Файл: Организация и проведение контроля за качеством работы учащихся на занятиях производственного обучения в средних профтехучилищах швейников методические рекомендации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Последовательность

Технические требования

Самоконтроль

выполнения операций.

и указания для выпол-

Эскиз

нения операций

 

Приутюжить' клапан вторично

Клапан

приутюжить со

Проверить ^ ровноту

стороны

подклапана

че­

краев и углов клапана

рез увлажненный

про-

 

утюжильник

 

 

Наметить

линию

Нанести

по

ширине

Проверить

ширину

притачивания

клапана

клапана

(со

стороны

клапана

и

припуска

 

 

 

подклапана) два-три ме­ для притачивания

 

 

 

ловых знака на рассто­

 

 

 

 

 

 

янии 3—8 см от нижне­

 

 

 

 

 

 

го края по прямой ли­

 

 

 

 

 

 

нии;

соединить

их по

 

 

 

 

 

 

линейке

 

 

 

 

 

 

 

Проверить

качество

Измерить

с

лицевой

 

 

 

обработки клапанов в

стороны

длину

и

шири­

 

 

 

готовом

виде

 

ну

клапана,

 

проверить

 

 

 

 

 

 

ровноту краев и углов;

 

 

 

 

 

 

проверить, не виден ли

 

 

 

 

 

 

подклапан

с

лицевой

 

 

 

 

 

 

стороны

 

 

 

 

 

 

 

В

период производственной

практики, когда

учащиеся

уже приобрели и закрепили умения самоконтроля, инструк­ тирование необходимо направлять главным образом на тех­ нологию изготовления изделий и знание технических требо­ ваний к их изготовлению.

Учащимся на этом этапе целесообразно выполнить рабо­ ту в составе бригады. Важно сосредоточивать их внимание на осмысливании комплексного задания и технических тре­ бований к законченному изделию. Наиболее характерен в данное время зрительный самоконтроль.

В качестве эталонов самоконтроля в этот период рекомен­ дуется использовать технические условия и ГОСТы на изго­ товление изделий.

Следует заметить, что, готовясь к очередному уроку, ма­ стеру, помимо подбора учебного материала по программе, определения цели и содержания урока, методов обучения, необходимо выбрать также метод самоконтроля и способы обучения ему.

24


Дефекты-

Причины дефектов

Клапан

перекошен

При

приутюживании

 

 

растянули клапан

Клапан

неровный по

Не

отмерили шири­

ширине

 

ну клапана

Подклапан

виден

с

ПодклапГН

шире и

лицевой

стороны

 

длиннее клапана

Клапан

в

уголках

В

уголках

клапана

отворачивается

на

ли­

выполнена недостаточ­

цевую сторону

 

 

ная

посадка

клапана

 

 

 

 

пли

подклапана боль­

 

 

 

 

ше заданных

размеров

Клапан в уголках Подклапан меньше загибается в сторону заданных размеров подклапана

Продолжение табл. 4

Способы устранения дефектов

Клапан выправить н приутюжить вновь

Удалить меловую ли­ нию; вновь отмерить ши­ рину клапана и нанести, новую линию

В решении этой задачи мастеру помогают письменные ин­ струкции, карты самоконтроля и т. п.

Рекомендуется заранее подобрать к уроку различные эта­ лоны, таблицы мер, режимы работы, ГОСТы, технические ус­ ловия, измерительные инструменты.

Во время подготовки к уроку мастеру следует определить форму активизации мыслительной деятельности учащихся, упражнения по самоконтролю, которые им надо выпол­ нить для успешного освоения профессиональных умений и навыков.

Проводя вводный инструктаж, мастеру важно направить внимание учащихся не только на выполнение производствен­ ного плана, приобретение определенных профессиональных. умений и навыков, но и на овладение способами контро-

25


ля и самоконтроля, изучение правил пользования измеритель­ ными инструментами, приемами проверки обрабатываемой детали, узла, изделия, правильности и своевременности осу­ ществления самоконтроля.

На заключительных инструктажах целесообразно анали­ зировать итоги наблюдений, которые рекомендуется про­ водить мастеру во время самостоятельной работы учащихся, и регистрировать их в журнале (форма 4).

Группа №

Дата

Фамилия

учащегося

Ф о р м а 4

Журнал регистрации наблюдений мастера

 

Соблюде­ ние техни­ ки безопас­ ности

Оценка

в баллах

Правиль­ ность прие­ мов работы

 

Организа­ ция рабо­ чего места

Контроль за дейст­ вием обо­ рудования

Умение применять знания на практике

Овладение самоконт­ ролем

Таким образом, формирование умений и навыков конт­ роля, самоконтроля и взаимоконтроля учащихся должно осу­ ществляться при сочетании различных форм и методов их овладения на всем протяжении производственного обучения, и успех во многом зависит от мастера, уровня его квалифи­ кации и методической подготовки.

Всегда следует помнить, что слишком частые проверки

•снижают производительность труда, а редкие могут приве­ сти к браку.

26


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АКТ

31 декабря 1973 г.

Мы,. нижеподписавшиеся, старший мастер Л., общественные контро­

леры В., Н., А., на основании распоряжения заместителя директора учи­

лища № 14 от 12 декабря 1973 г. провели «День качества» в группе № 5.

При проверке работ, исполненных учащимися, выявлено следующее:

Фамилия

Вид работы

Замеченные ошибки

Оценка

работы

учащегося

 

и дефекты

в баллах

Наталья Н.

Притачивание

Затяжки

на

подкладке

4

 

подкладки

 

 

 

 

3

Нина В.

Вметывание и вта-

Рукава

оттягивает назад

 

чивание рукавов

на 1/г клапана, оскал шва

4

Валентина Г,

Утюжка

Ласы,

вмятины, изделие

 

 

не просушено

 

 

Татьяна М.

Втачивание ворот-

Неровная

строчка

4

 

ника

 

 

 

 

 

 

 

Ст.

мастер

________ -

-------------

 

 

М астер _____________________ —

 

 

К о н тр о л е р ы __________________ __

27


 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ БАЛЛЬН АЯ

 

 

 

 

 

ВЫПУСКАЕМОЙ

 

 

Дефекты

 

 

Штраф­

 

 

 

 

ной балд

 

 

 

 

 

 

 

 

П а л ь т о ,

п и д ж а к ,

ж а к е т

 

 

 

Обработка борта

 

 

Искривление

края борта

 

 

 

0,5

Искривление края лацкана

 

 

 

0,5

Осыпается край борта, подборта

 

0,5

Неровная или редкая строчка борта, лацкана,рельефа

0,5

Неровная вспушка борта, лацкана

 

0,5

Редкая или затянутая вспушка борта, лацкана

0,5

Кривой

край

уступа лацкана

 

 

0,5

Кривая

линия раскепов

 

 

 

0,5

Недостаточная или чрезмерная посадка по лацкану

0,5

Несимметричный уступ лацкана

 

 

0,5

Неаккуратно подшит угол

борта

 

 

0,25

Неправильное расположение швов притачиваниянадета-

0,25

вок в подбортах

 

 

 

 

 

 

Обработка петель

 

 

Искривление петли при обтачивании или

ее прорубании

0,25

(снижение балла за 1 петлю)

 

 

 

Редко обметаны петли (снижение балла за 1 петлю)

0,15

Небрежно обметаны петли (снижение балла за 1 петлю)

0,10:

Петли разные по длине (снижение балла

за I петлю)

0,10

Косая закрепка петли (снижение балла за 1 петлю)

0,10

Неровная рамка петли при обтачивании

(снижение балла

0,15

за 1 петлю)

 

 

 

 

 

 

 

Обработка

воротника

 

Неаккуратная

стежка нижнего

воротника

0,25

Концы воротника по ширине несимметричны

0,5

Кран отлета воротника неровен

 

'

0,5

Редкая или кривая строчка по воротнику

0,5

Редкая или затянутая вспушка воротника

0,5

Не вспушен

меховой воротник

 

 

0,10

28