Файл: Организация и проведение контроля за качеством работы учащихся на занятиях производственного обучения в средних профтехучилищах швейников методические рекомендации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При работе с разделением труда также проводятся дни качества с участием общественных контролеров.

Большое значение в предупреждении отклонений от тре­ бований ГОСТов и ТУ, возникновения дефектов, ошибок имеет правильная организация рабочего места, внедрение новых рациональных методов обработки, применение средств малой механизации и, главное, личный показ ма­ стером выполнения рабочих приемов, трудовых операций. Мастеру необходимо всегда быть готовым оказать своему воспитаннику помощь, но ни в коем случае не выполнять за него работу.

Последний этап работы — это контроль со стороны ОТК. Два-три раза в месяц контролеры ОТК базовых предприя­ тий принимают изделия, изготовленные будущими рабочими. После их приемки рекомендуется организовать беседу конт­ ролера с учащимися, в ходе которой он даст характеристику допущенных дефектов, отметит хорошие изделия. Подобные беседы оказывают самое благотворное влияние на учащихся: замечания контролера ОТК надолго запоминаются, что спо­ собствует повышению качества работ.

Результаты проверки изделий контролерами ОТК зано­ сятся в журнал учета качества. Ниже приводится форма

журнала (форма 1).

Форма 1

Журнал учета качества готовых изделий, предъявленных к сдаче ОТК

Группа №

 

 

Наименование

Фамилия

С

изделия

учащегося

Й

Выявлен­ ные дефек­ ты. Замеча­ ния по ка­ честву из­ делия

Фамилия контроле­ ра ОТК

Подпись контроле­ ра ОТК

О тех, кто сдал работы с первого предъявления, целе­ сообразно упомянуть в листках-молниях.

Большая ответственность возлагается на учащихся и ма­ стеров производственного обучения в период производствен­ ной практики на базовых предприятиях.

14


Правильно организованный контроль и учет в этот период являются важнейшим средством обеспечения эффективности учебного процесса.

Методы работы мастера по развитию умений самоконтро­ ля разнообразны, выбор их зависит от условий деятельности воспитанников. Но в любом случае мастеру следует убе­ диться, что учащийся в достаточной степени разбирается в технических требованиях, предъявляемых к данной продук­ ции, освоил регулировки используемого оборудования, знает возможные отклонения на каждой выполняемой операции, причины их возникновения, способы предупреждения и ис­ правления.

Обращая внимание учащихся на необходимость постоян­ ного непосредственного самоконтроля в-работе, мастеру сле­ дует напоминать, что исправление дефекта не всегда воз­ можно, а отсутствие самоконтроля или его ослабление мо­ жет привести к браку.

Целесообразно стимулировать такие мотивы самоконтро­ ля, как желание улучшить свои показатели путем участия в социалистическом соревновании. Но, безусловно, все меры, направленные на повышение качества, будут эффективны только в том случае, если учащиеся имеют достаточный уро­ вень профессиональных умений и навыков. Поэтому при про­ ведении инструктажей рекомендуется тщательно и всесто­ ронне анализировать их практическую деятельность, крити­ чески разбирать ошибки и указывать способы предотвраще­ ния. Следует приучать будущих рабочих к систематической оценке своих действий, привлекать к анализу причин брака.

Разбирая тот или иной рабочий

прием,

важно

указы­

вать внешние признаки, по которым

можно

было бы

судить

о правильности протекания процесса обработки.

 

Существующая поточная организация производства швей­ ных изделий предусматривает осуществление пооперацион­ ного контроля, при котором каждый работающий на потоке прежде чем приступить к выполнению своей операции обязан проверить качество выполнения предыдущей. Для учащегося, проходящего производственную практику, это является осу­ ществлением одной из разновидностей взаимного контроля. Кроме того предусматривается такое расположение рабочих мест на потоке, которое позволяет учащимся проверять каче­ ство работы не только своих товарищей, но и рабочих. Та­ кой контроль осуществляется в основном органолептически и в довольно сжатые сроки, что требует не только знания

15


технологических нормативов выполнения предыдущей операции, но и определенных скоростных навыков сопоставле­ ния, сравнения, определения размеров, расстояний, симмет­ ричности и т. п. Для формирования умений скоростного конт­ роля целесообразно во время инструктажей давать отдель­ ным учащимся задание по проведению поэлементного конт­ роля полуфабрикатов, в ходе которого они без предваритель­ ной подготовки должны охарактеризовать качество обработ­ ки. Такие задания помогают решению целого ряда задач (за­ крепляются знания технологических нормативов, развивается мышление, наблюдательность, критическое отношение к сво­ им действиям, требовательность к товарищам, совершенст­ вуется способность к анализу, сравнению). Все это является особенно ценным в условиях работы на потоке.

Самоконтроль и сплошной пооперационный контроль на участке швейного потока не исключают вмешательства со стороны мастера цеха или мастера производственного обу­ чения. Последний должен учитывать не только качество ра­ боты, но и выполнение установленных норм выработки и норм времени, степень самостоятельности, уровень органи­ зации рабочего места и т. д. Такой контроль осуществляется во время обходов рабочих мест, причем его следует сочетать с показом эффективных, рациональных приемов работы.

Рекомендуется также периодический анализ записей в дневниках.

В условиях значительной разбросанности учащихся парабочим местам мастер подчас лишен возможности ежеднев­ но учитывать результаты выполнения производственных за­ даний (их количество и качество), поэтому учащиеся долж­ ны вести дневники учета выполненных работ.

Предлагается следующая форма дневника (форма 2).

По усмотрению мастера учащиеся могут делать в днев­ нике заметки о тех трудностях, которые встретились им в работе, причинах простоев и других потерях рабочего вре­ мени, новых освоенных приемах и способах работы.

Для того чтобы заполнение дневника было сознатель­ ным, и грамотным, мастеру следует ознакомить воспитанни­ ков с системой учета выработки, принятой в данном цехе, и с правилами ведения записей.

Дневники необходимо периодически проверять: анализ со­ держания записей служит предметом обсуждения во время индивидуальных и групповых инструктажей,

16

Ф о р м а 2

Дневник учета выполненных работ

Фамилия, и., о.

Группа №

1

1

1

1

Наименова­

ние работы

j Дата

Разряд

Затрачено времени рабочего часов7за Учащегося фактичес( ­ выполкое­

)нение

Выполнение внормы%

­

товленных изделий Количество возвратов

Подписьмастера потока

Подписьмастера производствен­ обученияного

Примечание

Количествоизго

 

Норма

 

 

 

 

 

 

 

 

выработки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[

 

 

Ежедневный учет количественных и качественных пока­ зателей работы дает возможность следить за прохождением учебной программы, накапливать необходимый материал для планирования инструктажей И, кроме того, является сти­ мулом для более качественного выполнения операций, имеет большое воспитательное значение.

По окончании производственной практики дневники сда­ ются в учебную часть. Во время квалификационных экзаме­ нов они предъявляются экзаменационной комиссии.

Вливаясь в рабочий коллектив базовых предприятий, уча­ щиеся должны бороться за честь фабричной марки, за при­ своение лучшим швейным изделиям Государственного знака качества, принимать активное участие во всех мероприятиях, направленных на улучшение качества продукции.

Все упомянутые формы контроля качества осуществля­ ются обычно внутри учебной группы, но существуют обще­ училищные формы, которые могут быть рекомендованы для применения на практике.

В общеучилищном масштабе целесообразно также созда­ ние так называемого «технического бюро», одной из задач ко­ торого является проведение рейдов по проверке качества ра­ боты учащихся в группах. О результатах рейдов сообщается^

в молниях и технических листках, выпускаемых. реджолл{рд,И)1Н

гией этого бюро.

j

«аучно-тЬхниче

2* Зак. 2419

?

библиотека О

 

 

} M Jr’ V J l V H u r c ; i


Два раза в месяц качество работ должно проверяться ко­ миссией в составе заместителя директора по учебно-произ­ водственной работе, старшего мастера, одного-двух масте­ ров производственного обучения. Рассматривается работа каждого учащегося, определяется средний балл. Этот пока­ затель учитывается при подведении итогов социалистическо­ го соревнования между группами.

Результаты работы комиссии с кратким анализом дефек­

тов записываются в журнал (форма 3).

Форма 3

Журнал по проверке качества учебно-производственных работ

ГПТУ № --------------------------

города

---------------------------

 

Тема:

 

 

 

Группа №

 

 

 

Фамилия и инициалы

Замечание

Оценка в баллах

п/п

учащегося

 

 

i

 

 

 

j

 

 

 

!

 

 

 

Общий балл:

П одпись с указанием долж ности :______________

Большую воспитательную роль в улучшении качества из­ делий играет организация шефства старших курсов над млад­ шими.

Обычно раз в год в профтехучилищах устраивается кон­ курс на звание «Лучший по профессии» и «Мастер-золотые руки». Победителям конкурса вручаются удостоверения и ценные подарки. Результаты конкурса оформляются в виде протокола, образец которого приведен ниже (табл. 3).

Значительный эффект дает регулярное проведение техни­ ческих конференций, посвященных вопросам качества про­ дукции. На конференции должны присутствовать все учащи­ еся, ее подготовка и проведение должны осуществляться в тесном контакте с отделом технического контроля базового предприятия. На конференцию рекомендуется приглашать контролеров ОТК, новаторов и передовиков производства, представителей технологической службы.

18


Т а б л и ц а 3

Протокол конкурса на звание «Лучший по профессии», проводимого в ГПТУ № 27 имени 30-летия ВЛКСМ, от 17 мая 1972 г.

(специальности «портной по пошиву мужского пальто»)

Результаты

 

Фамилия

 

Организа­

рабоция­ местачего

Соблюдение безотехники­ пасности

 

 

 

 

 

с

учащегося

 

 

 

1

Нина

Е.

 

 

5

5

2

Екатерина

Ш.

5

4

3

Дина

С.

 

 

5

4

4

Ирина

В.

 

 

5

4

5

Валентина

С.

 

5

4

6

Ольга

В.

 

 

5

4

наблюдений в баллах

Усвоение приемов работы

Усвоение пра­ вил техноло­ гии обработки деталей

Оценка ка­ чества работы

 

5

5

5

3

4

4

3

3

5

4

4

3

4

4

3

3

4

4

3

3

4

4

3

3

Затрачено

ч

ч

времени

та

VO

 

 

п

 

 

О)

 

 

о.

 

 

CJ

2

20

5

2

20

4

2

50

4,2

2

50

4

2

55

4

2

50

4

 

Председатель ком иссии

 

Члены

к о м и с с и и .............................

.......... ....................................

Борьба за

высокое

качество

продукции — дело чести н

долга каждого

члена коллектива

профтехучилища.

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ И СПОСОБАМ САМОКОНТРОЛЯ

Анализ опыта мастеров производственного обучения и экспериментальные исследования дают возможность реко­ мендовать некоторые методы обучения приемам и способам самоконтроля.

В подготовительный период, когда учащиеся изучают тру­ довые движения, действия, приемы выполнения отдельных операций и комплексных работ с использованием несложной инструкционно-технологической документации, они не имеют еще производственного опыта и нуждаются в подробном и всестороннем устном и письменном инструктировании. Пись­ менные инструкции должны содержать рекомендации рацио­ нальных способов работы и самоконтроля. На основе этих документов проводится устное инструктирование учащихся

19