Файл: Азимов, Б. А. Совершенствование методов проектирования и эксплуатации нефтепромысловых электроустановок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
Коэффициенты аг и йг для конкретных электродвигателей могут быть получены экспериментальным путем или аппрок симацией экономической характеристики, соответствующей данному режиму работы электродвигателя.
Подставим в выражение (39) формулу (40), в которой величину потери напряжения (продольной составляющей па дения напряжения) выразим через активную нагрузку и со противление линии. При этом получим
3 = (Л + |
Л ) <ч + cS) + |
- (l + tg2 ?) + |
|
(i\P (R -I- tg<pAf) |
+ |
a2P2 (R + !g?A')2 |
|
TP |
103t/2 |
(42) |
|
|
|
10SU* |
|
В выражение (42) помимо искомого сечения входят еще |
|||
два параметра |
(активное и реактивное сопротивления ли |
нии), что затрудняет его использование для нахождения эко
номически целесообразного сечения. |
линии че |
|
Выразим активное и реактивное сопротивления |
||
рез сечение |
|
|
|
|
(43) |
— 0,144 lg |
+ о,о1б, |
(44) |
Ks |
|
|
где Dcp — среднегеометрическое |
расстояние между |
провода |
ми линии, мм. |
в выражение (42) |
усложни |
Подстановка формулы (44) |
ла бы его, а следовательно, и выбор сечения проводника по минимуму расчетных затрат. Чтобы облегчить решение за дачи, справочные данные, отражающие зависимость сечения от реактивного сопротивления ЛЭП 6 кВ, аппроксимированы простой формулой
|
X = “ р + 0,3. |
|
|
(45) |
Как показала проверка, средняя величина |
погрешности |
|||
при подсчете |
реактивного сопротивления |
по формуле (45) |
||
составляет приблизительно 1,8%, что является |
допустимым*. |
|||
Дальнейшее |
упрощение выражения |
(42) |
можно получить, |
* Полученные зависимости X—f(S) могут быть использованы для уп рощения методики выбора сечения проводов по допустимой потере на пряжения.
41
учитывая технически допустимое отклонение напряжения на зажимах электроприемников, находящегося в пределах от 0,050 до 0,1. Подсчеты показывают, что в этом интервале от клонений напряжения основная часть ущерба шли выгоды от работы нефтепромысловых электроприемников определяет ся первым членом выражения (42). Это дает возможность пренебречь его вторым членом. С учетом этих упрощений по лучаем
3 — (Ра + Ри) 1г + С$) + ~“ io3f/25— ^ + (g2 <?) +
ахТР2 |
0,05Р |
(46) |
103U2 |
+ 0,3 |
|
S |
|
Для определения сечения линии, соответствующей мини муму расчетных затрат, возьмем производную от 3 по 5 и приравняем к нулю
d3 |
Зу,3^ 2фРР* (1 + |
1,057"a|pP2 tg ср |
— = (Ра + Ри) С — |
tg2 ?) — |
|
|
\03U2S |
103P 2S2 |
откуда |
|
|
Для анализа функции (46), учитывающей влияние откло нения уровня напряжения на расчетные затраты ЛЭП, были произведены подсчеты величины 3 на 1 км ЛЭП разного се чения. Расчеты производились для случая передачи мощно сти Р = 300 кВт при напряжении 6 кВ и coscp= 0,8. Характер нагрузки учитывался коэффициентом формы графика нагруз ки £ф = 1,05. Материал проводов ЛЭП — сталеалюминиевый,
р= 0,032 Ом-мм2/м.
Врасчетах были приняты следующие значения исполь зуемых экономических показателей:
Зу.9 = 0,0085 руб.1кВт-ч; |
7 = 8000 ч; |
г =935 руб.1км; |
/?а=0,1; ри=0,15; |
а\ = —1,7-10-2 руб/кВт\ |
с = 5,75 руб/км-мм2. |
42
Результаты подсчетов (значение всей функции и отдель ных ее составляющих) сведены в табл. 8 и представлены гра фически на рис. 17.
Таблица 8
Сечение,
мм2
Расчетные затраты на сооружение и эксплуатацию ЛЭП
затраты, |
за |
затраты, зави |
затраты, |
|
висящие |
от |
суммарные |
||
начальных ка |
сящие от по |
зависящие or |
||
питаловложе |
терь мощности |
отклонения на |
затраты, |
|
ний |
|
в линии |
пряжения, |
руб. |
A3i=f(S), руб. |
A3a=f (S), руб. |
АЗз—/(5), руб. |
|
25 |
264 |
372 |
632 |
Л168 |
35 |
275 |
266 |
402 |
9,43 |
50 |
29,1 |
1,86 |
304 |
781 |
70 |
313 |
133 |
239 |
685 |
95 |
340 |
98 |
196 |
634 |
'120 |
368 |
77 |
161 |
'605 |
150 |
400 |
62 |
152 |
6(14 |
185 |
432 |
50 |
138 |
620 |
240 |
499 |
39 |
.124 |
662 |
300 |
Б64 |
31 |
,114 |
709 |
400 |
673 |
23 |
105 |
801 |
Как видно из рис. 17, кривая, изображающая зависимость расчетных затрат от выбираемого сечения линии, имеет по логий минимум, т. е. почти одной и той же величине расчет ных затрат соответствует довольно широкий диапазон сече ний. Например, в нашем случае минимуму расчетных затрат соответствует сечение, равное приблизительно 120 мм'2. Од нако примерно такая же вели чина расчетных затрат будет 3,руб*Юг иметь место при выборе сече ний ЛЭП 95 мм2 и даже при
5=150--185 мм2. Отсюда вы текает необходимость очень тщательного анализа всех факторов, связанных с выбо ром сечения по минимуму рас четных затрат. При округле нии расчетного сечения до
стандартного, |
в целях |
эконо |
|
мии цветного металла, следует |
Рис. 17. Зависимость расчет |
||
брать ближайшее меньшее. |
ных затрат от сечения стале |
||
Из рассмотренного |
выше |
алюминиевых проводов воз |
|
душной линии 6 кВ при пере |
|||
примера видно, |
что принятая в |
даче мощности Р=300 кВт |
43
настоящее время методика выбора сечения электрических линий но экономической плотности тока приводит к значи тельному перерасходу средств. Так, при выборе сечения про водов электрической линии по экономической плотности то
ка fS = 35 мм2) расчетные затраты |
были |
равны 943 руб. (см. |
табл. 8), а при выборе по формуле |
(47) |
(S=120 мм2)—сос |
тавили 605 руб., т. е. при существующем методе выбора сече ния проводов электрических линии по экономической плот ности тока расчетные затраты увеличиваются на 56%.
Вместе с тем следует отметить, что выбор сечения линий по минимуму расчетных затрат приводит к значительному увеличению расхода цветных металлов. При существующем временном дефиците цветных металлов сечение проводов воздушных электрических линий следовало бы выбирать та ким образом, чтобы оно оказывалось в интервале сечений, по лученных по методу экономической плотности тока и методу минимальных расчетных затрат.
Приведенные результаты примерного расчета показыва ют, насколько актуальным является вопрос экономической оценки дефицитности цветных металлов. Разработка теории этой повой экономической категории позволила бы ввести в
расчетные формулы достаточно обоснованные поправочные коэффициенты, учитывающие дефицитность цветных метал лов, и разработать рациональную методику расчета электри ческих сетей.
Глава III
ВОПРОСЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНЫХ НАГРУЗОК НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ РАЙОНОВ И ПРОМЫСЛОВ
Особенности компенсации реактивной мощности в нефте промысловых распределительных сетях. Компенсация реак тивной мощности в нефтяной промышленности имеет свои специфические особенности, способствующие получению большого экономического эффекта при сравнительно малых затратах. Однако имеются и такие обстоятельства, которые затрудняют выбор компенсирующих устройств, не позволяют без дополнительной автоматической аппаратуры получить максимальный экономический эффект. С этой точки зрения основные электропотребители нефтяных промыслов могут быть разбиты на две группы.
К первой группе, имеющей благоприятные условия для компенсации реактивной мощности, следует отнести нефте промысловые электроустановки, работающие круглосуточно
44
с .практически постоянной нагрузкой: компрессорные стан ции, насосные для закачки воды в пласт, глубиннонасосные установки, погружные насосы.
Ко второй группе относятся нефтепромысловые электро установки,_имеющие переменный график нагрузки и рабо тающие с' коэффициентом включения значительно меньшим единицы: установки для бурения и капитального ремонта скважин. Установки эти не являются стационарными, что также усложняет решение вопроса компенсации реактивной мощности. К этой же группе относятся насосные для внутрипромысловой перекачки воды и нефти, которые хотя и рабо тают при практически постоянной нагрузке, но с малым ко эффициентом включения (2—3 ч в сутки). Лучшим решени ем вопроса компенсации реактивной мощности таких круп ных потребителей электроэнергии, как компрессорные стан ции, насосные для закачки воды в пласт, является использо вание в качестве электропривода синхронных двигателей. Препятствием на пути такого решения вопроса является уз кий ассортимент синхронных двигателей, выпускаемых на шей промышленностью. Поэтому такое решение следует при нимать в тех случаях, когда имеется в наличии соответст вующее оборудование.
Обычно проектирование электроснабжения компрессор ных станций, а также крупных насосных осуществляется в комплексе с питающими их подстанциями. При этом под станции стараются расположить вблизи от потребителей.
Учитывая небольшие расстояния, отделяющие эти потре бители от подстанции, а следовательно, малые потери в пи тающих их линиях, следует в качестве привода использовать асинхронные двигатели; при этом компенсацию реактивной мощности следует производить на шинах подстанций (по каждой секции шин в отдельности) с помощью батарей кон денсаторов. Так как последние будут все время оставаться в работе, то их установка не потребует сложной коммутацион ной аппаратуры, будет надежна и проста в эксплуатации.
Вопросом компенсации реактивной мощности глубинно насосных установок и погружных насосов чаще всего прихо дится заниматься в условиях эксплуатации. Электроснабже ние этих установок обычно осуществляется без проектов, по мере перевода скважин с одного вида эксплуатации на дру гой. Необходимость в составлении проекта электроснабже ния большой группы глубиннонасосных установок возникает очень редко (при реконструкции электроснабжения промыс ла). Характерной особенностью глубиннонасосных установок является их рассредоточение на сравнительно большой гер-
45