Файл: Моляко, В. А. Социально-психологические условия повышения эффективности творческой научно-инженерной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обцество "Знание" Унраннсюй ССР

В.А.Иояяко

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ НАУЧНО-ИНЖЕНЕРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К а е в

1 9 7 4

& h

S O W

Валентин Алексеевич Моляко

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ НАУЧНО-ИНЖЕНЕРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материал подготовлен Республиканским Домом аковомической и научно-технической пропаганды

Ответственный за

выпуск

Б.Д.Комогорова

Научный редактор с .Е .З л °чевски*

Р е д а к т о р

Л.В.Спивак

К о р р е к т о р

в.А.Пустовойтенко

 

__

Общество "Знание" Украинской ССР

 

©

 

1974 г .

 

 

Подписано к

печати 30 xiiW i

БФ 3 S W

,

заказ 54

,

тирам 2 0 0

объем

1,8 уч .-и вд .л .

Цена

J

коп.

РДЭНТП,

г.Киев, булъвар Шевченко,

16.

 

Диалектика разви та человеческого со звания в условиях научно-технической революции носит весьма сложный и противо­ речивый характер и нуждается во всестороннем и систематичес­ ком изучении. В частности, перед психологией стоят две важ­ нейшие проблемы, разрешение которых имеет большое значение в успешном преодолении трудностей ассимиляции человеческого сознания к новым условиям и формам труда, а именно: проблема изучения адаптационных возможностей психики и проблоыа акти­ визации творческой интеллектуальной деятельности человека. Первая из этих проблем небезуспешно разрешается, например, в области так называемой инженерной психологии (изучение воз­

можностей человеческих анализаторов, прием и обработка инфор­ мации и т . д . ) . Вопросам изучения творческой деятельности так­ же уделяется все больнее, хотя все еще недостаточное, внима­ ние.

И та, и другая проблема взаимосвязаны. Во-первых, адапта­ ционные возможности психики и творческие потенциалы человека имеют "общий знаменатель" в сфере мыслительной деятельности, во-вторых, для каидой ыа зтих проблем одинаково важно про­ гнозирование проявлений психики в условиях "столкновения' с будущим" (новая техника, новые режимы работ, специфические особенности коллективного творчества и т .д .) . Ярким примером жизненно обусловленного слияния этих проблем является возник­ новение и развитие инженерно-психологического проектирования, связанного с конструированием систем "человек-машина", то есть таких систем, в которых заранее проектируются не только технические свойства, но и сани условия общения человека (на­ пример, оператора) с техникой.

3


Несомненно, прогрессирующая интеллектуализация человечес­ кого груда в значительной мере обуславливает характер приоб­ ретения новых знаний| навыков и умения, необходимых для успешного осуществления повседневных рабочих задач. Совре­ менный инженер имеет дело со значительно усложнившимися тех» ническини системами,, обладающими подчас принципиально новыми качествами, многоканальными информационными индикаторами; квалификационный уровень рабочих и техников, которыми руко­ водит инженер, намного выше, возникающие в процессе трудовой деятельности проблемы требуют от инженера проявления органи­ заторских способностей. Таким образом, в первой приближении можно говорить об интеллекте современного инженера как о структуре, включающей, в частности, не только систематизиро­ ванные узкопрофессиональные знания (например, по радиозлектропике, технологии машиностроения и т .д .) , но также знания общетехнического и общезкономического порядка, знания из об­ ласти социальных и психологических наук.

Не имея возможности рассматривать здесь все основные во­ просы, связанные с творчеством современного ученого и инже­ нера, мы остановимся лишь на некоторых аспектах самого твор­ ческого процесса, выбрав в качестве примера такой распростра­ ненный вид деятельности, как проектирование, которое, о одной стороны, охватывает процессы технического конструирования, а с другой, моделирует многие виды научной творческой деятель­ ности.

Психологическое изучение задач на проектирование

_________________ систем _______________________

Психологические исследования показывают, что любой твор­ ческий процесс можно условно разделить на три основные стадии стадию постановки задачи, выделения и осознания проблемы, по­ нимания задачи; стадию построения плана, замысла решения, по­ иска стратегии решения; стадию собственно решения, проверки замысла, воплощения плана и т .п . Это в равной мере относится с художественному, научному и техническому творчеству. Точно

и

так же протекает я процесс конструирования, проектирования, изобретательства, что отмечается как психологами, так и сами­ ми практическими работниками - конструкторами и изобретате­

лями.

Главное в творческом процессе - привнесение нового, при­ чем это новое может иметь место не только в конечном продук­ те творчества, но и в самом процессе создания, т .е . человек не только создает новую конструкцию, но создает ее особым, оригинальным путем, пользуется своеобразными приемами, что позволяет нам называть его умственную деятельность в процес­ се создания и его мышление творческими^ Попробуем проанали­ зировать процесс конструирования, начиная с первых этапов, связанных с получением технического задания, и кончая мо­ ментом принципиального завершения конструкции, т .е . моментом получения определенной структуры механизма, структуры, отве­ чающей поставленным в задании требованиям (имеется в виду стадия эскизного проектирования до детализации, проведения специальных расчетов и графического воплощения).

Решение конструкторской задачи может представлять собой как кратковременный (иногда порядка буквально нескольких ми­ нут), так и длительный процесс, зависящий от сложности самой задачи, ее новизны, объема и пр. С другой стороны, протекание процесса, в том числе и его временная характеристика, зависит от личности решающего. Знания, опыт и способности конструкто­ ра накладывают свой оригинальный отпечаток на "рисунок" ревения. Поскольку мы будем говорить больше о процессе решения, несколько абстрагируясь от личности решающего, уоредняя раз­ личные процессы, то нас, естественно, интересует в первую очередь все то, что связано со структурой процесса, его ста­ диями, микроэтапами и т .п . Речь пойдет о конструировании как таковом, и прежде всего на профессиональном уровне, который служит своего рода эталоном для ориентирования студентов и школьников nprf их подготовке к будущей деятельности, при осу­ ществлении профессионального отбора.

Мы попытаемся в сжатой форме проанализировать процесс ре­ шения конструкторской задачи на всех его важнейших стадиях,

5


попутно останавливаясь на основных особенностях мышления кон­ структоров при решении ими различных технических задач.

Во избежание недоразумений и неправильного толкования, от­ метим, как здесь понимаются некоторые термины.

Мышление - процесс решения задачи, та его часть, которая связана с использованием предыдущих знаний, поиском новых способов комбинации знакомых элементов, получением новых зна­ ний и выполнением, благодаря всему этому, поставленного зада­ ния. Понятно, что такое довольно широкое толкование понятия мышления в определенной степени дает основание говорить об умственной деятельности субъекта, т .е . о совокупности различ­ ных психических процессов, как оно бывает в естественных си­ туациях.

Задача - это то техническое задание, которое предъявляется испытуемому в форме текста с чертежом или в какой-то другой форме. Соответствующая формулировка условия создает для испы­ туемого проблему и в какой-то мере очерчивает поле поиска. Понятно, что любая из экспеоиментальных задач может по-разно­ му интерпретироваться и переформулироваться субъектом (объек­ тивная задача становится субъективной), но мы везде при этом сохраняем один и тот же термин, подразумевая., что с момента ознакомления о условием объективная задача в большей или мень­ шей степени понимается, осог>нается в становится субъективной.

Под системой вообще понимается наличие особым образом Упо­ рядоченных элементов (частей и п р .), выполняющих г совокуп­ ности определенную функцию (система управления, машина, чело­ веческий организм / 9 / ) . Кинематическая система, например, также не будет в этом отношении исключением: это сочетание большего или меньшего числа кинематических элементов (зубча­ тые колеса, валы, оси, червяки, муфты, звездочки, ценя, шки­ вы, ремни, гибкие передачи, кулачки и п р .), соединяемых для определенной цели, например, для передачи и преобразования вращательных, возвратно-поступательных, колебательных движе­ ний, для изменения скорости н направления вращения я передви­ жения я т .д .

Ряд других терминов, вводимых по ходу анализа, не получив­ ших пока "прав гражданства" в психологии, следует рассматри­ вать как рабочие.

б

Восновном наш анализ базируется на данных индивидуальных

игрупповых экспериментов, провидимых с конструкторами и на­ учными работниками различного стала и специализации/ напрммер, группы испытуемых с рабочим стажем от двух до десяти и более лет; механики, электрики и др.) Однако немало существен­ ных данных получено в результате бесед,, с помощью анкет, а также при изучении продуктов деятельности и путем обычного наблюдения за работой в естественных условиях.

Следует подчеркуть, что экспериментальные условия сами

по себе практически очень мало отличались от обычных произ­ водственных, и единственным существенным показанием естествен­ ного процесса решения было соблюдение требования инструкции о максимальном устном отчете и выполнении максимального коли­ чества эскизов. У экспериментатора, как правило, был длитель­ ный доэкспериментальный контакт с испытуемыми, и его присут­ ствие оказывало на решение минимально искажающее влияние.

В наших исследованиях и в исследованиях других авторов в качестве экспериментальных использовались различные производ­ ственные и искусственные задачи, но для удобства мы проведем анализ главным образом на кинематических задачах (типа проек­ тирования редукторов, коробок скоростей и передач и т . д . ) .

Задачи по кинематике имеют ряд достоинств среди других кон­ структорских задач; они удобны в качестве именно эксперимен­ тальных (иерархия перехода в подсистемы и системы, возмож­ ность классификации как элементов, так и узлов, блоков, меха­ низмов, близкое к реальному виду технических частей кодирова­ ние условными изображениями, возможность широкого варьирова­ ния условия и т .д .) , они же и типично конструкторские - при их решении требуется четко выражаемое построение самых разно­ образных единиц в различные соотношения.

Известно, что кинематические системы /КС/ могут быть боль-* шимм, сложными, и малыми, простыми; они могут, как и другие системы, включать подсистемы или сами входить подсистемами в более сложные системы (разумеется, не только в кинематические, например, в станке - коробкой передач, в автомобиле - короб­ кой скоростей и т .д .) . Наши задачи составлялись таким образом, что требовалось конструирование КС, начиная от небольших под-


систем и вплоть до достаточно сложных больших систем (от ма­ ленького узла, состоящего всего ив двух валов и четырех-пяти шестерен, до системы с целым рядом независимых я сложных це­ пей передач движения разного рода).

Приведем обобщенный пример типичной задачи.

На вал I подается вращательное движение о постоянной ско­ ростью. Требуется сконструировать содержащиеся в прямоуголь­ ном корпусе механизмы передачи движения с вала I , который расположен о левой стороны (меньвей) стороны корпуса, на ва­ лы I , 2, 3 и 4. При этом вал 2 должей иметь пять скоростей вращения (в обоих направлениях), вал 8 - семь скоростей (в одном направлении), а вал 4, помимо четырех скоростей враще­ ния в одном направлении,должен получать возможность совершать возвратно-поступательное движение на некоторое расстояние С. Валы 2, 3 и 4 расположены соответственно на верхней, правой и нижней части корпуса.

Задачи, как правило, составляли серии (по три-шесть задач в каждой), которые строились по принципу усложнения. В неко­ торые серии включались совершенно другие задачи, что наруша­ ло складывающийся ритм решения у испытуемых и позволяло выяв­ лять инвариантность некоторых типично творческих качеств их умственной деятельности.

Значительная часть задач построена по принципу "черного ящика* почти в прямом смысле этого слова. Так, из приведенно­ го выше примера видно, что испытуемому задаются только чисто внешние конструктивные данные: вход и выходы движений, сам корпус. Решающему фактически предстоит "заполнить", "проявить", "раскрыть" то, что якобы закрыто от него стенкой корпуса. При­ менительно к изучению именно конструкторской деятельности та­ кой принцип построения задач связан о характером деятельности конструкторов (а отчасти еще и студентов, которым приходитси по некоторым проекциям строить другие проекции или проводить

в

определенном месте сечения и изображать

то,

что в них

попа­

д ает), которым довольно часто приходится

(при

контакте с

меха­

низмами на производстве, когда нет времени или трудно произ­ вести разборку и т .п .) решать такого рода задачи. Заметим, что решение такого рода задач типично для конструирования и, не-

8


сомненно, моделирует и другого рода задачи, решаемые не толь­ ко в конструкторском практике, поскольку именно кинематичес­ кий "черный ящик" является типичной моделью функционирующей системы ( с р ., например с моделью, представленной С.Янгом / 9 / ) . Во многих случаях серии экспериментальных задач представ­

ляли собой развертку одной и той же задачи в ряд задач, что позволяло, в свою очередь, изучать процесс решения в развер­ нутом виде и сравнивать его с решением этой же задачи, когда она представлялась в одном условии (особенно это интересно при изучении интуитивного мышления, понимания, "инсайта" и

т .п .) .

Помимо приема "разворачивания" эадач мы также широко ис­ пользовали разнообразные комплексы затрудняющих условий, вво­ димых в задачу или хе в самом исходном тексте, или же в про­ цессе самого решения. Затруднения (их диапазон также был ши­ рок, начиная от требования, скажем, ве пользоваться соедини­ тельными муфтами ж кончай запрещением пользоваться нескольки­ ми типами передач, например, зубчатыми, фрикционными или ре­ менными, гибкими к т .д .) такого рода всякий раз требовали от испытуемых творческих решений, заодно замедляя процесс реше­ ния.

Анализ многократных решений одних и тех же задач различ­ ными испытуемыми позволил сделать выводы относительно индиви­ дуальных приемов решения, структуры процесса решения, лич­ ности решающего, группового решения задач и т .д .

В нашей распоряжении имезтся свыше трех тысяч решений бо­ лее чем 850 конструкторами, не считая большого количества данных бесед, анкет и других методов исследования. Сюда же следует отнести данные по решению подобных задач студентами

истаршеклассниками, которые мы используем для сопоставления

сданными умственной деятельности инженеров.

Общая структура процесса решения творческой задачи

При проведении экспериментов на первых этапах j испытуемых часто не было ярко выраженной заинтересованности в решении предполагаемых задач. Как правило, решение в большей или нень-

9