Файл: Азимов, Б. А. Совершенствование методов проектирования и эксплуатации нефтепромысловых электроустановок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициенты аг и йг для конкретных электродвигателей могут быть получены экспериментальным путем или аппрок­ симацией экономической характеристики, соответствующей данному режиму работы электродвигателя.

Подставим в выражение (39) формулу (40), в которой величину потери напряжения (продольной составляющей па­ дения напряжения) выразим через активную нагрузку и со­ противление линии. При этом получим

3 = (Л +

Л ) <ч + cS) +

- (l + tg2 ?) +

(i\P (R -I- tg<pAf)

+

a2P2 (R + !g?A')2

TP

103t/2

(42)

 

 

10SU*

В выражение (42) помимо искомого сечения входят еще

два параметра

(активное и реактивное сопротивления ли­

нии), что затрудняет его использование для нахождения эко­

номически целесообразного сечения.

линии че­

Выразим активное и реактивное сопротивления

рез сечение

 

 

 

 

(43)

— 0,144 lg

+ о,о1б,

(44)

Ks

 

 

где Dcp — среднегеометрическое

расстояние между

провода­

ми линии, мм.

в выражение (42)

усложни­

Подстановка формулы (44)

ла бы его, а следовательно, и выбор сечения проводника по минимуму расчетных затрат. Чтобы облегчить решение за­ дачи, справочные данные, отражающие зависимость сечения от реактивного сопротивления ЛЭП 6 кВ, аппроксимированы простой формулой

 

X = “ р + 0,3.

 

 

(45)

Как показала проверка, средняя величина

погрешности

при подсчете

реактивного сопротивления

по формуле (45)

составляет приблизительно 1,8%, что является

допустимым*.

Дальнейшее

упрощение выражения

(42)

можно получить,

* Полученные зависимости X—f(S) могут быть использованы для уп­ рощения методики выбора сечения проводов по допустимой потере на­ пряжения.

41


учитывая технически допустимое отклонение напряжения на зажимах электроприемников, находящегося в пределах от 0,050 до 0,1. Подсчеты показывают, что в этом интервале от­ клонений напряжения основная часть ущерба шли выгоды от работы нефтепромысловых электроприемников определяет­ ся первым членом выражения (42). Это дает возможность пренебречь его вторым членом. С учетом этих упрощений по­ лучаем

3 — (Ра + Ри) 1г + С$) + ~“ io3f/25— ^ + (g2 <?) +

ахТР2

0,05Р

(46)

103U2

+ 0,3

S

 

Для определения сечения линии, соответствующей мини­ муму расчетных затрат, возьмем производную от 3 по 5 и приравняем к нулю

d3

Зу,3^ 2фРР* (1 +

1,057"a|pP2 tg ср

— = (Ра + Ри) С —

tg2 ?) —

 

\03U2S

103P 2S2

откуда

 

 

Для анализа функции (46), учитывающей влияние откло­ нения уровня напряжения на расчетные затраты ЛЭП, были произведены подсчеты величины 3 на 1 км ЛЭП разного се­ чения. Расчеты производились для случая передачи мощно­ сти Р = 300 кВт при напряжении 6 кВ и coscp= 0,8. Характер нагрузки учитывался коэффициентом формы графика нагруз­ ки £ф = 1,05. Материал проводов ЛЭП — сталеалюминиевый,

р= 0,032 Ом-мм2/м.

Врасчетах были приняты следующие значения исполь­ зуемых экономических показателей:

Зу.9 = 0,0085 руб.1кВт-ч;

7 = 8000 ч;

г =935 руб.1км;

/?а=0,1; ри=0,15;

а\ = —1,7-10-2 руб/кВт\

с = 5,75 руб/км-мм2.

42


Результаты подсчетов (значение всей функции и отдель­ ных ее составляющих) сведены в табл. 8 и представлены гра­ фически на рис. 17.

Таблица 8

Сечение,

мм2

Расчетные затраты на сооружение и эксплуатацию ЛЭП

затраты,

за­

затраты, зави­

затраты,

 

висящие

от

суммарные

начальных ка­

сящие от по­

зависящие or

питаловложе­

терь мощности

отклонения на­

затраты,

ний

 

в линии

пряжения,

руб.

A3i=f(S), руб.

A3a=f (S), руб.

АЗз—/(5), руб.

 

25

264

372

632

Л168

35

275

266

402

9,43

50

29,1

1,86

304

781

70

313

133

239

685

95

340

98

196

634

'120

368

77

161

'605

150

400

62

152

6(14

185

432

50

138

620

240

499

39

.124

662

300

Б64

31

,114

709

400

673

23

105

801

Как видно из рис. 17, кривая, изображающая зависимость расчетных затрат от выбираемого сечения линии, имеет по­ логий минимум, т. е. почти одной и той же величине расчет­ ных затрат соответствует довольно широкий диапазон сече­ ний. Например, в нашем случае минимуму расчетных затрат соответствует сечение, равное приблизительно 120 мм'2. Од­ нако примерно такая же вели­ чина расчетных затрат будет 3,руб*Юг иметь место при выборе сече­ ний ЛЭП 95 мм2 и даже при

5=150--185 мм2. Отсюда вы­ текает необходимость очень тщательного анализа всех факторов, связанных с выбо­ ром сечения по минимуму рас­ четных затрат. При округле­ нии расчетного сечения до

стандартного,

в целях

эконо­

 

мии цветного металла, следует

Рис. 17. Зависимость расчет­

брать ближайшее меньшее.

ных затрат от сечения стале­

Из рассмотренного

выше

алюминиевых проводов воз­

душной линии 6 кВ при пере­

примера видно,

что принятая в

даче мощности Р=300 кВт

43


настоящее время методика выбора сечения электрических линий но экономической плотности тока приводит к значи­ тельному перерасходу средств. Так, при выборе сечения про­ водов электрической линии по экономической плотности то­

ка fS = 35 мм2) расчетные затраты

были

равны 943 руб. (см.

табл. 8), а при выборе по формуле

(47)

(S=120 мм2)—сос­

тавили 605 руб., т. е. при существующем методе выбора сече­ ния проводов электрических линии по экономической плот­ ности тока расчетные затраты увеличиваются на 56%.

Вместе с тем следует отметить, что выбор сечения линий по минимуму расчетных затрат приводит к значительному увеличению расхода цветных металлов. При существующем временном дефиците цветных металлов сечение проводов воздушных электрических линий следовало бы выбирать та­ ким образом, чтобы оно оказывалось в интервале сечений, по­ лученных по методу экономической плотности тока и методу минимальных расчетных затрат.

Приведенные результаты примерного расчета показыва­ ют, насколько актуальным является вопрос экономической оценки дефицитности цветных металлов. Разработка теории этой повой экономической категории позволила бы ввести в

расчетные формулы достаточно обоснованные поправочные коэффициенты, учитывающие дефицитность цветных метал­ лов, и разработать рациональную методику расчета электри­ ческих сетей.

Глава III

ВОПРОСЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНЫХ НАГРУЗОК НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ РАЙОНОВ И ПРОМЫСЛОВ

Особенности компенсации реактивной мощности в нефте­ промысловых распределительных сетях. Компенсация реак­ тивной мощности в нефтяной промышленности имеет свои специфические особенности, способствующие получению большого экономического эффекта при сравнительно малых затратах. Однако имеются и такие обстоятельства, которые затрудняют выбор компенсирующих устройств, не позволяют без дополнительной автоматической аппаратуры получить максимальный экономический эффект. С этой точки зрения основные электропотребители нефтяных промыслов могут быть разбиты на две группы.

К первой группе, имеющей благоприятные условия для компенсации реактивной мощности, следует отнести нефте­ промысловые электроустановки, работающие круглосуточно

44


с .практически постоянной нагрузкой: компрессорные стан­ ции, насосные для закачки воды в пласт, глубиннонасосные установки, погружные насосы.

Ко второй группе относятся нефтепромысловые электро­ установки,_имеющие переменный график нагрузки и рабо­ тающие с' коэффициентом включения значительно меньшим единицы: установки для бурения и капитального ремонта скважин. Установки эти не являются стационарными, что также усложняет решение вопроса компенсации реактивной мощности. К этой же группе относятся насосные для внутрипромысловой перекачки воды и нефти, которые хотя и рабо­ тают при практически постоянной нагрузке, но с малым ко­ эффициентом включения (2—3 ч в сутки). Лучшим решени­ ем вопроса компенсации реактивной мощности таких круп­ ных потребителей электроэнергии, как компрессорные стан­ ции, насосные для закачки воды в пласт, является использо­ вание в качестве электропривода синхронных двигателей. Препятствием на пути такого решения вопроса является уз­ кий ассортимент синхронных двигателей, выпускаемых на­ шей промышленностью. Поэтому такое решение следует при­ нимать в тех случаях, когда имеется в наличии соответст­ вующее оборудование.

Обычно проектирование электроснабжения компрессор­ ных станций, а также крупных насосных осуществляется в комплексе с питающими их подстанциями. При этом под­ станции стараются расположить вблизи от потребителей.

Учитывая небольшие расстояния, отделяющие эти потре­ бители от подстанции, а следовательно, малые потери в пи­ тающих их линиях, следует в качестве привода использовать асинхронные двигатели; при этом компенсацию реактивной мощности следует производить на шинах подстанций (по каждой секции шин в отдельности) с помощью батарей кон­ денсаторов. Так как последние будут все время оставаться в работе, то их установка не потребует сложной коммутацион­ ной аппаратуры, будет надежна и проста в эксплуатации.

Вопросом компенсации реактивной мощности глубинно­ насосных установок и погружных насосов чаще всего прихо­ дится заниматься в условиях эксплуатации. Электроснабже­ ние этих установок обычно осуществляется без проектов, по мере перевода скважин с одного вида эксплуатации на дру­ гой. Необходимость в составлении проекта электроснабже­ ния большой группы глубиннонасосных установок возникает очень редко (при реконструкции электроснабжения промыс­ ла). Характерной особенностью глубиннонасосных установок является их рассредоточение на сравнительно большой гер-

45