Файл: Моляко, В. А. Социально-психологические условия повышения эффективности творческой научно-инженерной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
Сейчас намечаются новые подходы к изучению мышления, к его определению (эвристика, кибернетические исследования и п р .). В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что необходимо расши рить число исследований профессионального мышления. Ведь со вершенно понятно, что мышление не существует вообще. Конечно, есть общие формы, виды мышления, операции и пр,, но в ливни приходится иметь дело с мышлением инженера, ученого, пред ставителя искусства, врача и т .д . У мышления могут быть воз растные характеристики и пр. Другими словами, всякий раз мыш ление конкретно и именно в этой его конкретности необходимо
его изучать. Изучение практического и теоретического мышления, сопоставление данных - все это поможет нам прийти к новому осмысливанию этого сложнейшего и важнейшего процесса. Именно в таком плане и имеет смысл рассматривать паши данные относительно повышения эффективности творческого труда инженера и ученого.
В основе умственной деятельности конструктора, решающего задачи по кинематике, находится именно специфическое техни ческое мышление, основная функция которого заключается в по строении конкретных структур, обладающих конкретными функцио нальными качествами.
Главное в этом мышлении - направленность на системные пре образования в механизме (узле, блоке, машине), которые приве ли бы к получению функционального эффекта определенного рода (характер и скорость движения, количество движущихся элемен тов и т .д .> . Это связано со стремлением путем анализа и син теза структур (систем) создавать конкретные комбинации эле ментов, образующих подсистемы, малые и большие системы.
Для конструкторского мышления характерно прежде всего образное соотнесение (в статике и динамике) как элементов, так и их сочетаний, причем диапазон этого соотнесения практи чески очень широк.
Важной чертой конструкторского мышления является его ана логичность как в формах, так и в приемах и методах. Стремле ние к аналогиям в различных ситуациях и на различных уровнях конструирования—существенный признак конструкторского мышле ния современного проектировщика. Этот признак детерминирован
28
условиями деятельности и требованиями к продукции. Разумеет ся, действия по аналогии в каком-то смысле можно считать менее творческими по сравнению с противопоставлениями, кон трастными действиями, в особенности когда ищут совсем другие принципы и структуры. Но тем не менее и аналогия, и контраст это - "близнецы" вое того ке универсального сравнения, кото рое в конструировании реализуется на каждом шагу.
Конструкторское мышление комбинаторно по существу. Оно по стоянно связано с элементами и системами разной величины, с перестановками, заменами, трансформациями и т .д . Способности
и умение комбинировать играют в творческой деятельности конструктора одну из ведущих ролей (проявление воображения, фантазии). Эта проблема нуждается в специальном исследовании. Конструкторское мышление, обладая в общем всеми признака
ми мышления (других его видов), вместе с тем характеризуется также строгой логичностью. В этом отношении технические, на учные виды мышления иногда отличаются от художественных. Конструкторская мысль находит реализацию в объекте-механизме, который предназначается для функционирования в определенном месте, в определенных условиях и т .д . Механизм должен быть надежным, отвечать современным требованиям различного поряд ка, в нем должны учитываться и возможности работающего с ним человека, и социальные аспекты вообще. Поэтому всякая кон струкция проходит этапы всевозможнейшего контроля и проверок, направленных на устранение неточностей и ошибок различного порядка. Понятно, что конструктор не может создавать какойнибудь механизм, только лишь функционирующий, а должен соот носить его о комплексом требований, эталонов, окружающих'Усло вий, 'требований экономики, науки и техники вообще.
Творческий процесс проектировочной, как и любой другой на учной и инженерной деятельности, имеет и другую социальную детерминацию, проявляющуюся в коллективной деятельности. Хотя в основе творчества мы всегда имеем дело в конечном счете с деятельностью индивида (а часто только индивида, личности, как, например, в литературном творчестве, изобразительном творчестве и т . д . ) , но современное научное в техническое твор
чество, связанное с решением больших, комплексных проблем, ха-
29
рактеризуется преимущественно именно коллективной деятель ностью. Коллективное творчество имеет свою специфику. Здесь, в частности, важными являются вопросы творческой обстановки, психологической совместимости работников, формирования рабо чих, взаимоотношений между работниками в процессе творчества. Проведенные нами исследования, анкетные опросы, беседы пока зали, например, что при решении конкретной^задачи весьма большое значение имеет, например, взаимопонимание членов творческой группы при обмене профессиональной информацией, а это связано с индивидуальными особенностями работников, такими как тип нервной системы, темперамент, тип памяти,
восприятия (слуховое, зрительное), индивидуальный стиль дея тельности (существенно, между прочш, какими стратегиями пользуются работники при решении проблем; например, абсолют ная склонность одного из них к аналоговым действиям может быть причиной конфликта, есЗш другие работники предпочитают принципиально новые варианты решения, и наоборот). Из сказан ного ясно, что повышение эффективности творческой деятель ности связано не только с улучшением индивидуального трудо вого процесса, но и о формированием творческого коллектива, о решением целого ряда вопросов оптимизации межличностных от ношений.
ММ М
хх
х
Вусловиях информационного взрыва и быстрого изменения материальной среды резко возрастают требования к адаптацион ным возможностям человеческой психики как в общем плане, так и в плане трудовой деятельности. Разумеется, это имеет прямое отношение и к научно-инженерному творчеству, охваты вающему все большее количество занятых в нем людей. Практи чески почти все виды научно-инженерной деятельности можно связать с проектированием,будь то конструирование технически
30
и нетехнических объектов, строительство заводов и жилых зда ний, создание автоматических комплексов, изменение материаль ной среды и т .д . Именно поэтому рассмотрение в качестве при мера конструкторско-проектировочной деятельности, которое легло в основу проведенного анализа, позволяет сделать выво ды, имеющие отношение к различным видам научного и техничес кого творчества, к деятельности инженеров различного профиля. Как показывают психологические исследования, в качестве фак торов, способствующих повышению эффективности творческого труда, можно отнести, во-первых, факторы улучшения индивиду ального творческого процесса деятельности (конкретно вто бу дет процесс решения новой задачи), во-вторых, факторы улучше ния функционирования творческих коллективов.
К первой группе факторов, которым здесь уделено главное внимание, относится оптимизация структуры творческого процес са, овладение умением правильно понимать задачу, строить ги потезу о ее решении, реализовывать стратегию решения в соот ветствии с условием конкретной задачи и субъективными возмож ностями. Существенно, например, пользоваться различными ана логами для построения новой системы, комбинировать различные элементы разных систем в поисках новых функций. Овладение ин женерными основами психологии стратегического мышления позволит им мбны)е тратить времени и сил на неорганизованный поиск, оптимальнее планировать свою деятельность, охватывать в реше нии все значимые для конкретного случая факторы. При этом творческий работник будет иметь возможность выявлять преобла дающие у него тенденции мышления и в дальнейшем пользоваться ими уже вполне сознательно, а не стихийно; он может существен но регулировать выработку у него индивидуального стиля деятель ности, который в значительной степени зависит 01 используемых' стратегий и который так иного значит.в процессе деятельности человека. Вполне понятно, что все это в конечном итоге ска жется не только на процессе творческой деятельности, но к на продуктах творчества, как скажется на них и учет психологичес ких требований к коллективу работников (подбор членов коллек тива с учетом их психологической совместимости, выбор лидера-
руководителя и п р .).
31
Ли т е р а т у р а :
1.Бартлетт Ф. Психика человека в труде и в игре. М., И8Д-ВО АПН РСФСР, 1959.
2. Бондаровская В.М., Горобец Г .К ., Иоляко В.А., Смульсон М.Л. Исследование стратегий решения задач в зарубеж
ной психологии. - |
"Вопросы психологии", 1972, й? 5. |
|
||||||
3 . Диксон Д. |
Проектирование |
систем. М., |
"Мир", 1969. |
|||||
4. Моляко В.А. |
|
Психологическое изучение |
стратегий |
реше |
||||
ния конструкторских задач. - |
"Новые исследования в психоло |
|||||||
гии и возрастной физиологии", |
1971, * I , |
|
|
|||||
5. Иоляко В.А. |
|
Некоторые |
особенности мышления кон |
|||||
структоров при проектировании |
кинематических систем. - |
"Во |
||||||
просы психологии", |
1971, И» 5. |
|
|
|
|
|||
6 . Моляко В.А. Применение теории графов при исследовании |
||||||||
процесса решения конструкторских задач.. - "Новые исследова |
||||||||
ния в психологии и возрастной |
физиологии", 1972, №2 . |
|
||||||
7. Моляко В.А. |
|
Изменение |
образа при решении конструк |
|||||
торских |
задач. |
(Материалы XX |
Международного психологическо |
|||||
го конгресса). М., 1972. |
|
|
|
|
||||
8 . Тихомиров О.К. |
Структура |
мыслительной деятельности |
||||||
человека. М., Изд-во МГУ, 1969. |
|
|
|
|||||
9 . Янг С. |
Системное управление организацией. М., |
"Со |
||||||
ветское |
радио", |
1972. |
|
|
|
|
||
10. |
A kishige A. P sychological |
study of zen. Tokyo, |
197?. |
|||||
11. |
B erlyne |
D.B. S tru c tu re |
and d ire c tio n |
in th in k in g . N .T ., |
||||
1965. |
|
|
|
|
|
|
|
|
I Z , |
K o zieleck l |
J . |
Zagadnenia |
psyohologii |
m yslenia. Warszawa, |
|||
1966. |
|
|
|
|
|
|
|
|