Файл: Юров, В. Ф. Финансовые стимулы в развитии речного транспорта учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации инженерно-технических работников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

распределением и использованием прибыли социалистических предприятии. Рассмотрим эти вопросы несколько подробнее.

2. ПРИБЫЛЬ И ЕЕ СТИМУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ

Количественно прибыль представляет собой часть денежной выручки от реализации продукции, работ и услуг. На предприя­ тиях речного транспорта она определяется как разность между доходами от эксплуатационной деятельности и расходами, а па промышленных предприятиях прибыль рассчитывается как раз­

ность между стоимостью реализованной продукции в оптовых це­ нах и ее себестоимостью.

В речных пароходствах основными источниками прибыли яв­

ляются перевозки грузов и пассажиров, выполнение погрузочно-

разгрузочных работ, выпуск и реализация продукции промышлен­ ными предприятиями, подсобно-вспомогательными производства­ ми и непромышленными хозяйствами. На сумму балансовой при­ были оказывают также влияние внереализационные доходы и рас­ ходы, которые в отчете эксплуатационных предприятий о прибы­ ли и убытках (форма Б-9) объединены в следующие основные статьи:

штрафы, пени и неустойки, уплаченные и полученные;

возмещение за гибель, порчу, недостачу и хищение грузов,

возврат этих сумм и сумм вырученных от реализации бездоку­ ментных грузов;

убытки от стихийных бедствий;

излишки, недостачи и порча собственных материалов, топ­

лива и прочих ценностей;

содержание законсервированных основных фондов;

реализация материальных ценностей;

убытки от списания долгов за истечением сроков исковой давности;

убытки от списания долгов по недостачам и хищениям;

убытки от списания дебиторской задолженности вследствие неплатежеспособности должников;

убытки от списания прочих безнадежных долгов;

прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном

іоду;

убытки от ликвидации неполностью амортизированных ос­ новных фондов;

прочие прибыли и убытки.

В качестве примера, характеризующего источники балансовой прибыли, приведем данные об отраслевом ее составе в одном из

речных пароходств.

В новых условиях хозяйствования на балансовую прибыль не

стали оказывать влияние убытки от жилищно-коммунального хо-

’,яйства и расходы на хозяйственное содержание культурно-про-

12


 

 

 

 

 

 

Таблица І

 

Прибыль Волжского объединенного

пароходства за

1972 г.

Виды хозяйственной деятельности

 

Суммй в

 

В процентах

 

тыс. руб.

к итогу

 

 

 

 

 

Балансовая прибыль—всего

 

78635

 

100

в

том числе:

 

 

 

 

 

от

перевозок

 

 

31514

 

40,1

от погрузочно-разгрузочных работ

 

35109

 

44,6

от

реализации промышленной продукции

 

11750

 

14,9

от подсобно-вспомогательных производств

и

 

 

 

непромышленных

хозяйств

 

702

 

0,9

прочая реализация

.

 

Hl

 

0,1

убытки от реализации топлива рабочим

и

 

 

 

служащим

 

 

—201

 

—0,3

внереализационные

результаты:

 

 

 

 

 

а) доходы и поступления

 

168

 

0,2

 

б) расходы и потери

 

—455

 

— 0,5

светителыіых учреждении и пионерских

лагерей, так как они по­

крываются в порядке ее распределения.

При оценке

выполнения

плана прибыли

эксплуатационных

предприятий

ее

балансовую

сумму следует уменьшить на величину превышения штрафов по­

лученных (за непредъявление грузов, задержку судов под погруз­ кой или выгрузкой, несвоевременное внесение провозной платы, безбилетный проезд и пр.) над штрафами, уплаченными (за не­

подачу судов или необесисчение перевозки грузов по принятой па­ роходством заявке и просрочку в доставке груза, возмещение убытков из-за несохранности грузов), так как эта часть внереали­

зационных доходов подлежит взносу в бюджет.

Таким образом, па предприятиях и организациях прибыль и

убытки выявляются по всем видам деятельности, хозяйственных операций и мероприятий. Однако в этом выражено внешнее фор­ мальное проявление прибыли, от которого следует отличать вну­ треннее экономическое ее содержание.

По своему экономическому содержанию прибыль является главной формой чистого дохода, который создается преимущест­

венно прибавочным трудом работников материального производ­ ства. К другим его формам следует отнести налог с оборота и раз­ личные отчисления, начисляемые на себестоимость продукции (от­

числения в бюджет социального страхования, профсоюзу па куль­ турно-массовую работу и др.).

Необходимость обособления определенной части чистого дохо­ да в форме прибыли связана с хозрасчетными условиями ведения хозяйства, в которых она выступает в качестве финансового ре-

13


сурса предприятий для расширения производства и материально­

го стимулирования.

Значение прибыли возросло с переводом предприятий и объ­

единений на новые методы планирования и экономического стиму­ лирования. Теперь они должны вести хозяйство на основе само­ финансирования и поэтому перед ними ставится задача создавать прибыль, достаточную, как минимум, для внесения платы за фон­ ды и образования фондов экономического стимулирования.

Естественно, при таких условиях хозяйствования повышаются требования к экономической обоснованности цен и тарифов, по которым предприятия реализуют свою продукцию. Поэтому сен­ тябрьский (1965 г.) Пленум ПК КПСС предложил пересмотреть действующие цены и тарифы и установить их на уровне, обеспе­ чивающим необходимую прибыль нормально работающим пред­ приятиям.

На речном транспорте новые тарифы на перевозку грузов вве­ дены с 1 июня 1967 г. Их уровень в среднем был повышен на 7— 8%. В основном это относится к тарифным ставкам на перевозку сухогрузов в Центральном и Северо-Западном бассейнах. В во­ сточных пароходствах наоборот, тарифные ставки были снижены,

так как рентабельность перевозок здесь оказалась чрезмерно вы­

сокой. Было сокращено количество исключительных тарифов, но

предусмотрены льготы для отдельных грузоотправителей, чтобы стимулировать развитие смешанных железнодорожно-водных пе­ ревозок. Произведены и другие уточнения в системе тарифных ставок, связанные с улучшением тарифной политики.

Пересмотр коснулся и оптовых цен на продукцию промышлен­ ных предприятий водного транспорта. В среднем они были повы­ шены и обеспечивали плановую рентабельность на предприятиях МРФ в размере 11 % к производственным фондам.

Необходимо подчеркнуть, что важной чертой планового цено­ образования является сочетание стабильности и гибкости цен и

тарифов, что предполагает своевременное их изменение, если из­ меняются условия производства и реализации продукции.

Практика применения тарифов речного транспорта, введенных в действие в 1967 г., выявила ряд их недостатков. В частности,

тарифные ставки на перевозку отдельных грузов оказались ото­

рванными от транспортных издержек, что обусловливала неоправ­

данные различия в рентабельности и затрудняла рационализацию транспортных связей. В целях устранения этих недостатков с 1 ян­ варя 1974 г. было произведено упорядочение и пересмотр действу­

ющих тарифных ставок, которые в среднем снижены на 7,5%.

Таким образом, совершенствование цен и тарифов является важнейшим условием для более полного использования прибыли в механизме реформы. Ее размеры на предприятиях и отраслях регламентируются социалистическим государством через плани­ рование объема и ассортимента выпускаемой продукции, плано-

14


вое ценообразование, технико-экономические нормативы затрат,

образующих себестоимость продукции, а также через нормативы распределения и использования самой прибыли. Поэтому рост прибыли будет целесообразным в том случае, если он явился ре­ зультатом выпуска и транспортировки той продукции, которая была включена в государственный план. «Повышение эффектив­ ности производства, снижение себестоимости продукции и рост производительности труда,— говорил на XXIV съезде КПСС А. Н. Косыгин,—вот наш путь получения прибыли. Всякие попыт­ ки получить прибыль за счет обхода государственных цен или по­

вышения их, нарушения установленного ассортимента и стандар­

тов являются антигосударственной практикой».1

Планомерный характер образования прибыли определяет и ее функциональное назначение в социалистическом хозяйстве; она

служит обобщающим показателем экономической эффективности производства и является инструментом материального стимули­ рования предприятий, объединений и их работников.

В функции показателя эффективности производства прибыль выражает итог хозрасчетной деятельности предприятий и объеди­ нений. В данном случае она является избытком над непосредст­ венными затратами на производство и свидетельствует, что про­ изводственные коллективы своим трудом создали такой объем

выручки (эксплуатационных доходов) от реализации продукции,

которого оказалось достаточно не только для возмещения теку­ щих затрат, но и для образования чистого дохода, т. е. прибыли,

которая характеризует конечный финансовый результат и являет­ ся свидетельством рационального ведения хозяйства.

Социалистическая прибыль коренным образом отличается от прибыли капиталистической. В буржуазном обществе она порож­ дается эксплуатацией труда и является целью всей деятельности капиталистов, которые присваивают прибыль для паразитическо­ го потребления и накопления капитала.

В социалистическом обществе целью производства является удовлетворение постоянно растущих потребностей его членов. Прибыль в таком обществе принадлежит трудящимся и выступает как средство (источник) обеспечения расширенного воспроизвод­ ства и удовлетворения других потребностей.

Это, конечно, не означает, что получение прибыли в социали­ стическом хозяйстве теряет свое значение. Напротив, повышение рентабельности является одной из его закономерностей, которая, по выражению К- Маркса, «учит человечество экономно расходо­

вать свои силы и достигать производственной цели с наименьшей

затратой средств».2*

 

то возникает вопрос

 

Однако, когда идет речь о росте прибыли,

ɪ

Материалы XXIV съезда КПСС. Политиздат,

стр.

169—170.

2

К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 26, ч. 2, стр.

106.

 

15


о возможности существования в социалистическом хозяйстве низ­ корентабельных и убыточных предприятий. В теоретическом пла­ не этот вопрос решается положительно. Поскольку ценообразова­ ние основано на средних издержках производства, то часть пред­ приятий, у которых индивидуальные затраты высокие или превы­

шают общественно необходимые, могут иметь низкую прибыль и

даже убытки. Но это не должно оправдывать убыточную деятель­ ность. Убытки—это сигнал того, что на предприятии расходуется живого и овеществленного труда па производство продукции или

ее транспортировку больше, чем в среднем по отрасли (бассейну).

Они уменьшают ресурсы общества и ослабляют материальную заинтересованность работников предприятий, подрывают основы хозрасчета, снижают общую рентабельность отрасли и народного хозяйства в целом, уменьшают доходы государственного бюджета. Поэтому должны быть приняты все меры, направленные па лик­ видацию убыточной деятельности и повышение рентабельности. Особенно большая работа в этом отношении должна быть прове­ дена в области организации пассажирских перевозок, которые в ряде пароходств убыточны или же имеют неустойчивую рента­ бельность.

Следовательно, хотя прибыль и является одним из важнейших по­ казателей эффективности производства на предприятиях и отрас­ лях, но для оценки их работы она может быть использована лишь в системе с другими плановыми показателями, которые побужда­ ют предприятия и организаци осуществлять хозяйственную дея­ тельность в русле общественного интереса. Этими показателями являются грузооборот в тонна-километрах, объем перевозок гру­ зов в тоннах, с выделением важнейших грузов по установленной

номенклатуре, общий объем погрузочно-разгрузочных работ в тон­

нах, объем произведенной и реализованной продукции на про­ мышленных предприятиях с выделением номенклатуры важней­ ших видов изделий, рост производительности труда и др.

Как уже отмечалось, в новых условиях хозяйствования при­ быль является не только мерой эффективности производства, но играет и большую стимулирующую роль. Связано это с тем, что при наличии товарно-денежных отношений, чтобы получить и по­ требить многие материальные блага и услуги, вначале создают фонды денежных средств. Их создает Советское государство для

удовлетворения общественных потребностей в форме фонда бюд­

жетных средств и других централизованных

фондов

денежных

средств.

социалистические

предприятия и

объединения

Хозрасчетные

образуют такие

фонды денежных

средств,

как

амортизацион­

ный фонд, фонд развития производства, поощрительные

фонды

и др.

 

 

фонды.

Часть

их на

Население также формирует денежные

ходится в банках и сберегательных кассах, в фондах касс взаимо-

16