Файл: Муравьев, Е. П. Задачи и основные принципы перспективного планирования на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕХПРОМФИНПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ

Е. П. МУРАВЬЕВ

ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ПЕРСПЕКТИВНОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЭКОНОМИКА»

М о с к в а — 1972

М91

м з з

' У»; na'f& jr"

Этггработа Входит в серию брошюр, выпускаемых издательством «Экономика» под общим названием «Техпромфинплан предприятия».

Опыт работы промышленных предприятий, переведенных на но­ вую систему планирования и экономического стимулирования, пока­ зал, что выявление и использование резервов производства, а значит,

и повышение его

эффективности

в значительной

мере 1 зависят от

состояния технико-экономического

планирования

на предприятиях

(в объединениях)

и прежде всего от тщательности разработки тех-

промфинплана. Поэтому вопросам совершенствования внутризавод­ ского планирования и главным образом разработки техпромфинплана на современном этапе придается огромное значение.

В настоящей брошюре, посвященной рассмотрению задач и ос­ новных принципов перспективного планирования на предприятии, нашли отражение новые директивные и инструктивные материалы.

Брошюра рассчитана на широкие массы трудящихся. Она может использоваться также в школах коммунистического труда, слуша­ телями народных университетов, в системе экономического образо­ вания трудящихся.

Под редакцией доктора экономических наук

В. Н. ВОЙТОЛОВСКОГО

икандидата экономических наук

А. М . Л АЙ КОВ А

1—8— 5

120—72

ВВЕДЕНИЕ

XXIV съезд КПСС указал на необходимость совер­ шенствовать теорию и практику народнохозяйственного планирования. Планирование должно опираться на более точное изучение общественных потребностей, на науч­ ные прогнозы наших экономических возможностей. Раз­ витие и совершенствование перспективного планирования всегда относились к ключевым проблемам экономической политики Коммунистической партии и Советского госу­ дарства. Опыт разработки долгосрочных планов, начи­ ная с первого в истории государственного плана эконо­ мического развития — плана ГОЭЛРО, показал, что они являются наиболее целесообразной формой для форму­ лирования и решения принципиальных задач развития экономики, изыскания и учета необходимых для их вы­ полнения ресурсов, оптимального распределения и кон­ центрации средств. Долгосрочные хозяйственные пла­ ны являются важнейшим условием оптимального сораз­ мерения объемов производства с более или менее отда­ ленными потребностями народного хозяйства.

XXIV съезд КПСС сформулировал главную задачу на девятую пятилетку. Она состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уров­ ня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффек­ тивности, научно-технического прогресса и ускорения

3


роста производительности труда. Одним из условий ре­ шения этой задачи является совершенствование системы и методов перспективного планирования на промышлен­ ных предприятиях.

Перспективные планы позволяют охватить весь про­ цесс расширенного социалистического воспроизводства, включая не только воспроизводство совокупного общест­ венного продукта, но и процесс воспроизводства основ­ ных фондов и квалифицированных кадров для всех отра­ слей народного хозяйства. С помощью перспективных планов социалистическое общество может оказывать це­ ленаправленное эффективное воздействие на такие важ­ ные стороны развития народного хозяйства, как измене­ ния в социальной и производственно-отраслевой структу­ ре, улучшение размещения производительных сил и уско­ рение научно-технического прогресса.

Перспективное планирование (включая и долгосроч­ ное планирование) охватывает все уровни управления, начиная от народного хозяйства в целом и кончая отдель­ ным предприятием. Это позволяет осуществить «верти­ кальное» взаимодействие отдельных звеньев народного хозяйства — предприятия и отрасли, отрасли и народно­ го хозяйства — и пространственную, «горизонтальную», их организацию на территории с целью обеспечения ком­ плексного и пропорционального развития хозяйства ад­ министративных и экономических районов, союзных рес­ публик и всего народного хозяйства в целом.

1. ФОРМЫ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Современная система планирования основана на орга­ ническом сочетании прогнозирования, долгосрочного пла­ нирования, среднесрочного и годового планирования. Такая форма пирамиды планов дает возможность наи­ лучшим образом решать всю совокупность хозяйственно­ политических задач развития, начиная от более общих и отдаленных и кончая конкретными задачами текущего момента с учетом их взаимосвязи и взаимообусловлен­ ности.

XXIV съезд КПСС в качестве одного из важных путей совершенствования планирования указал на необходи­ мость разработки долгосрочного перспективного плана развития народного хозяйства СССР. Разработка такого плана должна быть направлена в первую очередь на обеспечение всесторонней интенсификации общественно­ го производства в условиях современной научно-техниче­ ской революции. Только на этой основе возможен каче­ ственно новый этап развития материально-технической базы коммунизма.

Долгосрочные прогнозы. Долгосрочные прогнозы име­ ют большое значение для решения комплексных народ­ нохозяйственных проблем. Они играют важную роль в повышении научной обоснованности долгосрочных пер­ спективных планов. Задача долгосрочного прогнозирова­ ния состоит в выявлении направленности процессов и

2-369

5


наиболее вероятных сроков наступления каких-то собы­ тий на разных стадиях их развития. На основе долго­ срочного прогноза вырабатываются стратегические реше­ ния по управлению этими процессами. Прогнозирование является обязательной составной частью деятельности всех уровней управления, начиная с высших и кончая отдельным предприятием.

На уровне управления народным хозяйством страны

(республики) прогнозируются наиболее общие, принци­ пиальные проблемы развития общества. Определяются направления изменений социальной структуры общества, рубежи роста народного благосостояния, соотношение фондов личного и общественного потребления, характер

иисточники роста производства, принципиальные осно­ вы создания материально-технической базы, направления

изадачи фундаментальных научных исследований, наи­

более вероятные результаты прикладных исследований и конструкторских разработок, которые можно применить на практике, состояние и перспективы рационального использования и воспроизводства природных и трудовых ресурсов и населения. Прогнозирование объективного развития этих явлений дает возможность научно форму­ лировать экономическую политику государства, выра­ жающуюся в создании долгосрочных программ достиже­ ния коренных целей развития социалистического общест­ ва с минимальными затратами ресурсов.

На уровне управления отраслью прогнозируются ко­ ренные, принципиальные вопросы развития отрасли: изу­ чение общественной потребности на продукцию отрасли, номенклатура и ассортимент продукции отрасли, сфера применения продукции отрасли в народном хозяйстве, вероятность появления новых видов продукции и новых модификаций, направлений возможных изменений в сырьевой и топливно-энергетической базе отрасли, наи­ более вероятные изменения в технике и технологии про­ изводства.

6

На уровне предприятия прогнозируются перспектив­ ная устойчивость отдельных видов выпускаемой продук­ ции, сроки появления и характер новых требований за­ казчиков к выпускаемой продукции и потребностей в новой продукции, состояние рынка по продукции, выпу­ скаемой предприятием.

Долгосрочные планы. Долгосрочный план имеет своей задачей найти решение отдельных народнохозяйственных проблем, например, долгосрочная схема развития и раз­ мещения производительных сил, долгосрочные програм­ мы жилищного строительства, развития образования и подготовки кадров, перестройки топливного баланса страны или комплексных программ, таких, как план освоения природных богатств Западной Сибири и др.

Долгосрочные планы разрабатываются на 10—15 лет. Они опираются на информационную базу прогнозов и решают проблему развития применительно к условиям и возможностям ближайшего временного отрезка. В от­ личие от прогноза долгосрочные планы являются дирек­ тивными, т. е. содержат в форме государственных зада­ ний программу мероприятий, направленных на целеуст­ ремленное преобразование или регулирование отдельных сторон социально-экономической и хозяйственной жизни общества.

За последние годы интерес к проблемам долгосрочно­ го планирования резко возрос. Увеличивающиеся мас­ штабы хозяйства, значительные ресурсы и высокий уро­ вень техники позволяют ставить все более крупные зада­ чи, для решения которых требуются продолжительные отрезки времени.

Перспективные пятилетние планы. Пятилетние планы в нашей стране являются основной формой среднесроч­ ного государственного директивного планирования. Пяти­ летний отрезок времени достаточен для того, чтобы охва­ тить весь цикл воспроизводства в подавляющей части отраслей народного хозяйства, и в то же время он позво-

2*

7


ляет обеспечить высокую степень вероятности и обосно­ ванности плановых заданий. В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС предприятия, руководствуясь зада­ ниями пятилетнего плана развития народного хозяйства

СССР на 1971—1975 гг., разрабатывают свои пятилетние планы. Это позволяет комплексно решать проблемы хозяйственной тактики и оперативного руководства хо­ зяйством. Перспективные пятилетние планы с разбивкой заданий по годам используются на всех уровнях управле­ ния одновременно и составляют так называемый единый хозяйственный план. Это решение основывается на из­ вестном указании В. И. Ленина, что «все планы отдель­ ных отраслей производства должны быть строго коорди­ нированы, связаны и вместе составлять тот единый хозяйственый план, в котором мы так нуждаемся»'.

На XXIV съезде КПСС подчеркивалась необходимость постоянной увязки долгосрочных планов с пятилетними и годовыми. При таком подходе можно эффективнее ре­ шать коренные проблемы развития нашей экономики. На базе прогнозов и долгосронных планов вырабатыва­ ется стратегическая линия экономического развития, ко­ торая преломляется в конкретные задачи ближайшего периода.

2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПЛАНОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

При разработке перспективных планов на предприя­ тиях первой и наиболее общей задачей является дости­ жение высокого уровня обоснованности плановых пока­ зателей.

Повышение степени научной обоснованности планов достигается применением наиболее совершенных мето-

1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 42, стр. 154.

8

дов разработки и обоснования плановых показа­ телей. На предприятиях должны получить распростране­ ние такие методы планирования, как расчет по факто­ рам на базе использования математических способов обработки информации и применения ЭЦВМ, корреля­ ционный метод. Должны широко применяться балансо­ вые расчеты на основе системы прогрессивных технико­ экономических норм и нормативов.

На XXIV съезде КПСС указывалось на необходимость дальнейшей разработки системы технико-экономических нормативов, применяемых в планировании. «Мы должны располагать, — отмечал на съезде А. Н. Косыгин, — науч­ но обоснованными нормами расхода сырья, топлива, электроэнергии, материалов, трудовых затрат. Плановые органы должны своевременно проводить пересмотр нор­ мативов, обеспечивая непосредственную связь этих норм с достижениями технического прогресса» '.

Совершенствование нормативного хозяйства является важным условием повышения научной обоснованности плановых заданий. Нормы и нормативы должны в макси­ мальной степени учитывать особенности производствен­ ного профиля предприятия, особенности состава и струк­ туры продукции, характера используемого сырья, ма­ териалов, топлива, энергии, технического уровня производства, качественного состава кадров и т. п. Нор­ мы и нормативы должны разрабатываться дифференци­ рованно по годам пятилетки с учетом реально возможных для каждого года результатов внедрения новой техники, совершенствования организации производства и труда, организации материально-технического снабжения. При разработке норм и нормативов следует в максимальной степени учитывать опыт передовиков данного предприя­ тия, наиболее передовых предприятий данной отрасли и других отраслей народного хозяйства. Разработка норм

1 Материалы XXIV съезда КПСС. Политиздат, 1971, стр. 168.

9