Файл: Обмоточно-изолированные, пропиточно-сушильные и сборочные работы в производстве электрических машин малой мощности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИНФОРМЗЛЕКТРО

ОБМОТОЧНО-ИЗОЛИРОВОЧНЫЕ, ПРОПИТОЧНО-СУШИЛЬНЫЕ И СБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ

В ПРОИЗВОДСТВЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН МАЛОЙ МОЩНОСТИ

МИНИСТЕРСТВО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ОТДЕЛЕНИЕ ВНИИЭМ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ (ИНФОРМЭЛ EKT POI

ОБЗОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

TC-25a, ТЕХНОЛОГИЯ H ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

ОБМОТОЧНОИЗОЛИРОВОЧНЫЕ,

ПРОПИТОЧНО-СУШИЛЬНЫЕ И СБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ В ПРОИЗВОДСТВЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН МАЛОЙ МОЩНОСТИ

МОСКВА • 1974

УДК 621.313-181.4.002.2

й-ТЄ**”`tTffr∙*W**∙* ‘1 ■' ,∙"π

Гс-с. публичная

яауччо-т'* ичаская

⅛r⅛,'i‰∏β→ • ЭІіГ: 'Oθ0^

»

I

Составители: Ш.С. Гогичайшвили, В.П. Алексеев, Н.А. Варданашвили

(Всесоюзный научно-исследовательский, проектно­ конструкторский институт технологии электричес­ ких машин малой мощности — ВНИИТМЭ, г. Тбилиси)

Проанализированы состояние и перспективы развития обмоточно—изолировочных,, пропиточно­ сушильных и сборочных работ в производстве электрических машин малой мощности.

Рассмотрены прогрессивные технологические процессы, методы производства и высокопроиз­ водительное специальное и специализированное оборудование (отечественное и зарубежное).

Приведены основные технические данные обо­ рудования.

© Отделение Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики

по научно-техническфй информации в электротехнике (Информэлектро), 1974.

ВВЕДЕНИЕ

Производство электрических машин малой мощности характери -

зуется чрезвычайным разнообразием технологических процессов. В

обзоре рассмотрены обмоточно-изолировочные, пропиточно-сушиль­

ные и сборочные работы - основные специфические процессы и обо­

рудование, имеющие наибольший удельный вес в трудоемкости из -

готовлений машин. При этом основное внимание уделено прогрес -

сивным технологическим процессам и специальному высокопроиз -

водительному оборудованию, разработанному ВНИИТМЭ и другими

организациями отрасли, а также лучшим образцам, созданным пе -

редовыми зарубежными фирмами.

3


ОБМОТОЧНО-ИЗОЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ

От качества выполнения обмоточно-изолировочных работ зависят надежность и долговечность электродвигателей в эксплуатации, по­ тери, нагрев отдельных элементов и др.

Принципиальная схема технологического процесса обмотки ста - тора включает комплекс операций по изготовлению пазовых клиньев и выводных концов, изоляционных прокладок, изолированию пазов статора, намотке секций и укладке их в пазы статора, эаклинива - нию обмотки в пазах, установке межфазных прокладок, присоедине - нию выводных концов, бандажированию и формованию лобовых ча­ стей.

Трудоемкость обмоточно-изолировочных работ составляет более 25% от общей трудоемкости изготовления электродвигателя; 7080% обмоточно-изолировочных работ выполняется вручную и лишь 20-30% операций механизировано, поэтому комплексная механиза­ ция и автоматизация этих процессов является первоочередной за­ дачей.

В машинах малой мощности сердечники имеют полузакрытые па­ зы круглой, овальной, трапецеидальной и прямоугольной форм.

Обмотки микродвигателей, преимущественно всыпные, наматыва­ ются из проводов круглого сечения в катушки на шаблонах или не­ посредственно в пазы.

Для обмоток применяют провода марок ПЭЛ, ПЭТ, ПЭВ-2, ПЭТВ, ПЭЛШО, ПЭЛШКО, ПЭТКСОТ.

На Пермском электротехническом заводе секции наматываются на станках типа ПН-200Н конструкции ВНІ4ИТэлектромаша, г.Харьков. Намоточные шаблоны съемные; перед снятием обмотки с шаблонов катушки связываются медной проволокой. Пазы статора изолируются на полуавтоматах. Обмотка укладывается в статор на трех пульсирующих конвейерах.

Уложенная обмотка закрепляется деревянным клином, а лобовая часть ее бандажируется.

ВНИИТэлектромаш разработал комплексно-механизированную линию для обмоточно-изолировочных работ на базе отечественного оборудования.

4

На вильнюсском электротехническом заводе 'Эльфа* секции электродвигателя КД-3,5 наматываются на двухшпиндельном полу­ автомате с рядовой раскладкой провода. Станок работает в авто - матическом режиме.

Для намотки секций обмотки электродвигателя ДА.ОЦ примени - ется специальный полуавтомат, имеющий безынерционное размоточ­ ное устройство. Намотка, отсчет числа витков и распределение их по секциям, а также остановка станка по окончании цикла намотки осуществляются автоматически. Намотанные катушки скрепляются (тепловая сварка) полиэтиленовой лентой на специальном станке.

Обмотку в пазы статора электродвигателя КД-3,5 укладывают на цепном вертикально-замкнутом пульсирующем конвейере с при­ нудительным ритмом. Процесс укладки обмотки расчленен на 12 операций. В статор электродвигателя ДАОЦ обмотку укладывают вручную на одном рабочем месте.

В статор электродвигателей ДХМ рабочая обмотка укладывается на одном рабочем месте, а пусковая - на другом. Секции обмотки наматываются на двухшпиндельных полуавтоматах.

Формование лобовых частей, установка клиньев, уплотнение об­ мотки в пазах выполняются вручную.

При механизированном процессе обмотку укладывают на комп­ лексно-механизированной линии, в состав которой входят обмоточ­ ные станки типа OC-IO (разработчик - ВНИИТэлектромаш).

Весь технологический процесс состоит из 14 операций, из них 10 - механизированы.

Пазы изолируются пленкоэлектрокартоном на полуавтоматах. Механизированы сборка схемы, уплотнение обмотки в пазах, фор - мование лобовой части, запрессовка клина в паз.

Лобовые части обмотки бандажируются вручную. Статоры к ра­ бочим . местам подаются по пластинчатому конвейеру. Рабочие мес­ та на конвейере оборудованы согласно требованиям НОТ.

На Лобненском электротехническом заводе секции пусковой и рабочей обмоток наматываются на съемные шаблоны, которые сво­ бодно надеваются на шпиндель станка; после окончания намотки шаблон снимается, а катушки связываются проволокой. Шаблон со­ стоит из двух одинаковых частей, соединенных пластинами с про - резями. Для снятия намотанной секции достаточно свести обе по­ ловины шаблона вместе. Секции проходят стопроцентный контроль по массе.

Пазы изолируются на полуавтомате. Укладка обмотки в пазы не расчленена (рабочий укладывает всю обмотку от начала до кон­ ца). Выводные концы припаиваются: вручную скручивается вывод­ ной конец с обмоткой, и место скрутки окунается в припой. Лобо­ вая часть обмотки изолируется изоляционными прокладками, подформовывается молотком, покрытым резиной, и бандажируется шнуром.

Затем лобовая часть формуется в приспособлении на гидропрес-

2953-2

5


се и бандажируется. После контроля электрических параметров статор по конвейеру подается на пропитку.

На тбилисском заводе 'Микродвигатель* пазы статора электро­ двигателя типа АВЕ-07 изолируются электрокартоном на автомате типа ИПС-7. Катушки наматываются на двухшпиндельном полуав­ томате типа ПН-200.

Укладка обмотки в пазы состоит из трех операций: укладки ра­ бочей и пусковой обмоток; приварки выводных концов; бандажирования лобовой части.

Пакет статора доставляют к рабочим местам на тележке, укла - дочные работы не механизированы.

Лобовую часть обмотки формуют на прессе.

Обмотку статора контролируют с помощью универсальных прибо­ ров.

Рассмотрим основные направления в области механизации и ав­ томатизации обмоточно-изолировочных работ при изготовлении электродвигателей малой мощности.

Оптимальным технологическим решением для изолирования па­ зов статоров следует считать механизированное изолирование па­ зов коробами с манжетами на станках-полуавтоматах типа ИПС. Пазовые короба изготовляются из лент рулонного изоляционного материала с высокими физико-механическими свойствами.

Полуавтомат типа ИПС-7 для изолирования пазов статоров электродвигателей типа АВЕ-07 снабжен счетчиком изолированных статоров и может подключаться к системе автоматического управ­ ления производством (АСУП), а также переналаживаться для ста­ торов различных исполнений.

Технические данные

 

Диаметр статора, мм:

 

наружный .......................................

140

внутренний....... ..............................

70

Длина пакета, мм ..........

33

Число пазов ......................................

24

Производительность, статоров/ч 130

Скорость изолирования, пазов/мин 155

Габаритные размеры, мм ...............

1255x710x1230

Масса, кг ............................................

450

Разработчик - ВНИИТэлектромаш.

 

Пазы статоров электродвигателей серий ДХМ, ДАО изолируются готовыми пазовыми коробками с манжетами на полуавтоматах типа ИПС-1М.

Скорость изолирования 130 пазов/мин, производительность 100-120 статоров/ч.

6


Пазы статоров электродвигателей серии 4А с высотами оси вращения 56 и 63 мм изолируются на полуавтомате (рис.1), ко­ торый по своим техническим данным не уступает аналогичным станкам зарубежных фирм Statomat (ФРГ), Possis (США) и др.

Полуавтомат предназначен для работы как в поточных линиях, так и самостоятельно.

PucJ

 

 

Технические данные

 

 

Внутренний диаметр статора, мм .............................

48-65

Длина пакета, мм ...........................................................

56-75

Число пазов .....................................................................

24;

36

Ширина изолировочного материала, мм ..................

62;

71; 80

Производительность, статоров/ч ..............................

120

 

Установленная мощность, кВт ....................................

0,6

 

Габаритные размеры, мм .............................................

880x750x

Масса, кг

хІЗЗО

540

В комплект поставки входят сменные детали и узлы. Разработчик - ВНИИТМЭ.

2

7

Эксплуатационная надежность электрической машины определяет­ ся, в первую очередь, рабочей температурой машины, а также нагревостойкостью, электрической и механической прочностью и вла­ гостойкостью применяемой изоляции. Изоляция должна обеспечивать бесперебойную работу в течение установленного срока эксплуатации машины.

Исследования, проведенные во ВНИИТэлектромаше, показали, что

при механизированном изготовлении обмотанного статора пазовая изоляция подвергается интенсивным механическим воздействиям,

особенно при опрессовке, осадке и бандажировании, что нередко вызывает ее повреждение, обусловливающее снижение электричес­ кой прочности и эксплуатационной надежности двигателей.

Поэтому материал пазовой изоляции должен обладать комплек­ сом физико-механических свойств (прочность, относительное удли­ нение, сопротивление надрыву, жесткость, электрическая проч­ ность), обеспечивающих устойчивость к интенсивным механическим воздействиям при механизированном изготовлении обмотанных ста­ торов.

Наиболее высоким уровнем таких свойств обладают пленочные материалы.

Для изолирования пазов статоров электродвигателей малой мощ­ ности перспективен метод нанесения покрытия напылением электро­ изоляционных смол. Напыленные покрытия из эпоксидных смол об­ ладают повышенной нагрево- и влагостойкостью и другими высоки­ ми эксплуатационными характеристиками. Одновременно с пазовой можно получить торцовую изоляцию; толщина изоляции (0,13 - 0,3) + 0,05 мм.

Применение напыленной изоляции облегчает укладку обмотки, значительно повышает производительность труда, позволяет легко автоматизировать процесс, экономить не только материал для па­ зовой изоляции, но и медь, поскольку лобовые части обмоток уко­ рачиваются, уменьшается их перегрев.

Существует несколько способов напыления изоляционных покры­ тий, основной из них - напыление в электростатическом поле.

Следует отметить, что этот способ можно применять только для качественно изготовленных пакетов статора (высокая точ - ность шихтовки, отсутствие заусенцев).

Наиболее трудоемкой из всех обмоточно-изолировочных работ является намотка статора.

Существуют две принципиально различные технологические схе­ мы этих работ:

укладка обмотки непосредственно в пазы статора на статорооб­ моточных станках;

предварительная намотка катушек и последующая всыпка их в пазы статора.

Статорообмоточные станки подразделяются на две подгруппы: к первой относятся станки с заходом иглы проводоводителя в паз,

8


ко второй - станки без захода иглы в паз. Преимущества станков с заходом иглы в паз: провод не касается стенок шлица и паза, способных повредить эмаль провода; исключается возможность по­ падания витков за пазовый короб, поскольку наконечник иглы

имеет заходные элементы.

Преимущества станков без захода иглы проводоводитепя в паз: исключается возможность повреждения уже уложенных в пазы вит­ ков; быстрая переналадка на различные типоразмеры статоров и параметры обмоток (шаг, число витков в катушке).

Из отечественных станков для обмотки статоров с большим диаметром расточки без захода иглы в паз в производстве малых электрических машин применяются станки типов OC-IO и OC-14х). На ряде отечественных заводов статорообмоточные станки при­ меняются только для непосредственной укладки рабочих обмоток в

пазы статоров; пусковые обмотки обычно укладываются вручную. Для укладки обмотки в пазы статоров электродвигателей серии

4А с высотами оси вращения 56 и 63 мм четырехполюсного ис — полнения применяется станок конструкции ВНИИТМЭ.

Станок предназначен для работы как самостоятельно, так и в поточных линиях.

Технические данные

Диаметр статора, мм:

 

 

наружный ......................................................

89;

IOO

внутренний ...................................................

55;

61

Длина пакета, мм ...........................................

47;

56; 65

Число пазов .....................................................

24

 

Вид паза ............................................................

полуоткрытый

Число полюсов .................................................

4

 

Производительность статоров ....................

15

 

Установленная мощность, кВт ...................

7,32

Габаритные размеры (без электрошкафа).,

 

 

MM ..................................................................

1180 X 1410x1470

Масса, кг .........................................................

2000

Разработчик - ВНИИТМЭ.

Наиболее перспективной следует считать технологию изготовле­ ния обмотанного статора методом раздельной намотки и всыпки с одновременным заклиниванием обмоток в пазах - как для однослой­ ных, так и двухслойных одно - и трехфазных электродвигателей.

Технические данные станков типа ОС приведены в сборнике 'Технологическое оборудование для электротехнического производ­ ства* - Оборудование для производства малых и средних электри­ ческих машин. Μ., Информэлектро, 25.10-73.

29S>3-≡>

<