Файл: Стерлигов, В. Л. Лазеры в авиации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ры для многочисленных предприятий и научных уч­ реждений как у нас в стране, так и за рубежом.

Серийно выпускаемые лазеры в большинстве слу­ чаев пока еще внедряются в нашу жизнь лишь бла­ годаря тепловому воздействию лазерного луча. Лазе­ рами прожигают отверстия в хрупком и сверхтвердом алмазе, в стальных листах наивысшей прочности. Лу­ чи лазера варят металлы, приваривают отслоившу­ юся сетчатку глаза человека, рассеивают туман. При этом мельчайшие капельки воды испаряются, и луч лазера проникает через самый плотный туман. Солнце рассеивает такой туман значительно мед­ леннее.

Эти и многие другие эффекты объясняются тем, что интенсивность излучения на некоторых (пока еще очень узких) участках спектра видимого спектра да­ же от небольшого лазера во много (иногда в тысячи) раз превосходит аналогичное излучение Солнца.

Созданный в физическом институте Академии на­ ук СССР экспериментальный образец квантового ге­ нератора на неодимовом стекле.

Он дает импульс света длительностью в стомиллпардную долю секунды.

Один нз создателей лазеров академик Н. Г. Басов считает, что сфокусированное излучение такого лазе­ ра позволит получить температуру около 20 млн. гра­ дусов. Атомы и молекулы любых веществ при такой температуре разрушаются, переходя в плазменное состояние. Это достижение очень важно, так как до­ стигнутая температура соответствует началу термо­ ядерной реакции. Ранее для получения подобных температур приходилось производить атомный взрыв, а теперь ученым для опытов над управляемыми тер­ моядерными процессами достаточно иметь вполне безопасный лазер нужной мощности.

28

Благодаря концентрации громадной энергии в уз­ ком пучке лазерного излучения, в будущем станет возможной передача энергии на большие расстояния по линиям, не похожим на существующие линии электропередачи энергии. Возможной станет переда­ ча энергии, например, через Тихий океан или с Луны на Марс. Ледоколы будущего разрежут лучом лазе­ ра, как масло острым ножом, непроходимые ныне по­ лярные льды.

Агрессивные круги империалистических стран пы­ таются использовать лучи, в которых сконцентриро­ вана огромная энергия, для военных целей. Проекти­ руется и испытывается на военных полигонах и на поле боя аппаратура, извергающая «лучи смерти», на боевую технику устанавливается лазерное воору­ жение. Так, предполагается, что создаваемый в США стратегический бомбардировщик В-1 будет иметь ап­

паратуру

наведения по лазерному лучу

авиацион­

ных бомб.

Луч лазера предполагается использовать

и для наведения ракет класса «воздух — воздух».

Американская самолетная система

AN/AVQ-10

может служить примером системы наведения управ­ ляемых авиабомб с самонаводящимися электронно­ оптическими головками. Аппаратура применялась во Вьетнаме для поражения мостов, позиций зенитных ракет п орудий, а также танков и отдельных малораз­

мерных объектов.

специалисты

считают,

что

бом­

Американские

бы, управляемые аппаратурой AN/AVQ-10,

по­

падают в цель в

несколько

десятков

раз

точнее,

чем обычные, и падают внутри окружности радиусом 3—5 м, проведенной из точки прицеливания.

Самолеты с электронно-оптической системой наве­ дения управляемых авиационных бомб были закупле­ ны Израилем в США в 1975 г.

2 9



Противотанковые ракеты класса «воздух—земля» типа «Хеллфайр» и «Хорнет» также прошли испыта­ ния. Ракеты наводятся на точечные цели (танки, ору­ дия, наблюдательные пункты) с помощью лазерной головки самонаведения. Ракеты предполагается за­ пускать с вертолетов воздушной поддержки пехоты. Полуактивная система самонаведения обеспечивает подсвечивание целей (в конечном счете целеуказа­ ние) либо непосредственно с переднего края дейст­ вующих войск, либо с выделенных для этой цели са­ молетов (вертолетов) разведки. Противотанковые ра­ кеты будут транспортироваться в район боевых дей­ ствий, а затем запускаться с вертолетов, скрытых от огня танков складками местности.

Итак, лазеры ц США становятся оружием. И хотя лазерное оружие, впервые примененное в бою, при­ несло некоторые тактические успехи американской авиации, Народно-Освободительная армия Вьетнама все же победила. Это вселяет уверенность народов мира в то, что основное предначертание лазеров не уничтожение, а созидание — созидание на благо тру­ дового человека.

ЛАЗЕРЫ В АВИАЦИИ И В КО СМ О СЕ

РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ИЛИ ЛАЗЕРЫ?

Разновидностью газовых лазеров являются газо­ динамические лазеры. Иностранные специалисты от­ носят их к числу наиболее мощных. По конструкции такие лазеры напоминают реактивный двигатель. Расскажем о работе одного из простейших газодина­ мических лазеров (рис. 6).

В камеру сгорания такого лазера вводятся окись углерода СО и обогащенный кислородом 0 2 влажный воздух. Специальная метановая горелка поджигает

смесь газов,

давление

в

камере повышается до

1,7 МПа (17

кгс/см2),

газы

накаляются до темпера­

туры, превышающей 1000°С. В результате химической

реакции смесь газов, состоящая на три

четверти из

углекислого газа С 02, азота N2 (22%)

и водяного

пара, со сверхзвуковой скоростью извергается через реактивное сопло.

В газодинамическом лазере углекислый газ вы­ полняет роль активного вещества. Для накачки мо­ лекул углекислого газа используется химическая


Камера сгорания

Сопло

Резонатор

Газы

Горелка

V

Излучение

Рис. 6. Конструкция простейшего

газодинамического лазера

реакция. Молекулы азота, возбудившись в результа­ те резкого повышения давления и температуры, пере­ дают энергию молекулам углекислого газа, которые также возбуждаются. Прямого возбуждения молекул углекислого газа добиться трудно. Пары воды выпол­ няют роль катализатора, повышающего в конечном счете КПД лазера.

Поток возбужденных молекул углекислого газа попадает в пространство, образованное медными, хо­ рошо охлажденными пластинами, создающими резо­ натор. В результате резкого охлаждения создаются благоприятные условия для перехода молекул угле­ кислого газа на более низкий энергетический уро­ вень. В каком-то сечении (на рис. 6 оно показано пунктиром) начинается лавинообразный процесс из­ лучения. Достаточно мощные лазерные лучи излуча­ ются через специальные отверстия в резонаторе. При этом излучение перпендикулярно потоку отработав­ ших газов.

32

Описанный газодинамический лазер работал в не­ прерывном режиме на длине волны 10,6 мкм в ин­ фракрасном диапазоне электромагнитных колебаний. Возникают два вопроса: первый — можно ли обыч­ ный реактивный двигатель превратить в лазер, и вто­ рой — можно ли газодинамический лазер использо­ вать в качестве двигателя? На оба вопроса следует ответить утвердительно. В теоретическом плане эти преобразования возможны. И хотя предложение о целесообразности использования лазеров в качестве двигателей сегодня вызывает улыбку, конструкторы продолжают поиск ответа на эти вопросы.

КОСМИЧЕСКИЙ БУКСИР

Как известно, тяга реактивного двигателя возни­ кает в результате выброса из сопла с большой скоро­ стью газообразных веществ, направленных в сторону, обратную движению двигателя.

Теоретически разогнать частицы газа до таких ско­ ростей можно несколькими способами, но на практи­ ке используется пока один. Жидкое или твердое топ­ ливо в результате химической реакции резко расши­ ряется. Выделившиеся при реакции газы вырывают­ ся через сопло двигателя. Чем выше температура, при которой протекает реакция, тем больше скорость истечения газов, тем больше тяга. Тяга зависит так­ же н от массы выброшенных из двигателя частиц: чем больше масса, тем больше тяга.

Химические реакции не позволяют получить тем­ пературу в камере сгорания более 3500 К, а это огра­ ничивает величину тяги. Тягу можно повысить, по­ местив на космическом корабле атомный реактор. Однако вес реакторов пока еще чрезмерно велик.

3 3


Национальным управлением

по аэронавтике и

исследованиям космического

пространства

США

(NASA) изучается, в частности,

возможность

созда­

ния реактивного двигателя для космических полетов принципиально новой конструкции. Предполагается

источник энергии

отделить

от двигателя, поместив

его на каком-либо

небесном

теле (например, на Лу­

не). В этом случае энергия на космический корабль будет передаваться по мощному лучу лазера.

В экспериментальной установке луч лазера, попа­ дая в камеру сгорания, воздействует на струю жид­ кого водорода. Температура водорода повышается настолько, что он переходит в плазменное состояние. Тяга, приходящаяся на каждый килограмм массы двигателя, у лазерного двигателя гораздо больше, чем у двигателя на химическом топливе. Кроме того, в качестве топлива могут быть использованы в прин­ ципе любые вещества, в том числе п вещества с боль­ шой массой в единице объема. Тяга такого двигателя могла бы легко меняться как с космического кораб­ ля, так и с пункта управления энергосистемой, вы­ рабатывающей лазерный луч. Специалисты NASA считают, что лазерные двигатели могли бы быть уста­ новлены на космических кораблях-буксировщиках, а также для коррекции траектории полета.

ЛОКАТОРЫ ВЫСОКОЙ

точности

Прогресс, вызванный появлением первых радио­ локаторов, в наибольшей степени связан с авиацией. В военной авиации и в противовоздушной обороне радиолокатор произвел подлинную революцию. В гражданской авиации, например, возможность вн-

3 4

деть воздушную обстановку над аэродромом в часы пик коренным образом изменила работу многих опе­ ративных служб аэропортов, повысила не только ре­ гулярность полетов, но и их безопасность. При этом наиболее трудный этап полета — посадка в сложных метеорологических условиях — стала более безопас­ ной в основном только благодаря бортовым и назем­ ным радиолокационным системам.

Радиолокаторы совершенствовались, увеличива­ лась дальность действия, повышалась точность, уменьшались их масса и габариты. Это позволило ус­ тановить радиолокационные станции на самолеты различных типов.

Однако в последние годы, как это часто бывает в технике, скорость усовершенствования радиолокато­ ров уменьшилась и перестала удовлетворять конст­ рукторов новой техники. В современной авиации тре­ буются локаторы значительно более высокой точно­ сти, с небольшими антеннами, не нарушающими аэро­ динамику самолетов. Повысились требования и к разрешающей способности локаторов.

Возможности раздельного наблюдения близко ле­ тящих друг к другу объектов у радиолокаторов не­ велики. Чаще всего операторы в таких случаях на­ блюдают на своих экранах отмётку лишь от одного объекта. По экрану радиолокатора трудно также оп­ ределить и размеры летательного аппарата. Примером тому может служить случай, произошедший весной, когда операторы американской радиолокационной станции дальнего обнаружения приняли стаю гусей за массовый старт межконтинентальных баллистиче­ ских ракет.

К недостаткам радиолокаторов относится также их низкая помехозащищенность. Различного вида по­ мехи (и во время войны и умышленно создаваемые

3 5