Файл: Гром, В. П. Экспресс-анализ данных сдаточных испытаний судов с помощью бортовой ЭЦВМ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ческих данных об отказах н наработках. Математическую основу методики составляют два новых метода:
— программно-логический метод проверки статистических гипо
тез о законах и параметрах распределений случайных величин с по мощью Q-критерия;
— метод анализа и расчета представительности статистических
данных с помощью специального дискретного распределения веро
ятностей.
Кроме того, рассмотрен вопрос анализа точности аппроксимации
результатов измерений при наличии случайных погрешностей изме рений.
Результаты статистического оценивания при этом представля ются в форме, обеспечивающей дальнейший анализ технических и
организационных решений методом статистического моделирова
ния. При этом в каждом отдельном случае не исключена возмож
ность проведения дальнейшего анализа другими методами.
Собственные ошибки методов, положенных в основу методики,
могут быть сколь угодно малы при любом объеме исходных стати
стических данных. Это свойство и позволяет по результатам стати
стического анализа проводить последующий расчет и количествен
ный анализ технического состояния машин и механизмов без потери контроля точности и достоверности окончательных результатов и выводов. Благодаря ему возможно на основе этой методики стати
стического анализа применительно к отдельным задачам широкого
тематического характера создавать системы методик, обеспечиваю щих их комплексное решение машинными методами.
Существенное различие методов формального статистического
анализа и последующих синтеза, анализа и обоснования техниче
ских и организационных решений делает целесообразной ступенча
тую систему методик. Это тем более оправданно, так как разрабо танные методы статистического анализа имеют принципиально
новый характер, включают понятия, до настоящего времени знако
мые только узкому кругу специалистов, требуют обязательного при
менения ЭЦВЛ1.
Соответствующая этому этапу исследований ступень методики
должна служить только формальному анализу статистических дан ных безотносительно типа наблюдаемых технических устройств, их
назначения и условий применения. Необходимая специфика должна
быть учтена в процессе сбора и при подготовке данных к проведе
нию статистического анализа.
Алгоритмы синтеза, анализа и обоснования технических и орга
низационных решений по дальнейшему ведению испытаний в зави
симости от результатов анализа уже полученных результатов
должны быть разработаны с участием специалистов по видам тех
ники. Очевидно, должны быть запрограммированы типовые реше
ния достаточной общности и составлены программы машинного анализа этих решений. Метод статистического моделирования
в данном случае являет£я наиболее общим методом машинного ана
лиза, хотя составление программ его реализации может быть доста-
39-
точно трудоемко и затраты машинного времени на решение значи
тельны в случае громоздких задач. Задачи анализа решений по
ведению испытаний отдельных единиц и систем судового оборудо
вания таковыми не являются, так что метод статистического моде
лирования гарантирует принципиальную возможность их решения.
Кроме того, необходима методика для исследования эффективности и оптимальности алгоритмов синтеза, анализа и обоснования реше
ний, однако эти исследования будут проводиться не во время испы
таний судна и не с помощью бортовой ЭЦВМ.
Полная структура методики обеспечения проведения экспресс-
анализа данных сдаточных испытаний судов с помощью бортовой
ЭЦВМ включает в себя следующие поэтапные методики:
1.Методика кодирования и подготовки данных сдаточных испы
таний судов.
2.Методика статистического анализа малых объемов данных
испытаний.
3.Методика синтеза типовых технических и организационных
решений по ведению испытаний.
4.Методика анализа и обоснования технических и организа
ционных решений по ведению испытаний.
5.Методика исследования эффективности и оптимальности алго
ритмов синтеза, анализа и обоснования решений по ведению испы
таний.
Методика статистического анализа малых объемов данных рас
сматривается в двух последующих параграфах, здесь же кратко
сформулированы требования к остальным составляющим частям
методики.
Методика кодирования и подготовки данных сдаточных испыта ний судов. Любое нарушение нормального функционирования обо рудования, периодически замеряемые текущие величины контроли руемых рабочих параметров, результаты специальных измерений
при испытаниях должны быть с необходимой полнотой описаны цифровым кодом, пригодным для непосредственного ввода в ЭЦВМ.
Степень автоматизации процессов кодирования и ввода может быть весьма различной, начиная с рукописного заполнения бланков
и ручной набивки перфокарт или перфолент и вплоть до полностью автоматизированного циклического (или по специальным програм
мам) опроса телеметрических датчиков с преобразованием сигнала
в дискретный двоичный код. Различные способы подготовки и коди
рования могут быть приняты для данных, поступающих на одну и ту же ЭЦВМ. Выбор способа подготовки и кодирования тех или иных данных определяется наличием штатной телеметрической аппаратуры их контроля и целесообразностью их машинного ана
лиза в период нормальной эксплуатации, приспособленностью для
ввода в ЭЦВЛІ испытательного оборудования, ожидаемым объемом
информации. Возможно использование специального и унифициро
ванного оборудования ввода в ЭЦВМ непрерывно поступающей информации, а также ввод с носителей информации регистрирую
щей аппаратуры, например с магнитных лент.
40
Требования к полноте описания испытательной информации
цифровым кодом определяются видом последующей обработки и необходимостью ее длительного хранения в несвернутом виде. Если
обработка будет производиться только статистическая и информа ция будет храниться и накапливаться в свернутом виде, кодирова ние в значительной мере упрощается.
В качестве примера форм для ручного кодирования можно при
вести формы МСП-1, МСП-2 сбора данных о надежности.
Методика синтеза типовых технических и организационных решений по ведению испытаний. Методика предназначена для под
готовки и разработки машинных алгоритмов моделирования па
ЭЦВМ вариантов продолжения испытаний, включая и их прекра
щение как частный вариант.
Для разработки алгоритмов моделирования должны быть сфор мулированы условия проведения испытаний и конечный формаль ный результат (вид принимаемого решения — заключения), а также
названы оцениваемые характеристики самого испытания — дли
тельность, стоимость и т. д. Например:
1. Продолжать испытания до подтверждения заданной величины
вероятности безотказной |
работы )*P(t |
γ. Определить мини |
мально необходимое время |
испытаний. |
|
2.Продолжать испытания до первого отказа. Определить ожи
даемые длительность и стоимость испытаний.
3.Продолжать испытания в течение времени I. Оценить вероят
ность подтверждения заданных характеристик.
Для различных видов судового оборудования необходимо уста
новить все возможные стратегии испытаний, и для каждой страте
гии разработать алгоритм ее моделирования на ЭЦВМ. Работы по
методике должны быть проведены при разработке программного обеспечения. Во время испытаний она служит для справки.
Методика анализа и обоснования технических и организацион ных решений по ведению испытаний. Исходными данными для рас
четов служат результаты статистического анализа данных испыта ний, представленные в формализованном виде. Расчеты выполня
ются по программам моделирования типовых решений. Методика включает в себя инструкции по работе с этими программами за
пультом ЭЦВЛ4 и расшифровке результатов, а также критерии при
нятия решений и заключений по результатам расчетов. Методика
статистического анализа малых объемов данных испытаний
является рабочей методикой экспресс-анализа данных сдаточных
испытаний судов во время их проведения.
Методика исследования эффективности и оптимальности алго ритмов синтеза, анализа и обоснования решений по ведению испы таний. Методика предусматривает разработку программ моделиро
вания на ЭЦВМ различных режимов хода испытаний судна. Эти
программы должны быть согласованы с программами статистиче
ского анализа данных испытаний и моделирования типовых реше ний по ведению испытаний. Задание режимов хода испытаний осу
ществляется заданием количественных показателей надежности
41
судового оборудования и закономерностей возникновения и прояв ления отказов и неисправностей.
Работы по методике целесообразно проводить в вычислительных
центрах, оборудованных высокопроизводительными ЭЦВМ. C ис
пользованием программ методики возможно осуществлять отладку рабочих программ экспресс-анализа и подготовку операторов для
работы на судах во время испытаний.
Методика статистического анализа малых объемов данных испы
таний предназначена для формализованного количественного опи
сания выявившихся статистических закономерностей. Анализ про
изводится на ЭЦВМ с помощью программно-логического метода проверки статистических гипотез и расчета представительности данных. Методика включает в себя четыре основные программы:
—оценки доверительной вероятности соответствия исследуемой выборки проверяемой статистической гипотезе;
—определения различимости статистических гипотез путем оце
нивания вероятностей ошибок первого и второго рода;
—автоматического построения таблиц различимости гипотез;
—расчета представительности статистических данных.
Каждая из этих программ может использовать программы:
—расчета теоретических распределений вероятностей типовых
законов распределения по задаваемым значениям параметров;
—моделирования последовательностей случайных чисел, рав
номерно распределенных по интервалам 0—1;
—точечного оценивания значений параметров типовых законов распределения по данным выборки;
—настройки алгоритмов поиска экстремума.
§7. Примеры выполнения расчетов
1.Проведение сравнительного статистического анализа стой
кости пластин самодействующих клапанов из разных марок стали.
Пример ставит целью проиллюстрировать подготовку исходных
данных и процедуру построения доверительных областей.
Пластины, изготовленные из стали двух марок (в дальнейшем именуемые типами 1—II), партиями по 50 образцов подвергались
циклическим нагрузкам на специальном стенде. В ходе испытаний фиксировались порядковые номера циклов, на которых происходили
отказы |
пластин. |
Весь |
период |
испытаний, продолжительностью |
в 40 000 |
циклов, |
был |
разбит |
на интервалы длительностью по |
5000 циклов, подсчитано количество отказов пластин каждого типа
на каждом интервале (абсолютные частоты отказов). В течение
40 000 циклов произошли отказы всех 100 пластин, испытания про
изводились без замены отказавших пластин. Результаты испытаний приведены в табл. 1. Каждая строка содержит последовательность величин Ni — абсолютных частот отказов (поломок) пластин по интервалам разбиения временной оси общей протяженностью
42