Файл: Организация и проведение контроля за качеством работы учащихся на занятиях производственного обучения в средних профтехучилищах швейников методические рекомендации..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
При работе с разделением труда также проводятся дни качества с участием общественных контролеров.
Большое значение в предупреждении отклонений от тре бований ГОСТов и ТУ, возникновения дефектов, ошибок имеет правильная организация рабочего места, внедрение новых рациональных методов обработки, применение средств малой механизации и, главное, личный показ ма стером выполнения рабочих приемов, трудовых операций. Мастеру необходимо всегда быть готовым оказать своему воспитаннику помощь, но ни в коем случае не выполнять за него работу.
Последний этап работы — это контроль со стороны ОТК. Два-три раза в месяц контролеры ОТК базовых предприя тий принимают изделия, изготовленные будущими рабочими. После их приемки рекомендуется организовать беседу конт ролера с учащимися, в ходе которой он даст характеристику допущенных дефектов, отметит хорошие изделия. Подобные беседы оказывают самое благотворное влияние на учащихся: замечания контролера ОТК надолго запоминаются, что спо собствует повышению качества работ.
Результаты проверки изделий контролерами ОТК зано сятся в журнал учета качества. Ниже приводится форма
журнала (форма 1).
Форма 1
Журнал учета качества готовых изделий, предъявленных к сдаче ОТК
Группа № |
|
|
|
Наименование |
Фамилия |
С |
изделия |
учащегося |
Й
Выявлен ные дефек ты. Замеча ния по ка честву из делия |
Фамилия контроле ра ОТК |
Подпись контроле ра ОТК |
О тех, кто сдал работы с первого предъявления, целе сообразно упомянуть в листках-молниях.
Большая ответственность возлагается на учащихся и ма стеров производственного обучения в период производствен ной практики на базовых предприятиях.
14
Правильно организованный контроль и учет в этот период являются важнейшим средством обеспечения эффективности учебного процесса.
Методы работы мастера по развитию умений самоконтро ля разнообразны, выбор их зависит от условий деятельности воспитанников. Но в любом случае мастеру следует убе диться, что учащийся в достаточной степени разбирается в технических требованиях, предъявляемых к данной продук ции, освоил регулировки используемого оборудования, знает возможные отклонения на каждой выполняемой операции, причины их возникновения, способы предупреждения и ис правления.
Обращая внимание учащихся на необходимость постоян ного непосредственного самоконтроля в-работе, мастеру сле дует напоминать, что исправление дефекта не всегда воз можно, а отсутствие самоконтроля или его ослабление мо жет привести к браку.
Целесообразно стимулировать такие мотивы самоконтро ля, как желание улучшить свои показатели путем участия в социалистическом соревновании. Но, безусловно, все меры, направленные на повышение качества, будут эффективны только в том случае, если учащиеся имеют достаточный уро вень профессиональных умений и навыков. Поэтому при про ведении инструктажей рекомендуется тщательно и всесто ронне анализировать их практическую деятельность, крити чески разбирать ошибки и указывать способы предотвраще ния. Следует приучать будущих рабочих к систематической оценке своих действий, привлекать к анализу причин брака.
Разбирая тот или иной рабочий |
прием, |
важно |
указы |
вать внешние признаки, по которым |
можно |
было бы |
судить |
о правильности протекания процесса обработки. |
|
Существующая поточная организация производства швей ных изделий предусматривает осуществление пооперацион ного контроля, при котором каждый работающий на потоке прежде чем приступить к выполнению своей операции обязан проверить качество выполнения предыдущей. Для учащегося, проходящего производственную практику, это является осу ществлением одной из разновидностей взаимного контроля. Кроме того предусматривается такое расположение рабочих мест на потоке, которое позволяет учащимся проверять каче ство работы не только своих товарищей, но и рабочих. Та кой контроль осуществляется в основном органолептически и в довольно сжатые сроки, что требует не только знания
15
технологических нормативов выполнения предыдущей операции, но и определенных скоростных навыков сопоставле ния, сравнения, определения размеров, расстояний, симмет ричности и т. п. Для формирования умений скоростного конт роля целесообразно во время инструктажей давать отдель ным учащимся задание по проведению поэлементного конт роля полуфабрикатов, в ходе которого они без предваритель ной подготовки должны охарактеризовать качество обработ ки. Такие задания помогают решению целого ряда задач (за крепляются знания технологических нормативов, развивается мышление, наблюдательность, критическое отношение к сво им действиям, требовательность к товарищам, совершенст вуется способность к анализу, сравнению). Все это является особенно ценным в условиях работы на потоке.
Самоконтроль и сплошной пооперационный контроль на участке швейного потока не исключают вмешательства со стороны мастера цеха или мастера производственного обу чения. Последний должен учитывать не только качество ра боты, но и выполнение установленных норм выработки и норм времени, степень самостоятельности, уровень органи зации рабочего места и т. д. Такой контроль осуществляется во время обходов рабочих мест, причем его следует сочетать с показом эффективных, рациональных приемов работы.
Рекомендуется также периодический анализ записей в дневниках.
В условиях значительной разбросанности учащихся парабочим местам мастер подчас лишен возможности ежеднев но учитывать результаты выполнения производственных за даний (их количество и качество), поэтому учащиеся долж ны вести дневники учета выполненных работ.
Предлагается следующая форма дневника (форма 2).
По усмотрению мастера учащиеся могут делать в днев нике заметки о тех трудностях, которые встретились им в работе, причинах простоев и других потерях рабочего вре мени, новых освоенных приемах и способах работы.
Для того чтобы заполнение дневника было сознатель ным, и грамотным, мастеру следует ознакомить воспитанни ков с системой учета выработки, принятой в данном цехе, и с правилами ведения записей.
Дневники необходимо периодически проверять: анализ со держания записей служит предметом обсуждения во время индивидуальных и групповых инструктажей,
16
Ф о р м а 2
Дневник учета выполненных работ
Фамилия, и., о.
Группа №
1
1
1
1
Наименова
ние работы
j Дата
Разряд |
Затрачено времени рабочего часов7за Учащегося фактичес( выполкое |
)нение |
Выполнение внормы% |
|
товленных изделий Количество возвратов |
Подписьмастера потока |
Подписьмастера производствен обученияного |
Примечание |
Количествоизго |
||||||||
|
Норма |
|
|
|
|
|
|
|
|
выработки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[ |
|
|
Ежедневный учет количественных и качественных пока зателей работы дает возможность следить за прохождением учебной программы, накапливать необходимый материал для планирования инструктажей И, кроме того, является сти мулом для более качественного выполнения операций, имеет большое воспитательное значение.
По окончании производственной практики дневники сда ются в учебную часть. Во время квалификационных экзаме нов они предъявляются экзаменационной комиссии.
Вливаясь в рабочий коллектив базовых предприятий, уча щиеся должны бороться за честь фабричной марки, за при своение лучшим швейным изделиям Государственного знака качества, принимать активное участие во всех мероприятиях, направленных на улучшение качества продукции.
Все упомянутые формы контроля качества осуществля ются обычно внутри учебной группы, но существуют обще училищные формы, которые могут быть рекомендованы для применения на практике.
В общеучилищном масштабе целесообразно также созда ние так называемого «технического бюро», одной из задач ко торого является проведение рейдов по проверке качества ра боты учащихся в группах. О результатах рейдов сообщается^
в молниях и технических листках, выпускаемых. реджолл{рд,И)1Н
гией этого бюро. |
j |
«аучно-тЬхниче |
2* Зак. 2419 |
? |
библиотека О |
|
|
} M Jr’ V J l V H u r c ; i
Два раза в месяц качество работ должно проверяться ко миссией в составе заместителя директора по учебно-произ водственной работе, старшего мастера, одного-двух масте ров производственного обучения. Рассматривается работа каждого учащегося, определяется средний балл. Этот пока затель учитывается при подведении итогов социалистическо го соревнования между группами.
Результаты работы комиссии с кратким анализом дефек
тов записываются в журнал (форма 3).
Форма 3
Журнал по проверке качества учебно-производственных работ
ГПТУ № -------------------------- |
города |
--------------------------- |
|
|
Тема: |
|
|
|
|
Группа № |
|
|
|
|
№ |
Фамилия и инициалы |
Замечание |
Оценка в баллах |
|
п/п |
учащегося |
|||
|
|
|||
i |
|
|
|
|
j |
|
|
|
|
! |
|
|
|
Общий балл:
П одпись с указанием долж ности :______________
Большую воспитательную роль в улучшении качества из делий играет организация шефства старших курсов над млад шими.
Обычно раз в год в профтехучилищах устраивается кон курс на звание «Лучший по профессии» и «Мастер-золотые руки». Победителям конкурса вручаются удостоверения и ценные подарки. Результаты конкурса оформляются в виде протокола, образец которого приведен ниже (табл. 3).
Значительный эффект дает регулярное проведение техни ческих конференций, посвященных вопросам качества про дукции. На конференции должны присутствовать все учащи еся, ее подготовка и проведение должны осуществляться в тесном контакте с отделом технического контроля базового предприятия. На конференцию рекомендуется приглашать контролеров ОТК, новаторов и передовиков производства, представителей технологической службы.
18
Т а б л и ц а 3
Протокол конкурса на звание «Лучший по профессии», проводимого в ГПТУ № 27 имени 30-летия ВЛКСМ, от 17 мая 1972 г.
(специальности «портной по пошиву мужского пальто»)
Результаты
|
Фамилия |
|
Организа |
рабоция местачего |
Соблюдение безотехники пасности |
|
|
|
|
|
|
||
с |
учащегося |
|
|
|
||
1 |
Нина |
Е. |
|
|
5 |
5 |
2 |
Екатерина |
Ш. |
5 |
4 |
||
3 |
Дина |
С. |
|
|
5 |
4 |
4 |
Ирина |
В. |
|
|
5 |
4 |
5 |
Валентина |
С. |
|
5 |
4 |
|
6 |
Ольга |
В. |
|
|
5 |
4 |
наблюдений в баллах
Усвоение приемов работы |
Усвоение пра вил техноло гии обработки деталей |
Оценка ка чества работы |
|
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Затрачено |
ч |
ч |
|
времени |
та |
VO |
|
|
п |
|
|
О) |
|
|
о. |
|
|
CJ |
2 |
20 |
5 |
2 |
20 |
4 |
2 |
50 |
4,2 |
2 |
50 |
4 |
2 |
55 |
4 |
2 |
50 |
4 |
|
Председатель ком иссии |
||
|
Члены |
к о м и с с и и ............................. |
.......... .................................... |
Борьба за |
высокое |
качество |
продукции — дело чести н |
долга каждого |
члена коллектива |
профтехучилища. |
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ И СПОСОБАМ САМОКОНТРОЛЯ
Анализ опыта мастеров производственного обучения и экспериментальные исследования дают возможность реко мендовать некоторые методы обучения приемам и способам самоконтроля.
В подготовительный период, когда учащиеся изучают тру довые движения, действия, приемы выполнения отдельных операций и комплексных работ с использованием несложной инструкционно-технологической документации, они не имеют еще производственного опыта и нуждаются в подробном и всестороннем устном и письменном инструктировании. Пись менные инструкции должны содержать рекомендации рацио нальных способов работы и самоконтроля. На основе этих документов проводится устное инструктирование учащихся
19