Файл: Организация и проведение контроля за качеством работы учащихся на занятиях производственного обучения в средних профтехучилищах швейников методические рекомендации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из всего многообразия методов работы мастера по раз­ витию у своих воспитанников умений и навыков самоконтро­ ля перечислим некоторые:

при объяснении содержания предстоящей работы ма­ стеру целесообразно рассказать об условиях, позволяющих правильно выполнять рабочие приемы и операции;

первая технологическая операция, первая самостоя­ тельно обработанная деталь или узел должны быть тщатель­ но проверены учащимся и показаны мастеру, которому сле­ дует поинтересоваться ходом выполнения работы, задать контрольные вопросы, проверить подготовленность к даль­ нейшему осуществлению задания;

—• полезно предложить учащемуся рассказать о спосо­ бах самоконтроля применительно к выполняемой им работе, допущенных дефектах, об отклонениях от технических требо­ ваний и назвать их причины.

Текущий самоконтроль в зависимости от способа полу­ чения данных может быть прямым или косвенным. Так, не­ посредственный контроль размеров обрабатываемой детали или узла есть прямой самоконтроль. Контроль действия обо­ рудования есть косвенный самоконтроль (работа оборудо­ вания влияет на качество детали, узла).

По мере овладения умением самоконтроля учащиеся при­ влекаются к взаимному контролю качества выполняемых ра­ бот. Результаты взаимной проверки анализируются на за­ ключительном инструктаже.

Взаимный контроль может быть представлен в разных видах:

контрольный пост, поочередно обслуживаемый уча­ щимися;

взаимный контроль учащихся, работающих рядом;

поэлементный контроль по заданию мастера.

Контрольный пост (рабочее место контролера) должен быть оснащен приспособлениями и контрольно-измеритель­ ными инструментами, инструкционно-технологической доку­ ментацией, плакатами, иллюстрирующими правильные при­ емы контроля; Необходимо подготовить памятку-инструк­ цию учащемуся-контролеру, который должен работать на контрольном посту по графику. Ему заранее следует знать характер работы, которую он будет принимать, хорошо пред­ ставлять свои обязанности. Дежурный контролер подчиня­ ется мастеру группы и находится иод его наблюдением, а также отвечает перед ним за результаты своей деятелыю-

8


сти. Основная обязанность дежурного учащегося-контроле- ра — проверка качества работ, выполняемых товарищами по группе.

Взаимоконтроль учащихся, работающих рядом, органи­ зуется мастером или осуществляется по их собственной ини­ циативе. Обычно в процессе выполнения задания, желая убе­ диться в правильности своих заключений о качестве изго­ товляемой продукции, учащиеся обращаются друг к другу, особенно к соседям по рабочим местам. Такой взаимный конт­ роль должен умело направляться мастером. Критика това­ рища по работе всегда оказывает положительное влияние. Деловое общение при взаимном контроле обогащает зна­ ниями, выравнивает группу в усвоении изучаемого матери­ ала, способствует улучшению качества продукции. Однако взаимоконтроль не должен выходить за рамки делового об­ суждения качества продукции.

Таким образом, уже в подготовительный период имеются все возможности для обучения контролю и самоконтролю, определению точности и чистоты обработки деталей узлов, распознаванию допущенных ошибок и овладения способами их устранения и исправления.

Для учета оценок качества выполняемых работ в учеб­ ной группе рекомендуется оформление «Экрана качества» (табл. 2), на котором ежедневно за каждую выполненную работу мастер выставляет оценку. Форма экрана может

Группа №

Месяц

С Имя, фамилия

%учащегося

1 Валентина П.

2Людмила И.

3Нина С.

4Ольга М.

1Результаты

«балл — 5.

Т а б л и ц а 2

Экран проверки качества работ!

 

 

Оценка

в баллах

 

 

 

Средний

 

 

 

Дни проверки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

балл

 

 

 

 

 

 

19

 

 

1

3

| 13

14 !

15

I 7

20

22

 

_

_

3,5

3,5

3,5

4

5

4,5

3

4

.3,5

4

4

__

4,3

выражены в баллах (см. приложение 2). Наивысший

9



быть самая разнообразная. Наличие экрана имеет большое воспитательное значение: учащийся видит результаты своей работы и работы других; естественно, это способствует стрем­ лению улучшить ее качество.

При организации поэлементного контроля мастер пору­ чает отдельным воспитанникам проверить качество опреде­ ленных элементов работы. Например, одному из них мастер может предложить проверить ровноту строчки, другому — соблюдение размеров и т. д.

Полученные сведения помогают мастеру на текущем ин­ дивидуальном инструктаже судить о подготовленности уча­ щихся (как исполнителей, так и проверяющих). Если рабо­ та уже проверялась дежурным контролером, то мастеру не­ обходимо узнать его мнение о качестве выполнения задания.

В целях активизации учащихся следует привлекать их к анализу допущенных ошибок.

Во время вводного инструктажа или заключительной бе­ седы иногда целесообразно проанализировать работу дежур­ ных контролеров. Мнение мастера, конечно, решающее, но учащиеся должны понять, за что они получили ту или иную оценку.

Применение самоконтроля и взаимного контроля в про­ цессе производственного обучения дает мастеру возможность во время уроков больше времени уделять изучению приемов выполнения работ,'развитию у будущих рабочих активности и самостоятельности, совершенствованию умений применять теоретические знания на практике.

Контроль со стороны мастера основывается на том, что на уроках ему необходимо тщательно разъяснить технические требования, которым должна соответствовать изготавлива­ емая продукция, показать, как следует проверять ее качест­ во, каким образом обнаруживаются дефекты и отклонения от технических требований. При этом он должен использо­ вать знания учащихся, полученные ими в процессе изучения теоретических дисциплин. Свои пояснения мастеру целесо­ образно подкреплять демонстрацией эталонов швейных из­ делий и изделий, имеющих брак, и указывать причины его возникновения.

Качество обработки детали, узла изделия влияет на по­ следующие операции технологического процесса.

Одной из основных задач мастера является систематиче­ ское пополнение его воспитанниками знаний в области орга­ низации и проведения контроля, привитие им навыков без­

10

дефектной работы. Готовясь к вводному инструктажу необ­ ходимо заранее определить возможные типичные ошибки в работе учащихся и продумать меры, которые можно реко­ мендовать для их предупреждения, а во время проведения вводного инструктажа подробно проанализировать все эти вопросы.

При разработке очередного плана урока рекомендуется включать в него заранее продуманные обходы рабочих мест в целях контроля качества выполняемых работ.

Как показывает практика, основными причинами появле­ ния дефектов и брака в работе являются следующие факторы:

а) неполноценный или несвоевременный инструктаж ма­ стера;

б) неудовлетворительная подготовка оборудования, при­ способлений и инструмента;

в) неправильные приемы работы, небрежность и невни­ мательность в процессе выполнения задания;

г) работа без инструкционно-технологической документа­ ции;

д) неправильный выбор режима и методов обработки; е) неудовлетворительное нормирование учебно-производ­

ственных работ.

Вслед за подготовительным периодом производственного обучения наступает период специализации (по времени са­ мый продолжительный — 50"'/о к общему количеству часов, отведенных на производственное обучение портных), состоя­ щий из двух этапов:

изготовление швейных изделий индивидуально;

изготовление швейных изделий с разделением труда. Первый включает в себя выполнение отдельных техноло­

гических операций, обработку узлов, их монтаж, сборку из­ делия, контроль его качества. На этом этапе используется предметная система обучения. Занятия проводятся фронталь­ но с применением групповых и индивидуальных форм инст­ руктирования.

Обязательным условием для высокой качественной оцен­ ки изделия в этот период является соблюдение при выпол­ нении всех технологических операций требований государ­ ственных стандартов и технических условий, с которыми уча­ щиеся первоначально знакомятся на уроках специальной технологии и затем практически изучают их на занятиях производственного обучения. Понятия «стандарт» и «каче­ ство» должны составлять единое целое в сознании будущих рабочих.

П


Прежде чем учащиеся приступят к изготовлению первого изделия, мастеру необходимо ознакомить их с образцом-мо­ делью, которую училище получает с базового предприятия вместе с кроем и технической документацией (описание мо­ дели, технические условия, табель мер и т. д.).

Так как основополагающим принципом производственного обучения является воспитание и обучение на основе производи­ тельного труда, учащиеся профтехучилищ швейников на вто­ ром периоде обучения (специализация) непосредственно при­ ступают к изготовлению дорогостоящих изделий, которые из училища передаются для реализации в торговую сеть. Это еще раз требует сосредоточения внимания будущих рабочих на вопросах качества, серьезного и добросовестного отношения к работе.

Обязательным условием деятельности мастера является изготовление им лично швейного изделия. Работу над ним мастер ведет параллельно с учащимися группы. Показ тру­ довых приемов выполнения той или иной технологической операции мастер осуществляет во время вводного инструкта­ жа на изделии, которое он изготовляет. Изделие мастера — это тот же эталон, на который следует ориентировать уча­ щихся; последним необходимо стремиться свою работу вы­ полнить таким же образом.

ГОСТы и технические условия должны постоянно нахо­ диться в учебно-производственной мастерской.

В период изготовления первого изделия самоконтроль и взаимный контроль играют особо важную роль. Со стороны мастера производственного обучения в это время обязате­ лен ежедневный тщательный контроль качества работы каж­ дого учащегося и анализ выявленных дефектов и брака.

Большое значение имеет общественный контроль. Для его проведения привлекаются лучшие учащиеся. Обществен­ ные контролеры работают следующим образом: во всех груп­ пах назначается день качества, под руководством старшего мастера или1мастера общественные контролеры проверяют качество работы своих товарищей и оценивают его. Оценка качества сразу сообщается каждому исполнителю. Одновре­ менно указываются ошибки и допущенные дефекты, а так­ же даются советы по их устранению. Результаты проверки оформляются актами (см. приложение 1), на заключитель­ ном инструктаже результаты дня качества анализируются в группе.

12

Первое самостоятельно изготовленное учащимися швей­ ное изделие принимается, как правило, специально создан­ ной комиссией. Помимо этого, первое готовое изделие вы­ ставляется на общее обозрение. Замечания, возникшие в ре­ зультате осмотра этого изделия, фиксируются в специальном журнале. Они учитываются комиссией при оценке качества изделия. На основе проставленных комиссией оценок опреде­ ляется средний балл качества по группе. При выставлении оценок рекомендуется пользоваться балльной системой, дан­ ной в приложений 2.

Знаменательным событием в жизни училища, имеющим большое воспитательное значение, является праздник пер­ вого изделия, организуемый администрацией. На это меро­ приятие приглашаются родители, выпускники училища, уже работающие на промышленных предприятиях. К этому вре­ мени подготавливается выставка работ учащихся, выступ­ ления участников художественной самодеятельности и т. д. И конечно, хорошо сшитое изделие, вызывающее похваль­ ные отзывы присутствующих на празднике, является гордо­ стью будущих рабочих, способствует их дальнейшему со­ вершенствованию.

Когда учащиеся переходят к изготовлению изделия с раз­ делением труда, контроль приобретает еще большее значе­ ние. Организация работы с разделением труда приближа­ ется к производственным условиям швейного промышленно­ го предприятия. Учащиеся работают в составе бригады, каждый при этом выполняет свою часть задания, представ­ ляющего собой комплекс операций (разделение труда осу­ ществляется побригадно — по 15—20 человек, — а процесс изготовления сложного швейного изделия включает более 300 технологических операций). В этих условиях применя­ ются все виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, об­ щественное контролирование).

В первые дни работы с разделением труда возврат из­ делий для исправления дефектов бывает значительным. Но по мере повышения ответственности каждого и всего коллек­ тива, качество изделий резко улучшается. Если учащийся допустил более двух-трех возвратов, его фамилия заносится в «тетрадь брака», которая хранится у мастера производст­ венного обучения. К тем, кто допустил значительное число дефектов по зависящим от них причинам, применяются раз­ личные меры воздействия. Одной из таких мер является ча­ стичное снижение оплаты за пошив изделия, в котором были допущены дефекты.

13