Файл: Багин, Б. П. Основы статистической динамики одноковшовых экскаваторов обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО, ДОРОЖНОГО И КОММУНАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
Т Е Х Н И Ч Е С К О Е У П Р А В Л Е Н И Е
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИИ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ, ДОРОЖНОМУ И КОММУНАЛЬНОМУ МАШИНОСТРОЕНИЮ
С Е Р И Я I |
11-74-54 |
ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ
ДИНАМИКИ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
ОБЗОР
М О С К В А 1 9 7 4
УДК 62i.879.32.001.24
В обзоре представлены результаты исследования процесса формирования нагрузок в механизме подъема одноковшового экскаватора. Рассмотрена статистическая модель нагрузки на основе приведения нестационарного случайного процесса к стационарному. Приведены ди намические характеристики механизмов подъема и напора. Исследовано прохождение внешнего случайного воздействия — силы сопротивления грунта копанию че рез динамическую систему.
Настоящий обзор может быть полезен научным и инженерно-техническим работникам, занимающимся ис
следования, расчетом и проектированием |
одноковшо |
||||
вых экскаваторов. |
МИСИ |
им. В. |
В. |
Куйбышева |
|
Обзор |
представлен |
||||
( А в т о р ы : |
кандидаты |
техм. |
наук |
Б, |
П. Б а г и н , |
В. И. О л е н и ч).
© . ЦНИИТЭСТРОЙМАШ, 1974
В В Е Д Е Н И Е
Совершенствование экскаваторов, повышение их надежно сти, производительности и эффективности использования воз можно лишь при все более глубоком изучении физических явлений, связанных с процессом экскавации грунта. Одним из важных вопросов, требующих решения, является исследова ние процессов формирования нагрузок в узлах экскаваторов при копании.
В процессе работы экскаваторов происходят случайные изменения сил сопротивления грунта копанию, поэтому в изу чении процессов формирования нагрузки все большая роль отводится статистическим методам исследования. Существен ное влияние на процесс формирования нагрузок, а следова тельно, на надежность и производительность экскаватороз оказывают динамические характеристики машин, а также управляющая деятельность машинистов. Поэтому при иссле довании одноковшовых экскаваторов требуется комплексный подход к изучению физических закономерностей рабочего процесса. Возможность такого подхода определяется, с одной стороны, достигнутым уровнем теоретических и эксперимен тальных исследований при решении отдельных проблем, с другой — наличием разработанных современных статистичес ких методов исследований и электронно-вычислительной тех ники. Теоретической основой исследования комплексных сис тем является статистическая динамика. Методы статистичес кой динамики, получившие вначале применение в теории ав томатического управления авиации, связи и т. д., в настоящее время все шире используются в различных областях науки и техники.
На кафедре «Строительные машины» МИСИ нм. В. В. Куйбышева в течение ряда лет проводятся стати стические исследования нагрузок в узлах одноковшовых экс каваторов. Эти исследования по вероятностному определению нагрузок проводятся с учетом случайного характера колеба ний сил сопротивления грунта копанию, динамических харак-
3
теристик машин к управляющей деятельности машинистов. В настоящей работе изложены основы вероятностного ме тода определения (прогнозирования) нагрузок в механизме
подъема экскаватора при копании.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЖЕНИЯ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗОК
Основным |
методом |
определения |
расчетных нагрузок |
в узлах экскаватора является метод, |
предложенный проф. |
||
Н. Г. Домбровским [1, |
2]. Исходной величиной для расчета |
||
принимается |
удельное |
сопротивление |
грунта копанию К\- |
Проведенные исследования зависимости К\ от различных факторов послужили основой для применения более прогрес сивного метода расчета — от рабочего органа к двигателю. При этом для приближенных расчетов реакций грунта на ковш экскаватора предложены зависимости с использова нием среднемаксимальных значений удельных сопротивлений грунта копанию.
Однако для расчетов на прочность требуются методы, позволяющие определить максимально возможные динамиче ские нагрузки, возникающие в элементах экскаваторов при переходных (специфичных для экскаваторов) режимах на гружения основных механизмов.
Динамика одноковшовых экскаваторов наиболее глубоко теоретически и экспериментально исследована в работах проф. Д. П. Волкова [3]. Им проведены большие исследо вания по обоснованию выбора динамических моделей экска ваторов в различных переходных режимах, определению ди намических параметров систем, описанию действующих внешних сил, определению максимальных динамических нагрузок.
В результате проведенных рядом авторов исследований в области динамики одноковшовых экскаваторов изучены про цессы формирования максимальных динамических нагрузок, намечены пути уменьшения их, разработаны методики дина мического расчета основных узлов экскаватора, которые поз воляют аналитическим путем определять максимальные ди намические нагрузки.
В основе рассмотренных выше методов лежит детермини рованный подход к исследованию нагрузок, который не поз воляет в достаточной мере учитывать случайный характер реального процесса нагружения, определяемый различными физико-механическими свойствами разрабатываемых грунтов. Для изучения действительного режима нагружения основных узлов экскаватора требуется статистический подход.
4
Статистические методы при исследовании нагрузок в рабо чем оборудовании и механизмах экскаваторов впервые при менены в работах канд. техн. наук К. С. Гаевской [4]. Основной задачей исследования является установление зако нов распределения нагрузок, воспринимаемых узлами экскаваторов. На основе обработки экспериментальных дан ных о нагрузках в экскаваторах получены законы распределе ния максимальных пиковых нагрузок. Исходя из полученных распределений построены нагрузочные диаграммы для рас чета элементов механизмов подъема и напора на выносли вость и определены эквивалентные коэффициенты динамич ности подъемного и напорного усилий. Статистическая обра ботка экспериментальных данных позволила определить наиболее вероятные сочетания приложенных к ковшу состав ляющих реакции сопротивления грунта копанию. Проведен ные в дальнейшем рядом авторов статистические экспери ментальные исследования нагрузок показывают, что боль шинство исследуемых режимов нагружения подчиняется нор мальному закону распределения. В этих работах рассматри ваются некоторые вопросы применения множественной кор реляции, а также определены числовые статистические ха рактеристики режимов нагружения. В некоторых работах, посвященных в основном детерминированным исследованиям максимальных динамических нагрузок в переходных режи мах, на базе статистических исследований законов распреде ления максимумов нагрузки в механизмах подъема и напора делались также попытки экспериментально-теоретического определения вероятности появления этих нагрузок. Для оцен ки максимальной динамической нагрузки с заданной вероят ностью в расчетную модель вводилась условная жесткость грунта, определяемая путем совместного рассмотрения дина мики системы и экспериментальных законов распределения пиков нагрузки.
Проведенные статистические исследования законов рас пределения пиков нагрузки, рассматриваемых как случайная величина, значительно углубили представление о действи тельном характере нагружения экскаваторов. Однако пред ставление нагрузки как случайной величины лишь весьма приближенно описывает действительный процесс нагруже ния, так как не позволяет учесть развитие процесса во вре мени и не определяет частотного состава колебаний нагрузки.
Представление процесса нагружения как случайного про цесса является наиболее объективным, так как позволяет учесть влияние изменчивости и корреляции нагрузок. Стати стические исследования нагрузок одноковшовых экскавато ров на базе методов теории случайных функций впервые бы ли выполнены проф. Д. И. Федоровым, Б. А. Бондаровичем и В. И. Перепоновым [5]. В указанной работе отмечается,
5
что режим нагружения одноковшовых экскаваторов является сложным случайным нестационарным процессом. Предлагае мый метод приведения нестационарного процесса к стационар ному заключается в выделении и последующей стыковке от дельных участков копания, имеющих по сравнению с други ми составляющими цикла наибольшие амплитуды и частоту колебаний нагрузки. Непрерывная последовательность таких участков рассматривается как стационарный эргодический процесс. Нагрузка в этих работах описывается в рамках корреляционной теории стационарных случайных процессов и ее основными статистическими характеристиками являются математическое ожидание и корреляционная функция. В ра ботах, проводимых под руководством проф. В. Р. Кубачека, исследовано влияние качества подготовки взорванного забоя (оцениваемого показателями гранулометрического состава) на статистические характеристики нагрузки в копающих ме ханизмах экскаваторов, которая также описывалась в виде случайного стационарного процесса. Методика обработки и приведения нестационарного процесса к стационарному при нята такой же, как и в указанных выше работах.
Рассмотренные методы статистического исследования на грузок с использованием теории случайных функций базиру ются на тензометрических измерениях эксплуатационной нагруженности элементов конструкций, т. е. статистический анализ нагрузок сводится к экспериментальному определе нию вероятностных характеристик случайного процесса на гружения данного элемента, работающего в данных конкрет ных условиях.
Параллельно с исследованием нагрузок в динамических системах экскаваторов (т. е. непосредственно в узлах машин) проводились исследования формирования нагрузки на рабо чем органе, т. е. сил сопротивления грунтов копанию. Первые фундаментальные исследования в этой области были выпол нены, как отмечалось выше, проф. Н. Г. Домбровским. Одно направление изучения проблемы взаимодействия рабочего органа экскаватора с грунтом исходит из положения о целе сообразности расчета машины по суммарному сопротивле нию грунта копанию, которое выражается показателем мак симально возможного удельного сопротивления копанию Кь Дальнейшее развитие физической теории резания и копания заключается, как отмечается в работе [1], в уточнении кор реляционных связей между Кi и различными конструктив ными и технологическими факторами.
Другое направление исходит из необходимости путем де тального изучения многочисленных факторов вскрыть полную закономерность процесса резания и копания. Наиболее круп ные исследования, достаточно полно вскрывающие, физиче скую сущность процесса взаимодействия ковша с грунтом,
6
проведены проф А. Н. Зелениным и проф. Ю. А. Ветровым. Развитие работ по теории резания, так же как и по исследо ванию процессов нагружения элементов экскаватора, идет путем применения на первом этапе детерминированных ме тодов к исследованию статистических закономерностей про цесса копания. Исследования вариаций сил резания на ра бочем органе выполнены под руководством проф. Ю. А. Вет рова [6]. В первых работах сила резания представлялась случайной величиной, для которой были определены законы распределения вероятностей отдельных ее значений в зави симости от геометрии режущего органа, геометрии срезаемой стружки, кинематики и других факторов. В последующем были применены методы теории случайных функций, т. е. си лы резания представлялись случайным процессом, который описывался корреляционной функцией.
Исследование вариации сил сопротивления на рабочем органе, представляемых случайным процессом, и определе ние статистических характеристик сил резания и копания имеет большое значение для развития вероятностных мето дов определения (прогнозирования) нагрузок в узлах различ ных экскаваторов, отличающихся своими динамическими ха рактеристиками.
Из вышеизложенного следует, что наиболее объективно фактическое состояние нагружения экскаваторов отражает метод, основанный на непосредственных тензометрических измерениях эксплуатационной нагруженности элементов ма шин при описании нагрузки в виде случайного процесса. Этот метод предполагает наличие опытного образца экска ватора, на котором осуществляются тензометрические испы тания для получения достоверных данных о процессе его нагружения. Для прогнозирования нагрузок в основных эле ментах экскаваторов на стадии их проектирования и расчета необходимо разработать методы аналитического определения, процесса нагружения. Для этого требуется изучить процесс формирования нагрузки, т. е. определить основные законо мерности формирования статистических характеристик про цесса нагружения. Исследование формирования нагрузки в узлах экскаватора в процессе копания представляет собой большую и сложную проблему и может быть осуществлено на основе методов статистической динамики.
Статистическая динамика в настоящее время использует ся при анализе динамических систем угольных комбайнов, стругов, роторных экскаваторов, сельскохозяйственных агре гатов и других машин, предназначенных для разработки грунта. Нагрузки в элементах динамических систем в этом случае рассматриваются как результат вынужденных коле баний упругой системы машины от воздействия на ее рабо чий орган сил внешнего сопротивления. Впервые такой под
7