Файл: Организация и проведение контроля за качеством работы учащихся на занятиях производственного обучения в средних профтехучилищах швейников методические рекомендации..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
Из всего многообразия методов работы мастера по раз витию у своих воспитанников умений и навыков самоконтро ля перечислим некоторые:
—при объяснении содержания предстоящей работы ма стеру целесообразно рассказать об условиях, позволяющих правильно выполнять рабочие приемы и операции;
—первая технологическая операция, первая самостоя тельно обработанная деталь или узел должны быть тщатель но проверены учащимся и показаны мастеру, которому сле дует поинтересоваться ходом выполнения работы, задать контрольные вопросы, проверить подготовленность к даль нейшему осуществлению задания;
—• полезно предложить учащемуся рассказать о спосо бах самоконтроля применительно к выполняемой им работе, допущенных дефектах, об отклонениях от технических требо ваний и назвать их причины.
Текущий самоконтроль в зависимости от способа полу чения данных может быть прямым или косвенным. Так, не посредственный контроль размеров обрабатываемой детали или узла есть прямой самоконтроль. Контроль действия обо рудования есть косвенный самоконтроль (работа оборудо вания влияет на качество детали, узла).
По мере овладения умением самоконтроля учащиеся при влекаются к взаимному контролю качества выполняемых ра бот. Результаты взаимной проверки анализируются на за ключительном инструктаже.
Взаимный контроль может быть представлен в разных видах:
—контрольный пост, поочередно обслуживаемый уча щимися;
—взаимный контроль учащихся, работающих рядом;
—поэлементный контроль по заданию мастера.
Контрольный пост (рабочее место контролера) должен быть оснащен приспособлениями и контрольно-измеритель ными инструментами, инструкционно-технологической доку ментацией, плакатами, иллюстрирующими правильные при емы контроля; Необходимо подготовить памятку-инструк цию учащемуся-контролеру, который должен работать на контрольном посту по графику. Ему заранее следует знать характер работы, которую он будет принимать, хорошо пред ставлять свои обязанности. Дежурный контролер подчиня ется мастеру группы и находится иод его наблюдением, а также отвечает перед ним за результаты своей деятелыю-
8
сти. Основная обязанность дежурного учащегося-контроле- ра — проверка качества работ, выполняемых товарищами по группе.
Взаимоконтроль учащихся, работающих рядом, органи зуется мастером или осуществляется по их собственной ини циативе. Обычно в процессе выполнения задания, желая убе диться в правильности своих заключений о качестве изго товляемой продукции, учащиеся обращаются друг к другу, особенно к соседям по рабочим местам. Такой взаимный конт роль должен умело направляться мастером. Критика това рища по работе всегда оказывает положительное влияние. Деловое общение при взаимном контроле обогащает зна ниями, выравнивает группу в усвоении изучаемого матери ала, способствует улучшению качества продукции. Однако взаимоконтроль не должен выходить за рамки делового об суждения качества продукции.
Таким образом, уже в подготовительный период имеются все возможности для обучения контролю и самоконтролю, определению точности и чистоты обработки деталей узлов, распознаванию допущенных ошибок и овладения способами их устранения и исправления.
Для учета оценок качества выполняемых работ в учеб ной группе рекомендуется оформление «Экрана качества» (табл. 2), на котором ежедневно за каждую выполненную работу мастер выставляет оценку. Форма экрана может
Группа №
Месяц
С Имя, фамилия
%учащегося
1 Валентина П.
2Людмила И.
3Нина С.
4Ольга М.
1Результаты
«балл — 5.
Т а б л и ц а 2
Экран проверки качества работ!
|
|
Оценка |
в баллах |
|
|
|
Средний |
||
|
|
|
Дни проверки |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
балл |
|||
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
1 |
3 |
| 13 |
14 ! |
15 |
I 7 |
20 |
22 |
|
|
— |
_ |
_ |
— |
3,5 |
— |
— |
3,5 |
— |
3,5 |
— |
4 |
— |
— |
— |
5 |
— |
— |
— |
4,5 |
— |
— |
3 |
— |
4 |
— |
— |
— |
— |
.3,5 |
— |
— |
— |
4 |
— |
— |
4 |
— |
__ |
4,3 |
выражены в баллах (см. приложение 2). Наивысший
9
быть самая разнообразная. Наличие экрана имеет большое воспитательное значение: учащийся видит результаты своей работы и работы других; естественно, это способствует стрем лению улучшить ее качество.
При организации поэлементного контроля мастер пору чает отдельным воспитанникам проверить качество опреде ленных элементов работы. Например, одному из них мастер может предложить проверить ровноту строчки, другому — соблюдение размеров и т. д.
Полученные сведения помогают мастеру на текущем ин дивидуальном инструктаже судить о подготовленности уча щихся (как исполнителей, так и проверяющих). Если рабо та уже проверялась дежурным контролером, то мастеру не обходимо узнать его мнение о качестве выполнения задания.
В целях активизации учащихся следует привлекать их к анализу допущенных ошибок.
Во время вводного инструктажа или заключительной бе седы иногда целесообразно проанализировать работу дежур ных контролеров. Мнение мастера, конечно, решающее, но учащиеся должны понять, за что они получили ту или иную оценку.
Применение самоконтроля и взаимного контроля в про цессе производственного обучения дает мастеру возможность во время уроков больше времени уделять изучению приемов выполнения работ,'развитию у будущих рабочих активности и самостоятельности, совершенствованию умений применять теоретические знания на практике.
Контроль со стороны мастера основывается на том, что на уроках ему необходимо тщательно разъяснить технические требования, которым должна соответствовать изготавлива емая продукция, показать, как следует проверять ее качест во, каким образом обнаруживаются дефекты и отклонения от технических требований. При этом он должен использо вать знания учащихся, полученные ими в процессе изучения теоретических дисциплин. Свои пояснения мастеру целесо образно подкреплять демонстрацией эталонов швейных из делий и изделий, имеющих брак, и указывать причины его возникновения.
Качество обработки детали, узла изделия влияет на по следующие операции технологического процесса.
Одной из основных задач мастера является систематиче ское пополнение его воспитанниками знаний в области орга низации и проведения контроля, привитие им навыков без
10
дефектной работы. Готовясь к вводному инструктажу необ ходимо заранее определить возможные типичные ошибки в работе учащихся и продумать меры, которые можно реко мендовать для их предупреждения, а во время проведения вводного инструктажа подробно проанализировать все эти вопросы.
При разработке очередного плана урока рекомендуется включать в него заранее продуманные обходы рабочих мест в целях контроля качества выполняемых работ.
Как показывает практика, основными причинами появле ния дефектов и брака в работе являются следующие факторы:
а) неполноценный или несвоевременный инструктаж ма стера;
б) неудовлетворительная подготовка оборудования, при способлений и инструмента;
в) неправильные приемы работы, небрежность и невни мательность в процессе выполнения задания;
г) работа без инструкционно-технологической документа ции;
д) неправильный выбор режима и методов обработки; е) неудовлетворительное нормирование учебно-производ
ственных работ.
Вслед за подготовительным периодом производственного обучения наступает период специализации (по времени са мый продолжительный — 50"'/о к общему количеству часов, отведенных на производственное обучение портных), состоя щий из двух этапов:
—изготовление швейных изделий индивидуально;
—изготовление швейных изделий с разделением труда. Первый включает в себя выполнение отдельных техноло
гических операций, обработку узлов, их монтаж, сборку из делия, контроль его качества. На этом этапе используется предметная система обучения. Занятия проводятся фронталь но с применением групповых и индивидуальных форм инст руктирования.
Обязательным условием для высокой качественной оцен ки изделия в этот период является соблюдение при выпол нении всех технологических операций требований государ ственных стандартов и технических условий, с которыми уча щиеся первоначально знакомятся на уроках специальной технологии и затем практически изучают их на занятиях производственного обучения. Понятия «стандарт» и «каче ство» должны составлять единое целое в сознании будущих рабочих.
П
Прежде чем учащиеся приступят к изготовлению первого изделия, мастеру необходимо ознакомить их с образцом-мо делью, которую училище получает с базового предприятия вместе с кроем и технической документацией (описание мо дели, технические условия, табель мер и т. д.).
Так как основополагающим принципом производственного обучения является воспитание и обучение на основе производи тельного труда, учащиеся профтехучилищ швейников на вто ром периоде обучения (специализация) непосредственно при ступают к изготовлению дорогостоящих изделий, которые из училища передаются для реализации в торговую сеть. Это еще раз требует сосредоточения внимания будущих рабочих на вопросах качества, серьезного и добросовестного отношения к работе.
Обязательным условием деятельности мастера является изготовление им лично швейного изделия. Работу над ним мастер ведет параллельно с учащимися группы. Показ тру довых приемов выполнения той или иной технологической операции мастер осуществляет во время вводного инструкта жа на изделии, которое он изготовляет. Изделие мастера — это тот же эталон, на который следует ориентировать уча щихся; последним необходимо стремиться свою работу вы полнить таким же образом.
ГОСТы и технические условия должны постоянно нахо диться в учебно-производственной мастерской.
В период изготовления первого изделия самоконтроль и взаимный контроль играют особо важную роль. Со стороны мастера производственного обучения в это время обязате лен ежедневный тщательный контроль качества работы каж дого учащегося и анализ выявленных дефектов и брака.
Большое значение имеет общественный контроль. Для его проведения привлекаются лучшие учащиеся. Обществен ные контролеры работают следующим образом: во всех груп пах назначается день качества, под руководством старшего мастера или1мастера общественные контролеры проверяют качество работы своих товарищей и оценивают его. Оценка качества сразу сообщается каждому исполнителю. Одновре менно указываются ошибки и допущенные дефекты, а так же даются советы по их устранению. Результаты проверки оформляются актами (см. приложение 1), на заключитель ном инструктаже результаты дня качества анализируются в группе.
12
Первое самостоятельно изготовленное учащимися швей ное изделие принимается, как правило, специально создан ной комиссией. Помимо этого, первое готовое изделие вы ставляется на общее обозрение. Замечания, возникшие в ре зультате осмотра этого изделия, фиксируются в специальном журнале. Они учитываются комиссией при оценке качества изделия. На основе проставленных комиссией оценок опреде ляется средний балл качества по группе. При выставлении оценок рекомендуется пользоваться балльной системой, дан ной в приложений 2.
Знаменательным событием в жизни училища, имеющим большое воспитательное значение, является праздник пер вого изделия, организуемый администрацией. На это меро приятие приглашаются родители, выпускники училища, уже работающие на промышленных предприятиях. К этому вре мени подготавливается выставка работ учащихся, выступ ления участников художественной самодеятельности и т. д. И конечно, хорошо сшитое изделие, вызывающее похваль ные отзывы присутствующих на празднике, является гордо стью будущих рабочих, способствует их дальнейшему со вершенствованию.
Когда учащиеся переходят к изготовлению изделия с раз делением труда, контроль приобретает еще большее значе ние. Организация работы с разделением труда приближа ется к производственным условиям швейного промышленно го предприятия. Учащиеся работают в составе бригады, каждый при этом выполняет свою часть задания, представ ляющего собой комплекс операций (разделение труда осу ществляется побригадно — по 15—20 человек, — а процесс изготовления сложного швейного изделия включает более 300 технологических операций). В этих условиях применя ются все виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, об щественное контролирование).
В первые дни работы с разделением труда возврат из делий для исправления дефектов бывает значительным. Но по мере повышения ответственности каждого и всего коллек тива, качество изделий резко улучшается. Если учащийся допустил более двух-трех возвратов, его фамилия заносится в «тетрадь брака», которая хранится у мастера производст венного обучения. К тем, кто допустил значительное число дефектов по зависящим от них причинам, применяются раз личные меры воздействия. Одной из таких мер является ча стичное снижение оплаты за пошив изделия, в котором были допущены дефекты.
13