ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ры для многочисленных предприятий и научных уч реждений как у нас в стране, так и за рубежом.
Серийно выпускаемые лазеры в большинстве слу чаев пока еще внедряются в нашу жизнь лишь бла годаря тепловому воздействию лазерного луча. Лазе рами прожигают отверстия в хрупком и сверхтвердом алмазе, в стальных листах наивысшей прочности. Лу чи лазера варят металлы, приваривают отслоившу юся сетчатку глаза человека, рассеивают туман. При этом мельчайшие капельки воды испаряются, и луч лазера проникает через самый плотный туман. Солнце рассеивает такой туман значительно мед леннее.
Эти и многие другие эффекты объясняются тем, что интенсивность излучения на некоторых (пока еще очень узких) участках спектра видимого спектра да же от небольшого лазера во много (иногда в тысячи) раз превосходит аналогичное излучение Солнца.
Созданный в физическом институте Академии на ук СССР экспериментальный образец квантового ге нератора на неодимовом стекле.
Он дает импульс света длительностью в стомиллпардную долю секунды.
Один нз создателей лазеров академик Н. Г. Басов считает, что сфокусированное излучение такого лазе ра позволит получить температуру около 20 млн. гра дусов. Атомы и молекулы любых веществ при такой температуре разрушаются, переходя в плазменное состояние. Это достижение очень важно, так как до стигнутая температура соответствует началу термо ядерной реакции. Ранее для получения подобных температур приходилось производить атомный взрыв, а теперь ученым для опытов над управляемыми тер моядерными процессами достаточно иметь вполне безопасный лазер нужной мощности.
28
Благодаря концентрации громадной энергии в уз ком пучке лазерного излучения, в будущем станет возможной передача энергии на большие расстояния по линиям, не похожим на существующие линии электропередачи энергии. Возможной станет переда ча энергии, например, через Тихий океан или с Луны на Марс. Ледоколы будущего разрежут лучом лазе ра, как масло острым ножом, непроходимые ныне по лярные льды.
Агрессивные круги империалистических стран пы таются использовать лучи, в которых сконцентриро вана огромная энергия, для военных целей. Проекти руется и испытывается на военных полигонах и на поле боя аппаратура, извергающая «лучи смерти», на боевую технику устанавливается лазерное воору жение. Так, предполагается, что создаваемый в США стратегический бомбардировщик В-1 будет иметь ап
паратуру |
наведения по лазерному лучу |
авиацион |
ных бомб. |
Луч лазера предполагается использовать |
|
и для наведения ракет класса «воздух — воздух». |
||
Американская самолетная система |
AN/AVQ-10 |
может служить примером системы наведения управ ляемых авиабомб с самонаводящимися электронно оптическими головками. Аппаратура применялась во Вьетнаме для поражения мостов, позиций зенитных ракет п орудий, а также танков и отдельных малораз
мерных объектов. |
специалисты |
считают, |
что |
бом |
Американские |
||||
бы, управляемые аппаратурой AN/AVQ-10, |
по |
|||
падают в цель в |
несколько |
десятков |
раз |
точнее, |
чем обычные, и падают внутри окружности радиусом 3—5 м, проведенной из точки прицеливания.
Самолеты с электронно-оптической системой наве дения управляемых авиационных бомб были закупле ны Израилем в США в 1975 г.
2 9
Противотанковые ракеты класса «воздух—земля» типа «Хеллфайр» и «Хорнет» также прошли испыта ния. Ракеты наводятся на точечные цели (танки, ору дия, наблюдательные пункты) с помощью лазерной головки самонаведения. Ракеты предполагается за пускать с вертолетов воздушной поддержки пехоты. Полуактивная система самонаведения обеспечивает подсвечивание целей (в конечном счете целеуказа ние) либо непосредственно с переднего края дейст вующих войск, либо с выделенных для этой цели са молетов (вертолетов) разведки. Противотанковые ра кеты будут транспортироваться в район боевых дей ствий, а затем запускаться с вертолетов, скрытых от огня танков складками местности.
Итак, лазеры ц США становятся оружием. И хотя лазерное оружие, впервые примененное в бою, при несло некоторые тактические успехи американской авиации, Народно-Освободительная армия Вьетнама все же победила. Это вселяет уверенность народов мира в то, что основное предначертание лазеров не уничтожение, а созидание — созидание на благо тру дового человека.
ЛАЗЕРЫ В АВИАЦИИ И В КО СМ О СЕ
РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ИЛИ ЛАЗЕРЫ?
Разновидностью газовых лазеров являются газо динамические лазеры. Иностранные специалисты от носят их к числу наиболее мощных. По конструкции такие лазеры напоминают реактивный двигатель. Расскажем о работе одного из простейших газодина мических лазеров (рис. 6).
В камеру сгорания такого лазера вводятся окись углерода СО и обогащенный кислородом 0 2 влажный воздух. Специальная метановая горелка поджигает
смесь газов, |
давление |
в |
камере повышается до |
1,7 МПа (17 |
кгс/см2), |
газы |
накаляются до темпера |
туры, превышающей 1000°С. В результате химической
реакции смесь газов, состоящая на три |
четверти из |
углекислого газа С 02, азота N2 (22%) |
и водяного |
пара, со сверхзвуковой скоростью извергается через реактивное сопло.
В газодинамическом лазере углекислый газ вы полняет роль активного вещества. Для накачки мо лекул углекислого газа используется химическая
Камера сгорания |
Сопло |
Резонатор |
Газы
Горелка |
V |
Излучение |
|
Рис. 6. Конструкция простейшего |
газодинамического лазера |
реакция. Молекулы азота, возбудившись в результа те резкого повышения давления и температуры, пере дают энергию молекулам углекислого газа, которые также возбуждаются. Прямого возбуждения молекул углекислого газа добиться трудно. Пары воды выпол няют роль катализатора, повышающего в конечном счете КПД лазера.
Поток возбужденных молекул углекислого газа попадает в пространство, образованное медными, хо рошо охлажденными пластинами, создающими резо натор. В результате резкого охлаждения создаются благоприятные условия для перехода молекул угле кислого газа на более низкий энергетический уро вень. В каком-то сечении (на рис. 6 оно показано пунктиром) начинается лавинообразный процесс из лучения. Достаточно мощные лазерные лучи излуча ются через специальные отверстия в резонаторе. При этом излучение перпендикулярно потоку отработав ших газов.
32
Описанный газодинамический лазер работал в не прерывном режиме на длине волны 10,6 мкм в ин фракрасном диапазоне электромагнитных колебаний. Возникают два вопроса: первый — можно ли обыч ный реактивный двигатель превратить в лазер, и вто рой — можно ли газодинамический лазер использо вать в качестве двигателя? На оба вопроса следует ответить утвердительно. В теоретическом плане эти преобразования возможны. И хотя предложение о целесообразности использования лазеров в качестве двигателей сегодня вызывает улыбку, конструкторы продолжают поиск ответа на эти вопросы.
КОСМИЧЕСКИЙ БУКСИР
Как известно, тяга реактивного двигателя возни кает в результате выброса из сопла с большой скоро стью газообразных веществ, направленных в сторону, обратную движению двигателя.
Теоретически разогнать частицы газа до таких ско ростей можно несколькими способами, но на практи ке используется пока один. Жидкое или твердое топ ливо в результате химической реакции резко расши ряется. Выделившиеся при реакции газы вырывают ся через сопло двигателя. Чем выше температура, при которой протекает реакция, тем больше скорость истечения газов, тем больше тяга. Тяга зависит так же н от массы выброшенных из двигателя частиц: чем больше масса, тем больше тяга.
Химические реакции не позволяют получить тем пературу в камере сгорания более 3500 К, а это огра ничивает величину тяги. Тягу можно повысить, по местив на космическом корабле атомный реактор. Однако вес реакторов пока еще чрезмерно велик.
3 3
Национальным управлением |
по аэронавтике и |
|
исследованиям космического |
пространства |
США |
(NASA) изучается, в частности, |
возможность |
созда |
ния реактивного двигателя для космических полетов принципиально новой конструкции. Предполагается
источник энергии |
отделить |
от двигателя, поместив |
его на каком-либо |
небесном |
теле (например, на Лу |
не). В этом случае энергия на космический корабль будет передаваться по мощному лучу лазера.
В экспериментальной установке луч лазера, попа дая в камеру сгорания, воздействует на струю жид кого водорода. Температура водорода повышается настолько, что он переходит в плазменное состояние. Тяга, приходящаяся на каждый килограмм массы двигателя, у лазерного двигателя гораздо больше, чем у двигателя на химическом топливе. Кроме того, в качестве топлива могут быть использованы в прин ципе любые вещества, в том числе п вещества с боль шой массой в единице объема. Тяга такого двигателя могла бы легко меняться как с космического кораб ля, так и с пункта управления энергосистемой, вы рабатывающей лазерный луч. Специалисты NASA считают, что лазерные двигатели могли бы быть уста новлены на космических кораблях-буксировщиках, а также для коррекции траектории полета.
ЛОКАТОРЫ ВЫСОКОЙ
точности
Прогресс, вызванный появлением первых радио локаторов, в наибольшей степени связан с авиацией. В военной авиации и в противовоздушной обороне радиолокатор произвел подлинную революцию. В гражданской авиации, например, возможность вн-
3 4
деть воздушную обстановку над аэродромом в часы пик коренным образом изменила работу многих опе ративных служб аэропортов, повысила не только ре гулярность полетов, но и их безопасность. При этом наиболее трудный этап полета — посадка в сложных метеорологических условиях — стала более безопас ной в основном только благодаря бортовым и назем ным радиолокационным системам.
Радиолокаторы совершенствовались, увеличива лась дальность действия, повышалась точность, уменьшались их масса и габариты. Это позволило ус тановить радиолокационные станции на самолеты различных типов.
Однако в последние годы, как это часто бывает в технике, скорость усовершенствования радиолокато ров уменьшилась и перестала удовлетворять конст рукторов новой техники. В современной авиации тре буются локаторы значительно более высокой точно сти, с небольшими антеннами, не нарушающими аэро динамику самолетов. Повысились требования и к разрешающей способности локаторов.
Возможности раздельного наблюдения близко ле тящих друг к другу объектов у радиолокаторов не велики. Чаще всего операторы в таких случаях на блюдают на своих экранах отмётку лишь от одного объекта. По экрану радиолокатора трудно также оп ределить и размеры летательного аппарата. Примером тому может служить случай, произошедший весной, когда операторы американской радиолокационной станции дальнего обнаружения приняли стаю гусей за массовый старт межконтинентальных баллистиче ских ракет.
К недостаткам радиолокаторов относится также их низкая помехозащищенность. Различного вида по мехи (и во время войны и умышленно создаваемые
3 5