Файл: Нирк, А. Д. Пособие машинисту бульдозера Д9G фирмы Катерпиллар.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Место смазки

Выше 0эС

Картер дизеля SAE30

Картеры транс­ SAE30 миссии большой конической ше­ стерни и муфт

картера

Бортовые ре­ SAE30

дукторы

Картер пуско­ SAE10W

вого двигателя

Трансмиссия SAE30 пускового двига­ теля

Кожух пру­ SAE30 жин подвески

Гидросистема SAE10W

От 0 до

От —12°С

—12°С

до -23°С

SAE10W* SAE10W

SAE30 SAE10W

SAE30 SAE30

SAE10W SAE10W

SAE10W SAE10W

SAE10W SAE10W

SAE10W SAE10W**

Т аблицз6

 

 

­

ния(СМ. табл. смазки)

Ниже

—23°С

Условные обозначе

 

 

SAE10W А

SAE10W А

SAE30 А

SAE10W. Б

SAE10W Б

SAE10W Б

SAE10W** В

* Масло SAE10W рекомендуется употреблять в картерах дизельных двигателей даже при температуре окружающего воздуха, равной 21°С. При температуре ниже —23°С требуется подогрев масла для свободной циркуляции при пуске дви­ гателя.

** При температуре ниже - 12°С рекомендуется разбавить масло керосином.

Разбавление следует начинать при —12°C,

увеличивая пропорцию до максималь-

ной (т. е. 25% от объема данной системы;

при температуре —23ÖC.

Гидравли-

ческие масла индустриального типа не требуют разбавления и могут

быть ис­

пользованы при очень низких температурах.

веществами, предназначенными для более умеренного климата. Подготовка машины для пуска сокращается. Ес­ ли применять третий способ, для всего бульдозера требу­ ются специальные арктические масла, пуск его затрудня­ ется. Рекомендуются первые два способа как более благо-

70


приятные для сохранения эксплуатационных качеств буль­ дозера.

Перед пуском двигателя нужно убедиться, что в ди­ зеле, а также в трансмиссии и гидравлической системе масло не застыло и имеет нужную вязкость, что определя­ ется по стеканию масла с масломерного щупа. Если масло с него падает каплями, вязкость достаточна для пуска двигателя.

Чтобы уменьшить поток воздуха сквозь радиатор, сле­ дует закрыть заслонки.

Пуск двигателя с помощью прямого электропускача осуществляется согласно инструкции.

Кроме того, для облегчения пуска можно пользоваться дополнительным обогревом двигателя, подогревом масла и антифриза, дополнительным аккумулятором или специ­ альной пусковой жидкостью.

1- Подготовка бульдозера к работе

Когда дизельный двигатель прогрет, нужно прогреть остальные узлы бульдозера, начиная с гидравлики. Дви­ гателю дают работать по крайней мере на ’/з оборота и медленно передвигают рычаг управления оборудованием в положение подъема. Первый раз оборудование подни­ мают только на несколько сантиметров и опускают мед­ ленно.

Продолжают движение, каждый раз увеличивая немно­ го высоту подъема.

Это делают со всем оборудованием и поочередно раз­ ными рычагами.

Затем проверяют трансмиссию, поочередно включая несколько раз первую передачу вперед и первую передачу назад.

При этом двигатель должен работать на низких холостых оборотах, а стояночный тормоз должен быть

71

включен. После этого опускают тормоз и дают .бульдозеру в течение нескольких минут двигаться несколько метров вперед и назад.

Проверку и подготовку трансмиссии к работе, первые сдвиги с места можно начинать, когда закончена подготов­ ка гидравлики к работе. Пока не достигнута нормальная эксплуатационная температура, бульдозер не должен рабо­ тать с полной нагрузкой.

Если при короткой остановке узлы бульдозера успеют остыть ниже нормальной температуры (эксплуатацион­ ной), их следует опять прогреть до начала работы с полной нагрузкой.

2. Стоянка бульдозера

Бульдозер нужно' оставлять на хорошоподготовленном месте, на деревянном настиле, что позволит избежать его примерзания к грунту.

Предварительно для.очистки ходовой части следует проехать по сухому месту назад и вперед на второй или третьей передаче 15—20 м; катки и гусеничную цепь нуж­ но очистить от грязи. Под навесное оборудование необхо­ димо подложить деревянные чурбаки для предотвращения примерзания.

Внимание!

1. Масло пускового двигателя, дизеля, трансмиссии и гидравлики должно быть настолько текучее, чтобы капало с масломерных щупов.

2. До начала работы нужно прогреть осторожными движениями гидравлику, трансмиссию и ходовую часть.

3.Если бульдозер останавливается на время, за которое какой-ли­ бо из узлов успеет остыть, до начала работы с полной нагрузкой его.

следует прогреть.

4.Смазка бульдозера и рыхлителя должна проводиться согласно

карте смазки.

-

72


При эксплуатации зимой применяют смазочные матери­ алы (см. табл. 6), имеющие требуемую текучесть при тем­ пературе окружающей среды.

Если нет требуемых смазочных материалов, следует применять другие способы эксплуатации, сохраняющие узлы бульдозера теплее, чем температура окужающей среды.

3.Техническое обслуживание в зимних условиях

Вдополнение к руководству по смазке, профилактике, эксплуатации и техническому обслуживанию необходимо выполнять следущие требования:

осмотреть бульдозер до пуска и после его остановки, обращая особое внимание на состояние шлангов, шин, ремней, электропроводов и соединений, наличие льда или замерзшей грязи на гусеничной цепи, колесах, звездочках

икатках.

Аккумуляторы должны быть заряжены до плотности электролита не менее 1250 г/см3.

Аккумуляторы следует хранить по возможности в теп­ ле, чтобы удержать требуемую мощность; например, при

— 18°С мощность аккумулятора

составляет

только 40%

мощности при +27°С.

 

 

Температура замерзания электролита зависит от его

плотности:

 

 

Плотность электролита,

г/см3

Температура

 

 

замерзания,

 

 

°С

1,280...........................................................................................

 

—68

1,250 .............................................................

 

—52

1,200 .........................................................

 

—27

1,150.............................................................................................

 

—15

1,100...........................................................................................

 

—6

73


Из топливного бака отстой следует сливать ежедневно, из корпусов топливных фильтров и системы подачи пус­ кового двигателя после каждых 50 ч работы.

Нужно ежедневно проверять морозостойкость анти­ фриза.

Самым пригодным считается 68%-ный раствор этилен­ гликоля (32% воды), его температура замерзания ниже

—54°С.

При снегопаде ежедневно проверяют элементы возду­ хоочистителя, так как лед может закупорить их.

Шланги «Катерпиллар» XT-З работают удовлетвори­ тельно при температуре —54°С, если они подготовлены и температура точки застывания масла в гидравлической системе —54°С.

Подготовка нового шланга XT-З, уже снабженного фитингами, заключается в том, что его опускают на 12 ч в ванну с гидравлическим маслом, точка застывания кото­ рого ниже —54°С.

Температура масляной ванны должна быть в пределах от +24° до —38°С.

Куски шланга без фитингов нельзя устанавливать на гидравлическую систему бульдозера. Указанная подготов­ ка придает шлангам гибкость, что позволяет им противо­ стоять температурам —54°С.

Внимание!

1. Применяйте в каждом узле правильную смазку.

2. Чаще проверяйте состояние резиновых деталей (шлангов, шин

иремней).

3.Чаще проверяйте морозостойкость антифриза.

4.Ежедневно сливайте отстой из топливного бака, заполняйте топ­ ливный бак после каждой рабочей смены.

5.При снегопаде ежедневно проверяйте воздухоочистители.

6. Сохраняйте аккумуляторы в тепле и полностью заряженными..

7. Осторожно пользуйтесь пусковой жидкостью. Соблюдайте инст­ рукции изготовителя..

74

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

До начала работы на бульдозере необходимо проверить прочность закрепления всех защитных кожухов, щитов, крышек, рычагов управления на плавность перемещения

изаблокировать их в нейтральном положении.

Взависимости от характера выполняемой работы реко­ мендуется пользоваться предохранительными ремнями, шлемом и защитными очками. До пуска двигателя следует удалить с машины и места производства работ посторон­ них лиц.

При подъеме на бульдозер и спуск с него нужно поль­

зоваться поручнями и ступеньками.

После пуска двигателя и его прогрева необходимо про* верить бортовые фрикционные тормоза на небольшой ско­ рости.

Во время работы нужно постоянно следить за показа­ ниями приборов, выбирать скорости движения, необходи­ мые для условий работы, знать тормозной путь на любой скорости и выбирать ее в соответствии с условиями рель­ ефа и нагрузки машин.

Путь движения машины необходимо заранее очищать от препятствий и обращать внимание на наличие канав, ов­ рагов, проволоки и др.

В случае ухода с машины даже на короткое время не­ обходимо заглушить двигатель и опустить навесное обо­ рудование.

Во время работы в вечернее и ночное время нужно периодически останавливать и осматривать бульдозер.

До начала технического обслуживания бульдозера дол­ жно быть опущено навесное оборудование, удалены с ме­ ста работы посторонние лица.

С особой осторожностью необходимо открывать крышку радиатора, сливные пробки, масленки и напорные фитинги.

При замене ножей бульдозера или зубьев рыхлителя необходимо под навесное оборудование поставить опоры.

75


При проведении технического обслуживания необходи­ мо следить за порядком, очищать рабочее место от мас­ ляных тряпок и других материалов, способных легко вос­ пламеняться.

При необходимости рекомендуется надевать специаль­ ные сапоги и защитные очки.

Запрещается проводить регулировки при движении бульдозера или работающем двигателе.

Запрещается пуск двигателя в плохо проветриваемом помещении, что! может привести к отравлению выхлоп­ ными газами.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Назначение и техническая характеристика ....

3

Система

питания

 

 

 

 

 

 

3

Система

смазки

..........................................................................

 

 

 

 

 

16

Система питания воздухом и выпуска отработанных

 

газов

 

охлаждения

 

 

 

 

 

24

Система

 

 

 

 

 

Электрооборудование

 

 

 

 

 

 

29

Узлы

силовой

передачи ..............................................

трансмиссии

.

.

31

Гидравлическое

управление

43

Пуск

двигателя

 

.

.

.

51

Техническое

обслуживание

55

Смазка

 

и

смазочные

материалы

 

 

 

 

65

Топливо

.... 68

Эксплуатация,

смазка

и техническое

 

обслуживание

 

в зимних

 

условиях ........................................................

 

 

 

 

 

 

69

Техника безопасности при работе и техническом

 

обслуживании

........................................................

 

 

 

 

 

75