Файл: Моляко, В. А. Социально-психологические условия повышения эффективности творческой научно-инженерной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сейчас намечаются новые подходы к изучению мышления, к его определению (эвристика, кибернетические исследования и п р .). В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что необходимо расши­ рить число исследований профессионального мышления. Ведь со­ вершенно понятно, что мышление не существует вообще. Конечно, есть общие формы, виды мышления, операции и пр,, но в ливни приходится иметь дело с мышлением инженера, ученого, пред­ ставителя искусства, врача и т .д . У мышления могут быть воз­ растные характеристики и пр. Другими словами, всякий раз мыш­ ление конкретно и именно в этой его конкретности необходимо

его изучать. Изучение практического и теоретического мышления, сопоставление данных - все это поможет нам прийти к новому осмысливанию этого сложнейшего и важнейшего процесса. Именно в таком плане и имеет смысл рассматривать паши данные относительно повышения эффективности творческого труда инженера и ученого.

В основе умственной деятельности конструктора, решающего задачи по кинематике, находится именно специфическое техни­ ческое мышление, основная функция которого заключается в по­ строении конкретных структур, обладающих конкретными функцио­ нальными качествами.

Главное в этом мышлении - направленность на системные пре­ образования в механизме (узле, блоке, машине), которые приве­ ли бы к получению функционального эффекта определенного рода (характер и скорость движения, количество движущихся элемен­ тов и т .д .> . Это связано со стремлением путем анализа и син­ теза структур (систем) создавать конкретные комбинации эле­ ментов, образующих подсистемы, малые и большие системы.

Для конструкторского мышления характерно прежде всего образное соотнесение (в статике и динамике) как элементов, так и их сочетаний, причем диапазон этого соотнесения практи­ чески очень широк.

Важной чертой конструкторского мышления является его ана­ логичность как в формах, так и в приемах и методах. Стремле­ ние к аналогиям в различных ситуациях и на различных уровнях конструирования—существенный признак конструкторского мышле­ ния современного проектировщика. Этот признак детерминирован

28

условиями деятельности и требованиями к продукции. Разумеет­ ся, действия по аналогии в каком-то смысле можно считать менее творческими по сравнению с противопоставлениями, кон­ трастными действиями, в особенности когда ищут совсем другие принципы и структуры. Но тем не менее и аналогия, и контраст это - "близнецы" вое того ке универсального сравнения, кото­ рое в конструировании реализуется на каждом шагу.

Конструкторское мышление комбинаторно по существу. Оно по­ стоянно связано с элементами и системами разной величины, с перестановками, заменами, трансформациями и т .д . Способности

и умение комбинировать играют в творческой деятельности конструктора одну из ведущих ролей (проявление воображения, фантазии). Эта проблема нуждается в специальном исследовании. Конструкторское мышление, обладая в общем всеми признака­

ми мышления (других его видов), вместе с тем характеризуется также строгой логичностью. В этом отношении технические, на­ учные виды мышления иногда отличаются от художественных. Конструкторская мысль находит реализацию в объекте-механизме, который предназначается для функционирования в определенном месте, в определенных условиях и т .д . Механизм должен быть надежным, отвечать современным требованиям различного поряд­ ка, в нем должны учитываться и возможности работающего с ним человека, и социальные аспекты вообще. Поэтому всякая кон­ струкция проходит этапы всевозможнейшего контроля и проверок, направленных на устранение неточностей и ошибок различного порядка. Понятно, что конструктор не может создавать какойнибудь механизм, только лишь функционирующий, а должен соот­ носить его о комплексом требований, эталонов, окружающих'Усло­ вий, 'требований экономики, науки и техники вообще.

Творческий процесс проектировочной, как и любой другой на­ учной и инженерной деятельности, имеет и другую социальную детерминацию, проявляющуюся в коллективной деятельности. Хотя в основе творчества мы всегда имеем дело в конечном счете с деятельностью индивида (а часто только индивида, личности, как, например, в литературном творчестве, изобразительном творчестве и т . д . ) , но современное научное в техническое твор­

чество, связанное с решением больших, комплексных проблем, ха-

29



рактеризуется преимущественно именно коллективной деятель­ ностью. Коллективное творчество имеет свою специфику. Здесь, в частности, важными являются вопросы творческой обстановки, психологической совместимости работников, формирования рабо­ чих, взаимоотношений между работниками в процессе творчества. Проведенные нами исследования, анкетные опросы, беседы пока­ зали, например, что при решении конкретной^задачи весьма большое значение имеет, например, взаимопонимание членов творческой группы при обмене профессиональной информацией, а это связано с индивидуальными особенностями работников, такими как тип нервной системы, темперамент, тип памяти,

восприятия (слуховое, зрительное), индивидуальный стиль дея­ тельности (существенно, между прочш, какими стратегиями пользуются работники при решении проблем; например, абсолют­ ная склонность одного из них к аналоговым действиям может быть причиной конфликта, есЗш другие работники предпочитают принципиально новые варианты решения, и наоборот). Из сказан ного ясно, что повышение эффективности творческой деятель­ ности связано не только с улучшением индивидуального трудо­ вого процесса, но и о формированием творческого коллектива, о решением целого ряда вопросов оптимизации межличностных от ношений.

ММ М

хх

х

Вусловиях информационного взрыва и быстрого изменения материальной среды резко возрастают требования к адаптацион ным возможностям человеческой психики как в общем плане, так и в плане трудовой деятельности. Разумеется, это имеет прямое отношение и к научно-инженерному творчеству, охваты­ вающему все большее количество занятых в нем людей. Практи чески почти все виды научно-инженерной деятельности можно связать с проектированием,будь то конструирование технически

30

и нетехнических объектов, строительство заводов и жилых зда­ ний, создание автоматических комплексов, изменение материаль­ ной среды и т .д . Именно поэтому рассмотрение в качестве при­ мера конструкторско-проектировочной деятельности, которое легло в основу проведенного анализа, позволяет сделать выво­ ды, имеющие отношение к различным видам научного и техничес­ кого творчества, к деятельности инженеров различного профиля. Как показывают психологические исследования, в качестве фак­ торов, способствующих повышению эффективности творческого труда, можно отнести, во-первых, факторы улучшения индивиду­ ального творческого процесса деятельности (конкретно вто бу­ дет процесс решения новой задачи), во-вторых, факторы улучше­ ния функционирования творческих коллективов.

К первой группе факторов, которым здесь уделено главное внимание, относится оптимизация структуры творческого процес­ са, овладение умением правильно понимать задачу, строить ги­ потезу о ее решении, реализовывать стратегию решения в соот­ ветствии с условием конкретной задачи и субъективными возмож­ ностями. Существенно, например, пользоваться различными ана­ логами для построения новой системы, комбинировать различные элементы разных систем в поисках новых функций. Овладение ин­ женерными основами психологии стратегического мышления позволит им мбны)е тратить времени и сил на неорганизованный поиск, оптимальнее планировать свою деятельность, охватывать в реше­ нии все значимые для конкретного случая факторы. При этом творческий работник будет иметь возможность выявлять преобла­ дающие у него тенденции мышления и в дальнейшем пользоваться ими уже вполне сознательно, а не стихийно; он может существен­ но регулировать выработку у него индивидуального стиля деятель­ ности, который в значительной степени зависит 01 используемых' стратегий и который так иного значит.в процессе деятельности человека. Вполне понятно, что все это в конечном итоге ска­ жется не только на процессе творческой деятельности, но к на продуктах творчества, как скажется на них и учет психологичес­ ких требований к коллективу работников (подбор членов коллек­ тива с учетом их психологической совместимости, выбор лидера-

руководителя и п р .).

31


Ли т е р а т у р а :

1.Бартлетт Ф. Психика человека в труде и в игре. М., И8Д-ВО АПН РСФСР, 1959.

2. Бондаровская В.М., Горобец Г .К ., Иоляко В.А., Смульсон М.Л. Исследование стратегий решения задач в зарубеж­

ной психологии. -

"Вопросы психологии", 1972, й? 5.

 

3 . Диксон Д.

Проектирование

систем. М.,

"Мир", 1969.

4. Моляко В.А.

 

Психологическое изучение

стратегий

реше­

ния конструкторских задач. -

"Новые исследования в психоло­

гии и возрастной физиологии",

1971, * I ,

 

 

5. Иоляко В.А.

 

Некоторые

особенности мышления кон­

структоров при проектировании

кинематических систем. -

"Во­

просы психологии",

1971, И» 5.

 

 

 

 

6 . Моляко В.А. Применение теории графов при исследовании

процесса решения конструкторских задач.. - "Новые исследова­

ния в психологии и возрастной

физиологии", 1972, №2 .

 

7. Моляко В.А.

 

Изменение

образа при решении конструк­

торских

задач.

(Материалы XX

Международного психологическо­

го конгресса). М., 1972.

 

 

 

 

8 . Тихомиров О.К.

Структура

мыслительной деятельности

человека. М., Изд-во МГУ, 1969.

 

 

 

9 . Янг С.

Системное управление организацией. М.,

"Со­

ветское

радио",

1972.

 

 

 

 

10.

A kishige A. P sychological

study of zen. Tokyo,

197?.

11.

B erlyne

D.B. S tru c tu re

and d ire c tio n

in th in k in g . N .T .,

1965.

 

 

 

 

 

 

 

 

I Z ,

K o zieleck l

J .

Zagadnenia

psyohologii

m yslenia. Warszawa,

1966.