­ няет крановая бригада вместе со специаЛь­

59



ной бригадой рабочих-ремонтников. В состай работ технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 кроме операций ежесменного осмотра входит проверка элементов крана, его меха­ низмов и электрооборудования (выявляются изношенные детали и производится частичная их замена), проверка наличия смазки в редук­ торах и подшипниках и ее замена, регулиров­ к а механизмов и тормозов опорных и грузо­ подъемных тележек. При этом осматривают канаты, барабаны, блоки, зубчатые передачи, муфты, тормоза, ходовые колеса, траверсы, конечные выключатели и предохранительные устройства, электрооборудование и контакты. При осмотре контактов определяют необходи­ мость их замены. Износ или коррозию прово­ лок каната определяют по диаметру микро­ метром или другим измерительным прибором. При осмотре барабанов грузовой лебедки и лебедки передвижения каретки проверяют состояние канавок, реборд и мест крепления канатов; при осмотре блоков проверяют лег­ кость вращения и надежность закрепления их осей.

У зубчатых передач проверяют исправ­ ность шестерен и правильность их зацепления. Исправная работа зубчатых передач характе­ ризуется умеренным и равномерным шумом; крепление шестерен на валах должно быть на­ дежным без их смещения. Проверяют крепле­ ние отдельных частей корпуса редуктора меж­ ду собой и корпуса редуктора к раме, состоя­ ние кулачковых муфт и соединений, а в под­ шипниках качения меняют смазку.

При осмотре/тормозов и регулировке под­ тягивают или ослабляют тормозные пружины. При регулировке колодочного тормоза, уста­

60

новленного на ходовых тележках крана, сто­ порную гайку удерживают ключом, а вторым ключом вращают шток за квадратный хвосто­ вик до тех пор, пока зазор между колодками и шкивом не достигнет нормы. Ход якоря электромагнита не должен превышать нормы, так как увеличение зазора между якорем и ярмом во втянутом положении приведет к сильному гудению и пережогу катушек, а уменьшение — к наклецу. Правильность регу­ лировки тормоза проверяют пробным пуском крана с полной нагрузкой. Торможение долж­ но проходить плавно, без толчков, а тормоз­ ной путь не должен превышать 1 м. Если пру­ жина не обеспечивает необходимого тормоз­ ного пути при наименьшем ходе якоря, ее сле­ дует заменить. При регулировке колодочных тормозов с электромагнитом ' зазор между колодками и шкивом должен составлять 0,5— 1 мм, что соответствует ходу якоря 7—10 мм. При включении якорь электромагнита должен втягиваться полностью, а тормозные колодки не издавать стука.

Тормоза "с электрогйдравлическим толка­ телем регулируются так же, как и электро­ магнитные. По мере износа обкладок следует регулировать тормоза, уменьшив величину хода поршня, так как поршень будет опу­ скаться на заплечики корпуса и препятство­ вать замыканию тормоза. Тормозные обклад­ ки можно эксплуатировать до тех пор, пока толщина их средней части вследствие износа не уменьшится до половины первоначальной. На тормозах ТК.Т-200 установлены прокладки толщиной 6 мм.

При осмотре хЬдовых колес проверяют дрепление к ним зубчатых передач,- надеж­

61


носТь закрепления осей, износ поверхностей катания и реборд. При осмотре траверсы про­ веряют состояние замыкающего устройства крюка, крепление крюка к траверсе и легкость его вращения в ней.

Проверяют конечные . выключатели, их крепление к конструкции и работоспособ­ ность.

Осуществляют осмотр электрооборудова­ ния, рабочих поверхностей контактов электро­ аппаратуры и контактных колец электродви­ гателей, проверяют плотность болтовых сое­ динений, плавкие вставки предохранителей, магнитопроводы контакторов, реле и тормоз­ ных магнитов.

Сопротивление изоляции проверяют один раз в три месяца. Очищают внутренние и на­ ружные части электрооборудования. Регули­ руют ограничитель передвижения крана, ог­ раничитель передвижения каретки, ограничи­ тель высоты подъема траверсы, блокировки двери кабины и электрооборудования.

Текущий ремонт —это основной вид экс­ плуатационного ремонта, который выполняет на месте работы крана или в ремонтных ма­ стерских строительной организации крановая бригада с участием бригады ремонтников нуж­ ных специальностей. Объем работ при текущем ремонте различен и зависит от фактического из­ носа деталей. При текущем ремонте устраня­ ют отдельные неисправности в узлах и агре­ гатах крана путем замены или ремонта дета­ лей и узлов со снятием или без снятия их с крана. Кран приводят в состояние полной ис­ правности, обеспечивающей нормальную рабо­ ту его до очередного ремонта. При ремонте за­

62-

варивают поврежденные элементы металло­ конструкций, тщательно осматривают все сварные швы, болтовые и шарнирные соеди­ нения, проверяют прогиб и износ полок ездо­ вой балки. Также тщательно осматривают электрооборудование, измеряют сопротивле­ ние изоляции всей проводки, заменяют негод­ ную электропроводку и плавкие предохрани­ тели, устанавливают новые контакты катушек, пружины контроллеров, конечных и других выключателей.

При капитальном ремонте производят пол­ ную разборку всех узлов и агрегатов крана с заменой всех изношенных деталей и восста­ новлением полной его работоспосЪбности. Ка­ питальный ремонт производят на ремонтных предприятиях (мастерские, заводы). При под­ готовке крана к капитальному ремонту со­ ставляют дефектную ведомость с указанием узлов, подлежащих замене. После капиталь­ ного ремонта кран должен пройти техническое освидетельствование в соответствии с прави­ лами Госгортехнадзора.

VII. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Машинист, принявший смену, несет пол­ ную ответственность за состояние и безава- ■ рийную работу крана, он обязан твердо знать и выполнять требования техники безо­ пасности.

Работа крана допускается только на пу­ тях, уклон которых и вЬзвышение одного рельса над другим не превышают величин, указанных в паспорте крана. Не разрешается работа кранов на неисправных подкрановых путях, где возможен его сход с рельсов.

Машинист должен помнить, что не следу-

63


ет без надобности подходить близко к токо­ ведущим частям и касаться их, если они даже изолированы, так как внешний вид изоляции не гарантирует ее исправность; нельзя прове­ рять наличие напряжения в электрической цепи пальцами, для этой цели Имеются сиг­ нальные лампы, вольтметры и другие при­ боры.

При открывании защитных панелей и про­ верке предохранителей машинист должен на­ деть перчатки и боты, а в елучае неисправно­ сти электрооборудования немедленно вызвать электромонтера. '

Машинист, не имеющий квалификации электромонтера, не должен производить замену или чистку деталей электрооборудования, а также смену плавких предохранителей. Ме­ таллические детали, кожухи и корпуса элект­ роаппаратов должны быть заземлены в соот­ ветствии с правилами устройства заземлений. Диэлектрические перчатки, боты и резиновые коврики через каждые шесть месяцев подвер­ гают испытаниям в лаборатории на целост­ ность и прочность.

Большинство несчастных случаев пр« ра­ боте на кранах происходит вследствие неисп­ равности электрооборудования и нарушения правил электробезопасности. Относительно безопасным напряжением для сухих помеще­ ний считается напряжение 40 в, а для сы­ рых—24 в, в то время как на козловых кра­ нах напряжение 220 или 380 в. Поражение электротоком происходит при соприкоснове­ нии с открытыми токоведущими частями или металлоконструкциями, находящимися под напряжением. Для предохранения от пораже­

64

ния электротоком необходимо соблюдать правила электробезопасности.

Перед началом движения крана машинист должен убедиться, что в пределах передвиже­ ния крана нет людей, и подать звуковой сиг­ нал.

Перемещение грузов производят в соответ­ ствии со знаковой сигнализацией, устанавли­ вающей порядок обмена условными сигналами между стропальщиком (зацепщиком) и маши­ нистом (рис. 7).

Для безопасной работы необходимо перед подъемом груза убедиться, что грузовой канат находится в вертикальном положении и под­ нимаемый груз не может зацепиться за чтолибо во время подъема; при подъеме груза предельного веса нужно убедиться в надежно­ сти действия тормозов грузоподъемного меха­ низма, предварительно подняв груз на высоту не более 100 мм\ при перемещении груза нельзя допускать его раскачивания.

При подъеме груза не допускается подни­ мать груз, вес которого превышает грузо­ подъемность крана; поднимать машины, ме­ таллоконструкции и другие грузы, установлен­ ные на фундаментах, пока они полностью не освобождены от креплений; отрывать крю­ ком грузы, засыпанные землей, залитые бето­ ном или заложенные другими грузами; канто­ вать груз, вес. которого превышает грузо­ подъемность крана; подтаскивать груз по зем­ ле или рельсам крюком крана при косом нап­ равлении грузовых канатов, а также использо­ вать кран для передвижения вагонов, плат­ форм и тележек без специальных направляю­ щих блоков, обеспечивающих вертикальное направление грузовых канатов; поднимать

5— 675

65