Файл: Мусаев, Б. С. Моделирование процессов товародвижения [обзор].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОСПЛАНА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ CCP
S,3E.∙iQΦ>Vsfr'> Γ7f*,t-r⅞
's*i' к klj, '⅛C- Г’/л £ І. «г ⅛ √*4 ɑɔ
Б. С. МУСАЕВ
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
Серия «Межотраслевая»
АзНИИНТИ
БАКУ - 1974 ' |
∙⅛⅛⅛≡ |
Азербайджанский научно-исследовательский институт
.< Научно-технической информации и технико-экономических исследований
i ' |
ГОСПЛАНА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ CCP |
ОБЗОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Б.С.Муоаев
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
Серія " Межотраслевая "
АзНИИНТИ Баку-1974
УЖ 5I,00I.57j338 (479.24)
АННОТАЦИЯ
. В обзоре рассмотрены методологические предпосылки математического моделирования процессов товародвижения, ана
лизируются различные подходы к решению этой проблемы и осве щаются результаты проведенных исследований по созданию оиатѳмы моделей оптимального планирования и управления экономическими процессами в сфере обращения.
Подробно характеризуются важнейшие фактори, определяющие эффективность товародвижения и метода их учета в математичес ких моделях.
На основе теоретического анализа в работе формулируются принципы построения комплекса моделей, которые следует положит^ в основу обоснования решений В области управления товародвижением.
Предлагаемая работа представляет интерес для экономистов : и работников, занимающихся практическими вопросами плаяирования и управления на различных уровнях народного хозяйства.
Обзорная информация одобрена и рекомендована к опубли кованию Вычислительным центром при НИИЭ Госплана Азербайджан^- ской ССР.
© АзНИИНТИ, 1974
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование управления хозяйственны!.® процессами - одно из важнейших условий неуклонного подъема эффективности общественного производства.
Необходимость управления экономическими процессами обусловливается тем, что в современных условиях всякий хозяй ственный процесс предполагает концентрацию коллективной трудовой деятельности людей.
"Всякий непосредственный общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавли вает согласованность между индивидуальными работгіми и вы полняет общие функции, возникающие из движения всего производ ственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов", [і].
Еще на заре Советской власти В.И.Ленин говорил о необхо димости создания науки управления, под которой он подразумевал "механизм экономических явлений, обдумывание работы в целом". [2].
Ленинское учение об управлении социалистической эконо микой получило дальнейшее развитие в теоретической и практичес кой деятельности Коммунистической партии Советского Союза, в творческой работе ученых и аппарата управления.
Непрерывный рост масштабов производства и усложнение его структуры требуют внесения соответствующих изменений в формы и способы управления экономикой. Одновременно уточняется
иобогащается само понятие "управление экономическими процессами*.
Всистеме социалистического хозяйствования важнейшее
место занимают піроцессы товародвижения.
В отечественной, а также в зарубежной экономической литературе нет единой формулировки понятия товародвижения. Во многих работах, где широко применяется это понятие, оно
вообще не раскрывается [з]. В ряде работ товародвижение понима
ется лишь как физический процесс, как. пространственное переме щение продуктов ИЗ C(J)OpH производства в. сферу потребления
[4,5].
3
Некоторые авторы дают более развернутые определения: "Под товародвижением мы подразумеваем... пути транспортировки и уровень товарных запасов" [ б]. "Транопортирование, хранение
товаров, купля и продажа их составляют процесс товародвижения
[7].
Последнее определение, достаточно полно характеризуя функции, осуществляемые в процессе товародвижения, все же, на наш взгляд, не охватывает всех его важнейших сторон.
Товародвижение - сложный экономический процесс. Он вклю чает весь комплекс хозяйственных отношений, возникающих на различных стадиях движения продукта - от момента преобразования природных ресурсов до получения конечных потребительских благ. Следовательно, в нашем понятии товародвижение шире понятия товарного обращения, содержанием которого являются лишь акты куплипродажи» Помимо зтих актов в понятие товародвижения входят и отношения, возникающие на стадии производства.
На практике функции производства и обращения настолько переплетаются, что,если мы хотим добиться не локального, а более широкого,народнохозяйственного эффекта, их невозможно рассматривать изолированно,
Тесная, органичеокая связь различных сторон товародвиже ния ставит перед исследователями и практическими работниками ряд проблем в области управления этим процессом.
Одновременный учет как можно большего числа факторов, при прочих равных условиях, позволяет рассчитать и выбрать
экономически более обоснованный вариант осуществления процесса. Однако на пути такого "воеохватывающеіх)" учета факторов стоит много трудностей. Заключаются они прежде всего в том, что в ряде случаев еще не решены чисто теоретические вопросы разработки столь сложных моделей, недостаточно выяснены метода количествен ного описания отдельных факторов и их взаимозависимости. Во~ вторых, "всеобъемлющий" охват факторов приводит часто к задачам огромной размерности, которые пока на удается решать при помощи современных электронновычиолительных машин. В-третьих, сложные модели, охватывающие множество факторов, в определенных условиях, оказываются экономически невыгодными; освобождение таких моде лей от некоторых факторов, хотя и делает постановку задачи менее точной, вполне компенсируется снижением расходов на по лучение практических результатов.
4
Таким образом, практика постоянно отавит перед исследо вателями проблему: стремиться к наиболее полному и точному описанию реальной жизни с достигнутыми возможностями осуществ ления этой задачи.
Современные достижения экономической и математической наук, а также успехи в создании быстродействующих электронных вычислительных машин позволяют в настоящее время ставить и ре шать ряд новых задач, направленных на обеспечение дальнейшего повышения экономической эффективности процесса товародвижения. И здесь, как и во всех других областях социально-экономической жизни общества, сказываются огромные преимущества социализма, открывающего безграничные возможности для применения новейших достижений науки и техники.
В условиях капитализма системы управления хозяйственными процессами разрабатываются отдельными фирмами прежде всего для того, чтобы устоять в борьбе с конкурентами.
"Не случайно поэтому многие системы, методы и формы, применяемые в настоящее время отдельны?® промышленниками и це лыми отраслями, в полной мере не отвечают потребностям, обуслов ленным характером продукта и обслуживаемого рынка" [в].
В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть в ком- |
і |
плекое важнейшие проблемы моделирования этих процессов. При этом |
• |
мы исходили из следующего методологического положения: процессы |
’ |
товародвижения нельзя рассматривать изолированно от всего про |
|
цесса функционирования социалистической экономики, а вопросы |
|
моделирования - в отрыве от современных достижений теории опти |
|
мального планирования и управления народным хозяйством, представ |
|
вляющей-собой творческое развитие марксистско-ленинского учения |
|
о социалистической системе хозяйства и механизме управления ею. |
|
Далее раскрываются сущность и место товародвижения в социалисти |
|
ческом хозяйстве, характер товарно-денежного механизма, особенно |
|
сти обращения средств производства и предметов потребления, |
|
определяющие специфические черты моделирования управления дви |
|
жением производственных ресурсов и потребительских благ. |
|
Как уже отмечалось, по вопросам экономико-математического |
|
моделирования хозяйственных процессов имеется обширная литература. Однако применительно к процессам товародвижения еще нет оистема- i тизированного комплекса моделей. Поэтому в работе дается анализ
5
имеющихся подходов к моделированию товародвижения и их крити ческая оценка. Этот анализ служит одной из исходных предпосылок разработки системы моделей оптимального планирования и управ ления процессе*! товародвижения.
OCHOME методологические предгіооілки
ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛШИЯ
социалистической экономикой |
• |
Основу планомерного руководства социалистическим хозяй ством составляет принцип оптимальности, выражающийся в том, что планирование объективно предполагает выбор такого варианта развития экономики, который в наибольшей степени соответствует цели всего общества. Полнота реализации принципа оптимальности определяется уровнем развития хозяйства и глубиной познания законов его развития.
Количественным выражением цели развития социалистической экономики является народнохозяйственный критерий оптимальности. Определение и количественное описание критерия оптимальности принадлежат к сложнейшим проблемам теории и включают опектр разнообразных вопросов.
В зависимости от τox∙o, как будет выбран и количественно описан критерий оптимальности или механизм его формирования, будут решаться и другие вопросы планирования, а также вычислять ся плановые и регулирующие показатели. В соответствии о приня тым в данной работе определением процесса товародвижения ясно, что оптимальный план товародвижения существенным образом зави сит от выбора глобального критерия, так как он определяет транс портировку, хранение, реализацию и частично переработку именно потребительских товаров и размещение заказов на них в сфере производства.
Поиск назлучшего значения народнохозяйственного критерия оптимальности должен производиться в области таких планов, которые удовлетворяют необходимым ограничениям, определяющим развитие экономики в данный момент (период) времени.
Ограничения, которые следует принимать во внимание при отыокании народнохозяйственного оптимального плана, веоъма многообразны [2,3,4,5,8].
6
Ниже приведен^ важнейшие ограничения, которые должны быть непосредственно изучены при планировании процесса товародвижения:
1.Ограничения на трудовые ресуроы по профеосиональноквалификационным группам, причем лишь по тем группам, пред - отавитѳли которых без переквалификации могут быть заняты только
воиотеме товародвижения (продавцы, механики и технологи узкой специальности и т.д.).
2.Возможности выбора технологических процессов ( в том чиоле процессов транспортировки, погрузки, разгрузки, хранения,
торговли ) в соответствии с достигнутым научно-техническим уровнем.
3. Ограничения на мощность и количество доступных специ ализированных технических оредств и производственных помещений (грузоподъемность, емкость, скорость и количество специализиро ванного транспорта, площадь или вместимость окладов, холодиль ников, торговых залов, пропускная способность и количество средотв погрузки и разгрузки, мощности вспомогательных средств - изготовление тары, фасовка, в некоторых случаях консервирование, сушка и т.д.).
Балансовые ограничениявнутренние для системы товародви жения. Например, вывоз продукции со оклада не должен превышать ее ввоза на склад.
Ограничения на трудовые реоурсы для професоионально-квалж- фикационных групп, представители которых могут быть заняты в народном хозяйстве также и вне системы товародвижения, очевидно, не являются внутренними, поскольку проблема распределения их между различными отраслями экономики не может быть решена в рамках системы товародвижения. Аналогичное утверждение справед ливо также для воех неспециализированных или неполностью специ ализированных технических оредств, в том числе транспортных.
Такая постановка вопроса нам представляется весьма важной потому, что она определяет границы плановых функций между раз личными уровнями народнохозяйственного управления и дает исход ные предпосылки для разработки экономико-математических моделей, в которых наблюдается четкое деление на внешние и внутренние ограничения по отношению к данной экономической системе - неотъе млемое условие корректности постановки задачи и получения соот ветствующих практических результатов.
7
Сложность проблемы формирования ограничений, которым должен подчиниться процеоо товародвижения, заключается в стбхастичности многих явлений, происходящих в самом товародви жении или влияющих на него. Соответственно, можно отметить два основных источника этой стохастичнооти, а иногда и неопре
деленности - это непосредственная овязь о потребительским опро сом, для которого отохастичность является неотъемлемым, орга нически присущим ему качеством и вое еще широкое использование в процеосе товародвижения ручного или маломеханизированного труда.
Остановимся еще на одном факторе, который обязательно должен быть учтен в планировании товародвижения, хотя проблема его количественной оценки еще далека от разрешения. Речь идет о качеотве обслуживания покупателей в торговой оѳти. Ясно, что качество обслуживания должно приниматься как одно из ограниче ний дня системы товародвижения, причем как внешнее ограничение,
задаваемое на основе социологических, а не только экономических данных.
Иерархичѳокая оиотема управления народным хозяйством, ее необходимость и праймущеотва
Народное хозяйство в целом представляет собой очень сложную систему и,как объект управления, обладает многими свойствами, затрудняющими решение задачи планирования и управ ления. К таким свойствам относятся: огромное количество эконо мических ячеек, связей между ними (информационных и продуктовых), отохастичность и неопределенность многих экономических процессов, взаимозаменяемость продуктов и ресуроов и т.д. Boe эти факторы являются источниками разнообразия народного хозяйства, как системы.
Продолжение аналогии о управлением экономическими сис темами неизбежно приводит к иерархическому построению структуры управляющих экономических систем, выражающемуся в организации системы управления как совокупности соподчиненных взаимодейству ющих органов управления, относительно автономных, т.е. облада ющих самостоятельностью в. определенных границах. Иерархическая структура предполагает, что каждый орган управления (кроме наивысшего, центрального) подчинен лишь одному органу управлѳ-
8
ния болае высокого уровня. Соответственно, иерархическая структура является многоуровневой, ее графическое изображение имеет вид дерева (в смысле теории графов).
Таким образом, кибернетический подход к построению сис тем управления прямо указывает, что иерархическая организация является средством повышения эффективности управления сложными объектами.
Иерархическая организация управляющей системы в настоящее время и в дальнейшем - важнейшее средство повышения эффективно сти управления сложными объектами и процессами. Принцип иерар хии будет использован нами и при построении системы управления процессов товародвижения, для которого характерны, хотя и в относительно меньших масштабах, многие из свойств народного хозяйства в целом, предопредаляицие сложность управления ими.
Важнейшее значение имеет определение локальных критериев оптимальности - основных инструментов оистемы стимулирования.
Необходимо отметить, что пока отсутствуют единая система моделей управления народным хозяйством и единая методология оптимального планирования, а цены заведомо далеки от цен опти мального плана, выбор локального критерия следует производить каждый раз после содержательного анализа условий функционирова ния объекта, его назначения в народном хозяйстве, структури и специфики, на оонове общих положений теории оптимального функцио нирования социалистической экономики. Такой подход мы и пытаемся реализовать при построении системы управления процессом товаро движения.
К наиболее сложным задачам теории и практики оптимизации управления относится построение иерархической структуры управ ляющей оистемы. Нынешняя структура, формировавшаяся десятиле тиями, концентрированно отражает огромный практический опыт управления социалистическим хозяйством. Однако она являетоя результатом интуитивно найденных решений, не подкрепленных достаточным априорным обоснованием. Справедливость таких решений лишь впоследствии подтверждается практикой хозяйствования. Если же она не подтверждается, мы видим на практике дейотвио неизбеж ного во всяком новом деле метода проб и ошибок.
Итак, при формировании иерархической структуры системы управления экономическим объектом или процессом можно исполь-
9