ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
Антенна |
Модулятор |
Генератор |
Прямой луч |
передатчика |
на лазере |
|
|
|
Отраженный луч |
||
|
|
|
|
|
|
■ |
> Электрические цепи |
Поверхность |
земли,.-, II |
|
И Й ▼ lB /w ,.,,-. |
Рис. 11. Структурная |
схема лазерного высотомера |
Установленный на самолете «Дуглас А-26» высо томер работал в интервале высот 300—4000 м. Точ ность измерений на высоте 300 м находилась в пре
делах |
± 30 |
см, на высоте 4000 м — в пределах |
± (1 ,2 -1 ,5 ) |
м. |
|
Во |
время местных испытаний этого самолета с по |
мощью высотомера можно было различить отдельные камни у дороги, шоссе, деревья и канавы по краям взлетной полосы. При полете над стадионом с высоты 300 м был получен полный профиль стадиона, на ко тором отчетливо был виден каждый ряд мест, бего вые до.рожки.
При полете на этой высоте разрешающая способ ность высотомера составила 50—75 мм в вертикаль ной плоскости и около 25 мм в горизонтальной. Та-
51
kiim образом, разрешающая способность лазерных высотомеров на несколько порядков выше радиолока ционных.
Высотомер на лазере непрерывного излучения мо жет быть использован, по мнению зарубежных спе циалистов, для оценки покрытых снегом поверхностей с точки зрения пригодности их для посадки в аркти ческих условиях, в оперативной военной разведке над незнакомыми территориями, при измерениях с низколетящих аппаратов, при определении состояния морской поверхности и т. д., а также для изучения профиля местности. Он может входить в систему, со стоящую из лазерного высотомера, барометрического датчика давления и фотокамеры для съемки местнос ти. В таких системах высотомер непрерывно опреде ляет абсолютную высоту полета и одновременно слу жит для калибровки барометрического датчика. Фо токамера монтируется вместе с оптической системой высотомера и фиксирует линию профиля местности.
Таким образом, уже сегодня можно с уверенно стью сказать, что несмотря на пока еще значитель ные массу и габариты будущее в измерении высоты полета безусловно принадлежит лазерным высотоме рам. Решение инженерной задачи по миниатюризации лазерных установок непрерывного излучения неиз бежно упрочит положение оптических квантовых ге нераторов на борту летательных аппаратов.
ГИРОСКОПЫ НА ЛАЗЕРАХ
Сегодня на летательных аппаратах среди разнооб разных навигационных приборов, необходимых для пространственного ориентирования, гироскопические приборы занимают почетное место. Именно они по
5 2
зволили внести в тесную кабину пилота искусствен ный горизонт (авиагоризонт), компас без магнитной стрелки (гирокомпас) и даже создать пплота-робота (автопилот).
Основным чувствительным элементом во многих навигационных приборах и устройствах является ги роскоп, способный сохранять неизменным свое поло жение в мировом пространстве. Ось вращения гиро скопа не меняет своего пространственного положе ния относительно «неподвижных звезд», несмотря на вращение Земли вокруг оси и эволюции самолета в полете.
Первоначально в качестве гироскопов использова ли (а пока еще используют во многих случаях и сей час) массивные роторы, которые приводились во вра щение. Чем быстрее вращается ротор, чем он мас сивнее и чем лучше подшипники, тем выше точность работы гироскопического прибора. Однако бурное развитие техники потребовало от гироскопических приборов исключительно высокой точности. Такую точность приборы на обычных шариковых подшип никах уже обеспечить не могли, хотя и были исчерпа ны все их потенциальные возможности. Оказалось также, что даже самые лучшие образцы механических гироскопов не могут выдерживать очень большие перегрузки и требуют для выхода на рабочий режим длительного времени.
Ученые и конструкторы начали искать способы усовершенствования гироприборов. Вначале усовер шенствовали подшипники. Были созданы гироприбо ры с малонагруженными подшипниками (поплавко вые гироскопы), на подшипниках из воздуха, а также гиропрнборы с осью вращения, но без... подшипников (на электростатическом и на магнитоэлектрическом подвесе ротора). Точность росла, но медленно.
5 3
Рис. 12. К пояснению принципа работы коль цевого лазерного гиро скопа, использующего для определения скоро сти поворота эффект Доплера
Радикальным решением, уже казалось, неразреши мой задачи дальнейшего повышения точности работы гироскопических приборов явилось создание гироско пов на лазерах.
Теоретически гироскоп на лазерах может быть по строен по схеме, показанной на рис. 12. При этом ис
пользуется замкнутый (в простейшем |
случае треу |
||
гольный) |
световод, по которому движутся лучи ла |
||
зера. |
|
|
лазера |
Как видно из схемы, первоначально луч |
|||
расщепляется линзой на два луча, каждый из |
кото |
||
рых приходит на фазовый детектор |
своим |
путем. |
|
Прямой |
луч, не преломляясь, идет непосредственно |
||
на фазовый детектор. Огибающий луч, |
отразившись |
от зеркала, также поступает на вход фазового детек тора. Детектор сравнивает фазы (иногда длины волн) принятых волн и выдает сигнал, пропорциональный их разности.
Пока устройство неподвижно, фазы (длины волн) обоих лучей одинаковы и стрелка указателя скорос ти поворота неподвижна, стоит на нуле.
5 4
При повороте устройства (например, вместе с са молетом) проявляется эффект Доплера*. В результа те на вход фазового детектора начинают поступать волны как бы двух видов. Если в прямом луче (при
повороте |
против |
часовой стрелки) |
длина волны |
|
(а от длины волны зависит и фаза) |
под |
действием |
||
эффекта |
Доплера |
уменьшается, то |
длина |
волны в |
огибающем луче, наоборот, увеличивается. Эта раз ница тем больше, чем быстрее устройство поворачи вается и чем больше разнятся лучи огибающего и прямого лучей. Напряжение, пропорциональное раз ностному сигналу, подается на указатель скорости по ворота, стрелка которого покажет скорость поворота.
Реальные гироскопы на лазерах (их еще называ ют кольцевыми или оптическими гироскопами) хотя и работают по описанному принципу, более сложны. Пути лучей в них значительно длиннее. Иногда на пути распространения лучей устанавливают лазерыусилители. Рассмотрим конкретный образец простей шего лазерного гироскопа американской фирмы «Ханиуэлл» (рис. 13).
Для повышения стабильности работы гироскоп размещен в массивном блоке из куска весьма проч ного высококачественного кварца. В этом случае из менение температуры и механические перегрузки ока
зывают меньшее воздействие на работу |
гироскопа. |
Световоды, резонаторы и другие полости |
в корпусе |
гироскопа тщательно высверливаются. |
Зеркала с |
предельно возможной точностью подгонялись по фор ме, тщательно полировались. Поверхность зеркал (а их в приборе три) наносилась методом молекуляр-
* При движении приемника навстречу волне длина прини маемой волны уменьшается. При удалении приемника от источ ника волн, длина волны увеличивается. Чем больше скорость пе ремещения приемника, тем заметнее эффект Доплера.
55
Подвод питания
Рис. 13. Конструкция лазерного гироскопа фирмы «Хаинуэлл»
поп адгезии. В приборе использовался гелпй-неоно- вый лазер, обладающий наиболее стабильной часто той. Прибор загерметизирован. Давление смеси газов внутри блока составляло 5 мм рт. ст. На лампу на качки подавалось напряжение около 1000 В. Общая масса прибора 2 кг, площадь всего лишь 90 см-, об щая длина световодов 32 см.
Гироскоп, свободно размещаемый на ладони руки, в состоянии измерять скорость поворота порядка 0,1 град/с через несколько секунд после включения. При этом прибор на лазере в состоянии выдержать перегрузки во много раз больше, чем самые прочные гироскопы с вращающимися роторами.
Сравнительная простота конструкции, по мнению иностранных специалистов, позволяет надеяться, что лазерные гироскопы при серийном выпуске будут де шевле обычных.
5 6
Гироскопический прибор, показанный на рис. 13, прзволяет регистрировать повороты только в одной (например, горизонтальной) плоскости. Для целей навигации иногда требуется измерять скорости пово рота в трех взаимно перпендикулярных плоскостях.
Фирма создала для этих целей сферический ла зерный гироскоп. Он состоит из трех одноосных при боров, каждый из которых измеряет скорость поворо та в одной из трех взаимно перпендикулярных плос
костей. Диаметр сферы из |
кварцевого |
стекла около |
13 см. Точность измерения |
в каждой |
из плоскостей |
0,1 град/с. |
|
|
Широкому внедрению лазерных гироскопов в ави ационную технику мешают следующие причины, ко торые, по мнению иностранных специалистов, могут быть полностью или в значительной мере устранены: ухудшение точности измерений на малых скоростях поворота, вызванного «затягиванием» частоты лазе ра; смещение нулевого отсчета,- соответствующего по ложению покоя, из-за изменения длины пути, прохо димого лучами лазера, вследствие деформации при бора; психологическая и инженерно-техническая не подготовленность людей, от которых зависит разра ботка и внедрение лазерной техники в авиацию.
ТОЧНОСТЬ СИСТЕМ ПОСАДКИ ПОВЫШАЕТСЯ
...«Вылет самолета откладывается из-за плохих 'метеоусловий...». Так начиналась брошюра, и эти «плохие метеоусловия» являются основной причиной нарушения графика движения самолетов на воздуш ных трассах. Трудно вырулить на старт, взлететь, а еще труднее в сплошном облаке тумана посадить
5 7
тяжелый самолет на бетонную полосу аэродрома. В таких условиях экипаж самолета полностью доверя ется приборам, входящим в систему посадки. Но до настоящего времени даже самые совершенные систе мы посадки не в состоянии обеспечить инструменталь ную проводку самолета вплоть до касания взлетнопосадочной полосы. А поэтому «...вылет самолета от
кладывается...» |
предполагают, |
|
Существующие системы посадки |
||
что пилот с высоты 30—40 м, уже видя |
посадочный |
|
знак, приземляет самолет вручную, |
основываясь на |
|
собственном опыте. |
|
используя |
Повышать точность системы посадки, |
радиоволны, становится все труднее. Да это и понят но. Луч наземных радиолокаторов не удается «при жать» к поверхности земли ниже 10— 15°, а это ог раничивает их возможности. Недостаточна и точ ность измерения дальности самолетными радиовысото мерами и диспетчерскими радиолокаторами.
Значительно повысить точность систем посадки можно, применяя только аппаратуру, использующую лучи лазера. Световой луч можно излучать под углом к горизонту, измеряемому долями градуса, а это значит, что траекторию посадки в вертикальной плос кости (авиаторы называют ее глиссадой) можно бу дет довести практически до бетона ВПП.
Аппаратура, предназначенная для приема лазер ного излучения на самолете и выполняющая автома тическую посадку самолетов на аэродроме, пока не создана — она конструируется. Но уже сегодня про ходит испытания система посадки, использующая лу чи лазера в качестве указателей и световых горизон тов. О такой системе упомянул на XXV съезде КПСС президент Академии наук СССР академик А. П. Алек сандров.
58
( Система чрезвычайно проста. На самолетах не требуется устанавливать никакой дополнительной аппаратуры. Вместо невидимой для пилота радиоглиссады и слабо различимых в плохую погоду све товых горизонтов над аэродромом протянулись хоро шо видимые лучи лазера. Некоторые из этих лучей создают в пространстве световой коридор, следуя внутри которого, можно весьма точно подойти к по садочному знаку. Коридор настолько узок, что даже небольшое отклонение от расчетной траектории (на ±0,5 м) заметно.
Для определения расстояния до начала ВПП на месте дальней и ближней приводных радиостанций установлены два перекрестия (на 4000 и 1000 м со ответственно), высвечиваемых лучами лазера.
Грубый вывод самолетов на посадку выполняют радиосредства, а более точный — лучи лазера. Вмес то световых горизонтов, создаваемых обычными све тильниками и прожекторами, используются лазерные световые горизонты. В отличие от обычных источни ков света лазеры вырабатывают лучи с меньшими уг лами расходимости и с большей яркостью. В хоро шую погоду яркость лучей может быть уменьшена. Пилот, ориентируясь по лазерным горизонтам, стара ется удержать самолет внутри светового коридора. При этом необходимо лишь контролировать скорость снижающегося самолета.
Пилоты, проводящие испытания первой лазерной системы посадки, так отзываются о ее работе: «В це лом система исключительно перспективна и после до водки в комплексе с радиосистемамн будет хорошим средством обеспечения посадки при метеоусловиях ниже существующего минимума погоды...».
По достоинству оценили работу советских ученых и специалистов и за рубежом нашей страны. Это
5 9