Файл: Организация и проведение контроля за качеством работы учащихся на занятиях производственного обучения в средних профтехучилищах швейников методические рекомендации..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
в с е с о ю з н ы й н а у ч н о -и с с л е д о в а т е л ь с к и и , и н с т и т у т
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХ ШВЕЙНИКОВ
Методические рекомендации
ЛЕНИНГРАД
1974
Утверждено редакционно-издательским советов ВНИИпрофтехобразования
В методических рекомендациях рассматриваются вопросы, связанные с организацией, формами и мето дами контроля за качеством работы учащихся при выполнении ими учебно-производственных работ.
Настоящие рекомендации разработаны в отделе содержания профессиональной подготовки рабочих для легкой, пищевой промышленности и службы быта ВНИИпрофтехобразования в целях оказания практи ческой помощи мастерам производственного обучения, администрации профтехучилищ в подготовке и про ведении мероприятий, направленных на улучшение ка чества продукции изготовляемой учащимися во время занятий производственного обучения. Они предназна чены для широкого круга практических работников си стемы профтехобразования — мастеров производствен ного обучения, преподавателей, администрации профтех училищ, подготавливающих квалифицированных рабо чих для швейной промышленности.
Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: 196007, Ленинград, ул. Черняховского, 2, ВНИИпроф техобразования.
Методические рекомендации разработаны:
П. П. С у х а р е в ы м
© |
ВНИИпрофтехобразования, 1974 г. |
|
Систематический контроль и правильная оценка деятель ности учащихся на занятиях производственного обучения име ют большое воспитательное значение и существенно повыша ют эффективность занятий.
Контроль в процессе выполнения -учебно-производствен ных заданий приучает будущих рабочих к регулярному тру ду и дисциплине, вырабатывает привычку к ритмичной си стематической работе, повышает их ответственность за ка чество каждого задания.
Проверка качества работ, выполняемых учащимися в про цессе обучения, должна быть систематической; в зависимо сти от периода обучения, содержания учебного материала и индивидуальных особенностей учащихся она может осуще ствляться различными способами и методами. Однако во всех случаях контроль включает в себя такие виды деятель ности, как самоконтроль, взаимоконтроль и контроль, ко торый проводится мастером производственного обучения и старшим мастером; виды контроля могут быть применены раздельно или в комплексе.
Забота о повышении качества изделий является повсе дневной задачей, стоящей перед коллективами профтехучилищ. Она требует разработки и проведения целого ряда меропри ятий, направленных на улучшение подготовки квалифициро ванных рабочих для швейной промышленности, способных производить продукцию отличного качества. Решая эту зада чу, в период производственного обучения мастера должны руководствоваться одинаковыми принципами и иметь единый подход к оценке качества изделий.
В данных рекомендациях предлагаются некоторые кон кретные мероприятия по организации контроля качества учебно-производственных работ, и их целью является помощь мастерам, преподавателям и руководителям профтехучилищ в выполнении поставленных задач.
3
Качество работ должно быть предметом особого внима ния мастера производственного обучения и одним из основ ных показателей при оценке успеваемости учащихся по про изводственному обучению.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
Большой объем методической работы по организации контроля требует четкого ее планирования, определения наи более рациональных форм, проведения в необходимой после довательности и логической связи целого ряда мероприятий. Рассмотрим некоторые из них.
В начале каждого учебного года целесообразно составле ние плана мероприятий, направленных на улучшение каче ства работ учащихся (табл. 1). План мероприятий является далеко не исчерпывающим, он может быть дополнен и изме
нен в соответствии с местными условиями.
Таблица 1
Примерный план мероприятий, направленных на улучшение качества изделий,
изготавливаемых учащимися на уроках производственного обучения
_______________________ (197 , . . учебный год)_______________________
Перечень мероприятий |
Время про |
Ответственный |
|||
ведения |
за исполнение |
||||
|
|
|
|||
Изучение |
технических |
условий и |
Сентябрь |
Старший мастер |
|
ГОСТов на |
пошиваемые |
изделия |
|
|
Организация лекций о требова ниях, предъявляемых к качеству швейных изделий на базовом пред приятии
Выбор и назначение в учебных группах общественных контролеров
Оформление стенда, отражаю щего качество выпускаемой про дукции
Октябрь |
То же |
Сентябрь- |
Мастер |
октябрь |
|
Ноябрь |
Старший мастер |
Составление |
графика взаимопо- |
Ежемесячно |
То же |
|
сещения уроков производственного |
|
|
||
обучения в целях проверки ка |
|
|
||
чества работ учащихся |
— |
|
|
|
Оформление |
в учебных |
группах |
Сентябрь |
Мастер |
экранов учета качества изделий и норм выработки
4
Перечень мероприятий
Проведение дня качества
Проведение конкурса (в масш табе училища) на лучшее изделие, изготовленное учащимися
Проведение конкурса на звание «Лучший по профессии»
Проведение семинаров-практи кумов для мастеров в целях изу чения единых рациональных ме тодов обработки деталей изделия
Изучение системы |
государствен |
||
ной |
отраслевой |
аттестации на |
|
«Знак |
качества» |
и |
мероприятий |
по повышению качества продук ции швейной промышленности (на базовом предприятии)
Посещение занятий школы пе редового опыта
Проведение конференции, посвя щенной качеству работ учащихся (совместно с преподавателями спе циальной технологии)
Организация фотографии рабо чего дня учащихся для выявления потерь рабочего времени, затра ченного на устранение дефектов
Разработка перечня проверочных работ
Проведение экскурсии мастеров на базовом предприятии для озна комления с организацией и прове дением дня качества
Время про ведения
Первый и третий втор ник каждого месяца
Декабрь
Март
В течение учебного года
Продолжение табл. I
Ответственный за исполнение
Заместитель ди ректора по УПР, старший мастер,
мастера
Старший мастер, мастер
То же
Старший мастер
Январь |
Заместитель дирек |
|
тора по УПР |
В течение |
Старший |
мастер |
года |
|
|
Декабрь |
Заместитель |
дирек |
|
тора |
|
Декабрь |
Старший |
мастер, |
|
мастер |
|
Ноябрь |
Старший |
мастер |
Март |
То же |
Старш ий мастер
Для ознакомления с материалами государственной атте стации на «Знак качества» с теми требованиями, которые предъявляются в настоящее время к качеству швейных изде лий, с мероприятиями, проводимыми в промышленности и на правленными на улучшение качества, рекомендуется также в начале учебного года организовать лекцию, которую дол жен прочесть инженерно-технический работник базового предприятия (например, технолог, инженер по стандартиза ции).
Чтобы обеспечить единство в оценке качества работ уча щихся, необходимо проведение семинаров-практикумов с ма стерами производственного обучения, на которых должны изу чаться единые рациональные требования к обработке отдель ных деталей, узлов швейного изделия, а также критерии оценки по ГОСТам и техническим условиям.
- Для молодых начинающих мастеров целесообразно про ведение практических занятий по оценке качестваучебно производственных работ. Занятия подобного рода организует и проводит старший мастер.
Как показывает опыт, очень ценным и полезным явля ется создание «технического бюро» из числа лучших учащих ся в учебной группе. Эти бюро привлекаются к проверке ка
чества изделий в |
других |
группах |
и осуществляют контроль |
в своей. |
приемка |
первого |
изделия, самостоятель |
Качественная |
но изготовленного учащимися в училище, осуществляется спе циальной комиссией, в состав которой включается заместитель директора, старший мастер и три-четыре мастера производ ственного обучения.
На первом этапе производственного обучения (в подгото вительный период) большое значение имеет привитие уча щимся умений и навыков самоконтроля.
Самоконтроль предусматривает как проверку правильно сти совершаемых трудовых движений, рабочих приемов, так и проверку качества исполненных работ. Речь идет о так на зываемом «корректирующем» самоконтроле за совершаемы ми действиями и их результатами в процессе производствен ной деятельности. Он способствует правильному выполнению движений, действий, приемов, корректировке и регуляции по следующих действий, установлению отклонений от образца или эталона. Благодаря этому учащиеся добиваются высо кой производительности труда и хорошего качества продук ции.
6
Различают две группы умений и навыков самоконтроля: осуществляемый опосредованно при помощи различных конт рольно-измерительных инструментов и производимый непо средственно органами чувств (зрение, осязание, кинестезические ощущения и т. п.). Оба эти контроля взаимосвязаны.
Самоконтроль выполнения трудовых движений, рабо чих приемов производится посредством сопоставления своих действий с приемами работы мастера. Учащийся сравнивает
и |
исправляет свои |
движения, позу, положение |
инструмента |
и |
приспособлений, |
а также другие действия, |
что приводит |
к наиболее эффективному и качественному результату.
Для того чтобы правильно оценить качество своей рабо ты, учащийся должен хорошо разбираться в технических ус ловиях, предъявляемых к операциям обработки отдельных деталей и изделия в целом, знать способы контроля. Провер ка качества обработанной детали производится путем срав нения с эталонами (образцами).
Готовясь к уроку, мастер лично обрабатывает эталоны (образцы) изучаемого на данном уроке изделия (узла). Об разцы выполняются из тех же тканей, что и основное изде лие. Размер образца зависит от его назначения. Если обра зец используется как индивидуальное пособие на столе уча щегося, то его размеры могут быть натуральными или умень шенными. Для демонстрации обработки каждого узла или участка изделия в одном варианте служит отдельный обра зец. Эталоны (образцы) готовых изделий должны быть вы
полнены в |
строгом соответствии с техническими условиями |
и нормами, |
четко и красиво. |
Самоконтроль проявляется различно, в зависимости от
•ситуаций, которые могут возникнуть при желании учащегося приобрести первоначальные умения и навыки, попытке усо вершенствовать приобретенные трудовые приемы и навыки и, наконец, при стремлении быть в числе передовиков в тру довом соревновании. Создание этих ситуаций — дело и забо та мастера производственного обучения. Причем здесь не может быть общих рецептов, все зависит от конкретных ус ловий, в которых находятся учащийся и мастер, от степени их индивидуальной подготовленности.
Правильно оценить качество изделий помогает их срав нение, поэтому необходимо практиковать на уроках упраж нения в сравнении работы учащихся с эталоном и нахожде нии ошибок.
7