Файл: Юров, В. Ф. Финансовые стимулы в развитии речного транспорта учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации инженерно-технических работников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
распределением и использованием прибыли социалистических предприятии. Рассмотрим эти вопросы несколько подробнее.
2. ПРИБЫЛЬ И ЕЕ СТИМУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ
Количественно прибыль представляет собой часть денежной выручки от реализации продукции, работ и услуг. На предприя тиях речного транспорта она определяется как разность между доходами от эксплуатационной деятельности и расходами, а па промышленных предприятиях прибыль рассчитывается как раз
ность между стоимостью реализованной продукции в оптовых це нах и ее себестоимостью.
В речных пароходствах основными источниками прибыли яв
ляются перевозки грузов и пассажиров, выполнение погрузочно-
разгрузочных работ, выпуск и реализация продукции промышлен ными предприятиями, подсобно-вспомогательными производства ми и непромышленными хозяйствами. На сумму балансовой при были оказывают также влияние внереализационные доходы и рас ходы, которые в отчете эксплуатационных предприятий о прибы ли и убытках (форма Б-9) объединены в следующие основные статьи:
—штрафы, пени и неустойки, уплаченные и полученные;
—возмещение за гибель, порчу, недостачу и хищение грузов,
возврат этих сумм и сумм вырученных от реализации бездоку ментных грузов;
—убытки от стихийных бедствий;
—излишки, недостачи и порча собственных материалов, топ
лива и прочих ценностей;
—содержание законсервированных основных фондов;
—реализация материальных ценностей;
—убытки от списания долгов за истечением сроков исковой давности;
—убытки от списания долгов по недостачам и хищениям;
—убытки от списания дебиторской задолженности вследствие неплатежеспособности должников;
—убытки от списания прочих безнадежных долгов;
—прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном
іоду;
—убытки от ликвидации неполностью амортизированных ос новных фондов;
—прочие прибыли и убытки.
В качестве примера, характеризующего источники балансовой прибыли, приведем данные об отраслевом ее составе в одном из
речных пароходств.
В новых условиях хозяйствования на балансовую прибыль не
стали оказывать влияние убытки от жилищно-коммунального хо-
’,яйства и расходы на хозяйственное содержание культурно-про-
12
|
|
|
|
|
|
Таблица І |
|
Прибыль Волжского объединенного |
пароходства за |
1972 г. |
|||
Виды хозяйственной деятельности |
|
Суммй в |
|
В процентах |
||
|
тыс. руб. |
к итогу |
||||
|
|
|
|
|||
|
Балансовая прибыль—всего |
|
78635 |
|
100 |
|
в |
том числе: |
|
|
|
|
|
от |
перевозок |
|
|
31514 |
|
40,1 |
от погрузочно-разгрузочных работ |
|
35109 |
|
44,6 |
||
от |
реализации промышленной продукции |
|
11750 |
|
14,9 |
|
от подсобно-вспомогательных производств |
и |
|
|
|||
|
непромышленных |
хозяйств |
|
702 |
|
0,9 |
прочая реализация |
. |
|
Hl |
|
0,1 |
|
убытки от реализации топлива рабочим |
и |
|
|
|||
|
служащим |
|
|
—201 |
|
—0,3 |
внереализационные |
результаты: |
|
|
|
|
|
|
а) доходы и поступления |
|
168 |
|
0,2 |
|
|
б) расходы и потери |
|
—455 |
|
— 0,5 |
|
светителыіых учреждении и пионерских |
лагерей, так как они по |
|||||
крываются в порядке ее распределения. |
При оценке |
выполнения |
||||
плана прибыли |
эксплуатационных |
предприятий |
ее |
балансовую |
сумму следует уменьшить на величину превышения штрафов по
лученных (за непредъявление грузов, задержку судов под погруз кой или выгрузкой, несвоевременное внесение провозной платы, безбилетный проезд и пр.) над штрафами, уплаченными (за не
подачу судов или необесисчение перевозки грузов по принятой па роходством заявке и просрочку в доставке груза, возмещение убытков из-за несохранности грузов), так как эта часть внереали
зационных доходов подлежит взносу в бюджет.
Таким образом, па предприятиях и организациях прибыль и
убытки выявляются по всем видам деятельности, хозяйственных операций и мероприятий. Однако в этом выражено внешнее фор мальное проявление прибыли, от которого следует отличать вну треннее экономическое ее содержание.
По своему экономическому содержанию прибыль является главной формой чистого дохода, который создается преимущест
венно прибавочным трудом работников материального производ ства. К другим его формам следует отнести налог с оборота и раз личные отчисления, начисляемые на себестоимость продукции (от
числения в бюджет социального страхования, профсоюзу па куль турно-массовую работу и др.).
Необходимость обособления определенной части чистого дохо да в форме прибыли связана с хозрасчетными условиями ведения хозяйства, в которых она выступает в качестве финансового ре-
13
сурса предприятий для расширения производства и материально
го стимулирования.
Значение прибыли возросло с переводом предприятий и объ
единений на новые методы планирования и экономического стиму лирования. Теперь они должны вести хозяйство на основе само финансирования и поэтому перед ними ставится задача создавать прибыль, достаточную, как минимум, для внесения платы за фон ды и образования фондов экономического стимулирования.
Естественно, при таких условиях хозяйствования повышаются требования к экономической обоснованности цен и тарифов, по которым предприятия реализуют свою продукцию. Поэтому сен тябрьский (1965 г.) Пленум ПК КПСС предложил пересмотреть действующие цены и тарифы и установить их на уровне, обеспе чивающим необходимую прибыль нормально работающим пред приятиям.
На речном транспорте новые тарифы на перевозку грузов вве дены с 1 июня 1967 г. Их уровень в среднем был повышен на 7— 8%. В основном это относится к тарифным ставкам на перевозку сухогрузов в Центральном и Северо-Западном бассейнах. В во сточных пароходствах наоборот, тарифные ставки были снижены,
так как рентабельность перевозок здесь оказалась чрезмерно вы
сокой. Было сокращено количество исключительных тарифов, но
предусмотрены льготы для отдельных грузоотправителей, чтобы стимулировать развитие смешанных железнодорожно-водных пе ревозок. Произведены и другие уточнения в системе тарифных ставок, связанные с улучшением тарифной политики.
Пересмотр коснулся и оптовых цен на продукцию промышлен ных предприятий водного транспорта. В среднем они были повы шены и обеспечивали плановую рентабельность на предприятиях МРФ в размере 11 % к производственным фондам.
Необходимо подчеркнуть, что важной чертой планового цено образования является сочетание стабильности и гибкости цен и
тарифов, что предполагает своевременное их изменение, если из меняются условия производства и реализации продукции.
Практика применения тарифов речного транспорта, введенных в действие в 1967 г., выявила ряд их недостатков. В частности,
тарифные ставки на перевозку отдельных грузов оказались ото
рванными от транспортных издержек, что обусловливала неоправ
данные различия в рентабельности и затрудняла рационализацию транспортных связей. В целях устранения этих недостатков с 1 ян варя 1974 г. было произведено упорядочение и пересмотр действу
ющих тарифных ставок, которые в среднем снижены на 7,5%.
Таким образом, совершенствование цен и тарифов является важнейшим условием для более полного использования прибыли в механизме реформы. Ее размеры на предприятиях и отраслях регламентируются социалистическим государством через плани рование объема и ассортимента выпускаемой продукции, плано-
14
вое ценообразование, технико-экономические нормативы затрат,
образующих себестоимость продукции, а также через нормативы распределения и использования самой прибыли. Поэтому рост прибыли будет целесообразным в том случае, если он явился ре зультатом выпуска и транспортировки той продукции, которая была включена в государственный план. «Повышение эффектив ности производства, снижение себестоимости продукции и рост производительности труда,— говорил на XXIV съезде КПСС А. Н. Косыгин,—вот наш путь получения прибыли. Всякие попыт ки получить прибыль за счет обхода государственных цен или по
вышения их, нарушения установленного ассортимента и стандар
тов являются антигосударственной практикой».1
Планомерный характер образования прибыли определяет и ее функциональное назначение в социалистическом хозяйстве; она
служит обобщающим показателем экономической эффективности производства и является инструментом материального стимули рования предприятий, объединений и их работников.
В функции показателя эффективности производства прибыль выражает итог хозрасчетной деятельности предприятий и объеди нений. В данном случае она является избытком над непосредст венными затратами на производство и свидетельствует, что про изводственные коллективы своим трудом создали такой объем
выручки (эксплуатационных доходов) от реализации продукции,
которого оказалось достаточно не только для возмещения теку щих затрат, но и для образования чистого дохода, т. е. прибыли,
которая характеризует конечный финансовый результат и являет ся свидетельством рационального ведения хозяйства.
Социалистическая прибыль коренным образом отличается от прибыли капиталистической. В буржуазном обществе она порож дается эксплуатацией труда и является целью всей деятельности капиталистов, которые присваивают прибыль для паразитическо го потребления и накопления капитала.
В социалистическом обществе целью производства является удовлетворение постоянно растущих потребностей его членов. Прибыль в таком обществе принадлежит трудящимся и выступает как средство (источник) обеспечения расширенного воспроизвод ства и удовлетворения других потребностей.
Это, конечно, не означает, что получение прибыли в социали стическом хозяйстве теряет свое значение. Напротив, повышение рентабельности является одной из его закономерностей, которая, по выражению К- Маркса, «учит человечество экономно расходо
вать свои силы и достигать производственной цели с наименьшей
затратой средств».2* |
|
то возникает вопрос |
|
|
Однако, когда идет речь о росте прибыли, |
||
ɪ |
Материалы XXIV съезда КПСС. Политиздат, |
стр. |
169—170. |
2 |
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 26, ч. 2, стр. |
106. |
|
15
о возможности существования в социалистическом хозяйстве низ корентабельных и убыточных предприятий. В теоретическом пла не этот вопрос решается положительно. Поскольку ценообразова ние основано на средних издержках производства, то часть пред приятий, у которых индивидуальные затраты высокие или превы
шают общественно необходимые, могут иметь низкую прибыль и
даже убытки. Но это не должно оправдывать убыточную деятель ность. Убытки—это сигнал того, что на предприятии расходуется живого и овеществленного труда па производство продукции или
ее транспортировку больше, чем в среднем по отрасли (бассейну).
Они уменьшают ресурсы общества и ослабляют материальную заинтересованность работников предприятий, подрывают основы хозрасчета, снижают общую рентабельность отрасли и народного хозяйства в целом, уменьшают доходы государственного бюджета. Поэтому должны быть приняты все меры, направленные па лик видацию убыточной деятельности и повышение рентабельности. Особенно большая работа в этом отношении должна быть прове дена в области организации пассажирских перевозок, которые в ряде пароходств убыточны или же имеют неустойчивую рента бельность.
Следовательно, хотя прибыль и является одним из важнейших по казателей эффективности производства на предприятиях и отрас лях, но для оценки их работы она может быть использована лишь в системе с другими плановыми показателями, которые побужда ют предприятия и организаци осуществлять хозяйственную дея тельность в русле общественного интереса. Этими показателями являются грузооборот в тонна-километрах, объем перевозок гру зов в тоннах, с выделением важнейших грузов по установленной
номенклатуре, общий объем погрузочно-разгрузочных работ в тон
нах, объем произведенной и реализованной продукции на про мышленных предприятиях с выделением номенклатуры важней ших видов изделий, рост производительности труда и др.
Как уже отмечалось, в новых условиях хозяйствования при быль является не только мерой эффективности производства, но играет и большую стимулирующую роль. Связано это с тем, что при наличии товарно-денежных отношений, чтобы получить и по требить многие материальные блага и услуги, вначале создают фонды денежных средств. Их создает Советское государство для
удовлетворения общественных потребностей в форме фонда бюд
жетных средств и других централизованных |
фондов |
денежных |
||||
средств. |
социалистические |
предприятия и |
объединения |
|||
Хозрасчетные |
||||||
образуют такие |
фонды денежных |
средств, |
как |
амортизацион |
||
ный фонд, фонд развития производства, поощрительные |
фонды |
|||||
и др. |
|
|
фонды. |
Часть |
их на |
|
Население также формирует денежные |
ходится в банках и сберегательных кассах, в фондах касс взаимо-
16