Файл: Муравьев, Е. П. Задачи и основные принципы перспективного планирования на предприятии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ТЕХПРОМФИНПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ
Е. П. МУРАВЬЕВ
ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ПЕРСПЕКТИВНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЭКОНОМИКА»
М о с к в а — 1972
М91
м з з
' У»; na'f& jr"
Этггработа Входит в серию брошюр, выпускаемых издательством «Экономика» под общим названием «Техпромфинплан предприятия».
Опыт работы промышленных предприятий, переведенных на но вую систему планирования и экономического стимулирования, пока зал, что выявление и использование резервов производства, а значит,
и повышение его |
эффективности |
в значительной |
мере 1 зависят от |
состояния технико-экономического |
планирования |
на предприятиях |
|
(в объединениях) |
и прежде всего от тщательности разработки тех- |
промфинплана. Поэтому вопросам совершенствования внутризавод ского планирования и главным образом разработки техпромфинплана на современном этапе придается огромное значение.
В настоящей брошюре, посвященной рассмотрению задач и ос новных принципов перспективного планирования на предприятии, нашли отражение новые директивные и инструктивные материалы.
Брошюра рассчитана на широкие массы трудящихся. Она может использоваться также в школах коммунистического труда, слуша телями народных университетов, в системе экономического образо вания трудящихся.
Под редакцией доктора экономических наук
В. Н. ВОЙТОЛОВСКОГО
икандидата экономических наук
А. М . Л АЙ КОВ А
1—8— 5
120—72
ВВЕДЕНИЕ
XXIV съезд КПСС указал на необходимость совер шенствовать теорию и практику народнохозяйственного планирования. Планирование должно опираться на более точное изучение общественных потребностей, на науч ные прогнозы наших экономических возможностей. Раз витие и совершенствование перспективного планирования всегда относились к ключевым проблемам экономической политики Коммунистической партии и Советского госу дарства. Опыт разработки долгосрочных планов, начи ная с первого в истории государственного плана эконо мического развития — плана ГОЭЛРО, показал, что они являются наиболее целесообразной формой для форму лирования и решения принципиальных задач развития экономики, изыскания и учета необходимых для их вы полнения ресурсов, оптимального распределения и кон центрации средств. Долгосрочные хозяйственные пла ны являются важнейшим условием оптимального сораз мерения объемов производства с более или менее отда ленными потребностями народного хозяйства.
XXIV съезд КПСС сформулировал главную задачу на девятую пятилетку. Она состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уров ня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффек тивности, научно-технического прогресса и ускорения
3
роста производительности труда. Одним из условий ре шения этой задачи является совершенствование системы и методов перспективного планирования на промышлен ных предприятиях.
Перспективные планы позволяют охватить весь про цесс расширенного социалистического воспроизводства, включая не только воспроизводство совокупного общест венного продукта, но и процесс воспроизводства основ ных фондов и квалифицированных кадров для всех отра слей народного хозяйства. С помощью перспективных планов социалистическое общество может оказывать це ленаправленное эффективное воздействие на такие важ ные стороны развития народного хозяйства, как измене ния в социальной и производственно-отраслевой структу ре, улучшение размещения производительных сил и уско рение научно-технического прогресса.
Перспективное планирование (включая и долгосроч ное планирование) охватывает все уровни управления, начиная от народного хозяйства в целом и кончая отдель ным предприятием. Это позволяет осуществить «верти кальное» взаимодействие отдельных звеньев народного хозяйства — предприятия и отрасли, отрасли и народно го хозяйства — и пространственную, «горизонтальную», их организацию на территории с целью обеспечения ком плексного и пропорционального развития хозяйства ад министративных и экономических районов, союзных рес публик и всего народного хозяйства в целом.
1. ФОРМЫ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Современная система планирования основана на орга ническом сочетании прогнозирования, долгосрочного пла нирования, среднесрочного и годового планирования. Такая форма пирамиды планов дает возможность наи лучшим образом решать всю совокупность хозяйственно политических задач развития, начиная от более общих и отдаленных и кончая конкретными задачами текущего момента с учетом их взаимосвязи и взаимообусловлен ности.
XXIV съезд КПСС в качестве одного из важных путей совершенствования планирования указал на необходи мость разработки долгосрочного перспективного плана развития народного хозяйства СССР. Разработка такого плана должна быть направлена в первую очередь на обеспечение всесторонней интенсификации общественно го производства в условиях современной научно-техниче ской революции. Только на этой основе возможен каче ственно новый этап развития материально-технической базы коммунизма.
Долгосрочные прогнозы. Долгосрочные прогнозы име ют большое значение для решения комплексных народ нохозяйственных проблем. Они играют важную роль в повышении научной обоснованности долгосрочных пер спективных планов. Задача долгосрочного прогнозирова ния состоит в выявлении направленности процессов и
2-369 |
5 |
наиболее вероятных сроков наступления каких-то собы тий на разных стадиях их развития. На основе долго срочного прогноза вырабатываются стратегические реше ния по управлению этими процессами. Прогнозирование является обязательной составной частью деятельности всех уровней управления, начиная с высших и кончая отдельным предприятием.
На уровне управления народным хозяйством страны
(республики) прогнозируются наиболее общие, принци пиальные проблемы развития общества. Определяются направления изменений социальной структуры общества, рубежи роста народного благосостояния, соотношение фондов личного и общественного потребления, характер
иисточники роста производства, принципиальные осно вы создания материально-технической базы, направления
изадачи фундаментальных научных исследований, наи
более вероятные результаты прикладных исследований и конструкторских разработок, которые можно применить на практике, состояние и перспективы рационального использования и воспроизводства природных и трудовых ресурсов и населения. Прогнозирование объективного развития этих явлений дает возможность научно форму лировать экономическую политику государства, выра жающуюся в создании долгосрочных программ достиже ния коренных целей развития социалистического общест ва с минимальными затратами ресурсов.
На уровне управления отраслью прогнозируются ко ренные, принципиальные вопросы развития отрасли: изу чение общественной потребности на продукцию отрасли, номенклатура и ассортимент продукции отрасли, сфера применения продукции отрасли в народном хозяйстве, вероятность появления новых видов продукции и новых модификаций, направлений возможных изменений в сырьевой и топливно-энергетической базе отрасли, наи более вероятные изменения в технике и технологии про изводства.
6
На уровне предприятия прогнозируются перспектив ная устойчивость отдельных видов выпускаемой продук ции, сроки появления и характер новых требований за казчиков к выпускаемой продукции и потребностей в новой продукции, состояние рынка по продукции, выпу скаемой предприятием.
Долгосрочные планы. Долгосрочный план имеет своей задачей найти решение отдельных народнохозяйственных проблем, например, долгосрочная схема развития и раз мещения производительных сил, долгосрочные програм мы жилищного строительства, развития образования и подготовки кадров, перестройки топливного баланса страны или комплексных программ, таких, как план освоения природных богатств Западной Сибири и др.
Долгосрочные планы разрабатываются на 10—15 лет. Они опираются на информационную базу прогнозов и решают проблему развития применительно к условиям и возможностям ближайшего временного отрезка. В от личие от прогноза долгосрочные планы являются дирек тивными, т. е. содержат в форме государственных зада ний программу мероприятий, направленных на целеуст ремленное преобразование или регулирование отдельных сторон социально-экономической и хозяйственной жизни общества.
За последние годы интерес к проблемам долгосрочно го планирования резко возрос. Увеличивающиеся мас штабы хозяйства, значительные ресурсы и высокий уро вень техники позволяют ставить все более крупные зада чи, для решения которых требуются продолжительные отрезки времени.
Перспективные пятилетние планы. Пятилетние планы в нашей стране являются основной формой среднесроч ного государственного директивного планирования. Пяти летний отрезок времени достаточен для того, чтобы охва тить весь цикл воспроизводства в подавляющей части отраслей народного хозяйства, и в то же время он позво-
2* |
7 |
ляет обеспечить высокую степень вероятности и обосно ванности плановых заданий. В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС предприятия, руководствуясь зада ниями пятилетнего плана развития народного хозяйства
СССР на 1971—1975 гг., разрабатывают свои пятилетние планы. Это позволяет комплексно решать проблемы хозяйственной тактики и оперативного руководства хо зяйством. Перспективные пятилетние планы с разбивкой заданий по годам используются на всех уровнях управле ния одновременно и составляют так называемый единый хозяйственный план. Это решение основывается на из вестном указании В. И. Ленина, что «все планы отдель ных отраслей производства должны быть строго коорди нированы, связаны и вместе составлять тот единый хозяйственый план, в котором мы так нуждаемся»'.
На XXIV съезде КПСС подчеркивалась необходимость постоянной увязки долгосрочных планов с пятилетними и годовыми. При таком подходе можно эффективнее ре шать коренные проблемы развития нашей экономики. На базе прогнозов и долгосронных планов вырабатыва ется стратегическая линия экономического развития, ко торая преломляется в конкретные задачи ближайшего периода.
2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПЛАНОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
При разработке перспективных планов на предприя тиях первой и наиболее общей задачей является дости жение высокого уровня обоснованности плановых пока зателей.
Повышение степени научной обоснованности планов достигается применением наиболее совершенных мето-
1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 42, стр. 154.
8
дов разработки и обоснования плановых показа телей. На предприятиях должны получить распростране ние такие методы планирования, как расчет по факто рам на базе использования математических способов обработки информации и применения ЭЦВМ, корреля ционный метод. Должны широко применяться балансо вые расчеты на основе системы прогрессивных технико экономических норм и нормативов.
На XXIV съезде КПСС указывалось на необходимость дальнейшей разработки системы технико-экономических нормативов, применяемых в планировании. «Мы должны располагать, — отмечал на съезде А. Н. Косыгин, — науч но обоснованными нормами расхода сырья, топлива, электроэнергии, материалов, трудовых затрат. Плановые органы должны своевременно проводить пересмотр нор мативов, обеспечивая непосредственную связь этих норм с достижениями технического прогресса» '.
Совершенствование нормативного хозяйства является важным условием повышения научной обоснованности плановых заданий. Нормы и нормативы должны в макси мальной степени учитывать особенности производствен ного профиля предприятия, особенности состава и струк туры продукции, характера используемого сырья, ма териалов, топлива, энергии, технического уровня производства, качественного состава кадров и т. п. Нор мы и нормативы должны разрабатываться дифференци рованно по годам пятилетки с учетом реально возможных для каждого года результатов внедрения новой техники, совершенствования организации производства и труда, организации материально-технического снабжения. При разработке норм и нормативов следует в максимальной степени учитывать опыт передовиков данного предприя тия, наиболее передовых предприятий данной отрасли и других отраслей народного хозяйства. Разработка норм
1 Материалы XXIV съезда КПСС. Политиздат, 1971, стр. 168.
9